Научная статья на тему 'Иностранный туризм в СССР: отражение в научной и учебной литературе'

Иностранный туризм в СССР: отражение в научной и учебной литературе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1615
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / БРЕНД / "ИНТУРИСТ" / ТЕРМИНОЛОГИЯ / INTERNATIONAL TOURISM / SCIENTIFIC RESEARCH / BRAND / "INTOURIST" / TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Путрик Юрий Степанович

Советский Союз с первых лет своего существования стал неотъемлемой частью мирового туристского процесса. Иностранный туризм поддерживался государством через государственную туристскую компанию «Интурист». Многолетнее присутствие «Интуриста» на международном туристском рынке способствовало формированию и развитию устойчивого бренда туркомпании, обеспечив ей достойное место в ряду всемирно известных зарубежных туристских брендов. В научной и учебной литературе советского периода международный туризм начал находить свое систематическое отражение в конце 196070-е гг. В 1970-х гг. в структуре Государственного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР существовала проблемная научно-исследовательская лаборатория по иностранному туризму, которая занималась изучением зарубежного опыта, проводила социологические опросы среди иностранных туристов в целях повышения качества обслуживания. В современной учебно-методической литературе компания «Интурист» показана в основном в историческом аспекте как одна из ведущих туристских организаций советского периода. В настоящее время «Интурист» интегрирован в международную корпорацию Thomas Cook. И хотя он перестал быть монополистом на отечественном туристском рынке, компания продолжает развиваться как крупнейший российский многопрофильный туроператор, который сохранил свой бренд и свои позиции в системе туроператорской деятельности современной России. Современный «Интурист» активно работает в сфере въездного, выездного и внутреннего туризма, обслуживая иностранных бизнесменов и туристов, предлагает большой спектр индивидуальных и групповых туров как по России, так и по миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN TOURISM IN THE USSR: REFLECTION THE EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC LITERATURE

The Soviet Union from the first years of its existence has become an integral part of the global tourism development. Foreign tourism was supported by the state through the state tourism company “Intourist”. “Intourist's” perennial presence on the international tourism market contributed to the formation and development of sustainable brand of the tourism company, providing its rightful place among the world famous tourism brands overseas. In the scientific and educational literature of the Soviet period international tourism began to find its systematic reflection at the end of 1960-70-ies. The research laboratory for foreign tourism was created in 1970-ies in the structure of State for Foreign Tourism Administration under the USSR Council of Ministers. It was engaged in the study of foreign experience, conducted surveys of foreign tourists in order to enhance service quality. The modern educational and methodical literature considers the tourism company «Intourist» mainly in the historical aspect as one of the leading tourism organizations of the Soviet period. Currently, “Intourist' is integrated into an international corporation Thomas Cook. Although the company is not a monopolist in the Russian tourism market anymore, it continues to evolve as the largest Russian multi-tour operator, which has retained its own brand and its position in the system of tour operator activities of modern Russia. Modern “Intourist” is actively working in the field of inbound, outbound and domestic tourism, serving international business and leisure travelers, and offers a range of individual and group tours across the Russian Federation and in the world.

Текст научной работы на тему «Иностранный туризм в СССР: отражение в научной и учебной литературе»

УДК / UDK 930

DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-96-101

ПУТРИК Юрий Степанович

Российский НИИ культурного и природного наследия;

Международная туристская академия (Москва, Российская Федерация); доктор исторических наук, профессор;

e-mail: putrik@list.ru

иностранный туризм в ссср:

