Научная статья на тему 'Институт нотариальной деятельности в сфере разрешения проблем, возникающих между субъектами семейных правоотношений'

Институт нотариальной деятельности в сфере разрешения проблем, возникающих между субъектами семейных правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАРИАТ / ПОЛНОМОЧИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ / POWERS OF NOTARIAL BODIES / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FAMILY LEGISLATION / СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / FAMILY LEGAL RELATIONSHIP / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / NATIONAL LAWS / ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGITIMATE INTERESTS / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / PUBLIC POWER / НОТАРИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / NOTARIAL SERVICES / ФУНКЦИИ / FUNCTIONS / ЧАСТНЫЕ НОТАРИУСЫ / PRIVATE NOTARIES / ИНСТИТУТ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INSTITUTE OF NOTARIAL ACTIVITY / СУБЪЕКТЫ СЕМЕЙНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / SUBJECTS OF FAMILY LEGAL RELATIONSHIP / NOTARIATE / FREEDOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжова Наталья Владимировна

Статья заостряет внимание на обосновании роли и места нотариата в механизме правовой регламентации реализации и защиты прав и законных интересов субъектов семейных правоотношений: юридических лиц, общественных объединений, родителей, детей, иных участников исследуемых правоотношений. В ней раскрывается содержание механизма правового регулирования реализации и защиты субъектов семейных правоотношений, особенности использования института нотариальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of notarial activity in the sphere of the problems solution, family legal relationship arising between subjects

The article is accented on justification of a role and a notariate place in the mechanism of a legal regulation of realization and protection of the rights and legitimate interests of subjects of family legal relationship: legal entities, public associations, parents, children, other participants of studied legal relationship. The maintenance of the mechanism of legal regulation of realization and protection of subjects of family legal relationship, features of use of institute of notarial activity reveals in it.

Текст научной работы на тему «Институт нотариальной деятельности в сфере разрешения проблем, возникающих между субъектами семейных правоотношений»

УДК 347.961

Н. В. Рыжова

институт нотариальной деятельности в сфере разрешения проблем, возникающих между субъектами семейных правоотношений

N. V. Ryzhova. Institute of notarial activity in the sphere of the problems solution, family legal relationship arising between subjects

Статья заостряет внимание на обосновании роли и места нотариата в механизме правовой регламентации реализации и защиты прав и законных интересов субъектов семейных правоотношений: юридических лиц, общественных объединений, родителей, детей, иных участников исследуемых правоотношений. В ней раскрывается содержание механизма правового регулирования реализации и защиты субъектов семейных правоотношений, особенности использования института нотариальной деятельности.

ключевые слова: нотариат, полномочия нотариальных органов, семейное законодательство, семейные правоотношения, механизм, правовое регулирование, национальные законы, права, свободы, законные интересы, законность, правопорядок, ответственность, публичная власть, нотариальные услуги, функции, частные нотариусы, институт нотариальной деятельности, субъекты семейных правоотношений

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article is accented on justification of a role and a notariate place in the mechanism of a legal regulation of realization and protection of the rights and legitimate interests of subjects of family legal relationship: legal entities, public associations, parents, children, other participants of studied legal relationship. The maintenance of the mechanism of legal regulation of realization and protection of subjects of family legal relationship, features of use of institute of notarial activity reveals in it.

Keywords: notariate, powers of notarial bodies, family legislation, family legal relationship, mechanism, legal regulation, national laws, rights, freedoms, legitimate interests, legality, law and order, responsibility, public power, notarial services, functions, private notaries, institute of notarial activity, subjects of family legal relationship

Contacts: 190103, St. Petersburg, Lermon-tovskiy pr., 44, lit. A

Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом. Нуждаемость государства и общества в обеспечении реализации и защиты прав и свобод стала предпосылкой для формирования условий, на основе которых возник и стал развиваться институт нотариата. И именно заинтересованность публичной власти в законности и стабильности гражданского оборота определила тесную связь нотариата с государством.

