Научная статья на тему 'Институт микрофинансирования как новый инструмент антикризисной политики государства'

Институт микрофинансирования как новый инструмент антикризисной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / КРИЗИС / МИКРОФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таценко Данила Александрович

Подводятся итоги государственных антикризисных мероприятий в Российской Федерации. Даётся оценка результатам антикризисной политики 2009 г., рассматривается микрофинансирование как новый институт в российской экономике. Выдвигается гипотеза о зависимости скорости расходования от среднего номинала денежных средств потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт микрофинансирования как новый инструмент антикризисной политики государства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5 (186).

Экономика. Вып. 25. С. 110-115.

Д. А. Таценко

институт микрофинансирования как новый инструмент Антикризисной политики

государства

Подводятся итоги государственных антикризисных мероприятий в Российской Федерации. Даётся оценка результатам антикризисной политики 2009 г., рассматривается микрофинансирование как новый институт в российской экономике. Выдвигается гипотеза о зависимости скорости расходования от среднего номинала денежных средств потребителя.

Ключевые слова: институт, кризис, микрофинансирование.

В 2008 г. в развитых странах мировой финансовый кризис перешёл в острую фазу своего развития. В скором времени он проявил себя в реальном секторе. Начавшись с рынка рискованного ипотечного кредитования США (subprime), кризис перекинулся на фондовые площадки, вызвав там утечку от теряющих в цене финансовых активов, обеспеченных недвижимостью, которая также падала в цене. Стремление инвесторов «выйти в кэш» вызвало дефицит ликвидности и, как следствие, резкое удорожание денег. Федеральная резервная система отреагировала на эти события снижением процентных ставок и расширением кредитования финансовых институтов. Центральные банки развитых стран стали проводить аналогичную политику, пытаясь поддержать ликвидность в финансовых системах. Однако остановить распространение кризиса на другие экономики мира не удалось — мировая экономика вошла в рецессию.

Системными причинами развития финансового кризиса в России явились, во-первых, значительная доля иностранного фондирования отечественной банковской системы, а во-вторых, зависимость экономики от экспортных нефтегазовых доходов, которые стремительно сокращались на фоне общемирового падения цен на нефть. Отток капитала из страны вызвал сворачивание кредитования отечественной экономики, что явилось причиной роста неисполнения текущих обязательств и возрастания риска массовых дефолтов. Проблемы в финансовом секторе в скором времени отразились на реальном секторе: вызвали рост численности безработных к декабрю 2008 г. на 28,2 % в годовом исчислении, сокращение платёжеспособного спроса и деловой активности.

Перспектива нарушения основополагающих механизмов функционирования национальной

экономики заставила Правительство и Банк России принимать срочные антикризисные меры по недопущению финансово-экономического коллапса.

В IV квартале 2008 г. бюджетно-налоговая политика Правительства включала в себя следующий пакет мер:

— вливание 335 млрд р. из средств федерального бюджета в экономику на увеличение капитала Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и на рефинансирование кредитов Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК);

— косвенную поддержку экономики через налоговые изменения, эффект которых оценивается в 595 млрд р.:

• снижение ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта до 20 %;

• увеличение амортизационных отчислений с 10 до 30 %;

• увеличение вычетов по НДФЛ;

• изменение порядка взимания вывозной пошлины на нефть;

— размещение средств Фонда национального благосостояния в сумме до 625 млрд р. во Внешэкономбанке, которые были направлены на привлечение субординированных кредитов кредитными организациями (450 млрд р.) и выкуп акций и облигаций российских эмитентов (175 млрд р.).

Кроме того в IV квартале 2008 г. Банком России проводилась денежно-кредитная политика, имеющая своей целью поддержание ликвидности банковского сектора и стимулирование кредитования экономики:

— предоставление кредитным организациям кредитов без обеспечения на срок до 6 месяцев (с 23 марта 2009 г. срок увеличен до 1 года);

— снижение нормы обязательного резервирования до 0,5 процентных пункта;

— размещение на депозите Внешэкономбанка 50 млрд долл. США золотовалютных запасов ЦБ РФ, часть из которых (11 млрд долл.) использована отдельными компаниями на погашение кредитов и займов в иностранной валюте;

— предоставление субординированного кредита Сбербанку России в сумме 500 млрд р. до конца 2019 г.;

— предоставление кредита АСВ в сумме 66 млрд р. в целях предупреждения банкротства коммерческих банков.

