Научная статья на тему 'Институт гражданства в системе международного гуманитарного права'

Институт гражданства в системе международного гуманитарного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
947
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРАВО / ГРАЖДАНИН / АКТ / ГОСУДАРСТВО / NATIONALITY / RUSSIAN FEDERATION / LAW / CITIZEN / ACT / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саядян М.М., Жилкова А.Н., Янькова Е.Ю., Еремеева Т.С.

В статье анализируются порядок и способы приобретения гражданства, а также значение института гражданства в рамках международного гуманитарного права. Представлен упрощенный порядок приобретения гражданства и двойное гражданство в Российской Федерации. Авторами статьи рассмотрена система принципов, регулирующих вопросы гражданства.This article presents the procedures and methods of acquiring citizenship under international humanitarian law. A simplified procedure for acquiring citizenship and dual citizenship in the Russian Federation is also presented. The system of principles governing the issues of citizenship was reviewed by authors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт гражданства в системе международного гуманитарного права»

19. Середнев, В.А., Егутов, A.B. Отрицательное воздействие западного либерального мировоззрения на уголовное судопроизводство России, на примере протестантских воззрения И. Канта и Г. Гегеля // Отечественная юриспруденция. - 2016 - № 12 (14) - С. 46-56.

20. Середнев, В.А. К вопросу противостояния: идеология «прав человека» против идеологии «прав гражданина» // Философия права,- 2017,- № 4 (83).- С, 70-73.

21. Середнев, В.А. О необходимости денонсации культурно-аксиологического расизма в отношении России, на примере понятия «прав человека» (этносоциологический аспект с позиции философии консервативного традиционализма) // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статьей VIII Междунар. научно-практ. конф. / под общ. ред. Г.Ю. Гуляева - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение»,- 2017,-С, 288- 296.

22. Середнев, В.А. Использование идей Карла Шмитта и Алена де Бенуа в механизме обеспечения национальной безопасности России и борьбы с терроризмом средствами уголовного процесса // Право и национальная безопасность.-2018.-№ 1.— С. 19-30.

23. Соколовская, Н.С. Некоторые вопросы деятельности суда по отправлению правосудия // Правовые проблемы укрепления российской государственности.- Ч. 10: Проблемы уголовного процесса в свете нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: сб. статей / под ред. Ю.К. Якимовича,- Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. - С. 56-60.

24. Указ Президента РФ от 6.07.1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации»//СЗ РФ. - 1995.-№ 28. - Ст. 2642.

УДК 341

М.М. Саядян, А.Н. Жилкова, Е.Ю. Янькова, Т.С. Еремеева

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

В статье анализируются порядок и способы приобретения гражданства, а также значение института гражданства в рамках международного гуманитарного права. Представлен упрощенный порядок приобретения гражданства и двойное гражданство в Российской Федерации. Авторами статьи рассмотрена система принципов, регулирующих вопросы гражданства.

Ключевые слова: гражданство, Российская Федерация, право, гражданин, акт, государство.

THE PROCESS AND MEANS OF OBTAIN NATIONALITY WITHIN INTERNATIONAL

HUMANITARIAN LAW

This article presents the procedures and methods of acquiring citizenship under international humanitarian law. A simplified procedure for acquiring citizenship and dual citizenship in the Russian Federation is also presented. The system of principles governing the issues of citizenship was reviewed by authors.

Key words: nationality, Russian Federation, law, citizen, act, state.

Гражданство как социально-правовой институт закономерно относится к первую очередь к сфере внутригосударственных интересов и учитывает национальную специфику, традиции и приоритеты государственного строительства. Институт гражданства непосредственно связан с проблематикой обеспечения государственного суверенитета и представляет собой один из его существенных

признаков. Следуя этому, государство берет на себя обязательство выступать гарантом защиты прав и законных интересов своих граждан - причем как во внутренней, так и во внешнеполитической деятельности [7].

Подтвержденные нормативными актами права и обязанности государства, осуществление которых может оказать значительное влияние на социальный и правовой статус отдельных индивидов, также в первую очередь связаны с их гражданской принадлежностью, вследствие чего, например, гражданин имеет возможность и законное право воспользоваться преимуществами, вытекающими из международно-правовых документов, через государство своей гражданской принадлежности в качестве гражданина.

Обращаясь к историческим особенностям формирования международно-правовых обычаев и норм, можно сделать вывод, что значимые события в международной и национальной истории так или иначе затрагивают проблемы, связанные с существованием института гражданства (социальные революции, возникновение новых государств в результате национально-освободительной борьбы, изменение государственных границ и т.п.). Также следует учитывать, что серьезные затруднения в дальнейшем развитии этого института и реализации права отдельного человека на гражданство могут вызывать последствия существования противоречий (коллизий) международных и национальных нормативно-правовых документов. Поэтому стоит разобраться с понятием «гражданство».

Гражданство - это правовой статус, правовое состояние лица по отношению к его государству, с которым человек имеет устойчивую политическую и правовую связь в виде совокупности своих взаимных прав и обязанностей [3] (рис. 1).

