Поляков Е.С.
студент
Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия Научный руководитель: Жуковская Н.Ю., кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия
ИНСТИТУТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ ФИНЛЯНДИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация. В статье выявлены слабые и сильные стороны прохождения альтернативной гражданской службы (АГС) в России и в Республике Финляндия. Изложены рекомендации по совершенствованию АГС в Российской Федерации.
Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, АГС, Российская Федерация, Республика Финляндия, длительность АГС, условия прохождения АГС, принцип экстерриториальности, частичная мобилизация.
Polyakov E.S.
student
Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia Scientific adviser: Zhukovskaja N.Yu. Ph.D. in historical sciences, associate professor of the Department of state and legal disciplines, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia
INSTITUTE OF ALTERNATIVE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF FINLAND: COMPARATIVE ANALYSIS
Abstract. The article reveals the strengths and weaknesses of the alternative civilian service in Russia and the Republic of Finland. Recommendations for improving the ACS in the Russian Federation are presented.
Key words: alternative civil service, ACS, Russian Federation, Republic of Finland, duration of the ACS, conditions for passing the ACS, the principle of extraterritoriality, partial mobilization.
Введение. Актуальность представленной работы обусловлена наличием в информационном поле современной России общественного запроса на трактовку норм института альтернативной гражданской службы (далее - АГС). В 2022 году, по наблюдениям экспертов, интерес россиян к данному виду службы значительно вырос [5]. Институт АГС, позволяющий заменить прохождение срочной военной службы по призыву иной полезной для государства деятельностью, предсказуемо пользуется спросом у людей, убеждения которых не совместимы со спецификой службы в армии. Однако, своего пика интерес к АГС достигает в моменты возрастания угроз военной конфронтации и усложнения условий прохождения военной службы.
Цель исследования состоит в выявлении сущностных характеристик института АГС в Российской Федерации и Республике Финляндия, а также в формулировании основных направлений возможного совершенствования норм законодательства, регулирующих прохождение АГС в России.
В процессе проведения исследования использовались, прежде всего, конкретно-исторический, формально-юридический и компаративный методы.
В научной юридической литературе институту АГС уделяется не особенно много внимания. Но в числе работ, ему посвященных, следует в первую очередь отметить официальные комментарии к федеральному закону
об АГС, написанные такими юристами, как В.И. Миронов, М. Дашевская, В.С. Буров, М.И. Петров, Е.В. Ионова и др.
В то же время в ряду авторов, которые исследуют особенности прохождения АГС в России, следует выделить В.С. Украинцеву, Е.В. Бабошину, в трудах которых рассматриваются исторические аспекты принятия федерального закона об альтернативной гражданской службе, правовые основы данного института, а также предпринимаются попытки рассмотрения отдельных слабых сторон российской модели АГС.
Что же касается сопоставления правовых основ отечественного института АГС с порядком и особенностями прохождения альтернативной гражданской службы в зарубежных государствах, то можно выделить работы И.В. Низова, затрагивающего непосредственно вопрос правовых моделей АГС в Российской Федерации и Финляндии, а также Е.В. Мигачевой, В. Лозбишева и др. Однако их работы относятся к началу нынешнего столетия и во многом уже утратили свою актуальность. В числе работ этого направления, вышедших в последние годы, стоит отметить также статью, В.К. Дмитриева, А.Б. Новикова, Н.А. Рагозиной и Г.З. Щербаковского, в которой проводится анализ особенностей прохождения АГС в Германии, Израиле и Швейцарии.
С учетом изложенного, новизна представленного исследования состоит: 1) в проведении сравнительного анализа отдельных аспектов прохождения АГС в России и в Республике Финляндия; 2) в рассмотрении особенностей регулирования АГС в условиях объявления в России частичной мобилизации; 3) в формулировании отдельных направлений повышения эффективности АГС в Российской Федерации.
Краткая история развития института альтернативной гражданской службы в России. Институт АГС имеет длительную историю в России. Как отмечают эксперты Министерства обороны РФ, Россия является первой страной, признавшей право на альтернативную службу взамен военной [1]. Действительно, еще в царствование императрицы Екатерины II меннонитам, религиозной общине пацифисткой направленности, было предоставлено право на освобождение от несения военной службы по религиозным убеждениям [10, с. 43].
