УДК / UDK 930
DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-86-95
НИКОЛАЕВ Евгений Михайлович
Международная туристская академия; Московский гуманитарный университет;
(Москва, Российская Федерация); кандидат экономических наук, доцент;
Вице-президент МТА; e-mail: em@traveller.msk.ru
«ИНТУРИСТ»: ОБ УСТОЙЧИВОСТИ БРЕНДА И ПЕРИПЕТИЯХ ИСТОРИИ
Статья посвящена рассмотрению истории специфических проблем взаимовлияния сфер идеологии, политики и экономики, при которых туризм превращается из самостоятельной отрасли деятельности в инструмент решения текущих идеологических и политических задач. В связи с особой ролью «Интуриста» и его доминирующим положением в индустрии туризма Советского Союза именно на его долю выпало в течение длительного исторического отрезка быть таким инструментом. Делается вывод о том, что длительное существование и устойчивость бренда «Интурист» обусловлены специфическими условиями его существования и мощной поддержкой со стороны партийных и государственных структур СССР. На данных статистики показана тесная корреляция между показателями развития въездного туризма в СССР и уровнем развития коммунистического движения в ряде европейских стран. Сделан вывод, что истинными целями увеличения въездных туристских потоков в советскую страну были идеологические и политические, а именно - пропаганда достижений СССР в строительстве социализма и коммунизма и стремление расширить свое международное влияние путем тайного финансирования деятельности партий коммунистической ориентации в зарубежных странах. Описана история существования и трансформации «Интуриста» с момента его создания и до наших дней, прослежены причинно-следственные связи между политическими и идеологическими задачами, которые решала Коммунистическая партия Советского Союза на том или ином историческом отрезке, и статусом «Интуриста» в системе государственного управления. В статье демонстрируется нетрадиционный подход к исследованию исторических, экономических и организационных процессов, происходивших и происходящих в советском и российском туризме, что позволило взглянуть на его развитие под новым углом зрения.
Ключевые слова: бренд «Интурист», въездной туризм, влияние идеологии на туризм, экономика туризма, схемы финансирования, государственное управление туризмом.
Изучение устойчивости и изменчивости объектов и явлений в историческом процессе - тема чрезвычайно актуальная для новейшей истории России. Последние 120 лет российской истории являются периодом, когда создавались новые бренды в самых разных сферах деятельности, рушились старые бренды, но спустя десятилетия вновь возрождались, затмевая собой бренды молодые, но уже казавшиеся незыблемыми. Можно вспомнить водку «Смирнофф», во времена советской власти канувшую на территории СССР в небытие, но вновь возродившуюся почти через 80 лет и занявшую свое почетное место на
рынке. Наоборот, престижные водочные сорта «Столичная» и «Посольская», процветавшие в СССР, тихо сошли на нет в современной России. Есть и обратные примеры -раскрученные в первые годы новой России товары под брендом «Довгань» куда-то исчезли вместе с самим носителем брен-довой фамилии, зато возродились «старые добрые советские» бренды типа «Главпро-дукт», «Аленка», колбаса «Докторская» и т.п. Лишь немногие бренды оказались на удивление устойчивыми и неподвластными смене вождей, правительств и даже социально-экономических формаций, чем прославилась современная Россия.
Одним из таких брендов, безусловно, является «Интурист», который наряду с «Аэрофлотом» пережил все смены генеральных секретарей, президентов и правительств, которыми не раз «побаловала» нас новейшая российская история. Устойчивость данного бренда, на наш взгляд, обусловлена в первую очередь особенностями такой сферы деятельности, как туризм, поскольку именно в туризме бренды создаются не только и даже не столько для «внутреннего потребления», но и для внешнего. А бренд «Интуриста» первоначально создавался именно для «внешнего потребления», то есть для привлечения в Советский Союз и обслуживания на его территории иностранных туристов. До отечественных туристов «Интурист» добрался только через 54 года после своего создания. Хотя, истины ради, следует признать, что отечественными туристами «Интурист» тоже «между делом» занимался, начиная с 1960-х гг., но масштабы этой деятельности, как и внимание к ней, были несопоставимы с масштабами работы с иностранцами.
История формирования и развития современной российской туриндустрии и сопоставление ее с историей развития туризма в Советском Союзе предоставляет исследователям редкую возможность проанализировать специфические закономерности развития турбизнеса, связанные не столько с закономерностями рыночной экономики, сколько с попытками регулировать и развивать данную сферу человеческой деятельности без учета действия экономических законов. Фактически, многие сегодняшние исследователи туризма могут изучать реалии туризма советского периода и современного турбизнеса не только по архивным и литературным источникам, а «на примере собственной жизни», поскольку застали в сознательном возрасте функционирование этих двух систем организации туризма, построенных на принципиально разных основаниях.
