Научная статья на тему 'АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ'

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1372
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА / ВОЕНКОМАТ / ПРИЗЫВНАЯ КОМИССИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / NON-MILITARY SERVICE / CALL TO MILITARY DUTY / CON LAW / RIGHT AND DUTY OF CITIZENS / RECTAL / DRAFT COMMITTEE / DISCRIMINATION / CONFESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Полина Алексеевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации альтернативной гражданской службы в Российской Федерации как в теоретическом, так и в практическом ключе. Данные проблемы связаны с административно-правовым обеспечением организации прохождения альтернативной гражданской службы: состояние правового регулирования, в котором прослеживаются пробелы и противоречия; динамика в субъектном составе альтернативной гражданской службы; недостатки в правоприменительной практике, связанные с реализацией гражданами права на замену военной службы альтернативной гражданской службой; административно-правовой статус участников отношений этой службы и др. В статье предложены возможные пути решения возникших в настоящее время проблем: от введения поправок в Федеральный закон до увеличения призывного возраста. Данные предложения носят рекомендательный характер для восприятия государственными органами и самими гражданами России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волкова Полина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-MILITARY SERVICE IN RUSSIA: ACTUAL PROBLEMS AND POSSIBLE SOLUTIONS

The article discusses the actual problems of the organization of non-military service in the Russian Federation both in theoretical and in practical terms. These problems are associated with administrative and legal support for organizing the passage of non-military service: the state of legal regulation in which gaps and contradictions are traced; dynamics in the subject composition of non-military service; deficiencies in law enforcement practice related to the exercise by citizens of the right to replace military service with non-military service; administrative and legal status of participants in the relations of this service, etc. The article suggests possible solutions to the problems that have arisen at the present time: from the introduction of amendments to the Federal Law to the increase in the draft age. These proposals are advisory in nature for perception by state bodies and Russian citizens themselves.

Текст научной работы на тему «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА В РОССИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Альтернативная гражданская служба в России: актуальные проблемы и возможные

пути решения

Non-military service in Russia: Actual Problems and Possible Solutions

Волкова Полина Алексеевна

Студент 3 курса

Факультет Государственное и муниципальное управление Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

Новосибирск e-mail: p.a.volkova9@yandex.ru

Volkova Polina Alekseevna

Student 3 term

Faculty of The faculty of public and municipal administration

Siberian Institute of Management Novosibirsk e-mail: p.a.volkova9@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются актуальные проблемы организации альтернативной гражданской службы в Российской Федерации как в теоретическом, так и в практическом ключе. Данные проблемы связаны с административно-правовым обеспечением организации прохождения альтернативной гражданской службы: состояние правового регулирования, в котором прослеживаются пробелы и противоречия; динамика в субъектном составе альтернативной гражданской службы; недостатки в правоприменительной практике, связанные с реализацией гражданами права на замену военной службы альтернативной гражданской службой; административно-правовой статус участников отношений этой службы и др. В статье предложены возможные пути решения возникших в настоящее время проблем: от введения поправок в Федеральный закон до увеличения призывного возраста. Данные предложения носят рекомендательный характер для восприятия государственными органами и самими гражданами России.

Annotation.

The article discusses the actual problems of the organization of non-military service in the Russian Federation both in theoretical and in practical terms. These problems are associated with administrative and legal support for organizing the passage of non-military service: the state of legal regulation in which gaps and contradictions are traced; dynamics in the subject composition of non-military service; deficiencies in law enforcement practice related to the exercise by citizens of the right to replace military service with non-military service; administrative and legal status of participants in the relations of this service, etc. The article suggests possible solutions to the problems that have arisen at the present time: from the introduction of amendments to the Federal Law to the increase in the draft age. These proposals are advisory in nature for perception by state bodies and Russian citizens themselves.

Ключевые слова: Альтернативная гражданская служба, военная служба по призыву, конституционное право, права и обязанности гражданина, военкомат, призывная комиссия, дискриминация, вероисповедание.

Key words: non-military service, call to military duty, con law, right and duty of citizens, rectal, draft committee, discrimination, confession.

Федеральный закон №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», который реализует конституционное право граждан на замену прохождения военной службы по призыву, вступил в силу ещё 15 лет назад. Казалось бы, что данный закон всесторонне охватывает и описывает механизм организации прохождения альтернативной гражданской службы (АГС). Но практика показывает, что всё далеко не идеально. Многие граждане, решившие воспользоваться своим правом, сталкиваются не только с объективными преградами, но и зачастую с субъективными.

Во-первых, не смотря на то, что данный закон пусть и реализует нормы Конституции РФ, но так же он им и противоречит. Да, начиная с 2004 года, гражданам не надо отстаивать своё право на отказ от военной службы по призыву в суде, но им приходится обосновывать свои убеждения или вероисповедание, которые не совместимы с несением оружия. Данный аспект закона №113 -ФЗ противоречит п.3 ст. 21 Конституции РФ, в

которой говорится, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Так же наблюдается нарушение принципа равенства, ведь сроки прохождения АГС и военной службы далеко не равны, о чём будет говорится далее. Следует вывод, если наблюдается противоречие высшему закону РФ, следовательно, противоречие есть и по отношению к международным актам, которые подписала наша страна.

