УДК: 342.7
ББК: 67.400.3
Панкратова М.Е., Васильева А.А. ПРАВОВОЙ СТАТУС КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Pankratova M.E., Vasilieva A.A. LEGAL STATUS OF THE PERMISSION COMMISSION: ANALYTICAL REVIEW
Ключевые слова: комиссия по вопросам помилования, помилование, право на помилование, конституционное полномочие, конституционное право, Президент Российской Федерации, уголовно-исполнительная система, Министерство юстиции, правовой статус, обеспечение.
Keywords: commission on pardons, pardons, the right to pardon, constitutional authority, constitutional law, President of the Russian Federation, penal system, Ministry of Justice, legal status, security.
Аннотация: данная статья посвящена анализу правового статуса комиссий по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации. Образование рассматриваемых органов власти приходится на 2001 год, как замена ранее действующих Комиссий по вопросам помилования при Президенте РФ. Комиссии являются консультативными органами и не принимают самостоятельных решений в вопросе помилования лиц, они лишь подготавливают заключения, в которых мотивируется необходимость акта помилования по конкретному делу, и выдвигают предложения по вопросам, входящим в их компетенцию. В связи с этим возникает вопрос о самостоятельности указанных органов, который решается авторами статьи.
Интересно, что на территории каждого субъекта существует свой подход к вопросам обеспечения функционирования данных консультативных органов. Так, в одних субъектах обеспечение осуществляют разные органы, в других - только один. Данный факт вызывает интерес по той причине, что помилование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, и, казалось бы, на федеральном уровне в законодательстве должны быть закреплены единые требования и к обеспечению органов, которые принимают решение в вопросе помилования лиц.
В статье отражен анализ изученных региональных нормативно-правовых актов о комиссиях по вопросам помилования, по итогу приведены предложения о внесении изменений в федеральное и региональное законодательство.
Abstract: this article is devoted to the analysis of the legal status of the commissions on pardon issues on the territory of the constituent entities of the Russian Federation. These bodies were formed in 2001 after the abolition of the Pardon Commission under the President of the Russian Federation. The commissions are advisory bodies and do not make independent decisions on the issue of pardoning persons, they only prepare conclusions on the advisability of applying the act of pardon and put forward proposals on issues within their competence. In this regard, the question arises about the independence of these bodies, which is decided by the authors of the article.
It is interesting that on the territory of each subject there is its own approach to the issues of ensuring the functioning of these advisory bodies. So, in some subjects the provision is carried out by different bodies, in others - only one. This fact is of interest for the reason that pardon is attributed to the exclusive jurisdiction of the Russian Federation, and, it would seem, at the federal level, uniform requirements for the provision of bodies that make decisions on the issue of pardoning persons should be enshrined in legislation.
The article reflects the analysis of the studied regional normative legal acts on commissions for pardoning, as a result, proposals are made to amend the federal and regional legislation.
Право на помилование даровано высшим законодательным актом в Российской Федерации - ее Конституцией1 в ч. 3 ст. 50. Так, с просьбой о смягчении наказания либо о помиловании могут обратиться все осужденные, совершившие какое-либо преступное деяние. 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеей ООН был утвержден международный пакт о гражданских и политических правах, в ч. 4 ст. 6 отражено право на прошение о помилование всех осужденных, приговоренных к смертной казни2.
Положения о помиловании закреплены в Уголовном Кодексе Российской Федерации3, в ст. 85. Так, помилование представляет собой акт Президента РФ и осуществляется в отношении конкретного, индивидуально определенного лица.
Акт помилования является высшим актом прощения лица. В связи с многовековой историей института помилования в России, последнее зачастую воспринимают как сохранение человеку права на жизнь, то есть как замену смертной казни на пожизненное лишение свободы.
В 2000-е годы помилование применялось крайне редко и иногда в политических целях. В настоящее время на территории Российской Федерации действует мораторий на смертную казнь, при этом помилование по-прежнему осуществляется. На основании акта помилования, действует институт освобождения, то есть данное правовое закрепление прав обеспечивает осужденно-
1 Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.]. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document /View /0001202007040001 / (дата обращения: 03.10.2020).
2 Международный пакт о гражданских и политических правах: [принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН] // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
3 Уголовный кодекс Российской Федерации: фе-дер. закон: [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр.