Советская система организации туризма, практически полностью игнорирующая экономические законы и мировые рыночные условия, развивалась, базируясь на политико-идеологических задачах. Любые финансово-экономические провалы она восполняла путем государственного пере-
распределения финансовых ресурсов из других отраслей экономики. Современная российская туриндустрия, пережившая тяжелый период создания и первоначального роста практически на «пустом месте», мучительно преодолевает субъективизм и непрофессионализм, слабое представление о рыночных закономерностях развития, множественные проблемы недоразвитости рыночной инфраструктуры страны.
Уникальность ситуации заключается в том, что современный российский турбиз-нес начинался практически «с нуля», хотя в нашей науке о туризме считается, что его предшественниками являются «советские туристские монстры» - «Интурист» и «Спутник». Однако, на наш взгляд, считать Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму «Интурист» (ВАО «Интурист») или Бюро Молодежного Туризма «Спутник» (БМТ «Спутник») полноценными предшественниками современного российского турбизнеса не совсем правомерно. Это были, по сути дела, государственные структуры, работающие в условиях отсутствия какой-либо конкуренции, с «плановыми поставками» советских туристов по линии райкомов и обкомов КПСС и ВЛКСМ, а также министерств и ведомств. Иностранные же туристы «поставлялись» по линии соответствующих структур Министерства иностранных дел СССР, торгпредств, а также зарубежными турфирмами, тесно аффилированными дружественными коммунистическими и социалистическими партиями зарубежных стран.
Характерно, что ВАО «Интурист» за советские годы своего существования (1929-91 гг.) являлось чисто государственным ведомством, причем государственная принадлежность прямо фигурировала в его названии. Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР (ГАО «Интурист») было организовано на основании постановления Совета труда и обороны от 11 апреля 1929 г. и находилось в ведении Наркомата внешней торговли СССР. В соответствии с постановлением ЦИК СССР от 7 февраля 1933 г. произошло слияние ГАО «Интурист» с Всесоюзным акционерным обществом «Отель», созданным 21 января 1931 г. для строительства, ремонта и экс-
Рис. 1 - Гостиницы «Гранд-отель» (Москва) и «Европейская» (Ленинград) ВАО «Отель», переданные в ведение ГАО «Интурист» в 1933 г.
Fig. 1 - The hotels «Grand Hotel» (Moscow) and «European» (Leningrad) of All-Union Joint Stock Company «Hotel» transferred to the State Joint Stock Company «Intourist» in 1933
плуатации гостиниц и предприятий общественного питания. Вновь организованное Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР (ВАО «Интурист») было передано в ведение ХОЗУ ЦИК СССР. Характерно, что ВАО «Отель» занималось исключительно отелями для иностранных туристов. Поэтому слияние его с ГАО «Интурист» выглядит вполне логично и естественно. За два года своего существования ВАО «Отель» успело создать определенную отельную базу, которую было можно и нужно загружать иностранцами (рис. 1). Чем и занялся «Интурист». Подчинение же этого нового образования хозяйственному управлению ЦИК СССР, то есть хозяйственному подразделению высшего исполнительного органа власти, подчеркивало его значимость и повышенное внимание к нему со стороны высшего руководства страны. Внутренний туризм в стране практически не интересовал тогдашние власти, что и выразилось в принятии Постановления ЦИК СССР «О ликвидации Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий» от 17 апреля 1936 г.1
1 О ликвидации Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий: Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 17 апр. 1936 г. // На суше и на море. 1936. № 5.
Однако ХОЗУ ЦИК СССР не слишком долго управляло «Интуристом». Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 11 января 1939 г. ВАО «Интурист» вновь передается в ведение Наркомата внешней торговли СССР. То есть, налицо существенное понижение статуса этой структуры -вместо высшего исполнительного органа власти страны она переподчиняется одному из министерств. Не вдаваясь в детальный анализ причин этого очередного переподчинения «Интуриста», обратим лишь внимание на годы принятия каждого решения. Повышение статуса пришлось на 1933 г. -момент, когда И.В. Сталин максимально сосредоточил власть в стране в своих руках и нуждался в международной легитимации данного факта. Понижение статуса пришлось на 1939 г. - год фактического начала войны в Европе, начала перестройки экономики страны на военные рельсы, пика массовых репрессий в СССР, когда иностранные туристы перестают быть желанными гостями, а становятся скорее нежелательными свидетелями происходящих перемен.
