Научная статья на тему 'К юбилею Зинаиды Васильевны брагиной'

К юбилею Зинаиды Васильевны брагиной Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К юбилею Зинаиды Васильевны брагиной»

ПОЗДРАВЛЯЕМ

К ЮБИЛЕЮ ЗИНАИДЫ ВАСИЛЬЕВНЫ БРАГИНОЙ

Опыт общественных потрясений в странах с сильным отпечатком средневекового вертикального-монотеистического, фундаменталистского, тиранического менталитета показывает, что статичные социальные модели “не знают” древней диалектики света и тени. Они стремятся выяснить отношения на дневной стороне горы, чего бы это ни стоило обществу, каких бы жертв не потребовало. Они находятся в плену ма-нихейских представлений об абсолютном свете и абсолютной тьме, не могущих сойти с места или поменяться местами.

Однако древние эзотерические учения настаивают на описании любого процесса, в том числе и всякой жизни, как складывающегося из двух фаз: манвантары (активного проявления) и пралайи (пассивной дематериализации). Они говорят, пусть и разными словами, что любая идея, вытесненная из дневного мира на периферию существования, не умирает до конца, а живет, лишившись сущности и имени. Тень уступает место свету, но отвоевывает для себя пространство в другой области. Абсолютного небытия, даже после смерти, архаические, формирующие наше подсознание модели Вселенной не знают.

Личность Зинаиды Васильевны Брагиной - это целая Вселенная. И поздравить ее с юбилеем можно, совершив предварительно научную экскурсию в тайники ее человеческой природы.

Приглашаю всех читающих эти строки совершить ее вместе со мной. И коль скоро экскурсия научная, то вначале о научной части человеческой природы профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, доктора технических наук.

Из бесед с З.В. Брагиной:

«Когда я читаю книги по специальности, то главным образом обращаю внимание на новые идеи».

«Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая подходит к ситуации наиболее логично и последовательно».

«Когда я начинаю работать на проектом в составе группы, самое важное для меня понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы, видеть, что работа над проектом организована и сдвигается с места».

«Когда мне предлагают провести какое-то исследование, я начинаю с попытки сформировать проблему как можно полнее и точнее, с определения ее места в более широком контексте».

«Когда я собираю от членов ИнЭк информацию, касающуюся их насущных проблем, я предпочи-

таю проводить общие собрания и прошу членов коллектива высказать свое мнение».

«Когда я читаю отчеты кафедр о работе, я обращаю внимание прежде всего на надежность и обоснованность результатов фактическими данными».

«Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать - это почему эту задачу стоит решать».

«Обычно я узнаю максимум о том, как сделать что-то новое, благодаря тому, что принимаюсь за дело как можно раньше».

«Люди, чьи особые качества я уважаю больше всего, это лидеры деловых и политических кругов».

«Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она способна систематически объяснять множество связанных ситуаций».

«Когда я читаю книгу, содержание которой не связано с моей профессиональной деятельностью, я делаю это главным образом вследствие заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний».

«Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, я предпочитаю, чтобы в ней показывались преимущества для меня в зависимости от выбранной точки зрения, излагались все факты в ходе дискуссии, логично и последовательно обрисовались затрагиваемые спорные вопросы, определялись ценности, которые исповедует автор, ярко освещались стороны спорного вопроса и существо проблемы».

«Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я пытаюсь связать ее с более широкой проблемой или теорией».

«Вообще говоря, я более склонна к тому, чтобы находить существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше».

Из ответов ясно, что З.В. Брагина является аналитиком, сконцентрирована на плане и методах, искусна в планировании и построении модели, обращает внимание других на конкретные детали.

Дальнейший экскурс проложен через фразу В.В. Высоцкого, по творчеству которого можно учить жизни. Я же использую высказывание ПОЭТА для... Впрочем, решайте сами, товарищи читатели. Итак:

Прохода нет от этих начитанных болванов!

Куда ни плюнь - доценту на шляпу попадешь, -

Позвать бы пару опытных шаманов-ветеранов

И напустить на умников падёж!

