Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ'

ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ АУКЦИОН / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ / ELECTRONIC TENDER / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / ELECTRONI TY SALE / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INSOLVENCY / БАНКРОТСТВО / BANKRUPTCY / ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красуля (Шикалова) Екатерина Владимировна

Данная статья посвящена правовому институту электронных торгов в современном российском праве. Проанализированы особенности подходов к пониманию сущности электронных торгов законодателя и юридической доктрины. Отдельным вопросом рассмотрены основные случаи использования электронных торгов, а также выделены несколько критериев их классификации. Статья будет полезна как для государственных служащих, контролирующих проведение торгов в сферах государственного заказа и реализации имущества должников в рамках исполнительного производства, так и для арбитражных управляющих, осуществляющих проведение торгов в рамках дел о несостоятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF ELECTRONIC TENDER IN MODERN RUSSIAN LAW

This article is devoted to the legal institute of electronic trading in modern Russian law. The features of approaches to understanding the essence of electronic trading of the legislator and legal doctrine are analyzed. A separate issue is considered the main cases of the use of electronic trading, as well as several criteria for their classification. The article will be useful for civil servants controlling bidding in the fields of public order and realization of property of debtors under enforcement proceedings and bankruptcy Trustees, performing the bidding in the framework of insolvency proceedings

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ»

УДК - 347 КРАСУЛЯ (ШИКАЛОВА) Екатерина Владимировна,

ББК - 67.404 e-mail: ekatena.shikalova@mail.ru

12.00.03 — гражданское право; семейное право; предпринимательское право;

международное частное право

ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Аннотация. Данная статья посвящена правовому институту электронных торгов в современном российском праве. Проанализированы особенности подходов к пониманию сущности электронных торгов законодателя и юридической доктрины. Отдельным вопросом рассмотрены основные случаи использования электронных торгов, а также выделены несколько критериев их классификации. Статья будет полезна как для государственных служащих, контролирующих проведение торгов в сферах государственного заказа и реализации имущества должников в рамках исполнительного производства, так и для арбитражных управляющих, осуществляющих проведение торгов в рамках дел о несостоятельности.

Ключевые слова: электронные торги, электронный аукцион, контрактная система, государственные закупки, реализация имущества, исполнительное производство, несостоятельность, банкротство.

KRASULYA (SHIKALOVA) Ekaterina Vladimirovna

INSTITUTE OF ELECTRONIC TENDER IN MODERN RUSSIAN LAW

Abstract. This article is devoted to the legal institute of electronic trading in modern Russian law. The features of approaches to understanding the essence of electronic trading of the legislator and legal doctrine are analyzed. A separate issue is considered the main cases of the use of electronic trading, as well as several criteria for their classification. The article will be useful for civil servants controlling bidding in the fields of public order and realization of property of debtors under enforcement proceedings and bankruptcy Trustees, performing the bidding in the framework of insolvency proceedings.

Key words: electronic tender, electronic auction, contract system, public procurement, property sale, enforcement, insolvency, bankruptcy.

В настоящее время электронные торги как способ приобретения и реализации имущества довольно широко распространен в России: так, согласно статистическим данным, представленным на официальном сайте Союза операторов электронных площадок, в 2017 г. было проведено 819 455 различных электронных торгов [12]. Однако, несмотря на указанное обстоятельство, отечественный законодатель не дает единообразного, легального определения правовой дефиниции «электронные торги», что обусловлено спецификой проведения электронных торгов в сфере государственных и муниципальных закупок, в рамках дел о банкротстве, а также в рамках исполнительного производства [4].

Институт электронных торгов является новеллой российского гражданского законодательства, впервые получившей свое легальное закрепление в положениях Федерального закона

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» путем включения в его текст в 2009 г. главы 3.1. под наименованием «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» [13].

Спустя несколько лет отечественный законодатель расширил сферу применения института электронных торгов, закрепив его в качестве одного из основных способов перераспределения имущества неплатежеспособных субъектов, включив соответствующие положения в тексты Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [14] и Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [15].

Легальное определение закреплено в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [16], в соответствии с ч. 1 ст. 59 которого под аукционом в электронной форме (электронными торгами) понимается аукцион, при котором информацию о закупке заказчик сообщает неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Данное определение довольно полное и точное для понимания положений указанного Федерального закона, однако не способно отразить сущность института электронных торгов по реализации имущества неплатежеспособных субъектов, то есть не является системным, комплексным и всесторонним.

При этом Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в своих положениях не раскрывает определения понятия «электронные торги», которое было бы применимо для целей указанного Федерального закона.