Вообще советско-российскому туризму не очень везло с постоянством внимания властей как в советской истории, так и в современной российской. Он был обре-
чен на систематическую смену «кураторов» и «начальников». Его регулярно «перекидывали» и продолжают «перекидывать» из одного государственного ведомства в другое, переподчиняли и переподчиняют различным министрам, меняли и меняют структуру управления. Единственное, что оставалось постоянным весь советский период - это название «Интурист». Предшествовавшие этому главному названию слова менялись с завидной легкостью, но сам бренд не трогали! Правда, в те годы само понятие бренда в СССР отсутствовало, но, видимо, на подсознательном уровне у власти присутствовало понимание, что название хорошее и трогать его не следует.
Увлекательный бюрократический процесс переподчинения туризма разным структурам государственного управления продолжается по сей день. Для желающих подробнее узнать о перипетиях управления современным российским туризмом можно рекомендовать монографию Ю.С. Путрика «Становление и развитие государственной политики Российской Федерации в области туризма» [9]. В советское время процесс «преобразований в туризме» также не остановился в уже упомянутом 1939 году. Он лишь прервался на время Великой Отечественной войны и последующего периода восстановления народного хозяйства.
Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1964 г. было создано Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР. Как видим, вновь происходит повышение государственно-бюрократического статуса туризма. В подведомственную сеть Управления входили бюро переводчиков, курсы по подготовке и повышению квалификации работников «Интуриста», гостиницы в Москве («Метрополь», «Берлин», «Националь»), в Ленинграде («Астория», «Европейская»), отделения и агентства «Интуриста» в различных городах СССР. При Управлении по иностранному туризму на правах общественного органа функционировал Совет по туризму. В его задачи входило рассмотрение вопросов улучшения обслуживания иностранных туристов. Об отечественных туристах в постановлении не упоминалось.
Такое «повышение» туризма от уровня «какого-то там ВАО при Наркомате внешней торговли», до уровня Управления Совета Министров в этот период произошло неспроста. Именно с 1946 по 1963 гг. произошел бурный рост въездного потока иностранных туристов в СССР, что, безусловно, потребовало повышения внимания к нему со стороны Коммунистической партии и Советского Правительства. Всего через пять лет и этого повышенного внимания к иностранному туризму властям СССР показалось мало, и Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1969 г. Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР было преобразовано в Главное управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР2. Это был, по-видимому, «звездный час» туризма на территории нашей страны. Многие деятели туризма, заставшие советские времена, сожалеют, что нынешние российские власти не поднимают туризм на столь высокий уровень государственного внимания. Автор статьи придерживается несколько иной точки зрения: это был рубеж, вслед за которым вскоре последовал неизбежный закат советского туризма, причем никак не связанный с собственно туризмом. Причины заката советского туризма лежали, с одной стороны, в экономической сфере СССР, с другой, в надвинувшемся на мировую экономику классическом кризисе перепроизводства 1972-1976 гг., который больше известен под названием «топливно-энергетический кризис». Экономические проблемы породили невозможность со стороны СССР реализовывать грандиозные до безумия политико-идеологические планы построения «мировой социалистической системы». А туризм был лишь одним из тайных инструментов ее построения, хотя об этом до сих пор мало кто знает.
Начавшийся после упомянутого выше кризиса медленный закат советского туризма нашел свое логичное отражение в очередных государственно-бюрократи-
2 О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30.05.1969 г. // Справочник партийного работника. Вып. 10. М.: Политиздат, 1970.
ческих новациях. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1983 г. Главное управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР преобразуется в Государственный комитет СССР по иностранному туризму (Госкоминтурист). Обратите внимание, какое резкое понижение статуса - с Главного управления в составе Правительства, до ранга даже не министерства, а всего лишь госкомитета, то есть вниз на две ступени государственной иерархии.
Интересно, что впервые за все время существования туризма в СССР в задачах «пониженного» в статусе ведомства появляется упоминание об экономике (работа на «коммерческой основе», а также «реклама въездного туризма»), а также о выездном туризме, о котором раньше никто и не вспоминал, хотя «де-факто» он существовал. На Госкоминтурист возлагалось определение основных направлений развития иностранного туризма в СССР и советского туризма за границу, осуществление координации международных туристских связей СССР на коммерческой основе, обеспечение обслуживания иностранных туристов в СССР и советских туристов, выезжающих за границу, организация проведения с иностранными туристами информационно-экскурсионной работы, осуществление рекламы иностранного туризма в СССР3.
