Прохоров Леонид Александрович
доктор юридических наук, профессор, председатель комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края
Прохорова Марина Леонидовна
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры уголовного права и криминологии
Кубанского государственного университета
(тел.: 89282398135)
Новая концепция института помилования и проблемы ее реализации
Аннотация
В статье проанализирован опыт работы комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края с 2001 года, приведены статистические данные о количестве полученных ходатайств осужденных и результатах рассмотрения их комиссией, губернатором края, Президентом РФ.
Annotation
In the article experience of the commission concerning pardon in territory of Krasnodar region since 2001 is analyzed, the statistical data about quantity of the received petitions of prisoners and results of consideration by their commission, the governor of region, the President of the Russian Federation is cited.
Ключевые слова: концепция института помилования, ходатайство осужденного, социальная адаптация, уголовно-исполнительная система, наблюдательное дело.
Keywords: the concept of institute of pardon, the petition of a prisoner, social adaptation, criminally-executive system, observant business.
В
решении актуальных для российского общества проблем борьбы с преступностью, в числе которых следует назвать ресоциализацию осужденных и социальную адаптацию лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, важную роль выполняет институт помилования. Это вполне объясняет решение о принятии девять лет назад мер по совершенствованию механизма реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий по осуществлению помилования, а также обеспечению более широкого участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием. С этой целью 28 декабря 2001 г. был издан Указ Президента РФ № 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации", которым утверждено и Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. В
соответствии с этим Указом ранее действовавшая Комиссия при Президенте РФ была упразднена, а во всех субъектах РФ созданы самостоятельные комиссии по вопросам помилования [1]. В состав комиссии должно входить не менее 11-ти человек - граждан России с высшим образованием, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию.
Комиссия по вопросам помилования на территории Краснодарского края была сформирована в феврале 2002 г. В состав комиссии были включены депутаты Законодательного собрания, известные педагоги, врачи, юристы, священник, знаменитые спортсмены, представитель казачьего сообщества. Итоги работы комиссии и отдела по вопросам помилования Краснодарского края за девять лет можно проследить с помощью следующей таблицы:
При оценке приведенных статистических
показатели помиловано
годы количество из них лиц Указами Президента РФ
рассмотренных ходатайств о помиловании рекомендовано отклонить рекомендовано помиловать
2002 201 164 З7 12
2003 170 1 45 25 7
2004 103 86 17 3
2005 67 58 9 5
2006 50 45 5 2
2007 88 82 6
2008 47 43 4 1
2009 67 53 14 2
2010 471 368 103 20
итого 1264 1044 220 52
данных, прежде всего, следует обратить внимание на то, что в 2010 г. имела место небывалая активность осужденных и, соответственно, администрации исправительных учреждений по реализации права на помилование. За один год комиссией рассмотрено 37,2 % ходатайств из числа всех поданных за девять лет ее функционирования, а также получено 38,5 % Указов Президента РФ о поддержании решения о помиловании. Как представляется, эта тенденция обусловлена проводимым в России реформированием уголовно-исполнительной системы, смягчением карательной практики [2]. Комиссия по помилованию на территории Краснодарского края занимает одно из первых мест по числу помилованных Президентом РФ. Например, каждый второй из числа осужденных, помилованных Президентом РФ в 2010 г., рекомендован именно комиссией Краснодарского края [3].
Из приведенных в таблице обобщенных данных также видно, что комиссия принимала положительные решения только по 21,1 % из числа рассмотренных ею ходатайств. С решениями комиссии согласился и Глава администрации края, посчитав их вполне обоснованными и милосердными. Этому способствовало то, что комиссия и отдел администрации края по вопросам помилования тщательно готовят заседания, предварительно встречаются с осужденными, собирают дополнительный материал. На заседании комиссии вся полученная информация обсуждается, рассматриваются все "за" и "против" в целях принятия взвешенного решения. Но при всем этом обращает на себя внимание не совсем понятный факт: Президент поддерживал решения комиссии только в 23,7 %. В остальных случаях без какой-либо аргументации решения были отклонены. Характерно, что эти решения комиссии приняты не в отношении убийц, бандитов, насильников, а, как правило, в
отношении лиц, совершивших преступления средней тяжести, иногда тяжкие против собственности. Тем самым не только сводится к минимуму эффективность института помилования, но и дискредитируется сама идея новой концепции реализации этого института [4].
