Научная статья на тему 'Бизнес под контролем государства: иностранный туризм в СССР в 1930-1980-х годах'

Бизнес под контролем государства: иностранный туризм в СССР в 1930-1980-х годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
784
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВИЗИЦИЯ / ТУРОДЕНЬ / КЛАСС ОБСЛУЖИВАНИЯ / ТУР / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ИНСТРУКЦИЯ / "ИНТУРИСТ" / THOMAS COOK & SON / ACQUISITION / TOUR-DAY / SERVICE CLASS / TOUR / THE GENERAL INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новиков Владимир Семенович

В статье рассматривается специфика организации, привлечения и обслуживания иностранных туристов ВАО «Интурист» на территории СССР в 1930-е годы. Определяется содержание понятий «аквизиция» как показателя оценки выполнения установленных плановых заданий по приему туристов и «туродень» как стоимостной оценки классов обслуживания. Приводятся причины необходимости предоставления комплексного облуживания иностранным туристам на территории СССР и формы его организации. Выделены элементы структуры, созданной «Интуристом» и способной обеспечить привлечение и обслуживание иностранных туристов, начиная от организации агентств в пограничных пунктах и городах СССР, заключения соглашений о сотрудничестве с зарубежными туристскими фирмами, пароходными и железнодорожными компаниями и заканчивая организацией представительств «Интуриста» за границей. В статье приводятся примеры разработки коммерческих предложений и методы проведения коммерческой работы организации. Показаны способы ведения рекламной работы по привлечению туристов на зарубежных рынках. Подробно рассматривается содержание классов обслуживания, приводится характеристика их изменений в 1930-е гг. и в 1960-70-х гг. Проведен анализ эволюции документа «Генеральная инструкция по обслуживанию туристов», рассмотрены отдельные документы, регулировавшие показатели коммерческой деятельности «Интуриста». Подчеркнута роль государственного регулирования в развитии иностранного туризма и специфика работы «Интуриста» после создания органа государственного управления иностранным туризмом. Статья содержит вывод о том, что деятельность «Интуриста» в 1930-е гг. способствовала развитию иностранного туризма и создала предпосылки для занятия лидирующей позиции в международном туризме в 1970-80-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS UNDER STATE CONTROL: FOREIGN TOURISM IN THE USSR IN 1930-1980

The article discusses the specifics of the organization to attract and service foreign tourists by Intourist in the USSR in the 1930-ies. The author defines the concept of «acquisition» as an assessment indicator of accomplishment of performance targets for the reception of tourists and «tour-day» as valuation service classes. The reasons for the need to provide comprehensive services to foreign tourists on the territory of the USSR and the form of its organization are given. The elements of the structure created by Intourist and capable to ensure the involvement of foreign tourist are Identified. They include organization of agencies in the border areas and cities of the USSR, the conclusion of agreements on cooperation with foreign tourist companies, steamship and railway companies, and, ultimately, the Intourist offices abroad. Examples of the development of commercial offers and methods of commercial activity are shown. The ways of advertising to attract tourists in foreign markets are described. The author considers in detail the content of the classes of service, gives characteristic of their change in the 1930s and in 1960-1970-ies. The article analyzes the evolution of the “General Instructions on service of tourists” and the emergence of separate documents regulating the performance of Intourist commercial activities. The author highlights the role of government regulation in the development of foreign tourism and the specifics of the Intourist activities after the creation of the body of state for foreign tourism management. The article concludes that the activities of the «Intourist» in the 1930s contributed to the foreign tourism development and created conditions for a leading position in international tourism in the 1970-80-ies.

Текст научной работы на тему «Бизнес под контролем государства: иностранный туризм в СССР в 1930-1980-х годах»

УДК / UDK 379.851

DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-20-30

НОВИКОВ Владимир Семенович

Международная общественная туристская академия (Москва, Российская Федерация); профессор; e-mail: vlsemnov@yandex.ru

БИЗНЕС ПОД КОНТРОЛЕМ ГОСУДАРСТВА:

ИНОСТРАННЫЙ ТУРИЗМ В СССР В 1930-1980-Х ГОДАХ

В статье рассматривается специфика организации, привлечения и обслуживания иностранных туристов ВАО «Интурист» на территории СССР в 1930-е годы. Определяется содержание понятий «аквизиция» как показателя оценки выполнения установленных плановых заданий по приему туристов и «туродень» как стоимостной оценки классов обслуживания. Приводятся причины необходимости предоставления комплексного облу-живания иностранным туристам на территории СССР и формы его организации. Выделены элементы структуры, созданной «Интуристом» и способной обеспечить привлечение и обслуживание иностранных туристов, начиная от организации агентств в пограничных пунктах и городах СССР, заключения соглашений о сотрудничестве с зарубежными туристскими фирмами, пароходными и железнодорожными компаниями и заканчивая организацией представительств «Интуриста» за границей. В статье приводятся примеры разработки коммерческих предложений и методы проведения коммерческой работы организации. Показаны способы ведения рекламной работы по привлечению туристов на зарубежных рынках.

