Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП'

ИНСТИТУТ ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1252
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАЦИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ГУМАННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМИССИЯ / МЕХАНИЗМ / ОСУЖДЕННЫЙ / ПОЛИТИКА / ПОМИЛОВАНИЕ / ПОРЯДОК / ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА / РЕАЛИЗАЦИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ХОДАТАЙСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Донская (Кавелина) О. Г.

В содержании статьи рассматриваются теоретические и практические вопросы примененияпомилования в Российской Федерации на современном этапе. Автором приводится краткий сравнительно-правовой анализ нормативной базы, регулирующей применение помилования, а такжепрактики его применения и статистических данных, свидетельствующих о значительном сниженииколичества помилованных осужденных за последние 19 лет. Автором дан подробный анализ порядка применения помилования, установленного УказомПрезидента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов РоссийскойФедерации» № 1500 от 28 декабря 2001г. Указанный порядок предполагает прохождение ходатайствомо помиловании ряда инстанций до момента его поступления на рассмотрение Президенту РФ. Автором предложено деление инстанций на три звена. Это техническое звено, которое не обладаетправом принятия юридически значимых решений -администрация исправительного учреждения итерриториальный орган уголовно-исполнительной системы в субъекте Российской Федерации. Звено,наделенное правом принятия предварительного юридически значимого решения - комиссия повопросам помилования на территории субъекта РФ и высшее должностное лицо субъекта РФ.Основное звено - принимающее окончательное юридически значимое решение по вопросуприменения помилования к осужденному - Президент Российской Федерации. Автор предлагает выводы, согласно которым помилование в Российской Федерации насовременном этапе практически не применяется, а в случаях редкого применения используется вкачестве политического института, что попирает его правовую суть, как конституционно-правового инструмента проявления гуманности и милосердия к лицам, совершившим преступления со стороныПрезидента РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF PARDONS IN RUSSIA: PRESENT STAGE

The article deals with theoretical and practical issues of applying pardons in the Russian Federation at thepresent stage. The author provides a brief comparative legal analysis of the regulatory framework governing the use ofpardons, as well as the practice of its application and statistical data indicating a significant decrease in thenumber of pardoned convicts over the past 19 years. The author gives a detailed analysis of the procedure for applying pardons established by the decree of thePresident of the Russian Federation "on commissions on pardons in the territory of the subjects of the RussianFederation" No. 1500 of December 28, 2001. This procedure involves the passage of a petition for clemencyin a number of instances until it is submitted to the President of the Russian Federation. The author suggestsdividing instances into three levels. This is a technical link that does not have the right to make legallysignificant decisions -the administration of a correctional institution and the territorial body of the criminalExecutive system in the subject of the Russian Federation. The link with the right to make a preliminarylegally significant decision is the Commission on pardons in the territory of the subject of the Russian Federation and the highest official of the subject of the Russian Federation. The main link that makes the finallegally significant decision on the issue of applying a pardon to a convicted person is the President of theRussian Federation. The author offers insights, according to which pardon in the Russian Federation at the present stage isalmost never used, and in rare cases used as a political institution that flouts its legal essence, as aconstitutional legal instrument for the manifestation of humanity and mercy to the perpetrators of the crime bythe President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2020. - Т. 6 (72). № 4. - С. 198-206.

УДК 343.851

ИНСТИТУТ ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП

Донская (Кавелина) О. Г.

Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

В содержании статьи рассматриваются теоретические и практические вопросы применения помилования в Российской Федерации на современном этапе. Автором приводится краткий сравнительно-правовой анализ нормативной базы, регулирующей применение помилования, а также практики его применения и статистических данных, свидетельствующих о значительном снижении количества помилованных осужденных за последние 19 лет.

Автором дан подробный анализ порядка применения помилования, установленного Указом Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28 декабря 2001г. Указанный порядок предполагает прохождение ходатайством о помиловании ряда инстанций до момента его поступления на рассмотрение Президенту РФ.

Автором предложено деление инстанций на три звена. Это техническое звено, которое не обладает правом принятия юридически значимых решений -администрация исправительного учреждения и территориальный орган уголовно-исполнительной системы в субъекте Российской Федерации. Звено, наделенное правом принятия предварительного юридически значимого решения - комиссия по вопросам помилования на территории субъекта РФ и высшее должностное лицо субъекта РФ. Основное звено - принимающее окончательное юридически значимое решение по вопросу применения помилования к осужденному - Президент Российской Федерации.