Наталья Владимировна Рыжова — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © Н. В. Рыжова, 2012

«Слово „нотариус" (по1агшв) латинского происхождения, переводится как „писец", „секретарь". Поэтому и возникновение института нотариата чаще всего связывают с правом Древнего Рима. Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам Древнего Вавилона» [1, с. 28]. В Древнем Вавилоне с образованием частной собственности и простейшего гражданского оборота закреплению приобретаемых прав служат свидетели. Свидетель был основным лицом, оказывающим нотариальные услуги, пока не сложился обычай совершать сделки в письменной форме. В памяти свидетелей закреплялось содержание обязательств по сделке, которое при необходимости воспроизводилось. С появлением письменной формы сделок свидетель привлекается не для подтверждения их содержания, а лишь для факта совершения сделки. Сделки совершались в письменной форме на специальных глиняных табличках. Изложение существа сделки на табличке обеспечивало долговременное хранение юридических документов. Однако забота о долговременности вызвала к жизни еще более гарантированную форму — таблички с конвертом: табличка с тестом посыпалась глиняной пылью и заключалась в глиняную оболочку, на которой еще раз повторялся текст и ставилась печать. Целью таких двойных документов было избежать подделок. Но в более позднее время таблички с конвертами не встречаются, что объясняется другим более совершенным способом защиты от подделки — изготовлением двух идентичных документов, из которых каждая сторона получала по одному. Табличку заполнял писец, он же обладал необходимыми знаниями правильного оформления.

«Во времена республики в Древнем Риме у римлян существовал институт должностных лиц, именуемых писцами, в функции которых входило оформление письменных распоряжений, издаваемых магистратами, судебных формул, выносимых преторами, ведение судебных журналов и различного рода записей, носивших публично-правовой характер. Они отличались друг от друга своим статусом и объемом полномочий и делились на три группы. Прежде всего существовала категория частных писцов, которые состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели деловую переписку и оформляли различного рода юридические сделки для них. Лиц, выполнявших эти функции, называли „нотариусами" — от слова „пойа", означающего стенографический знак. Деятельность второй группы субъектов, так называемых „эспЪае", которыми могли быть только римские граждане, более соответствует пониманию содержания нотариальной деятельности. В ведении „эспЪае" было изготовление публичных документов, ведение общественных счетов, выписки и выдача копий этих документов. Они же изготавливали все декреты и распоряжения магистрата, выполняли функции хранителей этих декретов» [2, с. 2].

Развитие гражданского оборота вызвало появления института табеллионов, который считается родоначальником современного нотариата. «Третью группу лиц составляли писцы — табеллионы ^аЪеШоппэ), которые считались лицами свободной профессии, но государство осуществляло контроль за их деятельностью. Табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для любого лица за вознаграждение. Государство устанавливало размер получаемого ими вознаграждения» [Там же, с. 20-21].

Распространение римского права, его рецепция государственными системами Европы способствовали развитию нотариата в европейских странах и возрождению на новой исторической основе некоторых римских публично-правовых институтов, в том числе адвокатуры, нотариата. В связи с этим система организации нотариальной деятельности, при которой нотариусы, оставаясь лицами свободной профессии, осуществляли свои функции как представители государства, получила название латинского нотариата.

«Российский нотариат, в целом развивавшийся в соответствии с общемировыми тенденциями, имел существенные специфические особенности, обусловленные ходом развития отечественной истории, что свидетельствует о наличии объективной связи института нотариата со всей системой государственно правовых явлений в стране. Римское право оказало существенное влияние на институт нотариата и в России» [3, с. 160-165].

Дальнейшее развитие институт нотариата получил через нотариат итальянских морских городов, основной функцией которого было закрепление прав кредиторов по отношению к должникам, вытекавших из кредитных сделок по морской торговле, через королевских и сеньориальных нотариусов средневековой Франции, когда должность нотариуса становится пожизненной, наследственной и превращается в объект купли-продажи. «В странах Западной Европы развитие нотариата имело свою специфику, что было обусловлено многими причинами, связанными с различными путями исторического развития той или иной страны и той правовой системой, которая там господствовала. для развития нотариата во Франции было характерно отделение спорной (судебной) юрисдикции от бесспорной, каковой являлась нотариальная форма защиты права» [4, с. 226-227]. Нотариусы имели во Франции свою собственную корпоративную организацию, которая возглавлялась Советом. Функции Совета состояли в том, чтобы защищать интересы членов корпорации — нотариусов — и регулировать их отношения с клиентурой. В Германии до 1939 г. нотариальные действия совершались как нотариальными органами, так и судами, т. е. судьями как должностными лицами судебных органов. Они считались государственными чиновниками и находились на государственной службе. В Англии нотариальные действия наравне с нотариусами могли также совершать судебные и административные органы. Для этой системы было характерно частое совмещение деятельности нотариуса с деятельностью адвоката.

