Научная статья на тему 'ИНОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ИНОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INNOVATIVE PROCESS / PEDAGOGICS / EDUCATIONAL INSTITUTION / INFORMATION ENVIRONMENT / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темрокова А.Х., Чегирова А.Т.

В работе рассмотрены современные инновационные технологии, которые используются в образовательном процессе. Методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федеральных государственных образовательных стандартов, построенных на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN TERMS OF DIGITIZATION

In work modern innovative technologies which are used in educational process are considered. The technique of training endures the difficult period connected with change is more whole than education, development of the Federal state educational standards constructed on competence-based approach. All these circumstances demand new pedagogical researches in the field of a technique of teaching subjects, search of the innovative means, forms and methods of training and education connected with development and deployment in educational process of innovative educational technologies.

Текст научной работы на тему «ИНОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

68

Педагогические науки

УДК 37.371

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Темрокова А. Х., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова»,

г. Нальчик

E-mail: angela_gan@mail.ru

Чегирова А. Т., студентка 2-го курса магистратуры, направление подготовки «Менеджмент в образовании»,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова», г. Нальчик E-mail: a.chegirova@mai.ru

В работе рассмотрены современные инновационные технологии, которые используются в образовательном процессе. Методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федеральных государственных образовательных стандартов, построенных на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

Ключевые слова: инновационные технологии, инновационный процесс, педагогика, образовательное учреждение, информационная среда, цифровые технологии.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Temrokova A. Kh., candidate of economic sciences, associate çrofessor of economics, FSBEI HE "Kabardino-Balkarian state agrarian university. V. M. Kokov" city of Nalchik E-mail: angela_gan@mail.ru

Chigirova A. T., student 2 courses of a magistracy,

the direction of preparation «Management in formation of»

FSBEI HE "Kabardino-Balkaria state university named after Kh. M. Berbekov" city of Nalchik E-mail:a.chegirova@mai.ru

In work modern innovative technologies which are used in educational process are considered. The technique of training endures the difficult period connected with change is more whole than education, development of the Federal state educational standards constructed on competence-based approach. All these circumstances demand new pedagogical researches in the field of a technique of teaching subjects, search of the innovative means, forms and methods of training and education connected with development and deployment in educational process of innovative educational technologies.

Key words: innovative technologies, innovative process, pedagogics, educational institution, information environment, digital technologies.

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к

любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. При-

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХЦИФРОВИЗАЦИИ

69

чина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование - способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении [1].

Таким образом, инновационный процесс в образовательном учреждении заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии [2, 145].

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к

информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). В школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в школах показал, что:

а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

2. Личностно ориентированные технологии в преподавании предмета Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно-

70

А Х ТЕМРОКОВА, А. Т. ЧЕГИРОВА

аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализо-вываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Таким образом, опыт современной школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инно-

вационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Термин «цифровизация» сегодня имеет тенденцию использования для описания трансформации, которая идет дальше, чем просто замена аналогового или физического ресурса на цифровой.

Каждое образовательное учреждение должно фокусироваться на интеграции автоматизации и размещении процессов, с целью сделать их более эффективными, за счет перераспределения ресурсов в реальной и виртуальной среде. По контрасту, фокусировка на «цифровизации», должна нацеливаться на то, чтобы более эффективно получать отдачу от этих процессов, через более высокую вовлеченность, в том числе и образовательных услуг.

Отсюда можно сформулировать те задачи цифровизации, которые, скорее всего, должны быть поставлены перед образовательным учреждением:

1) обучение и повышение квалификации самих педагогических работников по использованию цифровых технологий в образовательной деятельности;

2) реализация цифровых технологий в образовательном процессе;

3) предоставление для коллективного пользования цифровых ресурсов и доступа к ним в облачных ресурсах;

4) обеспечение повышения уровня мотивации к профессиональному использованию цифровых технологий ИПР и обучающимися;

5) создание инновационных условий развития через внедрение цифровых технологий;

6) оказание информационных и консультационных услуг по использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными ресурсами;

7) накопление, систематизация и распространение информации по использованию цифровых и облачных технологий образовательного учреждения.

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ХСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

71

Современная информационная, а в перспективе цифровая, среда образовательной деятельности формируется:

- обучающимся (по их образовательным запросам в соответствии с программами подготовки);

- «педагогами (они определяют содержание программ курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стили общения и т. д.);

- педагогическим коллективом образовательного учреждения (он определяет через локальные акты - положения регламенты и порядки общие требования к обучающимся, сохраняемые традиции техникума, формы взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

- государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов)

Как представлял в одном из интервью Ярослав Кузьминов - «главный тренд сегодня связан с цифровой революцией, которая должна привести к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации, повышению ответственности граждан, их способности принимать самостоятельные решения, в свою очередь, это послужит причиной для последующей реорганизации образовательного процесса, во многом основанной на использовании технологий искусственного интеллекта» [3].

Все это «приведет к переосмыслению роли самого педагога, которому теперь придется не объяснять тот или иной материал, а помогать найти источник этого материала и разобраться в нем, с пользой для своего собственного профессионального развития. Радикальная революция ожидает и методику преподавания, систему проверки качества знаний».

ЛИТЕРАТУРА

1. ГаббасоваЛ.З. Инновационные технологии в образовательном процессе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 61-63. 11Щ_ https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/

2. Селевко Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г. Я. Селевко// Народное образование. 2015. № 1. С. 181.

3. Главный тренд российского образования - цифровизация. Вадим Мелешко. Из интервью с Ярославом Кузьминовым, ректором Высшей школы экономики. Учительская газета 23.01. 2018 http://www.ug.ru/article/1029

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.