Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
626
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / СВОБОДА СОВЕСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ALTERNATIVE CIVIL SERVICE / FREEDOM OF CONSCIENCE OF MILITARY PERSONNEL / MILITARY SERVICE / HUMAN AND CIVIL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бабошина Елена Владимировна, Гусейнова Ираде Сафаратдиновна, Арутюнян Радмила Эдуардовна

В статье проведен анализ действующего законодательства, регулирующего механизм обеспечения свободы совести военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации посредством института альтернативной гражданской службы. Рассмотрены новеллы, внесенные в законодательство об альтернативной гражданской службе. К таким новеллам относятся нормы, устанавливающие исключение времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком из срока службы, и возложение на работодателей обязанности сообщать в Следственный комитет о неисполнении гражданами трудовых функций. Делается вывод о том, что каждый гражданин имеет право потребовать замены военной службы на альтернативную гражданскую службу в том случае, если военная служба противоречит его мировоззрению. При этом государство и его Вооруженные Силы не должны подчеркивать свою приверженность определенной религии во избежание вооруженных конфликтов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бабошина Елена Владимировна, Гусейнова Ираде Сафаратдиновна, Арутюнян Радмила Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF ALTERNATIVE CIVIL SERVICE

The article analyzes the current legislation regulating the mechanism of ensuring the freedom of conscience by servicemen in the armed forces of the Russian Federation through the institution of alternative civil service. Considered the novelties introduced into the legislation on alternative civil service. Such novelties include norms that establish the exclusion of time spent on childcare leave from service and imposing on employers the obligation to report to the Investigation Committee that citizens do not fulfill their work functions. It is concluded that every citizen has the right to demand the replacement of military service with alternative civilian service in the event that military service contradicts his worldview. At the same time, the state and its armed forces should not emphasize their commitment to a particular religion in order to avoid armed conflicts

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ»

БАБОШИНА Елена Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического института Пятигорского государственного университета e-mail: baboshina.80@mail.ru

ГУСЕЙНОВА Ираде Сафаратдиновна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного педагогического университета

e-mail: nazirova.irada@yandex.ru

АРУТЮНЯН Радмила Эдуардовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории государства и права

Юридического института Пятигорского государственного университета e-mail: radmila.arutyunian@yandex.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация. В статье проведен анализ действующего законодательства, регулирующего механизм обеспечения свободы совести военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации посредством института альтернативной гражданской службы. Рассмотрены новеллы, внесенные в законодательство об альтернативной гражданской службе. К таким новеллам относятся нормы, устанавливающие исключение времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком из срока службы, и возложение на работодателей обязанности сообщать в Следственный комитет о неисполнении гражданами трудовых функций. Делается вывод о том, что каждый гражданин имеет право потребовать замены военной службы на альтернативную гражданскую службу в том случае, если военная служба противоречит его мировоззрению. При этом государство и его Вооруженные Силы не должны подчеркивать свою приверженность определенной религии во избежание вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, свобода совести военнослужащих, военная служба, права человека и гражданина.

BABOSHINA Elena Vladimirovna,

PhD in Law,

associate Professor of theory of state and law

of the Law Institute, Pyatigorsk State University

GUSEINOVA Irade Safaratdinovna,

candidate of Historical Sciences, associate Professor of the Department of state and municipal administration, Moscow state pedagogical University

ARUTYUNYAN Radmila Eduardovna,

PhD in Law, associate Professor, head of the theory of state and law Department of the Law Institute,

Pyatigorsk State University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

УДК 342.7 ББК 67.0

LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTE OF ALTERNATIVE CIVIL SERVICE

Annotation. The article analyzes the current legislation regulating the mechanism of ensuring the freedom of conscience by servicemen in the armed forces of the Russian Federation through the institution of alternative civil service. Considered the novelties introduced into the legislation on alternative civil service. Such novelties include norms that establish the exclusion of time spent on child-care leave from service and imposing on employers the obligation to report to the Investigation Committee that citizens do not fulfill their work functions. It is concluded that every citizen has the right to demand the replacement of military service with alternative civilian service in the event that military service contradicts his worldview. At the same time, the state and its armed forces should not emphasize their commitment to a particular religion in order to avoid armed conflicts.

