УДК 332.1, 338.26, 338.49, 339.56
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ПОРТОВУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РФ: НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
Ольга Владиславовна Тарасова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1; Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического управления ЭФ, старший научный сотрудник, тел. (383)330-25-96, e-mail: tarasova.o.vl@gmail.com
Юлия Владимировна Панкова
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1, студент, e-mail: juicya14@gmail.com
В работе рассматриваются различные сценарии развития портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке РФ. С помощью модели народно -хозяйственного уровня производится количественная оценка роли участия иностранного капитала в проектах отрасли. Показано, что необходимость рассчитываться за полученные из -за рубежа инвестиционные ресурсы при существующих условиях внешней торговли приведет к отрицательному народно -хозяйственному эффекту в терминах конечного потребления.
Ключевые слова: Дальний Восток, пространственный прогноз, инфраструктура региона, морские порты, иностранные инвестиции, внешняя торговля.
FOREIGN INVESTMENTS IN PORT INFRASTRUCTURE OF THE RUSSIAN FAR EAST: NATIONAL ECONOMIC ASSESSMENT
Olga V. Tarasova
Novosibirsk National Research State University, 630090, Russia, Novosibirsk, 1 Pirogova; Institute for Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 17 Аkademik Lavrentiev Prospect, Ph. D., Senior Lecturer of Economic Management Department, Senior Researcher, tel. (383)330-25-96, e-mail: tarasova.o.vl@gmail.com
Yulia V. Pankova
Novosibirsk National Research State University, 630090, Russia, Novosibirsk, 1 Pirogova, student, e-mail: juicya14@gmail.com
The paper considers different scenarios of port infrastructure development in the Russian Far East. Using the model of national economic level is carried out a quantitative assessment of the role of foreign capital participation in the seaport development projects. It is shown that the need to pay for the investment resources received from abroad under the existing conditions of foreign trade will lead to a negative economic effect in terms of final consumption.
Key words: Far East, spatial forecast, regional infrastructure, seaports, foreign investments, foreign trade.
Экономический потенциал как Дальнего Востока, так и всей российской экономики на тихоокеанском направлении, не может быть полноценно реализован без адекватного сопровождения со стороны морского транспорта. Вместе
с тем, сложилась тенденция к сокращению объемов перевозок грузов, выполняемых российскими пароходствами, а развитие транспортно-логистических узлов ограничивается проблемами, связанными с низким уровнем развития складской инфраструктуры на территории портов; несоответствием технологических возможностей портов, железнодорожного и автомобильного транспорта; отсутствием специализации причалов [1]. Изменение ситуации на перспективу до 2030-2035 г. требует значительного объема инвестиций. Следует также учитывать, что Дальний Восток РФ физически и экономически в значительной степени является частью восточноазиатского и северотихоокеанского субрегионов мира. Укрепление внешнеэкономических связей России со странами Азиатско -Тихоокеанского региона (АТР) обозначено в прогнозе Минэкономразвития РФ [2], в котором говорится об экономическом росте за счет развивающихся стран (преимущественно Китая и Индии) и росте объема перевалки морских российских портов Тихоокеанской России на 30% к 2020 г. и на 50% к 2030 г. (в сравнении с 2011 г.).
Важным аспектом анализа перспектив развития Дальнего Востока является анализ эффектов от иностранного участия в проектах развития.
Иностранные инвестиции оказывают прямое и косвенное воздействия на принимающую сторону. Первое обусловлено ростом объемов производства, занятости населения, налоговых поступлений, расширением производственной базы. Косвенные же отражаются в росте конкуренции, расширении хозяйственных связей, передаче технологий, доступе к рынкам и интеллектуальному капиталу и т.д. Иностранные инвестиции, рассматриваемые с точки зрения прямых эффектов на экономику, полезны. Однако косвенные более сложны и неоднозначны. В работе Д.А. Акимкиной [3] на материалах России показано, что позитивный эффект прямых иностранных инвестиций на экономику пока является скорее исключением, чем правилом, а негативные эффекты практически в полном объеме присущи российской экономике. Для улучшения положения рекомендуется проведение соответствующей политики регулирования, в частности требования к иностранным инвесторам, касающиеся передачи технологий и найма на работу определенной доли отечественных работников, в том числе на руководящие должности [3], а также содействие научным исследованиям и разработкам в национальных исследовательских центрах [4]. Особое внимание уделяется анализу выгод и угроз привлечения иностранных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс России [5]. По нашему мнению, иностранные инвестиции в инфраструктурном комплексе ввиду его стратегической значимости для страны также требуют внимательного изучения и оценок.
