Научная статья на тему 'Реализация права граждан на участие в отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве: Реформа и перспективы дальнейшего развития'

Реализация права граждан на участие в отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве: Реформа и перспективы дальнейшего развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
649
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУД ПРИСЯЖНЫХ / ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ / НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ / JURY TRIAL / JURY / LAY JUDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронова Анна Валентиновна

В статье рассматриваются формы народного представительства при отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве в связи с реформированием суда присяжных в Российской Федерации. Анализируются некоторые проблемы введения судов присяжных в районных судах общей юрисдикции и изменения количества присяжных заседателей в коллегии присяжных. Обосновывается мнение о необходимости возрождения суда с участием народных заседателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of the right of citizens to participate in the administration of justice in criminal proceedings: reform and prospects for further development

The article discusses the forms of popular representation in the administration of justice in criminal proceedings in connection with the reform of trial by jury in the Russian Federation. Examines some problems of introduction of jury trials in the district courts of General jurisdiction and changes in the number of jurors on the jury. Justifies the opinion about the necessity of the revival of the court with the participation of people’s assessors.

Текст научной работы на тему «Реализация права граждан на участие в отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве: Реформа и перспективы дальнейшего развития»

УДК 343.1 ББК 67.410.21

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: РЕФОРМА И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

АННА ВАЛЕНТИНОВНА МИРОНОВА,

начальник кафедры уголовного процесса Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются формы народного представительства при отправлении правосудия в уголовном судопроизводстве в связи с реформированием суда присяжных в Российской Федерации. Анализируются некоторые проблемы введения судов присяжных в районных судах общей юрисдикции и изменения количества присяжных заседателей в коллегии присяжных. Обосновывается мнение о необходимости возрождения суда с участием народных заседателей.

Ключевые слова: суд присяжных, присяжные заседатели, народные заседатели.

Abstract. The article discusses the forms of popular representation in the administration of justice in criminal proceedings in connection with the reform of trial by jury in the Russian Federation. Examines some problems of introduction of jury trials in the district courts of General jurisdiction and changes in the number of jurors on the jury. Justifies the opinion about the necessity of the revival of the court with the participation of people's assessors.

Keywords: jury trial, the jury, lay judges.

На современном этапе развития уголовного судопроизводства практически единственной формой реализации конституционного права граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 31 Конституции Российской Федерации) является суд с участием присяжных заседателей.

В связи с проведением в Российском государственном университете правосудия 19.02.2015 совместно с Верховным Судом РФ круглого стола на тему «Перспективы реформирования суда присяжных в Российской Федерации», а также в связи с принятием федерального закона от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей»1 был высказан целый ряд точек зрения на то, каким должен быть суд присяжных в России, какие еще формы участия граждан в отправлении

правосудия целесообразно ввести в отечественный уголовный процесс.

Анализ научных трудов и точек зрения, высказанных в период действия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ), авторами, среди которых научно-педагогические работники, работники судов, органов прокуратуры, адвокатуры, органов предварительного расследования и лица, деятельность которых непосредственно не связана с правоохранительной областью, позволил обозначить ряд направлений, которые предлагают исследователи по развитию института участия граждан в отправлении правосудия.

Во-первых, практически каждое высказывание исследователей, профессионально оценивающих суд присяжных заседателей, связано с необходимостью его упрощения, «удешевления»2. Предложения по уменьшению расходов на финансирование

из бюджетных средств формирования и функционирование в ходе судебного разбирательства коллегии присяжных заседателей, высказанные в научных трудах, были учтены законодателем. С 1 июня 2018 года состав коллегии присяжных заседателей сократится до восьми присяжных заседателей в судах уровня субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных судах, а в районных судах — до шести присяжных заседателей.

Их вышеуказанного следует не только то, что уменьшается количественный состав коллегии присяжных заседателей, но и то, что состав суда с их участием будет функционировать не только в судах уровня субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных судах, но и в районных судах. Такую новеллу можно приветствовать с точки зрения доступности для подсудимого суда с участием присяжных заседателей.