Автор предлагает выводы, согласно которым помилование в Российской Федерации на современном этапе практически не применяется, а в случаях редкого применения используется в качестве политического института, что попирает его правовую суть, как конституционно-правового инструмента проявления гуманности и милосердия к лицам, совершившим преступления со стороны Президента РФ.

Ключевые слова: администрация исправительного учреждения, государственная власть, гуманность, деятельность, комиссия, механизм, осужденный, политика, помилование, порядок, практика применения, правовая природа, реализация, справедливость, уголовно-исполнительное законодательство, ходатайство.

Отношение к помилованию, как к институту, смягчающему правовое положение осужденных, в России менялось на различных исторических этапах развития общества. Так, на протяжении последних 20 лет помилование в целом, и механизм его применения, претерпели значительные изменения. Как показала практика применения помилования в России в 21 веке опасения, относительно перспективы его применения, которые высказывались некоторыми исследователями, оказались полностью обоснованными. Институт помилования не просто претерпел изменения механизма реализации, в корне изменились масштабы и основания его применения.

Наибольшее распространение применение помилования получило в период с 1992 по 2001 г. Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 17 от 12 января 1992 г. «О комиссии по вопросам помилования» была создана комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Осужденный получил возможность направлять ходатайство через администрацию исправительного учреждения непосредственно в комиссию по помилованию. Ходатайство тщательно рассматривалось комиссией, выносилось заключение о целесообразности применения помилования, которое направлялось Президенту РФ. Окончательное решение принимал Президент РФ, с

учетом рекомендаций комиссии. Возглавлял комиссию по помилованию при Президенте РФ Анатолий Приставкин - советский и российский общественный деятель. В состав комиссии также писатель Булат Окуджава, Мариэтта Чудакова, Владимир Илюшенко, Лев Разгон, Марк Розовский, Владимир Борщев, Юлий Крелин, Феликс Светов, Александр Бовин, протоирей Александр Борисов и другие общественные деятели, деятельности искусства науки и профессиональные юристы.

Указ Президента № 17 от 12 января 1992 г. «О комиссии по вопросам помилования» не содержал ограничений по применению помилования к осужденным. И в полной мере соответствовал уголовному и уголовно -исполнительному законодательству, которое также не содержит критериев, касающихся личности осужденного, тяжести преступления, фактически отбытого срока наказания. За время работы комиссии с 1992 по 2001 г. было помиловано 69856 осужденных: из них 12856 смертников (смертный приговор был заменен на пожизненное заключение), а 57 тысячам приговор был смягчен [1, с. 4].

Безусловно, в указанный период помилование приобрело необоснованные масштабы. Политическая подоплека этого явления заключалась в фактической отмене смертной казни и замене наказания лицам, осужденным к исключительной мере, на пожизненное лишение свободы. Можно утверждать, что такая гуманность со стороны Президента РФ не способствовала укреплению авторитета судебной власти и, по своей сути, являлась вмешательством в ее деятельность. Более того столь массовая гуманность могла свидетельствовать о несовершенстве карательного института государства. Еще Ч. Беккария, рассуждая на эту тему, утверждал: «По мере смягчения наказаний милосердие и прощение становятся менее необходимыми. Счастлива та нация, у которой они считаются пагубными. Милосердие — это добродетель, которая иногда дополняет круг обязанностей, взятых на себя престолом. Ей не должно быть места в совершенном законодательстве, где наказания умеренны, а суд праведен и скор» [2, с. 155].

С избранием нового Президента РФ в 2001 г., произошли существенные изменения в уголовной политике нашей страны, что не могло не затронуть и институт помилования. Комиссия по помилованию при Президенте РФ, которой приписывали необоснованное проявление милосердия к преступникам, была расформирована. Указ Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28 декабря 2001 г. (в последствии Указом Президента РФ от 16 марта 2007 г. N 359 «О Внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере юстиции» [3] в Указ № 1500 были внесены изменения, касающиеся механизма осуществления помилования, а Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 567 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и в положение, утвержденное этим Указом» - изменения, касающиеся сокращения сроков рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение впервые преступлений небольшой и средней тяжести) [4]. Целью данного Указа являлось совершенствование механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечение участия органов государственной власти субъектов РФ и

205

общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием.

