Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости существования института помилования в России'

К вопросу о необходимости существования института помилования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПОМИЛОВАНИЯ / СПРАВЕДЛИВОЕ НАКАЗАНИЕ / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чередниченко Екатерина Евгеньевна

Задача: проанализировать необходимость существования института помилования в Российской Федерации на современном этапе развития общества и законодательства. Модель: при написании статьи анализировались статистические данные количества помилованных осужденных с 1992 года по 2016 год, работа комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, а также практика рассмотрения ими прошений о помиловании. Выводы: единичные случаи помилования в России говорят о том, что этот институт в настоящее время потерял свою актуальность. Рамки исследования/ возможность последующего использования результатов научной работы: результаты данной статьи могут быть использованы в дальнейшем при изучении института помилования в Российской Федерации. Практическое значение: выводы, полученные в статье, могут использоваться в научной работе и правоприменительной практике. Социальные последствия: итоги проделанной научной работы могут являться основанием для повышения эффективности деятельности судебных и законодательных органов. Оригинальность/ценность: работа в целом предназначена для широкого круга читателей, интересующихся проблемами уголовного права, в том числе касающихся института помилования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question on necessity of existence of the Institute of pardon in Russia

The task is to analyze the need for the existence of the Institute of pardon in the Russian Federation at the present stage of development of society and legislation. Model: when writing the article the statistical data of the number of pardoned convicts from 1992 to 2016, the work of the commissions on pardon in the territories of the Russian Federation, as well as the practice of their consideration of applications for pardon were analyzed. Conclusions: isolated cases of pardon in Russia say that the Institute at present has lost its relevance. The scope of the study / the possibility of subsequent use of the results of scientific work: the results of this article can be used in the further study of the Institute of pardon in the Russian Federation. Practical value: the conclusions obtained in the article can be used in scientific work and law enforcement practice. Social consequences: the results of the scientific work done can be the basis for improving the efficiency of judicial and legislative bodies. Originality / value: the work as a whole is intended for a wide range of readers interested in criminal law issues, including those relating to the institution of pardon.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости существования института помилования в России»

5. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

5.1. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ

Чередниченко Екатерина Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечение государственного и муниципального управления

Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимирский филиал

[email protected]

Аннотация

Задача: проанализировать необходимость существования института помилования в Российской Федерации на современном этапе развития общества и законодательства.

Модель: при написании статьи анализировались статистические данные количества помилованных осужденных с 1992 года по 2016 год, работа комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, а также практика рассмотрения ими прошений о помиловании.

Выводы: единичные случаи помилования в России говорят о том, что этот институт в настоящее время потерял свою актуальность.

Рамки исследования/ возможность последующего использования результатов научной работы: результаты данной статьи могут быть использованы в дальнейшем при изучении института помилования в Российской Федерации.

Практическое значение: выводы, полученные в статье, могут использоваться в научной работе и правоприменительной практике.

Социальные последствия: итоги проделанной научной работы могут являться основанием для повышения эффективности деятельности судебных и законодательных органов.

Оригинальность/ценность: работа в целом предназначена для широкого круга читателей, интересующихся про-блемами уголовного права, в том числе касающихся института помилования.

Ключевые слова: институт помилования, справедливое наказание, Президент Российской Федерации.

TO THE QUESTION ON NECESSITY OF EXISTENCE OF THE INSTITUTE OF PARDON IN RUSSIA

Cherednichenko Catherine E., associate professor of legal support of state and municipal management, candidate of legal sciences, associate professor

Place of employment: Vladimir branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation

[email protected]

Abstract: the task is to analyze the need for the existence of the Institute of pardon in the Russian Federation at the present stage of development of society and legislation.

Model: when writing the article the statistical data of the number of pardoned convicts from 1992 to 2016, the work of the commissions on pardon in the territories of the Russian Federation, as well as the practice of their consideration of applications for pardon were analyzed.

