Научная статья на тему 'Институт родителей и его влияние на развитие личности ребенка в традиционной культуре удмуртов'

Институт родителей и его влияние на развитие личности ребенка в традиционной культуре удмуртов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
275
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕПРИВАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ЯВЛЕНИЕ «ГОСПИТАЛИЗМА» / РАЗВИТИЕ АФФЕКТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ / ЧУВСТВО «ДОВЕРИЯ К МИРУ» / БАЗИСНОЕ «ДОВЕРИЕ-НЕДОВЕРИЕ» / ЧУВСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ / МАТЕРИНСКАЯ ЗАБОТА / ФРУСТРАЦИЯ / НАДЕЖДА И ВЕРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ И РАННЕЕ ДЕТСТВО / PHENOMENON OF «HOSPITALISM» / PARENTS INSTITUTE / DEPRIVATION OF NEEDS / EDUCATION OF EFFECTIVE AND PERSONAL SPHERE / SENSE OF CONFIDENCE IN THE WORLD / SENSE OF EMOTIONAL ATTACHMENT / MOTHERING / FRUSTRATION / HOPE AND FAITH / SOCIALIZATION / INFANCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Студитских Валентина Васильевна

Исследуется влияние института родителей в традиционной культуре удмуртов на развитие аффективно-личностной сферы ребенка и на особенности адаптации к расширяющейся социальной среде во взрослом возрасте. На примере структуры родительства в конкретной удмуртской семье обсуждается влияние его на развитие у ребенка чувства доверия к миру, эмоциональной защищенности, а также возможное влияние этих черт на успешность будущей адаптации ребенка и возможные пути разрешения фрустрации при утрате значимости усвоенных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parents institute and its influence on children`s development in traditional udmurt Culture

In this article was made an attempt to analyze how parents` institute influences on a child`s personal and mental development in the traditional Udmurt culture. Also it shows peculiarities of socialization during adaptation to society laws. Here was presented the parenthood structure one of the udmurt family. It was discussed how parents can teach their child to trust the world he or she lives in. The author analyses how formed personal qualities help to be successful in the environment. Besides it was suggested possible ways for decision the problems which can appear when spiritual values have been lost.

Текст научной работы на тему «Институт родителей и его влияние на развитие личности ребенка в традиционной культуре удмуртов»

Т Е Х Н О Л О Г И И, И Н Н О В А Ц И И

УДК 39(470.51)

В. В. Студитских ИНСТИТУТ РОДИТЕЛЕЙ

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ УДМУРТОВ

Исследуется влияние института родителей в традиционной культуре удмуртов на развитие аффективно-личностной сферы ребенка и на особенности адаптации к расширяющейся социальной среде во взрослом возрасте. На примере структуры родительства в конкретной удмуртской семье обсуждается влияние его на развитие у ребенка чувства доверия к миру, эмоциональной защищенности, а также возможное влияние этих черт на успешность будущей адаптации ребенка и возможные пути разрешения фрустрации при утрате значимости усвоенных ценностей.

Ключевые слова: институт родителей, депривация потребностей, явление «госпитализ-ма», развитие аффективной и личностной сферы, чувство «доверия к миру», базисное «доверие-недоверие», чувство эмоциональной привязанности, материнская забота, фрустрация, надежда и вера, социализация, младенческий возраст и раннее детство.

Семья является первичным институтом социализации ребенка. Первое отношение к миру у ребенка проявляется в «Комплексе оживления» - ребенок приходит в эмоционально-возбужденное состояние при виде родителей, улыбается им, двигает ручками и ножками, визжит от радости. В исследованиях М. И. Лисиной [2] наличие потребности в общении у ребенка уже к 2 месяцам названо «потребностью в доброжелательном внимании взрослого». В «Комплексе оживления» положительное отношение малыша к окружающему миру проявляется своевременно, если удовлетворение важнейших базовых потребностей малыша соответствует его желаниям и интересам, возрастным особенностям и условиям полноценного общения.