Формы служения Отечеству, альтернативные военным, применялись в России и в последующие периоды. Однако своё законодательное закрепление институт АГС получил лишь во второй половине XIX в. (1880-е гг.): альтернативная служба, как и ранее, была предусмотрена для членов религиозных общин, которым, по их убеждениям, было чуждо использование оружия. К таковым относились меннониты, духоборы, молокане, евангелисты, баптисты, адвентисты и др. [8, с. 81].
После революционных событий 1917 г. АГС не была забыта. Более того, советская Россия наряду с Великобританией (1916 г.) и Да-нией (1917 г.) стала одной из первых стран, признавших право на альтернативу военной службе в XX в. Нормативное закрепление это решение получило в ряде законодательных актов (в Декрете от 4 января 1919 г. «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям», законе СССР от 18 сентября 1925 г. «Об обязательной военной службе» и др.). Однако, в дальнейшем в связи с изменением политической, а также социально-экономической ситуации в СССР от АГС было решено отказаться. Данный факт нашел отражение в постановлении ЦИК СНК от 30 июня 1931 г. [10, с. 44].
О необходимости восстановления института АГС в стране заговорили на волне «перестройки» в 1989 году. Уже 1990 г. в Верховном совете СССР была создана комиссия для подготовки соответствующего законопроекта. Однако неудачный опыт государственного реформирования периода «перестройки» не позволил завершить данный процесс.
Несмотря на то, что на протяжении 1990-х годов тема альтернативной службы широко обсуждалась в России, а Государственная Дума Российской Федерации первых двух созывов рассматривала законопроекты по ее введению, в тот период вопрос о возможной альтернативе военной службе так и не получил законодательного решения. Ныне действующий Федеральный закон № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» был принят лишь в 2002 году. Сегодня он определяет условия поступления на АГС, права и обязанности граждан, проходящих АГС, систему оплаты их труда, социальное страхование и ряд других особенностей [2, с. 122].
Особенности порядка и условий прохождения альтернативной гражданской службы в России и в Финляндии. Нельзя утверждать, что институт АГС до недавнего времени пользовался большой популярностью среди молодого поколения россиян, несмотря на довольно широкое распространение пацифистских и антимилитаристских взглядов. Чтобы лучше разобраться в данном феномене, сравним механизм функционирования АГС в Российской Федерации с регулированием аналогичной службы в Республике Финляндия, чей опыт считается одним из передовых в мире. Сравнение будет проводиться по следующим критериям: по процедуре поступления на АГС, срокам и порядке ее прохождения.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность замены военной службы (как одной из основных конституционных обязанностей российских граждан) на АГС (с учетом религиозных, иных убеждений гражданина, либо по обстоятельствам, установленным федеральным законом) (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ) [6]. Более детально соответствующие нормы изложены в Федеральном законе от 25 июля 2002 № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» (далее - Закон № 113-ФЗ) [7].
В соответствии с положениями Закона № 113-ФЗ в России направление на АГС осуществляется на основании подачи соответствующего заявления в военный комиссариат. Оговаривается и срок прохождения АГС, который не соответствует сроку несения срочной военной службы, превышая его, по общему правилу, в 1,75 раза (21 месяц), либо же в 1,5 раза (18 месяцев). Однако, обязательным условием АГС является прохождение службы в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах [7].
Граждане Российской Федерации, по общему правилу, проходят АГС за пределами субъекта своего постоянного проживания. При этом на практике молодежь, проживающую в больших городах, оставляют служить преимущественно в «домашнем регионе», но лишь при условии наличия мест для прохождения АГС.