Key words: alternative civil service, freedom of conscience of military personnel, military service, human and civil rights.

Институт альтернативной гражданской службы, являющийся одним из неотъемлемых прав человека, включен в правовые системы многих развитых стран. Деятельность любого государства по организации замены военной службы альтернативной гражданской службой должна, прежде всего, основываться на международно-правовых актах.

Международно-правовыми стандартами в области правового регулирования альтернативной гражданской службы являются универсальные и региональные международные правовые акты в сфере свободы совести [1, с.76], а также акты международных и неправительственных организаций, направленные на реализацию конкретных процедур в сфере альтернативной гражданской службы.

Альтернативная служба отражает степень компромисса, достигнутого между властями и лицом, заявившим, что он отказался от призыва на военную службу.

Согласно точки зрения П.И. Гаврюшенко, « всегда следует учитывать, что государство, предоставляя призывнику возможность прохождения альтернативной службы, преследует определенные цели. Одна из них заключается в том, чтобы возложить на лицо, отказывающееся от военной службы, определенное бремя несения службы, и государством делается попытка обеспечить, чтобы оно было соразмерно бремени несения военной службы, дабы сдерживать тех, кто по оппортунистическим соображениям стремится освободиться от военной службы. Другая состоит в том, чтобы лицо, отказывающееся от военной службы, выполняло бы общественно полезную работу» [2, с. 45].

Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Вместе с тем ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации предусма-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

тривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Опираясь на конституционные нормы В. С. Украинцева, отмечает двойственный характер альтернативной гражданской службы: «с одной стороны, выступает как субъективное право; с другой стороны - как юридическая обязанность гражданина, то есть требование, связанное с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства. Обязанность прохождения альтернативной гражданской службы сопоставима с обязанностью по исполнению воинского долга. Право на альтернативную гражданскую службу есть конституционное право на замену одной из конституционных обязанностей другой конституционной обязанностью. Другими словами, право гражданина заключается в выборе между обязанностями» [2, с.76].

Обобщая нормы права, содержащиеся в данных документах, можно выделить следующие характерные признаки альтернативной гражданской службы.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим реализацию свободы совести в вооруженных силах с помощью института, способствующего

обеспечению конституционного права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» [4].

В организации АГС участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы испол-

нительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение АГС, а также эти организации.

В число федеральных министерств и ведомств, обязанностью которых является организация прохождения АГС, входят Министерство труда и социального развития, Министерство обороны и Федеральная служба по труду и занятости.

В регионах вопросами организации АГС занимаются Комитеты по труду и занятости населения субъектов РФ, как уполномоченные исполнительные органы государственной власти. Они осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с Рострудом, Военным Комиссариатом региона, органами исполнительной власти, имеющими подведомственные учреждения, в которых граждане проходят АГС, с организациями, где предусмотрено прохождение гражданами АГС, и другими заинтересованными органами и организациями.

В соответствии со статьей 1 Закона альтернативная гражданская служба рассматривается как особый вид трудовой деятельности в интересах общественности и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2003 года «Об организации альтернативной гражданской службы» формирование перечня видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости. Перечень утверждается приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Утвержденные перечни направляются в Министерство обороны Российской Федерации и органы исполнительной власти, представившие предложения, связанные с организацией альтернативной гражданской службы. Перечень формируется ежегодно [5].

Закон «Об альтернативной гражданской службе» определил категорию лиц, направляемых для ее прохождения, место, срок, организацию и порядок прохождения службы.