По поводу укорачивания «скамьи» присяжных заседателей необходимо отметить, что действительно, нет научного обоснования для количества присяжных заседателей, положенного в основу норм ст. 30 УПК РФ «Состав суда». На количественный состав судей в уголовном судопроизводстве Российской Федерации оказывали влияние и зарубежный опыт, и отечественные правовые традиции. У величины 12 присяжных заседателей есть даже и религиозный подтекст. В предлагаемом законодателем составе 6-8 присяжных заседателей сохранена коллегиальность и возможность оправдательного вердикта при общем равенстве голосов «за» и «против» признания лица виновным. Однако есть все же опасения по поводу того, что меньшей коллегией легче управлять и воздействовать на нее профессиональным судьей. Кроме того, большее количество присяжных представит и больший «срез» общества представителями разных профессий и социальных групп, что соответствует идее суда присяжных. Ведь положительной чертой суда присяжных является то, что он служит пространством диалога государства и гражданского общества, казенного и народного представления о праве3. Суд присяжных как правовой институт формирует активную гражданскую позицию и правосознание у граждан, снижает их недоверие к суду и правоохранительной системе4. Согласимся с этими утверждениями, поскольку суд присяжных является демократическим

правовым институтом, наличие которого является альтернативой межведомственной «солидарности» судей, прокуроров, следователей и т.п. и поэтому внушает определенное доверие к правоохранительной системе.

Вместе с тем, реализация такого необходимого института как суд присяжных требует и финансовых затрат, которые в условиях экономического кризиса вызывают проблемы. Это и проблема формирования коллегии присяжных в судах районного уровня, обусловленная тем, что большинство граждан под любыми предлогами, хотят избежать обязанности участвовать в отправления правосудия. Для преодоления этой проблемы государству необходимо проводить просветительскую работу с целью формирования правосознания, взглядов на ценность и значение работы присяжных заседателей для повышения их авторитета в обществе.

В районах с небольшим количеством населения высока вероятность того, что подсудимый будет знаком присяжным заседателям или их близким, особенно в республиках, где большая часть населения связана между собой родственными или свойскими отношениями. Для решения этой проблемы необходимо предусмотреть возможность формирования коллегии присяжных из числа граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации.

Проблемой является и размещение коллегии присяжных в залах судебных заседаний зданий районных судов, которые строились без комнат для совещания присяжных заседателей и без места для скамьи присяжных заседателей.

Вторым предложением, высказываемым в дискуссии, посвященной судам присяжных, которое хотелось бы обозначить, это участие профессионального судьи в ходе совещания присяжных заседателей после удаления их для вынесения вердикта. Есть мнение, что такое участие поможет присяжным заседателям разобраться в деталях дела, требующих юридической подготовки5. Однако в данном случае теряется смысл суда присяжных видеть в уголовном процессе состязающиеся на равных стороны, не считать подсудимого заблаговременно виновным, разрешать дело с точки зрения разума и справедливости. Суд присяжных провозглашающий вердикт, который писан не под диктовку судьи, является формой объективного суда.

Судья в процессе работы с судом присяжных получает опыт доведения сведений из уголовного дела в форме доступной для понимания всех участников процесса. Должностных лиц органов предварительного расследования участие в уголовном судопроизводстве присяжных заседателей мобилизует для более качественного сбора и оформления доказательств.

Третьим направлением вышеуказанной дискуссии является вопрос о возможном внедрении в российский уголовный процесс, широко распространенного в советский период института народных заседателей или заимствовать суд шеффенов (по образцу континентальной Европы).

Суд с участием народных заседателей по своему замыслу был простой, экономичной, понятной для народа формой представительства граждан при отправлении правосудия. Представая перед судом с народными заседателями, подсудимый видел, что его судят граждане, обычные люди, значит, он может рассчитывать не только на законное, но и на справедливое решение суда. Однако, как иногда бывает, хорошая идея была постепенно искажена и получила негативную оценку все тех же представителей народа. По наблюдениям профессора Ю.К. Яки-мовича, который сам когда-то в течение нескольких лет был народным заседателем, отрицательной тенденцией развития института народных заседателей явилось следующее:

• народные заседатели постепенно из представителей народа, всех его слоев, стали представлять лишь пенсионеров;

• народные заседатели превращались в постоянных судей, участвовали в осуществлении правосудия вместо двух недель в году, как было предусмотрено Федеральным законом «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000 № 37-Ф3 (утратил силу с 1 февраля 2003 года), в течение многих лет подряд без перерыва;

• в результате длительного и тесного взаимодействия с профессиональными судьями народные заседатели утрачивали черты, которые присущи народным представителям: отсутствие служебной заинтересованности в исходе дела, знание народной жизни и т.д., у них, как и професси-

ональных судей происходила так называемая профессиональная деформация6. Если не допустить «сращивания» народных представителей с судейским корпусом, предусмотреть законодательством систему голосования и подсчета голосов, которая не позволит игнорировать мнение народных заседателей, и внимательно отнестись к отбору кандидатов для участия в суде и «воспитывать» профессиональных судей в духе уважения к мнению народных заседателей, то возможно сформировать альтернативу суду присяжных. Например, в Германии суд шеффенов (народных представителей) имеет большой авторитет, поскольку любое решение в смешанном суде, состоящем из профессиональных судей и шеффенов (возможны пропорции 1:2, 2:2; 3:2 и другие) принимается большинством в две трети голосов. Это означает, что в суде, состоящем из трех профессиональных судей и двух шеффенов для принятия решения требуется как минимум четыре голоса. Таким образом, два шеффена по существу имеют в этих судах право вето7.

