Финансовый менеджмент
тенденции развития российских кредитных учреждений на этапе мирового финансового кризиса
В. Н. КРУГЛОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита образовательного консорциума «Среднерусскийуниверситет» (Институт управления, бизнеса и технологий) E-mail: [email protected]
Автор анализирует динамику и направления деятельности системы кредитныхучреждений Российской Федерации на современном этапе мирового финансового кризиса.
Особое внимание уделяется возможностям наращивания инвестиционного потенциала в интересах малого и среднего бизнеса, исходя из возможностей увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Рассматриваются прогнозы международных рейтинговых агентств применительно к российским банкам. Предлагаются векторы развития системы с учетом мнения международного сообщества.
Ключевые слова: финансовый кризис, мировые рынки, ставки кредитования, требования к заемщикам, строительные сберегательные кассы, ипотека, экономические индикаторы, иностранный капитал, налог на прибыль.
В связи с финансовым кризисом на мировых рынках возникли проблемы и у российских кредитных организаций. По сути дела для них закончился период «дешевых» и «длинных» денег, которые ведущие банки, такие, как Сбербанк, ВТБ и Газпром, получали в виде займов из-за рубежа, а затем перепродавали средним и мелким банкам на рынке межбанковского кредитования.
В такой ситуации многие банки, лишившись доступных источников кредитования, вынуждены повышать ставки кредитования и ужесточать требования к заемщикам. В том числе значительный удар нанесен и по зарождающейся отечественной ипотеке. Гражданам Российской Федерации приходится расплачиваться за несостоятельность ипотеки США и ошибки российских банковских риск-менеджеров.
Кредитование ипотечной сферы в России, представляется, было бы более эффективным, если дополнить существующую сегодня систему РФ таким звеном, как строительные сберегательные кассы (ССК). В Германии такая система действует с 1920 г. и очень хорошо себя зарекомендовала. Она позаимствована Австрией и Францией, Словакией и Венгрией, Хорватией, Румынией, Индией и Китаем.
Ее суть в том, что, накопив 30—50 % стоимости квартиры, клиент получает кредит на срок от 7 до 15 лет. Причем ссуды данного типа дешевле банковских ипотечных кредитов, ибо государство компенсирует разницу в ставках из бюджетных ресурсов.
На данное время в РФ действует ипотека американского типа. Но стоит ли ее придерживаться после произошедшего глобального обвала? Особенно, с учетом того, что немецкие ССК на этот кризис не отреагировали никоим образом.
Проект подобного закона находится в Государственной Думе РФ, но так до сих пор почему-то и не рассмотрен. Между тем его механизм предусматривает помощь вкладчику в накоплении и выдаче кредита под достаточно низкие проценты: от 6 до 7 % годовых. Для этого вкладчику необходимо накопить определенную сумму. Строительная сберегательная касса будет начислять на вклады 3—4 % годовых. Государство же станет начислять 20 % на ежегодные взносы вкладчиков, не превышающие 70 тыс. руб. Максимальный ежегодный взнос государства на счет — 14 тыс. руб. в год. При этом сумма
накоплений будет равна сумме выданного кредита [7, с. 140].
Представляется, что не будет никакой конкуренции между ССК и существующей ипотекой. Ведь, по сути дела, ССК будет привлекать к ипотечным банкам новых клиентов, уже имеющих кредитную историю.
Угроза потери ликвидности отечественной банковской системой вынудила правительство страны «ввести в игру» средства резервных инструментов. Так, только Внешэкономбанку планируется предоставить порядка 50 млрд долл. на рефинансирование долгов банков и компаний зарубежным кредиторам. Это же кредитное учреждение приобрело Связь-банк, чтобы не допустить паники среди вкладчиков. Ведь если начнется массовый отток средств населения из банков, то никакие средства Стабилизационного фонда финансовую систему страны уже не спасут. Так каким же образом обстоят дела в данном плане?
В первом полугодии 2008 г. банковские вклады населения увеличились на 11,9 % (в первом полугодии 2007 г. - на 14,7 %). По состоянию на 01.07.2008 из общего объема 50,2 % было размещено в Сбербанке. У части же банков (26,2 % от общего количества) наблюдался отток вкладов, однако рыночная доля этих кредитных организаций достаточно скромна — на уровне 10,8 %. [4, с. 69]. Это можно объяснить тем, что начался отток капиталов из небольших частных в стабильные госбанки. Такая ситуация, безусловно, приведет к банкротству целого ряда мелких и средних кредитных организаций. Но процесс этот имеет и положительные стороны: он заставляет российскую банковскую систему консолидироваться и делать свои позиции более прочными.
