РАЗВИТИЕ
ИНСТИТУТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РОССИИ
CHARITY INSTITUTION AS RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT AND CIVIL SOCIETY FORMATION INSTRUMENT
В. Р. Горячева,
ассистент
Широко поддерживаемый и активно функционирующий институт благотворительности может оказывать существенное влияние как на развитие экономики страны, так и на становление в ней гражданского общества. Подробно рассмотрены теоретические аспекты воздействия благотворительности на экономику. Представлена информация, характеризующая деятельность некоммерческих организаций (НКО) в России и за рубежом, мировой опыт благотворительной деятельности, способы привлечения денежных средств в НКО, методы оценки экономической эффективности вложений в некоммерческие проекты. Рассмотрен опыт ведения социального предпринимательства, в том числе социальных проектов.
Broadly supported and actively functioning charity institution may essentially influence development of both the country economics and its civil society. Theoretical aspects of the impact of charity on the economy are discussed in detail. Brought about in the article is information that reflects activities of non-commercial organizations (NCO) in Russia and abroad, global charity experience, ways of raising funds for NCO, methods of assessing feasibility of investment into non-commercial projects. Social entrepreneurship experience including that of running social projects is discussed. L'institution de charité qui est largement supportée et qui fonction activement peut rendre grosse influence sur le développement aussi d'économie du pays comme de societé civile. On présent en détail les aspects théoretiques de l'influence de charité sur l'économie d'un pays. L'article comporte d'information qui reflét les activitées des organisations non-commerciales (ONC) en Russie et à l'étranger, l'expérience mondiale de charité, voies à attirer des fonds pour ONC, méthodes à déterminer la rationalité économique d'investissement aux projets non-commercials. On présent l'expérience de la gestion d'entreprises socials y compri les projets socials.
Eine breit unterstützte und aktiv funktionierende Wohltätigkeitsinstitution kann ganz groß Einfluss auf Staatswirtschaft- und Sozialgesellschaftsentwicklung ausüben. Man ausführlich erörtert theoretische Aspekte des Wohltätigkeitseinfluss auf die Ökonomie eines Staats. Der Artikel die Information einschließt die fiele Aspekte widerspiegelt und nämlich die Aktivität der nicht kommerziellen Organisationen (NKO) in Russland und im Ausland, Wohltätigkeitswelterfahrung, Wege die Fonds für NKO heranzuziehen, Methoden Ökonomische Zweckmäßigkeit der Investitionen in nicht kommerzielle Projekte zu determinieren. Man erörtert die Verwaltungserfahrung der sozialen Betriebe einschließlich Sozialprojekte. Ключевые слова: благотворительность, некоммерческая организация, гражданское общество, оценка, эффективность, социальное предпринимательство, фандрайзинг.
Key words: charity, non-commercial organization, civil society, assessment, efficiency, social entrepreneurship, fundraising. Mots clefs: charité, organisation non-commerciale, société civil, évaution, éfficacité, entreprise social, fundraising. Schlüsselwörter: Wohltätigkeit, nicht kommerzielle Organisationen, Zivilgesellschaft, Einschätzung, Effektivität, Sozialbetrieb, Fundraising.
Благотворительность - новая и динамично развивающаяся сфера российского общества. Год за годом популярность и значение этой деятельности уверенно повышаются, развивается законодательная основа ее функционирования, постоянно растет количество людей, готовых поддерживать и развивать эту сферу. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций (НКО) помогает различным странам мира, вне зависимости от уровня их развития, решать свои экономические и социальные задачи.
Благотворительность в странах Запада и в Европе, и в США является развитым элементом гражданского общества, имеющим хорошую систему государственной и социальной поддержки. Это - устойчивый институт с хорошей нормативно-правовой базой, пользующийся поддержкой различных кругов общества, от государства до частных лиц. До 90% корпораций в США занимаются благотворительностью, ежегодно отчисляя 1-2% своей прибыли на социальные и культурные нужды. Для большинства
физических лиц благотворительность является естественным действием и составляет традиционную статью ежемесячных отчислений из заработной платы. В этих странах благотворительность интегрирована практически, во все сферы жизни, ее необходимость и значение очевидны.
В России же благотворительность получила свое развитие только после распада СССР, где она была запрещена законодательно. В нашей стране эта молодая сфера жизни общества только-только начинает активно набирать обороты в своем развитии. В России развиваются новые направления деятельности некоммерческих организаций, например, социальное предпринимательство, в регионах создаются фонды местных сообществ как особый инструмент финансовой помощи, развиваются и укрепляются отношения власти с некоммерческим организациями и крупными благотворителями, создаются и успешно функционируют отечественные некоммерческие организации и партнерства.
