УДК 351.854 (477)-056.87:908(477)
Т. Н. Куринна
Киевский центр повышения квалификации работников сферы управления Министерства социальной политики Украины (Киев, Украина)
РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЕ
Принята к публикации 20.01.2018
В статье раскрывается значение украинского исторического краеведения, которое на сегодняшний день находится в плоскости государственной идеологии и политики памяти, играет важную роль в просвещении и патриотическом воспитании. Определены перспективы инновационной, благотворительной и инвестиционной деятельности по развитию исторического краеведения Украины. Отмечается, что регулирование благотворительности и меценатства благоприятно сказывается на развитии экономики и микроистории городов и сел Украины. Рассмотрен опыт государственного регулирования благотворительности и меценатства в области украинского исторического краеведения посредством правовых, управленческих механизмов — через проекты, программы, акции, презентации.
Ключевые слова: историческое краеведение, государственное регулирование благотворительности и меценатства, административно-территориальная реформа.
Сегодня в современной Украине сфера деятельности краеведения находится и в плоскости государственной идеологии, и в плоскости памяти, исторической преемственности поколений. В рамках достижения цели административно-территориальной реформы, понимаемой как реформы, направленной «на обеспечение гармоничного, всестороннего развития общества, повышение качества жизни граждан в каждом населенном пункте» [14, с. 26], краеведение становится инструментом формирования патриотического сознания и активной гражданской позиции на местах, через возрождение интереса к истории родного края. Поэтому существует необходимость предметного определения «зон взаимодействия» Национального союза краеведов Украины (НСКУ) с государственными органами в сфере охраны достопримечательностей, содержательного наполнения коллективной исторической памяти, креативных просветительских и воспитательных акций [15], в том числе благотворительных просветительских и воспитательных благотворительных акций, презентаций книг, встреч с интересными людьми, патриотических мероприятий и др.
Паблик рилейшнз, как перспективное направление управления краеведением, делает последнее крайне важным для просвещения, воспитания патриотов, а также для ментальных [7], правовых [9] и других исторически-управленческих [8] вопросов, связанных с краеведением материковой Украины.
Учитывая высокую общественную значимость исторического краеведения, необходимо на
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 1 (11). © Т. Н. Куринна, 2018
государственном уровне придать краеведению официальный статус. Так, Национальный союз краеведов Украины планирует добиться внесения в Государственный классификатор профессии «краевед», внедрить почетное звание «Заслуженный краевед Украины» [15]. На сегодняшний день Национальный союз краеведов Украины установил празднование 28 мая Дня краеведа. Для становления специальности «краеведение» нужно открытие кафедр и отделений в образовательных учреждениях.
Издательская деятельность также занимает важное место в решении просветительских задач краеведения. Так, на краеведческой конференции «Украинское краеведение в социокультурном пространстве: исторические ретроспективы и вызовы современности», приуроченной 160-летию со дня рождения Ивана Франка и 150-летию со дня рождения Михаила Грушевского, председатель Национального союза краеведов Украины указал на необходимость создания словарей по краеведению. Также было отмечено, что «приоритетной задачей остается подготовка энциклопедического издания "История городов и сел Украины", которое продолжит развивать фундаментальное направление в украинской историографии» [6].
Участниками заключительного пленарного заседания был принят ряд рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие украинского краеведения. Из них следует, что необходимо активизировать научные наработки, систематизацию и осмысление малоизвестных страниц истории украинского краеведения, особенно в период XIX—XX вв., с учетом новейших исследователь-
ских подходов и концепций. Также в рекомендациях учтено, что способствовать развитию краеведения будет новейшая концепция государственного регулирования благотворительности и меценатства как составная часть инвестиционной деятельности Украины.
Согласно ст. 52 Конституции Украины благотворительность — функция государства, а в ст. 54 Основного закона Украинского государства записано: «Государство сопутствует развитию науки, становлению научных связей с мировым товариществом» [4, с. 17]. В этой связи очень странным выглядит практически полное отсутствие внимания современной украинской политической элиты к историческому краеведению как науке. По всей видимости, это связано с отсутствием понимания сути этого вопроса, силы и правды его идей. Краеведы, как правило, представляются людьми-патриотами старшего поколения. Но сегодня часто среди краеведов можно встретить энергичных молодых людей с новыми идеями.
По справедливому замечанию доктора исторических наук, профессора Александра Реента, «краеведение — это наука, которая объединяет людей осмысленным делом». Более того, «краеведение не только наука, но и общественное движение» [15].