«Появление института нотариата в России связано с периодом царствования династии Романовых. В царствование Алексея Михайловича было принято Соборное Уложение. Уложение 1649 года создало целую эпоху в развитии российского нотариального института» [5, с. 102]. При Петре I после учреждения юстиц-коллегии в губерниях были образованны самостоятельные особые конторы крепостных дел, состоявшие из писцов и надсмотрщиков. Надзор за деятельностью главных контор поручен особому секретарю или комиссару, который назначался юстиц-коллегией. «Следующий этап становления нотариата связан с царствованием Екатерины II. Вместе с упразднением в 1775 году юстиц-коллегии, совершение крепостных актов было передано Палате гражданского суда, представляющей собой соединенный Департамент юстиции и Вотчиной коллегии. С 1781 года утверждаются маклеры и нотариусы исключительно для торговых сделок и разного рода посредничеств» [Там же, с. 105]. В период правления Екатерины II в соответствии с новым Уложением возникла масса правительственных учреждений нотариального характера. «В эпоху реформ Александра II, охвативших все отрасли общественной и государственной жизни России, было преобразовано и нотариальное дело. Было выработано и Положение о нотариальной чести, в основу которого положены три нотариальных законодательства Западной Европы: французское 1813 года, австрийское 1845 года и баварское 1861 года» [Там же, с. 140]. Нотариат в советский период получает новое правовое регулирование. После Октябрьской революции, а особенно в период Гражданской войны и интервенции необходимость нотариата как института публичного права отпала. Так как не стало общественных отношений, регулируемых им. «Нотариат впервые упомянут 23 марта 1918 года, когда Совет народных комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил „ныне действующее Положение о нотариальной части" и ввел

новое Положение о муниципализации нотариальных контор. Возрождение нотариата как института произошло в связи с переходом в НЭПу. 2 августа 1921 года издается Декрет Совета народных комиссаров, которым устанавливается, что свидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиций. 4 октября 1922 года принято „Положение о государственном нотариате", которое заложило основы Советского нотариата» [6, с. 10]. 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», на основе которого в союзных республиках были разработаны и приняты аналогичные положения о государственном нотариате. В РСФСР Положения о государственном нотариате в новой редакции утверждались 30 июля 1930 г., 31 декабря 1947 г., 30 сентября 1965 г. Шестая сессия Верховного Совета СССР VIII созыва 19 июля 1973 г. приняла «Закон СССР о государственном нотариате». Следует согласиться с мнением ряда ученных, что в целом в советский период, несмотря на большую работу нотариусов по оказанию правовой помощи населению, роль нотариата в экономической жизни страны была незначительна. При отсутствии института частной собственности нотариат выступал в качестве придатка к правовой системе государства. В большинстве случаев его роль сводилась к удостоверению небольшого числа сделок и оформлению документов о наследстве. «Спустя почти 20 лет в Россию вернулся „свободный" нотариат — 11 февраля 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации приняты „Основы законодательства РФ о нотариате". Становление и развитие российского частного нотариата связано с процессами приватизации, изменившими отношения собственности в России и потребовавшими правовых способов их защиты, в том числе и путем развития системы нотариата» [7, с. 28].