Благотворительность является особым институтом демократии, обеспечивающим обществу стабильность. Россия, стремящаяся завоевать достойные позиции на мировой арене и быстро перенимающая западный опыт, стала уделять внимание и этому актуальному сегодня аспекту своего социального развития. Благотворительность имеет серьезную экономическую подоплеку, поэтому управленческий и административный персонал НКО должен иметь такую же высокую квалификацию и навыки в своей работе, как и персонал любой крупной коммерческой компании. Благотворительность является инструментом усиления экономического роста, что особенно важно в посткризисный период. В развитых странах объем произведенных некоммерческими организациями работ и услуг, а также количество собранных денег на благотворительные нужды исчисляются миллиардами долларов США. Такое масштабное развитие этого сектора могло случиться только благодаря серьезной социальной и экономической роли, которую благотворительность играет в экономике и в обществе.
Иногда сложно понять, почему деньги другого государства, частного фонда или корпорации тратятся не на нужды собственной страны, а на поддержку различных программ в отсталых или развивающихся странах. Непонимание этого ведет к образованию целого комплекса различных мифов, домыслов и версий об отмывании денег донорами из иностранных государств и о получении ими выгод. Для многих НКО помощь другим странам - часть их миссии, сформулированной еще в начале своей деятельности, а для правительственных доноров поддержка других стран - естественная часть их внешнеполитической деятельности. Финансируется становление институтов демократии и гражданского общества, а также построение рыночной экономики в других странах. В нашу страну после краха СССР также начали постепенно приходить иностранные некоммерческие организации, пытавшиеся возродить новую, демократическую Россию.
Иностранные фонды привнесли в страну новые подходы и модели, новую идеологию работы с финансами, новую проектную культуру. Правила работы фондов, менеджмент, грантовые конкурсы, прозрачность, социально ответственный бизнес, социальное проектирование, попечительские советы, социальные работники - это лишь небольшая часть незнакомых ранее понятий, появившихся у нас в огромной степени благодаря зарубежным донорам.
Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных
и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческий сектор эффективно оказывает услуги населению, он отличается не только способностью оперативно реагировать на нужды различных социально-демографических групп и на новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, способностью привлекать добровольцев. Деятельность НКО помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что, согласно современным исследованиям, увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста.
Некоммерческий сектор - это источник социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики.
Некоммерческий сектор обеспечивает также занятость населения. Он более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших возрастов и т.п.).
НКО играют важную роль в развитии демократии. Они представляют интересы различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности для участия в процессе выработки и принятия решений, формируют общественное мнение. Это, в свою очередь, способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. НКО занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы.
Взаимодействие государства и НКО, равно как и формы государственной поддержки НКО могут принимать самые разные формы - от уровня консультаций до совместной проектной работы и прямого финансирования. На национальном, местном или секторальном уровне могут иметь место консультации, особенно полезные при разработке законодательства. Ввиду того, что общественные организации работают на уровне, более приближенном к населению, чем государственные, и напрямую связаны с гражданскими интересами и инициативами, они могут предоставлять органам государственной власти так называемую «экспертизу снизу», работать с об-
ращениями граждан, организовывать гражданские форумы, инициировать общественные слушания и принимать в них участие, а также активно участвовать в процессе лоббирования. Одна из наиболее успешных форм реализации программ сотрудничества - разработка и осуществление совместных проектов; тут государство и НКО могут выступать как партнерами, так и заказчиками и исполнителями (в том случае, если органы государственной власти проводят конкурсы на реализацию государственных программ).
Многие международные организации (такие, как Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) и западные доноры не очень верят в способность и возможность национальных правительств и/или рыночных механизмов обеспечить должный уровень реализации как социальных программ, так и проектов развития гражданского общества.
Наряду со все увеличивающимися потребностями в расходах на социальную сферу (например, образование и здравоохранение), происходит снижение в них доли государственных расходов, что связано с желанием органов государственной власти «разделить финансовую нагрузку». Аналогичные процессы происходят и на местном уровне, так как, в связи со снижением централизованного государственного финансирования бюджетов местного уровня, распределение ресурсов может оказаться даже более проблематичным. Мировой опыт сотрудничества государственного сектора с некоммерческим приводит к осознанию того, что привлечение НКО к участию в национальных и местных проектах является более рентабельным и экономичным способом, а также отличается более низкой прибавочной стоимостью, в особенности по сравнению с частным сектором экономики.