Существует ли связь с аналогичными организациями других стран мира? Возможна ли организация совместных мероприятий? Много лет продолжается сотрудничество Национального союза краеведов Украины с Союзом краеведов России. Тесные контакты поддерживаются и с коллегами из Польши и Чехии. Проявляется заинтересованность в сотрудничестве и со стороны краеведов Беларуси.
Современный этап развития Украины нуждается в коренной модернизации всех сфер общества. Так, украинский ученый В. Гусев предлагает инновационную модель развития Украины, которая предполагает, что доминантой станут инновации [2, с. 278]. По мнению А. Никифорова, «...государство, которое творит социально-экономическую среду, формирует механизм государственного управления инновационной деятельности и реализует соответствующие мероприятия» [12, с. 278].
Система правовых норм, регулирующих инновационную деятельность, носит комплексный характер и затрагивает много аспектов, включая нормы законодательства об интеллектуальной собственности, о науке, в том числе о науке «историческое краеведение», образовании научно-исследовательского Института краеведения, который будет осуществлять методологическое обеспечение краеведческих студий, систематизацию и теоретическое осмысление эмпирических знаний, реализацию всеукраинских научно-издательских проектов, экспедиций, форумов и т. п.
В рамках государственной поддержки краеведческого движения можно также отметить постановление Кабинета министров Украины от 10 июня 2002 г. № 789, которым была утверждена
Программа развития краеведения на период до 2010 года. А согласно ст. 1 Указа Президента Украины от 23 января 2001 г. № 35 «О мерах по поддержке краеведческого движения в Украине» были утверждены региональные программы развития краеведения.
Очевидно, что, реализуя инновационную модель развития Украины, следует учитывать специфику различных секторов экономики. Так, наука всегда и везде, в отличие от промышленного, например, сектора, носит дотационный характер. Поэтому мы видим развитие науки в целом и исторического краеведения в частности в плоскости инвестиционной деятельности с опорой на государственное регулирование благотворительности и меценатства, обеспечивающих развитие образования, науки, просветительства в Украине.
С развитием экономики благотворительные, инновационные ресурсы охватят кадровый состав, материально-техническую базу, финансы, интеллектуальную собственность, формы организации и управления инновационной деятельности, научные школы (в том числе научные школы по историческому краеведению) и их место и роль в отечественной и мировой науке, научно -технический потенциал [1].
При этом надо учитывать, что система правовых норм, регулирующих инновационную деятельность и касающихся перспективных вопросов управления общественным развитием Украины, должна включать в себя также правовые нормы, регулирующие благотворительность и меценатство.
Потенциал развития благотворительности и меценатства видится в различных формах. Так, это может быть создание фондов (например, Красного креста), братств, лиги меценатов, товариществ, форума благотворителей Украины и других юридических лиц, в том числе осуществляющих гуманитарную и благотворительную помощь Украине в различных сферах социальной жизни.
В качестве примера эффективного меценатства можно привести Фундацию Ивана Багряного — некоммерческую благотворительную корпорацию украинской диаспоры США, созданную с целью внедрения идей Ивана Павловича Багряного посредством публикаций и распространения его произведений, издания книг, близких его идеям. Например, Фундация издала «Историю Украины» Д. Дорошенка. Фундация Ивана Багряного входит в украинскую Лигу меценатов [3, с. 11]. Она финансово поддерживает студентов и преподавателей Национального аграрного университета. Гражданские организации могут осуществлять свою деятельность в разных формах (гражданские благотворительные организации, общественное благотворительное движение, общественно-государственный благотворительный фонд, церкви, рабочие группы).
Кроме того, государство, реализуя свою функцию по оказанию содействия развитию науки (ст. 54 Конституции Украины), может при-
РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
влекать в целях благотворительности средства частных некоммерческих организаций. И позитивный опыт такого регулирования есть. Как свидетельствуют данные Держкомстата, в начале XXI в. средства частных некоммерческих организаций, поступающие на финансирование и разработку исследований, имели рост к увеличению:
2001 г.....................................................10,0 млн грн.
2002 г.......................................................9,6 млн грн.
2003 г.......................................................9,9 млн грн.
2004 г.....................................................18,8 млн грн.
2005 г.....................................................18,4 млн грн.
Регуляторами выступали правовая защита бизнеса и налоговое стимулирование, что позволило заинтересовать бизнес, благотворительные фонды, организации, компании. Нужно и дальше развивать законодательство в области благотворительности и меценатства, разрабатывать законы, стимулирующие некоммерческие организации вкладывать средства в образование и науку.