Однако процесс этот затрудняет еще одно обстоятельство: на современном финансовом рынке деньги под любые проценты и на любых условиях берут лишь те, кто возвращать кредит не собирается вовсе. Одновременно некоторая часть банков, по предварительным прогнозам, не сможет пережить кризиса (до 70 %, по отдельным подсчетам). Этот контингент обанкротится, что напрямую затронет в первую очередь как средний, так и малый бизнес.
Вот как складывается совокупный государственный и корпоративный долг различных стран на современном этапе. Долг РФ от ВВП составляет 35 %, Великобритании — 50 %, США — 60 %, Евросоюза — 60 %, Японии — 170 %. В то же время график погашения долговых обязательств российскими корпоративными заемщиками выглядит более привлекательным, чем у других стран (см. таблицу) [6, с. 37].
График погашения долговых обязательств российскими корпоративными заемщиками, млн долл.
дата синдицированные кредиты Еврооблигации рублевые облигации Всего
Октябрь 2 110 2 563 2 992 7 664
2008 г.
Ноябрь 3 119 1 544 2 574 7 237
2008 г.
Декабрь 3 287 1 370 4 848 9 505
2008 г.
Январь 914 596 1 342 2 854
2009 г.
Февраль 880 384 4 068 5 332
2009 г.
Март 4 271 3 440 3 302 11 013
2009 г.
Апрель 1 417 1 875 3 823 7 114
2009 г.
Май 3 197 1 711 2 486 7 394
2009 г.
Июнь 1 380 1 013 5 442 7 835
2009 г.
Июль 3 172 544 3 394 7 109
2009 г.
Август 1 868 300 2 243 4 411
2009 г.
Позже 197 039 195 752 31 859 424 650
2009 г.
Примечание. Пик выплат приходится на декабрь 2008 г. и март 2009 г.
По данным Центрального банка РФ, чистый отток иностранного капитала из России с июля по сентябрь 2008 г. составил 16,7 млрд долл. За 9 мес. 2008 г. чистый приток капитала составил всего 0,8 млрд долл. Год назад этот же показатель равнялся 61,4 млрд долл. [2, с. 44].
В связи с этим ставки по кредитам увеличили практически все банки. Но самое страшное даже не это, а то, что кредитные организации могут начать требовать досрочного погашения выданных кредитов или в массовом порядке станут перепродавать друг другу кредитные портфели.
И это — на фоне того, что до сих пор ежегодный рост малого и среднего бизнеса составлял в среднем 15—20 %, но до 60 % предприятий постоянно остро нуждались в заемных средствах для своего развития.
В специальном отчете агентство Fitch Ratings заявило [1, с. 2], что, несмотря на сильные показатели бюджета и ликвидности у РФ, воздействие глобального финансового кризиса и резкого падения цен на нефть выдвигает на первый план давние факторы обеспокоенности агентства по поводу сравнительно слабой банковской системы РФ. Это проявляется в зависимости от сырьевого
сектора и тяжелого графика выплат по внешней задолженности частного сектора. Эти моменты выявляют факторы уязвимости в фундаментальных экономических показателях и индикаторах кредитоспособности страны.
«Тенденции в сфере внешнего рефинансирования и цен на нефть, а также принимаемые государством меры поддержки частного сектора окажут негативное влияние на государственный баланс. Тем не менее в настоящее время Fitch ожидает, что такое ухудшение будет временным и будет соответствовать текущим уровням суверенных рейтингов России (ВВВ+)», — отмечает глава аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам в странах Европы с развивающейся экономикой Э. Паркер.
Суверенный рейтинг России поддерживается исключительно сильными позициями государственного баланса, особенно в плане «подушки безопасности» в форме золотовалютных резервов, что позволяет России выйти на третье место по этому показателю. А заодно дает возможность властям проводить политику предоставления долларовой ликвидности и финансирования российскому корпоративному и банковскому секторам без ущерба для суверенной кредитоспособности.
Второй негативный внешний шок, с которым сталкивается Россия, — это недавнее резкое падение цен на сырьевые товары.
Это в сочетании с сокращением притока иностранного капитала приведет к снижению темпов экономического роста и давлению на кредитоспособность российских банков и компаний. «Проведение непоследовательной макроэкономической политики может стать ахиллесовой пятой России», — отмечает Э Паркер. Но это случится, если власти будут пытаться поддержать экономический рост за счет ослабления налогово-бюджетной, и особенно кредитно-денежной, политики, одновременно предпринимая шаги по поддержанию курса рубля, что одновременно приведет к стимулированию и финансированию бегства капитала, которое, в свою очередь, может оказать негативное влияние на фундаментальные экономические показатели и индикаторы кредитоспособности страны.