Подробно рассматривается содержание классов обслуживания, приводится характеристика их изменений в 1930-е гг. и в 1960-70-х гг.

Проведен анализ эволюции документа «Генеральная инструкция по обслуживанию туристов», рассмотрены отдельные документы, регулировавшие показатели коммерческой деятельности «Интуриста». Подчеркнута роль государственного регулирования в развитии иностранного туризма и специфика работы «Интуриста» после создания органа государственного управления иностранным туризмом.

Статья содержит вывод о том, что деятельность «Интуриста» в 1930-е гг. способствовала развитию иностранного туризма и создала предпосылки для занятия лидирующей позиции в международном туризме в 1970-80-е гг.

Ключевые слова: аквизиция, туродень, класс обслуживания, тур, генеральная инструкция, «Интурист», Thomas Cook & Son.

На сегодняшний день истории советского туризма, в т.ч. деятельности ВАО «Интурист», посвящено немало научных работ. Среди среди них работы А.Д. Попова [7], И.Б. Орлова [3, 6 и др.], В.Э. Багдаса-ряна [3 и др.], Й.Й. Шнайдгена [3, 10 и др.], а также исследования Е.П.Архиповой [1], Н.В. и Е.Ф. Атачкиных [2], В.В. Коваленко [4], В.Н. Тарасенко [8], А.Т. Урушадзе [9] и многих других авторов. Но по-прежнему остаются нераскрытыми для широкой общественности отдельные нюансы и специфика работы организации, не до конца изучены

механизмы государственного регулирования сферы туризма.

Деятельность ВАО «Интурист» с начала 1930-х и до конца 1980-х гг. по привлечению иностранных туристов и их обслуживанию на территории СССР осуществлялась в условиях монополии внешней торговли и планового развития народного хозяйства, что определяло торговую политику на туристских рынках и стандарты обслуживания иностранных туристов.

На развитие иностранного туризма влияла ограниченность материальной базы

(гостиниц и ресторанов), а также незначительное количество городов, которые могли посещать иностранцы.

Чтобы обеспечить качественное обслуживание иностранных туристов, «Интурист» на основе строгого учета поступивших заявок был вынужден заранее бронировать гостиницы и рестораны по всем маршрутам и ввести комплексное обслуживание туристов, которое включало, кроме размещения в гостиницах и питания, также услуги по встрече и сопровождению во всех местах посещения и экскурсий.

Обязательный элемент комплексного обслуживания - экскурсионная программа - определялся особенностью организации иностранного туризма в СССР. Кроме решения экономической задачи - выполнения установленного плана поступления иностранной валюты, перед «Интуристом» была поставлена политическая задача: ознакомление иностранных туристов с достижениями советского народа и укрепление дружбы между народами.

В довоенные годы ВАО «Интурист» обладал монопольным правом на прием и обслуживание всех иностранных граждан, прибывших на территорию СССР, независимо от того, являются они туристами, деловыми людьми или лицами, приглашенными государственными или общественными организациями.

«Интурист» обеспечивал иностранных граждан помещением для проживания, организовывал перевозки всеми видами транспорта, занимался продажей сувениров и предметов искусства, культурным обслуживанием, осуществлял ли-цензионно-посылочные операции (рис. 1). Кроме того, «Интуристу» было предоставлено право проводить необходимые мероприятия по строительству помещений для размещения и обеспечению транспортными средствами иностранных туристов, а также по подготовке персонала для их обслуживания.

На внешних рынках ВАО «Интурист» самостоятельно, однако под контролем Наркомата торговли, а затем Министерства внешней торговли СССР осуществлял деятельность по привлечению иностранных туристов и экскурсантов в страну.

Особенности организации иностранного туризма в СССР влияли на разработку и формирование коммерческих условий по привлечению туристов.

Отсутствие опыта коммерческой деятельности на зарубежных рынках вынуждало сотрудников «Интуриста» осваивать формы и методы этой работы опытным путем, одновременно учитывая сложившуюся зарубежную практику. В эту практику вносились коррективы прежде всего потому, что в довоенные годы «Интурист», в отличие от зарубежных фирм, владел собственной материальной базой для обслуживания туристов, а во-вторых, исходя из внутренних правил и возможностей.

Изучение иностранного опыта привело к использованию инновационных понятий в практике работы и в определяющих порядок обслуживания туристов документах. В качестве примера можно привести термин «аквизиция», который, начиная с 1934 г., прочно вошел в обиход в «Интуристе» на долгие годы. В довоенный период он переводился как «вербовка» туристов. В Кратком словаре международной туристской терминологии1 «аквизиция» определяется как привлечение иностранных туристов в страну. В практике работы «Интуриста» «аквизиция» - документально подтвержденное намерение совершить поездку - являлась показателем оценки выполнения установленных плановых показателей по приему туристов и поступлению иностранной валюты на основании договоров, заключенных с иностранными фирмами. Привлечение (аквизиция)иностранных туристов производилась «Интуристом» на основе заключенных долгосрочных договоров или корреспондентских началах (разовые сделки) с иностранными фирмами и транспортными компаниями с учетом возможностей материально-технической базы для размещения, транспортных средств для перевозок и соблюдения правил, условий и маршрутов, утвержденных в установленном порядке, путешествий иностранных туристов по территории СССР.