Советом Федерации 05июня 1996 г.] // Собрание за-
конодательства Рос. Федерации. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.
му прекращение отбывания наказания, которое исполнялось в силу приговора суда, лица вправе получить иные, так называемые «льготы», связанные с уголовно-правовыми последствиями. К числу указанных «льгот» относится сокращение как срока отбывания наказания, так и размера, применяемого к данному лицу наказания, его замена более мягким, досрочное снятие с лица, отбывшего наказание, судимости.
По факту основной закон страны не раскрывает дефиницию «помилование», а лишь в соответствии с пунктом «о» ст. 71 описывая федеративное устройство, относит данный институт к ведению Федерации, а раскрывая полномочия Президента, согласно ст. 89 относит к ним осуществление помилования.
Исходя из судебной практики, стоит отметить определение Конституционного Суда РФ за номером № 283-О-О от 15 января 2009 г «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дудика Андриа-на Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 43, части третьей статьи 59 и статьи 85 Уголовного кодекса Российской Федерации». По нормам, имеющим место в данном документе, определена самостоятельность акта о помиловании, ввиду отсутствия судебного решения в качестве основы юридической силы акта.
Также стоит подчеркнуть, что ч. 2 ст. 85 УК РФ и п. 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, принятое 28 декабря 2001г., Указом Президента РФ № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федера-
4
ции» акт помилования может применяться только к лицу, который отбывает либо отбывшему назначенный судом срок наказа-ния5.
4 г\
О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500] // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 53 (ч. 2). - Ст. 5149.
5Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Степиной Елены Викторовны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 82 и 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 176 Уголовно-исполнительного
Однако от гражданской правовой ответственности институт помилования не освобождает. Для примера согласно 2-й ст. Конституции США право помилования по федеральным преступлениям принадлежит Президенту США, за исключением случаев импичмента. Исключительное право интерпретации Верховного суда США охватывает: смягчение приговора, условное смягчение приговора, снятие наложения штрафа и
т.д.1
Что касается российского государства, то, согласно принятого Указа № 1500, обеспечение создания и функционирования комиссий по вопросам помилования (далее также - Комиссии) обеспечивалось во всех субъектах Российской Федерации.
Развитие современного института помилования берет начало с 2001 г., при реализации данного института через «Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации»2, состав которой определялся только Президентом РФ, по его распоряжению туда включали или оттуда исключали ее членов.
Комиссии по вопросам помилования представляют собой постоянно действующие консультативные органы. Эти органы являются уникальными и значимыми для государства и его населения, в связи с чем представляется актуальным и необходимым рассмотреть их правовой статус.
Перед рассмотрением задач Комиссий необходимо понять, что собой представляют «консультативные органы» и что в России относится к их числу.
кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации: определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 4 декабря 2007 г. № 957-О-О. - Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/docum ent/cons_doc_LAW _126285 / (дата обращения: 11.10.2020).
1Ruckman P.S., Jr. Executive Clemency in the United States: Origins, Development, and Analysis (1900-1993) // Presidential Studies Quarterly. - 1997. - № 2. -P. 251-271.
2 О Комиссии по вопросам помилования при Пре-
зиденте Российской Федерации: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 декабря 1999 г. № 523-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 2 (Ч. II). - Ст. 413. - Документ утратил юридическую силу.
Наряду с «консультативным» используется понятие «совещательный» орган. К числу таких органов относятся не только различные комиссии, но и советы. Почти каждый из них образован при Президенте РФ, что отмечалось ранее. Такие органы существуют как бы «в помощь» главе государства в решении вопросов в тех или иных сферах жизни и в реализации его конституционных полномочий. Именно поэтому решения, принимаемые такими органами, по своей сути не обязательны для исполнения, а представляют собой лишь предложения, которые после их тщательной оценки Президентом РФ отклоняются или принимаются.
Одной из задач Комиссии являются вопросы формирования предложений, направленных на повышение эффективности функционирования всей уголовно-исполнительной системы, а также ряда государственных органов в рамках осуществления полномочий на определенном субъекте РФ.
Предложения отражают и социальную направленность осужденных и включают в себя вопросы социальной адаптации лиц, после отбывания наказания.