Не закреплено легальное определение термина «электронные торги», применимого в сфере реализации имущества неплатежеспособных субъектов в рамках исполнительного производства, и в положениях Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Отсутствие комплексного, легального определения понятия «электронные торги» в действующем российском законодательстве обусловливает тот факт, что в отечественной правовой доктрине также не сформировано единообразного подхода к правопониманию дефиниции «электронные торги».

Так, российские ученые в области коммерческого и предпринимательского права Т.Н. Карпович и Н.Д. Корсукова под понятием «электронные торги» понимают «особую форму совершения сделок, которая предусматривает использование электронных коммуникационных сетей и не оказывает влияния на правовую природу сделок» [5, с. 384].

Указанное определение является недостаточно полным и точным, поскольку понятие «электронные торги» здесь определено лишь как форма совершения сделок, а не как комплексный институт, что, в свою очередь, не позволяет отразить сущностных особенностей электронных торгов, в связи с чем оно не может

быть применено в ходе проведения исследования института электронных торгов в разрезе сфер его применения.

Другие отечественные ученые в области гражданского и предпринимательского права, И.А. Орлов и А.А. Пауков, под термином «электронные торги» понимают «специальную систему проведения торгов, с применением информационных технологий, которая позволяет добиться прозрачности проведения торгов, обеспечивает конкуренцию, а также делает торги наиболее экономически целесообразными» [8, с. 119].

Данное определение кажется более точным и полным, поскольку в понятие «электронные торги» не только включается применение специальных информационных технологий при проведении торгов, но и подчеркивается влияние торгов на правовую природу сделки [4, 18]. Указанное представляется вполне справедливым, о чем свидетельствует толкование п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [17], в соответствии с которым признание торгов недействительными влечет за собой недействительность договора, заключенного с лицом.

Необходимо отметить, что в отечественной правовой доктрине зачастую необоснованно происходит смешение понятий «проведение торгов» и «продажа (реализация) имущества», что в корне неверно [19, с. 31-34]. Так, целью продажи (реализации) имущества является переход права собственности на продаваемое (реализуемое) имущество, в то время как целью проведения торгов, в том числе электронных, выступает заключение договора с победителем торгов, предложившим наиболее выгодные условия [2, с. 53]. Указанная позиция отражена и в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве», согласно положениям п. 16 которого «торги являются способом заключения договора» [10]. К аналогичным выводам приходят российские арбитражные суды в своих решениях, что позволяет сделать вывод о том, что указанная позиция укрепилась в судебной практике. Так, в частности, в решении Арбитражного суда Приморского края от 11.01.2018 по делу № А2143-438/2018 указано: «...торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.» [11].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

В обзоре практики рассмотрения судами споров о признании торгов недействительными, утвержденном постановлением Президиума Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.01.2018 № 02/18, также указано, что «торги являются одним из способов заключения договора, позволяющим определить контрагента, с которым будет заключен договор» [13]. Тем самым представляется верным сформулировать понятие «электронные торги» следующим образом: электронные торги - это способ заключения договора (способ перераспределения имущества), основанный на применении информационных технологий, который позволяет добиться прозрачности заключения договора (проведения торгов), обеспечивающий конкуренцию и являющийся экономически целесообразным.

В отечественной правовой доктрине принято подразделять правовые категории на определенные виды, в зависимости от разнообразных критериев. Наиболее значимой видится классификация электронных торгов, в основе которой лежит критерий направленности (цели) проведения. Так, все формы электронных торгов можно разделить на две основных группы - по приобретению имущества и по его реализации.

Электронные торги по приобретению имущества имеют своей целью заключение договора купли-продажи по наиболее низкой (минимальной цене), поэтому здесь торги идут на понижение. К видам электронных торгов по приобретению имущества относятся:

А. Электронные торги в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Главной целью проведения электронных торгов данного вида является заключение контракта на поставку товаров, оказание работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанный вид электронных торгов может проводиться в форме конкурса, запроса предложений, аукцион, запрос цен (котировок) [1, с. 6].

Б. Электронные торги, проводимые по заказу отдельных видов юридических лиц (электронная коммерция).

