Научная статья на тему 'К вопросу о полномочиях Президента РФ по осуществлению помилования'

К вопросу о полномочиях Президента РФ по осуществлению помилования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2966
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМИЛОВАНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОМИССИИ ПО ПОМИЛОВАНИЮ / УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крючкова Елена Анатольевна

Статья посвящена конституционным полномочиям Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина в сфере правового статуса личности осуществлению помилования. Осуществлению полномочий главы государства по помилованию содействуют органы государственной власти субъектов РФ, в том числе комиссии по помилованию, а также его аппарат Управление по обеспечению конституционных прав граждан Администрации Президента РФ. Автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в сфере установления правовых пределов президентских полномочий в гуманитарной сфере по предоставлению помилования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о полномочиях Президента РФ по осуществлению помилования»

2 Здесь и далее данные, указанные на официальном сайте Европейского суда по правам человека: http:// www.europeancourt.ru (дата обращения: 20.10.2011).

3 См.: Терехин В. А. Реформа Европейского суда по правам человека как фактор повышения эффективности судебной защиты // История государства и права. 2010. № 8. С. 23-25.

4 Нешатаева Т. Н. Уроки судебной практики о правах человека : европейский и российский опыт. М., 2007. С. 27.

5 Ковлер А. И. Верь, не бойся и проси // ЭЖ-Юрист. 2010. № 1-2. С. 2.

6 См.: Решение Европейского Суда от 7 декабря 1976 года по делу Кьелдсен (Kjeldsen), Буск Мадсен (Busk Madsen^ Педерсен (Pedersen) против Дании // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения : в 2 т. / пред. редколлегии В. А. Туманов. М., 2000. С. 234.

7 Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. С. 246.

8 Вашанова О. В. Роль Европейского Суда по правам человека в развитии принципа недискриминации // Юрист-международник. 2004. № 2.

9 Подробнее об этом см: КомковаГ. Н. Запрет дискриминации в российском и международном праве. Саратов, 2003.

10 Вашанова О. В. Указ. соч.

11 Де Сальвиа М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004. С. 171.

12 Решение от 23 июля 1968 г. по делу «О некоторых аспектах законодательства о применении языков в системе образования Бельгии» (The case «relating to certain aspects of the laws on the use of languages in education in Belgium»). URL: http://www.europeancourt.ru (дата обращения: 20.10.2011).

13 Решение от 5 июня 2008 г. по делу «Сампанис и другие (Sampanis and Others) против Греции».

14 См.: Постановление Европейского суда по правам человека от 5 июня 2008 г. по делу «Сампанис и другие (Sampanis and Others) против Греции».

15 Постановление Европейского суда по правам человека от 31 июля 2008 г. по делу «Религиозное общество Свидетелей Иеговы и другие против Австрии».

16 Постановление Европейского суда по правам человека от 21 декабря 1999 года по делу «Салгуэйро да Сильва Моута (Salgueiro da Sulva Mouta) против Португалии».

17 Постановление Европейского суда по правам человека от 22 января 2008 года по делу «E. B. против Франции».

18 Постановление Европейского Суда по правам человека от 28 мая 2009 года по делу «Бигаева против Греции» (Bigaeva v. Greece).

19 Постановления Европейского суда по правам человека от 28 октября 2010 года по делу «Фоси (Fawsie) против Греции», по делу «Саидун (Saidoun) против Греции».

20 Де Сальвиа М. Указ. соч. С. 171.

УДК [343.195.6:342.517](470+571)

К ВОПРОСУ О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОМИЛОВАНИЯ

Е. А. Крючкова

Саратовский государственный университет E-mail: tihonea@inbox.ru

Статья посвящена конституционным полномочиям Президента РФ как гаранта прав и свобод человека и гражданина в сфере правового статуса личности - осуществлению помилования. Осуществлению полномочий главы государства по помилованию содействуют органы государственной власти субъектов РФ, в том числе комиссии по помилованию, а также его аппарат - Управление по обеспечению конституционных прав граждан Администрации Президента РФ. Автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в сфере установления правовых пределов президентских полномочий в гуманитарной сфере по предоставлению помилования.

Ключевые слова: помилование, полномочия главы государства, уголовная ответственность, комиссии по помилованию, указы Президента РФ.

To the Question of Russian President’s Power of Clemency E. A. Kryuchkova

The main topic of the article is President’s constitutional power in a sphere of person’s legal status, in particular clemency. Also the sphere of clemency is partly regulated by local laws. Federal and

regional executive and legislative bodies like clemency comissions and Constitutional rights department of President’s Administration contribute to implementaion of President’s power of clemency. In the article the author formulates legislative improvements that will set up legal bounds of President’s power of clemency.

