Научная статья на тему 'Правовое регулирование помилования в России и США'

Правовое регулирование помилования в России и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1153
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОМИЛОВАНИЕ / АМНИСТИЯ / УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / PARDON / AMNESTY / PAROLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стрелков Дмитрий Олегович

в статье раскрываются смысл и значение института помилования, рассматривается процесс его правового регулирования в России и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PARDON IN RUSSIA AND THE U.S

the article deals with the meaning and significance of the institute of pardon, considers the process of legal regulation in Russia and in the U.S.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование помилования в России и США»

УДК 343.292 ББК 67.408.032

С84 D.O. STRELKOV

LEGAL REGULATION OF PARDON IN RUSSIA AND THE U.S.

Annotation: the article deals with the meaning and significance of the institute of pardon, considers the process of legal regulation in Russia and in the U.S.

Key words: pardon, amnesty, parole.

ДМИТРИЙ ОЛЕГОВИЧ СТРЕЛКОВ, инспектор-дежурный по жилой зоне отдела безопасности ФБУ ИК-2 (УФСИН России по Рязанской области) Е-шаЛ:е&1ог62@уаЫех.т

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИИ И США

Аннотация: в статье раскрываются смысл и значение института помилования, рассматривается процесс его правового регулирования в России и США. Ключевые слова: помилование, амнистия, условно-досрочное освобождение.

Институт помилования в России, как и в США, имеет глубокие исторические корни. Отечественная и зарубежная наука уголовного права достаточно интенсивно разрабатывает широкий круг проблем эффективности различных видов досрочного освобождения, одним из которых является помилование.

В настоящее время все громче и тверже российские и американские государственные лидеры и ученые наряду с общественностью заявляют о более широком признании и привлекательности цели уголовного законодательства, изложенной в ст. 43 УК РФ, ст. 1 УИК РФ и п. 2 ст. 1.02 модельного УК США, то есть содействии исправлению и социальному восстановлению личности правонарушителей, предупреждении совершения новых преступлений, не исключая при этом мер карательного характера1.

По сути, помилование - это прощение государством лиц, совершивших преступление. В 1916 г. в юридической научной литературе правовед из г. Киева H.H. Паше-Озерский указывал, что «помилование представляет собой исходящий от верховной власти акт свободного усмотрения, милости и прощения. Помилование мыслится в любую эпоху общественной жизни»2.

Порядок (процедура) решения вопроса о помиловании осужденного установлен Конституцией Российской Федерации и Положением

о порядке рассмотрения ходатайств о помило-

вании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 (далее - Положение). Заслуживает внимания издание дополнительного Указа Президента РФ от 19 мая 2009 г. № 567, которым установлены новые сроки прохождения материалов помилования осужденных. Так, для впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести срок прохождения ходатайства о помиловании установлен в 45 суток, а для осужденных за тяжкое или особо тяжкое преступление - 57 суток.

За 2007 г. с ходатайством о помиловании в России обратился 2771 человек (положительных результатов не было), в 2008 г. - 2247 человек (из которых было помиловано двое), в 2009 и 2010 гг. Президентом РФ было помиловано по 48 человек соответственно. Столь незначительное число помилованных за последние годы отрицательно сказалось на активности осужденных при подаче ходатайств о помиловании, хотя сейчас их активность восстанавливается.

Правовое регулирование института помилования в США заключается в следующем.

1. Правомочиями на осуществление помилования наделены:

- президент США - по преступлениям против Соединенных Штатов;

- губернаторы 50 штатов - по преступлениям, входящим в юрисдикцию штатов.

В России право помилования принадлежит только Президенту РФ. Кроме того, в отличие от США в нашей стране действует федеральное уголовное законодательство.

2. В соответствии с конституционным предписанием о праве помилования за президентом США закреплено также право объявлять амнистию в отношении определенных групп лиц3.

В России согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания.

3. Президент США при рассмотрении ходатайств в отношении осужденных за преступления, предусмотренные федеральным законодательством США, может принимать решение о полном или условном помиловании, причем не только после вынесения приговора, но и до и во время его вынесения4. В России условного помилования нет: оно может быть применено к осужденным, отбывающим или отбывшим наказание.

4. Нельзя не отметить следующую особенность. В США существует особый порядок подачи ходатайств о помиловании осужденных за совершение военных преступлений. Эта категория осужденных обращается не в Министерство юстиции, а в Министерство обороны с последующим докладом президенту США. В России вопросы подачи ходатайств о помиловании осужденными военнослужащими оказались вне поля зрения Указа Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500.

