Научная статья на тему 'Совершение нотариальных действий в учреждениях уголовно- исполнительной системы Российской Федерации'

Совершение нотариальных действий в учреждениях уголовно- исполнительной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1497
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берглезов Алексей Николаевич

В статье рассмотрены положения нормативных правовых актов уголовно-исполнительного законодательства в рамках предоставления осужденным лицам права пользования нотариальными услугами в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России, описан порядок их оказания. Даны предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства в сфере оказания нотариальных услуг осужденным к лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Берглезов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершение нотариальных действий в учреждениях уголовно- исполнительной системы Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

показывает время и судебная практика, граждане, являющиеся присяжными заседателями, исследуют обстоятельства, прежде всего, исходя из их рациональной оценки и обсуждения поставленных перед ними вопросов вопреки эмоциональному восприятию.

Институт суда присяжных дает неотъемлемое право народу реализовать принцип народовластия через право на участие в отправлении правосудия и в конечном итоге способствовать формированию правового государства и демократизации системы правосудия.

А. А. Демичев, давая характеристику особенностей суда присяжных в современной России, приходит к выводу о том, что суд присяжных - это то, что необходимо демократическому обществу, то, что может гарантировать права человека в судебной сфере [3, С.79].

Однако стоит согласиться с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукиным, что «суд присяжных нельзя рассматривать как панацею для решения всех сложных проблем, с которыми сталкивается современная Россия в судебно-правовой области. В то же время в нынешних условиях именно суд присяжных, при совершенствовании его форм, может повысить качество расследования уголовных дел, обеспечить независимость, объективность и состязательность процесса, способствовать укреплению судебной власти, и в конечном итоге - содействовать формированию правового государства и строительству других институтов демократии» [4, С.238].

«Лучшая, благороднейшая, основанная на доверии к народному духу часть этой реформы», - писал А.Ф. Кони о суде присяжных, подразумевая под этим независимость такого суда от государственной власти [5, С.43].

Все это говорит о том, что, несмотря на противоречивость взглядов, касательно института суда присяжных, он все же является эффективным механизмом защиты прав и свобод граждан и играет значительную роль в построении правового государства.

Таким образом, являясь важным институтом демократического государства, необходимым для становления и развития гражданского общества, суд присяжных способствует повышению эффективности правосудия, формированию общественного правосознания и повышению правовой культуры государства. Список использованной литературы:

1. Дорогин Р.В. Суд присяжных в механизме реализации прав и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук. - Саратов, 2006. С. 3

2. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. Спб.: «Лань», 2001. С.174.

3. Демичев А. А. Российский суд присяжных: история и современность: учебное пособие. - Н. Новгород, 2000. С. 79.

4. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П. Лукина. Проблемы совершенствования деятельности суда присяжных в современной России // Безопасность Евразии.-2004.- № 4. С.238.

5. Кони А.Ф. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общ. ред. В.Г. Базанова. М.: Юридическая литература, 1967. Т. 8. С. 43.

© Д.А. Аникина, 2015

УДК 34

Берглезов Алексей Николаевич

ассистент кафедры административного и финансового права СибУПК,

г. Новосибирск, РФ E-mail:[email protected]

СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрены положения нормативных правовых актов уголовно-исполнительного

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

законодательства в рамках предоставления осужденным лицам права пользования нотариальными услугами в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России, описан порядок их оказания. Даны предложения по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства в сфере оказания нотариальных услуг осужденным к лишению свободы.

Ключевые слова

Порядок оказания нотариальных услуг, исправительное учреждение, осужденный, уголовно -исполнительная система, законодательные нормы.

Правом осуществления нотариальных действий наделяется ряд должностных лиц административных органов, в том числе начальники исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России (УИС).

Организация и деятельность нотариальных органов осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а также различными инструкциями, утвержденными Министерством юстиции РФ [1].

Помимо норм, установленных законодательством Российской Федерации, в части, касающейся нотариальной деятельности руководителей исправительных учреждений УИС, в некоторых населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осуществляют должностные лица местного органа исполнительной власти на основании решения его руководителя.