1 Опубликован в 1980 г. Главным управлением по иностранному туризму при Совете Министров СССР совместно с Международной академией туризма (Монте-Карло, Монако).

ЗВЯВЯВНПЯМ^^^Н^НН^ПШННННЕвЯНШ

С. С. С. Р.

Государственное Акционерное Общество

„ИНТУРИСТ"

ПРАВЛЕН *Е в Москве. Пл. Свердлова, здание б. гост. Метрополь Отделение в Ленингрзде: I телефоны: Ул. Лассаля, 1. Европ. гост. | 190-47, 5 89-16.

(Телеграфный адрес: ■ „ИНТУРИСТ" |

ПОЛНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ

ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПЕРЕВОЗКА БАГАЖА ПЕРЕВОЗКА НА КУРОРТЫ. ГИДЫ И ПЕРЕВОДЧИКИ СТРАХОВАНИЕ ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА. ДЕЖУРНЫЙ ТРАНСПОРТ ГОСТИНИЦЫ

ВСЕВОЗМОЖНЫЕ СПРАВКИ И ПОРУЧЕНИЯ.

Продажа и прием заказов ва билеты п купонные книжки по русским и заграничным железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения.

СПАЛЬНЫЕ МЕСТА В СССР И ЗА ГРАНИЦЕЙ.

ЗАГОТОВКА ПАСПОРТОВ И ВИЗ.

ДОСТАВКА БИЛЕТОВ НА ДОМ.

Рис. 1 - Реклама ГАО «Интурист», 1930 г.

Fig. 1 - Advertisement of "Intourist" 1930

Развитие иностранного туризма стимулировалось принятием политических решений. Отмечая крупные недостатки в работе «Интуриста», Политбюро ЦК ВКП(б) в 1934 г. постановило «Предложить правлению «Интуриста»:

а) усилить привлечение туристов из таких стран, как Америка, Франция и Италия, где работа «Интуриста» недостаточно развернута, увеличив приток интуристов второй и третьей категории. Развернуть специальные виды туризма (зимний, автомобильный, спортивный и т. п.). Установить конкурентоспособные цены на все виды обслуживания;

б) увеличить привлечение туристов через иностранных контрагентов, обратив особое внимание на контроль за выполнением ими договоров, за своевременными расчетами...» [5].

Выполняя эти рекомендации, «Интурист» активно заключал договора о сотрудничестве с известными туристскими фирмами, в том числе Wagons-Lits (Бельгия), Kuoni (Швейцария), CIT (Италия), IBUS (Венгрия), American Express (США) и др.

В 1936 г. «Интурист» уже сотрудничал с 54 иностранными фирмами-контрагентами.

25 января 1934 г. был заключен бессрочный договор с фирмой Thomas Cook & Son (Великобритания) по совершению на комиссионной основе операций по предоставлению туристских и транспортных услуг. Сотрудничество было приостановлено в связи с началом Второй мировой войны и восстановлено в 1947 г.

Попытки установить сотрудничество с фирмой Thomas Cook & Son предпринимались и ранее. В июле 1923 г. правление созданного Наркоматом путей сообщения акционерного общества «Транспорт» направило в фирму Thomas Cook & Son письмо, в котором была высказана заинтересованность в установлении деловых отношений. Предлагались два варианта сотрудничества: в форме организации соответствующего совместного предприятия в СССР, или в форме учреждения самостоятельного предприятия на территории СССР которое будет представлять интересы фирмы Thomas Cook & Son. Несмотря на заинтересованность английской фирмы в организации поездок в экзотическую для европейцев и американцев страну Советов, переговоры, продолжавшиеся до 1927 г., закончились провалом2.

Кроме работы по привлечению туристов, «Интурист» продавал иностранцам, следующим из-за границы и за границу, а также посольствам, консульствам и выезжающим за границу совгражданам проездные документы особой формы для проезда по железным дорогам СССР. Только в 1937 г. иностранцам были проданы проездные документы на все виды транспорта на сумму 4006,1 тыс. руб., а в 1946 г. -13811 иностранцев израсходовали на эти цели 3888 тыс. руб.3 На основании договоров с иностранными компаниями «Интурист» на комиссионной основе производил также продажу документов на проезд по территории зарубежных стран.

2 «Жалуются не только лица, враждебно к нам настроенные» // Коммерсантъ Власть. 2005. №25(628). С. 56. URL: http://www.kommersant. ru/doc/587236 (Дата обращения: 08.08.2016).

3 Справочник по ВАО «Интурист» за все годы деятельности, март 1953 г., с. 15.