В 2009 г. на поддержку финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики, социального обеспечения населения и другие меры социальной политики в федеральном бюджете предусмотривалось 3,2 трлн р., или 7,9 % ВВП:

— укрепление и развитие отечественного рынка труда в сумме 77,5 млрд р.;

— субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации, в сумме 43,7 млрд р.;

— поддержка реального сектора экономики путём предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях, в сумме 18,4 млрд р.;

— дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 150,0 млрд р.;

— поддержка финансового рынка Российской Федерации, а также реального сектора экономики из федерального бюджета (229 млрд р.);

— предоставление государственных гарантий Российской Федерации в сумме 300,0 млрд р. по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса.

Объём средств Банка России, предусмотренный на реализацию антикризисных мероприятий в 2009 г., составляет 2,8 трлн р. При этом поведение ЦБ РФ шло в разрез с политикой зарубежных регуляторов: в то время как ФРС, ЕЦБ и Банк Англии снижали учётную ставку, Банк России последовательно повышал ставку рефинансирования до 13 % в конце 2008 г. в целях сдерживания инфляционных процессов. И лишь начиная с 24 апреля 2009 г. было принято решение об «осторожном» снижении учётной ставки (рис. 1). В настоящее время её значение достигло исторического минимума — 9 %, что объясняется монетарными властями снижающимися темпами инфляции. По словам главы ЦБ РФ С. Игнатьева, существует как возможность дальнейшего снижения ставки, так и готовность Банка России увеличить учётную ставку, если будут получены сигналы о перегреве экономики.

В рамках антикризисных мер, одной из которых также была плавная девальвация рубля, ЦБ РФ израсходовал значительную часть золотовалютных резервов. И на 1 ноября 2009 г. международные резервы РФ составили 434 428 млн р.,

Рис. 1. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ в 2005-2009 гг., %

Рис. 2. Динамика международных резервов Российской Федерации в 2008-2009 гг., млн долл. США

Таблица 1

что по отношению к аналогичному периоду прошлого года меньше на 10,4 %.

Благодаря оперативному вмешательству государства удалось избежать развития необратимых процессов в экономике, и по итогам трёх кварталов 2009 г. можно говорить о приостановке спада в экономике. Несмотря на то что индекс промышленного производства (ИПП) в октябре 2009 г. в годовом исчислении составил 88,8 %, по отношению к предыдущему месяцу производство возросло на 0,8 %.

Динамика ИПП характеризуется значительными колебаниями относительно тренда, но при этом тенденция сокращения темпов падения производства наблюдается с апреля 2009 г. Это даёт основания полагать, что экономика начинает восстанавливаться, но всё же на рынках будет оставаться достаточная степень волатильности.

Статистика по инвестициям свидетельствует о возобновлении вложений в основные фонды: в сентябре 2009 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года темп роста составляет 81,4 %, а в сравнении с предыдущим периодом — 107,3 %.

Кроме того, рынок труда постепенно начинает стабилизироваться. По данным Госкомстата, уровень безработицы в октябре 2009 г. составил 7,7 %, при этом стоит отметить, что в феврале 2009 г. его значение достигло максимума —

9,4 % (рис. 3).

индекс промышленного производства в российской федерации в 2009 г.

Месяц В процентах

к соответствующему периоду предыдущего года к предыдущему периоду

Январь 84,0 80,1

Февраль 86,8 106,4

Март 86,3 111,1

Апрель 83,1 91,9

Май 82,9 97,9

Июнь 87,9 104,5

Июль 89,2 104,7

Август 87,4 97, 0

Сентябрь 90,5 105,1

Октябрь 88,8 100,8

Объём ВВП России за III квартал 2009 г. составил в текущих ценах 10 489,5 млрд р., темп роста его реального объёма относительно III квартала 2008 г.— 91,1 %. Россия является одним из лидеров по снижению ВВП: по отношению к III кварталу 2008 г. Германия потеряла 4,8 %, США —

2.3 %, Великобритания — 5,2 %, Франция —

2.4 %, Италия — 4,6 %. Лишь темп роста ВВП Китая и Индии в III квартале остался в положительной зоне — 7,7 и 6,1 % соответственно.