Принятие Указа Президента РФ, полностью изменившего порядок и основания помилования, вызвало множество споров по поводу перспективы дальнейшего применения данного института. С учетом резкого сокращения помилованных в России за последние 19 лет, можно утверждать, что опасения были обоснованными. Помилование стало применяться только в исключительных случаях. С одной стороны - такой подход к применению помилования обоснован и логичен. Помилование по своей правовой природе не должно и не может быть институтом массового смягчения положения осужденных. Оно является актом, которым правовое положение осужденного подлежит смягчению вне обычного порядка. Это, скорее исключение из общих правил. И, более того, как показывают исследования, за помилованием в России обращаются лица, к которым обычный порядок смягчения их положения (условно - досрочное освобождение от отбывания наказания, амнистия) не применим, ввиду характеристик личности или тяжести деяния [5, с. 109].

Но есть и другая сторона, которая свидетельствует о негативной тенденции преобразования помилования в политический инструмент. Обратимся к статистике. С момента появления новых комиссий с 2002 и по 2018 г. (включительно), Президент РФ помиловал всего 890 человек — примерно 1% от общего числа помилованных с 1992 по 2001 гг. Но даже новая система сначала проявляла милосердие чаще: из 890 только 153 человека были помилованы после 2010 г. [6]. В 2019 г. было помиловано 7 человек [7]. При этом, общие характеристики личности помилованных за последние годы, подтверждают утверждение о политизированности данного института. Последнее время помилование в России происходят в основном по политическим причинам, в том числе для обмена российских заключенных на иностранных (украинцев Юрия Солошенко, Геннадия Афанасьева и Надежды Савченко, литовцев Аристидаса Тамошайтиса и Евгения Матайтиса, эстонцев Суси Райво и Эстона Кохвера) [7].

Конечно, нельзя отрицать, что новый порядок применения помилования, введенный Указом Президента РФ в 2001 г., способствует более тщательному рассмотрению ходатайств. В отличие от комиссии по помилованию при Президенте РФ, рекомендовавшей к помилованию практически всех осужденных, которые, исходя из представленных материалов, выявляли минимальные признаки становления на путь исправления, многоступенчатый механизм рассмотрения помилования, существующий в настоящее время, способствует «отсеиванию» лиц, не заслуживающих применения к ним снисхождения. Более того, Указ Президента № 1500 содержит ограничения (с формулировкой «помилование как правило на применяется») по применению помилования в отношении отдельных категорий осужденных. К ним относятся: лица, ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно - досрочно, по амнистии, на основании помилования; совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока, которым ранее наказание было заменено на более мягкое наказание, лицам, являющимся злостными нарушителями режима.

В настоящее время деятельность по применению помилования носит многоступенчатый характер. На высшем уровне - это конституционная деятельность Президента РФ, регламентированная ст. 89 Конституции РФ. На

среднем уровне - административная деятельность глав субъектов РФ, принимающих предварительное решение на уровне субъекта РФ. На низшем и, вместе с тем, основном уровне, стоит деятельность общественной комиссии по помилованию субъектов РФ. Порядок работы последних регламентируется Указом Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» № 1500 от 28.12.2001 (в редакции Указов Президента РФ № 359 от 16.03.2007, № 567 от 19.05.2009), носит характер общественной нагрузки и осуществляется членами комиссии на добровольных началах. Лица, осуществляющие указанную деятельность, не относятся к числу правоприменителей и, в большинстве случаев, не имеют юридического образования. Этот подход к составу комиссии обеспечивает реализацию принципов гуманизма и справедливости при принятии решения о помиловании конкретных граждан.

Комиссия по помилованию на территории субъекта РФ не относится ни к числу государственных органов и учреждений, ни, тем более к институтам государственной власти, также она не является органом местного самоуправления, поскольку не обладает признаками этих структурных единиц власти, члены комиссии не являются государственными служащими.