отражение в научной

и учебной литературе

Советский Союз с первых лет своего существования стал неотъемлемой частью мирового туристского процесса. Иностранный туризм поддерживался государством через государственную туристскую компанию «Интурист». Многолетнее присутствие «Интуриста» на международном туристском рынке способствовало формированию и развитию устойчивого бренда туркомпании, обеспечив ей достойное место в ряду всемирно известных зарубежных туристских брендов. В научной и учебной литературе советского периода международный туризм начал находить свое систематическое отражение в конце 196070-е гг. В 1970-х гг. в структуре Государственного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР существовала проблемная научно-исследовательская лаборатория по иностранному туризму, которая занималась изучением зарубежного опыта, проводила социологические опросы среди иностранных туристов в целях повышения качества обслуживания. В современной учебно-методической литературе компания «Интурист» показана в основном в историческом аспекте как одна из ведущих туристских организаций советского периода. В настоящее время «Интурист» интегрирован в международную корпорацию Thomas Cook. И хотя он перестал быть монополистом на отечественном туристском рынке, компания продолжает развиваться как крупнейший российский многопрофильный туроператор, который сохранил свой бренд и свои позиции в системе туроператорской деятельности современной России. Современный «Интурист» активно работает в сфере въездного, выездного и внутреннего туризма, обслуживая иностранных бизнесменов и туристов, предлагает большой спектр индивидуальных и групповых туров как по России, так и по миру.

Ключевые слова: международный туризм, научные исследования, бренд, «Интурист», терминология.

Вопросам развития иностранного туризма в СССР посвящено немало статей и научных трудов. Иностранный туризм в СССР был связан прежде всего с деятельностью туркомпании «Интурист», хотя международными туристскими обменами в Советском Союзе занимались профсоюзы (Управление по международному туризму Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС), а также Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Соответственно, многолетнее присутствие «Интуриста» на международном туристском рынке способствовало формированию и развитию устойчивого бренда туркомпании не только среди потребите-

лей, но и в профессиональной туристской среде, обеспечив ей достойное место в ряду всемирно известных зарубежных туристских брендов - таких как American Express, Thomas Cook, TUI Travel, UTA и др.

Системно тема международного туризма попала в поле зрения ученых после выхода в 1975 г. книги М.А. Ананьева «Экономика и география международного туризма» [1]. В ней дан глубокий макроэкономический анализ мирового туризма, выделены крупнейшие туристские макрорегионы мира, показаны особенности и факторы развития туризма как одной из ведущих сфер торговли услугами. Одним из рецензентов книги выступил кандидат исторических наук

В.П. Пачулиа - директор Центральной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ), которая в нач. 1970-х гг. была организована в г. Сухуми в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Несомненным достоинством и научно-просветительским достижением книги Ананьева явилось то, что в ней впервые в советской научной литературе международный туризм рассмотрен комплексно и всесторонне, с обзором исторических предпосылок его возникновения, показом места и роли международного туризма в мировой экономике и экономике отдельных стран, развернутой характеристикой международных туристских связей между странами и регионами. В книге были поставлены вопросы о необходимости внедрения общепринятой статистики и преодоления проблемы сезонности, давалась характеристика свойств туристского продукта и особенностей трудовой деятельности в сфере туризма. Таким образом, в 1975 г. были созданы методологические подходы к пониманию международного туризма не только как важного сегмента экономической деятельности, но и как объекта научных изысканий. Затронул автор и вопросы подготовки кадров в сфере международного туризма, придавая особое значение организации прохождения студентами практики в период сезона туризма. Поэтому данная книга, представлявшая в СССР, по существу, первое комплексное обобщение международного туризма, была рекомендована Ре-дакционно-издательским Советом Московского университета к использованию как учебное пособие для студентов географических факультетов университетов (в то время высшее образование в сфере туризма осуществлялось на географических факультетах Московского и Ростовского государственных университетов, а также в Высшей школе профсоюзного движения). Несколько ранее, в 1969 г., вышла книга Ю.Н. Соколова «Международный туризм и его правовое регулирование» [7], в которой правовое регулирование рассматривалось в рамках разделения международного туризма на три группы по характеру туристских связей: а) между социалистическими странами; б) между капиталистическими и развиваю-

щимися странами; в) между социалистическими и капиталистическими странами. В то время такой поход был вполне оправдан в условиях политической системы мироустройства. При этом в книге Соколова (фактически учебном пособии) весьма квалифицированно были рассмотрены вопросы, возникающие из межгосударственных и внутригосударственных правоотношений по иностранному туризму: визовый и документальный, таможенный, валютный, санитарный контроль, контроль за ввозом рекламных туристских материалов, режим пребывания и передвижения по территории СССР, страхование туристов и др.