Членам комиссии за период функционирования с 2002 по 2010 гг. приходилось рассматривать прошения о помиловании лиц, совершивших преступления различного вида: против жизни (ч. 1и ч. 2 ст. 105 УК); против здоровья (ч.ч. 1-4 ст. 111 УК); против собственности (ст. ст. 158, 159, 160, 161, 162 УК); незаконное приобретение, хранение и сбыт наркотиков (ст. 228, 228-1 УК); получение взятки (ст. 290 УК); транспортные преступления (ч. ч. 1-5 ст. 264 УК) и др.
Обобщение результатов работы комиссии по помилованию показывает, что она принимала положительные решения в большей части в отношении осужденных женщин, отбывающих наказание вместе с детьми в возрасте до трех лет. При анализе этих сведений необходимо исходить из того, что доля женщин среди лиц, отбывающих лишение свободы, составляет примерно 5 %; причем она имеет небольшую тенденцию к росту. Следовательно, количество осужденных женщин, к которым применялось помилование, выше, чем мужчин. Эта тенденция в работе комиссии выражена более рельефно в связи с тем, что на территории Краснодарского края расположена женская колония с домом ребенка. В ней отбывают наказания беременные, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, осужденные судами Южного и СевероКавказского федеральных округов РФ. Эта категория осужденных женщин чаще других обращается с ходатайством о помиловании. Например, в 2002 г. в соответствии с рекомендацией Администрации Президента РФ было проведено специальное заседание комиссии по рассмотрению ходатайств осужденных женщин, дети которых находятся в доме ребенка при колонии. Обращает на себя внимание и стабильность применения помилования к осужденным женского пола.
Чаще всего помилование применяется к мужчинам и женщинам в возрасте 30-39 лет (37,7 % и 40,3 % соответственно). На втором месте располагается группа осужденных в возрасте 4049 лет (23 % и 32,1% соответственно). Указанные возрастные категории осужденных обладают немалым жизненным опытом, который стимулирует их стремление к нормальной жизни, отказу от антиобщественных привычек и побуждений. Отметим и рост доли помилованных осужденных в возрасте свыше 60 лет. Кстати, их доля в числе лиц, отбывающих лишение
139
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА свободы, относительно невелика - 0,7 %.
Доля состоявших в браке помилованных мужчин равна 51,8 %, состо-явших в браке женщин помиловано немного меньше - 47,8 %. Вместе с тем среди осужденных к лишению свободы доля лиц, состоящих в браке, в целом невелика. По сравнению с лицами, состоящими в браке, холостые совершают преступления чаще. К тому же, осуждение и последующее отбывание наказания часто влечет расторжение брака, причем у женщин этот процесс протекает активнее.
Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на высокую степень общественной опасности преступлений, совершенных ранее помилованными комиссией лицами, отмечается низкий процент рецидива преступлений среди этих лиц. К уголовной ответственности за прошедший период привлечено всего 10 % помилованных, несколько больше привлекалось к административной ответственности - 12 %. Причем, помилованные лица, отбывавшие наказания за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, вновь к уголовной ответственности не привлекались. Нельзя не отметить и такой подлежащий позитивной оценке момент, как оценка помилованными применения к ним этого акта милосердия. Многие из них присылали в адрес комиссии, отдела письма благодарности, обращались с просьбами и за советами. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о социальной полезности института помилования.
Наряду с рассмотрением материалов, связанных с помилованием конкретных осужденных, комиссия и отдел проводят большую разъяснительную работу по порядку реализации Указа Президента РФ № 1500-2001 г., оформлению документов. За прошедшие девять лет было рассмотрено 2889 письменных обращений, заявлений, ходатайств; осуществлено 186 посещений исправительных учреждений и проведено 163 занятия с их сотрудниками; 705 личных приемов лиц, отбывающих наказание; 470 приемов посетителей по вопросам, связанным с процедурой подготовки материалов на заседание комиссии; подготовлено 199 публикаций в СМИ, 1552 информации и уведомлений на основании анализа деятельности органов по реализации Указа Президента РФ № 1500 2001 г.