Как показывает мировой опыт, создание ясных, четко прописанных, прозрачных, эффективно работающих отношений между государством и общественным сектором приводит к таким явлениям, как: вовлечение населения в процесс создания и развития гражданского общества; участие населения в разработке и реализации общественных и социальных инициатив; выстраивание более тесных контактов и принципов обратной связи между органами власти и населением; повышение качества предо-
ставляемых государством услуг; повышение гибкости и инновационности государственных программ и проектов; возможность экспериментирования и внедрения новых форм и практик 1.
Источниками финансирования некоммерческих организаций могут быть 2:
• агентства;
• частные лица;
• коммерческие компании (отчисления либо программы социальной ответственности бизнеса);
• органы государственной власти и местного самоуправления.
Можно выделить нижеследующие инициативы поддержки некоммерческого сектора со стороны государства. Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р 3, является развитие институтов гражданского общества. Одной из задач деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации является поддержка благотворительной деятельности и волонтерства, которая реализуется в рамках Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р. В данном документе прописаны такие цели развития благотворительности, как: развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности; раскрытие потенциала волонтерского труда населения; обеспечение роста корпоративных фондов; поддерживающих стабильность благотворительной системы; развитие партнерских отношений НКО и власти; повышение квалификации работников социальной сферы; развитие организованных форм благотворительности. Одним из важных направлений содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества является развитие института социальной рекламы 4.
В мае 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об оказании государственной поддержки в 2011 году некоммерческим обще-
1 ЭКОМ - технологии общественного участия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ecominfo.spb.ru/news/index.php?id=957
2 Шекова Е. Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. СПб., 2003. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.coopdev.ngoschool.ru/ngo_info/ngo_money/
3 Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marafon.deti-mira.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=982
4 Минэкономразвития России. Официальный сайт. Содействие развитию институтов гражданского общества. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/publicsociety/
ственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества, путем проведения конкурса. На эти цели выделяется 1 млрд. руб. Конкурс уже стал традиционным. Неизменной остается и его главная цель - поддержка некоммерческих общественных организаций. Однако при этом каждый год меняются приоритеты выбора НКО, которым она будет оказана. В этом году средства должны получить те структуры гражданского общества, которые работают в сфере защиты детей (в том числе сопровождение семей, защита детей от насилия, реабилитация жертв насилия, помощь сиротам, тяжелобольным и инвалидам), способствуют развитию науки, изобретательства, предпринимательства среди молодежи, занимаются урегулированием межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Традиционным является и то, что проведением конкурса и распределением грантов занимаются общественные организации. В этом году их будет шесть. Это Институт общественного проектирования, Институт проблем гражданского общества, Межрегиональная правозащитная организация «Сопротивление», Общероссийский общественный фонд «Национальный благотворительный фонд», Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» 1. 10 мая 2010 г. Президентом было подписано аналогичное распоряжение «Об обеспечении в 2010 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества», где на поддержку НКО из федерального бюджета планировалось выделить 1 млрд. руб. В 2009 году аналогичная сумма составляла 1,2 млрд. руб. 2
Многие организации и крупные компании имеют сегодня в своих структурах благотворительные проекты или специальные фонды для благотворительной деятельности, проводят акции среди своих сотрудников, строят корпоративную культуру на принципах социальной ответственности, привозят картинные или музейные коллекции в отдаленные регионы России, проводят фестивали культуры. Такие события действительно имеют сильный общественный резонанс, усиливают лояльность клиентов, делают хорошую репутацию компании.
Еще одной важной стороной являются социальные инвестиции или вложение средств компании в развитие персонала и компаний региона, в котором она функционирует. Поскольку сам термин «инвестиции» предполагает возвратность в среднесрочном или долгосрочном периоде, то компании, тратящие
большие суммы на социальную сферу, ждут некоего ощутимого положительного эффекта в будущем. Например, оптимизации транспортных систем в регионе, улучшения состояния здоровья сотрудников, повышения лояльности клиентов и прочее.
Особую популярность в российской некоммерческой практике приобрела стратегия фандрайзин-га. Фандрайзинг - это способ поиска источников финансирования, объединяющий деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования.