Говоря об упоминавшейся выше Центральной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям, в контексте темы настоящей статьи следует отметить, что эта лаборатория, просуществовавшая с 1969 по 1972 гг., выпустила более 20 книг, сборников научных трудов, статей и брошюр, начавших проливать свет на развитие международного и иностранного туризма. Так, в русскоязычной версии в научной литературе впервые стали появляться сведения из истории, географии и экономики международного отечественного туризма как на основе зарубежных источников, так и собственных исследований советских авторов. В целом следует отметить, что интерес ученых к международному туризму особенно возрос на волне «хрущевской оттепели», когда в 1964 г. в г. Сухуми был организован на общественных началах институт туризма, занимавшийся такими проблемами, как, например, комплексное исследование туристских возможностей Черноморского побережья Кавказа, изучал и обобщал отечественный и зарубежный опыт в области туризма и др. С течением времени перед институтом встали проблемы туризма общесоюзного значения. Ввиду этого в 1969 г. на базе института была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий ВЦСПС, в поле зрения которой входили вопросы международного туризма. Уместно заметить, что в этот же период ученые-экономисты Сибирского отделения Академии наук СССР также стали проявлять активный интерес к проблемам туризма - проводились специальные науч-

ные конференции, публиковались научные статьи. Так, в 1968 г. доктор экономических наук, профессор, академик АН СССР П.Г. Ол-дак в своем докладе на научной конференции «Развитие индустрии туризма в СССР», прогнозируя развитие туризма к концу ХХ в., определил эту сферу как одну из самых важных в жизни широких слоев населения всех континентов. Далее П.Г. Олдак обосновал и фактически ввел сначала в научный и позднее в практический оборот новый по тем временам термин - «индустрия туризма».

Следует сказать, что к тому времени наука о туризме во многих странах достигла высокого уровня. Тот же В.П. Пачулиа в своей статье «Наука о туризме» пишет, что в создании науки о туризме «...принимают участие специалисты самых различных отраслей науки и культуры: историки, географы, экономисты, социологи, этнографы, архитекторы, писатели, художники, работники кино и телевидения и др. Для подготовки многочисленных кадров по обслуживанию туристов созданы учебные заведения разнообразных профилей, а для разработки теоретических проблем туризма - научно-исследовательские институты» [6, с. 4]. В СССР того периода этот процесс был в самом начале своего развития. Особенно в части международного туризма.

В этот же период ЦНИЛТЭ начинает публиковать аналитические материалы о международном туризме, основанные на иностранных источниках. Так, в 1973 г. появляется интересная статья Л.Ф. Ходоркова «К истории развития иностранного туризма в Великобритании» [8, с. 72-78], в которой описываются не только «туристская экспансия» Великобритании в страны Восточной Азии, но и открытие в 1885 г. первого в России туристского бюро, а в 1990-е гг. агентство Thomas Cook & Son впервые организовало поездки из Европы в Азию на поезде через Россию по Транссибирской магистрали. Эта компания - одна из ведущих туристских компаний мира, организующая с 1923 г. туристские поездки иностранцев в СССР, в т.ч. посредством сотрудничества с «Интуристом» (начиная с 1930-х гг.), а сегодня имеющая представительства

не только в Москве, но и в других городах России. В Мурманске, например. В 2011г. было создано совместное предприятие Intourist - Thomas Cook, и теперь Thomas Cook является правообладателем бренда «Интурист». Слияние двух гигантов международного туристского бизнеса пошло на пользу обеим компаниям, а начавшееся было угасание в 1990-х гг. бренда «Интурист» сменилось его возрождением и продвижением на новой мощной организационной и информационно-технологической основе. Тем более, что вновь образованная компания наряду с организацией выездного туризма развивает активную деятельность в сфере въездного и внутреннего туризма, т.е. обслуживает иностранных бизнесменов и туристов, а также предлагает большой выбор индивидуальных и групповых туров в Санкт-Петербург, Москву, города Русского Севера и Золотого Кольца и другие туристские дестинации России1.