Анализируемые задачи нашли отражение в Указе №1500, как обусловленные общей концепцией федеральных целевых программ.
К примеру, стоит отметить такую программу как: «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)»3, в которой определен принцип развития и совершенствования эффективности социально-психологической работы в местах лишения свободы и проведение в них мероприятий с целью адаптации отбывших наказание лиц.
Следует отметить, что Комиссии помогают не только в реализации конституционных полномочий главы государства, но и в реализации юридически судимым (отбы-
Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы): распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №2808-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 2 (Ч. II). - Ст. 413.
вающим и уже отбывшим наказание, но имеющим неснятую судимость) лицам их конституционного права. Основными, непосредственно вытекающими из сути деятельности Комиссий, являются следующие задачи: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для представления их высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
Для дальнейшего определения правового статуса рассматриваемых органов проанализируем Положения о комиссиях по вопросам помилования на территории нескольких субъектов.
Так, в Татарстане, Бурятии, Карелии и большинстве других Республик в составе Российской Федерации таких формулировок в наименовании рассматриваемого органа избегают, то же верно и по отношению к иным субъектам Российской Федерации. Исключение представляет, к примеру, Орловская область1, там соответствующий орган образован с названием «Комиссия по вопросам помилования при Губернаторе Орловской области».
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, имеет ряд полномочий по вопросам помилования. К числу таких полномочий относится, прежде всего, утверждение состава Комиссии. Такое полномочие, однако, не делает Комиссию полностью подчиненной высшему должностному лицу субъекта РФ и вовсе не означает, что она существует «при нем». Комиссии как консультативные органы так или иначе сохраняют свою самостоятельность и уникальность.
Из Указа №1500 следует, что в состав комиссии входят не менее 11 человек. Указанное требование по-разному воплощается в Положениях территориальных комиссий. Так, в Положении о комиссии по вопросам помилования на территории Кировской области, указанное требование просто продублировано: «Минимальный состав комис-
1 Об образовании комиссии по вопросам помилования при Губернаторе Орловской области: Указ Губернатора Орловской обл. от 07 февраля 2002 г. № 56] // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. - 2002. - Вып. 14.
2
сии - 11 человек» . Положением о комиссии по вопросам помилования Саратовской области3 численность состава комиссии конкретно определена - 15 человек, аналогично и в Крыму4- там их 19.
В Архангельской области указанное требование сформулировано иначе: «В комиссию входят председатель комиссии, секретарь комиссии и члены комиссии. Общее число членов комиссии составляет 14 человек»5. Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что каждый субъект принимает самостоятельное решение относительно состава комиссии, и может как ограничить число ее членов, но не менее 11 человек, так и оставить вопрос о численности состава открытым. Состав Комиссий должен обновляться на одну треть дин раз в два года.
Условия формирования состава Комиссии определены положениями Указа №1500, согласно которому не менее 2/3 являются представители общественности.
Кто конкретно понимается под представителем общественности применительно к комиссии по вопросам помилования, в данном указе не упоминается, в Положениях о Комиссиях об этом также не говорится. Вышеупомянутым указом определено, что членом состава комиссии априори должен быть уважаемый гражданин Российской Федерации, с высшим образованием и безупречной репутацией. Полагаем необходимым дать разъяснение об отличии предста-
2 О комиссии по вопросам помилования на территории Кировской области: Указ Губернатора Кировской области от 21 февраля 2002 г. № 7] // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. - 2002. - № 2 (41).
3 О комиссии по вопросам помилования на территории Саратовской области: постановление Губернатора Саратовской области от 21 января 2002 г. № 16 // Саратов - столица Поволжья. - 2002. - № 16 (448).
4 г\
4 О комиссии по вопросам помилования на территории Республики Крым: Указ Главы Республики Крым от 30 марта 2015 г. № 89-У. -Текст : электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://rk.gov.ru (дата обращения: 11. 10.2020).
5 Об утверждении положения о комиссии по вопросам помилования на территории Астраханской области: Указ Губернатора Архангельской области от 10 февраля 2011 г. № 16-у] // Волна. - 2011. - № 8 (1288).
вителей общественности от иных, включенных в состав Комиссии членов, отразив его в абз.6 п.3 Указа №1500 для точного и единообразного соблюдения данного требования на всей территории страны.