Во-вторых, прослеживается препятствование подаче заявления призывников со стороны работников военкомата. Так, зафиксированы случаи, когда работники пытаются переубедить или отговорить гражданина, ссылаясь на то, что подобный вид несения службы выбирают только «сектанты» или «религиозные фанатика» -обычному здравомыслящему человеку не следует даже и думать об АГС. Но самым популярным способом «переубеждения» являются рассказы о работе в моргах, инфекционных диспансерах и других непривлекательных для молодых людей местах, хотя при обращении к нормативным документам, в которых указывается перечень видов должностей и работ, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, должностей и работ в подобных местах не обнаруживается [4]. Не исключены случаи, когда работники военкомата оттягивают срок подачи заявления призывником, чтобы последний пропустил срок подачи (хотя необходимо учитывать, что законом предусмотрены уважительные причины, которые позволяют подать заявление в более поздний срок), или вообще не рассматривают заявление призывника. За одно из таких нарушений в мае 2016 г. суд оштрафовал на 5 000 руб. начальника отдела военного комиссариата Краснодарского края по Тбилисскому району [6].

В-третьих, длительность прохождения АГС. Прохождение АГС превышает прохождение военной службы по призыву в 1,5 - 1,75 раз. Данный срок как будто говорит о некой дискриминации тех, кто пошёл на АГС - якобы в «наказание». А ограничения при прохождении данной службы некоторым образом ограничивают гражданина в реализации его способностей и высокой финансовой обеспеченности. Как правило, должности, на которые распределяют альтернативнослужащих, не отличаются высокой заработной платой, также запрещается занимать руководящие должности, работать по совместительству, заниматься предпринимательской деятельностью.

В-четвёртых, территориальный императив (с некоторыми оговорками). Согласно закону граждане в основном должны проходить АГС за пределами субъекта, в котором они постоянно проживают, «при невозможности» направления в другой субъект службу можно проходить в родном субъекте. Здесь как раз прослеживается пробел в законодательстве, ведь точно законом не определено - при какой именно «невозможности». Данная неконкретность может привести к коррупции в органах, которые занимаются распределением альтернативнослужащих.

В-пятых, размытость в законодательстве по вопросу того, а как именно гражданин должен обосновать, что его убеждения противоречат несению военной службы. На сегодняшний день законом не определено, по каким именно критериям комиссия должна признать убеждения гражданина. Тем более, если мыслить в философском и психологическом ключе, «убеждения — это часть внутреннего мира человека, и их не всегда можно подтвердить какими-то внешними доказательствами, задокументировать их проявление» [7]. Этим пробелом на практике очень часто пользуются работники и члены комиссии. Не смотря на то, что в п. 1 ст. 11закона №113-Ф3 речь идёт именно об обосновании своих убеждений, уполномоченные лица требуют от граждан доказательств.

Например, согласно Определению Приморского краевого суда от 14.05.2015 г. по делу №2 33-3818/201510 судом отказано призывнику в замене военной службы альтернативной гражданской службой так как он «не доказал невозможность прохождения военной службы по призыву в силу убеждений». По мнению суда,

гражданин «должен представить на рассмотрение призывной комиссии доказательства, свидетельствующие о том, что его убеждения действительно являются серьезными, стойкими и обоснованными, сложившимися на протяжении длительного этапа жизни призывника, имеется явно выраженное противоречие убеждений гражданина по отношению к существу военной службы» [5].

Ещё одной немаловажной проблемой является срок предоставления заявления - за 6 месяцев до начала призывы. Тем самым подразумевается, что молодой человек, который ещё не является даже совершеннолетним, должен расставить свои приоритеты и сформировать полностью своё мировоззрение, что опять является противоречием по отношению к Конституции РФ, где закреплено, что в полном объёме гражданин может осуществлять свои права и обязанности только с 18 лет.

Также существует противоречие в том, что гражданин, выбирая прохождение АГС в силу своих убеждений или вероисповедания, которые не позволяют взять ему в руки оружие, направляются в места несения службы, которые связаны с данным видом деятельности, пусть даже и на гражданских должностях.

Таким образом, важно понимать, что выбор несения АГС - это конституционное право граждан РФ, следовательно, обеспечение реализации данного права соответствующими органами должно быть согласно букве закона, а не по субъективной линии. Гражданин не обязан именно доказывать свои доводы призывной комиссии, а наличие или отсутствие подтверждающих документов или лиц, которые могут подтвердить достоверность его доводов, не должно влиять на итоговое решение комиссии. Конституционный Суд в Постановлении от 23 ноября 1999 г., касающемся положений Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», отметил, что рассматриваемое конституционное право является именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет [3].

