Научная статья на тему 'Институт участия населения в отправлении правосудия'

Институт участия населения в отправлении правосудия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
575
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мицай Денис Геннадьевич

Статья посвящена изучению и выявлению необходимости общества принимать участие в отправлении правосудия. В статье рассматривается понятие и значение участия представителей общества в отправлении правосудия. В данной статье автор излагает актуальные вопросы отправления правосудия. Из этой статьи можно получить информацию о значении и роли участия общества в правосудии, а также необходимости в сохранении и совершенствовании в дальнейшем данного института демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мицай Денис Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF THE POPULATION IN JUSTICE REALIZATION

Article is devoted studying and revealing of necessity of a society to take part in justice realization. In article the concept and value of participation of representatives of a society of justice realization is considered. In given article the author states pressing questions of realization of justice. From this article it is possible to receive the information on value and a role of participation of a society in justice, and also necessities for preservation and perfection further the given institute of democracy.

Текст научной работы на тему «Институт участия населения в отправлении правосудия»

УДК 34.096

Д.Г. Мицай1

Институт участия населения в отправлении

правосудия

Статья посвящена изучению и выявлению необходимости общества принимать участие в отправлении правосудия. В статье рассматривается понятие и значение участия представителей общества в отправлении правосудия. В данной статье автор излагает актуальные вопросы отправления правосудия. Из этой статьи можно получить информацию о значении и роли участия общества в правосудии, а также необходимости в сохранении и совершенствовании в дальнейшем данного института демократии.

Важнейшим показателем демократического характера государственной власти служит участие народа в ее осуществлении. Народ участвует как в формировании государственных структур (через систему выборов), так и в их деятельности через систему разнообразных общественных организаций и объединений. Представители общества привлекаются и непосредственно к участию в деятельности государственных учреждений, например, судов в качестве заседателей (их можно назвать народными судьями). Разнообразные формы, в которых представители общества участвуют в организации и управлении государственными делами, есть выражение народного суверенитета2.

Это положение отражено в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». А в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ записано: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»3.

Например, в Конституции Итальянской Республики записано: «Правосудие отправляется именем народа. Судьи подчиняются только закону» (ст. 101); «закон регулирует случаи и формы прямого участия народа в отправлении правосудия» (ст. 102). Интересным образом существо правосудия как публичной функции отражено в Конституции Португальской Республики, в которой записано (ст. 205): «Суды являются органами власти с компетенцией отправления правосудия от имени народа»4.

Участие граждан в осуществлении правосудия следует считать принципом, несмотря на то, что далеко не по всем делам законом предусматривается их участие. Это объясняется значением и ценностью данного положения для всего порядка судопроизводства.

В России участие народных представителей в правосудии имеет давние исторические корни, является привычным элементом правовой культуры. Идея народного участия неразрывно с нашим национальным воззрением на правосудие.

Актуальность данной темы заключается в том, что участие народа в деятельности по осуществлению правосудия предопределено общественной задачей правосудия - слу-

1 Мицай Денис Геннадьевич, аспирант ВГУЭС по специальности 12.00.03 «Гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное частное право»

Контактный телефон 89024885434; E-mail: denismitsay@rambler.ru

Научный руководитель Верещагина Алла Васильевна, к-т юр. наук, доцент кафедры УПП ВГУЭС.

2 Ветрова Г.Н. Участие народных представителей в правосудии по уголовным делам / Г.Н. Ветрова / / Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 2001.- № 3. — С. 57-58.

3 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) / / Российская газета. — 1993.- 25 декабря. — С. 1, 4.

4 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / под ред. В.Н Каминской. — М.: Норма, 2000. — С. 45-46.

А.П. Латкин. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРИНЦИПАМ ФОРМИРОВАНИЯ.

жить средством разрешения конфликтов. Правосудие, осуществляемое в различных процедурных формах, обеспечивает защиту правопорядка.

Институт участия населения в отправлении правосудия можно рассматривать с двух позиций: в широком смысле и узком. Институт участия населения в отправлении правосудия в широком смысле включает в себя опосредованное участие населения в правосудии. Например, согласно ст. 81 Конституции РФ, граждане избирают Президента РФ -высшее должностное лицо РФ. А Президент РФ, согласно ст. 83 Конституции РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов. Таким образом, население, выбрав главу государства, делегирует ему полномочия, связанные с осуществлением правосудия, не участвуя при этом в непосредственном отправлении правосудия. Также в широком смысле к участию населения в отправлении правосудия следует отнести институт свидетельство-вания и понятых. Население в этих случаях непосредственно не участвует в принятии решений по делу, но оно все же опосредованно влияет на осуществление правосудия. Вообще понятие института участия населения в отправлении правосудия достаточно обширная категория, и включает в себя также общее правило об обязанности соблюдения законов. То есть если общество будет выполнять обязанность по соблюдению законов, то это тоже в свою очередь является опосредованным выражением участия населения в отправлении правосудия.