Фандрайзинг как процесс включает в себя 4 этапа:
1. Планирование финансовой кампании;
2.Реализации фандрайзинга;
3. Контроль хода реализации фандрайзинга;
4. Оценка результатов проведенной кампании.
Разработка финансовой кампании начинается в крупных НКО за год до ее начала. На этом этапе определяются основные направления работы на год, составляются списки краткосрочных и долгосрочных проектов, потоки потребителей, вкладчиков и прочее.
Фандрайзинг, в зависимости от поставленных задач, бывает проектным и оперативным.
Эффективность конечных результатов оценивается коэффициентом окупаемости расходов на фан-драйзинг (Ко6ор) и коэффициентом рентабельности фандаейзинга (1?ф).
Коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг показывает, во сколько раз расходы на фандрайзинг меньше привлеченных фандрайзинговых средств:
"""" Расходы на фандрейзннг
Коэффициент рентабельности показывает, сколько прибыли (разница между привлеченными средствами и расходами на фандрайзинг) приходится на единицу привлеченных фандрайзинговых средств:
Прибыль
>100%-
Привлеченные средства
Для проектного фандрайзинга также используются показатели доходности проекта, расходы на проект и т.п. Для оперативного фандрайзинга применяются коэффициенты покрытия различных ви-
1 Президент России выделил НКО 1 млрд рублей. 12.05.2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mosblago.ru/ news/show-731.htm
2 Web ground [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://webground.su/topic/2010/05/10/t220/(10/05/2010); Росбалт. Информационное агентство [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/2009/11/12/688217.html.
дов расходов (коммунальных расходов, расходов на заработную плату и т.п.).
Социальное предпринимательство
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций - интересная и нестандартная область для НКО. На Западе развито такое направление, как социальное предпринимательство. Это особый вид взаимодействия НКО и общества, в котором социальная составляющая имеет форму бизнес-идеи, но направлена на заполнение значимого пробела в жизни общества. Социальное предпринимательство - это предпринимательская деятельность, направленная на смягчение социальных проблем. За рубежом имеется много успешных социальных предпринимателей. Здесь можно отметить благотворительный ресторан «Хокстонские ученики» (2004 г., Лондон, Великобритания), прибыль от деятельности которого полностью передается в благотворительный фонд Трейнинг фор Лайф (Training for Life, 1993 г., Великобритания), занимающийся подготовкой высококлассных специалистов в области гостиничного и кулинарного бизнеса. Подготовка одного человека обходится в 10 тыс. фунтов стерлингов, но представители бизнеса охотно инвестируют в организацию, получая отличных специалистов в указанной области. Фонд дает возможность менее удачливым людям раскрыть свой потенциал и приобрести профессиональные навыки в работе в ресторанной отрасли. Другой пример - проект лауреата Нобелевской премии 2006 года Мухаммада Юнуса, открывшего в 70-е годы в Бангладеш банк микрокредитования Grameen. На сегодняшний день банк выдал кредитов на общую сумму 5 млрд. долл. США, всего около 4 млн. кредитов. Средний размер кредита колеблется в пределах от 100 до 10 000 долл. США. Благодаря подобным организациям по микрокредитованию (по состоянию на 2004 год их было зарегистрировано около 3,2 тыс. - оценка сообщества предпринимателей-микрокредиторов Microcredit Summit Campaign) около 92 млн. клиентов смогли получить необходимые суммы для осуществления своих идей. Таких примеров множество, и отрицать их полезность для общества не приходится 1.
Одна из самых сложных задач в занятии благотворительной деятельностью в России - экономическая оценка деятельности НКО. Во-первых, не все благотворители желают освещать свои деяния, во-вторых, как таковой статистики по благотворительной деятельности в России не ведется. Все же
для получения некоторого представления о влиянии благотворительной деятельности на уровень жизни населения можно привести некоторые данные по пожертвованиям, собираемым крупными НКО и благотворительными конкурсами, и по размерам денежных средств, которые государство отводит на поддержку социального сектора.
Так, в 2009 году на социальную политику в бюджете РФ было отведено 325 млрд. руб. 2, а по итогам II Ежегодного Исследования корпоративной благотворительности, проводимого Некоммерческим партнерством «Форум Доноров» и газетой «Ведомости», совокупный бюджет на благотворительность, потраченный 40 крупными компаниями на программы в России, составил 7,073 млрд. руб., из которых 6,54 млрд. руб. приходится на долю только 10 компаний (в 2008 году на эти же цели было потрачено 13,8 млрд. руб.).