Комиссия и отдел по вопросам помилования уделяют внимание и проблемам социальной адаптации помилованных лиц. На каждого из них заведены наблюдательные дела, в которых прослеживается их жизнь после освобождения
из исправительного учреждения. В результате обращений к главам администраций районов края и руководителям органов внутренних дел в ряде случаев положительно решаются вопросы трудоустройства, пенсионного обеспечения, предоставления различных пособий, выделения мест в детских дошкольных учреждений и др.
Деятельность комиссии осуществляется и в иных, не традиционных и, на первый взгляд, не свойственных ей формах. Так, члены комиссии регулярно посещают дом ребёнка в женской колонии, где содержатся дети осуждённых в возрасте до трёх лет. После ознакомления с условиями проживания детей члены комиссии организовали доставку гуманитарной помощи в дом ребёнка, вызвав благодарность администрации учреждения, руководителей дома ребёнка и тех матерей, чьи дети там находятся. Кроме того, комиссия обратилась с просьбой оказать помощь дому ребёнка в приобретении оборудования и имущества к руководству администрации края, которое изыскало возможность эту помощь (в том числе и финансовую) оказать. На средства, направленные в детское учреждение, было отремонтировано и приобретено оборудование для физиотерапевтического кабинета.
Среда, в которую возвращается помилованное лицо, не всегда благоприятна для его исправления, не всегда его ждут родные "с распростертыми объятиями", зачастую им просто некуда возвращаться. Этим-то и вызваны обращения помилованных в комиссию с просьбами о трудоустройстве, получения жилья, решения иных социальных проблем. Ознакомление с наблюдательными делами на помилованных лиц, заведенных отделом по вопросам помилования администрации Краснодарского края, свидетельствует о том, что освобождаемые из мест лишения свободы лица нередко выпадают из сферы внимания правоохранительных и местных муниципальных органов. А ведь многие помилованные - это женщины, имеющие малолетних детей, а еще более трагично - детей, которые "отбывали вместе с ними наказание", т.е. находились в доме ребенка при колонии. Мы полагаем, что "возвращение" к нормальной жизни - это процесс комплексный, который должен начинаться еще в местах лишения свободы и не прекращаться после освобождения, и затрагивает он не только лиц, совершивших преступление, но и их детей.
Начало адаптации помилованного лица (впрочем, как и всех освобождаемых из мест лишения свободы) связано с очень важным этапом - выходом на свободу, что предполагает:
обеспечение лица за его счет или счет
благотворительного фонда одеждой не просто по сезону, а отвечающей тенденциям моды (особенно для женщин - тем более что все это они могут сшить на производственной базе своей колонии при создании своего ателье индивидуального пошива);
выяснение вопроса о том, встречает ли кто-то освобождаемое лицо (особенно женщин), а для иногородних лиц - обеспечение доставки на вокзал, приобретения билета;
устройство ребенка в детские учреждения, оказание помощи в оформлении детских пособий.
При проведении опроса помилованных и осужденных, подавших прошение о помиловании, мы выясняли, какие проблемы у них будут самыми трудно решаемыми. В итоге были получены следующие результаты:
23 % лиц волнует проблема возвращения в семью;
30,7 % желают вернуться на прежнюю работу, но опасаются, что их не примут;
30,7 % не имеют жилья и в этом усматривают серьёзную проблему;
84,7 % в качестве основной проблемы назвали трудность в поиске работы.
Таким образом, подавляющее большинство осужденных волнует проблема трудоустройства - и по причине отсутствия у них востребованной профессии, и как следствие предвзятого отношения к бывшим осужденным. Сложность предстоящей жизненной ситуации, в которой должен оказаться освобождаемый из мест лишения свободы человек, дополняют ослабление супружеских отношений, распад семьи. В этот самый сложный период выхода на свободу самое главное не оставить освободившегося один на один с его проблемами, чтобы он не решил, что в колонии ему было лучше (там вся его жизнь расписана, у него нет необходимости каждый день думать о дне грядущем и пр.).
С особой остротой перед обществом стоит проблема - осужденная мать и ребенок. По нашему мнению, целесообразно нормативно закрепить поло-жение, согласно которому весь срок отбывания наказания мать и ребенок должны быть вместе. Непременным условием освобождения по помилованию осужденной-матери должна быть положительная характеристика, ее желание забрать ребенка из детского дома и заниматься его воспитанием.