Проанализировав историю развития нотариата с учетом особенностей формирования этого института в зарубежных странах, а также рассмотрев специфику формирования российского нотариата, можно сделать следующие выводы: нотариат как публичный институт возник в период Римской республики с достижением определенного уровня развития института собственности, гражданского оборота, механизмов обеспечения и защиты субъективных прав. С появлением условий в других странах — заимствован с учетом национальных историко-географических, экономических, политических, социальных факторов; непосредственными предпосылками возникновения института нотариата были: необходимость фиксации и закрепления возникающих в процессе товарно-денежных отношений прав субъектов гражданского оборота, придания им бесспорности и доказательности, необходимость создания условий для функционирования и защиты института собственности, потребность частных лиц в оказании юридической помощи при заключении сделок, в юридическом признании и закреплении приобретаемых прав, содействие осуществлению правосудия; институт нотариата зародился и развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством, нотариусы назначались государством на должность, находились на государственной службе; с момента зарождения нотариат взаимодействовал с судебной властью; изначально нотариат имел черты относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления; роль нотариата предопределила постепенное расширение его функций; в советский период развития страны при отсутствии института частной собственности роль нотариата в экономической жизни была незначительна.

«Нотариат — особый публично-правовой правоприменительный и правозащитный институт, призванный обеспечить исполнение гарантированного Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной помощи,

осуществить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации» [8, с. 11].

В условиях проводимой реформы нотариата особое значение приобретает исследование вопроса о его целях и задачах. «Объективное и полное определение назначения нотариата в современном обществе — залог реального и бесконфликтного включения нотариата в систему органов гражданской юрисдикции, взаимовыгодного сотрудничества в решении вопросов, отнесенных к их компетенции. В литературе традиционно утверждение о том, что нотариат призван осуществлять защиту прав и свобод граждан и организаций» [9, с. 11]. Г. А. Жилин относит нотариат к «юрисдикционным органам, которые наряду с органами государственной регистрации и другими органами разрешают бесспорные правовые вопросы, обеспечивает защиту прав посредством их удостоверения, фиксации» [10, с. 20-21]. «Отнесению нотариата к формам защиты прав и свобод способствует формулировка статьи 1 Основ законодательства РФ о нотариате, согласно которой нотариат в РФ призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В Концепции проекта федерального закона „О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" нотариат также позиционируется как один из инструментов защиты прав и законных интересов» [11, с. 25]. Процедура нотариальной деятельности включает такие составляющие, как «консультирование, разъяснение, предупреждение, что способствует наиболее полной гармонизации интересов обратившихся к нотариусу лиц. А это значит — значительная гарантия того, что дальнейшее развитие их отношений будет иметь бесконфликтный характер» [12, с. 93-98].

Нотариат представляет собой необходимую составную часть правовой системы любого государства, обладающего развитой экономикой и базирующегося на принципах правового государства и признания гражданского общества. В таком государстве функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы, так как обеспечение и защита законных прав и свобод человека и гражданина является задачей не только государственных органов и должностных лиц, но и всех институтов общества и государства.

В современной правовой литературе термин «нотариат» не имеет однозначного толкования и используется в основном в следующих значениях: «как система органов, осуществляющих функцию государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом, органов, наделенных в соответствии с законодательством властными полномочиями» [13, с. 99-101], «как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий» [14, с. 607]. «Нотариат в РФ призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ» [15], — говорится ст. 1 «Основ Законодательства РФ о нотариате». Рассмотрим основные элементы, определяющие правовую природу нотариата. Прежде всего, характеризуя современный российский нотариат, следует отметить, что он имеет уникальную двойственную природу, функционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом. В соответствии со ст. 10 и 11 Конституции РФ [16] государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Нотариат не входит структурно ни в одну из перечисленных ветвей

власти и не является государственным органом. Но все более широкое признание в науке теории государства и права получает мнение, согласно которому в отдельных исключительных случаях негосударственные структуры и представители имеют право по специальному поручению государства осуществлять некоторые функции государства. Наличие публичного начала в правовой природе нотариата некоторыми учеными связывается с тем, что «засвидетельствованные нотариусами факты и документы приобретают официальный, т. е. подтвержденный государством, характер» [7, с. 2]. Нотариат формируется по воле государства, создается правовая основа деятельности нотариата, значительную роль в учреждении и ликвидации должности нотариуса играют органы системы Министерства юстиции, определяется порядок наделения лица полномочиями нотариуса. Публичность деятельности нотариата проявляется в том, что нотариусы осуществляют нотариальные действия от имени государства. Государство осуществляет контроль за деятельностью нотариусов: судебный контроль за законностью нотариального действия или отказа в его совершении и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, который осуществляется уполномоченным государством органом. В отношении частнопрактикующих нотариусов такой контроль по поручению государства осуществляют нотариальные палаты субъектов РФ. Существует и налоговый контроль, контроль со стороны органов прокуратуры. Таким образом, принцип публичности находит отражение в его организации и деятельности.

