Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL MODERNIZATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова К.О., Зимоглядова А.Ю.

В данной статье рассматривается роль процесса цифровизации образовательного процесса как части современной образовательной среды. Рассмотрены преимущества и недостатки процесса цифровизации, влияние цифровых технологий на внутренние факторы образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF ENSURING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

This article examines the role of the process of digitalization of the educational process as part of the modern educational environment. The advantages and disadvantages of the digitalization process, the influence of digital technologies on the internal factors of the educational process are considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

К.О. Курбатова, студент А.Ю. Зимоглядова, студент

Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ставрополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11081

Аннотация. В данной статье рассматривается роль процесса цифровизации образовательного процесса как части современной образовательной среды. Рассмотрены преимущества и недостатки процесса цифровизации, влияние цифровых технологий на внутренние факторы образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровая модернизация, образовательная среда, инновационные технологии, цифровые технологии.

За последнее десятилетие система образования в России претерпевала значительные изменения и, сегодня, находится на стадии постоянного реформирования. Современные технологии развиваются с огромной скоростью, можно наблюдать постоянный процесс их внедрения во все сферы деятельности человека. Цифровая модернизация является основным направлением развития проекта «Образование» [1].

Современный мир плавно переходит на новый этап развития технологий - этап цифровизации. С одной стороны, это способствует повышению производства и эффективности различных предприятий, а с другой стороны развивается индивидуальных подход в различных сферах [3]. Одновременно необходимо учитывать, что заключительный этап перехода к информационному обществу требует обеспечения свободного доступа к накопленным человечеством информационным ресурсам. Возрастает потребность в освоении и использовании эффективных информационных технологий обучения и производства [6].

В современных условиях информатизации возникает потребность в воспитании развитого подрастающего поколения, которое будет владеть современными технологиями, уметь ориентироваться в информационном пространстве [5]. Отметим, что под современной образовательной средой понимается обучение с использованием

инновационных средств обучения, что включает в себя процесс цифровизации образовательных учреждений.

Инновационные технологии находят свое применение практически в любой деятельности: в образовании, в медицине, в налоговых и т.д. Так, например, банковские предприятия уже давно используют различные технологии, обеспечивающие работу онлайн-программ, позволяющих делать кредитные займы, денежные вклады, переводы, не выходя из дома. Что касается системы образования, то уже сегодня можно наблюдать активное использование учителями электронных журналов, различных онлайн-тестов, задач. Обучающиеся в свободном доступе регистрируются на сайтах, через которые учитель может давать задания для самостоятельной и домашней работы.

Внедрение цифровых технологий и их использование в образовательном процессе выступает как важнейший инструмент получения качественного образования за счет осуществления следующий условий:

- обучающимся предоставляется равный доступ к получению знаний, благодаря цифровым ресурсам и учебным материалам;

- цифровые технологии позволяют организовать дистанционное обучение, что позволяет сделать обучение более доступным для каждого;

- возможности сети интернет позволяют получить полное образование человеку, неспособному обучаться очно.

С развитием цифровых технологий, интенсивность влияния внутренних и внешних факторов способствовали изменениям и нововведениям в самой структуре образования. А конкретно менялись внутренние факторы образовательной системы, в частности [3]:

- обновлялись цели, задачи, методы и средства обучения;

- цифровые технологии значительно дополняют и расширяют возможности традиционного обучения;

- современные средства обучения позволяют выработать персонализированную модель организации учебного процесса.

На сегодняшний день в каждом образовательном учреждении есть персональные компьютеры, среди которых большинство мобильных устройств, ноутбуков, планшетов, имеют доступ к сети интернет, также широко распространены мультимедийные технологии, интерактивное оборудование и другие периферийные устройства. При использовании цифровых технологий, как важного компонента современной образовательной среды, следует учитывать не столько обучение техническим навыкам, сколько использование технологий при обучении различным предметам. Преимущество будем очевидным при систематическом использовании их в процессе обучения [2].