Начало процессу помилования дает волеизъявление заинтересованного лица -осужденного, ибо правом ходатайствовать о помиловании, согласно Конституции РФ, и Указа Президента РФ № 1500 от 28 декабря 2001 года (в редакции Указов Президента РФ № 359 от 16 марта 2007 года, № 567 от 19 мая 2009 года, 25 июня 2012 года [8]) наделен только осужденный. В научных кругах обсуждается дискуссионный вопрос об иных лицах, имеющих возможность подачи ходатайства о помиловании. Некоторые ученые считают, что, исходя из имеющегося законодательства, ходатайство о помиловании может быть подано не только осужденным. По их мнению, ни из Конституции РФ (ст. 50), ни из норм Международного права (Пакт о гражданских и политических правах ст. 6), гарантирующих право каждого осужденного просить о помиловании, не следует, что иные лица не вправе подавать ходатайства о помиловании осужденных. Исходя из принципа «Разрешено все, что не запрещено», сторонники указанной позиции считают, что право осужденного просить о помиловании, не исключает такого - же права у других лиц (в частности, у его близких родственников или администрации учреждения) [9, с. 87]. В обоснование данной позиции также указывается и на то, что помимо конституционного права просить о помиловании, конституционной нормой гарантируется право каждого осужденного просить о смягчении наказания. Если же посмотреть на порядок решения вопросов об условно-досрочном освобождении, то там обладают правом направлять ходатайства об освобождении осужденный, его адвокат или законный представитель. Представление о замене неотбытой части наказания другим, более мягким, наказанием направляет в суд администрация исправительного учреждения (ст. 175 УИК РФ) [10, с.113].

Однако такой подход противоречит сути помилования по следующим причинам: во-первых, правовыми нормами, в том числе специальными подзаконными актами, разъяснен порядок подачи ходатайства и в этих нормах прямо предусмотрен единственный инициатор возникновения юридического факта, порождающего правоотношения по рассмотрению ходатайство о помиловании, - осужденный. Во-

207

вторых, рассмотрение ходатайств о помиловании носит вне судебного характера, что также выделяет его из обычных рамок, и, соответственно к нему не могут быть применены правила, предусматривающие смягчение наказания или освобождение от наказания судом. В связи с этим справедливо мнение Михлина А. С., заключающееся в том, что основанием для рассмотрения вопроса о помиловании в обязательном порядке должна быть просьба осужденного [11, с. 106]. При этом ходатайства о помиловании осужденных, подаваемые членами их семей, трудовыми коллективами, общественными и религиозными организациями могут рассматриваться вместе с ходатайствами осужденного о помиловании в качестве материалов, характеризующих личность осужденного. Однако, их рассмотрение в качестве самостоятельных ходатайств не допустимо еще и потому, что исключается возможность установления мнения самого осужденного на вопрос применения к нему помилования, его отношение к совершенному преступлению, признание или непризнание им своей вины.

Уголовно-исполнительным законодательством РФ закреплено право администрации исправительного учреждения представлять осужденного к помилованию. Так, статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает возбуждение администрацией ходатайства о помиловании в отношении положительно характеризующихся осужденных. При этом, администрации исправительных учреждений, хотя и являются одним из технических звеньев, обеспечивающих прохождение ходатайства о помиловании, играют очень важную роль в этом процессе. Они осуществляют сбор и подготовку материалов, указанных в «Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации». Администрация учреждения представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Администрация исправительного учреждения является единственной инстанцией, способной объективно и беспристрастно охарактеризовать осужденного в период отбывания им наказания, так как она, в отличие от осужденного и его родственников, не является заинтересованной стороной в вопросе применения помилования. Нами были исследованы 300 ходатайств о помиловании, поданные осужденными в Комиссию по помилованию на территории Ростовской области. Ни в одном случае администрация исправительного учреждения ходатайство не поддержала [12, с. 6.].