Г. Б. Романовский определяет нотариат следующим образом: «Это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленном действующим законодательством» [1, с. 9].

Таким образом, проанализировав понятие и сущность нотариальной деятельности, можно сделать некоторые выводы о том, что нотариат выполняет определенные законом полномочия по осуществлению государственной функции по защите прав и законных интересов граждан. Эти полномочия предоставлены ему государством, и для их реализации нотариат наделяется определенными властными полномочиями, в силу чего его деятельность приобретает публичный характер и реализуется от имени РФ. Нотариат представляет собой уникальный институт с двойственной правовой природой, сочетающий в своей деятельности принцип публичности с защитой частных интересов конкретных индивидов, в результате чего деятельность нотариата имеет частноправовое содержание. Нотариат организационно не входит в систему органов государственной власти, что позволяет определить его место в совокупности правовых явлений России как полноценного института гражданского общества, независимого от государства и действующего на принципах самоуправления.

Литература

1. Романовский Г. П., Романовская о. В. Организация нотариата в России. М., 2001.

2. Ляпидевский н. П. История нотариата. М., 1975.

3. Рулан н. Юридическая антропология. М., 1999.

4. Ляпидевский н. П. История нотариата. М., 1975.

5. Беляев И. Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

6. Авдеенко н. И., кабанова м. А. Нотариат в СССР. М., 1984.

7. стешенко Л. А., Шам6а Т. м. Нотариат в РФ. М.: Норма; ИНФРА, 2001.

8. марсакова Т. м. Совершенствование Профессионального кодекса нотариусов РФ в свете проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности» // Нотариальный вестник. 2011. № 11. С.11-17.

9. черемных Г. Г., черемных И. Г. Нотариальное право РФ: Учебник. М., 2004.

10. Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы. М., 2010.

11. Тарбагаева е. Б. Цели и задачи нотариата на современном этапе // Нотариальный вестник. 2011. № 2.

12. Ференс-сороцкий А. А. Нотариат и принципы гражданского процесса. М., 2007.

13. черемных И. Г. Российский нотариат: прошлое, настоящее, будущее. М., 1999.

14. Российская юридическая энциклопедия / Под. ред. А. Я. Сухарева М., 1999.

15. основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 10.

16. конституция Российской Федерации. М.: Тандем, 2000.

УДК 338.22

А. О. Мамуто

институциональные основы взаимодействия государства и бизнеса в россии

A. O. Mamuto. Institutional bases of interaction of the state and business

in Russia

В статье автором рассматривается роль государственно-частного партнерства как института развития экономики России. Представлена концепция и определение ГЧП согласно авторитетному российскому ученому В. Г. Варнавскому. В ней выделяются преимущества и риски для участников партнерства, изучаются различные формы государственно-частного партнерства.

ключевые слова: государственно-частное партнерство, институты развития, концессии, формы, риски, сервисные контракты, аренда государственной собственности, комплексный инвестиционный проект

контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

In the article the author considers a role of state-private partnership (SPP) as institute of development of economy of Russia within the concept of the Russian scientist Varnavsky V. G. The advantages and risks to participants of partnership are allocated in it, various forms of state-private partnership are studied.

Keywords: state-private partnership, institutes of development, concession, form, risks, service contracts, rent of state ownership, complex investment project

Contacts: 190103, St. Petersburg, Lermon-tovskiy pr., 44, lit. A

В условиях экономии бюджетных средств и необходимости интенсивного развития экономики России широкое распространениние сегодня получает такая форма взаимодействия государства и частного бизнеса, как государственно-частное партнерство (ГЧП).

В научной литературе существуют разные варианты определения ГЧП. Наиболее полное определение ГЧП, по нашему мнению, представлено В. Г. Варнавским, который отмечает, что «в современном понимании хозяйственное партнерство государства и частного сектора (ПГЧС) (Public-Private Partnership, РРР) представ-

Артем Олегович Мамуто — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© А. О. Мамуто, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.