Основной целью проведения электронных торгов данного вида является извлечение прибыли (дохода) отдельными видами юридических лиц, к которым, в частности, относятся государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

теплоснабжения, а также ряд других [6, с. 53]. Электронные торги по реализации (продаже) имущества имеют своей целью заключение договора купли-продажи по наиболее высокой (максимальной цене), поэтому здесь торги идут на повышение. К видам электронных торгов по реализации (продаже) имущества относятся:

A. Электронные торги по реализации имущества неплатежеспособных субъектов в сфере исполнительного производства.

Главной целью проведения электронных торгов данного вида выступает реализация имущества неплатежеспособных субъектов (должников) в сфере исполнительного производства для удовлетворения требований кредиторов и обеспечения их интересов [3, с. 121].

B. Электронные торги по реализации имущества неплатежеспособных субъектов в рамках банкротства.

Главной целью проведения электронных торгов данного вида выступает реализация имущества неплатежеспособных субъектов (должников) в рамках производства процедуры банкротства для удовлетворения требований кредиторов и обеспечения их интересов. В указанный вид электронных торгов также входит реализация ипотечного имущества неплатежеспособных должников, находящегося в залоге у банка-кредитора [9, с. 238].

В результате проведенного анализа теоретических подходов и правовой доктрины нами было дано комплексное определение понятия «электронные торги» и определены их основные виды. Данные выводы имеют важное теоретическое значение для дальнейшего изучения как института электронных торгов в целом, так и для отдельных их видов.

Список литературы:

[1] Андреев Н.Ю., Кордыш Ф.С. Использование электронных торгов в современной контрактной системе // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 7 (166).

[2] Белянов Ю.В. Проблемы реализации арестованного имущества должника и пути их решения // Государство и право. 2015. № 10.

[3] Гильмутдинов Э.Д. Применение права преимущественной покупки в ходе реализации имущества должника на торгах // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 4.

[4] Дудин М.Н., Лясников Н.В., Сенин А.С., Толмачев О.М., Никишина И.В., Погре-бинская Е.А., Фролова Е.Е. Государственное регулирование экономики: Уч. пособие. М.: Элит, 2017. - 376 с.

[5] Карпович Т.Н., Корсукова Н.Д. О развитии электронных торгов в России // Социальные и гуманитарные науки. 2012. № 2.

[6] Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития. // Теория экономики. 2012. № 22.

[7] Обзор практики рассмотрения судами споров о признании торгов недействительными: утвержден постановлением Президиума Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.01.2018 № 02/18 // [Электронный ресурс]: официальный сайт Арбитражного суда Республики Марий Эл // URL: http://mari-el.arbitr. ru/files/pdf/2012_torgi.pdf (дата обращения: 11.07.2018).

[8] Орлов И.А., Пауков А.А. Совершенствование правового регулирования электронных торгов в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 3.

[9] Павлова А.Г. Электронные торги по реализации арестованного имущества // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 5А.

[10] Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2009. № 9 (с посл. изм. и доп. от 06.06.2014).

[11] Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.01.2018 по делу № А2143-438/2018 // [Электронный ресурс]: официальный сайт Арбитражного суда Приморского края // URL: http://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 11.07.2018).

[12] Статистические данные о проведении электронных торгов в России за период 2017 года // [Электронный ресурс]: официальный сайт Союза операторов электронных площадок. // URL: http://www.npoetp.ru/about/ (дата обращения: 11.07.2018).

[13] Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 17. Ст. 1929; 2013. № 27. Ст. 3463 (с посл. изм. и доп. от 02.07.2013).

[14] Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 41. Ст. 4190; 2018. № 18. Ст. 2576 (с посл. изм. и доп. от 23.04.2018).

[15] Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 41. Ст. 4849; 2018. № 18. Ст. 2572 (с посл. изм. и доп. 23.04.2018).

[16] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652; 2018. № 1. Ст. 88 (с посл. изм. и доп. 23.04.2018).

[17] Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть первая; ред. от 29.12.2017) // [Электронный ресурс]: справочно-правовая система «Консультант плюс» // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (дата обращения: 11.07.2018).

[18] Фролова Е.Е. Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения: Дис. ... докт. юрид. наук. М.: РУДН, 2011. - 488 с.

[19] Шикалова Е.В., Фролова Е.Е. Перспективы выхода иностранных компаний на российский рынок государственных закупок // Россия - Китай: вектор развития: Материалы научно-практической конференции / Под общ. ред. к.э.н. О.А. Цепелева. 2016.

Spisok literatury:

[1] Andreev N.Yu., Kordy'sh F.S. Ispol'zovanie e'lektronny'x torgov v sovremennoj kontraktnoj sisteme // Imushhestvenny'e otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2015. № 7 (166).

[2] Belyanov Yu.V. Problemy' realizacii arestovannogo imushhestva dolzhnika i puti ix resheniya // Gosudarstvo i pravo. 2015. № 10.