Key words: clemency, President’s power, criminal liability, clemency comissions, President’s decrees.

Особое место в системе государственного обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимает Президент РФ. Основной закон Российского государства определяет его статус в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина (ст. 80).

Полномочия главы государства в области прав и свобод традиционно связывают с его функциями в отношении индивидуального статуса личности, которые установлены в ст. 89 Конституции РФ: он решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами,

© Крючкова Е. А., 2012

присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществляет помилование.

Право помилования традиционно относится к полномочиям главы государства. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Обращение осужденного к Президенту РФ - последний шанс изменить меру наказания по приговору суда, вступившему в законную силу.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. каждый, кто приговорен к смертной казни, имеет право просить о помиловании или смягчении приговора1.

Вопрос об обеспечении закрепленного в Конституции РФ права каждого осужденного за преступление просить о помиловании неоднократно рассматривался Конституционным судом РФ. Так, в ряде постановлений высший орган конституционного контроля указал, что право на помилование, являясь непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности в сфере уголовно-правовых отношений, гарантирует каждому осужденному возможность добиваться смягчения своей участи вплоть до полного снятия всех тех ограничений в правах и свободах, которые установлены для него на основании закона обвинительным приговором2.

Вопросы регулирования помилования носят междисциплинарный комплексный характер: помимо Конституции РФ (ч. 3 ст. 50, п «о» ст. 71, п. «в» ст. 89), рассмотрение порядка и условий его применения осуществляется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством3, а также Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденным Указом Президента РФ4.

Следует заметить, что названное выше Положение содержит ряд условий предоставления такого помилования:

1) о помиловании могут ходатайствовать не только лица, осужденные за совершение уголовных преступлений, но и отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость;

2) помилование применяется: а) в отношении лиц, осужденных судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на ее территории; б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость;

3) помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного суда-

ми испытательного срока условного осуждения; б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Помимо данных условий, Положением установлены: перечень документов, прилагаемых к ходатайству5; процедура и сроки подачи ходатайства; органы, принимающие участие в процедуре помилования6, и проч.7 Полагаем, что данные условия должны содержаться не в Указе Президента РФ, а в уголовном законодательстве РФ8.

Акт помилования не носит нормативного характера, а является актом правоприменения и оформляется указом Президента РФ в отношении индивидуально определенного лица, направляется в адрес соответствующего осужденного, в отношении которого поступило ходатайство. Таким актом помилованное лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость9.

Согласно названному выше Указу, на территории субъектов Российской Федерации были созданы комиссии по вопросам помилования взамен упраздненной Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ в «целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием»10. Инструктивно-методическое обеспечение деятельности комиссий и подготовку проектов решений осуществляет Управление Президента по обеспечению конституционных прав граждан его Администрации11.

Процедура осуществления помилования заключается в следующем:

- территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний, которая ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента РФ сведения о ходатайствах о помиловании. Последняя не реже одного раза в квартал представляет Президенту РФ обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании;

- комиссия по помилованию субъекта РФ не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Последний не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта РФ к помилованию, подлежит опубликованию в СМИ

соответствующего субъекта РФ в месячный срок

12

со дня принятия такого решения12;

- указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в МВД РФ, территориальный орган уголовно-исполнительной системы, администрацию учреждения. Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии. Повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Помилование как важная правоприменительная проблема исследовалось учеными Греции и Италии, западноевропейскими государствоведами и криминалистами. Большое внимание исследованию проявления милости к преступнику уделили дореволюционные специалисты государственного и уголовного права в России. В советский период развития юриспруденции проблемы помилования также находились в сфере научных интересов известных ученых. В современный период данный вопрос подвергается исследованию в большей

13

степени учеными-криминалистами13.

Отношение к данному институту неоднозначно как со стороны научного сообщества, так и общества в целом. Одни ученые считают его совершенно оправданным, другие ссылаются на статистику и данные конкретных социологических исследований о достаточно высоком уровне рецидива преступных действий со стороны помилованных. И здесь прослеживается аналогия с отношением общества к смертной казни.

Статистика свидетельствует о сокращении применения данной меры гуманитарного характера, причинами чего служат как субъективные,

так и объективные факторы. Так, период с 1992 по 2000 г. характерен для Российской Федерации широким распространением практики помилования: если в 1992 г. из исправительных колоний в результате актов помилования было освобождено 2726 человек, то в 1995 г. - 4988, в 1999 г. таких лиц было уже 7418. После ликвидации Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ и передачи ее функций на уровень субъектов Федерации количество помилованных резко сократилось, причем вследствие сокращения не только вынесенных решений, но и поданных ходатайств: так, в 2003 г. было помиловано 187 человек, в том числе один указ касался помилования 97 человек. Это был Указ о помиловании женщин, инициатором которого стало Министерство юстиции РФ, что дало основание для появления мнения о существовании так называемого коллективного помилования. В 2004 г. было помиловано 72 осужденных, в 2005 г. - 42. В 2006 г. правовая база содержала сведения о 9 осужденных. В Администрации Президента РФ скопилось довольно большое число нерассмотренных ходатайств осужденных о помиловании14.