Дальнейшее развитие научных исследований в сфере иностранного туризма в СССР происходило в значительной степени в рамках образованной в 1970-х гг. в структуре ИПК работников Госкомин-туриста СССР проблемной научно-исследовательской лаборатории по иностранному туризму. Лаборатория занималась изучением зарубежного опыта, проводила социологические опросы среди иностранных туристов в целях повышения качества обслуживания. Важным достижением этой лаборатории был подготовленный ею и изданный в 1980 г. совместно с Международной академией туризма (Монте-Карло) Краткий словарь международной туристской терминологии2. 1980 г. знаменателен для иностранного туризма еще и тем, что «Интурист» принял самое непосредственное участие в приеме и обслуживании зарубежных делегаций и гостей ХХИЛет-них Олимпийских Игр в Москве. В том же 1980 г. по предложению делегации СССР, возглавляемой В.К. Бойченко, участники

1 Официальный сайт туроператора НТК Интурист. URL: http://www.ntk-intourist.ru/rev_ntk. aspx?news_id=161 (Дата обращения: 05.08.2016).

2 Краткий словарь международной туристской терминологии. Издание на русском языке. М.: Межд. Ак. туризма, ГУ по иностр. туризму при СМ СССР, 1980. 198 с.

Всемирной конференции по туризму при принятии исторического эпохального документа - Манильской декларации по мировому туризму - не только включили в Декларацию все инициативы советской делегации, но и с энтузиазмом восприняли её предложение об учреждении Всемирного дня туризма 27 сентября [5]. Как видим, «Интурист» представлял туристские интересы страны на самых высоких уровнях международного сообщества. Возвращаясь к Словарю, заметим, что к настоящему времени, начиная с 1990-х гг., изданы десятки туристских словарей и глоссариев, а в то время это был первый в СССР профессиональный словарь в сфере международного туризма. Кстати, в СССР в профессиональной туристской среде на всех уровнях употреблялся исключительно термин «туристский». Ничего «туристического» в тот период в туризме не было. Термин «туристический» пришел в профессиональную туристскую сферу в 1990-х годах.

В период перестройки в 1988 г. выходит замечательный учебник Г.П.Должен-ко «История туризма в дореволюционной России и СССР» [4], в котором дана обобщенная историко-географическая картина въездного и внутреннего туризма в СССР за период с 1920-х гг. вплоть до распада Страны Советов в 1991 г. В книге рассказано о динамике поездок советских туристов за рубеж и, в частности, о том, как ударники труда в 1930 г. совершили морской круиз вокруг Европы, приводится статистика туристских обменов по годам. И если в довоенный период международные туристские потоки в СССР и из него измерялись десятками тысяч человек, то уже в 1950-60-х гг. счет пошел на миллионы туристов в год в каждом направлении.

Новые факты и обобщения из опыта иностранного туризма в СССР, и прежде всего критические, в отличие от идеологизированных научных и учебных изданий советского периода, появились в научной литературе уже после 1991 г. Особый интерес здесь представляет изданное в 2007 г. учебное пособие монографического типа «Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы» [3], подготовленное коллективом авторов на ос-

нове архивных материалов и освещающее такие стороны деятельности «Интуриста», о которых ранее не могло быть и речи. Издание этой книги стало возможным благодаря тому, что информация о методиках и инструкциях по идеологической обработке иностранцев и других «перекосах», вызванных идеологией построения коммунизма в ущерб качеству предоставляемых услуг, стала доступной после открытия допуска к архивным материалам.