Нотариальные действия осуществляются в публично-правовой сфере от имени государства (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). Их преимуществом является правовое регулирование на федеральном уровне. Так как вся нотариальная деятельность является предупредительным правосудием в широком социально-правовом контексте и осуществляется в рамках нотариального производства, то эти взаимоотношения проводятся на публично-правовой основе.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", а также с учетом требований Федерального закона РФ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и Приказа Министерства юстиции РФ от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" в исправительных учреждениях ФСИН России при совершении различного рода сделок в местах содержания под стражей начальниками исправительных учреждений осуществляется удостоверение надписей на заявлениях осужденных лиц. [2;3].

Согласно законодательным актам Российской Федерации (ст. ст. 185, 1127, 1153, 1159 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), ст. ст. 26, 33, 50 Федерального закона РФ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния") заверению подлежат заявления о заключении или расторжении брака, об установлении отцовства, о получении повторных документов об актах гражданского состояния из архива и др. В таких случаях применяются общие требования, как и при совершении нотариальных действий нотариусами [4].

Помимо установленных норм, особо важны для граждан России, находящихся в местах лишения свободы и не имеющих возможности воспользоваться услугами нотариуса, нотариальные действия, позволяющие осужденным к лишению свободы не терять социальные связи с гражданским обществом. К ним относится заверение документов, имеющих важное значение для социально-трудовых отношений, не только в "местах не столь отдаленных", но и после освобождения (документы об образовании, трудовые книжки, доверенности), с помощью которых родственники осужденных граждан могут осуществлять законные действия от их имени и по поручению.

Например, в случае осуждения лица к лишению свободы его паспорт подлежит временному изъятию на срок отбывания наказания и приобщается к его личному делу. При освобождении из мест лишения свободы паспорт возвращается гражданину. На основании того, что основной документ, подтверждающий личность гражданина Российской Федерации, находится вне возможности проведения нотариальных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

действий нотариусом, в отношении лица применяются особые формы их ведения в уголовно-исполнительной системе.

Для совершения какого-либо нотариального действия, предусмотренного Федеральным законом РФ от 11.02.1993 N 4462-1 "Основы законодательства о нотариате", осужденному либо его защитнику необходимо обратиться к начальнику исправительного учреждения. Для удостоверения доверенности требуется установить личность осужденного. Таким документом, как правило, является паспорт. При отсутствии паспорта в личном деле администрация исправительного учреждения принимает меры для оформления нового паспорта. В противном случае ни нотариус, ни начальник исправительного учреждения не имеют юридических оснований для совершения каких-либо нотариальных действий с осужденным ввиду отсутствия в его личном деле документа, удостоверяющего его личность.

Порядок оказания нотариальных услуг и приравненных к ним действий в местах лишения свободы регламентируется разделом XII Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы", а также п. п. 103, 104, 107 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205 [5;6].

Так как нотариальная деятельность осуществляется с документами и лицами, обратившимися для совершения той или иной сделки, где важным моментом является выяснение истинной воли сторон, разъяснение последствий совершаемых юридических действий, определение дееспособности и понимания своих действий, то целью организации субъектов деятельности является защита экономически и юридически слабой стороны гражданского оборота.

На сегодняшний день в правовой системе Российской Федерации и системе гражданского права нет другого правового института, который бы выполнял различные функции органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции, кроме нотариуса.

Список использованной литературы:

1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: Федеральный закон от 11.02.1993№ 1162-1//Российская газета.-1993.-№ 49.

2.Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1997.-№ 47.-Ст.5340; Российская газета.-1997.-№ 224.

3. Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах: Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 № 99// Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации www.minjust.ru [Электронный ресурс] (Дата обращения 27.09.2015).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 50-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.- № 32.- Ст.3301; Российская газета.- 1994.-№ 238-239; Часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001.-№ 49.- Ст.4552; Российская газета.-2001.- № 233; Парламентская газета.- 2001-№ 224.

5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка Следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы: Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189// Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации www.minjust.ru [Электронный ресурс] (Дата обращения 27.09.2015).

6. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205// Официальный сайт Министерства Юстиции Российской Федерации www.minjust.ru [Электронный ресурс] (Дата обращения 27.09.2015).

© А.Н.Берглезов,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.