Conclusions: isolated cases of pardon in Russia say that the Institute at present has lost its relevance.

The scope of the study / the possibility of subsequent use of the results of scientific work: the results of this article can be used in the further study of the Institute of pardon in the Russian Federation.

Practical value: the conclusions obtained in the article can be used in scientific work and law enforcement practice.

Social consequences: the results of the scientific work done can be the basis for improving the efficiency of judicial and legislative bodies.

Originality / value: the work as a whole is intended for a wide range of readers interested in criminal law issues, including those relating to the institution of pardon.

Keywords: the Institute of pardon, fair punishment, the President of the Russian Federation

Институт помилования имеет богатую историю. Не- мурапи (18 век до н. э.) описывается акт помилования которые авторы утверждают, что уже в законах Хам- (Спицын, 2002, С. 34).

Чередниченко Е. Е.

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ

В настоящее время, согласно ст. 89 Конституции РФ, помилование осуществляет Президент Российской Федерации. В ст. 85 Уголовного Кодекса РФ указывается, что актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания; а с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Любой осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании, независимо от тяжести преступления и обстоятельств его совершения. Вместе с тем, в Положении «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации», утвержденном 28.12.2001 года (http://www.consultant.ru), содержится перечень лиц, в отношении которых, как правило, не применяется помилование. Это лица:

а) совершившие умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшиеся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшиеся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Однако, эта норма не носит императивного характера, а лишь указывает на возможность отказа в помиловании по этим основаниям.

Сама процедура рассмотрения ходатайств о помиловании претерпела серьезные изменения в 2001 году. До этого времени существовала одна комиссия по помилованию, созданная Указом Президента РФ от 12 января 1992 года, которая просуществовала 10 лет. За это время комиссия удовлетворила 69 856 ходатайств осужденных, из них были помилованы 12 856 осужденных к смертной казни (наказание было заменено на пожизненное лишение свободы) (https://www.novayagazeta.ru/ агйс!е8/2008/06/30/37448-пе-уег-пе-Ьоу8уа-пе-рго81).

Работа комиссии долгое время критиковалась из-за большого количества помилованных лиц. Так, результаты их работы выглядят следующим образом: 1992 год - помиловано 2726 осужденных, 1995 - 4988, 1999 - 7418, 2000 - 8650. При этом только за 2000 год было помиловано 2680 лиц, осужденных за убийства, 2188 - за причинение тяжкого вреда здоровью, 18 - за похищение человека, 14 - за бандитизм (Кузнецова, Тяжкова, 2002. С. 292).

28 декабря 2001 года Президент РФ подписывает Указ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (http://www.consultant.ru). С этого момента процедура помилования усложняется и в каждом субъекте Российской Федерации создается региональная комиссия по вопросам помилования. Основными задачами этих комиссий, согласно Указу, являются:

- предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих

неснятую судимость;

- подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

- осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

- подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Основная цель создания таких комиссий состояла в том, чтобы более детально подходить к каждому случаю, при необходимости - делать выездные заседания, чтобы лично побеседовать с осужденными и решить вопрос о достижении целей наказания без дальнейшего его отбывания. На практике это все привело к тому, что количество помилованных лиц резко сократилось и эта тенденция продолжается. Так, за первый год работы региональных комиссий по вопросам помилования было удовлетворено Президентом РФ 182 ходатайства осужденных, за 2003 год - 187, 2004 - 72, 2005 - 42, 2006 - 9, 2007 - 0, 2008 - 1, 2009 - 48, 2010 - 94, 2011 - 109 (Ми-ненок, 2010. С. 14), 2012 - 17, 2013 - 5 (https://www.vladimir.kp.rU/daily/26562.5/3578760), 2014 - 4, 2015 - 5, 2016 - 2 (http://pravoirk.ru/ archives/6348).

