Научная статья на тему 'ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ'

ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА / ТРАДИЦИЯ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ХУДОЖНИКИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА / GRAPHICS / TRADITION / MYTHOLOGICAL IMAGES / ARTISTS OF THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галеева Тамара Александровна, Копосова Любовь Валентиновна

В статье делается обзор выставки графики художников Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), состоявшейся в рамках IV Всероссийского биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» (2020). Отмечается формирование новой художественной традиции, вырастающей из соприкосновения этнического мироощущения народов Севера и современных форм и технологий графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FLOW OF LIFE

The article gives a review of the exhibition of graphic artists from the Yamalo-Nenets autonomous region, which is a part of the IV all-Russian Biennale-festival of graphic art "URAL-GRAFO", 2020. The author describes the formation of a new artistic tradition that has emerged from the reflection of the peoples of the North’s ethnic perception of modern forms and technologies of graphics.

Текст научной работы на тему «ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ»



УДК 76.03/09

Т. А. Галеева Л. В. Колосова

Уральский федеральный университет Екатеринбург, Россия

ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ

В статье делается обзор выставки графики художников Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), состоявшейся в рамках IV Всероссийского биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» (2020). Отмечается формирование новой художественной традиции, вырастающей из соприкосновения этнического мироощущения народов Севера и современных форм и технологий графики.

Ключевые слова: графика; традиция; мифологические образы; художники Ямало-Ненецкого автономного округа

Е. В. Зорина. Северные

мотивы. №2. 2019. Тонированная бумага, гуашь. 29,5x42

Собственность автора

Камерная, тихая выставка одиннадцати художников из пяти городов автономного округа в рамках IV Всероссийского фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» представила некий срез графического искусства Ямало-Ненецкого округа.

Изобразительное искусство Ямала своими корнями уходит в традиционное народное и декоративно-прикладное искусство, создававшееся северными народами (ненцами, хантами, селькупами, коми-зырянами): изготовление одежды и аксессуаров из сукна, меха и кожи, украшение ее вышивкой, бисером, декоративная резьба по кости, дереву, бересте. С давних пор в северных декоративных изделиях присутствовал несложный геометрический орнамент, наполненный глубинной шаманской символикой. В миниатюрной скульптуре и украшениях из моржовой кости ярко выражались пластические характеристики - особая плотность коренастой формы, округлые, обнимающие

ее контурные силуэты. Рождавшиеся из пространственной протяжённости тундры формы и линии воплощали эмоциональные и духовные отношения человека и природы, состояние особой подвижности северных народов, постоянно находящихся в передвижениях, своеобразной сезонной миграции.

Профессиональное изобразительное искусство появляется на Ямале поздно, только во второй половине XX века [1]. Оно привнесено, как правило, приезжими мастерами, которые художественно осваивали Север с 1960-х годов и одновременно внедряли виды и техники фигуративной живописи и графики в кружках, студиях, детских художественных школах. Ямал с его своеобразной культурой стал благодатной почвой для мастеров изобразительного искусства, искавших ответы на вопросы о мире, гармонии, народности, преемственности, жизни и смерти. Излюбленными сюжетами в их

творчестве стали люди, предметы, сцены быта и праздников северных коренных народов, привлекающих как своей «живучестью», так и семантической сложностью, уходящей в глубину столетий.

Современные формы изобразительного искусства активно развиваются в Салехарде и других городах округа: ежегодно проходит окружная выставка современного изобразительного искусства «Арт-Ямал», проводятся большие международные фестивали - «Неделя графики и дизайна в столице Ямала», фестиваль граффити «Культурная оборона», на которые приезжают мастера из разных российских городов. Хотя до сих пор в округе нет высшего учебного заведения для подготовки художников в сфере станкового творчества, здесь, наконец, сложилось свое отделение Союза художников России. Его члены и составили основу выставки графики Ямало-Ненецкого округа в рамках фестиваля «УРАЛ-ГРАФО».

Характерно, что некоторые участники нынешней выставки пришли в графику именно

через декоративно-прикладное творчество, народные промыслы, что так характерно для культур, опирающихся на традиционное народное искусство, использующих орнаментальные этнические мотивы. Родившиеся в Украине, Казахстане, Сибири и на Урале, они выросли в различных художественных сообществах, получили академическую подготовку в разных учебных заведениях России, но, обосновавшись на Крайнем Севере, создают произведения с очень личным ощущением места, которое стало им родным, а вовсе не «краем земли» (так переводится «я мал» с ненецкого).

Так, Андрей Вахрушев, закончивший художественно-графический факультет Ниж-не-Тагильского педагогического института (учился у склонного к субъективно-личностным рефлексиям в графике и фотографии Владимира Антония), давно сложился как творческая индивидуальность. Он мастерски владеет графическим языком, экспрессивными и фактурными возможностями рисунка, находит современные формы во-

А. А. Вахрушев. Илибя Пэртя. Хозяин всех оленей. 2020. Смешанная техника. 42x60

Собственность автора

И. В. Любомская. Хабыт-нямдт. 2020. Смешанная техника. 52x72

Собственность автора

площения мироощущения северных народов. В работах А. Вахрушева действуют духи-покровители окружающей природы: хранитель оленьих стад Илибя Пэртя («Хозяин всех оленей», 2020), «Хозяин глубин» («Камлание», 2020), гигантская птица Мин-лей с семью парами железных крыльев, которыми она порождает ветер («Минлей», 2020). На небольших листах воссоздается символическая вселенная древних ненцев с тремя уровнями (небесным, земным и подземным), населенными мифологическими обитателями. Графические образы А. Вахрушева отражают личностное, отнюдь не этнографическое восприятие древних традиций, острое чувство красоты и неповторимости северного мира природы и человека. Возглавляя молодую региональную Ямало-Ненецкую организацию Союза художников России (ей всего 10 лет), мастер ведет активную общественную деятельность по сохранению и актуализации этнического искус-

ства Севера, развитию современных форм изобразительного искусства.