Поскольку падение экономической эффективности социалистического хозяйства продолжалось, что в свою очередь вызывало невозможность дальнейшего дотационного развития туризма в СССР, а прежние глобальные политико-идеологические задачи были пересмотрены, это нашло свое отражение в дальнейшем понижении государственного статуса туризма. Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 27 июля 1989 г. Госкоминтуристом СССР был издан приказ от 22 августа 1989 г. о выделении из струк-
3 О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986-1990 годах и на период до 2000 года: Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 18 июля 1985 г. // Правда. 1985. 20 июля.
туры Центрального аппарата Госкомитета СССР по иностранному туризму Всесоюзного акционерного общества «Интурист» (ВАО «Интурист»). С 1 сентября 1989 г. было установлено, что ВАО «Интурист» находится на самостоятельном балансе. Все 74 агентства, управления и отделения Го-скоминтуриста СССР, а также главный вычислительный центр стали подразделениями ВАО «Интурист». Таким образом, власть еще больше понизила статус «Интуриста», фактически отделив его от государства. Предметом деятельности ВАО «Интурист» в соответствии с этими изменениями являлась организация поездок иностранных туристов в СССР и продажа этих поездок на коммерческой основе, разработка и внедрение новых маршрутов, специализированных и новых видов туризма, организация и продажа советским гражданам путевок для поездок за границу, а также организация и обеспечение приема и обслуживания иностранных туристов в СССР и советских граждан за границей по приобретенным путевкам.
«Де-факто» туризм был «изгнан» из государственного аппарата, и перед ним была поставлена задача «существовать самостоятельно», то есть без государственной финансовой поддержки - в режиме самоокупаемости. Причем зарабатывать туризм должен был уже не только на иностранных гражданах, но и на советских «трудящихся», продавая им путевки для поездок за границу на «коммерческой основе», а не раздавая по решению профсоюзных и партийных организаций предприятий практически бесплатно, как это было раньше. Увы, это не спасло советский туризм, который продолжил умирание вместе с экономической системой СССР. Вскоре это нашло свое отражение в очередной бюрократической процедуре. Госкоминтурист СССР прекратил свою деятельность на основании постановления Кабинета Министров СССР от 13 апреля 1991 г. Одновременно при Кабинете Министров СССР был образован Совет по иностранному туризму СССР. Однако и этот орган управления просуществовал всего лишь несколько месяцев - до 14 ноября 1991 г. и был ликвидирован в соответствии с Постановлением Верховного Совета
СССР от 14 ноября 1991 г. «Об упразднении министерств и других центральных органов Государственного управления СССР»4.
Это и была окончательная «кончина» советского государственного экономически неэффективного туризма. А на его обломках начал «прорастать» новый негосударственный российский туризм. Конечно, необходимо уточнить, что первые ростки нового российского туризма появились несколько раньше, в период с 1988 по 1991 гг., когда отдельными видами турбизнеса разрешили заниматься кооперативам, создаваемым по принятому в 1988 году Закону СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-Х1 «О кооперации в СССР». В статье 3 этого закона в частности говорилось: «Кооператив вправе заниматься любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами Союза ССР, союзных и автономных республик». Туризм на тот период не относился к запрещенным видам деятельности, по крайней мере, в части путешествий по родной стране. Правда, отправка граждан СССР за рубеж и прием иностранных туристов разрешались по-прежнему только ВАО «Интурист» и БМТ «Спутник», но энтузиасты кооперативного движения и тут нашли выход. Они формировали группы для отправки за границу и на завершающем этапе передавали их «Интуристу», оплачивая поездку по его расценкам, оставляя себе комиссионное вознаграждение. По иностранным туристам кооперативы брали на себя их обслуживание в СССР в той части, с которой «Интурист» по каким-то причинам не справлялся или не желал заниматься малыми группами или группами, едущими по не традиционным маршрутам.
Исходя из всего изложенного выше, можно сделать бесспорный вывод, что вплоть до начала 1980-х гг. советское руководство вопросы экономической эффективности туризма практически не волновали. Соответственно, перед немногочисленными государственными (или профсоюзно-государственными) организациями, занимавшимися в СССР туризмом, не стояли
4 Об упразднении министерств и других центральных органов Государственного управления
СССР: Постановление Государственного Совета
СССР от 14.11.1991 г. № ГС-13.