Считаем, что данная позиция администраций исправительных учреждений идет вразрез с основными функциями, возложенными на эти органы. Именно в полномочия исправительных учреждений входит исправление осужденного и формирование в нем законопослушного поведения. Неуверенность администрации в исправлении осужденного свидетельствует о признании неэффективности и недостаточности мер исправительного и воспитательного воздействия на осужденных, а также о нежелательности принятия на себя ответственности за дальнейшее (возможно противоправное) поведение осужденного. После подготовки всех необходимых материалов, ходатайство осужденного о помиловании направляется администрацией исправительного учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы в субъекте РФ. Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за

соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

Комиссия по вопросам помилования на территории субъектов РФ является одной из основных ступеней, участвующих в рассмотрении ходатайств, осужденных о помиловании. В состав комиссий по всей России входит около тысячи человек [13, с. 37]. Комиссией принимается предварительное юридически значимое решение по ходатайству осужденного. В связи с этим высказывалось мнение о необходимости укреплять состав комиссий независимыми представителями общественности, людьми, чье мнение авторитетно в регионе [14, с. 15]. К ним могут относиться педагоги, общественные деятели, ученые, писатели и др.

Задачей комиссий по помилованию на территории субъекта РФ является предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, и лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость, а также подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ. Таким образом, комиссии дают юридически значимую оценку представленным материалам о помиловании осужденного и, путем голосования, выносят первое решение по вопросу возможности применения помилования к осужденному.

В положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ, содержатся некоторые рекомендации, адресованные комиссиям, которые следует учитывать при рассмотрении ходатайств о помиловании. Так, согласно п. 12 Положения при рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления; б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. Хотя приведенные рекомендации не носят характера ограничений, однако должны учитываться комиссиями при принятии решения по ходатайству.

Таким образом, Указ Президента № 1500 закрепил формальные ограничения применения помилования к определенным категориям граждан, исходя из степени тяжести деяния и личности осужденного, чего ранее законом предусмотрено не было. После заключения комиссии ходатайство направляется высшему должностному лицу субъекта, которое вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения помилования в отношении осужденного. К указанному представлению прилагается ходатайство и все представленные с ним документы, характеризующие личность осужденного, называется совершенное им преступление, его поведение во время отбывания наказания, а также заключение комиссии по помилованию. После прохождения указанных этапов на территории

209

субъекта РФ, ходатайство о помиловании, а также материалы, характеризующие личность осужденного и совершенное им преступление, направляются в Администрацию Президента РФ.

Департамент организационной работы по вопросам помилования Управления по защите конституционных прав граждан Администрации Президента РФ, куда направляется ходатайство о помиловании на следующем этапе своего рассмотрения, обладает основной наиболее важной функцией - представление ходатайств о помиловании с прилагаемыми к ним материалами, представленными администрацией исправительного учреждения, заключением комиссии по вопросам помилованию и представлением высшего должностного лица субъекта РФ о целесообразности применения помилования на рассмотрение Президенту РФ, который является единственным конституционным субъектом помилования и он, осуществляя право, предоставленное ему Конституцией РФ, принимает окончательное решение по вопросу применения помилования к осужденному либо об отклонении его ходатайства. При этом некоторые исследователи утверждают, что Президент при принятии решения о помиловании не связан предварительной процедурой помилования, предполагающей выработку только рекомендательной позиции, которой глава государства юридически может пренебречь, то есть принять решение о помиловании в обход этой процедуры. Основанием для такого пренебрежения, по мнению И.А Гукасова, являются «высшие интересы» [15, с. 9].

Таким образом, институт помилования в РФ за последние годы претерпел существенные изменения. Эти изменения касаются механизма его реализации, практики его применения и фактической деформации правовой природы. Механизм помилования из предельно простого, существовавшего в период с 1992 по 2001 г., преобразовался в многоступенчатый. Учреждения и органы, принимающие участие в прохождении ходатайства о помиловании, в настоящее время условно можно разделить на технические звенья (администрация исправительного учреждения, территориальный орган уголовно-исполнительной системы в субъекте Российской Федерации), звенья, принимающие предварительные юридически значимые решения (комиссия по вопросам помилования на территории субъекта РФ, Высшее должностное лицо субъекта РФ) и основное звено - Президент РФ, принимающий окончательное юридически значимое решение. Значимым представляется лишь последнее звено, остальные можно рассматривать как формальные. Однако исследования, проведенное на территории Ростовской области, показывает, что отсутствие поддержки на первичном уровне подачи ходатайства (если администрации исправительных учреждений массово не поддерживают ходатайства), приводит к невозможности реализации осужденными права на просьбу о помиловании.