КОНТОРЫ И ОТДЕЛЕНИЯ ПО СОЮЗУ ССР — ОДЕССЯ. Пушкинская, 15. ХЯРЬКОВ, Пл. Тевелева, 30. КИЕВ. Ул. Воровского, 30. НЕГОРЕЛОЕ. Яг-во на вокзале-БАКУ. Ул. Фиолетова, 30. ШЕПЕТОВКЯ, Яг во на вокзале. ТЕГЕРАН, Ятта ос. Салтане, ул. Стамбула. ЗЯ ГРАНИЦЕЙ — в Берлине. Лондоне. Париже, Токио, Харбине и Варшаве

В 1930-е гг. «Интурист» занимался созданием структуры, способной обеспечить привлечение и обслуживание иностранных туристов. С этой целью, наряду с организацией агентств в пограничных пунктах и городах СССР, заключением соглашений о сотрудничестве с зарубежными туристскими фирмами, пароходными и железнодорожными компаниями, создавались представительства «Интуриста» за границей. В 1931 г. Политбюро ЦК ВКП(б) посчитало необходимым создать крутой перелом в развитии иностранного туризма в СССР, для чего предложило «Интуристу» «развернуть необходимую сеть своих заграничных представи-

тельств, для чего довести штат заграничного персонала Инуриста до 80 человек» [5, с. 96].

На 1 января 1939 г. «Интурист» имел свои представительства в 17 странах, в число которых входили отделения ВАО «Интурист», представительства при торгпредствах и учрежденные в соответствии с зарубежным законодательством коммерческие фирмы Intourist Reisen GmbH (Берлин), Intourist Moscow Limited (Лондон) и Intourist Inc. (Нью-Йорк).

Основной задачей представительств -внешней периферии «Интуриста» - являлось «рекламирование туризма в СССР, аквизиция (вербовка) туристов и оформ-

Рис. 2 - Обложки журнала «Soviet Travel», издававшегося «Интуристом» в 1930-х гг.

Fig. 2 - The covers of the magazines «Soviet Travel» published by «Intourist» in 1930s.

Рис. 3 - Обложки журнала «Путешествие в СССР», издававшегося «Интуристом» с 1966 по 1991 гг. на английском, немецком, испанском и русском языках

Fig. 3 - The covers of magazines «Journey to the USSR» published by the «intourist» from 1966 to 1991 on English, German, Spanish and Russian

ление их поездок путем продажи соответствующих туристических документов»4.

Для популяризации поездок в СССР «Интурист» использовал известные в международной практике формы продвижения туристского продукта: ежегодное участие в национальных и международных выставках, членство в международных организациях, публикации в печати и на радио, издание журналов и путеводителей.

В 1934 г. тиражом в 10 000 экз. начал издаваться иллюстрированный журнал «Soviet Travel», который распространялся в ряде стран Европы и Америки (рис. 2). Традиция была продолжена и в послевоенные годы: с 1966 по 1991 гг. издавался журнал «Путешествие в СССР» на английском, немецком, испанском и русском языках, тираж которого достигал 200 тыс. экземпляров (рис. 3).

Большим тиражом выпускались проспекты, буклеты и плакаты на иностранных языках. Рекламные туристские фильмы и плакаты «Интуриста» неоднократно удостаивались высших наград на междуна-

4 Генеральная инструкция по обслуживанию иностранных туристов в СССР. [М.]: Всесоюзное акционерное общество «Интурист», 1939. С. 2.

родных выставках и фестивалях. Все образцы рекламной литературы (в количестве 50 экз.), издаваемые представительствами и фирмами-контрагентами, в обязательном порядке должны были присылаться в Правление ВАО «Интурист».

Расходы «Интуриста» на рекламу туристских и транспортных операций в 1930 гг. приводятся в табл. 1.

Таблица 1 - Расходы ВАО «Интурист» на рекламу (тыс. руб.)5

Год В инвалюте В рублях

1934 226 1683

1937 956 2429

1938 466 1889

1939 520 563

Table 1 - «intourist» advertising costs (thous. rubles).

Ограниченные возможности материальной базы, условия организации поездок иностранных туристов, необходимость их качественного обслуживания потребовали разработать коммерческое предло-

5 Источник: Справочник по ВАО «Интурист» за

все годы деятельности, март 1953 г., с. 19.

жение, дающее возможность эффективно использовать имеющиеся возможности и одновременно контролировать качество предоставляемого обслуживания.

«Интурист» стал предлагать на рынках поездки по фиксированному маршруту продолжительностью от 5 до 20 и более дней, так называемые «рекомендованные туры», которые имели единую нумерацию. В 1934 г. таких туров было разработано 18, в 1937 г. - 26, а в 1960 г. - уже 37. Среди этих туров были сезонные по Волге и Днепру, которые реализовывались только с 15 мая по 1 октября.

Под турами понимались поездки, ограниченные конкретными временными сроками, с комплексным обслуживанием6, совершаемые по заранее утвержденным маршрутам и включающие посещение мест, открытых для пребывания иностранных туристов.