такие задачи, как выбор конкурентного турпродукта, выработка оптимальной стратегии развития, эффективной маркетинговой политики и т. п., без чего современный туризм невозможно себе представить. Более того, даже вопрос окупаемости деятельности, а тем более прибыльности был для них вторичен. При условии успешного выполнения идеологических и политических установок партийного руководства убыточность деятельности не была для этих организаций серьезной проблемой. Если такая ситуация вдруг возникала, всегда на помощь приходил госбюджет, ведь и для «Интуриста», и для «Спутника» главной целью была не прибыль, а пропаганда преимуществ социализма и знакомство иностранных туристов с достижениями советского народного хозяйства. А эти цели, с точки зрения партийного руководства Советского Союза, были достойны прямого бюджетного финансирования.
Интересно также, что эти организации использовались и для других целей, мало связанных с собственно туризмом. Оставив в стороне вопросы помощи спецслужбам СССР, которые также входили в сферу задач этих организаций, остановимся на важной экономико-финансовой миссии, блестяще реализованной ВАО «Интурист» и БМТ «Спутник» в определенный период их существования. Так, например, мало кто знает, что эти организации использовались в хитроумной схеме финансирования дружественных зарубежных компартий и их молодежных подразделений. Этот факт никак не отражается ни в современной научной литературе, ни в мемуарах бывших коммунистических партийных и комсомольских чиновников. Однако об этом хорошо осведомлены бывшие представители «Интуриста» и «Спутника» в зарубежных странах. Автору статьи было интересно узнать, какую схему применяли в советское время для спонсирования зарубежных компартий, поскольку прямое финансирование из СССР или через структуры МИД СССР было в большинстве капиталистических стран запрещено законодательно. Нелегальный завоз наличной валюты в необходимых для деятельности компартий объемах был также трудно реализуем.
Чтобы разобраться в этой загадке, автором был проведен небольшой опрос некоторых из уважаемых корифеев эпохи советского туризма с целью понять, какие использовались методы и схемы. Оказалось, что была применена оригинальная трансфертная схема, заключавшаяся в том, что зарубежным турфирмам, аффилированным с компартиями своих государств, путевки на поездки в СССР продавались и «Интуристом», и «Спутником» по сильно заниженным ценам. При этом цена, которую платили эти зарубежные турфирмы, была не просто существенно ниже рыночной, но чаще всего и ниже себестоимости самой поездки. Разница в стоимости турпоездки компенсировалась государством прямыми дотациями из госбюджета. Сами же зарубежные турфирмы продавали путевки в Советский Союз по ценам, близким к рыночным, но все-таки несколько ниже них. Таким образом, даже несмотря на демпинг, у них образовывалась дополнительная прибыль.
Главным условием, выставлявшимся перед зарубежными турфирмами с советской стороны, было финансирование ими из этой прибыли деятельности компартий. Данная схема длительное время устраивала всех ее участников. «Интурист», «Спутник» и их зарубежные структуры (представительства и дочерние фирмы) спокойно продавали туры в СССР по «бросовым ценам», не заботясь об экономической эффективности. Зарубежные турфирмы ковали сверхприбыль, продавая своим туристам путевки в СССР по ценам ниже рыночных, становясь к тому же при содействии советских консульских учреждений монополистами на «советском направлении». Зарубежные «дружественные компартии» получали свою мзду от аффилированных турфирм. Международный отдел ЦК КПСС не ломал себе голову, каким образом доставить средства братьям-коммунистам в капиталистических странах и не быть при этом «схваченным за руку», благополучно отчитываясь перед Пленумами ЦК КПСС о росте влияния «братских коммунистических партий» на прогрессивное население своих стран.
Идеальная схема финансирования, когда деньги, например, компартии Италии фактически платят итальянские туристы,
едущие в турпоездку в СССР. Все законно и красиво. Ну а советские трудящиеся из своих налогов и создаваемых ими государственных доходов через госбюджетное перераспределение оплачивают обслуживание этих итальянских туристов на территории Советского Союза. Подобные схемы применялись практически во всех капиталистических странах, где функционировали «братские коммунистические партии». Действовали эти схемы до тех пор, пока в 80-х годах проблемы советского госбюджета не стали настолько серьезными, что средств на такое финансирование «братских компартий» стало попросту не хватать. Что и выразилось в изменении отношения к систематической «плановой убыточности» въездного туризма в СССР и требованиях советского правительства изменить ситуацию, то есть обеспечить безубыточность туров.
Именно с этого момента проявляются две тенденции, связь между которыми непосвященному человеку совершенно непонятна, но, тем не менее, является вполне закономерной. Первая тенденция - стремительное сокращение въездного туристского потока в СССР, а после его распада -и в Россию. Вторая тенденция - быстрое угасание влияния зарубежных коммунистических партий на политику в своих странах, падение их численности и, наконец, вытеснение их на далекую политическую обочину, а нередко и полное прекращение их деятельности. Вот такая интересная связь «мирового коммунистического движения» и въездного туризма в СССР.
