Научная статья на тему 'Институт ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам,поставленным Государственной Думой'

Институт ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам,поставленным Государственной Думой Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1017
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / ПАРЛАМЕНТСКИЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ / ANNUAL REPORT OF GOVERNMENT / STATE DUMA / PARLIAMENTARY CONTROL / PARLIAMENTARY VOTE OF NO CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галуева Вероника Олеговна

В статье рассматриваются некоторые дискуссионные вопросы ежегодного отчета Правительства России перед Государственной Думой как института конституционного права, играющего значимую роль в обеспечении контрольной функции парламента, высказываются предложения по его оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Галуева Вероника Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of the annual report of the Government of the Russian Federation about results of its activity, including on the questions put by the State Duma

In the article they are considered some debating points annual report of Government of Russia before State Duma how institute of constitutional law, playing meant role in provision of control function of parliament, offers are stated on its optimization.

Текст научной работы на тему «Институт ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам,поставленным Государственной Думой»

Галуева Вероника Олеговна

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Горского государственного аграрного университета

(г. Владикавказ) (тел.: 88672532304)

Институт ежегодного отчета Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным

Государственной Думой

В статье рассматриваются некоторые дискуссионные вопросы ежегодного отчета Правительства России перед Государственной Думой как института конституционного права, играющего значимую роль в обеспечении контрольной функции парламента, высказываются предложения по его оптимизации.

Ключевые слова: ежегодный отчет Правительства, Государственная Дума, парламентский контроль, парламентский вотум недоверия.

V.O. Galuyeva, Teacher of chair of the theory and history of the state and right of Mountain state agrarian university (Vladikavkaz); tel.: 88672532304.

Institute of the annual report of the Government of the Russian Federation about results of its activity, including on the questions put by the State Duma

In the article they are considered some debating points annual report of Government of Russia before State Duma how institute of constitutional law, playing meant role in provision of control function of parliament, offers are stated on its optimization.

Key words: Annual report of Government, State Duma, parliamentary control, parliamentary vote of no confidence.

нститут ежегодного отчета Пра-

ИЩ вительства РФ перед Государственной Думой Федерального Собрания РФ был инициирован Президентом России в качестве средства усиления парламентского контроля над исполнительной властью. В ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию РФ 2008 г. этот институт предлагался в контексте контрольной функции Государственной Думы в отношении Правительства РФ.

В Конституции РФ в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" к ведению Государственной Думы было отнесено: "заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о ре-

зультатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ); к полномочиям Правительства РФ было отнесено: "предоставляет Государственной Думе ежегодный отчет о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой" (п. "а" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Предметом отчета Правительства РФ, предусмотренного п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, являются результаты деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Таким образом, содержание отчетов Правительства увязано с его деятельностью, что вызывает необходимость определения общего содержания правительственной деятельности как предмета отчета. Очевидно, что парламентский контроль над Правительством, формой которого

87

правительственный отчет выступает, должен осуществляться в пределах правительственной компетенции, имеющей законодательные пределы. Правительство не может отчитываться по вопросам, не относящимся к ведению этого органа.

Проблема, однако, состоит в том, что компетенция Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти является достаточно протяженной и не всегда конкретной, что вытекает из специфики этого органа, реализующего государственную политику в целом. Согласно Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации (ст. 13), что объясняет наличие у Правительства масштабной многосторонней компетенции.

Традиционно основной сферой правительственной деятельности считается социально-экономическая. В то же время деятельность федерального Правительства не ограничивается только социально-экономической сферой. Вопросы, скажем, обороны и безопасности также входят в правительственное ведение. Примечательно в этом отношении, что в отчете Правительства РФ о результатах своей деятельности, представленном Государственной Думе 6 апреля 2009 г., было сказано, что важнейшей конституционной обязанностью Правительства является обеспечение обороноспособности страны и безопасности ее граждан [1].

И все же в содержании отчетов Правительства РФ в Государственной Думе преобладают вопросы социально-экономического порядка, что вытекает из природы Правительства как органа, преимущественно, социально-экономического управления.

Законодательство не ограничивает содержание и параметры правительственных отчетов, кроме общего указания на результаты правительственной деятельности, что оставляет Правительству широкое поле в формулировании своих докладов. В то же время отчеты Правительства содержательно привязаны к социально-экономической ситуации в стране, вытекают из текущих и конкретных проблем экономического развития.

В отчетах Правительства РФ в Государственной Думе всегда можно выделить ключевые положения, перечень наиболее востребованных задач, определяющих основные векторы отчета. Так, в отчете Правительства за 2008 г. были выделены следующие приоритеты правительственной деятельности - выполнение обязательств перед гражданами; активизация внутреннего спроса, поддержка отечественных производителей; стимулирование инноваций и струк-

турная перестройка реального сектора; построение мощной финансовой системы, "на которую можно надёжно опереться, развивая национальную экономику"; обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов к российской бюджетной системе.

Полноте правительственных отчетов немало способствует сложившийся режим консультаций Председателя Правительства РФ с руководством Государственной Думой и думскими фракциями непосредственно перед представлением отчета, что, безусловно, сказываются на содержании отчетов. Выступая с отчетом Правительства за 2010 г. Председатель Правительства сообщил о консультациях со всеми фракциями Государственной Думы в ходе подготовки к отчету, где "были подняты вопросы, на которые мы стремились дать ответы и в сегодняшнем выступлении (когда я говорю "мы", имею в виду всё Правительство Российской Федерации)" [2]. Нам представляется, что обязательность подобных консультаций должна быть отражена в Регламенте Государственной Думы.