Наряду с рекомендованными турами, предлагались поездки, связанные с праздничными датами, выставками, туристскими и международными мероприятиями, курортные (Сочи, Ялта, Кисловодск) и горные (туристы-альпинисты на восхождение на вершины Кавказского хребта) туры, а также так называемые «открытые туры».

Открытые туры продавались туристам, которые не могли заранее определить свой маршрут путешествия по СССР: турист указывал лишь количество дней пребывания, класс обслуживания и пункт на территории страны, где он предполагает начать свой маршрут. По прибытии в первый пункт обслуживания турист, имеющий открытый тур, мог выбрать рекомендованный тур или индивидуальный маршрут, который обязательно проходил по пунктам, имевшим материальную базу «Интуриста», и определить продолжительность пребывания в местах остановок.

С целью привлечения групповых туристов (минимальный состав группы для первого и второго туристского класса - 5 чел., для третьего класса - 10 чел.) фирмам-контрагентам, помимо обычной комиссии за аквизицию индивидуальных туристов,

6 Обслуживание - действие или совокупность действий нематериального характера, создающих условия для успешного потребления услуги.

устанавливалась дополнительная комиссия для групп всех классов.

Если состав группы I класса превышал 5 чел., то начиная с 6-го члена группы по 10-го включительно предоставлялась дополнительная скидка в размере 7,5%. Если в группе набиралось 11 чел., то предоставлялся один бесплатный тур (за 11-го члена группы) или скидка в 7,5% с неттовой суммы за всех 11 чел. Аналогичный порядок был установлен для других классов обслуживания7.

В 1939 г. было введено удешевленное обслуживание для групп рабочих, студентов и школьников, предусматривающее предоставление скидок до 30-35% с цен для туристов III класса.

Классы обслуживания были установлены «Интуристом», чтобы гарантировать единый уровень качества предоставляемых услуг иностранным туристам всеми предприятиями организации в связи с тем, что на рынках предлагалось комплексное обслуживание, включающее набор разнообразных услуг (размещение, транспорт, питание), имеющих свою внутреннюю классификацию. Класс обслуживания отражал различия в требованиях к содержанию комплексного обслуживания, в основе которого была функциональная взаимосвязь между предоставленной услугой и ценой. Класс обслуживания являлся показателем предоставляемого комплекса услуг определенной стоимости. В 1934 г. были установлены три категории обслуживания: первого, туристского и специального класса. Категории обслуживания периодически менялись, как это видно из табл. 2.

При въезде в СССР иностранные туристы в 1930-х гг. (кроме круизных) получали туристские купонные книжки установленного образца, которые содержали талоны на все виды услуг в зависимости от приобретенного класса обслуживания. Туристские документы имели различную расцветку: I класс - желтого цвета, туристский класс - зеленого, III класс - розового.

Начиная с 1937 г. комплексное обслуживание по I классу включало:

7 Генеральная инструкция по обслуживанию иностранных туристов в СССР. [М.]: ВАО «Интурист», 1939. С. 97.

Таблица 2 - Категории обслуживания «Интуристом», используемые в 1930-80-х гг.

1934 г. 1937 г. 1939 г.

I класс Туристский класс Специальный класс I класс Туристский класс Третий класс Класс «де люкс» (по особой договоренности) I класс Туристский класс Третий класс

1960 г. 1961 г. 1975 г.

Класс «люкс» I класс Туристский класс «А» Туристский класс «Б» Класс «люкс» I класс Туристский класс По бизнес-туру По туру на охоту Индивидуальные туристы Группы

Люкс апартамент Люкс I класс Туристский класс Кемпинг Полулюкс I класс Туристский класс Льготный (удешевленный) Школьный

Table 2 - Classes of service of «intourist», which were used in the 1930-80-ies.

а) проезд между городами по туру: по железной дороге - в двухместных купе, пароходом - место в 2-местной каюте;

б) размещение в гостиницах «Интуриста»: отдельная комната с ванной (если таковые имеются);

в) питание «A la Carte» четыре раза в день (завтрак, обед, 5-часовой чай, ужин) в ресторанах «Интуриста»;

г) встречи и проводы на легковой автомашине;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) перевозка двух-трех мест багажа весом не более 32 кг с вокзала в гостиницу и обратно;

е) во время пребывания в городах -одна экскурсия в день на легковых автомобилях продолжительностью от 2 до 3 часов в сопровождении гида-переводчика;

ж) советская въездная и выездная виза на срок купленного тура.

В 1960 г. I класс обслуживания включал: автобус для проезда туриста и перевозки багажа с вокзала, аэропорта или пристани в гостиницу и обратно в каждом пункте обслуживания по маршруту «Интуриста», номер с ванной на одного-двух человек, четырехразовое питание в день по меню первого класса, ежедневные экскурсии в автобусе в сопровождении гида-переводчика. Транспорт: одно место в четырехместном купе мягкого вагона или в каюте I класса парохода. В обслуживание не включался транспорт от границы до первого пункта обслуживания и от последнего

пункта обслуживания до границы. Всегда не включались билеты в театр, кино, телеграфные расходы, а также расходы на вино и другие спиртные напитки, табачные изделия, стирку белья и т.д.

