_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.161.1
Аникина Дарья Александровна
магистрант , СКФ ФГБОУВО «РГУП» г. Краснодар, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА СУДА ПРИСЯЖНЫ1Х
Аннотация
Статья посвящена значению института суда присяжных в современной России, его политико-правовой природе. Отражена необходимость участия народного элемента в отправлении правосудия как форма реализации народовластия. Сделан вывод, что являясь важным институтом демократического государства, необходимым для становления и развития гражданского общества, суд присяжных способствует повышению эффективности правосудия, формированию общественного правосознания и повышению правовой культуры государства.
Ключевые слова
Суд присяжных, правосудие, судебная власть, присяжные заседатели, институт народовластия.
В правовом государстве судебная власть, основной задачей которой выступает обеспечение правосудия, является основой конституционного строя, институтом реализации народовластия, обеспечивающим правопорядок, демократию и стабильность в стране, а так же действенной защитой личности от произвола. Изменение политического, экономического, общественного строя, процесс демократизации государства, несомненно, влечет за собой преобразования в области судебной власти.
Феномен суда присяжных, возродившийся в нашей стране сравнительно недавно, подвергнут множеству обсуждений и дискуссий касательно его необходимости и эффективности. Институт суда присяжных рассматривают в своих работах такие авторы как А. А. Демичев, Р.В. Дорогин, А.Ф. Кони, В.М. Лебедев, В. П. Лукин и другие.
«Проблемы становления суда присяжных как межотраслевого института столь сложны и многообразны, что, несмотря на значительное число посвящённых им научных работ, говорить о завершённости исследования этой формы судопроизводства преждевременно» [1, С.3].
Институт суда присяжных имеет многогранную политико-правовую природу. Возникновение суда присяжных обусловлено необходимостью участия народа в политической системе общества. Именно участие граждан в отправлении правосудия является одной из форм реализации конституционно закрепленного права на участие граждан в управлении делами страны.
Являясь политико-правовым институтом, присущим демократическому государству, посредством участия граждан в качестве присяжных заседателей реализуется так же принцип народовластия, в основе которого лежит принцип суверенитета народа.
Согласно высказыванию В.М. Лебедева, «участие представителей народа в отправлении правосудия - это форма реализации суверенитета народа в осуществлении важнейшего вида государственной власти» [2, С. 174].
Конституция Российской Федерации провозглашает, что единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, и тем самым, участие граждан в качестве присяжных заседателей наряду с профессиональными судьями, представляет собой реальную возможность граждан не только оказывать влияние на судебную власть как ветвь государственной власти, но и на принимаемые ею решения.
Суд присяжных способствует повышению эффективности рассмотрения дел, делая процесс более открытым, привнося в него нормы морали и справедливости, исключая просто «механическое» рассмотрение дел, способствует укреплению судебной власти и повышению доверия к ней со стороны народа. Если же для профессионального судьи главный критерий правовой оценки деяний субъекта является законность, то для присяжных заседателей, решающих лишь вопросы факта, неизбежно включение в систему критериев принципов морали, нравственности, гуманизма, добра и справедливости. Обладая обыденным уровнем правосознания, присяжные ориентируются на свой житейский опыт и руководствуются логикой. Данные обстоятельства вызывают ряд сомнений и опасений о способности присяжных заседателей принимать обоснованные и законные решения независимо от моральных ценностей и личных переживаний. Однако, как
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
показывает время и судебная практика, граждане, являющиеся присяжными заседателями, исследуют обстоятельства, прежде всего, исходя из их рациональной оценки и обсуждения поставленных перед ними вопросов вопреки эмоциональному восприятию.
Институт суда присяжных дает неотъемлемое право народу реализовать принцип народовластия через право на участие в отправлении правосудия и в конечном итоге способствовать формированию правового государства и демократизации системы правосудия.
А. А. Демичев, давая характеристику особенностей суда присяжных в современной России, приходит к выводу о том, что суд присяжных - это то, что необходимо демократическому обществу, то, что может гарантировать права человека в судебной сфере [3, С.79].
Однако стоит согласиться с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукиным, что «суд присяжных нельзя рассматривать как панацею для решения всех сложных проблем, с которыми сталкивается современная Россия в судебно-правовой области. В то же время в нынешних условиях именно суд присяжных, при совершенствовании его форм, может повысить качество расследования уголовных дел, обеспечить независимость, объективность и состязательность процесса, способствовать укреплению судебной власти, и в конечном итоге - содействовать формированию правового государства и строительству других институтов демократии» [4, С.238].
«Лучшая, благороднейшая, основанная на доверии к народному духу часть этой реформы», - писал А.Ф. Кони о суде присяжных, подразумевая под этим независимость такого суда от государственной власти [5, С.43].
Все это говорит о том, что, несмотря на противоречивость взглядов, касательно института суда присяжных, он все же является эффективным механизмом защиты прав и свобод граждан и играет значительную роль в построении правового государства.
Таким образом, являясь важным институтом демократического государства, необходимым для становления и развития гражданского общества, суд присяжных способствует повышению эффективности правосудия, формированию общественного правосознания и повышению правовой культуры государства. Список использованной литературы:
1. Дорогин Р.В. Суд присяжных в механизме реализации прав и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. С. 3
2. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. Спб.: «Лань», 2001. С.174.
3. Демичев А. А. Российский суд присяжных: история и современность: учебное пособие. - Н. Новгород, 2000. С. 79.
4. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина. Проблемы совершенствования деятельности суда присяжных в современной России // Безопасность Евразии.-2004.- № 4. С.238.
5. Кони А.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общ. ред. В.Г. Базанова. М.: Юридическая литература, 1967. Т. 8. С. 43.
© Д.А. Аникина, 2015
УДК 34
Берглезов Алексей Николаевич
ассистент кафедры административного и финансового права СибУПК,
г. Новосибирск, РФ E-mail:[email protected]
СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены положения нормативных правовых актов уголовно-исполнительного