Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ'

ИНСТИТУТ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ПРОБАЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич

В рамках настоящей статьи проводится анализ института наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Показаны преимущества и современные тенденции их развития. Обосновывается необходимость дальнейшего развития в России системы наказаний, альтернативных лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF PUNISHMENTS NOT RELATED TO DEPRIVATION OF LIBERTY AT THE PRESENT STAGE OF REFORMING THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA

In the framework of this article, an analysis is made of the institution of punishments not related to the isolation of convicts from society. The advantages and current trends of their development are shown. The necessity of the further development of the system of punishments alternative to imprisonment in Russia is substantiated.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ»

7.11. ИНСТИТУТ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Габараев Алан Шотаевич, кандидат политических наук, старший научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства

Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России

gabiron@mail.ru

Аннотация: в рамках настоящей статьи проводится анализ института наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Показаны преимущества и современные тенденции их развития. Обосновывается необходимость дальнейшего развития в России системы наказаний, альтернативных лишению свободы.

Ключевые слова: наказания не связанные с изоляцией от общества, уголовно-исполнительные инспекции, проба-ция, уголовно-исполнительная политика.

INSTITUTE OF PUNISHMENTS NOT RELATED TO DEPRIVATION OF LIBERTY AT THE PRESENT STAGE OF REFORMING THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA

Gabaraev Alan S., PhD in Law, Senior Researcher of the department for the Study of domestic and foreign experience, history of the penitentiary system, comparative analysis of the penitentiary legislation

Place of employment: the FSI of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

gabiron@mail.ru

Abstract: in the framework of this article, an analysis is made of the institution of punishments not related to the isolation of convicts from society. The advantages and current trends of their development are shown. The necessity of the further development of the system of punishments alternative to imprisonment in Russia is substantiated.

Keywords: punishments not related to isolation from society, criminal executive inspections, probation, criminal executive policy.

В 2019 году службе исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, исполняется 100 лет. Данный юбилей отмечается 7 мая - в день, который в соответствии с приказом ФСИН России от 18 декабря 2006 года № 822 является Днем работников уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ).

В ряду важнейших задач модернизации и развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации стоит задача формирования действенной и эффективной системы наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Согласно ведомственным статистическим сведениям с 2010 по 2018 г. на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 7 597 071 осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества. Из которых большую часть, составили условно осужденные (см. диаграмму).

Диаграмма характеристики основных динамических показателей отбывания различных видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества в период с 2010 по 2018 гг.

Однако применение наказания, как важного инструмента уголовной политики и средства борьбы с преступностью, требует осмотрительного подхода, учитывая, что оно, наряду с положительными социальными аспектами, содержит и определенный ряд безусловных издержек. В этой связи достаточно острой считается проблема сокращения наказаний, связанных с лишением свободы. Выступая необходимой мерой поддержания законности и правопорядка в обществе, особенно в рамках защиты от наиболее общественно опасных посягательств, институт лишения свободы непосредственно связан с многочисленными социально-экономическими, психологическими, а также демографическими, медицинскими расходами, которые ставят на первое место вопрос о снижении объемов его применения и, соответственно, поиска направлений расширения применения альтернативных мер наказания.

Большое внимание данному вопросу уделено в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года [4].

Значимость и важность альтернативных лишению свободы наказаний подтверждает их доля (62 %) в общем перечне уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ (ст. 44), где из тринадцати видов они составляют восемь.

В настоящее время, организация и исполнение уголовных наказаний без лишения свободы возложена на восемьдесят одно федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» территориальных органов ФСИН России (далее - УИИ), которые включают в себя 1428 филиалов.

Учреждения ФСИН России осуществляют исполнение пяти видов альтернативных наказаний и пяти мер

Социально-политические науки

1'2019

уголовно-правового характера.

Основными задачами УИИ являются исполнение таких видов наказаний как: обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы (и пяти мер уголовно-правового характера).

Также, работники УИИ исполняют три меры пресечения: в виде домашнего ареста, в виде залога и запрета определенных действий [2].

В течение 2017 года по учетам УИИ прошло 989228 чел. (АППГ - 871786) из которых 18158 чел. - несовершеннолетних (АППГ - 19888).

По состоянию на 01.01.2018 на учетах УИИ состояло 503865 чел. (на 01.01.2017 - 423092 чел.), из них несовершеннолетних - 5867 чел. (АППГ - 6271).

Психологическое сопровождение состоящих на учете УИИ осужденных осуществляют входящие в штат инспекции психологи (364 единицы). В первую очередь они осуществляют психодиагностическую и психокор-рекционную работу с несовершеннолетними осужденными и женщинами с отсрочкой отбывания наказания.