Таким образом, можно говорить о том, что экстренные антикризисные меры Правительства

Таблица 2

динамика инвестиций в основной капитал в российской федерации в 2009 г.

Месяц Инвестиции, млрд р. В процентах

к соответствующему периоду предыдущего года к предыдущему периоду

Январь 351,9 84,0 27,7

Февраль 435,9 85,2 123,2

Март 497,3 83,9 115,7

Апрель 504,1 82,6 101,9

Май 558,9 75,5 110,8

Июнь 666,8 79,4 119,5

Июль 621,7 81,1 93,2

Август 656,2 80,6 104,6

Сентябрь 708,1 81,4 107,3

и Центрального банка России оказали стимулирующее воздействие на национальную экономику, о чём свидетельствует приведённая выше статистика. Но наряду с оживлением экономики остаётся значительная степень неопределён-ности относительно будущего развития страны, что, в свою очередь, создаёт трудности по преодолению кризиса. Так, в рамках «Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» к концу 2008 г. появился список из 295 системообразующих предприятий, которые претендовали на получение государственной поддержки. Однако в силу неопреде-лённости фактически деньги пошли на выплату старых долгов предприятий, а не на модернизацию и повышение эффективности, как это было заявлено.

Кризис, с которым мы имеем дело сейчас, безусловно, отличается от кризиса 1998 г., и уж тем более от затяжного кризиса конца 1980-х — начала 1990-х гг. Каждый из них меняет экономическую систему, делает её более устойчивой, но ни одна успешная программа по выходу из кризиса не способна гарантировать бескризисное стабильное развитие в будущем, так как кризис — это объективная реальность рыночной экономики. Поэтому уже сейчас необходимо проводить институциональные преобразования, которые бы обеспечили в будущем наиболее длинную фазу монотонного экономического роста.

В условиях, когда со стороны государства требуется почти мгновенное вливание наличности в экономику, включаются в работу два социально-экономических института: банковская система и институт бюджетных отношений. Проблемой кредитования через банковскую систему является оседание наличности на счетах кредитных организаций в условия кризиса доверия к заёмщикам; проблемой господдержки предприятий в виде субсидий — использование средств для снижения долговой нагрузки предприятий. И даже в случае, когда денежные средства направляются на модернизацию, продукция предприятия не находит своего потребителя на фоне сжатия потребительского спроса из-за резкого сокращения доходов населения. Таким образом, для преодоления спада в экономике необходимо активное стимулирование конечного внутреннего спроса через расширение государственного заказа и развитие института микрофинансирования. При этом если практика расширения государственного

Рис. 3. Динамика уровня безработицы в Российской Федерации за 2008-2009 гг., %

заказа в периоды спада в экономике не является чем-то новым и представляется стандартным инструментом бюджетно-налоговой политики, то развитие института микрофинансирования является новаторским инструментом антикризисной политики.

В рамках концепции неоинституционализма выделяется такая отрасль знаний, как новая экономическая история, которая рассматривает исторический процесс в аспекте эволюции институтов, прав собственности и трансакционных издержек. Её основными последователями являются Д. Норт, Р. Фогель, Дж. Уоллис. В своей статье «Институты и экономический рост: историческое введение» Д. Норт определяет понятие «институт» как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми». Отличительной чертой таких классических общественных институтов, как семья, церковь, государство, судебная система, является то, что они формировались на протяжении долгого времени. Возникала определённая социальная потребность в институте; на основе социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, социальных групп и иных общностей формировалась система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей; оформлялась организационная структура института и его функции — процесс институционализации происходил эволюционным путём. Современные же общественные отношения обусловливают объективную потребность вмешательства государства в процесс культивирования, или «выращивания», социально-экономических институтов для более эффективного удовлетворения потребностей общества и сглаживания последствий кризисных явлений в экономической жизни.

По ряду причин институт микрофинансирования в России почти не развит, в то время как во многих странах он рассматривается как один из эффективных инструментов решения проблем малого и среднего бизнеса, а также как институт, реализующий социальные функции по преодолению бедности. В последнее время российская научная среда обратила внимание на микрофинансирование как на новый финансово-кредитный инструмент по преодолению кризисных явлений в экономике.