Важно отметить, что отчеты Правительства в Государственной Думе содержательно увязаны с вопросами, поставленными Государственной Думой. Предметом отчета Правительства РФ, предусмотренного п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, являются результаты деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Возникает вопрос: по каким параметрам должно отчитываться Правительство России, а Государственная Дума - оценивать содержание правительственных отчетов? Определенным критерием, конечно, могут служить вопросы, поставленные Государственной Думой Правительству РФ. В то же время вопросы, поставленные Государственной Думой Правительству, носят частный и разрозненный характер, ответы на которые могут быть самыми произвольными.

Очевидно, критерием оценки правительственных отчетов в парламенте должны выступать какие-либо официальные акты или документы, определяющие содержание правительственной деятельности.

Определенные ответы на эти вопросы присутствуют в самих правительственных отчетах. Так, в отчете Правительства за 2008 г. Председатель Правительства В.В. Путин заявил следующее: "Уважаемые коллеги, действующий кабинет сформирован почти год назад, в мае 2008 года. В этом зале я изложил нашу программу, на её базе были приняты концепция долгосрочного развития России до 2020 года, так называемая программа-2020, и план работы правительства до

88

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2012 № 3 (40)

2012 года". При изложении отчета Правительства РФ за 2010 г. В.В. Путин заявил, что "практически ровно три года назад в этом зале мы изложили вам программу нового Правительства России".

Таким образом, по мнению Председателя Правительства РФ, базовым актом, определяющим параметры правительственной деятельности, является т.н. программа вновь сформированного Правительства. Проблема, однако, в том, что новоиспеченное Правительство РФ не формулирует и не представляет Государственной Думе какую-либо конкретную программу своей деятельности, которая была бы для Правительства руководящей и обязательной.

В приведенных высказываниях главы Правительства речь, судя по всему, идет о программе основных направлений деятельности будущего Правительства, которую Государственной Думе представляет (а по существу излагает) кандидат на должность Председателя Правительства РФ согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 145).

Действительно, программа основных направлений деятельности Правительства РФ, которую 8 мая 2008 г. представил Государственной Думе кандидат на должность Председателя Правительства В.В. Путин, содержала развернутую перспективу правительственной деятельности, определяющую основные векторы ее развития. На этом заседании Госдумы будущим премьером было заявлено стремление "достаточно подробно изложить видение работы Правительства на ближайшее время" [3].

Законодательство, однако, не содержит никакого формата подобной программы, что допускает ее представление в совершенно произвольном виде. Подобную программу, во всяком случае, нельзя полагать официальной программой Правительства, поскольку с этой программой выступает не Председатель Правительства, а лишь соискатель этого звания, которого Государственная Дума может отвергнуть (и соответственно его программу). Это скорее программное заявление, которое приобретет официальный характер лишь в случае роспуска Государственной Думы и назначения Председателя Правительства Президентом РФ в порядке части 4 статьи 111 Конституции РФ, то есть в случае экстраординарном. Во всяком случае, эта программа не является официальным документом, правительственным актом, обязывающим Правительство к определенному поведению, что лишает ее предмета отчета.

Преимущество ее, однако, в том, что она косвенно утверждается Государственной Думой, дающей согласие на назначение премьера, представившего эту программу.

Надежным критерием оценки итогов правительственной деятельности могла бы служить программа (или план) деятельности, представляемая Правительством РФ после своего формирования Государственной Думе, содержащая конкретные сводные показатели правительственной деятельности на среднесрочную перспективу.

Утверждение подобной программы (плана) Государственной Думой могло бы стать своеобразным вотумом парламентского доверия Правительству, как залога его успешной деятельности, своего рода запросом инвеституры, свойственной западному парламентаризму. Заметим, что в зарубежных странах отклонение правительственной программы приравнивается к вотуму парламентского недоверия, что заставляет правительство соизмерять эту программу интересами парламента.

В принципе сочетание правительственной программы с парламентским доверием не противоречило бы конституционному взаимоотношению ветвей государственной власти в России.

Это заставит и Государственную Думу проявлять объективность в оценке правительственного отчета, отклонение которого может привести к роспуску Государственной Думы.

1. Официальный сайт Государственной Думы: Стенограмма заседания 06 апреля 2009 г., N 84 (1057)//http://transcript.duma.gov.ru/node/ 363/

2. Официальный сайт Государственной Думы: Стенограммы заседаний от 20 апреля 2011 г. //http://transcript.duma.gov.ru/node/3423/

3. Официальный сайт Государственной Думы: Стенограмма заседания 8 мая 2008 г. // http://transcript.duma.gov.ru/node/544/

1. Official site of the State Duma: Meeting shorthand report on April 06, 2009, № 84 (1057)// http://transcript.duma.gov.ru/node/363/

2. Official site of the State Duma: Shorthand reports of meetings from April 20, 2011//http:// transcript. duma. gov.ru/node/3423/

3. Official site of the State Duma: Meeting shorthand report on May 8, 2008//http:// transcript. duma. gov. ru/node/544/

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.