Для стоимостной оценки классов обслуживания и учета продолжительности пребывания в стране «Интурист» ввел показатель «туродень». Туродень определял объем услуг, предоставляемых туристу за одни сутки обслуживания, включая размещение, трехразовое питание, трансфер, экскурсии, услуги гида-переводчика. Туро-день являлся плановым показателем для определения валютных поступлений за предоставленные услуги в течение одного дня пребывания иностранного туриста.

Например, утвержденная Правлением ВАО «Интурист» цена за туродень при обслуживании по I классу в 1937 г. составляла 74 р. 46 коп.; по II туристскому классу - 41 р. 61 коп., по III классу - 24 р. 09 коп8. Цена тура рассчитывалась в зависимости от класса обслуживания путем умножения установленной стоимости туродня на количество дней тура.

Плановые показатели по приему иностранных туристов в СССР устанавливались для отдельных стран и регионов и включали показатели по количеству туристов и объемов поступлений в ино-

8 Генеральная инструкция по обслуживанию

иностранных туристов в СССР. [М.]: ВАО «Интурист», 1937. С. 33.

странной валюте с учетом доходов на один туродень и продолжительности пребывания туристов.

Туродень также использовался в туристской статистике СССР как единица по учету количества дней, проведенных на территории СССР, в других странах этот показатель называется «количество ночевок».

Для обеспечения качественного предоставления услуг иностранным туристам «Интурист» разработал и постоянно совершенствовал стандартные нормы и правила обслуживания, технологии предоставления услуг.

Первым документом, утвержденным в 1934 г. Правлением ВАО «Интурист», была «Генеральная инструкция по обслуживанию туристов и валютных клиентов», которая явилась прообразом основополагающих документов, регулярно принимаемых Правлением ВАО «Интурист», определявших стандарты обслуживания иностранных туристов на территории страны в последующие годы. Инструкция содержала порядок оформления туристских и проездных документов, предоставления услуг встреч и проводов, перечень стандартных маршрутов, расценки на загородные экскурсии, прейскурант на услуги по прокату автомобилей, прачечных, парикмахерской, косметического кабинета и биллиардной. Документ содержал подробное изложение технологии обслуживания в гостиницах и организации питания, обязанностей сотрудников агентств и гидов-переводчиков. В последующие годы подобные документы совершенствовались и издавались под названием «Генеральная инструкция по обслуживанию иностранных туристов в СССР».

Генеральная инструкция являлась документом, в котором «в систематизированном виде изложены нормы и правила, относящиеся к обслуживанию иностранных туристов во время их пребывания на территории СССР. Положения Генеральной инструкции обязательны для выполнения всеми работниками системы Интурист»9.

Если обычно Генеральная инструкция, кроме основных требований и правил по

9 Там же; 1939. С. 2.

приему и обслуживанию иностранных туристов на территории СССР, включала цены на услуги, то с момента утверждения новой Генеральной инструкции в 1961 г. дополнительно к ней разрабатывались «Условия приема и цены на обслуживание иностранных туристов». «Обслуживание иностранных туристов «Интурист» организует по принципу предоставления комплекса услуг (гостиница, питание, экскурсии, гид-переводчик для проведения экскурсий, автотранспорт для встреч, проводов и на экскурсии, некоторые виды культурного обслуживания). Комплекс услуг зависит от купленного класса обслуживания. Содержание обслуживания по классам определяется по «Условиям приема и ценами на обслуживание иностранных туристов»10. С этого времени показатели коммерческой деятельности «Интуриста» регулируются другими документами. Об этом свидетельствует «Генеральная инструкция по организации приема и обслуживания иностранных туристов в СССР и поездок советских туристов за границу»11, пункт 6 которой устанавливал, что «Интурист» при работе на рынках должен руководствоваться «Коммерческими условиями приема и ценами на обслуживание иностранных туристов из капиталистических и развивающихся стран», «Условиями приема и ценами на обслуживание иностранных туристов из социалистических стран», «Сборником тарифов на экскурсии и дополнительные услуги», утверждаемые в установленном порядке Главным управлением, а также официальными тарифными справочниками транспортных организаций.

В 1964 г. «Интурист» был выведен из сферы деятельности Министерства внешней торговли, и на его базе было создано Управление, впоследствии - Главное управление, а затем Комитет по иностранному туризму при Совете Министров СССР - орган, который на государственном уровне определял политику развития туризма

10 Генеральная инструкция по обслуживанию иностранных туристов на территории СССР (Утв. Председателем Правления ВАО «Интурист» В. Анкудиновым 16 июня 1961 г.). С. 3.

11 Приказ Начальника Главного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР от 12 сентября 1974 г. № 5-ДСП.