Как и указывалось ранее, состав Комиссии утверждается высшим должностным лицом соответствующего субъекта. Проанализировав составы Комиссий на территории разных субъектов, можно прийти к выводу, что среди ее членов, как правило, есть лицо, трудоустроенное в Федеральной службе исполнения наказаний. На наш взгляд, включение таких сотрудников в число членов комиссии, несомненно, верное решение. Такие лица более других задействованы в сфере исполнения наказаний, имеют представление о порядке в учреждениях, исполняющих наказания и о лицах, которые их отбывают. Министерство юстиции и Федеральная служба исполнения наказаний, как его составляющая, являются теми органами, с которым Комиссии по вопросам помилования непосредственно взаимосвязаны и взаимодействуют. Именно администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, первично рассматриваются, регистрируются ходатайства о помиловании, и им дается дальнейший ход. Комиссии взаимодействуют и со многими другими органами, которые, в том числе, участвуют в оперативном обмене информацией о лицах, обратившихся с ходатайством о помиловании. К числу таких органов относятся МВД России, СК России, Прокуратура РФ и другие.
Важно, что вознаграждение членов Комиссий, в том числе и их председателей, за участие в осуществлении их полномочий недопустимо и вся работа основана принципе добровольности и общественных началах.
При этом Положения о комиссии, в рамках субъекта Российской Федерации, не может содержать в себе допущение вознаграждения, в противном случае, это будет считаться противоречием федеральному законодательству.
Для рассмотрения самостоятельности Комиссий по вопросам помилования следует исследовать их деятельность с точки зрения финансирования, организационно-
технического и информационно-
аналитического обеспечения и оказания иной помощи.
Анализируя положения подпункта «р» п. 4 Указа Президента № 74 от 21 декабря 20181, отметим, что для поддержания работы территориальных Комиссий Управлением Президента РФ реализуется задача по обеспечению консультативной и методической помощи как территориальным Комиссиям, так и аппарату, функционирующему в рамках обеспечения деятельность указанных комиссий.
Рассматривая данное положение на примере конкретного субъекта, отметим, что именно Аппарат, обеспечивающий работу Комиссии на территории Республики Татарстан2, является непосредственно Аппарат Президента соответствующей Республики, а точнее - его структурные подразделения. В Татарстане организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии уполномочены осуществлять разные органы. Так, Аппарат Президента осуществляет материально-техническое обеспечение, а организационные вопросы решает секретарь самой Комиссии.
Ряд субъектов вопросы обеспечения деятельности Комиссии с разных сторон возлагают на Губернатора и Правительство соответствующего субъекта, их Администрацию, структурные подразделения (Управления, Департаменты, Комитеты). Такую позицию занимают, к примеру, в Архангельской, Астраханской области3, Орен-бургской1 и других областях.
1 Об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан: Указ Президента РФ от 21 декабря 2018 г. № 740 // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 52. - Ст. 8245.
2 Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам помилования в Республике Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 04 сентября 2017 г. № УП-781 // Собрание законодательства Республики Татарстан. - 2017. - № 69. - Ст. 2413.
3 Об утверждении Положения о комиссии по вопросам помилования на территории Астраханской области и Положения об удостоверениях членов комиссии по вопросам помилования на территории Астраханской области: постановление Губернатора Астраханской области от 29 февраля 2008 г. № 108 //
В Саратовской области организационно-техническое и правовое обеспечение деятельности комиссии осуществляется совместно, управлением по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции и управлением делами Правительства области, а также Управлением Федеральной службы исполнения наказаний.
В числе полномочий Министерства юстиции РФ нет оказания какой-либо помощи или содействия территориальным Комиссиям. Однако, как упоминалось ранее, с этим органом, в числе прочих, Комиссии имеют тесную взаимосвязь и взаимодействие. В Положении о Министерстве юстиции Республики Коми2 оказанию материально-технического, правового, информационного и документационного обеспечение деятельности конкретно Комиссии в Республике также не посвящено ни одного абзаца. Однако в Положении о Комиссии по вопросам помилования на территории Республики Коми об этом сказано напрямую в п. 133. Несколько иначе ситуация сложилась в Мурманской области.