Для этого можно использовать опыт Европейского Союза, где существуют законы, регулирующие деятельность товариществ, компаний, фондов [13].
Настало время для развития украинской науки. Государство формирует механизмы госуправления благотворительности и меценатства и реализует соответственные мероприятия, движения.
Фундации имеют программы, проекты. Фундация, благотворительный фонд, программы, проекты, гранты — все это механизмы государственного регулирования благотворительности и меценатства. Фундации выступают основными институциями на Западе и в украинской диаспоре, например в США. Стимулировать развитие украинского исторического краеведения следует не только грантами, но и привлекая средства благотворителей диаспоры в рамках различных проектов, программ и других механизмов госрегулирования.
Государственной политике нужна стратегия, направленная на государственное регулирование благотворительности и ее контроль. Нужно больше государственных и благотворительных программ семейных фондов, смешанных государственных программ и программ со стороны бизнеса. При разработке программы обязательным является введение критериев оценки эфективно-сти выполнения программы для возможности контроля и мониторинга программы как со стороны органов управления, так и со стороны потребителей. Основы разработки, утверждения и выполнения государственных целевых программ определены законами Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» (2001) и «О государственных целевых программах» (2004). Временный характер программ требует гибких форм управления их реализацией. Целесообразно создавать специализированные органы оперативного руководства про-
граммами, наделять их широкими правами, включая право распоряжения материальными и финансовыми ресурсами и привлечением компетентных организаций на основе аутсорсинга [5, с. 588].
Также программы развития краеведения, основанные на механизмах государственного регулирования благотворительности и меценатства, есть в самих Черкассах, а также в Драбовском и Каменском районах Черкасской области. Созданием новых программ развития краеведения районных масштабов надо стимулировать интеллектуальный капитал образовательных, научных, воспитательных учреждений государства.
Таким образом, на развитие краеведения позитивно повлияло «включение» государства в круг благотворителей науки. Например, это подтверждают ряд приказов о включении в Государственный реестр научных учреждений, которым оказывается поддержка государства, в том числе приказ Министерства образования и науки Украины от 28 марта 2017 г. № 487. Важно, что ученики школ, гимназий Украины будут изучать историческое краеведение. Ученики Малой академии наук Украины будут проводить исследования по разработке единого научно-методического комплекса по историческому краеведению.
Формирование национального самосознания посредством изучения своих исторических, культурных корней — ключевая задача общественного управления, которое интегрирует управление всеми сферами общественной деятельности (политическая, экономическая, социальная, гуманитарная, экологическая), существенно влияя на государственное управление (центральное, региональное, местное), местное самоуправление, управление общественными организациями, профсоюзами [16, с. 191]. На решение этой задачи и направлена деятельность Национального союза краеведов Украины [11], Малой академии наук Украины и других институтов исторического краеведения.
На сегодняшний день в Украине существует сотрудничество государственных институтов, церкви, благотворительных фондов, общественных организаций, известных личностей, бизнеса и корпораций в сфере благотворительности и меценатства, а также расширения духовных ценностей. Однако надо стимулировать государственное регулирование благотворительности и меценатства за счет перераспределения добровольных пожертвований правовыми, управленческими механизмами.
Привлекать и стимулировать исследователей и учеников, студентов Малой академии наук Украины следует не только грантами, но и средствами благотворителей диаспоры на развитие украинского исторического краеведения через проекты, программы, акции, посредством презентации, встречи с интересными людьми и других механизмов госрегулирования благотворительности.
Список литературы
1. Войтов И. В. Об инновационном развитии Республики Беларусь // Проблемы управления. Минск. 2007. № 1(35). С. 59—64.
2. Гусев В. О. 1нновацшна модель розвитку // Ен-цикл. словник з державного управлшня: короткий наук. термшолопчний словник / уклад.: Ю. П. Сурмш [та ш] ; за ред. Ю. В. Ковбасюка, В. П. Трощинського, Ю. П. Сурмша. Кшв, 2010. С. 278.
3. Звт Фундации Ивана Багряного за 2010 рж // Свобода. 2011. № 5.4 лютого. С. 11.
4. Констит^я Украши. Закон Украши. «Про внесення змiн до Конституцп Украши». За станом на 10 березня 2005 р. / Верховна Рада Украши. Офщ. вид. Кжв : Парлам. вид-во, 2005. 68 с.