в стране и представлял её в международных правительственных организациях. При этом вся коммерческая деятельность на зарубежных рынках велась по-прежнему от имени ВАО «Интурист», который, как повсеместно подчеркивалось, является не государственной организацией, а акционерным обществом с уставным капиталом 15,6 млн рублей, разделенным на 6340 акций, созданным для осуществления всех видов туризма как в Советском Союзе, так и из Советского Союза, что подтверждалось Уставом Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму «Интурист»12. Согласно уставу, ВАО «Интурист» являлось самостоятельным юридическим лицом и отвечало по обязательствам своим имуществом, на которое, согласно действующему законодательству, могло быть обращено взыскание. Государство по обязательствам ВАО «Интурист» не отвечало, а «Интурист», в свою очередь, не нес ответственности по претензиям к государству, его органам или другим организациям и учреждениям.

В результате сложилась ситуация, когда правительственная организация наряду с государственным регулированием иностранного туризма занималась коммерческой деятельностью на зарубежных рынках.

Документы, регламентирующие деятельность Госкоминтуриста, устанавливали, что Главное коммерческое управление «заключает в установленном порядке на

основании Устава ВАО «Интурист» договоры и протоколы на продажу услуг для иностранных туристов, приобретение услуг за границей для советских туристов, а также другие коммерческие сделки за границей и на территории СССР», а Начальник Главного коммерческого управления в необходимых случаях выступает в качестве Председателя Правления ВАО «Интурист», его заместители - в качестве заместителей Председателя Правления ВАО «Интурист»13.

Деятельность «Интуриста» в 1930-е гг. позволила упорядочить практику организации приема зарубежных гостей, создать основы системного подхода к организации иностранного туризма, которые предполагали согласование принципов коммерческой деятельности на зарубежных рынках с возможностями качественного обслуживания иностранных туристов на территории СССР, что позволило в послевоенные годы совершенствовать и развивать туристскую деятельность.

«Интурист» продолжал занимать лидирующую позицию в развитии международного туризма и в 1970-80-х гг., выступая инициатором использования появившихся новых возможностей приема и обслуживания иностранных туристов, внедрения новых подходов к формированию коммерческих предложений, современных технологий и совершенствования программ поездок туристов.

Список источников:

1. Архипова Е.П. Некоторые аспекты развития советского выездного туризма в 1980-1991 гг. (на примере туристического обмена с капиталистическими странами) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 1. С. 36-43.

2. Атачкина Н.В., Атачкин Е.Ф. Из истории развития туристской деятельности. Массовый самодеятельный туризм в СССР // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 1. С. 16-28.

3. Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Шнайдген Й.Й., Федулин А.А., Мазин К.А. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы. М.: ФОРУМ, 2011. 256 с.

4. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. С. 68-75.

5. Малахов А. Наша цель - интуризм // Коммерсантъ Деньги. 2004. № 44(499). С. 93-97.

6. Орлов И.Б. Советский курорт 1930-х годов: на «экспорт» и для внутреннего пользования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 3. С. 25-30.

7. Попов А.Д. Зарубежные круизы для советских туристов: из истории транспортного туризма в СССР // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 1. С. 24-30.

12 Журнал «Внешняя торговля». 1978. № 9. С. 60-62.

13 Сборник нормативных актов по вопросам иностранного туризма в СССР. Ч. I. М.: Изд. Гос. комитета по иностранному туризму, 1980. С. 23-24.

8. Тарасенко В.Н. Досуг периода нэпа в постсоветской историографии (предварительные итоги исследования) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 4. С. 20-27.

9. Урушадзе А.Т. Формирование и развитие курортной инфраструктуры Кавказских минеральных вод в первой половине XIX в. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 1. С. 17-22.

10. Шнайдген Й.Й. Изменения идеологических подходов работы с туристами из соцстран в связи с событиями Пражской Весны 1968 г. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 2. С. 4-9.

Vladimir S. NOVIKOV

The International Tourist Academy (Moscow, Russia);

Professor; e-mail: vlsemnov@yandex.ru

BUSINESS UNDER STATE CONTROL: FOREIGN TOURISM IN THE USSR IN 1930-1980

Keywords:

acquisition, tour-day, service class, the tour, the General instruction

The article discusses the specifics of the organization to attract and service foreign tourists by Intourist in the USSR in the 1930-ies. The author defines the concept of «acquisition» as an assessment indicator of accomplishment of performance targets for the reception of tourists and «tour-day» as valuation service classes.

The reasons for the need to provide comprehensive services to foreign tourists on the territory of the USSR and the form of its organization are given.

The elements of the structure created by Intourist and capable to ensure the involvement of foreign tourist are Identified. They include organization of agencies in the border areas and cities of the USSR, the conclusion of agreements on cooperation with foreign tourist companies, steamship and railway companies, and, ultimately, the Intourist offices abroad. Examples of the development of commercial offers and methods of commercial activity are shown. The ways of advertising to attract tourists in foreign markets are described. The author considers in detail the content of the classes of service, gives characteristic of their change in the 1930s and in 1960-1970-ies.

