Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»'

К вопросу о совершенствовании Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ВОЕННАЯ СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ / АЛЬТЕРНАТИВНОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Украинцева В.С.

В статье предпринимается попытка раскрыть наиболее важные стороны проблем реализации конституционного права граждан Российской Федерации на альтернативную гражданскую службу с учетом действующего законодательства и практики его применения. Автором предлагается ряд перспективных направлений для совершенствования законодательства об альтернативной гражданской службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Украинцева В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе»»

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ»

© Украинцева В.С.*

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

В статье предпринимается попытка раскрыть наиболее важные стороны проблем реализации конституционного права граждан Российской Федерации на альтернативную гражданскую службу с учетом действующего законодательства и практики его применения. Автором предлагается ряд перспективных направлений для совершенствования законодательства об альтернативной гражданской службе.

Ключевые слова: альтернативная гражданская служба, федеральный закон, военная служба по призыву, альтернативнослужащие.

В Конституции Российской Федерации [1] закрепляется право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой.

Принятие в 2002 году Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» [2] послужило созданию в России нового института, целью которого является не только обеспечение конституционного права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, но и восполнение существенного ресурсного недостатка в социальной сфере, сфере здравоохранения, коммунальной и иных отраслях.

Однако во многих субъектах Российской Федерации число граждан, желающих заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, с каждым годом значительно уменьшается.

Причины такой непопулярности альтернативной службы заключаются в дискриминационном характере Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» по отношению к гражданам, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы. Кроме того, некоторые положения данного закона препятствуют развитию альтернативной гражданской службы как действенного, общественно полезного института, способного оказать позитивное воздействие на ситуацию в социальной сфере.

В связи с этим в настоящее время требуются законодательные изменения и (или) дополнения в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», а именно:

1. Следует закрепить возможность прохождения альтернативной гражданской службы не только в организациях, подведомственных федеральным

* Доцент кафедры Конституционного и международного права, кандидат юридических наук, доцент.

Конституционное право России

61

органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, но и в организациях, подведомственных органам местного самоуправления.

Именно включение объектов муниципальной собственности в перечень рабочих мест для прохождения альтернативной гражданской службы позволит в максимальной степени реализовать принцип социальной эффективности альтернативной гражданской службы. Более того, без включения в сферу альтернативной гражданской службы предприятий и организаций, подведомственных органам местного самоуправления этот принцип реализовать в полной мере не представляется возможным.

Включение объектов муниципальной собственности в перечень рабочих мест для прохождения альтернативной гражданской службы представляет собой значительный резерв для покрытия дефицита рабочей силы, предлагаемой на свободном рынке труда. В этом свете альтернативная гражданская служба может представлять собой эффективный инструмент регулирования рынка труда в общественно значимом сегменте [3].

2. Направление призывников на гражданские должности в военных организациях должно осуществляться исключительно с согласия самих альтернативнослужащих. Для значительной части призывников, отказывающихся от несения военной службы и имеющих стойкие пацифистские убеждения, неприемлем любой вид службы в военных организациях, пусть даже на гражданских должностях.

3. В целях упрощения процедуры направление граждан на альтернативную гражданскую службу, принятие решения о замене военной службы альтернативной гражданской и одновременно принятие решения о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу необходимо осуществлять на заседании призывной комиссии после прохождения призывником медицинского освидетельствования.

4. В целях повышения экономической эффективности альтернативной гражданской службы целесообразно отказаться от приоритета направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

5. Для обеспечения конституционного принципа равенства прав и обязанностей уменьшить сроки альтернативной гражданской службы; Установленный в настоящее время срок прохождения альтернативной гражданской службы является своеобразной формой наказания гражданина за его убеждения. Приемлемым можно было бы признать превышение срока альтернативной гражданской службы в сравнении с военной не более чем в полтора раза.

6. Для реализации права граждан на добровольный труд и свободный выбор занятости, а также в целях поддержки трудовой и предприниматель-

62

ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ской инициативы, должно быть предоставлено гражданину право выбора места службы.

Только добровольное и мотивированное решение о выборе места прохождения альтернативной гражданской службы, а не принудительное направление на неё даст возможность гражданину достойно выполнить свой конституционный долг по защите Отечества без оружия в руках.

7. Так как убеждения, являющиеся основанием для замены военной службы альтернативной гражданской службой могут возникнуть в любое время, то подача заявления о предоставлении альтернативной гражданской службы не должна быть поставлена в зависимость от указанных в законе сроков. Таким образом, необходимо закрепить возможность подачи заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой в том числе и во время прохождения военной службы, а не за шесть месяцев до начала призыва.

8. Все мероприятия, связанные с направлением гражданина на альтернативную гражданскую службу, могут проводиться исключительно после достижения им совершеннолетия. Согласно Конституции Российской Федерации гражданин с 18 лет может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме. Только при данном условии государство имеет право требовать от него совершения действий, направленных на исполнение воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву, а гражданин имеет право на её замену альтернативной гражданской службой [4].

9. В целях создания условий, обеспечивающих человеку достойную жизнь необходимо предоставить возможность гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, совмещать службу с работой в иных организациях.

Совершенствование законодательства об альтернативной гражданской службе - продолжительный и трудоёмкий процесс. В то же время, внесение отдельных и весьма важных изменений в Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» вполне возможно в ближайшее время.

Альтернативная гражданская службы должна стать способом социализации молодёжи страны. Вся система данной службы должна быть направлена на решение социальных общественно значимых задач и проблем и вносить вклад в реализацию закреплённого в Конституции Российской Федерации принципа социального государства.

Введение альтернативной гражданской службы, основанной на демократических принципах, на тот период, пока в России существует всеобщий призыв на военную службу, должно явиться важным этапом военной реформы и демилитаризации общества, шагом к переходу на добровольный принцип комплектования войск. Однако произойти это может только в том случае, если Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» и система её организации будут изменены в сторону либерализации.

Конституционное право России

63

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2015.

2. Об альтернативной гражданской службе: Федер. закон от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3030; 2013. -№ 48. - Ст. 6165.

3. Рынки труда для альтернативной гражданской службы. Сер. «Научные проекты НИСП - IISP Working Papers» WP2/2003/01. - М., 2003. - С. 60.

4. Украинцева В.С. Конституционное право граждан Российской Федерации на альтернативную гражданскую службу: проблемы реализации // Правовая культура: научный журнал. - Саратов: СЮИ МВД России, 2008. -№ 2 (5).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.