В современной учебно-методической литературе «Интурист» показан в основном в историческом аспекте как одна из ведущих туристских организаций советского периода, т.е. как исторический феномен. А вот среди технологических дисциплин в сфере туристского образования, таких как «Маркетинг в туризме», «Реклама в туризме», «Въездной туризм», «Выездной туризм» и др., вероятность упоминания о компании «Интурист» как примере и образце туристской деятельности сегодня невелика. Это признак того, что в конце 1990-х - нач. 2000-х гг. туркомпания «Интурист» потеряла лидерство и фактически была сильно потеснена на арене активной туристской деятельности вновь образовавшимися туроператорами, перестав быть монополистом, но заняв, тем не менее, свою нишу в группе ведущих туроператоров России, образовавших в 2007 г. Ассоциацию туроператоров России (АТОР). С другой стороны, если ставшие уже известными компании - члены той же АТОР, часто банкротятся и со скандалом уходят с рынка, мелькнувши на туристском небосклоне подобно августовскому метеориту («Капитал-тур», «Нева», «Ланта-тур», «Лабиринт» и др.), «Интурист» все же сохранился благодаря, конечно же, государственной (и не только) поддержке, а также внушительным активам, среди которых немаловажное место занимает собственно бренд.

Здесь уместно напомнить, что процесс преобразования «Интуриста» в перестроечные и постперестроечные годы происходил непросто и даже весьма болезненно. Государственная собственность «Интуриста» с учётом новых политико-правовых условий разделилась на федеральную и региональную, после чего перешла к другим

собственникам. На месте исчезнувшего монопольного гиганта на рынке появились бывшие составные части «Интуриста», ставшие самостоятельными коммерческими организациями. Прежде всего это «Интурист-Холдинг компания», ВАО «Интурист», «Интурреклама», «Интурсервис», «Интур-транс», «Мосинтур», а также совместные предприятия, включающие гостиницы «Савой», «Славянская», «Олимпийская», «Холдинг» и другие. В последующие годы сохранился ВАО «Интурист», который и сегодня, интегрируясь в международные корпорации, продолжает развиваться как крупнейший российский туроператор со

своими гостиничными предприятиями, собственным транспортным и другим сервисом индустрии гостеприимства [2].

Таким образом, приведенный выше краткий исторический обзор научных публикаций об иностранном туризме в СССР позволяет сделать вывод о том, что Советский Союз с первых лет своего существования стал неотъемлемой частью мирового туристского процесса, поддерживался государством через государственную туристскую компанию «Интурист», что обеспечило последней сохранение и восстановление своих позиций в системе туроператорской деятельности современной России.

Список источников:

1. Ананьев М.А. Экономика и география международного туризма. М.: Изд-во МГУ, 1975. 299 с.

2. Багдасарян В.Э., Биржаков М.Б., Бобылев В.Ю., Житенев С.Ю., Орлов И.Б., Путрик Ю.С., Феду-лин А.А. История туризма. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 256 с.

3. Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Шнайдген Й.Й., Федулин А.А., Мазин К.А. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы. М.: ФОРУМ, 2007. 256 с.

4. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. 192 с.

5. МолокановА.А. История принятия Манильской декларации по мировому туризму в 1980 году (свидетельство участника советской делегации) // О зарубежном опыте формирования законодательства о туризме. М.: МТА, 2005. С. 40-44.

6. Пачулиа В.П. Наука о туризме // Вопросы развития туризма: Сб. статей. Сухуми: Алашара, 1973. С. 4.

7. Соколов Ю.Н. Международный туризм и его правовое регулирование. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов им. П. Лумумбы, 1969. 296 с.

8. Ходорков Л.Ф. К истории развития иностранного туризма в Великобритании // Вопросы развития туризма: Сб. статей. Сухуми: Алашара, 1973. С. 72-78.