5. Интересно и то, что законодательство штатов США, касающееся помилования осужденных к смертной казни, устанавливает следующие его виды:

- освобождение в связи с оправданием осужденного;

- замена смертной казни пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы, чаще всего без права на досрочное освобождение, или с правом на него, для применения которого необходимо отбыть 35 лет;

- отсрочка исполнения смертного приговора на срок до 15 лет.

В России, в отличие от США, действует единое федеральное законодательство о помиловании. В соответствии со ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Этот же срок требуется отбыть для условно-досрочного освобождения.

6. Заслуживает внимания важная, на наш взгляд, особенность правового регулирования помилования в США, выражающаяся в различном порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в разных штатах, что связано с полномочиями их губернаторов. В 14 штатах помилование осужденных составляет прерогативу губернатора штата, который решает судьбу ходатайства о помиловании единолично. В 9 штатах губернаторы обязаны руководствоваться рекомендациями комиссии или специального совета, в состав которых входят представители уголовной юстиции и общественности. В трех штатах (Небраска, Невада, Юта) полномочия губернатора сводятся лишь к обязательному присутствию на заседании соответствующей комиссии, которая и принимает решение по существу. Имеются незначительные особенности процедуры помилования в других штатах. В России право помилования принадлежит только Президенту Российской Федерации.

7. Среди оснований помилования, указанных в актах о помиловании в США, можно выделить такие, как «смертный приговор был вынесен непропорционально содеянному»; «сомнительная виновность» (буквально - возможная невиновность); «губернатор штата - противник смертной казни»; «комбинация аргументов -неизлечимая болезнь, раскаяние, возможное совершение преступления в состоянии аффекта»; «ходатайство семьи погибшего и раскаяние совершившего преступление»; «личная просьба Папы Римского»5. В России согласно ст. 79 УК РФ, ст. 175 УИК РФ и ст. 12 Положения лицо может быть помиловано при наличии оснований, свидетельствующих о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.

Сравнение законодательных норм Соединенных Штатов Америки, регулирующих применение помилования осужденных, с аналогичными правовыми нормами в России в целях совершенствования порядка помилования, а также повышения его роли в предупреждении преступлений и укреплении законности позволяет внести следующие предложения по совершенствованию российского законодательства.

1. Порядок и особенности применения помилования осужденных в США показывают, что регионы страны принимают максимально возможное участие в решении вопросов помилования. Президент США и губернаторы шта-

тов не перегружены рассмотрением многочисленных ходатайств о помиловании лиц, отбывающих наказание. В России, напротив, существует перегрузка администрации Президента РФ из региональных комиссий ходатайствами о помиловании, которые должны быть рассмотрены не позднее 14 отведенных для этого дней, однако данные документы в течение более полугодового срока с момента их направления в администрацию Президента РФ не разрешаются, а дальнейшую поддержку получает ничтожно малое количество. Кроме того, низкий процент помилований объясняется сложной процедурой прохождения документов. Все это, естественно, вызывает отрицательное отношение к институту помилования в стране и нежелание осужденных воспользоваться своим правом на помилование.

В 2003 г. Ю.М. Ткачевский и другие ученые в публикации в журнале «Законодательство» (№ 3) внесли предложение о целесообразности восприятия принципа рассредоточения применения помилования осужденных в Российской Федерации по примеру США, в том числе о наделении правами помилования глав всех субъектов Российской Федерации с корректировкой ст. 50 и 89 Конституции РФ. Мы поддерживаем позицию Ю.М. Ткачевского о целесообразности применения некоторых отдельных положений института помилования в Российской Федерации по примеру США. Предварительно необходимо глубоко проработать этот вопрос научными силами и по возможности провести эксперимент в 3-5 регионах РФ в 2013-2015 гг., наделив губернаторов (или комиссии, как это успешно делается в отдельных американских штатах) данных регионов правом помилования.

Существует, однако, и иная точка зрения. Так, ученый-юрист К.М. Тищенко (ВНИИ МВД России) в 1994 г. вынес предложение передать право помилования в ведение судебной власти6.

2. Представляется вполне обоснованным восстановить практику условного помилования. Не случайно многие юристы, такие как А.Я. Гриш-ко, С.Н. Сабанин, И.Л. Марогулова, М.П. Журавлев, считают такое помилование предпочтительным, так как оно подконтрольно и в случае совершения условно помилованным лицом нового преступления повлечет за собой отмену помилования.