Приведенная практика применения помилования в России за 2002-2020 гг. свидетельствует о фактическом упразднении этого института. Помилования трансформировано в политический институт. При чем оно служило политическим целям как при ранее существовавшем порядке, когда было проведено массовое помилование осужденных к смертной казни, так и на современно, когда оно применяется в отношении иностранных граждан с целью их обмена на граждан РФ.

В настоящее время интерес граждан России к помилованию и вера в возможность его применения практически потеряны. Об этом свидетельствует и

значительное сокращение подаваемых ходатайств о помиловании. Так, комиссией по вопросам помилования на территории Ростовской области за 2019 г. рассмотрено 150 ходатайств, за 2018 год - 129 ходатайств, за 2017 г. 139 ходатайств [16]. При этом до 2010 г. среднее количество ходатайств о помиловании, рассмотренных комиссией в календарный год составляло около 300 ходатайств. Считаем, что снижение числа осужденных, ходатайствующих о помиловании, связано с тем, что помилование в России практически не применяется.

Список литературы

1.Гордиенко И. Не верь, на бойся, не проси // Новая газета. № 46. С. 4.

2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М.: Инфра-М, 2004. С. 155.

3. Указ Президента РФ от 16 марта 2007г. N 359 «О Внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере юстиции» // Российская газета. 2007. 22 марта.

4. Указ Президента РФ от 19 мая 2009 г. № 567 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации № 1500 от 28 декабря 2001 года «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и в положение, утвержденное этим Указом» // Российская газета. 2009. 20 мая.

5. Кавелина О.Г. Институт помилования: криминологические и уголовно - правовые аспекты: монография - М.: Юрлитинформ, 2011, С. 109.

6. Аренина Е. Немилостивый государь. Исследование о том, как российская власть перестала быть милосердной, 20.03.2019 [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.proekt.media/research/statistika-pomilovamya/ (дата обращения: 15.09.2020).

7. Михайлова А. Помилование в России и в мире [электронный ресурс]. Режим доступа: Право RU //https://pravo.ru/story/217990/ (дата обращения: 16.09.2020).

8. Указ Президента Российской Федерации от 25 июня 2012г. N 890 [электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.09.2020).

9. Кондратьев П.Е. Выступление на Всероссийской конференции по проблемам помилования. Великий Новгород, 25-26 октября 2000г. М.: Юрид. Лит., 2001. С.87.

10. Саженков Ю.В. Селиверстов В.И. Правовые проблемы помилования в России. М. 2007. С. 113.

11. Михлин А.С. Понятие смертной казни. // Государство и право. 1995. № 10. С. 106.

12. Кавелина О.Г. Институт помилования: криминологические и уголовно-правовые аспекты: автореф. дисс. к. ю. н. / Рост. юрид. ин-т МВД РФ. Ростов-на-Дону, 2009. С. 6.

13. Приставкин А. Коллективное помилование // Закон и право. 2003. № 13. С. 37.

14. Коган - Ясный В. О помиловании. Выступления на совещаниях и семинарах по вопросам помилования, 2000-2003 г. М. 2006г. Московская область 4-6 декабря 2002 г. Всероссийское совещание представителей комиссий по вопросам помилования. С. 15.

15. Гукасов И.А., Гукасов И.А. Институт помилования в Российской Федерации: конституционно -правовые начала: автореф. дисс. к. ю. н. / Ростов-на-Дону, 2008, С. 9.

16. Деятельность комиссии по вопросам помилования на территории Ростовской области и отдела по вопросам помилования Правительства Ростовской области [электронный ресурс]. Режим доступа://www/donlend.ru(дата обращения: 17.09.2020).

O. Donskaya (Kavelina). Institute of pardons in Russia: present stage // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2020. - Т. 6 (72). № 4. - Р. 198-206.

The article deals with theoretical and practical issues of applying pardons in the Russian Federation at the present stage.

The author provides a brief comparative legal analysis of the regulatory framework governing the use of pardons, as well as the practice of its application and statistical data indicating a significant decrease in the number of pardoned convicts over the past 19 years.