Обеспечение функционирования комиссии по вопросам помилования на территории Мурманской области также является задачей Министерства юстиции Мурманской области. Это непосредственно закреплено не только в Положении о Комиссии
Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. - 2008. - № 10.
1 О комиссии по вопросам помилования на территории Оренбургской области: Указ Главы администрации Оренбургской области от 31 января 2002 г. № 9-ук // Оренбуржье. - 2002. - № 27.
2 О Министерстве юстиции Республики Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 22 декабря 2015 г. № 538. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://rk.gov.ru (дата обращения: 11.10.2020).
3 О комиссии по вопросам помилования в Респуб-
лики Коми: Указ Главы Республики Коми от 26 фев-
раля 2002 г. № 100] // Республика. - 2002. - № 42.
(пункт 4.1.)4, но и в Положении о самом Министерстве (пункт 2.1.11)5.
В связи с изложенным, приходим к выводу, что вопросы обеспечения функционирования Комиссий решаются по-разному на территории разных субъектов Российской Федерации. В одних регионах обеспечением занимаются сразу несколько органов, в других - только один. Несомненно, данный факт является отражением индивидуальности каждого субъекта и учетом особенностей региона. Однако при таких обстоятельствах сложно говорить об обособленности Комиссий и их полной самостоятельности, так как вопросы обеспечения данных органов решаются извне. Кроме того, Комиссии все же являются консультативными органами и некомпетентны принимать решения о помиловании самостоятельно.
Как и указывалось ранее, вопросы помилования - это исключительное ведение Российской Федерации, а сам акт помилования издает ее Президент. Ходатайство о помиловании перед тем, как попасть к главе государства, проходит через несколько инстанций, в том числе, и через Комиссию. Следовательно, Комиссии являются лишь одним из звеньев всей системы помилования в государстве. Высшее должностное лицо субъекта также по своей сути не уполномочено в решении вопроса о помиловании, поэтому, на наш взгляд, некорректно считать, что Комиссия существует «при Губернаторе» или «при Главе (Президенте) Республики». В этой связи, считаем целесообразным исключить из названия рассматриваемого консультативного органа данное словосочетание.
Для повышения самостоятельности Комиссий предлагаем возложить обязанность по организационному обеспечению на секретарей Комиссии или заместителя ее
4 Об образовании на территории Мурманской области комиссии по вопросам помилования: постановление Губернатора Мурманской области от 05 февраля 2002 г. № 35-ПГ] // Мурманский Вестник.
- 2002. - № 25. - С. 3.
5 Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Мурманской области: постановление Правительства Мурманской области от 29 мая 2009 г. № 229-ПП // Мурманский Вестник. - 2009. - № 103.
- С. 4.
председателя. Так, в число их обязанностей будет входить организация проведения заседаний Комиссии, прием, обработка, регистрация и учет входящих документов, их сохранность, ведение и оформление протоколов заседаний Комиссии и их решений по итогам голосования и другие. На наш взгляд, наиболее правильным решением будет возложить обязанность по материально-техническому обеспечению на высшее должностное лицо субъекта - Аппарат Президента Республики, Администрацию Губернатора (и Правительства) или их структурные подразделения, так как именно главе субъекта оказывается консультативная помощь в вопросах помилования лиц и представляются соответствующие заключения о рациональности применения акта помилования для последующего представления их Президенту РФ. Так, указанные органы бу-
дут предоставлять помещение для проведения заседаний Комиссии, обеспечивать ее бумагой, канцелярскими принадлежностями, необходимым техническим оборудованием, оплачивать расходы по направлению адресатам корреспонденции и иные. Полагаем правильным возложить вопросы иного обеспечения (правового, информационного) на Министерство юстиции субъекта, а именно: информирование членов комиссии об изменениях законодательства Российской Федерации, регулирующих деятельность Комиссии, подготовка справочно-аналитических материалов, предоставляемых для обсуждения на заседании комиссии и ознакомление с материалами членов Комиссии, подготовка, обобщение и анализ практики помилования лиц на территории субъекта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Международный пакт. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН] // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - №17. -Ст. 291.
2. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (с учетом поправок). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. - Ц^: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007040001/
3. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон: [принят Гос. Думой 24 мая 1996г.: одобр. Советом Федерации 05июня 1996 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
4. Российская Федерация. Указы. Об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан: Указ Президента Рос. Федерации от 21 декабря 2018 г. № 740] // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 52. -Ст. 8245.
5. Российская Федерация. Указы. О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации: Указ Президента Рос. Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 53 (Ч. 2). - Ст. 5149.
6. Российская Федерация. Распоряжения. О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 523-рп // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 2 (Ч. II). - Ст. 413. - Документ утратил юридическую силу.
7. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы): распоряжение Правительства Рос. Федерации от 23 декабря 2016 г. №2808-р] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 2 (Ч. II). - Ст. 413.
8. Орловская область. Указы. Об образовании комиссии по вопросам помилования при Губернаторе Орловской области: Указ Губернатора Орловской области от 07 февраля
2002 г. № 56] // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. - 2002. -Вып. 14.
9. Саратовская области. Постановления. О комиссии по вопросам помилования на территории Саратовской области: постановление Губернатора Саратовской области от 21 января 2002 г. № 16] // Саратов - столица Поволжья. - 2002. - № 16 (448).
10. Чувашская Республика. Указы. О Комиссии по вопросам помилования при Главе Чувашской Республики: Указ Президента Чувашской Республики от 29 января 2002 г. № 33] // Вести Чувашии. - 2002. - № 5 (530).
11. Оренбургская область. Указы. О комиссии по вопросам помилования на территории Оренбургской области: Указ Главы администрации Оренбургской области от 31 января 2002 г. № 9-ук // Оренбуржье. - 2002. - № 27.
12. Мурманская область. Постановления. Об образовании на территории Мурманской области комиссии по вопросам помилования: постановление Губернатора Мурманской области от 05 февраля 2002 г., № 35-ПГ // Мурманский Вестник. - 2002. № 25. - С. 3.
13. Кировская область. Указы. О комиссии по вопросам помилования на территории Кировской области: Указ Губернатора Кировской области от 21 февраля 2002 г. № 7 // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. - 2002. - № 2 (41).
14. Республика Коми. Указы. О комиссии по вопросам помилования в Республики Коми: Указ Главы Республики Коми от 26 февраля 2002 г. №100] // Республика. - 2002. - № 42.
15. Астраханская область. Постановления. Об утверждении Положения о комиссии по вопросам помилования на территории Астраханской области и Положения об удостоверениях членов комиссии по вопросам помилования на территории Астраханской области: постановление Губернатора Астраханской области от 29 февраля 2008г. № 108 // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. - 2008. - № 10.
16. Республика Башкортостан. Указы. О составе Комиссии по вопросам помилования при Главе Республики Башкортостан: Указ Президента Республики Башкортостан от 16 мая 2009 г. № 29 // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2009. - № 12 (306). - Ст. 756.
17. Мурманская область. Постановления. Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Мурманской области: постановление Правительства Мурманской области от 29 мая 2009 г. № 229-ПП // Мурманский Вестник. - 2009. - № 103. - С. 4.
18. Архангельская область. Указы. Об утверждении положения о комиссии по вопросам помилования на территории Астраханской области: Указ Губернатора Архангельской области от 10 февраля 2011 г. № 16-у] // Волна. - 2011. - № 8 (1288).
19. Республика Крым. Указы. О комиссии по вопросам помилования на территории Республики Крым: Указ Главы Республики Крым от 30 марта 2015 г. № 89-У. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://rk.gov.ru.
20. Республика Коми. Постановления. О Министерстве юстиции Республики Коми: постановление Правительства Республики Коми от 22 декабря 2015 г. № 538. - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://rk.gov.ru.
21. Республика Татарстан. Указы. Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам помилования в Республике Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 04 сентября 2017г. № УП-781 // Собрание законодательства Республики Татарстан. - 2017. - № 69. - Ст. 2413.
22. Определение Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 г. № 957-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Степиной Елены Викторовны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 82 и 85 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 176 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации». - Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _126285/.
23. Ruckman, P.S., Jr. Executive Clemency in the United States: Origins, Development, and Analysis (1900-1993). - Presidential Studies Quarterly. - 1997. - № 2. - P. 251-271.
Получено: 30.10.2020 г.