Изначально институт микрофинансирования имел своей целью предоставление базовых фи-

нансовых услуг беднейшим слоям населения, которые не могут пользоваться обычными финансовыми услугами. Вопреки распространённому мнению, микрофинансирование не является чисто благотворительной отраслью — оно приносит доход. По сведениям Международного банка, средний доход крупной микрофинансовой организации составляет 2,5 %. Помимо микрокредитования в микрофинансирование также входят: микрострахование, микровклады, ми-крорасчётные системы, денежные микропереводы и прочие услуги, рассчитанные на небогатых клиентов.

Вся отрасль микрофинансирования выросла из микрокредитования. В 1976 г. профессор из Бангладеша Мухаммед Юнус основал банк «Grameen Bank», который занимался выдачей микрокредитов бедным бангладешцам. Значительно позже появились другие финансовые услуги для бедных людей (микрострахование, микровклады и т. п.). По сведениям Международного банка, в 2005 г. в мире уже насчитывалось более 7 тыс. микрофинансовых организаций, которые обслуживают около 16 млн человек в развивающихся странах и странах третьего мира. В 2006 г. в качестве признания заслуг по преодолению бедности Мухаммед Юнус получил Нобелевскую премию мира «за усилия по созданию основ для социального и экономического развития».

Выращивание данного института в России, а не его трансплантация в российскую экономику, по-нашему мнению, является залогом долгосрочного экономического развития страны. Расширение кредитования беднейших людей страны позволит увеличить количество мелких и средних предприятий, которые наилучшим образом адаптируются к новым изменившимся условиям и являются, по сути, индикаторами развития экономики, служат основой для формирования среднего класса.

Становление микрофинансирования как экономического института является необходимым условием микрофинансирования бюджетов домохозяйств. Ведь получив крупную сумму денежных средств в безналичном виде, потребители будут менее склонны к их расходованию в ожидании получения процента от размещения на депозите либо с целью длительного накопления и приобретения в будущем дорогостоящих товаров. Кроме того, различные виды домохозяйств имеют различную предельную

склонность к потреблению. В силу этих двух тезисов можно сделать вывод о том, что бюджетные средства должны быть направлены на микрофинансирование (небольшие суммы наличных денег в виде мелких банкнот) домохозяйств с наибольшей склонностью к потреблению. Мелкие банкноты — необходимое условие микрофинансирования бюджетов домашних хозяйств. Это обусловлено тем, что, как правило, мелкие купюры расходуются быстрее, т. е. можно говорить об обратной зависимости между средним номиналом купюр у потребителя и скоростью расходования денежных средств. Данная гипотеза выдвигается автором на основании личного опроса представителей группы экономически активных потребителей. На практике это может быть реализовано через планомерное повышение стипендий, пенсий и пособий — то есть повышение доходов той группы потребителей, которая не склонна к сбережению в силу того, что почти весь их доход расходуется на удовлетворение базовых потребностей. Данная мера позволит не только снизить социальную напряжённость, но и в наикратчайший срок донести ликвидность до экономики. В силу того, что данный инструмент позволяет практически мгновенно донести денежные средства до реального сектора, его применение сопряжено с повышением инфляционного давления, но необходимо указать на то, что инфляционные ожидания повышаются при любом повышении объёма денежной массы в независимости от того через какие каналы осуществляется инъекция денежных средств.

Для эффективного применения микрофинансирования как в аспекте финансирования индивидуальных производств, так и финансирования бюджетов домохозяйств необходимо выращивание государством института с учётом особенностей функционирования национальной экономики.

список литературы

1. Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания по бюджету и налогам по отчёту Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за первое полугодие 2009 года и четвертый квартал 2008 года [Электронный ресурс] // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://asozd.duma.gov.ru

2. О промышленном производстве в январе-ноябре 2009 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/246.htm

3. О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) в III квартале 2009 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/ d03/244.htm

4. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального банка РФ. URL: http://cbr.ru/print.asp?file=/statistics/ cred-it_statistics/refinancing_rates.htm

5. Радыгин, А. В поисках институциональных характеристик экономического роста / А. Рады-гин, Р. Энтов // Вопр. экономики. 2008. № 8.

6. Сухарев, О. С. Основы институциональной и эволюционной экономики : курс лекций / О. С. Сухарев. М. : Высш. шк., 2008.

7. Douglass, C. North. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction / C. Douglass // World Development. 1989. Vol. 17, № 9. P. 1319-1332. (перевод Е. И. Николаенко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.