Согласно взглядам Л. С. Выготского [1], Д. Б. Эльконина [8] и др., эмоциональное общение со взрослым - ведущая деятельность ребенка в младенчестве, формирующая эмоциональную привязанность к тем людям, которые постоянно ухаживают за ним. На этой основе развивается способность к сопереживанию, любви к близким людям, животным, к окружающему миру и жизни в целом. Эта способность развивается прямо пропорционально той любви, которую ребенок получает от взрослых. Открытое и позитивное отношение к окружающему миру

создает условия для успешного развития эмоциональной, интеллектуальной и социальной сферы личности. Ребенок, которого любят в семье, положительно относится к себе, у него формируется самоуважение, чувство собственного достоинства - стержневая основа личности, которая помогает человеку в сложных жизненных ситуациях.

Э. Эриксон [7] и другие исследователи выделяют потребность в защищенности как важную для развития психики ребенка и его социализации: на основе удовлетворения этой важнейшей потребности формируется базовое чувство «доверия к миру» против базисного «недоверия к миру». Доверие к миру проявляется в том, что ребенок воспринимает мир, в котором он живет, как безопасное место, а окружающих людей - как добрых и заботливых. Он уверен в том, что родные и близкие заметят его достижения, отметят его дела и помогут в трудных ситуациях. Такой ребенок спокоен в поведении, у него преобладают положительные эмоциональные переживания, он открыт для общения с людьми и познания мира. Напротив, для ребенка с недоверием к миру характерны установки страха, подозрительности и опасения за свое благополучие. Данная установка закладывается в личность ребенка, и дилемма доверие - недоверие будет проявляться на каждой стадии его развития, хотя центральной она является в раннем детстве.

При недостаточном удовлетворении потребностей в доброжелательном внимании взрослого и в защищенности происходит их депривация, которая приводит к отставанию в общем психическом развитии малыша и к нарушениям в его развитии: чрезвычайно высокая тревожность, страхи, снижение потребности в общении (детский аутизм) и закрытость в познании мира.

В психологии описано явление «госпитализма», то есть отставания в общем психическом развитии детей из-за недостаточного общения со взрослыми в раннем детстве и на протяжении всего детского возраста [3; 4; 5]. Впервые это явление было выявлено при исследовании детей, воспитывающихся в детских домах, где были созданы все необходимые условия (материальные, гигиенические, образовательные), кроме необходимого ребенку эмоционального общения со взрослым, который бы постоянно заботился о нем, проявлял интерес к его переживаниям, сочувствовал, помогал [3; 5]. Отсюда - у них не формируется самоуважение и чувство гордости за себя, а низкая самооценка обусловливает развитие недоверия к людям и озлобленность.

У каждого народа складывается своя традиция воспитания: проверенные временем и устоявшиеся методы (механизмы) взаимодействия с ребенком в разные возрастные периоды для его успешной социализации и усвоения необходимых навыков в делах и др. Вырабатывается опыт защиты ребенка от негативного влияния жизненной действительности: например, чувства одиночества и страдания при потере родителей. В древней традиции удмуртского народа выработаны механизмы зашиты от сиротства: в случае смерти родителей ребенок оставался в семье близких родственников. Забота о всех детях, принадлежащих к данной родне, была важной функцией каждого взрослого члена семьи и родственника.

В нашей работе представлено описание удмуртского традиционного «института родителей» как целостной структурированной системы отношений взрослых и детей на примере одной семьи.

В удмуртской семье, проживающей на берегу р. Кильмезь в д. Балма Сюм-синского р-на УР, сохранилась система семейно-родственных отношений, четко структурированная и иерархизированная в соответствии с древними традициями. Самая интересная и важная особенность семейной традиции - это наличие целой структуры родительства: многочисленной группы матерей и отцов. Рассмотрим часть структуры «института родителей» - родственную ветку по линии отца ребенка. В традициях удмуртов данной деревни младший сын остается жить с родителями и приводит в родительский дом свою жену. Предположим, у отца ребенка есть три брата (старший, средний и младший) с женами и три сестры с мужьями. Традиционно все ближайшие родственники жили неподалеку друг от друга - в одной деревне или по-соседству, так что ребенок мог общаться с ними, по возможности, регулярно.