Отдельно следует сказать и об особенностях регулирования АГС в условиях объявления в России частичной мобилизации, хотя каких-либо отдельных положений на этот счет российское законодательство не содержит. Говоря точнее, в соответствии с уже упомянутым ранее Законом № 113-ФЗ (ст. ст. 2, 3) на альтернативную гражданскую службу имеют право лишь те, кому предстоит служить в армии «по призыву» (с учетом прочих, указанных в законе, обстоятельств) и кто «не пребывает в запасе». Следовательно, на лиц, состоящих в запасе и призванных на службу в армии в период частичной мобилизации, нормы о прохождении АГС не распространяются. Однако, в статье 9 Закона № 113-ФЗ содержится оговорка, согласно которой все вопросы организации и прохождения АГС «в период мобилизации, в период военного положения и в военное время» должны быть определены соответствующими законами. Таким законом в настоящее время является принятый 26 февраля 1997 г. Федеральный закон № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [13], в котором лишь в ноябре 2022 г. появилась статья 17.1, посвященная прохождению АГС в период мобилизации. Но каких-либо радикальных изменений в порядок прохождения АГС она не внесла.
Далее обратимся к законодательству Республики Финляндия, в которой, кстати говоря, институт АГС не имеет столь глубоких корней, как в России (хотя бы по той причине, что период самостоятельной государственности у Финляндии гораздо короче: в период с 1809 по 1917 гг. Финляндия входила в состав Российской Империи как Великое княжество Финляндское). Интересно отметить, что впервые в Финляндии альтернативная служба была введена в 1931 г., т.е. в том же году, когда в СССР ее отменили.
АГС в Финляндии регулируется законодательным актом Siviilipalveluslaki 28.12.2007/1446 (Законом о прохождении гражданской службы.), в котором указано, что поступление на АГС имеет заявительный характер (данная модель схожа с российской). В то же время анализ финского закона позволяет обнаружить ряд различий в регулировании АГС в России и Финляндии.
Во-первых, срок подачи заявления о прохождении АГС взамен военной в Российской Федерации более жестко регламентирован и составляет 6 месяцев до начала призыва [7]. В Финляндии точного срока подачи заявления нет. Более того, право перехода на АГС имеют граждане, уже проходящие военную службу в рядах вооруженных сил [8, с. 305-306]. Российское законодательство подобного права не предусматривает вовсе [11].
Во-вторых, если в Финляндии для поступления на АГС достаточно простой подачи заявления, то российские граждане, как показывает практика, встречают ряд сложностей на этом пути. В числе таковых: психологическое давление со стороны сотрудников военкомата (путем «запугивания» работой в моргах, инфекционных диспансерах и других непривлекательных для молодых людей местах), оттягивание военкоматом срока подачи заявления призывником, чтобы последний пропустил срок подачи, а также тяжесть доказывания своих убеждений. Здесь необходимо понимать, что внутренние убеждения - это зачастую эмоциональная, чувственная составляющая мировоззрения человека, которая не всегда может быть подтверждена внешними доказательствами [3, с. 19].
Срок АГС в Финляндии составляет 347 дней, т.е. она длится немногим более 11,5 месяцев. Говорить о соотношении сроков военной службы и АГС в этом случае проблематично, т.к. продолжительность срочной службы в Финляндии колеблется в диапазоне от 180 до 362 дней в зависимости от получаемого звания [12]. Так или иначе, следует заключить, что общий срок АГС в Финляндии меньше, нежели срок военной службы в Российской Федерации (11,5 и 12 месяцев соответственно), не говоря уже о сроках российской АГС (18 месяцев/21 месяц). В данном факте можно усмотреть некую дискриминацию в отношении людей, выбравших АГС. Интересно в этой связи упомянуть мнение В.С. Украинцевой, которая полагает, что российский закон, таким образом, фактически назначает «наказание за убеждения» [11, с. 78].
Последний критерий сопоставления - организация прохождения АГС. В Финляндии лицам, предпочетшим АГС, предоставляется право выбора места прохождения службы, места работы; для них предусмотрены также различные льготы, среди которых присутствуют: бесплатное проживание по месту работы, бесплатное питание, предоставление необходимого для выполнения трудовых задач снаряжения и оборудования, медицинское обслуживание, денежные дневные выплаты, бесплатный проезд к месту прохождения службы и отпуск [9, с. 307].