Эта давняя фраза Высоцкого характеризовала пафосность столичных вузов. Очевидно, что про-

винциальные вузы не имели той исторической па-фосности как вузы столичные. Это сегодня в Костроме, Иваново, Владимире, Ярославле (и т.п.) создаются и фиксируются научные школы экономистов, способных конкурировать с корпоративностью представителей крупноформатных университетов больших городов. Удачливые представители «махин» получали (и получают) звания академиков, за ними закреплялись (и закрепляются) государственные заказы, они получали ордена (слава Богу, сегодня это случается и в провинции), становились модными экономистами.

Однако со временем научное сообщество стало примиряться с тем, что провинциалы-экономисты тоже вносят существенный вклад в развитие науки.

Время диктата центра уходит. Хотя и медленно. Сегодня можно наблюдать особую подвижность в суждениях, калейдоскопичность, стремительность в постановке новых проблем. При этом иногда даже сложно оценить направления развития экономической науки во всех ее изменчивых, временных перетаканиях. Особенно это свойственно экономической теории, которая не только стремится познать новое, но и стремится видеть по-новому.

Профессор З.В. Брагина, хотя и доктор технических наук, но всегда занималась практикой организации управления. Будь то кафедра или целый институт. Более десяти лет возглавляя наш Институт экономики, З.В. Брагина творила чудеса. В том числе не только в управлении учебной деятельностью, но и в управлении научной деятельностью. И здесь кредо директора Брагиной в том, что она стояла на позиции: прежде чем говорить о том “как” организовать управление научной деятельностью по-новому, естественно ответить на вопрос “зачем”. Зачем вообще нужна наука в нашем отечестве, в нашем университете? И нужна ли вообще? И тогда, в начале своего директорства, Зинаида Васильевна рассуждала примерно следующим образом.

В математике одним из наиболее сильных приемов доказательства является доказательство от противного. Вот и давайте предположим, что России наука не нужна.

Что ж, эта точка зрения серьезна и основательна. Не удивительно, что ее придерживается нынешнее российское правительство. Об этом можно судить по “концепции” реформирования науки, принятой на коллегии Министерства науки и образования РФ 2 сентября 2004 года и в целом, одобренной правительством.

По этой концепции из 2338 научно-исследовательских институтов, находящихся на попечении федерального бюджета, через несколько лет должно остаться сто. Остальные нужно приватизировать. И из 1804 вузов, получающих госфинансирование, должно остаться сто. В этой сотне наукой будет позволено заниматься в двадцати (то есть вузовская наука должна быть ликвидирована как класс).

Остальные заведения тоже должны быть приватизированы.

Затраты на науку, по прошлому бюджету, составляли 46 млрд. рублей в год, то есть не менее 2 млрд. долларов. Это намного меньше годового бюджета одного американского университета средней руки. Но и то хлеб - два миллиарда на дороге не валяются...

У научных институтов в управлении находится собственность. По сведениям, не заслуживающим особого доверия, аж на 50 млрд. долларов. Используется она поразительно неэффективно.

Но это речь о научных институтах. А ИнЭк начинал с нуля. Вдоль или поперек делить было просто нечего. И вот как манна с небес в институте стало появляться оборудование, программы, компьютеры. Откуда? Улыбнусь и отвечу - от Брагиной!

За годы своего обучения в ИнЭк каждый студент последовательно находится на попечении более 15 профессоров и нескольких десятков ассистентов. Каждый из профессоров считает свои долгом передать ему не менее 20% своих знаний, и если это удастся сделать хотя бы наполовину, то к окончанию университета студент должен по уровню подготовки заткнуть за пояс любого профессора. Конечно, это только шутка и мы хорошо знаем, что излишек знаний через очень короткий промежуток времени улетучивается. Однако фундамент университетского образования, закрепленный годами непрерывной учебной тренировки, выдерживает дальнейшее испытание.

Когда-то Николай Алексеевич Некрасов, чье славное имя носит наш университет, в письме к М.Л. Михайлову писал: «Редки те, ...чьи порывы способны переходить в дело... Честь и слава им!» Честь и слава Вам, Зинаида Васильевна!