В возрасте 4-6 лет ребенок активно познает расширяющуюся ближайшую социальную среду: семья, родственные связи, свое место в окружении родственников. Интерес ребенка обусловлен, с одной стороны, развитием его самосознания и идентификацией себя с близкими ему людьми, с другой - его обучением взрослыми, которые вводят его в мир социальных отношений, помогая его социализации (расширению круга общения, усвоению норм поведения в разных группах людей). Он особенно чувствителен к усвоению информации, связанной с семейно-родственными отношениями, и к определению своего места и роли в структуре родственных отношений.

В этот период ребенку объясняют, что, кроме мамы и папы, у него есть две «старые мамы» и два «старых папы». Воспитанием детей в традиционной удмуртской семье, как правило, занимается «старая мама» и эмоциональная привязанность к ней самая сильная. Тем не менее, ребенок уже способен понять родственную близость биологических родителей и их место в структуре семейных отношений.

Кроме самых близких людей, у ребенка есть еще около десятка и более пап и мам разного возраста и ранга в структуре семейно-родственных отношений. Его приучают называть их «старшими папами» - старших братьев отца и матери; мужей старших сестер отца и матери; «средними папами» - средних братьев отца, матери; мужей средних сестер отца и матери; «младшими папами» - младших братьев отца, матери; мужей младших сестер отца и матери.

Подобным образом выстроена иерархия. Ребенок узнает «старших мам» (старшие сестры мамы и папы; жены старших братьев мамы и папы), «средних мам» (средние сестры мамы, папы и жены средних братьев мамы и папы) и «младших мам» (младшие сестры мамы и папы; а также жены младших братьев мамы и папы).

Включаясь в систему семейно-родственных отношений, ребенок понимает, что живет в окружении самых близких людей - среди мам и пап, занимающих свое место в системе родственных отношений. Он усваивает степень социальной дистанции каждого по отношению к его настоящим родителям и в соответствии с этим строит свои отношения с ними.

Как видим, представленная структура «института родителей» определяется не только биологическим фактором, но и социальным. Ребенок входит в реальную взаимосвязанную структуру отношений, где все члены семьи связаны разными родственными узами. К 7 годам у него формируется четкий образ семьи как

устойчивого образования со сложной иерархической структурой отношений. Он познает свое место в системе отношений взрослых в семье и, соответственно, в системе отношений с братьями и сестрами разной социальной близости по родственным критериям. Осознание себя в такой сложной структуре отношений происходит в течение всего дошкольного возраста.

Вопрос о влиянии «института родителей» на развитие психики ребенка связан, прежде всего, с эмоционально-чувственной сферой. Известно, что детские переживания остаются в душе человека на всю жизнь как стержневая основа его личности. Л. С. Выготский рассматривал переживания в качестве важнейшей психологической единицы, через которую внешнее влияние проникает во внутренний субъективный мир индивида. Он отмечал, что «переживания представляют собой... узел, в котором связаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств» [1]. Именно переживания осведомляют человека о том, в каком отношении с внешним миром и другими людьми он находится, в соответствии с чем он и ориентирует свое поведение.

Наиболее важным является формирование чувства Я и МЫ по родственному признаку. Ребенок осознает себя частью большой группы родственных людей, которые связаны кровными и социально приобретенными узами и закреплены в названиях родителей разного статуса. Образ семьи в сознании ребенка формируется как устойчивое образование, как одно целое, где все живут вместе, помогая друг другу.

Наличие папы, мамы и большого количества родителей формирует у ребенка чувство защищенности от негативных воздействий окружающего мира, от одиночества и ощущения сиротства. При утрате биологических родителей он надеется на поддержку остальных «родителей», с детства усваивает уверенность в их помощи.

