Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЯМАЛА'

ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЯМАЛА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЛЕХАРД / СЕВЕР / АРКТИЧЕСКИЙ ГОРОД / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА / SALEKHARD / NORTH / ARCTIC CITY / ART FESTIVAL / PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гурьянова Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются условия развития художественной среды столицы Ямало-Ненецкого автономного округа в первые десятилетия XXI века в аспекте особенностей культуры арктического города. Показана взаимосвязь существующих процессов в изобразительном и средовом искусстве и деятельности автономной некоммерческой организации «Институт художественных и гуманитарных проектов». Описываются и анализируются работа Института за 2015-2020 годы, опыт фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала», его количественные и качественные результаты. Исходя из методологии антропологии движения идей гуманитарной географии, формулируется стратегия развития фестивалей, созданных на базе Института. Мобильность жителя арктического города свидетельствует о его особом отношении к художественным событиям, что вносит в стратегию их проектирования нацеленность на процесс, а не на результат, определяет стремление к разномасштабности всех составляющих события и к его фиксации в материальных свидетельствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF ART AND HUMANITARIAN PROJECTS: RESULTS AND PLANS OF DEVELOPMENT OF THE YAMAL'S ARTISTIC ENVIRONMENT

The article examines the development conditions of the art environment of the capital of the Yamal-Nenets autonomous district in the first decades of the XXI century in the aspect of Arctic city cultural peculiarities. The relationship of existing processes in the visual and environmental arts and the activities of the autonomous non-profit organization “Institute of Art and Humanitarian Projects” are shown. The work of the Institute in 2015-2020, the work of the festival “The Week of Graphics and Design in the capital of Yamal” and its quantitative and qualitative results are described and analyzed. The development strategy of the festival created on basis of the Institute is formulated basing on the methodologies of anthropology of movements and cultural geography. The mobility of an inhabitant of an Arctic city indicates his special attitude to art events, which makes the design strategy to be orientated towards the process, not the result and determines the desire to embody the event in material evidence and to make the scale of all components of the event more diverse.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЯМАЛА»

УДК 7.079 Г. Г. Гурьянова

Научный центр изучения Арктики Салехард, Россия

ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ПРОЕКТОВ:

РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЯМАЛА

В статье рассматриваются условия развития художественной среды столицы Ямало-Ненецкого автономного округа в первые десятилетия XXI века в аспекте особенностей культуры арктического города. Показана взаимосвязь существующих процессов в изобразительном и средовом искусстве и деятельности автономной некоммерческой организации «Институт художественных и гуманитарных проектов». Описываются и анализируются работа Института за 2015-2020 годы, опыт фестиваля «Неделя графики и дизайна в столице Ямала», его количественные и качественные результаты. Исходя из методологии антропологии движения идей гуманитарной географии, формулируется стратегия развития фестивалей, созданных на базе Института. Мобильность жителя арктического города свидетельствует о его особом отношении к художественным событиям, что вносит в стратегию их проектирования нацеленность на процесс, а не на результат, определяет стремление к разномасштабности всех составляющих события и к его фиксации в материальных свидетельствах.

Ключевые слова: Салехард; север; арктический город; художественный фестиваль; проблемы развития искусства.

Безусловными ценностными константами, которые и в начале XXI века определяют жизнь человека на севере Сибири, являются природно-климатические условия и традиционный кочевой способ хозяйствования коренного населения. Суровость, мощь природы по-прежнему остается одной из важных примет Севера, хотя надвигающееся потепление и проблемы с экологией все

чаще говорят о грядущих переменах и задачах, которые необходимо решать и в этих направлениях. А самое большое в мире стадо северных оленей, выпасаемых в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, свидетельствует о значимости традиционных хозяйственных занятий для северян. На фоне этих констант добыча углеводородов видится явлением хоть и важным, но менее долговремен-

ным. Равно как и развитие городов. Самому старому городу округа - его столице - в 2020 году исполнилось 425 лет. Но статус города село Обдорск / поселок Салехард получили в 1938 году, а остальные города края были образованы в 1970-1980-х годах. Городской жизни округа еще нет и ста лет.