С точки зрения рыночной экономики (а не «советской социалистической») все закономерно - «Интурист» перестал продавать путевки аффилированным с компартиями зарубежным турфирмам по заниженным ценам, те в свою очередь перестали спонсировать компартии, что привело к постепенному сворачиванию деятельности последних. Оборотной стороной изменения экономической политики государства стало то, что зарубежные турфирмы, не имея больше возможности продавать туры в СССР по заниженным ценам, вынуждены были вступить в конкурентную борьбу с другими туристскими направлениями. В результате поток туристов в СССР
стал постепенно сокращаться, ну а после того, как такой уникальный «заповедник социализма» распался (после 1991 г.), привлекательность таких поездок еще больше уменьшилась. Понимание этих экономических реалий позволяет развенчать миф о высокой привлекательности туров в СССР и одновременно миф о высокой эффективности туризма в его «советский период».
Феномен туристского «въездного бума» в советский период имеет совсем иную природу, вытекающую из приведенной выше финансово-экономической схемы. Для иллюстрации изложенного выше приведем некоторые данные статистики. В первый год ВАО «Интурист» обслужило 2,5 тыс. иностранцев, на следующий год их стало уже 6 тыс. [3], а всего за предвоенный период, несмотря на то, что материальная база иностранного туризма в нашей стране была незначительной, Советский Союз посетило около 100 тыс. зарубежных любителей путешествий [4].
На самом деле приведенные цифры следует трактовать не как бурный рост тур-потока в СССР, а как незначительный прирост въезда туристов в страну после полного провала в революционную эпоху. Ежегодно, в период с 1929 по 1940 гг., в Советский Союз въезжало не более 10 тысяч туристов. Столько туристов ежегодно обслуживает в наши дни небольшой региональный туроператор, а ведь в те годы этим занималось целое государственное ведомство! (Государственное акционерное общество по иностранному туризму в СССР Наркомата внешней и внутренней торговли СССР).
Зато после войны, несмотря на разруху и почти полное уничтожение инфраструктуры европейской части страны, въездной туризм вдруг начинает развиваться семимильными шагами. Рост турпотока просто фантастический!
В 1956 г. нашу страну посетило 486 тыс. иностранцев, что почти в пять раз больше, чем за весь довоенный период. Отметим, что в среднегодовом исчислении турпоток возрос по сравнению с довоенным периодом почти в 50 раз, тогда как в период с 1930 по 1940 гг. рост не превысил 5 раз. И это при очень незначительной стартовой базе отсчета! В конце шестой пятилетки, в 1960 г., чис-
ло зарубежных туристов составило 711 тыс. [4]. Бурным ростом иностранного туризма в СССР характеризуются все последующие пятилетки. В последний год седьмой пятилетки (1965) число иностранных туристов составило около 1,3 млн, в завершающем году восьмой пятилетки (1970) - превысило 2 млн, еще через пять лет (1975) равнялось 3,7 млн, в 1980 г. уже более 5 млн иностранных граждан познакомились с нашей страной [7, 8]. С 1956 по 1985 гг. СССР посетило более 70 млн человек из 162 стран мира со всех континентов [10].
Характерно, что именно в этот период бурно растет численность и влияние компартий в странах капитализма, а туристы из развивающихся стран нескончаемым потоком «текут» в Советский Союз. При этом остается «загадкой», откуда туристы из нищих стран Азии, Африки и Южной Америки находят средства на такие дорогостоящие вояжи. Интересен также вопрос: почему туристы из развитых капиталистических стран выбирают для поездок именно Советский Союз? Неужели только из любопытства и желания увидеть воочию «достижения социализма»?! Однако никто из исследователей истории развития туризма в Советском Союзе и нынешней России не задался изучением экономической стороны этого парадокса.
В качестве иллюстрации можно привести небольшую выдержку из Википедии: Итальянская коммунистическая партия, или ИКП (итал. Partito Comunista Italiano, сокращённо PCI) - партия в Италии, существовавшая с 1921 по 1991 г. Наиболее успешная в XX в. коммунистическая партия в развитом капиталистическом обществе (численность в 1946-56 гг. превышала 2 млн человек, на выборах (1976) - 34,4% голосов)5. Характерно, что бурный рост численности и электоральной поддержки этой компартии совпал с периодом бурного роста въездного туризма в СССР, в том числе и из Италии. С кончиной СССР, потеряв главные источники финансирования, компартия Италии начала «преобразовываться», разбившись на несколько мелких самосто-
5 Итальянская коммунистическая партия. URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Итальянская_ком-
мунистическая_ партия (Дата обращения:
01.08.2016).