11-14 февраля 2011 г. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел опрос по поводу помилования М. Ходорковского. Треть россиян (34%) высказалась против помилования Михаила Ходорковского, в случае если такое прошение поступит президенту. Четверть населения (25%), наоборот, предпочла бы, чтобы бывшего главу ЮКОСа выпустили на свободу с помощью такой процедуры. Значительная доля опрошенных (41%) вообще не смогла определить своего отношения к данному вопросу. Около половины (46%) москвичей хотели бы, чтобы прошение

0 помиловании было удовлетворено. Среди людей с образованием ниже среднего и жителей села так считают по 20%. Против помилования - жители крупных городов (42%), граждане в возрасте от 40 до 54 лет и обеспеченные россияне (38%)15. Президент РФ до сих пор не помиловал осужденного М. Ходорковского, хотя, как известно, данное дело имеет огромный общественно-политический резонанс не только внутри России, но и за ее пределами.

Таким образом, институт помилования как многоаспектный политико-правовой институт гуманитарно-этического характера отображает ситуацию в государстве и престиж высшей власти. Решения главы государства о помиловании должны носить строго индивидуальный, исключительный и обоснованный характер, но порядок его осуществления должен регулироваться только законом, а не подзаконными актами.

Примечания

1 О гражданских и политических правах : Международный пакт от 16 декбря 1966 г. Факультативный протокол вступил в силу для СССР с 1 января 1992 года. Пакт

Право

119

вступил в силу с 23 марта 1976 г. // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.

2 См.: По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова : постановление Конституционного суда РФ от 26.11.2002 № 16-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 49, ст. 4922 ; По жалобе гражданина Гладкова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пунктами 2 и 5 части первой статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : определение Конституционного суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 363-О // Вестник Конституционного суда Рос. Федерации. 2005. № 2.

3 См.: Часть 2 ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954 ; 2011, № 11, ст. 1495 ; ч. 2 ст. 184, ч. 5 ст. 113 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08 янв. 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 07 фев. 2011 г.) (с изм. и доп. от 01 марта 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 2, ст. 198 ; 2011. № 2, ст. 198 ; ч. 3 ст. 310 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декаб. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 20 марта 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. I), ст. 4921 ; 2011. № 13, ст. 1687.

4 См.: О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации»): Указ Президента Российской Федерации от 28 дек. 2001 г. № 1500 (ред. от 19 мая 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 53 (ч. 2), ст. 5149 ; 2009. № 21, ст. 2548.

5 Перечень документов, прилагаемых к ходатайству:

а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу; в) справка о состоянии здоровья осужденного; г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются); д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении; е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация; ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности; з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

6 Органы, принимающие участие в процедуре помилования: администрация учреждения или органа, исполняющего наказание (администрация следственного изолятора); прокурор, осуществляющий надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание; комиссия по вопросам помилования на территории субъекта РФ; высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); территориальный орган уголовно-исполнительной системы; Федеральная служба исполнения наказаний; администрация Президента РФ.

7 Так, при рассмотрении ходатайства о помиловании комиссией субъекта РФ принимаются во внимание следующие обстоятельства: а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; в) срок отбытого (исполненного) наказания; г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

8 Некоторые ученые выступают за принятие отдельного федерального закона «О помиловании» (см., например: Саженков Ю. В., Селиверстов В. И. Правовые проблемы помилования в России. 2-е изд., доп. М., 2008. С. 5.

9 См.: Ст. 85 УК РФ.

10 См.: О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации (вместе с «Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации») : указ Президента Российской Федерации от 28 дек. 2001 г. № 1500 (ред. от 19 мая 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 53 (ч. 2), ст. 5149 ; 2009. № 21, ст. 2548.

11 См.: Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан: Указ Президента РФ от 22 апр. 2004 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 21, ст. 2025.

12 Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ может также обнародовать мотивы, которыми оно руководствовалось при принятии соответствующего решения.

13 См.: Саженков Ю. В., Селиверстов В. И. Указ. соч. С. 4.

14 См.: Калинин Ю. И. Выступление на Всероссийской конференции по проблемам помилования. Великий Новгород, 25-26 октября 2000 г. М., 2001. С. 30.

15 Аналитический центр Юрия Левады [офиц. сайт]. ИИЪ: http://www.levada.ru/press/2011022805.html (дата обращения: 05.07.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.