Современная образовательная среда с использованием цифровых технологий так же обладает рядом преимуществ и недостатков. Рассмотрим положительные стороны:

- уменьшается количество бумажных учебных источников. Для обучающихся: им не приходится носить огромные портфели с тетрадями, пособиями, учебниками, ведь в элементарном планшете, либо ноутбуке все это есть. Для педагога: при подготовке к новому занятию каждый учитель находится в поисках не только доступной информации, но и интересной для самих учеников, при этом, подготавливаясь к одному уроку необходимо думать наперед, что будет на следующем [4]. Все это со-

провождается бумажной волокитой. Цифровые технологии позволяют освободить педагога от некоторых работ и воспользоваться различными Интернет-ресурсами для подготовки к новому занятию. При этом использование различных видео лекций, аудиозаписей, анимации, позволяет вызвать интерес у обучающихся;

- работу педагога можно считать одной из самых сложных. Связано это с тем, что дети, с которыми приходиться работать учителю, бывают очень разные по характеру, воспитанию, манере поведения и восприятия критики, или похвалы. Используя цифровые технологии в процессе обучения, педагог выступает в роли помощника. Основная цель педагога - задать направление, по которому будут развиваться ученики [4];

- переход к цифровому образованию -это значимый момент в системе образования. Обучение детей в условиях цифрови-зации позволяет развить у них способности ориентироваться в информационном мире;

- современные цифровые технологии позволяют обеспечить процесс обучения и на дистанционном уровне;

- процесс усвоения учебного материала становится более доступным. Например, при выполнении лабораторных работ можно наглядным образом увидеть необходимый результат, либо посмотреть алгоритм выполнения.

Помимо преимуществ использования цифровых технологий в образовательной среде, существует целый ряд недостатков:

- с внедрением цифровых технологий в образовательный процесс полностью теряется смысл понятия «учитель», «педагог». Традиционных наставников, профессионалов своего дела заменяют роботы, виртуальные машины;

- чрезмерное использование цифровых технологий в процессе обучения способствует снижению умственной активности. Уже сегодня наблюдается такое явление, когда ученики перестают самостоятельно искать необходимую информацию. Теперь всю работу выполняет интернет, ведь так намного проще и легче, и временные затраты минимальны, но никто не задумыва-

ется о том, что способность к мышлению ослабевает;

- образовательные учреждения - это не только то место, в котором получают знаний, умения и навыки, но и место, в котором приобретают друзей, учатся взаимодействовать с окружающими людьми. Использование цифровых технологий могут отрицательно влиять на процесс социализации детей, то есть заменять друзей, живое общение, что в результате приведет негативному развитию личности;

- цифровое обучение представляет собой в некоторой степени самостоятельное обучение, что развито не у каждого обу-

развитая мотивация к обучению, что позволит избежать риск неудачи, другими словами, у обучающихся может пропасть стремление учиться [1].

Хотелось бы отметить, что современная образовательная среда с использованием цифровых технологий действительно оказывает значительную роль на процесс обучения, но полный переход на цифровое образование приведет только к негативным последствиям. Цифровые технологии должны дополнять работу педагога, а никак не заменять его. В результате, такая работа будет более плодотворной, чем полный переход на онлайн обучение.

чающегося. Именно поэтому необходима

Библиографический список

1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2017. - №3. - С. 85-92.

2. Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - №11. - С. 50-52.

3. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. - М.: Ме-диаМир, 2017. - 160 с.

4. Молчанова Е.В. Инновации и информационные технологии: поиск путей практической реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 656-660.

5. Пекуш А.Е., Погодина И.А. Теоретические аспекты пропедевтического курса информатики в начальной школе // Modern Science. - 2019. - №6-1. - С. 46-49.

6. Погодина И.А. Понятие информационно-коммуникационной компетенции личности // Вестник университета. - 2009. - № 14. - С. 85.

MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF ENSURING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

K.O. Kurbatova, Student A.Yu. Zimoglyadova, Student Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Stavropol)

Abstract. This article examines the role of the process of digitalization of the educational process as part of the modern educational environment. The advantages and disadvantages of the digitalization process, the influence of digital technologies on the internal factors of the educational process are considered.

Keywords: digital modernization, educational environment, innovative technologies, digital technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.