Кроме того, современная уголовно-исполнительная политика направлена на гуманизацию наказания, внедрение принципов восстановительного правосудия, элементов пробации. Предпринимаемые шаги ориентированы, во-первых, на смягчение положения жертв уголовных преступлений, а во-вторых, на уменьшение количества лиц лишенных свободы и соответственно подлинную реализацию принципа социальной справедливости.

В пользу внедрения пробации, принципов восстановительной юстиции и пробационных технологий в деятельность отечественной уголовно-исполнительной системы, специалисты приводят следующие доводы:

- экономические, которые основаны на снижении налоговой нагрузки на бюджет государства, экономии на содержании осужденных и отсутствии необходимости строительства новых исправительных учреждений;

- социальные, основаны на изолировании криминальной (тюремной) среды и влияния криминальной субкультуры, сохранении социально-полезных связей осужденных и необходимости ресоциализации;

- восстановительные, основаны на реабилитационной и восстановительной концепции, где криминальная ситуация предполагает, прежде всего, материальное и моральное возмещение.

Действительно, в рамках господствующего на сегодня карательного подхода к правосудию, не учитывается причинение вреда именно общественным отношениям, а потерпевшему, в лучшем случае, отводится роль составного компонента института правонарушения. Отсюда вторичность его интересов. Наряду с этим нельзя забывать, что от совершения преступления страдают не только потерпевшие, но и их родственники, а также ближайшее окружение. Поэтому, будучи полноценными членами общества, они имеют право на соответствующий учет своих интересов [7, С. 236].

В этом смысле, организация исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, позволяет шире привлекать общественность к процессу восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и контроля за их поведением.

Следовательно, мы можем отметить, что альтернативные меры наказания соответствуют современной стратегии государства по сокращению численности

осужденных в местах лишения свободы и существенному уменьшению материальных расходов на их содержание. Кроме того, необходимо иметь в виду, что уровень повторной преступности лиц отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества (от 2 до 5%), значительно ниже рецидивной преступности осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы (около 30%). Данный показатель является весьма важным фактором, так как профилактика преступности и иных правонарушений является приоритетным направлением уголовной и социальной политики Российской Федерации [6, с.79].

В тоже время, на сегодня требуют решения многочисленные нормативно-правовые и организационные проблемы, влияющие на деятельность УИИ [5].

Очевидно, что от эффективности исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы зависят перспективы развития не только УИИ, но и уголовно-исполнительной политики государства в целом, которая преследует цель обеспечить адекватность наказания содеянному, на принципах гуманизма и индивидуализации наказания.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,68%.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 № 420-ФЗ (последняя редакция)// Консультант плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф., - Режим доступа: Компьютер. Локальн. база данных ФКУ НИИ ФСИН России, свободный.

2. Федеральный закон от 18.04.2018 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста» Консультант плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф., - Режим доступа: Компьютер. Локальн. база данных ФКУ НИИ ФСИН России, свободный.

3. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 (ред. от 23.04.2012) «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности»//Консультант плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф., -Режим доступа: Компьютер. Локальн. база данных ФКУ НИИ ФСИН России, свободный.

4. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»//Консультант плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф., - Режим доступа: Компьютер. Локальн. база данных ФКУ НИИ ФСИН России, свободный.

5. Габараев А.Ш. Исправительные работы: проблемы теории и развития //Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 5. - С. 184-186.

6. Демьянчук Д. Н. Перспективы развития системы наказаний не связанных с лишением свободы // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа.- 2017. - С. 79-82.

7. Леонов Д.Н. Альтернативные виды наказаний как способ гуманизации законодательства // Сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза. - 2018. - С. 236-238.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Институт наказаний, не связанных с лишением свободы на современном этапе реформирования пенитенциарной системы России» старшего научного сотрудника отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата политических

наук, Габараева Алана Шотаевича Рецензируемая статья посвящена современным аспектам деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) территориальных органов ФСИН России по организации и исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы.

Можно согласиться с автором в том, что альтернативные меры наказания соответствуют современной стратегии государства по сокращению численности осужденных в местах лишения свободы и существенному уменьшению материальных расходов на их содержание. В работе обосновывается необходимость внедрения принципов восстановительного правосудия и технологий пробации в деятельность УИИ.

В заключение статьи, Габараев А.Ш. верно резюмирует, что от эффективности исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы зависят перспективы развития не только УИИ, но и уголовно-исполнительной политики государства в целом, которая преследует цель обеспечить адекватность наказания содеянному, на принципах гуманизма и индивидуализации наказания.

Композиция статьи логически выстроена, а положения подтверждены ссылками на научные исследования и официальные статистические данные. Оригинальность представленного текста составляет - 84,68%.

Полагаю, что рецензируемая статья заслуживает публикации в научном издании Издательского дома «Юр-ВАК».

Главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, доцент

И.В. Дворянсков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.