В традиции удмуртов д. Балма были выработаны механизмы заботы об осиротевшем ребенке: он не просто оставался в семье ближайших родственников, но оставался жить в семье у одного из родителей.

Традиционный институт родителей способствует с детства формированию у человека установки на заботу обо всех детях в родне. Каждый взрослый является отцом или матерью для всех детей своих братьев и сестер. Молодые люди, принимая решение о женитьбе, учитывают тот факт, что они сразу становятся родителями для детей, имеющихся в семьях братьев и сестер. До вхождения в семью (мужа и жены) они психологически готовятся брать ответственность за каждого несовершеннолетнего члена в семьях родственников, и это чувство сближает их с семьями своих родственников. С другой стороны, каждый родитель в семье уверен в том, что в случае беды или несчастья их дети будут окружены заботой родственников и их ребенок будет иметь родителей.

Институт родителей в удмуртской традиционной культуре создает, во-первых, установку у самого ребенка на восприятие и принятие всех родственников как любящих и заботливых родителей; во-вторых, создает у взрослых родственников установку на восприятие и принятие всех детей в семейно-родственной группе как своих и заботиться о них как родитель. Осознание ребенком того, что он окружен очень близкими к родителям людьми, заботящимися о нем, формирует у него чувство доверия к миру.

По мнению Э. Эриксона [7], степень развития у ребенка чувства доверия к другим и миру зависит от качества материнской заботы. Причиной развития недоверия становится ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Недоверие усиливается, если ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к занятиям, которые оставила на время беременности, или рожает следующего ребенка. Если биологическая мама окажется таковой, вероятно, в институте родителей среди многочисленной группы матерей найдется та, что компенсирует несостоятельность биологической мамы и предупредит развитие у ребенка недоверия к миру.

Чувство доверия усиливается в традиционной семье и тем, что родители придерживаются единых принципов воспитания, их система ценностей согласуется с общепринятым в данной культуре стилем жизни. Все это создает условия для развития у ребенка чувства «внутренней определенности», приводящей к усилению чувства доверия.

Укрепление доверия к себе и к матери дает ребенку возможность переносить состояния фрустрации, неизбежные на протяжении его развития [7]. Для здорового развития важно благоприятное соотношение доверия и недоверия. Важно понимание, чему необходимо доверять и чему не следует доверять.

Когда человек, выросший в традиционных условиях воспитания, отрывается от своего культурного пространства (переезжает жить в город) и попадает в другую среду, с иными традициями, или в общество, требующее умения конкурировать с другими, утверждать себя в условиях жесткого отбора и соревнования на достижение успеха, у него может возникнуть внутренний конфликт, и он испытывает фрустрацию. Чувство доверия способствует разрешению этой фрустрации обновлением опыта переживания непрерывности развития и интегрированием жизненного цикла с расширяющейся принадлежностью к значимым социальным группам. Базисное доверие противостоит чувствам лишенности, разделенности и покинутости на всем протяжении жизни. Человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери.

Исходя из теоретических положений Э. Эриксона [7], можно предположить, что дети, выросшие в условиях института родителей, благополучнее будут адаптироваться в новых социальных группах, благодаря базовому доверию. Но эта проблема требует эмпирического исследования.

Трудности адаптации могут быть связаны, во-первых, с тем, что семейно-родственные отношения являются важнейшей ценностью для удмуртов, а потому они особенно тяжело переживают разлуку с семьей и родственниками, к которым сильно привязаны.

Во-вторых, на процесс адаптации удмуртов к расширяющейся социальной среде возможно влияние национальных традиций воспитания, нравственных норм и ценностей, которые передаются подрастающему поколению. Так, этнологи подчеркивают, что традиционным для удмуртов является воспитание у подрастающего поколения скромности, спокойствия, сдержанности в поведении. Не поощряются демонстративность и стремление к доминированию [6]. В удмуртском языке нет слова, синонимичного конкурентоспособности, а слово «соревнование» - того же корня, что и «вместе». В переводе на удмуртский

язык соревнование - это совместное действие к достижению успеха. Возможно, усвоенные моральные ценности и национальные качества - скромность, неконкурентоспособность, ожидание того, что окружающие люди заметят его старания и отметят без его саморекламы и презентации - мешают самоутверждению и продвижению дела вне удмуртского общества.