Город определяется не только формальным признаком его рождения (годом официального образования), количеством населения, но и качествами, свидетельствующими о проявлении у его жителей городского сознания. Среди этих признаков не последнее

место занимают присутствие и результативность активных художественных практик -выставок, наличие государственных и частных коллекций, взаимодействие участников художественной жизни: художников, кураторов, зрителей, работа художественных институций и пр. Конечно, эти арт-процессы не могут рассматриваться в качестве градообразующего элемента, но без их существования, широты и разнообразия образ города сегодня тоже не складывается. Другое дело, что северные/арктические города с их особенной историей и условиями развития не всегда соответствуют их южным аналогам и по своеобразию художественной жизни. Целью этой статьи служит выявление особенностей воздействия одной институции

Мастер-класс Ассоль Сас (Алматы, Казахстан) по авторской технике. 2018

- автономной некоммерческой организации «Институт художественных и гуманитарных проектов» (далее - ИХГП, Институт) -на художественную жизнь северного/арктического города с учетом его специфических свойств.

Сначала немного из истории создания этой организации. В 2010 году в Салехард из Санкт-Петербурга приехал Дмитрий Фролов, специалист в области молодежной политики, а также коллекционер исторических раритетов. В 2013 году он познакомился с творчеством эстонского мастера В. Н. Станишевского, а в декабре того же года организовал в выставочном зале Салехарда «Наследие» выставку его графики. С 2013 года Дмитрий начал осознанно формировать свою графическую коллекцию. С ноября 2014 года в Музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского (далее

- МВК) стали работать омичи - художник Сергей Баранов и искусствовед Галина Гурьянова. В декабре 2014 года на вернисаже выставки графики «Музыка. Из собрания Дмитрия Фролова» состоялось знакомство учредителей и сотрудников будущего Института, а также их сочаятеля, салехардского художника Андрея Вахрушева.

В июне 2015 года Галина Гурьянова прочла для сотрудников МВК цикл лекций «100 лет Черному квадрату» с целью изучения отклика и проверки своих возможностей работы с аудиторией неофитов. Летом 2015 года запланированная выставка графики на основе коллекции Д. Фролова решением собрания заинтересованной компании друзей (Андрей Вахрушев, Сергей Баранов, Галина Гурьянова, Дмитрий Фролов) была превращена в более сложное смысловое и визуальное высказывание. В результате в сентябре 2015 года состоялась выставка «Вокруг света», объединившая станковые работы и иллюстрации, созданные по мотивам книг, которые, в свою очередь, представили огромные пространства времени и территорий - от античности до современности почти на всех континентах. Чтобы активнее вовлечь в восприятие произведений

графики салехардского зрителя, была объявлена акция создания личных фотографий в местах бытия известных литературных героев или писателей и поэтов. Выставка этих фоторабот послужила частью итоговой экспозиции. Кроме этой акции и фотовыставки важным событием, организованным в это время, стал приезд эстонского графика В. Г. Станишевской с открытием ее персональной выставки «Воспоминание о Южном море», проведением творческой встречи, лекции и трех мастер-классов для всех желающих. После возвращения в Таллин художница на рубеже 2015 и 2016 годов по просьбе Дмитрия Фролова создала салехардский цикл в смешанной технике. Этот цикл впервые был показан в конце апреля 2016 года на ее персональной выставке «Воспоминание о северном городе» в Представительстве ЯНАО в Санкт-Петербурге.

В феврале 2016 года в МВК по инициативе Галины Гурьяновой стал реализовываться просветительский проект «Арт-субботник, или Искусство по шагам», который работает по сегодняшний день, пройдя уже 17 шагов по территории искусства (каждый «шаг» -это отдельный цикл из 10-12 полуторачасовых субботних бесед).

Стало понятно, что назрела потребность институализации таких инициатив. Результатом желаемой институции виделась свободная работа с идеями и проектами при помощи грантов, расширение возможностей художественной среды округа, прежде всего его столицы. Летом 2016 года С. Баранов и Г. Гурьянова учредили AHO «Институт художественных и гуманитарных проектов». Директором Института стал Д. Фролов.

