ЭКОНОМИКА
Экономические школы в КГУ им. Н.А. Некрасова
Скорее всего, будет избыточным предварять какой-либо специальной исторической или справочной информацией рассказ об экономических школах в КГУ им. Н.А. Некрасова, представленных в данном выпуске журнала. Ученики доктора экономических наук, профессора Матвея Исааковича Скаржинского, основателя школы костромских экономистов, постарались нарисовать достаточно полную картину развития экономической науки еще с середины XX века.
Думаем, уместно будет лишь представить некоторый «путеводитель» по статьям, ориентирующий читателя. Первая статья содержит информацию о становлении костромской экономической школы, о формировании научных взглядов М.И. Скаржинс-кого.
После этого читателям предлагается узнать о вышедших из-под крыла М.И. Скаржинского научных направлениях, развивающихся ныне в КГУ им. Н.А. Некрасова под руководством доктора экономических наук, профессора Василия Владимировича Чек-марева и доктора технических наук, профессора Зинаиды Васильевны Брагиной (которую мы сердечно поздравляем с юбилеем - см. рубрику «Поздравляем»).
УДК 33:001
Беляева Юлия Владимировна
кандидат экономических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Чекмарев Василий Владимирович
доктор экономических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ КАК ШКОЛА-СТУДИЯ ПРОФЕССОРА М.И. СКАРЖИНСКОГО
В статье приведены рассуждения о понятии «научная школа», представлена история формирования, развития и продуктивной работы научной школы М.И. Скаржинского в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова.
Ключевые слова: научная школа, научное познание, ученые, научные идеи, образование, культура, общество, экономические отношения, экономическое поведение.
Развитие научного познания давно перестало быть (если когда-либо и было) делом одиночек. Превращение современной науки в производительную силу общества, индустриализация научного производства сделали научное творчество процессом, который осуществляется согласованными усилиями многих людей, вольных или невольных участников производства нового знания.
Современный этап развития российского общества, особенно в области социальных и гуманитарных наук, характеризуется появлением многообразных и противоборствующих взглядов, концепций,
течений и направлений общественной мысли, в основе которых лежит стремление к переоценке ряда имеющихся ценностей. Работа по переоценке неизбежна в условиях эволюции социально-экономических отношений. При этом она становится особенно эффективной, когда осуществляется организованной группой единомышленников, составляющих неформальный коллектив - научную школу.
Научная школа является одной из форм организации производства и воспроизводства научного знания, формой, которая, хотя и осуществляется сознательно, целенаправленно действующими людьми, как правило, складывается стихийно
72
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
© Беляева Ю.В., Чекмарев В.В., 2013