На АГС направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе и имеющие право на замену военной службы АГС. Срок АГС в 1,75 раза превышает срок военной службы и составляет 42 месяца, а для окончивших высшие учебные заведения - 21 месяц. Если гражданин проходит АГС в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (МВД, ФСБ и

т.п.), срок его службы в 1,5 раза превышает военную службу и составляет 36, а для окончивших ВУЗы - 18 месяцев [4].

Граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. В отдельных случаях они могут быть направлены для прохождения АГС в организации в регионе их проживания.

Таким образом, альтернативная гражданская служба носит невоенный, общественно полезный характер, осуществляется за пределами военных образований, не оснащённых социальными подразделениями для осуществления в них альтернативной службы, не имеет контроля со стороны воинских формирований.

Гражданин вправе подать заявление о замене военной службы АГС до 1 апреля и до 1 октября, за 6 месяцев до призыва. В заявлении они должны обосновать свои убеждения, препятствующие им нести военную службу (ст. 11).

На наш взгляд, в этом требовании проявилась в некотором роде коллизия законов: с одной стороны, п.2 ст.29 Конституции РФ гласит, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них, т.е. согласно этой норме гражданину достаточно объявить о своих убеждениях, чтобы получить право на АГС. С другой - государство вправе убедиться в том, что призывник действительно не может нести военную службу в соответствии со своими религиозными или пацифистскими воззрениями, а не с целью уклониться от тягот армейской службы. Но в любом случае, доказать свои религиозные убеждения людям, имеющим иное мировоззрение, весьма сложно и на практике (на призывной комиссии или в суде) этот процесс протекает очень болезненно [6, с. 34].

Особое внимание в Законе уделяется порядку прохождения АГС, правам и обязанностям граждан, ее проходящих, оплате их труда, социальному страхованию и пенсионному обеспечению, а также ответственности за нарушение законодательства, регулирующего АГС.

В последующем были внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» в 2016 г., дополненные постановлением Правительства Российской Федерации № 789 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» [7]. Внесенные новеллы касаются уточнения мер противодействия уклонению от АГС, а также периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной гражданской службы (АГС).

Например, в Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы Постановлением Правительства РФ от 4 июля

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

2017 г. № 789 в пункт 42 внесены изменения: «граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы»[7].

Согласно новой редакции п. 4 ст. 6 Закона об АГС на руководителей организаций, в которых предусмотрена АГС, возложена обязанность назначать гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине трудовых обязанностей. Кроме того, теперь работодатели должны подавать на граждан заявления в Следственный комитет Российской Федерации для привлечения их к ответственности по ч. 2 ст. 328 УК РФ за уклонение от прохождения АГС[4].

В соответствии с п.7 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы к периодам, которые не засчитываются в срок АГС относятся сроки: отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования; время прогула независимо от его продолжительности; период отстранения гражданина от работы в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, добавили время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту указанного отпуска и обратно.

Существенное новшество касается порядка прохождения службы гражданами, взявшими отпуск по уходу за ребенком. По трудовому законодательству отпуск по уходу за ребенком предоставляется до 3 лет как матери, так и отцу ребенка (ст. 256 ТК). Данное правило распространяется и на граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Согласно новации, время нахождения в этом отпуске не включается в продолжительность службы.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 2 ст. 17 Закона об АГС и п. 52 Положения проезд к месту использования данного отпуска также в срок службы не засчитывается и не оплачивается [8, с. 56]. До появления новации такой отпуск фактически освобождал гражданина от дальнейшего исполнения обязанностей АГС, в связи с тем, что продолжительность данного отпуска полностью перекрывала установленный законом 21 месяц АГС. По мнению Я.О.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Соколова «зачет в срок АГС отпуска по уходу за ребенком выбивался из общей тенденции. Поэтому его отмены давно можно было ожидать. То обстоятельство, что это произошло только через 13 лет после появления в России института альтернативной гражданской службы, объясняется тем, что количество воспользовавшихся данным правом граждан было ничтожно мало по сравнению с остальными альтернативнослужащими» [8, с. 57].