The author gives a detailed analysis of the procedure for applying pardons established by the decree of the President of the Russian Federation "on commissions on pardons in the territory of the subjects of the Russian Federation" No. 1500 of December 28, 2001. This procedure involves the passage of a petition for clemency in a number of instances until it is submitted to the President of the Russian Federation. The author suggests dividing instances into three levels. This is a technical link that does not have the right to make legally significant decisions -the administration of a correctional institution and the territorial body of the criminal Executive system in the subject of the Russian Federation. The link with the right to make a preliminary legally significant decision is the Commission on pardons in the territory of the subject of the Russian

211

Federation and the highest official of the subject of the Russian Federation. The main link that makes the final legally significant decision on the issue of applying a pardon to a convicted person is the President of the Russian Federation.

The author offers insights, according to which pardon in the Russian Federation at the present stage is almost never used, and in rare cases used as a political institution that flouts its legal essence, as a constitutional legal instrument for the manifestation of humanity and mercy to the perpetrators of the crime by the President of the Russian Federation.

Keyword: correctional institution administration, state authority, humanity, activity, Commission, mechanism, convict, policy, pardon, procedure, practice of application, legal nature, implementation, justice, penal enforcement legislation, petition.

Spisok literatury

1.Gordienko I. Ne ver', na bojsya, ne prosi // Novaya gazeta. № 46. S. 4.

2. Bekkaria CH. O prestupleniyah i nakazaniyah. - M.: Infra-M, 2004. S. 155.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 16 marta 2007g. N 359 «O Vnesenii izmenenij v nekotorye akty Prezidenta Rossijskoj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem gosudarstvennogo upravleniya v sfere yusticii» // Rossijskaya gazeta. 2007. 22 marta.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 19 maya 2009 g. № 567 «O vnesenii izmenenij v Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 1500 ot 28 dekabrya 2001 goda «O komissiyah po voprosam pomilovaniya na territoriyah sub"ektov Rossijskoj Federacii» i v polozhenie, utverzhdennoe etim Ukazom» // Rossijskaya gazeta. 2009. 20 maya.

5. Kavelina O.G. Institut pomilovaniya: kriminologicheskie i ugolovno - pravovye aspekty: monografiya - M.: YUrlitinform, 2011, S. 109.

6. Arenina E. Nemilostivyj gosudar'. Issledovanie o tom, kak rossijskaya vlast' perestala byt' miloserdnoj, 20.03.2019 [elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.proekt.media/research/statistika-pomilovaniya/ (data obrashcheniya: 15.09.2020).

7. Mihajlova A. Pomilovanie v Rossii i v mire [elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Pravo RU //https://pravo.ru/story/217990/ (data obrashcheniya: 16.09.2020).

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 25 iyunya 2012g. N 890 [elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 14.09.2020).

9. Kondrat'ev P.E. Vystuplenie na Vserossijskoj konferencii po problemam pomilovaniya. Velikij Novgorod, 25-26 oktyabrya 2000g. M.: YUrid. Lit., 2001. S.87.

10. Sazhenkov YU.V. Seliverstov V.I. Pravovye problemy pomilovaniya v Rossii. M. 2007. S. 113.

11. Mihlin A.S. Ponyatie smertnoj kazni. // Gosudarstvo i pravo. 1995. № 10. S. 106.

12. Kavelina O.G. Institut pomilovaniya: kriminologicheskie i ugolovno-pravovye aspekty: avtoref. diss. k. yu. n. / Rost. yurid. in-t MVD RF. Rostov-na-Donu, 2009. S. 6.

13. Pristavkin A. Kollektivnoe pomilovanie // Zakon i pravo. 2003. № 13. S. 37.

14. Kogan - YAsnyj V. O pomilovanii. Vystupleniya na soveshchaniyah i seminarah po voprosam pomilovaniya, 2000-2003 g. M. 2006g. Moskovskaya oblast' 4-6 dekabrya 2002 g. Vserossijskoe soveshchanie predstavitelej komissij po voprosam pomilovaniya. S. 15.

15. Gukasov I.A., Gukasov I.A. Institut pomilovaniya v Rossijskoj Federacii: konstitucionno - pravovye nachala: avtoref. diss. k. yu. n. / Rostov-na-Donu, 2008, S. 9.

16. Deyatel'nost' komissii po voprosam pomilovaniya na territorii Rostovskoj oblasti i otdela po voprosam pomilovaniya Pravitel'stva Rostovskoj oblasti [elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa://www/donlend.ru(data obrashcheniya: 17.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.