По Э. Эриксону [7], человек становится невротическим, если утрачивает значимость своей ценности в других социальных группах. Вероятно, утрачивает чувство защищенности и уверенность в себе. Благоприятным разрешением конфликта «доверие-недоверие» является приобретение надежды. Доверие, сформированное в младенчестве, переходит в способность надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составить основу веры. Для взрослого человека Бог становится олицетворением материнской заботы. Всем религиям свойственны такие черты: периодическая, по-детски непосредственная капитуляция перед Поставщиком (Кормильцем) или поставщиками, которые раздают как земное богатство и удачу, так и духовное здоровье; демонстрация ничтожности человека с помощью покорной позы и смиренных жестов и мимики; признание в молитве и пении проступков; пламенный призыв к внутреннему объединению под божественным водительством и постижение того, что личное доверие должно стать общей верой, а личное недоверие - выраженным в виде общей формулы грехом. Восстановление и укрепление внутреннего мира индивидуума должно стать частью ритуальной практики и знаком доверительной атмосферы в данном обществе.

Э. Эриксон отмечает (из наблюдений в своей клинической практике), что каждое общество и каждое поколение находит свою институционализированную форму почитания: одни черпают жизненную веру в общественной деятельности или научных занятиях, другие - в религии, третьи гордятся существованием без религии. Надежда (вера) - это первое положительное качество Я, оно поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства.

Исходя из взглядов Э. Эриксона, можно предположить, что удмурты, воспитанные в традиционной культуре, при вхождении в новое общество, в котором не значимы усвоенные им ценности, разрешают конфликт «доверие-недоверие» благодаря нахождению общего культурного пространства. Это может быть вера и общие положения, объединяющие различные религии; либо участие в общественных организациях; либо занятия наукой; либо участие в других общественно значимых социальных институтах.

Таким образом, можно предположить, что институт родителей благотворно влияет на развитие личности ребенка: у него формируются чувство защищенности и сильное чувство эмоциональной привязанности к матери и другим родителям в структуре семейно-родственных отношений. Чувство доверия, формирующееся в общении с матерью, усиливается во взаимодействии с многочисленными родителями в традиционных семейно-родственных отношениях. Это базовое доверие помогает человеку адаптироваться к расширяющейся социальной среде с различными культурными традициями и при переживании фрустрации может разрешить, преодолеть ее через обретение общего культурного пространства с общечеловеческими ценностями.

_

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

2. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. С. 37-48.

3. Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. С. 48-53.

4. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. С. 186-193.

5. Залысина И. А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. С. 59-63.

6. Шкляев Г. К. Очерки этнической психологии удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2003. 300 с.

7. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.

8. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Поступила в редакцию 11.05.2011

V. V. Studitskikh

Parents institute and its influence on children's development in traditional udmurt Culture

In this article was made an attempt to analyze how parents' institute influences on a childs personal and mental development in the traditional Udmurt culture. Also it shows peculiarities of socialization during adaptation to society laws. Here was presented the parenthood structure one of the udmurt family. It was discussed how parents can teach their child to trust the world he or she lives in. The author analyses how formed personal qualities help to be successful in the environment. Besides it was suggested possible ways for decision the problems which can appear when spiritual values have been lost.

Keywords: Parents institute, Deprivation of needs, phenomenon of «hospitalism»,education of effective and personal sphere, sense of confidence in the world, sense of emotional attachment, mothering, frustration, Hope and Faith, socialization, infancy.

Студитских Валентина Васильевна,

кандидат психологических наук, доцент, ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

г. Ижевск E-mail: rvkir@mail.ru

Studitskikh Valentina Vasilievna,

Candidate of Science (Psychology), associate professor,

Udmurt State University Izhevsk E-mail: rvkir@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.