В узком же смысле институт участия населения в отправлении правосудия включает в себя непосредственное отправление правосудия населением. То есть, когда население принимает решения по судебным делам, когда оно активно участие в рассмотрении и разрешении таких дел по существу.

Следовательно, институт участия населения в отправлении правосудия включает в себя как широкое значение данного института, так и узкое.

Для чего же необходимо участие населения в отправлении правосудия? Представители общества, являясь различными социальными слоями и группами, привносят в суд знание жизни во множестве ее самых многообразных проявлений. Они создают возможность судить не только на основе бесстрастной буквы закона, но и проявить при этом милосердие и учесть при выборе кар за преступление такие жизненные обстоятельства, которые могут быть оценены как смягчающие вину1. Народные представители служат препятствием на пути превращения правосудия в механическую, рутинную деятельность по применению закона.

Значение участия народных представителей в осуществлении правосудия видно в историческом разрезе. Так, в эпохи, когда правосудие меньше всего служило личности, а в большей степени обеспечивало интересы власти к государству, преобладал профессиональный (коронный) элемент в осуществлении правосудия2. Иногда это была единственная форма осуществления правосудия, и ни о каком социальном контроле за осуществлением правосудия речи не шло, как и вообще о контроле со стороны гражданского общества за институтами государственной власти. Контроль со стороны гражданского общества за деятельностью органов государственной власти связан с развитием различных институтов демократии3. Для демократии, как известно, необходим определенный уровень социально-экономического развития. Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с повышением социально-экономического уровня, население активнее участвует в отправлении правосудия. Один из них — участие граждан в судебной деятельности. И хотя существование различных форм суда с участием представителей народа имеет дав-

1 Гробовенко Я.В. Основные черты уголовного процесса стран народной демократии. По материалам некоторых европейских стран народной демократии / Я.В. Гробенко / / Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 2003. — № 4.- С.56.

2 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права / М.Ф. Владимиров-ский-Буданов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — С. 112-113.

3 Лубенский А.И. Правосудие по законодательству капиталистических государств / А.И. Лубенский. — М.: Юридическая литература, 1999. — С.157-158.

ние исторические традиции, именно с развитием гражданского общества они приобретают особое значение.

Не без оснований можно считать, что и на соблюдение процедурных правил влияет участие народных представителей. Нет их в суде — и мы имеем примеры небрежного отношения к процессуальной форме, различные нарушения не только отдельных процедурных правил и норм, но и принципов правосудия, таких, как устность, гласность, состязательность, непосредственность.

Можно утверждать, что даже не очень активные в ходе судебной деятельности народные представители с успехом выполняют эту функцию социального контроля. Уже простое присутствие их в процессе «дисциплинирует» судью.

Народные представители обеспечивают связь «суд — общество». Происходит двустороннее взаимовлияние. Помимо того, что общество влияет на процесс отправления правосудия, суд тоже влияет на развитие представлений граждан о законе и праве, прививает навыки законопослушного поведения. Участвуя в отправлении правосудия, граждане «проходят» своего рода школу правового воспитания. Они усваивают смысл и значение многих процессуальных принципов, к примеру, таких, как презумпция невиновности, состязательность и равноправие сторон1.

Необходимость сохранения народного участия в правосудии, особенно в уголовном, определяется, прежде всего, приверженностью современного российского государства демократическим тенденциям развития мировой цивилизации в целом. Однако имеются и специфические причины. Всему миру известна проблема коррупции, в том числе и в правосудии. Участие народного элемента в суде в случае эффективного функционирования соответствующих правовых институтов — это ощутимый сдерживающий фактор для коррумпирования правосудия2.

Общественный контроль — главное средство нейтрализации любых негативных процессов во власти, и правосудие не является исключением и объясняется это необходимостью участия общества в осуществлении правосудия. А это связано с тем, что представители общества вносят в правосудие свою «житейскую струю», предотвращают отправление правосудия посредством механического применения законов3. Представители общества тем больше принимают участие в отправлении правосудия, чем выше в государстве уровень развития гражданского общества и институтов демократии. Следовательно, значение участия общества в отправлении правосудия велико. И необходимо, чтобы оно и дальше только возрастало.

1 Махов Н.Л. Правовые формы участия представителей общества в отправлении правосудия по уголовным делам. Проблемы «шеффенского правосудия» для современной России / Н.Л. Махов / / Российская юстиция. — 2005. — № 6. — С.102-104.

2 Верещагина А.В. Заметки о суде присяжных в России / А.В. Верещагина / / Правоведение. — 2007. — № 6. — С.209.

3 Пашин С.А. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / С.А. Пашин. — М.: Юрайт, 1992. — С.99-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.