Научная статья на тему 'Институт экономики КГУ им. Н. А. Некрасова: устремленный в будущее'

Институт экономики КГУ им. Н. А. Некрасова: устремленный в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ECONOMICS / EDUCATION / UNIVERSITY / INNOVATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брагина З. В., Исаев Н. В.

Цель статьи показать роль экономического факультета университета в системе экономического образования. Актуальность проблемы состоит в значимости экономического образования и наличии многих нерешенных задач в организации экономического образования. Инновационное развитие предполагает повышение эффективности и качества интеллектуального сопровождения государственного и муниципального управления, управления в сфере бизнеса, образования и некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брагина З. В., Исаев Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF ECONOMICS KSU : LOOKING TO THE FUTURE

Purpose of the article to show the role of economic faculty of the University System in Economic Education. The urgency of the problem lies in the importance of economic education to the economy and there are many unsolved problems in the organization of economic education. Innovative development involves improving the efficiency and quality of predictive maintenance of state and municipal governance, in business, education and nonprofit organizations.

Текст научной работы на тему «Институт экономики КГУ им. Н. А. Некрасова: устремленный в будущее»

УДК 378.33

Брагина З. В., Исаев Н. В.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КГУ ИМ. Н. А. НЕКРАСОВА: УСТРЕМЛЕННЫЙ В БУДУЩЕЕ

Цель статьи - показать роль экономического факультета университета в системе экономического образования. Актуальность проблемы состоит в значимости экономического образования и наличии многих нерешенных задач в организации экономического образования. Инновационное развитие предполагает повышение эффективности и качества интеллектуального сопровождения государственного и муниципального управления, управления в сфере бизнеса, образования и некоммерческих организаций.

Ключевые слова: экономика, образование, университет, инновации, развитие.

Институт экономики отмечает в 2011 году свой десятилетний юбилей. За время своего существования он стал одним из крупнейших и динамично развивающихся структурных подразделений Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, крупным образовательным и научно-исследовательским центром костромского региона.

Экономические факультеты университетов -относительно небольшие подразделения, созданные за последние 10-15 лет во многих областях России, сталкиваются с многообразными трудностями в подготовке квалифицированных специа-листов-экономистов. Сейчас в России пришла пора говорить о всеобщем бизнес-образовании. Наш университет стремится быть инновационным вузом, и мы можем что-то предложить, можем работать с интеллектуальной собственностью.

Экономическое образование является одним из факторов инновационного развития экономики. Оценивая роль образования в инновационном развитии экономики следует отметить, что с одной стороны, образование действительно предоставляет знания и навыки предпринимателям и другим заинтересованным лицам, связанным с процессом инноваций и экономическим ростом. С другой стороны, образование может стимулировать креативность с воображением и, таким образом, упростить процесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни. Вместе с тем здесь кроется опасность - образование может одновременно лишать креативности, загоняя индивидуума в определенные рамки мышления, лишая его нестандартно мыслить.

Обратимся к модели подготовки специалиста, в данном случае экономиста. Ключевая проблема, основное звено в создании такой модели - это оптимизация общеметодологической, общеэко-

номической подготовки («базовая подготовка»), обеспечивающей высокую степень приспособляемости специалистов к различным видам экономической деятельности. При этом в ходе подготовки экономиста необходима его ориентация на определенные виды деятельности, и это предполагает некоторое уточнение модели специалиста с учетом специфических потребностей «заказчика», для которого работает данный вуз.

Базовая подготовка специалистов предполагает умение переводить базовые знания в плоскость производных знаний прикладного характера, ибо, как представляется, основная слабость в подготовке экономистов в высшей школе заключается в излишней академичности. Последняя обнаруживается в недостаточном умении применить полученные знания на практике.

В этой связи приобретает значение совершенствование учебного процесса на основе выработки предложений по повышению эффективности и качества интеллектуального сопровождения государственного и муниципального управления, управления в сфере бизнеса, образования и некоммерческих организаций в контексте стратегических задач инновационного развития Российской Федерации.

Дж. М. Кейнс дал в свое время исчерпывающую характеристику для экономиста. В предисловии к «Основам экономической науки» А. Маршалла он справедливо писал, что «... экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице. Он должен - в известной мере - одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык знаков, символов и уметь

© Брагина З. В., Исаев Н. В., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

9

выражать свои понятия и концепции словами. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания. Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель» [1, с. 16].

Институт экономики определяет свою миссию следующим образом: используя опыт университетского образования России, на базе современных компетентностных подходов и инновационных технологий обеспечить качественное образование, позволяющее осуществить экспансию знаний в экономическое развитие.

В целом, стратегическая миссия института экономики заключается в подготовке высококвалифицированных адаптированных специалистов в области экономики и управления, наделенных чувством гражданской и социальной ответственности на основе всестороннего развития студента как человека и патриота.