3. Может быть также продуктивным предложение по установлению особого порядка подачи ходатайств о помиловании осужденных военнослужащих. Ходатайство данной категории лиц

вместе с заключением командования части должно будет направляться в комиссию по помилованию при министре обороны, которая рассматривала бы указанные ходатайства, вносила бы предложения на рассмотрение министру обороны, а тот, в свою очередь, Президенту РФ.

4. В материалах ООН пробация определяется как условная отсрочка исполнения наказания с помещением на это время преступника под индивидуальный надзор с обеспечением над ним руководства или проведения исправительного курса. В США система пробации успешно работает на протяжении многих десятилетий.

С учетом того, что в США освобождается из тюрем в течение года около 650 тыс. чел. (для сравнения - в России за тот же период -до 300 тыс. чел., на 1 января 2011 г. в пенитенциарных учреждениях нашей страны содержалось 819,2 тыс. чел., а в США - 2 млн 300 тыс. чел.) 2/3 из них, по словам президента США Дж. Буша-младшего, вновь подвергаются аресту в течение трех лет после освобождения. В 1988 г. в целях улучшения работы службы пробации и криминогенной обстановки в стране им был подписан дополнительный документ под названием «Закон о втором шансе». Его авторы хотят помочь бывшим заключенным устроить свою жизнь. Закон предусматривает, в частности, расширение тюремных программ профессиональной подготовки, помощь освободившимся заключенным (предоставление временного жилья, обеспечение их социальной поддержкой), в том числе на базе общественных организаций религиозного направления7.

5. Обращает на себя внимание опубликование первых результатов переписи спецконтин-гента в Российской Федерации в 2009 г., которые свидетельствуют о том, что осужденные к лишению свободы в своем большинстве не поддерживают социально полезных связей с семьей, родными и иным социально полезным окружением. Семья является действенным ан-тикриминогенным фактором. Между тем, как показала перепись, 77,1 % осужденных не состояли в браке на момент осуждения (в 1999 г. перепись выявила 69,1 % таких лиц). Показательно, что 47 % лиц, состоявших в браке на момент осуждения, во время отбывания наказания в виде лишения свободы брак расторгли (в 1999 г. эта доля была равна 32 %). 74,3 % осужденных женщин не состояли в браке на момент осуждения (по переписи 1999 г. - 62,9 %), у 43 % осужденных женщин, состоявших в браке на момент осуждения, брак во время отбыва-

ния наказания в виде лишения свободы распался (в 1999 г. доля этих лиц составляла 47,7 %). В период переписи 2009 г. 52,9 % осужденных не учились и не работали до осуждения, то есть вели паразитический образ жизни, не имея трудовых навыков8.

Нельзя не отметить, что результаты переписи представляют собой еще один аргумент в пользу создания специализированной службы пробации в России, которая, помимо иных задач, решала бы вопросы оказания помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, в том числе по амнистии, помилованию и в результате реабилитации, в трудовом и бытовом устройстве, а также восстановлении иных социально полезных связей освобожденных лиц. Для сведения: ежегодно из учреждений УИС из общей массы освобожденных

выходит на свободу около 70 000 опасных и особо опасных преступников. Отсутствие у многих семьи, сложности с трудовым и бытовым устройством толкают некоторых из них на совершение новых преступлений.

Подводя итог, можно констатировать, что реализация данных предложений по использованию опыта международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств и результатов проведенной переписи осужденных в России в 2009 г. существенно помогут в совершенствовании правового регулирования института внесудебного освобождения от отбывания наказания и изменению конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного, административного законодательства и криминологической науки в процессе реформирования УИС России.

1 См.: Крылова Н.Е., Серебрякова A.B. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): учеб. пособие. М., 1998. С. 147.

2 Паше-Озерскии Н.Н. Реабилитация осужденного: учеб. пособие. Киев, 1918. С. 331.

3 См.: Мишин A.A., ВласихинB.A. Конституция США: политико-правовой комментарий: учеб. пособие. М., 1985. С. 109.

4 См.: Спицин В. Особенности правового регулирования помилования в ряде зарубежных стран // Закон и право. 2003. № 7. С. 72-74.

5 См.: Там же.

6 См.: ТищенкоК.М. Помилование в уголовном праве: монография. М., 1994. С. 79.

7 См.: Воробьев В. Президент США признался в могущественной силе // Рос. газ. 2008. 11 апр.

8 См.: Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы: материалы специальной переписи осужденных. М., 2010. Вып. 1. С. 3, 17-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.