Научная статья на тему 'Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи'

Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
844
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прядко Наталья Александровна, Бережная Ольга Владимировна

В статье раскрыты основные факторы, стадии, определяющие успешность процесса адаптации между приемным ребенком и родителем-воспитателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic factors influencing the successfulness of the adaptation process between an adopted child and adopting parent are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи»

ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Н. А. Прядко, О. В. Бережная

A CHILD'S ADAPTATION IN THE SUBSTITUTING FAMILY CONDITIONS

Priadko N. A., Berezhnaya O. V.

The basic factors influencing the successful-ness of the adaptation process between an adopted child and adopting parent are revealed in the article.

Key words: adaptation, a substituting family, emotional and communicative spheres, psychological barriers.

В статье раскрыты основные факторы, стадии, определяющие успешность процесса адаптации между приемным ребенком и родителем-воспитателем.

Ключевые слова: адаптация, замещающая семья, эмоциональная, коммуникативная сфера, приемные дети.

УДК 376.64

Адаптация - это сложный процесс вхождения ребенка в новую среду с необходимостью постоянного поиска возможного взаимодействия и приспособления каждого участника.

Процесс адаптации в условиях замещающей семьи зависит от состояния двух сторон: от жизненного опыта, сильной мотивации, психологических и физических возможностей замещающей семьи, с одной стороны, и отрицательным жизненным опытом, неадекватным воспитанием, слабым физическим и психическим состоянием ребенка-сироты - с другой.

Отношения между членами семьи и приемным ребенком составляют определенный период. Начинается он с момента помещения ребенка в семью. За это время с разной интенсивностью происходит приспособление сторон, сближение интересов, формирование нового общего стиля жизни, изменение привычек. Обыгрываются новые социальные роли, решаются сложнейшие педагогические и психологические задачи. В результате этого зарождаются условия как для жизни приемного ребенка, так и для дальнейшей жизнедеятельности самой замещающей семьи.

Только двухсторонний процесс изменения - приемного ребенка и принимающей стороны можно назвать полноценной адаптацией.

Ученые выделили три фактора, влияющих на взаимную адаптацию в замещающей семье:

Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи

- длительность проживания в новой семье,

- возраст,

- тендерный (обслуживающий) аспект.

Процесс адаптации взрослых и детей в новых условиях изучается через изменения в эмоциональной и коммуникативной сферах.

В эмоциональной сфере детей наблюдается высокая тревожность. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в течение трех лет происходит неравномерное снижение тревожности.

В первый месяц пребывания детей в новой семье фиксируется самый высокий уровень тревожности. Объясняется это тем, что дети, живущие в детском доме, формируют иной тип реагирования и поведения, чем семейные дети. Они не имеют убедительного примера семейных отношений, достаточного опыта общения как со сверстниками, так и со взрослыми, менее социально адаптированы и эмоционально защищены, имеют слабые бытовые и гигиенические навыки. Самое главное, у них нет устойчивой привязанности к близкому человеку, а то, что осталось от биологической матери или отца, вызывает тревогу, поскольку привязанность прервана тогда, когда ребенок еще не мог быть самостоятельным. Дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают больший уровень тревожности, чем дети более старших возрастов, исходя из вышеуказанных причин. Попадая в приемную семью, ребёнок меняет образ жизни - начинает формировать новые отношения, связи, новое поведение, которое приветствуется в данной среде. В первые шесть месяцев прослеживается наиболее активная динамика изменения эмоционального состояния. Внешне отношения ребенка и взрослого основаны на взаимном узнавании, наблюдении привычек, выполнении материальных потребностей, потребности в ласке, внимании, что устраивает обе стороны и благоприятно сказывается на психическом состоянии. Поэтому снижение тревожности говорит об успешности привыкания, ослаблении «де-привационного» синдрома, попытке сформировать новую привязанность. Следующий этап показывает, что в зависимости от предъявляемых требований (ребенку что-то

нравится, не нравится, любит, не любит и т. д.) меняется уровень тревожности. Но в целом можно говорить об относительной стабильности отношений.

Второй этап - этап стабилизации длится от 6 до 24 месяцев. Можно выделить также третий этап - от 24 до 36 месяцев, когда снова снижается уровень тревожности. Данное снижение объясняется тем, что происходит «вживание» ребенка в новую семейную среду. Он принимает программу жизни семьи, формирует новую привязанность, приобретает уверенность, показывает образцы адекватного поведения. Ребенок адаптируется не только в семье, но и среди сверстников, в школе; он становится успешен, что и снижает его тревожность.