Институт - не единственная организация, ставящая своей целью развитие художественной среды Салехарда. С середины 1970-х в окружном краеведческом музее, будущем МВК имени И. С. Шемановского, начала документироваться художественная коллекция. Активная выставочная работа с произведениями искусства, в том числе и салехардских художников, ведется здесь с начала 1990-х годов. Прекрасные художе-

«

Viv

ственные собрания сформированы в Музей-но-ресурсном центре Ноябрьска, Новоуренгойском музее изобразительных искусств. В 2007 году было образовано Ямальское отделение Союза художников России. Кроме музеев, заметной выставочной площадкой в 2000-е и 2010-е годы стал Окружной дом ремесел. Таким образом, в округе было и есть сообщество художников, были и есть институции, не только презентующие творчество современников, но и комплектующие художественные собрания. Чем же дополняет эти формы возникший Институт? Как общественная организация он более свободен в высказывании. Как институция, созданная специалистами, не столь долго проживающими на Севере, он стремится изучать и популяризировать именно искусство, а не край. В его наименовании, безусловно, существует также и отсылка к системе высшего образования (а с ней - и к исследовательской, и к продуманной просветительской деятельности), которая с 2010-х годов в столице округа была фактически упразднена.

Уже летом 2016 года, основываясь на опыте выставки «Вокруг света», был придуман ведущий на сегодняшний день проект Института - Международный фестиваль «Неделя графики и дизайна в столице Ямала». А в начале сентября 2016 года состоялся фестиваль, которому, с учетом событий осени 2015 года (две выставки, приезд художника,

Зрители на выставке «Современная классика. Олег Яхнин и ученики». 2017

проведение мастер-классов), был присвоен статус Второго. Подробная информация о работе трех первых фестивалей уже опубликована [3, 6]. В 2016 году открылись две выставки, а петербургский график О. Ю. Яхнин провел фестивальные творческие встречи и мастер-классы. В 2017 году в рамках Третьего фестиваля было открыто уже шесть стационарных выставок (пять в Салехарде, одна в Ноябрьске) и три передвижных (в Лабытнанги, Аксарке и Салехарде); силами приехавших мастеров из Санкт-Петербурга, Риги, Таллина и Бишкека проведено десять мастер-классов (в Салехарде, Лабытнанги, Харпе), три лекции, творческие встречи, авторские экскурсии и беседы.

Данные о последних годах работы фестиваля пока нигде не обобщены. В 2018 году прошел Четвертый Международный фестиваль, открывший одну, но грандиозную выставку «Искусство книги: от классики к комиксу». В ее рамках было создано несколько отдельных мини-экспозиций, естественным образом воспринимающихся как отдельно, так и целостно, в пределах общей темы: мини-персоналии Антона Ломаева, Михаила Гавричкова, Ассоль Сас, Вячеслава Люйко, Германа Метелева, Марины Ражевой, Марии Ильницкой, Андрея Вахрушева, Сергея Баранова, Юлии Никитиной. По традиции фестивальные дни включили мастер-классы (более десяти), творческие встречи, автор-

Частная турбаза на Полярном Урале,

декорированная участниками фестиваля «Страна оленья». 2020

ские экскурсии, лекции и беседы, устроенные как для всех желающих, так и для специализированных аудиторий учащихся ДШИ Салехарда, Лабытнанги, Харпа, общеобразовательных школ Салехарда и студентов Ямальского многопрофильного колледжа. Их провели художники из Санкт-Петербурга и Алматы.

В 2019 году, в марте, был инициирован новый международный проект «Страна оленья», объединивший мастеров из Омска, Екатеринбурга, Таллина, венгерского города Кестхей. Художники в течение недели работали в открытых мастерских, создавая образы страны мечты. Итогом стала одноименная выставка и передача работ в собрание МВК имени И. С. Шемановского. А «Неделя графики» в 2019 году была приурочена к Ночи искусств, и впервые ее работа сдвинулась с сентября на ноябрь. Пятый, юбилейный, фестиваль собрал самое большое число приехавших участников - девять человек из Санкт-Петербурга, Риги, Таллина, Алматы. Были открыты выставки «Всемирное тяготение», «Ненецкие сказки» и «Салехардский цикл», организовано 24 мастер-класса, три авторские лекции, несколько творческих встреч.

Шестой фестиваль «Неделя графики и дизайна в столице Ямала» было решено провести двумя сессиями - международной и российской. Международная открылась в мае 2020 года выставкой графики белорусских художников «Куб времени». Карантин перевел экспозицию в онлайн-формат. В течение первого полугодия шла активная подготовка второй, российской, части фестиваля, в этом году полностью посвященной комиксу. С января по июнь собирались произведения, затем шел их отбор, составлялся сборник, работало жюри. И в самом начале сентября 2020 года выставка-конкурс «Ямальский комикс» в рамках Шестого Международного фестиваля открылась. На фестивальные дни были приглашены члены жюри - мастера комикса из Санкт-Петербурга и Новосибирска, которые провели три творческие встречи и три мастер-класса. В

эти же дни прошел Второй международный фестиваль «Страна оленья», на который съехались российские авторы, представлявшие Новосибирск, Омск, Пермь. Художники из Венгрии в силу ограничений международных передвижений принимали участие заочно. Вновь работали открытые мастерские, художники исследовали территорию города и Приуральского района. В результате были созданы эскизы средовых объектов, часть -в материале.