ятельных партий, большинство из которых отказалось от коммунистической идеологии в пользу социал-демократической, а в конечном итоге даже перейдя на традиционные для капиталистических стран консервативные и центристские принципы.
Аналогичная картина характерна и для Франции. Период расцвета компартии Франции и ее максимального влияния на политические процессы в стране приходится на послевоенный период, особенно на 1945-47 гг., когда она получила большое количество мест (около 30%) в однопалатном Национальном собрании и ее представители вошли в состав правительства. Расцвет компартии Франции продолжался до конца 1970-х годов.
Однако с начала 1980-х гг. влияние коммунистов во Франции непрерывно падает (интересно, что именно в эти годы на фоне «энергетического кризиса» Советский Союз начинает испытывать весьма серьезные экономические трудности, которые не позволяют в прежних объемах финансировать международное коммунистическое движение, в том числе через въездной туризм). В настоящее время французские коммунисты перестали играть сколько-нибудь заметную роль в политической жизни страны. Судьба компартий других европейских стран как две капли воды похожа на судьбу двух крупнейших европейских компартий - итальянской и французской.
Характерно, что советский въездной туризм также в точности повторяет судьбу зарубежных компартий. Если в 1980 г. в страну въехало почти 5 млн туристов, то во второй половине 80-х годов ежегодный въезд не превышал 1,8 млн чел., а в 1991 г. упал до 0,8 млн чел. [8]. И это падение полностью совпало с годом крушения советского государственного туризма, когда «Интурист» потерял все «государственные слова», предшествовавшие своему названию, и превратился из государственной структуры просто в одну из частных турфирм новой России, занимающихся коммерческим туризмом.
Бренд «Интурист» сохраняется вплоть до настоящего времени, хотя уже не выглядит столь монументальным и непоколебимым, как это было во времена СССР. Теперь вместо слов, связанных с государством, ему предшествуют слова «Национальная туристическая компания», а на Интернет-сайте его «поддерживают» слова Thomas Cook, которому он де-факто и принадлежит. «Интурист» теснят новые «агрессивные бренды» его рыночных конкурентов, которые отбирают у компании все большие «куски» рынка.
Таковы превратности и перипетии истории новой России - через 3 года туристская общественность страны будет отмечать 90-летие «Интуриста» - старейшего туристского бренда страны. Но сегодня это совсем другой «Интурист». Впрочем, и страна сегодня совсем другая.
Список источников:
1. АбуковА.Х. Туризм на новом этапе. Социальные аспекты развития туризма в СССР. М.: Профиз-дат, 1983. 295 с.
2. БлиновА.В. Совершенствование структуры иностранного туризма в СССР по видам туризма и классам обслуживания как форма повышения его экономической эффективности // Проблемы иностранного туризма в СССР. М., 1978. Вып.2.
3. Григорьев К. Иностранные туристы в СССР // На суше и на море. 1931 № 12.
4. Исмаев Д.К. Туризм - путь взаимопонимания между народами. М.: Знание, 1977. 48 с.
5. Немоляева М.Э., Ходорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1985. 176 с.
6. Никитин С. Иностранный туризм в СССР в десятой пятилетке // Внешняя торговля. 1976. № 9. С. 2-6.
7. Никитин С. Международные туристские связи СССР // Внешняя торговля. 1980. № 7. С. 15.
8. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М.: Финансы и статистика, 2001. 160 с.
9. Путрик Ю.С. Становление и развитие государственной политики Российской Федерации в области туризма 1991-2007 гг. М.: Изд-во МосГУ, 2007. 365 с.
10. Ситкина М. Международные туристские связи Советского Союза в 1985 году // Внешняя торговля. 1985. №5.
11. ФисенкоЛ.М. Некоторые аспекты эффективности информационно-экскурсионной работы в области иностранного туризма // Проблемы иностранного туризма в СССР. М., 1978. Вып. 2.