На графике это выглядит так:

Количество помилованных осужденных

200

180

150

140

120

100

2003 2004 200 5 2006 2007 2008 2000 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Как мы видим, увеличение количества помилованных лиц наблюдается в период с 2009 по 2011 годы, а далее случаи удовлетворения ходатайств о помиловании сокращаются до нескольких осужденных в год. Возникает вполне закономерный вопрос: какова цель существования данного института в настоящее время и насколько он необходим?

Исторически сложилось так, что помилование - это акт милосердия со стороны главы государства в отношении конкретного лица, осужденного за совершение преступления. Данное право Президента РФ закреплено в Конституции, однако в какой-то степени ей же и противоречит. В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ указано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, это есть отражение принципа разделения властей. Еще Чезаре Беккариа писал: «Милосердие - это добродетель, которая иногда дополняет круг обязанностей, взятых на себя престолом. Ей не должно быть места в совершенном законодательстве, где наказания умеренны, а суд праведен и скор» (Беккариа, 1995. С. 243).

Уголовный кодекс РФ предусматривает достаточно оснований для освобождения от наказания или назна-

чения более мягкого наказания. Эти вопросы должны, на наш взгляд, решаться судом в ходе судебного разбирательства и отражаться в вынесенном приговоре. В этом случае нет необходимости в помиловании человека, которому вынесен законный, справедливый и обоснованный приговор. На практике, зачастую, получается, что комиссии по помилованию рассматривают дела, по которым назначенное судом наказание не соответствует характеру и степени общественной опасности преступления. Так, комиссией по помилованию на территории Калининградской области рассматривалось дело об осуждении женщины к 3 годам лишения свободы за кражу куриных окорочков стоимостью 45 рублей. Комиссия в своем заключении предложила помиловать осужденную и Губернатор с этим согласился (Миненок, 2010, С. 15). Вместе с тем, на наш взгляд, институт помилования не должен брать на себя судебные функции. По мнению Чезаре Беккариа, «показать людям, что преступления могут прощаться и что наказание не обязательное их следствие, значит порождать в них иллюзию безнаказанности и заставлять верить, что если можно добиться прощения, то приведение в исполнение приговора непрощенному скорее акт насилия власти, чем результат правосудия» (Беккариа, 1995. С. 244).

В целом же, единичные случаи помилования в России говорят о том, что этот институт в настоящее время потерял свою актуальность. Нет необходимости в существовании комиссий по вопросам помилования в каждом субъекте Российской Федерации, по результатам деятельности которых удовлетворяются только нескольких прошений в год. Судам следует при вынесении приговоров строго следовать требованиям принципов уголовного права, закрепленных в ст.ст. 3-7 УК РФ. В этом случае у осужденных не будет оснований для подачи ходатайств о помиловании.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 83,3%.

Список литературы:

1. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002.

2. Миненок М. Г. Комиссии по помилованию как важнейшие институты гражданского общества // Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 9.

3. Спицын В.И. К вопросу о помиловании // Современное право. 2002. №12.

4. Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях». М., 1995.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью канд. юрид. наук, доцента Чередниченко Е. Е. по теме: «К вопросу о необходимости существования института помилования в России» Институт помилования в России имеет богатую историю и применялся на разных этапах развития нашего общества и законодательства. Процедура рассмотрения прошений о помиловании со временем менялась, но неизменным оставался тот факт, что помилование в России - это акт милосердия со стороны главы государства в отношении конкретного лица, осужденного за совершение преступления.

В представленной статье решается вопрос о необходимости существования института помилования в Российской Федерации на современном этапе, анализируются статистические данные количества помилованных осужденных с 1992 года по 2016 год, работа комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, а также практика рассмотрения ими прошений о помиловании.

Полученные в работе выводы могут являться основанием для повышения эффективности деятельности судебных органов, а также могут быть использованы в работе законодательных органов. В целом, статья носит самостоятельный характер, имеет научную новизну и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Заместитель директора Владимирского филиала РАНХиГС, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, доцент

А. В. Кудрявцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.