В течение всех лет работы фестивалей неизменным партнером ИХГП и соорга-низатором событий выступал окружной музей - МВК имени И. С. Шемановского, вместе с муниципальными музеями предоставлявший финансы, площадки для экспозиций, техническое оборудование. В разные годы международную составляющую проектов обеспечивало партнерство ИХГП с Посольством Эстонии в Москве, Обществом дружбы «Дюссельдорф-Ямал», Офортной гильдией в Латвии.

В целом за время, прошедшее с открытия первой выставки в 2015 году, три сотрудника Института художественных и гуманитар-

ных проектов инициировали и реализовали шесть фестивалей «Неделя графики и дизайна в столице Ямала», на которые ежегодно приезжали мастера из России, Эстонии, Латвии, Казахстана и Киргизии; два фестиваля «Страна оленья», собиравших представителей художественного мира России, Эстонии и Венгрии; один фестиваль «Ямальский комикс». Заметим, что за эти годы не только увеличивались количественно и обогащались качественно фестивальные программы, но и произошло «разветвление» одного фестиваля на несколько. Появившись впервые в экспозиции крупной выставки Четвертой «Недели графики», комикс уверено заявил о своих возможностях работать как с современным искусством, так и с актуальной темой края. «Страна оленья» родилась как потребность в современном разновидо-вом и полисемантическом высказывании, в том числе и по поводу содержания Места при помощи средового искусства.

Среди итоговых цифр - количественных результатов деятельности Института художественных и гуманитарных проектов - перечислю следующие: за шесть лет

Инсталляция Юлии Герасимовой (Омск), участницы фестиваля «Страна оленья» на берегу Соби, Полярный Урал. 2020

существования Института три его сотрудника инициировали три разных фестиваля, общей сложностью - восемь событий. В рамках этих восьми мероприятий были проведены три художественные акции, выпущены в свет четыре иллюстрированных издания. Гостями фестивалей стали 12 художников из шести стран. Фестивальные выставки, общим числом 27, прошли в десяти городах и поселках ЯНАО; было проведено 13 творческих встреч, лекций и бесед, 40 мастер-классов для специалистов и всех желающих; на выставках были показаны работы 152 художников - графиков, фотографов. Коллекция графики МВК за 2015-2020 годы пополнилась на 55 экспонатов, фонды Музейного ресурсного центра Ноябрьска -на 63 предмета.

Можно еще привести цифры из официальных отчетов, за которыми скрывается общее количество посетителей этих мероприятий - жителей городов и населенных пунктов округа. Но количественные результаты не свидетельствуют о качественных изменениях среды.

Появляясь, Институт заявил своей целью активизацию и развитие художественной среды города и округа. Произошло ли это? Или хотя бы возникло ощущение такой возможности? Количественные итоги, казалось бы, говорят об этом, но самого главного -меняется ли человек, специалист и любитель искусства, - не выявляют. К качественным результатам причисляют «лайки» постов со-цсетей, освещающих события, увеличение числа просмотров сайта и музейных сетевых групп, положительные отзывы посетителей музеев и пр. Действительно, эти показатели могут демонстрировать возрастающий интерес зрителей или его отсутствие. По итогам качественных оценок деятельность ИХГП не может похвастать особенно впечатляющими цифрами, хотя постоянное анкетирование посетителей свидетельствует о появлении стабильной группы заинтересованных людей. Но за пять лет осознанной работы сотрудников Института все-таки не произошло заметных изменений в куль-

турной среде Ямала и его столицы. Проводимые мероприятия не активизировали профессионалов-художников, не оказали видимого влияния на систему профессионального и дополнительного образования. Трудозатратность фестивалей, отсутствие большого потока посетителей по-прежнему вызывают скептическое отношение к ним музейных сотрудников и равнодушное -учредителя окружного музея. То, что могло стать брендом Ямала и Салехарда, придавая Месту качество уникальности, остается рядовым, среди множества других, событием.