Анализируя вышеперечисленные проблемы, встаёт вопрос об эффективной и комплексной проработке мер по их ликвидации. Рекомендуется предпринять следующие шаги:

1. Внести поправки в ключевой закон об альтернативной гражданской службе, а также в нормативные правовые акты, вытекающие из него, которые бы не противоречили Конституции РФ и международным актам по вышеперечисленным аспектам;

2. Необходима поэтапная проработка и контроль всей процедуры организации АГС, в том числе определение того, какие именно обоснования граждан будут считаться убедительными по отношению к неприятию военной службы. Так же в отношении лиц, которые наделены соответствующими полномочиями, ввести правовую ответственность перед законом за злоупотребление своими полномочиями, предоставление ложной информации призывникам, а также нарушение процедуры организации АГС;

3. Уравнять срок прохождения АГС со сроком прохождения военной службы по призыву. Во-первых, таким образом, будут ликвидированы противоречия по отношению к вышестоящим нормативным актам. Во-вторых, не будет такого продолжительного срока, когда гражданин получает совсем маленькую заработную плату, при этом работая даже не в родном субъекте;

4. Снять территориальное ограничение прохождения данного вида службы. «Ведь направление граждан для прохождения АГС за пределы субъекта, в котором они постоянно проживают, не может быть целью, а должно применяться только в случаях крайней необходимости, соизмеримой с материальными затратами государства на обеспечение прохождения альтернативной гражданской службы гражданами вне их места жительства» [8]. Таким образом, это поспособствует, во-первых, экономии федерального бюджета - ведь необходима оплата проезда гражданина до места прохождения службы, предоставление ему жилого помещения; Во-вторых, снимет

финансовые и психологические неудобства с проходящего альтернативную гражданскую службу. «Так, например, примером разумного использования подобных мер является Молдавия, механизм АГС которой считается одним из самых развитых в Европе. Кроме увеличения общего количества призывников, около половины из которых направленны на АГС, налоговые органы Молдовы зафиксировали увеличение поступлений в бюджет за счет налоговых сборов с «альтернативщиков» (налог с ЗП около 25%, что составляет около 0,03% от общего дохода бюджета)» [4].

5. Пересмотреть срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Так как убеждения, являющиеся основанием для замены военной службы АГС, могут возникнуть в любое время, то подача заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы не должна быть поставлена в зависимость от указанных в законе сроков. Таким образом, необходимо закрепить возможность подачи заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой, в том числе и во время прохождения военной службы, а не за шесть месяцев до начала призыва. Все мероприятия, связанные с направлением гражданина на альтернативную гражданскую службу, могут проводиться исключительно после достижения им совершеннолетия. Согласно Конституции Российской Федерации, гражданин с 18 лет может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме. Только при данном условии государство имеет право требовать от него совершения действий, направленных на исполнение воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву, а гражданин имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой. Но, по мнению некоторых экспертов, стоит пересмотреть закон и призывать молодых людей на службу с 19 лет.

6. В целях создания условий, обеспечивающих человеку достойную жизнь необходимо предоставить возможность гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, совмещать службу с работой в иных организациях

7. Направление призывников на гражданские должности в военных организациях должно осуществляться исключительно с согласия самих альтернативнослужащих. Для значительной части призывников, отказывающихся от несения военной службы и имеющих стойкие пацифистские убеждения, неприемлем любой вид службы в военных организациях, пусть даже на гражданских должностях.

Все вышеперечисленные рекомендации по устранению проблем, выявленных в сфере организации альтернативной гражданской службы, конечно, в большей степени отнесены к компетенции высших государственных органов. Но гражданам РФ также необходимо быть бдительными, ведь незнание закона не является оправданием. Привычка винить исключительно государство в своих неприятностях, к сожалению, закоренело сидит в русском сознании. Поэтому у институтов социализации молодых людей в обществе стоит цель - воспитать хорошо подкреплённых в правовом смысле граждан, которые знают свои права и обязанности, готовых отстаивать свои взгляды и убеждения, подкрепляя демократичность нашей страны.

Список используемой литературы:

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2.Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 N 113-ФЗ // Российская газета. - 2002. - № 138-139(3006-3007).

3.Комментарий к федеральному закону от 25 июля 2002 г.№ 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

4. Егоров Д.Э. Проблемы альтернативной гражданской службы в России / Д.Э. Егоров // Инновационные процессы и технологии в современном мире. — Электрон. журн. — 2015. — № 1 (3). — С. 163.

5.Лагашкина Ю.В. О некоторых проблемах реализации права граждан Российской Федерации на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой [Электронный ресурс] / Ю. В. Лагашкина // Актуальные проблемы современной юриспруденции. - Электрон. Журн. - 2017. - №5. - С 210.

6.Соколов Я.О. Альтернативная гражданская служба и право на обеспечениежильем / Я.О. Соколов // Военное право. — Электрон. журн. — 2019. — № 2 (54). — С. 144

7.Соколов Я.О. Альтернативная гражданская служба: выбор, который нуждается в защите/ Я.О. Соколов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. -2017.- № 2.- С. 69-70.

8.Шевелева М.И. Конституционное право граждан на альтернативную гражданскую службу [Электронный ресурс] / М.И. Шевелева // Актуальные проблемы современной юриспруденции. - Электрон. Журн. - 2016. - №7. - С 156 - 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.