Некоторое время назад я совместно с З.В. Брагиной готовил публикацию по проблемам управления и менеджмента. Мы много спорили, искали доводы каждый в пользу своей позиции. В результате нашли консенсус, статья была написана и напечатана в журнале Государственного университета управления (г. Москва). Сейчас уже не все доводы Зинаиды Васильевны мне представляются доказательными, но одна ее фраза запала в память навсегда. Приведу фразу в рифмованной форме, так как посвящена фраза была студентам, обдумывающим житье:

Дай Бог, не вляпаться во власть И не геройствовать подложно.

И быть свободным, но не красть,

Кончено, если так возможно...

Фраза-реплика, и, казалось бы, без содержания. Однако не будем забывать, что реплика без содержания - мантра, которая должна остановить поток дурных мыслей.

230

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

Любой полет - лишь элемент паденья!

Когда кругом обложит вас беда,

Не стоит покоряться Провиденью.

Исчезнет все, но вот вопрос - когда?

Не надо рвать в отчаянье одежду -Искусство в том, чтоб не терять лица. Благословим случайность и надежду И будем защищаться до конца!

(А.М. Городницкий)

Василий Владимирович Чекмарев, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики КГУ им. Н.А. Некрасова, Заслуженный деятель науки РФ

К ЮБИЛЕЮ ГЕОРГИЯ МИХАЙЛОВИЧА ТРАВИНА

20 октября 2013 года исполнилось 75 лет уважаемому ученому, талантливому организатору, интересному человеку - доктору технических наук, профессору Георгию Михайловичу Травину.

Г.М. Травин в 1962 г. окончил Костромской технологический институт, где в 1968 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В 1987 г. в учёном совете Ленинградского института текстильной и лёгкой промышленности защитил докторскую диссертацию по двум специальностям: «Машины и агрегаты текстильной промышленности» и «Организация производства». В 1989 г. Георгию Михайловичу присвоено учёное звание профессора.

Г.М. Травин внёс значительный вклад в организацию научной и учебной работы нашего университета. В 1999 г. по его инициативе в КГУ им. Н.А. Некрасова при индустриально-педагогическом факультете была создана кафедра предпринимательства и малого бизнеса, в этом же году на кафедре открыта аспирантура по специальности 05.02.22 - Организация производства. К настоящему времени под его руководством сложилась научная школа, направление работы которой можно сформулировать так: «Управление развитием производственных систем, их отраслевой и внутрипроизводственной промышленной инфраструктуры». На сегодняшний день под его руководством защищено 20 кандидатских диссертаций.

Под общей редакцией Г.М. Травина издаются сборники материалов участников конференций. Георгий Михайлович - автор более 150 научных трудов, в том числе 2 монографий, 2 брошюр, он имеет 2 авторских свидетельства на изобретения, награждён орденом «Знак Почёта», грамотами администрации Костромской области, премией КГУ им. Н.А. Некрасова имени Синяжникова, является Лауреатом премии Правительства РФ в области науки и техники.

Большой вклад Георгий Михайлович внес и в развитие учебной работы. Он стал одним из инициаторов открытия в КГУ им. Н.А. Некрасова новых специальностей - «Сервис», «Биомедицинская инженерия».

Активная жизненная позиция, профессионализм и ответственность, доброжелательность, принципиальная справедливость - это те качества, которые присущи Георгию Михайловичу, лежат в основе его высокого, заслуженного авторитета среди ученых, преподавателей, студентов.

С Юбилеем, уважаемый Георгий Михайлович! Здоровья Вам, энергии, радости, долгих лет яркой жизни, активной и плодотворной работы!

Коллектив кафедры организации производства и сервиса

Но пора заканчивать экскурсию (ох, уж этот объем журнальной статьи!). Хотя и надо бы быть кратким, но краткость тоже опасна - она чревата претенциозностью. И все же экскурсу конец. И если я в чем-то был не точен или ошибся, Зинаида Васильевна, как всегда молча, меня поправит.

Люди ведь не говорят и предложениями, люди-то и словами не говорят, чаще они не мычат, не телятся, но мы все-таки понимаем друг друга, иногда - лучше, чем хотелось бы. Многословие передает идею, а человек - это все, кроме нее, этим он и интересен.

Поздравляю Вас, дорогая моя заединщица в наших общих университетских делах, с Юбилеем!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.