[3] Gil'mutdinov E'.D. Primenenie prava preimushhestvennoj pokupki v xode realizacii imushhestva dolzhnika na torgax // Vestnik e'konomiki, prava i sociologii. 2013. № 4.

[4] Dudin M.N., Lyasnikov N.V., Senin A.S., Tolmachev O.M., Nikishina I.V., Pogrebinskaya E.A., Frolova E.E. Gosudarstvennoe regulirovanie e'konomiki: Uch. posobie. M.: E'lit, 2017. - 376 s.

[5] Karpovich T.N., Korsukova N.D. O razvitii e'lektronny'x torgov v Rossii // Social'ny'e i gumanitarny'e nauki. 2012. № 2.

[6] Kubkina Yu.S. E'lektronnaya kommerciya: rol', ponyatie, napravleniya razvitiya. // Teoriya e'konomiki. 2012. № 22.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

[7] Obzor praktiki rassmotreniya sudami sporov o priznanii torgov nedejstvitel'ny'mi: utverzhden postanovleniem Prezidiuma Arbitrazhnogo suda Respubliki Marij E'l ot 31.01.2018 № 02/18 // [E'lektronny'j resurs]: oficial'ny'j sajt Arbitrazhnogo suda Respubliki Marij E'l // URL: http://mari-el.arbitr.ru/files/ pdf/2012_torgi.pdf (data obrashheniya: 11.07.2018).

[8] Orlov I.A., Paukov A.A. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya e'lektronny'x torgov v Rossijskoj Federacii // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2011. № 3.

[9] Pavlova A.G. E'lektronny'e torgi po realizacii arestovannogo imushhestva // Voprosy' rossijskogo i mezhdunarodnogo prava. 2017. Tom 7. № 5A.

[10] Postanovlenie Plenuma Vy'sshego Arbitrazhnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 23.07.2009 № 63 «O tekushhix platezhax po denezhny'm obyazatel'stvam v dele o bankrotstve» // Vestnik VAS RF. 2009. № 9 (s posl. izm. i dop. ot 06.06.2014).

[11] Reshenie Arbitrazhnogo suda Primorsk-ogo kraya ot 11.01.2018 po delu № A2143-438/2018 // [E'lektronny'j resurs]: oficial'ny'j sajt Arbitrazhnogo suda Primorskogo kraya // URL: http://ras.arbitr.ru/ (data obrashheniya: 11.07.2018).

[12] Statisticheskie danny'e o provedenii e'lektronny'x torgov v Rossii za period 2017 goda // [E'lektronny'j resurs]: oficial'ny'j sajt Soyuza operatorov e'lektronny'x ploshhadok. // URL: http://www.npoetp.ru/about/ (data obrash-heniya: 11.07.2018).

[13] Federal'ny'j zakon ot 21.07.2005 № 94-FZ «O razmeshhenii zakazov na postavki tovarov, vy'polnenie rabot, okazanie uslug dlya

gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd» (utratil silu) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2005. № 17. St. 1929; 2013. № 27. St. 3463 (s posl. izm. i dop. ot 02.07.2013).

[14] Federal'ny'j zakon ot 26.10.2002 № 127-FZ «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2002. № 41. St. 4190; 2018. № 18. St. 2576 (s posl. izm. i dop. ot 23.04.2018).

[15] Federal'ny'j zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ «Ob ispolnitel'nom proizvodstve» // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2007. № 41. St. 4849; 2018. № 18. St. 2572 (s posl. izm. i dop. 23.04.2018).

[16] Federal'ny'j zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd» // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2013. № 14. St. 1652; 2018. № 1. St. 88 (s posl. izm. i dop. 23.04.2018).

[17] Federal'ny'j zakon ot 30 noyabrya 1994 goda № 51-FZ «Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii» (chast' pervaya; red. ot 29.12.2017) // [E'lektronny'j resurs]: spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant plyus» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (data obrashheniya: 11.07.2018).

[18] Frolova E.E. Gosudarstvenny'j finansovy'j kontrol' v sfere denezhnogo obrashheniya: Dis. ... dokt. yurid. nauk. M.: RUDN, 2011. - 488 s.

[19] Shikalova E.V., Frolova E.E. Perspektivy' vy'xoda inostranny'x kompanij na rossijskij ry'nok gosudarstvenny'x zakupok // Rossiya - Kitaj: vektor razvitiya: Materialy' nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obshh. red. k.e'.n. O.A. Cepeleva. 2016.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.