Осознав отсутствие «укоренения» мероприятий, создаваемых Институтом, организаторы решили не опускать руки, а проанализировать особенности Салехарда. В последние годы специалисты в области гуманитарной географии на основе глубинного и всестороннего изучения северного/ арктического города пришли к выводам о том, что, исходя из задач своего появления и дальнейшего развития, из обстоятельств бытования, такой город отличается от своих более южных аналогов прежде всего природными условиями (низкие температуры, длительность зимы, мерзлотность почв) и удаленностью от других городов, от центров цивилизации [4, с. 70]. Исследователи также заключили, что арктический город должен иметь другую структуру пространства, иные архитектурные особенности и даже конструкции средовых объектов (ажурность вместо монолитности). А особенности жизни в нем отражают и главное ее качество - подвижность, мобильность, при внешней «интерьерности», т.е. непро-явленной открытой городской жизни. Арктический город, его культуру необходимо изучать с позиций методологии антропологии движения, сформулированной А. В. Головневым [1, 2].

Методология антропологии движения позволяет увидеть, что мобильность являлась одним из важных принципов антропогенеза и развития человечества с древности. Она влияет на формирование его целей и ценностей и в настоящее время, несмотря на

то что человек глобального мира мобилен, прежде всего в виртуальном пространстве. На сегодняшний день сохранилось множество регионов, где физическая и ментальная подвижность существует, способствуя жизнестойкости многих традиционных культур, в том числе и ненецкой на севере Западной Сибири. Эти же регионы имеют дело с активным городским мобильным населением (вахтовики, мигранты, переселенцы из других городов, культурные и интеллектуальные номады). Исследователи призывают видеть в этой миграционной подвижности «предохранительный клапан, позволяющий арктическим городам чутко подстраиваться под изменения экономических условий, сравнительно легко набирать и терять население» [5, с. 170]. Особенность мировосприятия «подвижного северянина», вполне вероятно, должна находить свое отражение и в целях, и в результатах задумываемых культурных и в частности художественных проектов. Во всяком случае, об итогах этих проектов не следует вести речь с позиций людей, воспитанных стационарной городской средой, каковыми являются сотрудники Института.

«Пульсирующая миграционность» [5, с. 169] жителей арктических городов, стремление динамично освоить территорию с обязательной же потребностью ее покинуть формирует особый принцип реализации культурных проектов в таких местах. И если изучение горожанина арктического города, потенциального потребителя художественного события, еще впереди, то исследование самого события с позиции антропологии движения уже реально. «Антропология движения переносит внимание с итогов на начала - на истоки и мотивы» [2, с. 700]. Акцентирование внимания организаторов на мотивации создания события сопровождается особым состоянием. Состояние подвижности должно включать вместо нацеленности на результат - интерес к мотиву и процессу, вместо идеи углубления проекта - попытку расширить зону его воздействия, вместо ожидаемого «укоренения» - радость

движения. Обязательна материализация идеи, демонстрирующая ее развитие и распространение: укрупнение коллекций, появление печатных изданий и пр. Также важно стремление наполнить событие разномасштабными, контрастными составляющими (выставка - открытая мастерская; беседа для всех желающих - закрытая встреча со специалистами и пр.), создающими ощущение, аналогичное эффекту движения.

Таким образом, организаторы и сотрудники ИХГП решили не ждать результатов укоренения и рождения преемственности, соответствующих результативности событий в неарктических городах, а отнестись к работе фестивалей как к отражению ценности Места, своеобразному культурному кочевью, выстраивая стратегию работы Института исходя из этого принципа.

Решено отныне настраиваться на процесс, ощущение потока, осознание местных констант бытия. Среди планов: приобщение к потоку других участников-номадов, способных освоить ценности культурного движения и движения культуры в своем творчестве; замена стабильной преемственности яркостью события и созданием городской мифологии, фиксируемой в именах, произведениях, образах. Стало понятно, что многое из того, что уже реализовалось организаторами, интуитивно ими определялось именно как подвижная система: мотивация новых художников к участию в мероприятиях, развитие фестивального движения, использование технологий акционного искусства, стремление к передвижным выставочным проектам, создание материальных эквивалентов событий: ежегодно пополняемые музейные коллекции, выпуск раритетных изданий [6, 7, 8, 9], возникновение средовых объектов на околомузейной территории, декорирование экстерьера частной турбазы на Полярном Урале и создание арт-диалога с природной средой.

В этой связи, конечно, встает вопрос о пополнении культурного слоя территорий, где постоянен если не «день сурка», то волнообразное смывание прежнего новым.