Сильные позиции платежеспособности и ликвидности России означают относительно хорошее положение страны, для того чтобы справиться с искажением финансовых потоков, обусловленных глобальным кредитным кризисом.
Однако в отличие от государства, российский частный сектор в последние годы привлекал
значительные заимствования на международных рынках капитала для финансирования масштабных программ расширения деятельности на внутреннем рынке и за рубежом. В сочетании с давно существующими слабыми местами в банковском секторе, а также с обеспокоенностью инвесторов в плане отношений с другими странами и качества корпоративного управления российские финансовые рынки оказываются особенно уязвимыми перед лицом глобального финансового кризиса и связанного с этим бегства инвесторов от рисков.
По оценкам Fitch, в следующем году российским банкам и компаниям предстоят среднесрочные и долгосрочные выплаты по обязательствам в размере около 80 млрд долл. По оценкам Центрального банка РФ, общие выплаты по иностранной задолженности в последнем квартале 2009 г. составят около 40 млрд долл. Рефинансирование этой задолженности на международных рынках капитала будет сложной задачей, и Fitch ожидает стабильного снижения золотовалютных резервов по мере продолжения предоставления им долларовой ликвидности. Fitch прогнозирует сокращение совокупных золотовалютных резервов приблизительно до 440 млрд долл. к концу 2009 г. в сравнении с пиковым уровнем почти в 600 млрд долл. в июле 2008 г.
Правительство РФ и Центральный банк РФ уже осуществляют значительные антикризисные меры или объявили о проведении таких шагов. Fitch ожидает, что различные меры поддержки позволят стабилизировать банковскую систему и финансовые рынки страны, хотя кредитоспособность банковского и корпоративного секторов, вероятно, ухудшится с учетом снижения темпов экономического роста и сокращения возможностей по привлечению фондирования. Согласно прогнозам Fitch, в 2009 г. рост ВВП замедлится приблизительно до 4 % по сравнению с 7,3 % в 2008 г.
Снижение цен на нефть приблизительно до 70 долл. за баррель относительно пикового уровня в 147 долл. представляет собой второе негативное потрясение для платежного баланса. Тем не менее, по оценкам Fitch, сбалансированность счета текущих операций будет обеспечена при цене на нефть Urals около 63 долл. за баррель в 2009 г., а сбалансированность бюджета — при цене приблизительно 65 долл за баррель. В то же время волатильность и недавнее падение цен на сырьевые товары, в особенности на энергоносители, требует поддержания значительных золотовалютных резервов и бюджетных резервных фондов с учетом уязвимости платежного баланса и бюджета к более низким ценам на нефть и газ.
Fitch отмечает, что оказать отрицательное воздействие на фундаментальные показатели кредитоспособности России и, возможно, привести к негативным рейтинговым действиям способны такие факторы, как дальнейшее заметное снижение цен на нефть, крупный чистый отток капитала и оказание поддержки частному сектору, а также неверные шаги в рамках макроэкономической политики, такие как сочетание существенного увеличения бюджетных расходов и инфляционной кредитно-денежной политики при осуществлении интервенций для поддержания валютного курса.
Хорошей альтернативой банковскому кредиту на современном этапе видится лизинговая деятельность. К примеру, в Калужской области в наиболее прозрачном сегменте рынка лизинга автотранспорта по итогам минувшего года работало 15 компаний, которые передали 235 компаниям и предпринимателям в лизинг автотехники на сумму в 353 млн руб. [8, с. XXIII].
При этом следует учитывать, что лизинговые платежи классифицируются как затраты, тем самым освобождая предпринимателя от налога на прибыль. К тому же бизнесмен не платит с объекта лизинга налога на имущество, поскольку до окончания контракта оно считается собственностью лизинговой компании, которая имеет право применять коэффициент тройной амортизации, что, в свою очередь, минимизирует налоговое бремя.
Еще одна проблема развития кредитования российского малого бизнеса состоит в том, что практически все существующие кредитные учреждения предусматривают в своих продуктах суммы займов от 300 тыс. руб. Это вполне объяснимо, ибо связано с пороговой рентабельностью таких продуктов. Такой подход одновременно приводит как к образованию незанятых продуктовых ниш в нижнем сегменте рынка кредитных услуг, так и к замедлению темпов роста субъектов малого предпринимательства.
Между тем, по данным исследования Российс -кого центра микрофинансирования, спрос ПБЮЛ и МП с количеством работающих до 15 чел. на микрозаймы составляет от 16 млрд руб. до 40 млрд руб. При этом 46 % респондентов заявили, что нуждаются во внешнем финансировании.