Одно из суверенных прав государства

ГРАЖДАНСТВО

Гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства; неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случае вооруженных конфликтов и войн.

Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь индивидов с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности.

Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (без гражданства, иностранное гражданство) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей.

Гражданство означает совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства, - с другой. Нормы этого института устанавливают: 1) круг лиц, признаваемых гражданами; 2) основания и порядок приобретения и прекращения гражданства; двойное и множественное гражданство; 3) порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

Рис. 1. Три аспекта сущности гражданства.

Международное право гарантирует каждому индивиду определенные права в области приобретения и пользования гражданством. Так, Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.) в ст. 15 оговорено следующее положение: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Также определенным образом право на гражданство подтверждается и ст. 9 Конвенции о сокращении безграждан-ства (1961 г.): «Договаривающееся государство не должно лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям» [1].

В международном праве сложилась система принципов, регулирующих порядок и способы приобретения гражданства, а также определяющих правовой статус лиц без гражданства (рис. 2).

Вопросы гражданства не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной . принадлежности .

Гражданин не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его

Гражданство России является единым и равным независимо от оснований его приобретения

г Л

Принципы гражданства РФ согласно ст. 4 Закона о гражданстве

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству

Российская Федерация поощряет приобретение

гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории России

Наличие у лица гражданства РФ, либо

факт наличия в прошлом гражданства СССР определяется на основании законов РФ, РСФСР, СССР, международных договоров

Проживание гражданина РФ за пределами страны не прекращает его гражданства Российской Федерации

Рис. 2. Принципы гражданства.

Эти принципы нашли отражение во многих международных нормативно-правовых актах, в том числе в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (с изм. и доп.) [6].

Существует ряд оснований для приобретения гражданства (рис. 3), каждое из которых раскрывает общий или исключительный порядок приобретения или смены гражданской принадлежности. Российской законодательство принимает международные нормы, предусматривая обе процедуры [5].

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства считается филиация - приобретение гражданства по факту рождения. Другой популярный вариант - натурачизация - предполагает вступление в гражданство лица по желанию. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья, определенный экономический статус и т.д.).

В ряде стран (Доминика, Антигуа и др.) можно получить гражданство при покупке недвижимости или инвестиции в экономику страны [4].

В большинстве стран гражданство можно получить в упрощенном порядке. Рассмотрим такой порядок на примере Российской Федерации. Упрощенный порядок приобретения гражданства России - порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства органами внутренних дел РФ, а также дипломатическими и консульскими учреждениями за рубежом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших восемнадцати лет, обладающих дееспособностью, на которых распространяются льготные условия.

Помимо упрощенного порядка, в практике Российской Федерации предусматривается двойное гражданство, означающее наличие у лица одновременно гражданства двух или более государств.

Позиция России в отношении двойного гражданства определяется ст. 62 Конституции Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. [2].

Рис. 3. Основания и способы приобретения гражданства.

В соответствии с этими положениями Российская Федерация не исключает двойного гражданства, но в любых юридически-правовых вопросах считает человека с двойным гражданством только гражданином РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что институт гражданства является неотъемлемой частью правовой системы конкретного государства. Следуя положениям международных норм, государство самостоятельно определяет порядок и условия принятия индивидов в свое гражданство, оговаривая юридические границы. Сохраняется традиция взаимного признания норм, регламентирующих вопросы гражданства, опираясь в первую очередь на международно-правовой обычай, а также сложившуюся национальную практику. Сохранение института гражданства в международном праве позволяет государствам реализовывать свою обязанность, а гражданам - получать право защиты законных интересов как во внутригосударственных делах, так и в международных отношени-

1. Бояре, Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М.: Просвещение, 1986.

2. Варлен, М.В. Гражданство. Россия и СНГ. - М.: Право, 2010. - Режим доступа: https://lib.sale/ rossii-pravo-konstitutsionnoe/grajdanstvo-rossiya-snguch-prakt-pos-328s.html

3. Гражданство в международном праве. - Режим доступа: http://bukvi.ru/pravo/megdunarodnaya/grazhdan-stvo-v-mezhdunarodnom-prave. html

4. Гражданство. - Режим доступа: https://washington.mid.ru/ru/consular-services/citizens-russia/citizenship/

5. Гражданство: право или обязанность: Сайт о миграции в РФ. - Режим доступа: https://100migrantov.ru/ grazhdanstvo/obshhaya-informaciya-grazhdanstvo/chto-takoe-grazhdanstvo.html

6. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

7. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке // ФЗ-62 от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Режим доступа: http://bukvi.ru/pravo/megdunarodnaya/grazhdanstvo-v-mezhdu-narodnom-prave.html

8. Халилов, Т.А. Гражданство как социально-политическая практика: актуальные модели // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanstvo-kak-sotsialno-politicheskaya-praktika-aktualnye-modeli-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.