Данная миссия реализуется путём формирования интеллектуальной элиты российского общества в области экономики и управления, что предполагает достижение следующих целей:

- обеспечить развитие фундаментальной и прикладной экономической науки, создание новых научных школ и направлений, существенно расширить сферу и масштабы прикладных научных исследований в области экономики и управления, превратить исследования преподавателей и студентов в органическую часть образовательной деятельности института;

- формировать уровень, стандарты и лучшие образцы университетского экономического и управленческого образования бакалавриата;

- превратить ИнЭк за годы реализации стратегии в институт комплексного образования: бакалавриат и магистратура. Готовить высококвалифицированных компетентных бакалавров, а также магистров экономики и менеджмента, владеющих фундаментальными теоретическими знаниями, мировоззренческим мышлением, методами целеполагания и анализа содержательных областей, имеющих практические навыки и конкурентоспособных на современном рынке труда;

- сохранить и укрепить позиции института экономики как научного и образовательного учреждения с динамично развивающейся экономической аспирантурой;

- реализовать принцип непрерывного образования, расширив число программ дополнительного образования, в т. ч. программ повышения квалификации как преподавателей экономических дисциплин всех уровней системы образования страны, так и специалистов с предприятий и учреждений-партнеров ИнЭк;

- осуществить внедрение перспективных обучающих технологий, обеспечивающих выявление и развитие творческого потенциала студентов.

Для достижения поставленных целей дирекция института видит необходимость решения следующих задач:

- расширение масштабов теоретических и прикладных научных исследований путём перегруппировки имеющегося научного потенциала и оснащения исследователей современными программными средствами; усиление исследовательской компоненты учебных программ магистров;

- проведение регулярных маркетинговых исследований рынка труда и образовательных услуг для эффективного содействия трудоустройству и мониторинга занятости выпускников всех уровней образования;

- совершенствование содержания и технологий подготовки бакалавров и магистров; количество магистерских программ должно составить не менее четырех. Продолжить начатую ранее институтом работу по модернизации университетского экономического образования путём обновления его содержания, перехода на двухступенчатую систему обучения, организации учебного процесса с использованием зачётных единиц и обновления материально-технической базы;

- создание системы контроля качества образовательных услуг;

- расширение масштабов дополнительного образования в институте, открытие новых программ подготовки и переподготовки кадров;

- внедрение инновационных обучающих технологий, в том числе: перенос центра тяжести в обучении на организуемую и контролируемую самостоятельную работу студентов; повышение удельного веса исследовательской работы магистров до половины общего объёма трудоёмкости магистерских программ, при этом тематика исследовательской работы должна быть частью иссле-

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

довательской программы института; обязательное использование всеми преподавателями электронных средств коммуникации и визуализации;

- модернизация и расширение материальнотехнической базы, обеспечивающей внедрение новых технологий обучения, формирование и поддержание информационной базы учебного процесса и научных исследований.

Выполнение миссии ИнЭк, достижение целей и реализация задач происходит путем своеобразного симбиоза триады: научная работа, учебный процесс и социально-профессиональная адаптация.

Произошло становление костромской экономической научной школы, основателем которой следует считать доктора экономических наук, профессора Матвея Исааковича Скаржинского, осуществившего вместе со свими коллегами введение в научный оборот понятия «новая политическая экономия» в ином, чем западные экономисты, контексте. Сегодня это понятие прочно вошло в умы исследователей, хотя его трактовка неоднозначна. Общее направление «Новая политическая экономия» трансформировалось в более широкое русло, включившее в себя исследования методологического и методического характера. Можно выделить следующие направления научных исследований института экономики КГУ им. Н. А. Некрасова:

- SMART мир: новая парадигма мироустройства;

- конкуренция и конкурентоспособность российского бизнеса;

- инновационное развитие региона: потенциал, институты, механизмы;

- эффективное управление изменениями -ключевой фактор инновационного развития предприятий, регионов, страны;

- интеллектуальные ресурсы регионов России;

- лучшие практики управления;

- качество управления как ключевой фактор модернизации России;

- проблемы инновационного процесса в производственном комплексе;

- институциональная среда как фактор конкурентоспособности инновационного развития;

- экономическая безопасность: последствия новационного поведения.

Тематическая область исследований ученых института и его научных школ сложилась в соответствии с профилем, обусловленным потребностью

в постоянном повышении уровня подготовки экономических и управленческих кадров. Она представлена следующими научными областями: экономика образования; институциональная экономика; финансы, денежное обращение и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; математические и инструментальные методы экономики; управление инновациями; региональная экономика; экономика труда; маркетинг; коммерция; теория и методология управления социально-экономическими системами; управление производством в основных народно-хозяйственных комплексах; социально-психологические проблемы управления; информационные технологии в управлении.

Отметим, что успех преобразований в России зависит от обеспечения основных направлений общественного развития необходимыми интеллектуальными, материальными и нравственными ресурсами, пополнение которых невозможно без хорошо развитой системы образования. Кроме того, образование, в особенности высшее, является сферой социальной практики, где зарождаются новые идеи, гипотезы, новое теоретическое видение мира, новые социальные ценности и идеалы. Одной из наиболее эффективных форм проектирования, оценки и интеллектуального обеспечения социальных процессов являются научно-педагогические школы. Они призваны стать точками роста структурной перестройки образования, перехода его в новое качество, а через него -и самого общества.

В связи с этим, значимым становится выявление особенностей формирования и существования современных научно-педагогических школ как фактора, определяющего развитие современной науки, формирующего современное научное мышление и обусловливающего процесс интеграции науки и высшего образования в контексте формирования новой образовательной парадигмы и изменяющейся научной картины мира.

Представителей научной школы института экономики в области организационных инноваций объединяет общая методология исследования проблем организации управления производством, базирующаяся на моделировании многомерных социально-экономических объектов, и поэтому школа может быть названа «Организация и управление производством» (руководитель профессор З. В. Брагина).

Становление научной школы профессора Н. П. Гибало «Институционализация трудовых

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.