The article analyzes the evolution of the "General Instructions on service of tourists " and the emergence of separate documents regulating the performance of Intourist commercial activities. The author highlights the role of government regulation in the development of foreign tourism and the specifics of the Intourist activities after the creation of the body of state for foreign tourism management.

The article concludes that the activities of the «Intourist» in the 1930s contributed to the foreign tourism development and created conditions for a leading position in international tourism in the 1970-80-ies.

References

1. Arkhipova, E.P. (2008). Nekotorye aspekty razvitija sovetskogo vyezdnogo turizma v 1980-1991 gg. (na primere turisticheskogo obmena s kapitalisticheskimi stranami) [Some Aspects of Outbound Tourism in USSR in 1980-1991 (on tourism exchange with capitalist countries)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2(1), 36-43. (In Russ.).

2. Atachkina, N.V., & Atachkin, E.F. (2009). Iz istorii razvitija turistskoj dejatel'nosti. Massovyj samodejatel'nyj turizm v SSSR [From History of Tourism. Mass Folklore Tourism in USSR]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 3(1), 16-28. (In Russ.).

3. Bagdasaryan, V.E., Orlov, I.B., Shnaydgen, J.J., Fedulin, A.A., & Mazin, K.A. (2011). Sovetskoe zazerkal'e. Inostran-nyj turizm v SSSR v 1930-1980-e gody [Soviet Union behind the mirror. Foreign tourism in USSR in 1930-1980]. Moscow, FORUM. (In Russ.).

4. Kovalenko, V. V. (2012). Gosudarstvennoe regulirovanie turistskoj dejatel'nosti: retrospektivnyj analiz [Governmental regulation of tourism activity: retrospective analysis]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 6(2), 68-75. (In Russ.).

5. Malahov, A. (2004). Nasha cel' - inturizm [inturizm is our goal]. Kommersant Den'gi [Kommersant Money], 44(499), 93-97. (In Russ.).

6. Orlov, I.B. (2009). Sovetskij kurort 1930-h godov: na "eksport" i dlja vnutrennego pol'zovanija [Soviet Health Resort of 1930-s: for Exports and for Residents]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 3(3), 25-30. (In Russ.).

7. Popov, A.D. (2010). Zarubezhnye kruizy dlja sovetskih turistov: iz istorii transportnogo turizma v SSSR [Foreign Cruises for Soviet Tourists: from USSR Transport Tourism History]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4(1), 24-30. (In Russ.).

8. Tarasenko, V.N. (2010). Dosug perioda nepa v postsovetskoj istoriografii (predvaritel'nye itogi issledovanija) [Leisure in period of New Economic Policy in post-Soviet historiography (preliminary results of research)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4(4), 20-27. (In Russ.).

9. Urushadze, A.T. (2011). Formirovanie i razvitie kurortnoj infrastruktury Kavkazskih mineral'nyh vod v pervoj po-lovine XX v. [Formation and development of health resort infrastructure of Caucasian Mineral Waters in the first half of XX century]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 5(1), 17-22. (In Russ.).

10. Schnaidgen, I.I. (2007). Izmenenija ideologicheskih podhodov raboty s turistami iz socstran v svjazi s sobytijami Prazhskoj Vesny 1968 g. [Changes in Ideological Approaches to Dealing with Tourists from Socialist-Oriented Countries Due to "Prague Spring of 1968" Events]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 1(2), 4-9. (In Russ.).

Новиков В.С. Бизнес под контролем государства: иностранный туризм в СССР в 1930-1980-х годах // Современные проблемы сервиса и туризма. Т.10. № 4. С. 20-30. DOI: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-20-30. Дата поступления статьи: 17 августа 2016 г.

Novikov, V. S. (2016). Business under State control: Foreign tourism in the USSR in 1930-1980. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(4), 20-30. doi: 10.22412/1995-0411-2016-10-4-20-30 (In Russ.). Received August 17, 2016.

ТУРДАЙДЖЕСТ_

TOURDIGEST

В МОСКВЕ ПРОШЕЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС FIJET

В столице России с 22 по 27 сентября 2016 прошел Международный Конгресс FIJET (Международной Федерации журналистов и писателей, пишущих о туризме).

При поддержке Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, компанией «Интурист» для участников Конгресса была организована насыщенная экскурсионная и деловая программа, в рамках которой, приехавшие из 27 стран мира журналисты, не только прогулялись по обновленным пешеходным зонам столицы и посетили самые известные музеи города, но и обсудили важнейшие тренды развития, проблемы и перспективы туристской журналистики.

После окончания московской части Конгресса, делегаты продолжили свою экскурсионную программу в столице Республики Татарстан - Казани, где с 26 по 29 сентября они имели возможность ознакомиться с самыми известными историческими памятниками города, совершить обзорные экскурсии и даже принять участие в состязаниях по стрельбе из лука.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.