Изменения эмоционального состояния детей наблюдаются в зависимости от возраста. Тревожность детей снижается с их взрослением. Самый высокий уровень тревожности у детей 4-6 лет, самый низкий у подростков 14-16 лет. Дети младшего возраста испытывают больший уровень незащищенности, отсутствие необходимого социального опыта, что и повышает их тревожность. Тревожность мальчиков и девочек (т. е., половая принадлежность) имеет одинаковый уровень.

Коммуникативные изменения детей изучаются по значимым связям и отношениям для приемного ребенка - общей социальной адаптированности, отношению к приемным родителям, братьям, сестрам, сверстникам, другим взрослым. Эти показатели играют существенную роль, поскольку затрагивают наиболее значимые характеристики личности и потребности ребенка.

Потребность в общении сопровождает человека с рождения и ее недостаток порождает страдания, фрустрацию, неадекватность поведения, характер реагирования ребенка в ситуации фрустрации может дать более убедительные представления о психологической структуре адаптивных механизмов.

Наблюдения показывают, что коммуникативные процессы, отношение с другими имеют положительную динамику. Наблюдается неравномерный рост общительности. Самый низкий показатель контактности - в

первый месяц проживания, самый высокий -в 3 года адаптации.

Первые 18 месяцев происходит рост индекса коммуникативных процессов. Ребенок испытывает потребность и готов общаться с новым социальным окружением. Особенно это отмечается по отношению к приемной матери, сверстникам, учителю. Ребенок активно формирует привязанность к членам семьи.

Во второй фазе (от 18 до 24 месяцев) проживания в семье на процесс коммуникации оказывают влияние побочные факторы. Ребенок снижает желание общаться к 24 месяцам, в этот период ему необходимо прилагать усилия для поддержания отношений. Взрослые предъявляют более жесткие требования к поведению, учебе, культурно-гигиеническим навыкам. Приходя в семью, дети часто не имеют сформированных нравственно-волевых качеств, что также влияет на коммуникацию.

Третья фаза - с 24 до 36 месяцев. Ребенок положительно воспринимает новые отношения и мотивирован на их продолжение и укрепление. Центральные фигуры, в отношениях с которыми ребенок заинтересован - приемная мать, сверстники и учитель.

Умение и возможности общаться растут в зависимости от возраста детей. Приобретая практический опыт и видя пример правильных отношений, ребенок улучшает уровень общения с окружающими.

Выявлено, что коммуникативность девочек выше, чем у мальчиков. Объясняется это тем, что в большинстве случаев центральной фигурой в семье является прием -ная мать, выполняя организующие и руководящие функции. Девочки чаще общаются с матерью, чем мальчики, поэтому показывают большую успешность процесса общения. Они также более общительны и вне семьи, что говорит о большей открытости отношений.

На процесс адаптации ребенка в приемной семье, помимо вопросов психического состояния ребенка-сироты («депривацион-ный» синдром, прерванная привязанность, нарушенное физическое развитие и т. д.), влияют трудности формирования детско-

родительских отношений. Они зависят от характерологических особенностей взрослых и детей, стиля воспитания родителей, качества и количества внимания, уделяемого конкретному ребенку, образования приемных родителей, количества членов семьи, материального достатка. Большее значение оказывает предыдущий негативный жизненный опыт ребенка, его привычки, наклонности. Приемному ребенку нужно время, чтобы создать новую привязанность, восстановить мотивацию к учебе, наработать положительное семейное и школьное общение.

На процесс успешной адаптации приемного ребенка оказывают проблемы во взаимоотношениях с другими членами семьи -родными детьми.

Наблюдения показывают, что ребенок и взрослый, несмотря на возникающие факторы, затрудняющие процесс адаптации, имеют очень сильный мотив на совместную семейную деятельность.

Таким образом, процесс адаптации в замещающей семье имеет одно из первостепенных значений, соблюдая все условия, можно плавно и безболезненно, как для родителей-воспитателей, так и для ребенка, пройти все стадии, создать здоровую семью и теплые отношения.

Психологи выделяют несколько стадий при адаптации ребенка в условиях замещающей семьи.

Первая стадия - «медовый месяц» или «знакомство».

Родители хотят обогреть ребенка, ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения. Он с радостью выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей. Наблюдения показывают, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Ребенок может забыть, кто папа-мама, путать имена, родственные отношения, спрашивать «как тебя зовут?», «а что это?»

Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи

несколько раз. Возникает это в связи с тем, что ребенок пока не в силах запомнить и усвоить массу новых впечатлений, которая обрушилась на него, и еще потому, что ему необходимо лишний раз пообщаться, подтвердить, что это действительно его новые родители. В этот период некоторые дети могут довольно часто и неожиданно вспоминать эпизоды из прежней жизни, спонтанно делиться впечатлениями. А вот на вопросы на эту тему могут отвечать неохотно или вообще не отвечать. Как правило, на этой стадии ребенок почти беспрекословно подчиняется правилам, существующим в семье. Кажется, что в семье полный мир и согласие, которые никогда не закончатся.