Положительными чертами суда с участием народных заседателей можно назвать следующие: за ним может быть закреплена более широкая подсудность; может функционировать на уровне районных судов, повысив тем самым уровень доступности судебной власти с участием граждан в отправлении правосудия; предполагает участие народных представителей в исследовании доказательств и вынесении приговора; более экономичен в сравнении с судом присяжных.

С учетом того, что функционирование судов присяжных сталкивается с проблемами длительности процесса формирования коллегии присяжных, и судебного следствия, небольшой подсудности уголовных дел такому суду, дороговизны, возрождение суда с участием народных заседателей и его современное развитие поможет решить некоторые из названных проблем.

Литература

1. Головко Л.В. Прекращение дела после расследования — такое же ценное решение, как раскрытое преступление с обвинительным заключением // Уголовный процесс. 2016. № 1.

2. Давыдов В.А. Мы предлагаем существенно расширить участие граждан в отправлении правосудия // Уголовный процесс. 2015. № 5.

3. Качалова О.В. Перспективы реформирования суда присяжных в Российской Федерации Уголовный процесс. 2015. № 4.

4. Пашин С.А. Аргументы за суд присяжных // Уголовный процесс. 2015. № 4.

5. Руденко В.Н. Институт жребия в формировании состава шеффенских судов в Германии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. Вып. 10 // Научная библиотека КиберЛе-нинка Ц^: Ы1р://суЬег1ешпка.т/аг11с1е/п/^йШ-zhreЫya-v-formirovaшi-sostava-sheffenskih-sudov-v-germanii#ixzz4O2UmG6zN

6. Тенденции и проблемы развития института суда присяжных в России (Тарасов В.Н.) // Судья. 2016. № 5.

7. Шабанов А. Реформа суда присяжных // ЭЖ-Юрист. 2016. № 25 ШЪ: http://primelegal.ru/ files/publication-jury-court-reform.pdf

8. Якимович Ю.К. Выборность судей и коллегиальность рассмотрения уголовных дел в Российской империи, СССР и Российской Федерации; суд

присяжных или суд шеффенов? // Уголовная юстиция. 2014. № 2(4).

1 Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» (Вступает в силу с 1.06.2017, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1.06.2018) // Собрание законодательства РФ. 27.06.2016. № 26 (Часть I). Ст. 3859.

2 См. например: Качалова О.В. Перспективы реформирования суда присяжных в Российской Федерации Уголовный процесс. 2015. № 4. С. 17; Решетова Н.Ю. Участие граждан в отправлении правосудия: суд присяжных и другие возможности // 23-34; Шабанов А. Реформа суда присяжных // ЭЖ-Юрист. 2016. № 25 URL: http://primelegal.ru/files/publication-jury-court-reform.pdf

3 Пашин С.А. Аргументы за суд присяжных // Уголовный процесс. 2015. № 4. С. 42.

4 Тенденции и проблемы развития института суда присяжных в России (Тарасов В.Н.) // Судья. 2016. № 5.

5 Давыдов В.А. Мы предлагаем существенно расширить участие граждан в отправлении правосудия // Уголовный процесс. 2015. № 5. С. 19; Решетова Н.Ю. Указ. раб. С. 28; Головко Л.В. Прекращение дела после расследования — такое же ценное решение, как раскрытое преступление с обвинительным заключением // Уголовный процесс. 2016. № 1. С. 25.

6 Якимович Ю.К. Выборность судей и коллегиальность рассмотрения уголовных дел в Российской империи, СССР и Российской Федерации; суд присяжных или суд шеффенов? // Уголовная юстиция. 2014. № 2(4). С. 31.

7 Руденко В.Н. Институт жребия в формировании состава шеффенских судов в Германии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2010. Вып.10 // Научная библиотека КиберЛенинка URL: http:// cyberlenmka.ra/article/n/mstitut-zhrebiya-v-formirovanii-sostava-

sheffenskih-sudov-v-germanii#ixzz4O2UmG6zN

Адвокатская этика

um « гыш

Учебник

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психо-логические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессиональной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.