Справедливости ради стоит отметить, что определенные виды льгот на период прохождения АГС предоставляются и российским гражданам. Однако, ряд из перечисленных выше льгот, установленных в Финляндии, для россиян не предусматривается. Как уже отмечалось, при выборе места прохождения службы в России действует экстерриториальный принцип. Как справедливо отмечает В.С. Украинцева, экстерриториальность порождает ряд неудобств, связанных, в частности, с размещением и социально-
бытовым обеспечением иногородних граждан. В совокупности перечисленные обстоятельства позволяют говорить о недоработках в организации альтернативной гражданской службы с точки зрения ее финансовой эффективности и социальной справедливости [11, с. 79-80].
Кроме того, в России нет прямой возможности выбора конкретного места прохождения АГС, в отличие от Финляндии, где люди сами находят себе работу на установленный срок или выбирают место прохождения альтернативной службы из утвержденного государством списка [12]. Данный факт «идет в копилку» рассуждений о низкой степени социальной ориентации АГС в России, т.к. работа, выполняемая российскими альтернативщиками, не отличается высокой заработной платой, а закон к тому же запрещает работать по совместительству.
Выводы. Основной вывод, который напрашивается в результате проведенного анализа, состоит в том, что модели альтернативной гражданской службы, практикуемые в настоящее время в Российской Федерации и в Финляндии, имеют существенные отличия. Представляется, что в вопросах совершенствования механизмов реализации АГС в России опыт ее регулирования в Финляндии может оказаться полезным. В частности, повысить эффективность альтернативной службы в России может ее корректировка по таким направлениям, как: удлинение сроков подачи заявлений для прохождения АГС, упрощение процедуры доказывания перехода на АГС, сокращение длительности ее прохождения, а также предоставление возможности выбора места прохождения АГС.
Список литературы
1. Альтернативная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://recrut.mil.ru/career/alternative.htm (дата обращения 27.11.2022).
2. Бабошина Е.В. Правовое регулирование института альтернативной гражданской службы / Е.В. Бабошина, И.С. Гусейнова, Р.Э. Аратюнян // Образование и право. - 2019. - № 5. - С. 120-125.
3. Волкова П.А. Альтернативная гражданская служба в России: актуальные проблемы и возможные пути решения / П.А. Волкова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 5-1 (45). -С. 18-22.
4. Жуковская Н.Ю. Ответственность в конституционном праве: понятие и особенности / Н.Ю. Жуковская, Д.Ю. Москалева // В зеркале права - 2022: Сб. научн. трудов. Вып. 3. - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2022. - С. 15-18.
5. Касс А. Сознательные отказчики: у призывников вырос интерес к альтернативной службе. 16.05.2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://news.ru/society/soznatelnye-otkazchiki-u-prizyvnikov-vyros-interes-k-alternativnoj-sluzhbe/ (дата обращения: 27.11.2022).
6. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с поправками от 1 июля 2020 г.) // Рос. газета. 2020. 4 июля.
7. Об альтернативной гражданской службе: Федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3030.
8. Мигачева Е.В. Становление и развитие отечественного законодательства об альтернативной гражданской службе в России (XIX - нач. XX в.) / Е.В. Мигачева // Вестник военного университета. -2008. - № 2 (14). - С. 76-82.
9. Низов И. В. Зарубежный опыт альтернативной гражданской службы (на примере Германии, Финляндии, Латвии) / И.В. Низов // Социальная политика и социология. - 2012. - № 4 (82). - С. 294312.
10. Пономарев С. Становление альтернативной гражданской службы в России / С. Пономарев // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2004. - № 2 (70). - С. 43-53.
11. Украинцева В. С. Проблемы правового обеспечения конституционного право граждан на альтернативную гражданскую службу в Российской Федерации / В.С. Украинцева // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2007. - № 12. - С. 77-81.
12. Финляндия. Альтернативная служба без границ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://alternativeservice.info/sluzhba-vne-granicz/finlyandiya/ (дата обращения: 26.11.2022).
13. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ (в ред. от 4 нояб. 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 9. - Ст. 1014.