Vice-President of the International Tourist Academy; Moscow Humanities University (Moscow, Russia);
PhD in Pedagogic, Associate Professor;
e-mail: em@traveller.msk.ru
"INTOURIST" - ON THE STABILITY OF BRAND AND VICISSITUDES OF THE HISTORY
The article deals with history of specific problems of interference of the ideology, policy and economy, which turn tourism from an independent field of activity into the tool of the solution of the current ideological and political tasks. «Intourist» during a long historical period acted as such tool due to its special role and dominant position in the tourism industry of the Soviet Union. The author draws the conclusion that long existence and stability of a brand «Intourist» are caused by specific conditions of its existence and strong support from party and government institutions of the USSR. Based on statistical data, correlation between development indicators of entrance tourism in the USSR and a development level of the communistic movement in a number of the European countries is shown. The authors concludes that the true objective of increasing inbound tourism flows in the Soviet Union were the ideological and political, namely, the promoting achievements of the USSR in building socialism and communism, and the desire to expand its international influence by secret funding of communist orientation parties in foreign countries. The article describes the history of existence and transformation of «Intourist» from the moment of its creation and up to now. The author also considers cause-and-effect relations between political and ideological problems solved by Communist party of the Soviet Union in certain historical period and the status of «Intourist» in system of public administration. The article demonstrates nonconventional approaches to research the historical, economic and organizational processes, which have been happened and happen now in the Soviet and Russian tourism. It allows to look at its development under a new point of view.
References
1. Abukov, A.H. (1983). Turizm na novom etape. Socia'nye aspekty razvitija turizma v SSSR [Tourism at the new stage. Social aspects of tourism development in the USSR]. Moscow: Profizdat. (In Russ.).
2. Blinov, A.V. (1978). Sovershenstvovanie struktury inostrannogo turizma v SSSR po vidam turizma i klassam obslu-zhivanija kak forma povyshenija ego ekonomicheskoj effektivnosti [Improving the structure of foreign tourism in the USSR by types of tourism and service classes as a form of enhancing its economic efficiency of foreign tourism]. Problemy inostrannogo turizma v SSSR [Problems of foreign tourism in the USSR], (2). (In Russ.).
3. Grigor'ev, K. (1931). Inostrannye turisty v SSSR [Foreign tourists in the USSR]. Na sushe i na more [On Land and at Sea], (12). (In Russ.).
4. Ismaev, D.K. (1977). Turizm - put' vzaimoponimanija mezhdu narodami [Tourism - the way of mutual understanding between nations]. Moscow, Znanie. (In Russ.).
5. Nemoljaeva, M.E., & Hodorkov, L.F. (1985). Mezhdunarodnyj turizm: vchera, segodnja, zavtra [International tourism: yesterday, today and tomorrow]. Moscow: Int. Relations. (In Russ.).
6. Nikitin, S. (1976). Inostrannyj turizm v SSSR v desjatoj pjatiletke [Foreign tourism in the USSR in the Tenth Five-Year Plan]. Vneshnjaja torgovlja [Foreign Trade], (9), 2-6. (In Russ.).
7. Nikitin, S. (1980). Mezhdunarodnye turistskie svjazi SSSR [International tourist communications of the USSR]. Vneshnjaja torgovlja [Foreign Trade], (7), 15. (In Russ.).
8. Papirjan, G.A. (2001). Marketing v turizme [Marketing in Tourism]. Moscow, Finance & Statistics. (In Russ.).
9. Putrik, Yu.S. (2007). Stanovlenie i razvitie gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti turizma 1991-2007 gg. [Formation and development of the Russian Federation's state policy in the field of tourism 1991-2007's]. Moscow, Pub. house of the MSU. (In Russ.).
10. Sitkina, M. (1985). Mezhdunarodnye turistskie svjazi Sovetskogo Sojuza v 1985 godu [International tourist communication of the Soviet Union in 1985]. Vneshnjaja torgovlja [Foreign Trade], (5). (In Russ.).
11. Fisenko, L.M. (1978). Nekotorye aspekty effektivnosti informacionno-ekskursionnoj raboty v oblasti inostrannogo turizma [Some aspects of the efficiency of information and excursion work in the field of foreign tourism]. Problemy inostrannogo turizma v SSSR [Problems of foreign tourism in the USSR], (2). (In Russ.).
Evgeniy M. NIKOLAEV
Keywords:
brand «Intourist», entrance tourism, influence of ideology on tourism, economics of tourism, scheme of funding, public administration of tourism
Николаев Е.М. «Интурист»: об устойчивости бренда и перипетиях истории // Современные проблемы сервиса и туризма. Т. 10. №4. С. 86-95. DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-86-95.
Дата поступления статьи: 02 августа 2016 г.
Nikolaev, E.M. (2016). «Intourist» - on the stability of brand and vicissitudes of the history. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(4), 86-95. doi: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-86-95 (In Russ.). Received August 2, 2016.