I ТЕМА HOMEPA|

Духи-покровители, связанные с мировосприятием культур коренных народов, безусловно, столь же мобильны, что и носители этого мировосприятия. А как и где проживают «geniuses loci» арктических городов? Думаю, это тоже направление работы Института - исследование городской мифологии и использование результатов в своей практической деятельности.

Литература

1. Головнев, A.B. Антропология движения (древности Северной Азии). - Екатеринбург : УРО РАН ; «Волот», 2009. - 496 с.

2. Головнев, A.B. Антропология движения: историческая методология и гуманитарная технология // Вестник Российской академии наук. - Москва, 2011. - № 8. - Том 81. - С. 700-705.

3. Гурьянова, Г.Г. Международный фестиваль графики и дизайна в Салехарде // Красный проспект. Искусство Урала, Сибири, Дальнего Востока. Третья Новосибирская межрегиональная выставка. Том 4. Изобразительное искусство Сибири второй половины XX - начала XXI века и региональные художественные проекты : сборник статей / сост., ред. С. П. Голикова. - НРО ВТОО «Союз художников России». - Новосибирск, 2017. - С. 36-41.

4. Замятина, Н.Ю., Гончаров, Р.В. Арктическая урбанизация: феномен и сравнительный анализ // Вестник Московского университета. Серия 5: География. - Москва, 2020. - № 4. - С. 69-82.

5. Замятина, Н.Ю., Гончаров, Р.В. Феномен урбанизации в комплексном развитии Арктической зоны // Управление инновационным развитием арктической зоны Российской Федерации : сборник избранных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [14-16 сентября 2017 г., г. Северодвинск] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова ; [сост.: Е. Н. Богданова, И. Д. Нефедова]. - Архангельск : КИРА, 2017. - С. 167-172.

6. Неделя графики и дизайна в столице Ямала: Международный фестиваль». 2015-2017 : альбом-каталог / Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставоч-ный комплекс имени И. С. Шемановского», Автономная некоммерческая организация «Институт художественных и гуманитарных проектов» [сост. Г. Г. Гурьянова, Д. А. Фролова ; фото С. М. Баранова, М. В. Спирякова, В. Г. Станишевской, С. К. Ша-лупы]. - Салехард : МВК, 2018. - 104 с.: ил.

7. Ненецкие сказки. - Салехард : МВК, 2019. - 96 е.: ил.

8. Уникальная и печатная графика из собрания МВК имени И. С. Шемановского : презентационный альбом / Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямало-Ненецкий окружной музейно-вы-

ставочный комплекс имени И. С. Шемановского» / авт.-сост. Г. Г. Гурьянова; фото Л. В. Костинева. - Салехард : МВК, 2019. - 94 с.: ил.

9. Ямальский комикс : сборник графических рассказов о Ямале / Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского» / сост. : Г. Г. Гурьянова, Ю. В. Никитина. - Салехард : МВК; Омскбланкиздат, 2020. - 96 с. : ил.

Об авторе

Гурьянова Галина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Научный центр изучения Арктики», заведующая сектором культурной антропологии

E-mail: galvarf@mail.ru

INSTITUTE OF ART AND HUMANITARIAN PROJECTS: RESULTS AND PLANS OF DEVELOPMENT OF THE YAMAL'S ARTISTIC ENVIRONMENT

Guryanova Galina Gennalyenna

Candidate of historical sciences, associate professor, leading researcher and head of the Sector of cultural anthropology at the Arctic Research Center of the Ya-mal-Nenets autonomous district

Abstract: The article examines the development conditions of the art environment of the capital of the Yamal-Ne-nets autonomous district in the first decades of the XXI century in the aspect of Arctic city cultural peculiarities. The relationship of existing processes in the visual and environmental arts and the activities of the autonomous non-prof-it organization "Institute of Art and Humanitarian Projects" are shown. The work of the Institute in 2015-2020, the work of the festival "The Week of Graphics and Design in the capital of Yamal" and its quantitative and qualitative results are described and analyzed. The development strategy of the festival created on basis of the Institute is formulated basing on the methodologies of anthropology of movements and cultural geography. The mobility of an inhabitant of an Arctic city indicates his special attitude to art events, which makes the design strategy to be orientated towards the process, not the result and determines the desire to embody the event in material evidence and to make the scale of all components of the event more diverse.

Keywords: Salekhard; North; arctic city; art festival; problems of the development of art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.