Специфика деятельности НКО дает эффект не только в экономическом измерении, но и в социальном. Для оценки эффективности деятельности НКО используются следующие показатели 3:
Р1=
Доходы от выпуска общественных благ Доходы от выпуска частных благ
1. Социальный индекс Вайсброда, коэффициент социальной рентабельности
Социальный индекс (Р1) был введен американским ученым Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в некоммерческих организациях. Согласно Вайсброду, индекс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции».
Доходы от создания общественных благ - это благотворительные вклады, гранты, государственные дотации и т.п. К созданию частных благ относится реализация товаров, услуг и работ, а также членские и спонсорские взносы.
Единицы измерения - абсолютные значения. Индекс принимает значения от 0 до бесконечности. Р1 = 0 в коммерческих организациях культуры, которые полностью существуют за счет выпуска частных благ, т.е. взносов своих членов или средств от реализации потребительских товаров и услуг. Бесконечно большие значения социального индекса характерны для некоммерческих организаций культуры, вся
1 Ремнева К. Они были первыми. С чего начиналось социальное предпринимательство // Деньги и благотворительность. - 2008. - № 3.
2 Экономика и жизнь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/news/74671/
3 Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. СПб., 2003. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.coopdev.ngoschool.ru/ngo_info/ngo_money/
деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов; их деятельность полностью финансируется за счет благотворительных вкладов, пожертвований, грантов и субсидий.
2. Коэффициент социальной рентабельности
Аналогичен показателю экономической рентабельности, рассчитывается как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта:
SR =
Социальный
эффект
Затраты
В силу того, что основной целью деятельности НКО является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов НКО носит ярко выраженную специфику.
Процедура оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации имеет две составляющие: экономическую и социальную.
Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а социальная составляющая - на оценке социальных результатов от выполнения проекта.
Анализ экономических результатов инвестиционных проектов НКО базируется на тех же показателях, что и для коммерческих предприятий. Это: коэффициенты простой нормы прибыли; чистой приведенной стоимости; индекс доходности; период окупаемости вложенных средств; показатель внутренней нормы прибыли.
К показателям оценки социальных результатов инвестиционных проектов относятся
1) коэффициент социальной рентабельности;
2) показатель чистой приведенной социальной стоимости;
3) индекс социальной доходности;
4) коэффициент внутренней нормы социальной доходности.
Несмотря на пока слабо разработанную методологию оценки экономической эффективности деятельности НКО и их влияния на экономику, роль
этой деятельности в экономическом развитии страны очевидна, и в России существуют объективные предпосылки и необходимость развития благотворительности, поскольку успешное развитие экономики невозможно без поднятия остальных сфер жизни страны, в том числе без становления гражданского общества с его важным элементом - социальной ответственностью населения и коммерческих структур. Следующим шагом в развитии данного направления должно стать упорядочение благотворительной деятельности в стране, поиск вектора его развития, включенность общества в проблемы нуждающихся слоев населения. Важен момент отчетности о проделанной работе в этом направлении для того, чтобы иметь представление о масштабах проделанной работы в направлении социального предпринимательства. Решение этих первоочередных задач может дать хороший толчок развитию некоммерческого сектора России и содействовать повышению уровня жизни населения и становлению российского гражданского общества.
Благотворительность поддерживают как крупнейшие международные организации, такие как ООН, Всемирный банк, Международный валютный фонд, так и коммерческие компании. Примерами того могут служить миллиардные отчисления на благотворительные цели компаний «ЛУКОЙЛ», создание главой крупнейшей в мире компании «М^гозой»благотворительного Фонда Билла и Мелинды Гейтс. Международные НКО способствуют становлению демократических институтов и помогают миллионам людей по всему миру бороться с нищетой, голодом, болезнями, за право на образование и достойный уровень жизни.
Некоммерческие организации играют важную роль в жизни общества, содействуя его оздоровлению, и способствуют выполнению государством социальной политики, беря на себя часть его функций. Только благодаря всесторонней поддержке этого сектора, включая социальную рекламу, вовлечению в него персонала организаций и частных лиц, стратегическому планированию благотворительной деятельности на уровне топ-менеджмента корпораций можно добиться успехов в создании демократичного общества с развитой социальной инфраструктурой и действенными механизмами социальной поддержки общества.
Горячева В. Р. - ассистент Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Goryatcheva V. R. - Assistant Lecturer, Russian Plekhanov University of Economics e-mail: zancia@rambler.ru