5. Крупник А. С. Програма // Енцикл. словник з державного управлшня: короткий наук. термшолопчний словник / уклад.: Ю. П. Сурмш [та ш] ; за ред. Ю. В. Ковбасюка, В. П. Трощинського, Ю. П. Сурмша. Кшв, 2010. С. 588.
6. Куртна Т. До питання термшологп краезнав-ства // Киевознавчi читання: iсторiя та етнокультура. До 100-рiччя Украшсько! революцп 1917—1921 рр : зб. матерiалiв Мгжнар. наук.-практ. конф. (Кжв, 29 березня 2017 р.) / голова ред. кол. : О. П. Реент. Кжв : Фолiант, 2017. С. 300—304.
7. Куртна Т. М. 1сторичш аспекти розвитку бла-годшноста та меценатства як мехашзмгв державного управлшня // Актуал. проблеми державного управлшня в Украш ; щорiч. наук.-практ. конф., 20 сч. 2006 р. : тези доп. У 2 ч. Львш : ЛР1ДУ НАДУ, 2006. Ч. 2. С. 92—95.
8. Куртна Т. М. Меценатство на Украш: ютори-ко-управлшський аспект // Актуал. проблеми державного управлшня. Вип. 1 (1). Днепропетровск : ДР1ДУ НАДУ. 2008. Вип. 3 (33). С. 56—62.
9. Куртна Т. М. Правовi мехашзми державного регулювання розвитку меценатства Державне управ-
лшня: теорш та практика [Електронний ресурс]. Кжв : НАДУ, 2007. № 1. URL: http://www.academy.gov.ua/ ej/ej5/txts/07ktmrbm.htm
10. Куртна Т. М. Фундащя // Енцикл. словник з державного управлшня: короткий наук. термшолопчний словник / уклад.: Ю. П. Сурмш [та ш] ; за ред. Ю. В. Ковбасюка, В. П. Трощинського, Ю. П. Сурмша. Кшв, 2010. С. 743.
11. Лисенко О. До 65^ччя з дня народження го-лови Нацюналъно! стлки // Краезнавство. Наук. журн. 2012. № 2. С. 5—13.
12. Никифоров А. С. 1нновацшна дшльшстъ // Енцикл. словник з державного управлшня : короткий наук. термшолопчний словник / уклад.: Ю. П. Сурмш [та ш] ; за ред. Ю. В. Ковбасюка, В. П. Трощинського, Ю. П. Сурмша. Кигв, 2010. С. 278.
13. Право товариств (company law): поргвняльно-правовий аналiз acoguis Свропейсъкого Союзу та зако-нодавства Украгни / [О. Хобенко, Пендак Сарбех,
A. Друзенко ; пiд. ред. О. Юбенка]. Кигв : Юстинiана, 2005. 450 с.
14. Прокопенко Л. Л., Кравченко С. О., Яковлева Ю. О. Адмшстративно-тершх^альна реформа // Енцикл. словник з державного управлшня: короткий наук. термшолопчний словник / уклад.: Ю. П. Сурмш [та ш] ; за ред. Ю. В. Ковбасюка, В. П. Трощинського, Ю. П. Сурмша. Кив, 2010. С. 26.
15. Реент А. Эта наука объединяет людей осмысленным делом [Электронний ресурс]. URL: http://day.kyiv.ua/ru/article/kultura/kraevedenie-i-politika-pamyati
16. Управлтня суспшьним розвитком : словник-довiдник / [уклад. В. Д. Бакуменко, С. О. Борисевич, Т. М. Куршна та ш ; за заг. ред. А. М. Михненка,
B. Д. Бакуменка]. Кигв : НАДУ, 2006. 247 с.
T. N. Kyrinna
DEVELOPMENT OF HISTORICAL LOCAL LORE IN MODERN UKRAINE
The article reveals the role of Ukrainian historical local lore study which to date is in the field of state ideology and memory politics and it plays an important role in education and patriotic education. Perspectives of innovative, charitable and investment activities for the development of Ukrainian historical local lore study are determined. It notes that regulation of charity and patronage brings advantage for the development of the economy and studying of the microhistory of cities and the villages of Ukraine. Experience of the state regulation of charity and patronage in the field of Ukrainian historical local lore study which is stimulated by legal, managerial mechanisms — through projects, programs, shares, presentations and other mechanisms of State regulation — is considered.
Keywords: historical local history, mercy, charity, state regulation of charity and sponsorship administrative and territorial reform.