Научная статья на тему 'ИНОЯЗЫЧНАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ОВЛАДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИНОЯЗЫЧНАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ОВЛАДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИКА / ФОНОЛОГИЯ / СПОСОБНОСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ / PHONETICS / PHONOLOGY / ABILITY / PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / SECOND LANGUAGE MASTERING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романовская Екатерина Игоревна

В статье рассматривается иноязычная фонологическая способность как методический феномен при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте. Анализируются понятия «фонематический слух», «фонетический слух», «фонологическая способность». Описываются структурные компоненты иноязычной фонологической способности и ее значимость для формирования иноязычных речевых способностей у младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE PHONOLOGICAL ABILITY OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT AS AN OBJECT OF ACQUISITION IN PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The article deals with the foreign language phonological ability as a methodological phenomenon in teaching a foreign language in primary school age. The concepts of «phonemic hearing», «phonetic hearing», «phonological ability» are analyzed. The article describes the structural components of a foreign language phonological ability and its importance for developing foreign language speech abilities in primary school children.

Текст научной работы на тему «ИНОЯЗЫЧНАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ОВЛАДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 372.881.111.1 ББК 74.268.1

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-2-222-226

ИНОЯЗЫЧНАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПОСОБНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ОВЛАДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

FOREIGN LANGUAGE PHONOLOGICAL ABILITY OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT AS AN OBJECT OF ACQUISITION IN PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Романовская Екатерина Игоревна

Ассистент кафедры методики преподавания иностранных языков ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: ermanovskaya@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается иноязычная фонологическая способность как методический феномен при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте. Анализируются понятия «фонематический слух», «фонетический слух», «фонологическая способность». Описываются структурные компоненты иноязычной фонологической способности и ее значимость для формирования иноязычных речевых способностей у младшего школьника.

Ключевые слова: фонетика, фонология, способность, начальное иноязычное образование, овладение иностранным языком.

Romanovskaya Ekaterina I.

Assistant lecturer at the Methodology of Teaching Foreign Languages Department, Moscow Pedagogical State University E-mail: ermanovskaya@list.ru

Abstract. The article deals with the foreign language phonological ability as a methodological phenomenon in teaching a foreign language in primary school age. The concepts of «phonemic hearing», «phonetic hearing», «phonological ability» are analyzed. The article describes the structural components of a foreign language phonological ability and its importance for developing foreign language speech abilities in primary school children.

Keywords: phonetics, phonology, ability, primary foreign language education, second language mastering.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Романовская Е. И., 2020

На современном этапе развития школьного образования перед педагогами и обществом ставится вопрос: «Как научить учащегося пользоваться иностранным языком как средством общения, в том числе и с представителями другой культуры? Как сделать этот процесс более эффективным?».

Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются ученые из различных научных областей: психолингвистики (И. М. Румянцева, А. М. Шахнарович, Е. И. Негневицкая), психологии (А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, И. А.Зимняя), методики обучения иностранным языкам (Н. И. Гез, Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко, Е. И. Пассов, М. Я. Демьяненко).

Согласно концепции личностно-развивающего иноязычного образования в начальной школе, предложенной З. Н. Никитенко, овладение иностранным языком маленького школьника происходит в русле трех направлений: «воспитание-развитие-учение», где каждое из трех направлений отражается в аспектах «самовоспитания», «саморазвития» и «обучения» [1, с. 239].

Целью личностно-ориентированного развивающего образования является развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля. В свою очередь, цель начального иноязычного образования осуществляется как «процесс развития и саморазвития языковой личности младшего школьника и его способностей к общению с помощью управления учителем его учебной деятельностью, где он раскрывается как субъект деятельности в условиях взаимодействия с учителем, сверстниками и носителями языка» [2, с. 85].

Личностное развитие младшего школьника происходит посредством развития совокупности способностей, которые отражают особенности его нравственной, когнитивной, коммуникативной сфер (особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и др.). Предметом рассмотрения в данной статье является иноязычная фонологическая способность как одна из базовых языковых способностей, становление которой является неотъемлемой для формирования всех видов речевой деятельности, в особенности для успешного овладения чтением и письмом на иностранном языке.

В работах И. А. Зимней «иноязычная способность» рассматривается как «умственные действия и характеристики психических процессов, которые непосредственно связаны с иноязычной речевой деятельностью» [3, с. 41]. В исследованиях М. Г. Каспаровой эта способность определяется как «совокупность индивидуально-психологических качеств интеллекта и личности обучаемого, определяющих легкость усвоения учебного материала и его использования в речевой деятельности на иностранном языке».

Другими словами, понятие «способности» трактуются с двух позиций. С одной стороны - как свойства психологических функциональных систем (сенсомоторных, перцептивных, мыслительных и пр.), реализующих отдельные психические функции, имеющие отдельную меру выраженности и проявляющиеся в успешности освоения и реализации иноязычной речевой деятельности. С другой стороны - как особенности психических (когнитивных) процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, непосредственно связанных с иноязычной речевой деятельностью.