Анализируя данные, опубликованные Рострудом по направлению граждан на прохождение альтернативной гражданской службы за последние годы, можно сделать вывод о том, что граждан, желающих заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, с каждым годом уменьшается. Так, доля альтернативных служащих от числа призывников за 2016 год равняется 0,2 % (из 150 145 призывников соответственно 295 альтернативно служащих) [9].

В.С. Украинцева видит причины непопулярности несения альтернативной службы в дискриминационном характере Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» по отношению к гражданам, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы [10, с. 60].

Очевидно, что не все верующие разделяют идею невозможности несения военной службы. Большинство конфессий рассматривают исполнение воинского долга в качестве естественной, допускаемой Богом необходимости, а некоторые (например, то же православие и ислам) - как особый вид служения Богу.

Следует помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [11]. Религиозная организация не может призывать своих последователей к отказу от исполнения гражданских обязанностей, к которым относится и воинский долг; в противном случае ей грозит ликвидация по решению суда. Право отказаться от военной службы в пользу АГС Конституция предоставляет личности, гражданину и именно он принимает решение, к которому побуждает его совесть.

Практика показывает, что количество граждан, изъявивших желание трудиться на альтернативной гражданской службе, исчисляются лишь десятками из многотысячной армии призывников. Остальные служат с оружием в руках.

Оставаясь верующими, эти военнослужащие пользуются правом свободы совести наравне с другими гражданами. Опытные воспитатели в армии знают, что именно такие верующие солдаты и матросы хорошо несут службу, дисци-

плинированны и патриотичны. Поэтому при проведении воспитательной работы они учитывают религиозный фактор и используют его, не препятствуя, а, наоборот, поощряя военнослужащих интересоваться религией, приглашают священнослужителей, дают возможность солдатам посещать в свободное время богослужения и т.д.

Религиозные предпочтения руководства Вооруженных сил не должны влиять на убеждения подчиненных им военнослужащих, многие из которых, являясь мусульманами, католиками, протестантами и.д., не разделяют мировоззренческие позиции своих командиров, со всеми вытекающими последствиями - вплоть до отказа служить в воинских частях, где насаждается православная идеология.

При принятии решения об альтернативной гражданской службе призывник не обязан раскрывать свои убеждения и доказывать их, а направить свои усилия, чтобы доказать, что военная служба с ее основными принципами (уставом и военной деятельностью) противоречит его мировоззрению.

Следует отметить, что убеждения гражданина, предпочитающего альтернативную службу, не должны быть строго этическими или строго политическими. Вера может быть синкретической, то есть, сочетать различную мотивацию. Поскольку каждый гражданин признает право на существование убеждений, их свободно менять и действовать в соответствии с ними, то каждый призывник, который имеет такие убеждения и, прежде всего, обосновавший их, имеет право потребовать замены военной службы на альтернативную гражданскую службу.

Таким образом, в современном мире, где существуют конфликты, в которых существует религиозная составляющая, государство и его вооруженные силы не должны подчеркивать свою приверженность определенной религии. Необоснованные решения в военно-конфессиональных отношениях могут стать дестабилизирующим обстоятельством, катализатором межрелигиозных противоречий и националистических настроений, основанных на них, которые приводят к центробежным процессам в армии и обществе.

Список литературы:

[1] Бабошина Е.В., Косов Г.В., Станкевич Г.В. Теоретико-правовой анализ международных документов универсального и регионального характера о свободе совести, убеждений и религии // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2018. - № 4 (57). - С. 76 - 85.

[2] Гаврюшенко П.И. Конституционно-правовое регулирование права граждан на альтернативную гражданскую службу: вопросы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

- 175 с.

[3] Украинцева B.C. Конституционное право граждан Российской Федерации на альтернативную гражданскую службу: дис. . канд. юрид. наук. - Саратов, 2007. - 169 с.

[4] Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-Ф3 (ред. от 27.06.2018) «Об альтернативной гражданской службе» // С3 РФ. - 2002. - № 30, ст. 3030.