Согласно полученным в ходе обследования данным, при возникновении финансовых трудностей 41,2 % представителей малого бизнеса шли на сокращение заработной платы себе и своим сотрудникам, вкладывая сэкономленные таким образом суммы в бизнес. 22,2 % отказывались от сделки или покупки оборудования. Только 37 %
заявили, что могли бы рассчитывать на внешнее финансирование, а 79 % указали, что условия банковского кредитования очень жесткие и кредит получить практически невозможно [5].
Если сегодня на территории РФ и наблюдаются какие-то позитивные изменения в данном направлении, то исключительно в таком мегаполисе, как Москва, где сейчас созданы четыре центра микрофинансирования. В дальнейшем их планируется открыть в каждом из столичных округов. Во главе этой сети — агентство «Микрофи-нанс», учрежденное московским центром развития предпринимательства совместно с банком ВТБ 24. Решение о выдаче средств принимается в течение дня. Кредит не требует обеспечения, а процентная ставка в размере 18—22 % годовых в рублях на две трети компенсируется правительством Москвы.
Предстоящее укрупнение банковского сектора будет проходить поэтапно и обещает стать в меру радикальным. Государственная Дума РФ решила повысить требования к минимальному капиталу банков одновременно с упрощением процедуры слияния. Первыми экзамен на выживание сдают региональные банки. Как ожидает генеральный директор АСВ А. Турбанов [3, с. 7], в этом и следующем году может быть санировано порядка 20—40 банков. Однако уже сейчас АСВ проводит оценку финансового состояния десяти банков, только два из которых находятся в Москве.
Тем временем профильный комитет Государственной Думы РФ выносит на рассмотрение депутатов поправки в закон «О банках и банковской деятельности», по которым кредитным организациям вменяется в обязанность постепенно довести к 2012 г. размер минимального капитала до 180 млн руб. Помимо этого, в проекте прописано, что банкам, ходатайствующим о получении генеральной лицензии на проведение банковских операций, необходимо будет увеличить свой капитал до 900 млн руб.
Эксперты подсчитали, что в этом случае своих лицензий могут лишиться как минимум 400 российских банков, в основном из регионов. «Фактически парламентарии своими руками уничтожают банковскую конкуренцию», — считает глава Ассоциации региональных банков А. Аксаков. В ответ Центральный банк РФ заверяет, что «речь не идет об уходе с рынка сотен банков». Любой из действующих банков может нарастить капитал, если представляет интерес для инвестора.
К примеру, банками Калужского региона за текущий год потребительских кредитов выдано на 7,4 млрд руб. (рост — в 1,7 раза). По этому показа-
телю область занимает 12-е место среди регионов ЦФО. Более трех четвертей объема приходится на нежилищные кредиты.
В последнее время банковский сектор бьет тревогу: количество дел по невозвращенным потребительским кредитам возросло в несколько раз. По словам заместителя руководителя Калужского областного управления судебных приставов А. Абрамова [9, с. XXII], за 9 мес. этого года в производстве находились более 3,5 тыс. исполнительных листов на сумму более 200 млн руб. Основным вариантом обеспечительных мер по взысканию долга является арест судебными приставами заложенного по кредитному договору имущества. В числе последствий кризиса ликвидности банков отмечались рост ставок по рублевым и валютным наличным ссудам, увеличение размеров комиссий и минимальных взносов за выдачу и оформление кредитов, сокращение срока возврата выданных кредитов.
Из-за дефицита фондирования и ликвидности банки предпочитают переждать это нелегкое время с большим объемом средств в наличных деньгах и высоколиквидных активах. Другими словами, они меняют текущую выгоду, упуская часть возможной прибыли на сохранение своего существования, в
случае возникновения непредвиденных ситуаций.
И данная тенденция нуждается в переориентации
на федеральном уровне.
Список литературы
1. Афанасьева Т. Тяжелый график//Российская бизнес-газета. 2008. № 42. С. 2.
2. Данилкин И. Ускорение свободного падения // Калужский бизнес-журнал. 2008. № 19. С. 40-48.
3. Евланов А. Банки ответят//Российская бизнес-газета. 2008. № 44. С. 7.
4. Ермаченков И. Полный стакан кризиса// Калужский бизнес-журнал. 2008. № 19. С. 68-69.
5. Микрозаймы для бизнеса. URL:http:// www. rg.ru.
6. Мрочковский Н, Парабеллум А. Эй, ухнем! // Калужский бизнес-журнал. 2008. № 19. С. 36-38.
7. Переверзина И. Государство дает в долг // ВВП. 2008. № 6. С. 138-142.
8. Урусов А. Колеса в рассрочку // Калужский бизнес-журнал. 2008. № 19. С. ХХ11-ХХУ.
9. Урусов А. Табу на деньги //Калужский бизнес-журнал. 2008. № 21-22. С. ХХ1-ХХШ.