В подобной ситуации, вполне естественно, на первый план выступает проблема повышения эффективности мер социальной адаптации лиц, как освобожденных от дальнейшего отбывания наказания, так и находящихся в исправительных учреждениях. Следует согласиться с мнением
Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина, отмечавшего, что в качестве первоочередных задач представляется скорейшее принятие законодательного акта, ставящего на регулярную и систематическую основу контроль общества за местами лишения свободы, углубление воспитательной работы с персоналом учреждений, принятие мер по социальной защищенности персонала [5]. Федеральным законом № 76-ФЗ от 10 июня 2008 г. "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" существенно повышена роль в этом процессе общественных формирований. При этом следует отметить, что в повышении эффективности процесса социальной адаптации осужденных особая роль отведена комиссиям по вопросам помилования, способствующих реализации Президентом РФ его высокой миссии - миловать осужденных преступников.
По итогам исследования сформулировано несколько основных выводов,
свидетельствующих о социальной полезности института помилования. Результаты опроса членов комиссии по вопросам помилования и депутатов Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам эффективности новой концепции помилования в России, критериях применения помилования, совершенствования правового регулирования также свидетельствуют о высокой значимости в жизни общества института помилования, причем в новом его понимании и реальном применении. Так, на вопрос, способствовало ли учреждение комиссий по помилованию в субъектах РФ повышению эффективности применения данного института в РФ, 100 % респондентов ответили утвердительно, 84 % опрошенных поддержали существующую многоступенчатую процедуру рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании, 16 % оценили её критически.
Анализ работы комиссии позволяет сделать вывод об их жизнеспособности на территориях субъектов РФ; новая концепция института помилования в большей мере соответствует сложившимся реалиям уголовной политики и в пенитенциарной системе [6]. Вместе с тем новое большое дело, решение сложной многоаспектной задачи, изобилие регулирующих правовых норм породили, по нашему мнению, необходимость внесения следующих корректив и в правовое регулирование, и в организационное обеспечение деятельности указанных комиссий.
Во-первых, до 2001 года комиссия по вопросам помилования действовала при Президенте РФ.
141
Указ №1500 - 2001 г. назван "О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации". Подобное название Указа могло быть приемлемым, если бы комиссии подчинялись по вертикали, они же в соответствии с названным Указом создаются при губернаторе (главе администрации субъекта Федерации). Это порождает неопределённость относительно места комиссии в структуре исполнительной власти и соотношения со структурными подразделениями по вопросам помилования аппарата высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, которые в соответствии с Указом обязаны технически обеспечивать деятельность комиссии по вопросам помилования.
Во-вторых, новые подходы к укреплению вертикали власти, решение о назначении глав субъектов Федерации Президентом, усиление их роли в жизни государства порождают возможность делегировать им право принимать окончательное решение о помиловании лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а равно тяжких, не сопряжённых с посягательством на жизнь, здоровье, половую неприкосновенность личности. Это обеспечит оперативность принятия окончательного решения [7].
В-третьих, для повышения эффективности новой концепции помилования, обеспечения прав граждан представляется необходимым взаимодействие комиссии с судами для обобщения судебной практики по вопросам квалификации преступлений и назначения наказания [8].
вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 16 марта 2007 г.) // СПС "Консультант Плюс".
2.Прохоров Л.А. Помилование: особенности исторического развития и точки соприкосновения с правосудием // Мировой судья. 2008. № 5. С. 19-24.
3.Комсомольская правда. 2010. 9 ноября.
4.Прохоров Л. А., Прохорова М.Л. Комиссия по вопросам помилования в системе субъектов социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы // Российский следователь. 2008. № 22.
5. Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Российская газета. 2005. 6 июля. № 144 (3813).
6. Прохоров Л. А., Прохорова М. Л. Комиссия по вопросам помилования в системе субъектов социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы // Российский следователь. 2008. № 22.
7.Прохоров Л.А. Проблемы совершенствования правового регулирования института помилования в России // Материалы Всероссийского совещания председателей комиссий по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации (4-6 декабря 2002 г.). М, 2003.
8.ПрохоровЛ. А., Прохорова М. Л. Институт помилования в России: пути совершенствования правового регулирования // Научный вестник Южного федерального округа. 2007. № 1. С. 4-10.
1. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 "О комиссиях по
142