[5] Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. N 750 (ред. от 26.03.2019) «Об организации альтернативной гражданской службы» // С3 РФ. - 2003. - № 51, ст. 4984.

[6] Веремчук В.И. Религия и военная служба: взаимодействие в процессе социального управления // Религия и право. - 2004. - № 4.

[7] Постановление Правительства РФ от 4 июля 2017 г. N 789 «О внесении изменений в Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL: https://base. garant.ru/ 71712476/ b61ac9e6e81dd9db3 b2641b25ff3ee4c/#block_1003

[8] Соколов Я.О. Обзор изменений законодательства об альтернативной гражданской службе в 2016 - 2017 годах // Военное право. -

2017. - № 5 (45). - С. 55 - 60.

[9] Инфографика весеннего призыва 2016 года. М., 2016 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». URL:http://www.garant.ru/ infografika/535043

[10] Украинцева В.С. К вопросу о совершенствовании Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» //3аконность и правопорядок в современном обществе. - 2015. -№ 27. - С. 60 - 63.

[11] Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-Ф3 (ред. от 01.05.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // С3 РФ. - 1997.

- № 39, ст. 4465.

Spisok literatury:

[1] Baboshina E.V., Kosov G.V., Stankevich G.V. Teoretiko-pravovoj analiz mezhdunarodnyh dokumentov universal'nogo i regional'nogo harak-tera o svobode sovesti, ubezhdenij i religii // Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura. -

2018. - № 4 (57). - S. 76 - 85.

[2] Gavryushenko P.I. Konstitucionno-pra-vovoe regulirovanie prava grazhdan na al'terna-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

tivnuyu grazhdanskuyu sluzhbu: voprosy teorii i praktiki: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2004. -175 s.

[3] Ukrainceva V.S. Konstitucionnoe pravo grazhdan Rossijskoj Federacii na al'ternativnuyu grazhdanskuyu sluzhbu: dis. ... kand. yurid. nauk. - Saratov, 2007. - 169 s.

[4] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 N 113-FZ (red. ot 27.06.2018) «Ob al'ternativnoj grazh-danskoj sluzhbe» // SZ RF. - 2002. - № 30, st. 3030.

[5] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 dekabrya 2003 g. N 750 (red. ot 26.03.2019) «Ob organizacii al'ternativnoj grazhdanskoj sluzhby» // SZ RF. - 2003. - № 51, st. 4984.

[6] Veremchuk V.I. Religiya i voennaya slu-zhba: vzaimodejstvie v processe social'nogo uprav-leniya // Religiya i pravo. - 2004. - № 4.

[7] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 iyulya 2017 g. N 789 «O vnesenii izmenenij v Polozhenie o poryadke prohozhdeniya al'ternativnoj grazh-

danskoj sluzhby» [Elektronnyj resurs] // CPC «Garant». URL: https://base.garant.ru/ 71712476/ b61ac9e6e81dd9db3 b2641b25f-f3ee4c/#block_1003

[8] Sokolov Ya.O. Obzor izmenenij zakonod-atel'stva ob al'ternativnoj grazhdanskoj sluzhbe v 2016 - 2017 godah // Voennoe pravo. - 2017. - № 5 (45). - S. 55 - 60.

[9] Infografika vesennego prizyva 2016 goda. M., 2016 [Elektronnyj resurs] // CPC «Garant». URL: http:/ /www.garant .ru/ infografika /535043

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Ukrainceva V.S. K voprosu o sovershen-stvovanii Federal'nogo zakona «Ob al'ternativnoj grazhdanskoj sluzhbe» //Zakonnost' i pravopory-adok v sovremennom obshchestve. - 2015. - № 27. - S. 60 - 63.

[11] Federal'nyj zakon ot 26.09.1997 N 125-FZ (red. ot 01.05.2019) «O svobode sovesti i o reli-gioznyh ob"edineniyah» // SZ RF. - 1997. - № 39, st. 4465.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.