Из наблюдений: «Я начинающая мама, и главное, наверное, еще впереди. Но, честное слово, последние дни я хожу с пульсирующей в голове мыслью: «Так вот что такое счастье!» И это я, которая и до этого-то была не задавлена жизнью: любимый муж, обожаемая работа, удивительные друзья, многочисленные путешествия по стране, по миру... А пик этого счастья испытываю, когда вижу своего мужа со слезами на глазах, возящегося с ребенком на руках. Мы так все любим друг друга!» - пишет N через месяц после усыновления.

Вторая стадия - «Регрессия» или «Выпускание коготков».

Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирки. Ребенок пытается понять, что нравится и что не нравится родителям, как обратить на себя внимание - разумеется, прибегая к тем способам, которые он использовал раньше. Естественно, что многие старые привычки родители воспринимают в штыки. Начинается зачастую болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. Как отмечают психологи, на этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как чувство беспомощности или чувство зависимости; преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п. Иногда в этот период ребенок регресси-

рует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, предпочитают играть с детьми младшего возраста и доминировать над ними. Другие проявляют враждебность к своему новому окружению. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому не должно удивляться, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой, если они есть, делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый - проявляет интерес к окружающему, особенно когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка, либо становится необыкновенно активным. У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок сделает то, что им нужно. Отсутствие знаний об особенностях возраста, разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку приводят к тому, что процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает естественность отношений, радость общения. Вместо естественного принятия ребенка преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка. Неподготовленные родители могут испытывать испуг, шок. «Мы желаем ему добра, а он. Мы его так любим, а он нас не ценит», - обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели всегда так будет?!» Могут появиться и мысли сомнения: «А зачем он нам вообще был нужен, этот ребенок? Как было тихо и спокойно вдвоем. А может быть, вернуть его туда, откуда взяли, ведь он уже привык к тому образу жизни, к детям?» Оправдывая себя, родители начинают искать в ребенке недостатки, вызванные "ущербной" наследственностью (плохая память, туго соображает, слишком подвиж-

ный и тому подобное), не подозревая, что многие недостатки в развитии вызваны не наследственными факторами, а социальной запущенностью ребенка и при хорошем семейном уходе, заботе и терпении исчезают бесследно. Родители должны четко понимать, что у каждого неадекватного на первый взгляд поступка есть своя психологическая подоплека. Например, ребенок стал очень агрессивен к окружающим, вы уже и не знаете, что с этим делать. А вас просто «проверяют»: страх, что «отдадут обратно» толкает маленького человечка действовать по принципу "чем хуже, тем лучше".

Понимание, терпение, выдержка -главные принципы поведения в этот период. И еще: не стесняйтесь обращаться со своими проблемами к специалистам, встречайтесь с теми, кто, так же как и вы, воспитывает приемного ребенка. Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: меняется выражение лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает». Неоднократно было замечено: у детей начинают расти «новые» волосы (из тусклых они становятся блестящими), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, уходят многие невротические явления.

Третья стадия - «Привыкание» или «медленное восстановление».

Можно наблюдать, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, то сейчас он выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать с родителями свои проблемы и трудности. Ребенок начинает вести себя так

же естественно, как ведет себя ребенок в кровной семье, принимает активное участие во всех делах семьи. Поведение соответствует особенностям характера и адекватно ситуациям. Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое и делают это без напряжения. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали. Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникают привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и адекватно реагирует на просьбы. Сам отмечает происходящие с ним изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям. Дети и родители живут жизнью обычной нормальной семьи. Приемные (усыновленные) дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок. Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, рас-торможенность), нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству), мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. То есть каждый ребенок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова Л. Н. Адаптация детей в приемной семье // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - № 4. - С. 28-40.

2. Ловцова Н. И. Анализ практик фостерного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // социальная политики и социология. - 2006. - № 1. - С. 74-87.

3. Осипова И. И. Замещающая семья в России // Психологическая наука и образование. — 2006. - № 2. - С. 77-80.

Об авторах

Прядко Наталья Александровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедра педагогики и психологии

Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи

высшей школы. Сфера научных интересов - вопросы семьи, замещающая семья, проблемы сиротства.

п170 @ yandex.ru

Бережная Ольга Владимировна, ГОУ ВПО

«Российский государственный университет» филиал в г. Ставрополе, кандидат педагогических

наук заведующая кафедрой теории, истории и методики социальной работы. Сфера научных интересов - дети-сироты, замещающая семья, социальная помощь, адаптация, интеграция. olga_beregnaya@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.