Е.М. Бострикова
ИНСТИТУТ ПОМИЛОВАНИЯ: ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В статье рассматриваются эволюция правового регулирования института помилования в современной России, проблемные аспекты правового регулирования и практики реализации института помилования как инструмента обеспечения прав осужденных. Предложены направления совершенствования правового регулирования института помилования, в том числе отказ от ограничения конституционного полномочия главы государства по применению помилования какими-либо условиями, оптимизация состава региональных комиссий по помилованию и др.
Ключевые слова: помилование, комиссия по вопросам помилования, комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ, защита прав осужденных.
Дальнейшее развитие в России демократического политического устройства, гражданского общества и правового государства требует утверждения и совершенствования инструментов обеспечения прав и свобод личности, в частности лиц, осужденных за совершение преступных посягательств. Одним из инструментов обеспечения прав осужденных выступает институт помилования. Помилование - это инструмент, обеспечивающий при исключительных обстоятельствах устранение негативных последствий осуждения и преодоление формализма закона.
Несмотря на то, что в отечественной правовой действительности институт помилования начал складываться еще в период феодальной раздробленности, оптимального правового регулирования исследуемого института на сегодняшний момент не выработано. Это подтверждается многократным реформированием исследуемого института и катастрофическим сокращением практики его применения.
Указанным актуализируется исследование проблемных аспектов и путей совершенствования регулирования института помилования как важного инструмента системы обеспечения прав и свобод личности и реализации принципа гуманизма в современном обществе.
Целью исследования указанного вопроса выступает анализ источников правового регулирования института помилования и практики его реализации для выявления недостатков его функционирования и определения направлений совершенствования правового регулирования.
В самом общем виде институт помилования может быть охарактеризован как межотраслевой институт, включающий в себя правоотношения, складывающиеся при рассмотрении и разрешении Президентом РФ предварительно одобренного региональной комиссией по вопросам помилования и главой региона ходатайства осужденного относительно смягчения наказания, освобождения от наказания, назначенного судом в законном и обоснованном приговоре, погашения судимости, а также при удовлетворении такого ходатайства (или отказе в удовлетворении) и при реализации акта помилования.
Итак, Конституцией России, принятой 12 декабря 1993 г. [1], каждому осужденному гарантирована возможность ходатайствовать о помиловании (ч. 3 ст. 50). Сначала рассмотрение ходатайств, сбор необходимых документов проводило Управление делами Президента РФ, в последующем - Комиссия по вопросам помилования при Президенте.
Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» [2] (далее - Указ 2001 г.) кардинально преобразовал институт помилования и порядок его применения. В соответствии с Указом 2001 г. ликвидировалась комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ и формировались комиссии по вопросам помилования на региональных территориях. На региональные комиссии возлагалось предварительное рассмотрение ходатайств, поступающих от осужденных за преступные посягательства.
Формирование региональных комиссий было направлено на включение региональной власти и общественности в процесс рассмотрения ходатайств о помиловании. Так, на две трети комиссия должна была состоять из представителей общественности.
© Бострикова Е.М., 2021.
Научный руководитель: Винниченко Олег Юрьевич - доктор юридических наук, профессор, Тюменский государственный университет, Россия.
В соответствии с Указом 2001 г. процедура реализации института помилования складывалась следующим образом:
ходатайство после направления его осужденным в администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, дополненное необходимыми материалами, направляется в орган юстиции, а затем в комиссию по вопросам помилования регионального уровня;
по результатам рассмотрения ходатайства региональная комиссия выносит заключение, заключение и ходатайство с приложениями направляются высшему должностному лицу региональной территории;
высшее должностное лицо региональной территории направляет Президенту РФ представление относительно целесообразности применения помилования к конкретному осужденному; окончательное разрешение ходатайства осуществляется Президентом РФ.
Создание региональных комиссий было неоднозначно воспринято в отечественной теории и практике, поскольку процесс стал более сложным, более продолжительным по времени.
Новый порядок критиковался и по причине того, что фактически ограничивал конституционное право осужденного на помилование возможностью обращения с соответствующим ходатайством только лиц, осужденных к отбыванию и отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Кроме того, практика реализации института помилования демонстрировала существенное сокращение применения рассматриваемого института:
за 2000 г. Президент РФ удовлетворил 12836 ходатайств о помиловании;
за 2001 г. - 27, 2002 г. - 183, 2003 г. - 283, 2004 г. - 72, 2005 г. - 42, 2006 г. - 9, 2007 г. - 0, 2008 г. -2, 2009 г. - 48, 2010 г. - 98, 2011 г. - 108, 2012 г. - 17, 2013 г. - 5, 2014 г. - 2, 2015 г. - 5, 2016 г. - 6, 2017 г. - 4, 2018 г. - 5, 2019 г. - 7, 2020 г. - 1 [4].
14 декабря 2020 г. указом главы государства № 787 было утверждено новое Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в России [3] (далее - Положение). К достоинствам нового Положения можно отнести:
расширение состава лиц, в отношении которых может быть применено помилование, за счет лиц условно-досрочно освобожденных, условно осужденных, тех, кому отсрочили отбывание наказания, тех, кто имеет непогашенную или неснятую судимость;
расширение состава информации, предоставляемой в качестве обоснования целесообразности применения помилования, за счет включения в ее состав обращения о помиловании, поступающего от родственников осужденного, от его адвокатов, представителей общественных организаций, иных лиц, мнения потерпевшего или его родственников относительно целесообразности помилования и др.
Однако обновленная процедура реализации помилования не лишена недостатков, в том числе: сохранение формализма при утверждении сложной процедуры рассмотрения ходатайства: по существу анализ ходатайства и приложений к нему осуществляется только региональной комиссией, а губернатор и глава государства ориентируются на заключение комиссии. Это нарушает право осужденного на непосредственное рассмотрение ходатайства о помиловании Президентом РФ;
п. 4 Положения предусматривает категории осужденных, в отношении которых помилование обычно применяться не должно, что видится недопустимым, поскольку это ограничивает конституционное полномочие Президента страны по применению помилования в отношении ходатайствующих осужденных установленными условиями.
Выявленные недостатки правового регулирования института помилования позволяют обозначить следующие перспективные направления его совершенствования:
преодоление формального подхода к реализации института помилования, в частности, посредством включения в состав региональных комиссий в качестве обязательных членов уполномоченных по правам человека в регионах, а также посредством наделения региональных комиссий правом проверки полноты представленных материалов. Так, комиссии следует наделить правомочием по требованию представления должностными лицами системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, информации относительно поступающих ходатайств, сроков сбора документов и др.;
отказ от ограничения конституционного полномочия главы государства по применению помилования какими-либо условиями, в том числе указанием на категории заключенных, к которым обычно помилование не применяется.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
2. О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации (вместе с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации): указ Президента РФ от 28 декабря
2001 г. № 1500: ред. от 14.12.2020 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
3.О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации (вместе с Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации): указ Президента РФ от 14 декабря 2020 г. № 787 // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
4.Михайлова А. Помилование в России и мире // Медиа. Проект.: [сайт]. 2019. 20 мар. URL: https://www.proekt.media/research/statistika-
pomilovaniya/?fbclid=IwAR2eCFa5osTjIwkMARjFCHtLZmFBfWzRZY3QkVITcpSiSCzlQKixjqGRPMw (дата обращения 20.01.2021).
БОСТРИКОВА ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.