YuriS. PUTRIK

Russian research institute for cultural and natural heritage

named after Dmitry Likhachev;

International Tourist Academy (Moscow, Russia);

PhD (Dr. Sc.) in History, Professor;

e-mail: putrik@list.ru

foreign tourism in the ussr: reflection the educational and scientific literature

The Soviet Union from the first years of its existence has become an integral part of the global tourism development. Foreign tourism was supported by the state through the state tourism company "Intourist". "Intourist's" perennial presence on the international tourism market contributed to the formation and development of sustainable brand of the tourism company, providing its rightful place among the world famous tourism brands overseas. In the scientific and educational literature of the Soviet period international tourism began to find its systematic reflection at the end of 1960-70-ies. The research laboratory for foreign tourism was created in 1970-ies in the structure of State for Foreign Tourism Administration under the USSR Council of Ministers. It was engaged in the study of foreign experience, conducted surveys of foreign tourists in order to enhance service quality. The modern educational and methodical literature considers the tourism company «Intourist» mainly in the historical aspect

Keywords:

international tourism, scientific research, brand, «Intourist», terminology

as one of the leading tourism organizations of the Soviet period. Currently, "Intourist' is integrated into an international corporation Thomas Cook. Although the company is not a monopolist in the Russian tourism market anymore, it continues to evolve as the largest Russian multi-tour operator, which has retained its own brand and its position in the system of tour operator activities of modern Russia. Modern "Intourist" is actively working in the field of inbound, outbound and domestic tourism, serving international business and leisure travelers, and offers a range of individual and group tours across the Russian Federation and in the world.

References

1. Anan'ev, M.A. (1975). Ekonomika i geografija mezhdunarodnogo turizma [Economics and Geography of International Tourism]. Moscow, MSU. (In Russ.).

2. Bagdasaryan, V.E., Birzhakov, M.B., Bobylev, V.Yu., Zhitenev, S.Yu., Orlov, I.B., Putrik, Yu.S., & Fedulin, A.A. (2014). Istorija turizma [The History of Tourism]. Moscow, Federal Agency for Tourism. (In Russ.).

3. Bagdasaryan, V.E., Orlov, I.B., Shnaydgen, J.J., Fedulin, A.A., & Mazin, K.A. (2011). Sovetskoe zazerkal'e. Inostran-nyj turizm v SSSR v 1930-1980-e gody [Soviet Union behind the mirror. Foreign tourism in USSR in 1930-1980]. Moscow, FORUM. (In Russ.).

4. Dolzhenko, G.P. (1988). Istorija turizma v dorevoljucionnoj Rossii i SSSR [The history of tourism in pre-revolutionary Russia and the USSR]. Rostov on Don: Publ. House of the Rostov University Press. (In Russ.).

5. Molokanov, A.A. (2005). Istorija prinjatija Manil'skoj deklaracii po mirovomu turizmu v 1980 godu (svidetel'stvo uchastnika sovetskoj delegacii) [History of adoption of the World Tourism Manila Declaration in 1980 (certificate of the Soviet delegation member)]. O zarubezhnom opyte formirovanija zakonodatel'stva o turizme [On the foreign experience of formation of legal system in tourism]. Moscow, MTA. (In Russ.).

6. Pachulia, V.P. (1973). Nauka o turizme [Tourism Studies]. Voprosy razvitija turizma [Issues of Tourism Development]: Coll. articles. Suhumi: Alashara. (In Russ.).

7. Sokolov, Yu.N. (1969). Mezhdunarodnyj turizm i ego pravovoe regulirovanie [International Tourism and its legal regulation]. Moscow, Publishing House of the Peoples' Friendship University of Russia. (In Russ.).

8. Hodorkov, L.F. (1973). K istorii razvitija inostrannogo turizma v Velikobritanii [On the history of the foreign tourism development in the UK]. Voprosy razvitija turizma [Issues of Tourism Development]: Coll. articles. Suhumi: Alashara. (In Russ.). (In Russ.).

Путрик Ю.С. Иностранный туризм в СССР: отражение в научной и учебной литературе // Современные проблемы сервиса и туризма. Т. 10. № 4. С. 96-101. DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-96-101. Дата поступления статьи: 06 августа 2016 г.

Putrik, Yu.S. (2016). Foreign tourism in the USSR: reflection the educational and scientific literature. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(4), 96-101. doi: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-96-101 (In Russ.). Received August 6, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.