Формирование иноязычной фонологической способности невозможно без формирования речевого слуха, который является механизмом, ее реализующим. Компонентами

речевого слуха являются фонетический слух и фонематический слух. Фонематический слух - это способность различать звуки, относящиеся к разным фонемам, соотносить звуки речи с фонемами, улавливать смыслоразличительные, дифференциальные признаки фонем. Фонетический слух - это способность замечать наблюдения позиционных, не-смыслоразличительных характеристик иноязычных звуков. Различие фонематического и фонетического слуха может проиллюстрировать высказывание Н. И. Жинкина, который, различая фонему и речевой слух, полагает, что «если человек различает слова по значению, то он слышит фонемы», во втором случае «слухом наблюдаются звуковые явления, происходящие в процессе реализации языка в речи» [4, с. 18].

Специальное исследование, посвященное развитию иноязычного речевого слуха у взрослых учащихся, проведено А. О. Ильнером, где выделяются следующие методические задачи: 1) формирование слуховой дифференциальной чувствительности и основ моторной артикуляции; 2) формирование нового перцептивного эталона с установлением гра-фо-фонемных связей; 3) формирование навыков восприятия и артикуляции в пределах слога; 4) формирование перцептивной и артикуляционной структуры слова [5, с. 88].

Сформулированные А. О. Ильнером задачи, применительно к младшей школе, мы представляем как:

1) формирование фонетической осведомленности у учащегося;

2) формирование способности к различению звуков изучаемого (английского языка);

3) формирование способности продуцирования прослушанного и реализация его в речетворческом потенциале на основе изучаемого иностранного языка.

Анализ работ, посвященных изучению иноязычного речевого слуха (А. Н. Леонтьев, З. Н. Джапаридзе, А. О. Ильнер), позволяет утверждать, что структуру иноязычной фонологической способности младшего школьника составляет совокупность значимых компонентов:

1) перцептивная база (слуховые навыки);

2) фонетическая осведомленность (знание фонетического строя изучаемого иностранного языка);

3) фонологическое сознание (инвариантность фонем изучаемого иностранного языка и их анализ);

4) речевой слух (фонетический и фонематический слух, то есть способность к различению и сличению фонем изучаемого языка и их оппозиций).

Данные компоненты выделены с учетом особенностей онтогенетического развития когнитивной сферы детей 6-8 лет.

Таким образом, «иноязычная фонологическая способность» - это способность языкового уровня, реализующаяся в фонологическом/звуковом восприятии иноязычной речи и ее анализе, предоставляющая основу для формирования умений в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности на иностранном языке.

Фонологическая способность является особым объектом овладения в младшем школьном возрасте, без фонологической способности у маленького школьника не могут быть в полной мере сформированы его речевые способности: способности слушать,

говорить, читать и писать на иностранном языке. Значимы для формирования аудитив-ных умений способности младшего школьника следующих уровней:

• способность к звуковому анализу (благодаря тому, что школьники учатся анализировать иностранные слова на слух, без опоры на письменный текст);

• способность кинестетического восприятия (на основе которого и развивается моторика мышц ротовой полости и правильная артикуляция);

• способность к ритмико-мелодической дифференциации (определение ритма и мелодики речи и извлечение на этой основе смысла воспринимаемого), тесно связанная со способностью восприятия эмоционального содержания речи, которое невозможно без наличия перцептивной базы на иностранном языке.

В основе говорения (умения монологической и диалогической речи) важным представляются речевые способности маленького школьника: способность продуцировать и воспринимать звучащий текст на слух, видеть разницу между созвучными словами, коммуникативными типами предложений согласно коммуникативному намерению говорящего. Огромная роль при формировании умений чтения и письменной речи отдается техническим навыкам чтения и письма, в формировании которых находят отражение способности к визуальному, сознательному различению звуков, звуко-комплексов, содержащихся в словах, способности видеть смысловые центры предложения и оформлять их интонационно-грамотно в речи и на письме.

Таким образом, становится очевидным, что иноязычная фонологическая способность представляет собой редкий методический феномен, и ее формирование требует больших усилий со стороны педагога и учащегося, так как только благодаря ей процесс овладения иностранным языком может стать в большей мере эффективным и открытым.

Список литературы

1. Никитенко З. Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. M., 2014. 427 с.

2. Никитенко З. Н. Личностно-развивающее иноязычное образование в начальной школе. М.: Флинта, 2018. 355 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. 384 с.

4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.,1958. 312 с.

5. Ильнер А. О. Развитие иноязычного речевого слуха в условиях учебного многоязычия: моногр. Екатеринбург: УрФУ, 2016. 136 с.

6. Зимняя И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. 262 с.

References

1. Nikitenko Z. N. Metodicheskaya sistema ovladeniya inostrannym yazykom na nachalnoy stupeni shkolnogo obrazovaniya. ScD dissertation (Education). Moscow, 2014. 427 p.

2. Nikitenko Z. N. Lichnostno-razvivayushchee inoyazychnoe obrazovanie v nachalnoj shkole. Moscow: Flinta, 2018. 355 p.

3. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow: Logos, 2000. 384 p.

4. Zhinkin N. I. Mekhanizmy rechi. Moscow, 1958. 312 p.

5. Ilner A. O. Razvitie inoyazychnogo rechevogo slukha v usloviyakh uchebnogo mnogoyazy-chiya: monogr. Ekaterinburg: UrFU, 2016. 136 p.

6. Zimnyaya I. A. Smyslovoe vospriyatie rechevogo soobshcheniya. Moscow: Nauka, 1976. 262 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 2

Статья поступила в редакцию 25.04.2019 The article was received on 25.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.