Древние мифологические образы закономерно возникают и у других ямальских художников, бережно относящихся к традиционной культуре ненцев, хантов, манси. Так, мотив мирового древа в акварели Михаила Канева «Медный гусь» (2020) восходит к местному этническому декоративно-прикладному искусству (резьба по дереву и кости, которой и сам художник владеет), с его простотой и наивностью форм, опирается на региональные мифо-поэтические образы (Медный Гусь почитался у ненцев духом-покровителем семьи).

В работах ямальских графиков находит отражение не только легендарное прошлое, но и современная повседневная жизнь северного края. В гуашевых композициях Екатерины Орловой («Движение жизни», 2019) и Елены Зориной (серия «Северные мотивы», 2019) визуальные знаки национального духа облечены в традиционную форму на-

В. П. Краснобо-родкин. Хохловка. Осенний денёк. 2019. Бумага, акварель. 50x70

Собственность автора

тюрморта, где фактурность мазка (хотя речь идет о графике!) передает стихию движения, внутреннюю эмоцию женского домашнего мира.

В работах Светланы Пашкиной авторская техника печати порождает сложное сочетание фактур и тонкие переходы мягких охристо-голубовато-серых оттенков. Характерные признаки северного кочевого быта - стойбища, олени, меховые шубы-малицы, комары («Комариный бунт», 2020; «Пролетая над стойбищем», 2020; «Февральская метель», 2020) - теряют свою материальную осязательность, обретают качество странного соединения реального и мифологического миров, неразъемность которых столь характерна для традиционных культур.

Двухцветные линогравюры Светланы Кругловой с их четкой ритмикой линий и декоративными контрастами пятен тонко и деликатно интерпретируют северные орнаментальные мотивы, символически обозначающие традиционные семейные ценности («Ямальский уют», 2020).

Особую интонацию выставке придает преобладающее использование материалов мягких, уютных по тактильным ощущениям. Часто это обычный графитный карандаш, но не в холодной академической ипостаси, а с лихим штрихом или растушевкой (А. Вахру-шев). В разных проявлениях предстает классическая пастель, делающая бархатистые переходы тонов даже в чисто орнаментальном, казалось бы, мотиве, основанном на графической интерпретации традиционного элемента «оленьи рога» («Хабыт-нямдт» И. Любомской, 2020).

Художники Ямала часто используют сугубо реалистическую трактовку мотивов и образов, в которой опираются на натурные впечатления. В пастелях В. Чалого («Ямальский натюрморт», «Род Айваседа - ненцы») узнаваемые предметные формы и конкретная портретная модель сближены и обобщены в границах общего теплого охристо-коричневого колорита. Василий Крас-нобородкин точно передает поэтический тихий облик уральских деревянных ансамблей, превратившихся в музейные комплексы

Е. С. Орлова. Движение жизни. 2019. Бумага, гуашь. 68x98

Собственность автора

(«Хохловка. Осенний денёк», 2019). Андрей Сахненко воссоздает виды старинных посадов Севера, сочетающих городское деревянное зодчество и традиционное жилище кочевых народов - чумы («Давным-давно», 2020). Масляная пастель с ее сочным цветом и возможностями создания выразительной фактуры раскрывает свои эффекты в работах Ирины Падалкиной («В ожидании лета», 2019) и Александра Матвеева («Осенний вечер», 2020).

Выставка оставляет впечатления неспешного, но уверенного движения, формирования новой художественной традиции, вырастающей из соприкосновения этнического мироощущения народов Севера и современных форм и технологий графики.

Литература

1. Лебедева, А. В. Изобразительное искусство обских угров : дис. ... канд. искусствоведения. -Барнаул, 2011. - URL: hllps://www.dissercal.com/ content/lzobrazitelnoe-iskusstvo-obskikh-ugrov

Об авторах

Галеева Тамара Александровна - кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой истории искусств

и музееведения Уральского федерального университета

E-mail: tgaleeva@mail.ru

Копосова Любовь Валентиновна - магистр искусствоведения, ведущий художник Центра современной культуры Уральского федерального университе-

E-mail: dobryvecher@mail.ru

THE FLOW OF LIFE Galeeva Tamara Aleksandrovna

Candidate of arts, head of the Department of art history and museology in the Ural Federal University

Koposova Lyubov Valentinovna

Master of arts, leading artist of the Center for contemporary culture in the Ural Federal University

Abstract: The article gives a review of the exhibition of graphic artists from the Yamalo-Nenets autonomous region, which is a part of the 1V all-Russian Biennale-festival of graphic art "URAL-GRAFO", 2020. The author describes the formation of a new artistic tradition that has emerged from the reflection of the peoples of the North's ethnic perception of modern forms and technologies of graphics.

Keywords: graphics; tradition; mythological images; artists of the Yamalo-Nenets autonomous region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.