В связи с этимцелью настоящего исследования является получение комплексной оценки участия иностранного капитала в проектах развития портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке РФ. Для ее достижения требовалось решить следующие задачи:
1) изучить текущее состояние дальневосточных портов, погрузочно-разгрузочного комплекса, провести мониторинг инвестиционных проектов, касающихся развития прибрежной инфраструктуры в ДФО;
2) проанализировать статистику внешнеэкономических (в том числе инвестиционных) связей ДФО;
3) разработать рабочие гипотезы и формализовать содержательные сценарии развития портового хозяйства Дальнего Востока;
4) осуществить пространственный прогноз основных показателей развития экономики в рамках сформированных сценариев с помощью динамической оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели (ОМММ);
5) провести интерпретацию полученных результатов, сделать содержательные выводы.
В ходе работы нами принимались во внимание исследования, посвященные оценке инфраструктурных проектов [6, 7], по анализу влияния внешнеэкономической деятельности на экономику приграничных регионов [8], открытая информация об уровне привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов Дальнего Востока [9] иперспективах реализациисовместных проектах с иностранными партнерами из стран АТР [10, 11].
В целом на основе анализа литературы по вышеуказанным направлениям, статистических данных, выборки проектных данных [12,13,14] можно заключить, что:
• перспективы развития портовых мощностей, погрузочно-разгрузочного комплексаДальнего Востока достаточно широки: существует ряд крупных инвестиционных проектов;
• возможностей развивать транспортную систему силами региона без участия крупных инвесторов или федерального финансирования нет ни в одном дальневосточном регионе;
• большое значение на Дальнем Востоке, граничащим с Китаем, Японией, КНДР, играет возможность реализации совместных проектов развития;
• разработаны ряд методов оценки крупных инвестиционных проектов, в частности инфраструктурных. Отсутствуют методы, позволяющие количе-ственнооценивать народнохозяйственные потери при использовании финансовых ресурсов иностранного происхождения для реализации проектов.
Для оценки народнохозяйственного эффекта иностранных инвестиций в портовую инфраструктуру Дальнего Востока нами использована динамическая ОМММ в разрезе 53 отраслей и 20 регионов [15]. Сформированы три сценарных варианта. Сравнение вариантов ведется по следующим основным экономическим показателям: конечное потребление населения, объем валового выпуска (на 2030 г. в основных ценах 2010 г.). Также есть возможность анализировать объемы поставок между регионами.
Первый «Базовый» сценарий имитирует инерционное развитие экономики страны, не предусматривающее реализацию каких-либо проектов в инфраструктурном комплексе Дальнего Востока РФ. Его исходные данные и пространственное решение взяты за точку отсчета. Уровень целевой функции (конечное потребление населения) оценен в 66,257 трлн. руб. Однако с учетом имеющихся данных об инвестиционных планах компаний, а также долгосроч-
ных задач Морской доктрины в Тихоокеанском региональном направлении, вероятность реализации этого сценария минимальна.
«Хозяйственный-внутренний» сценарий строится на основе «базового» следующим образом: начиная с 2016 г., осуществляются инвестиции в отрасли машиностроение и строительство по 20 млрд. руб. ежегодно вплоть до 2035 г. Причем эти значения добавлены в так называемые «правые части» ОМММ, т.е. показывают дополнительную, непроизводительную нагрузку на экономику. Этим имитируется выполнение военно-стратегической функции государства на Дальнем Востоке. В дополнение к этому изменяются ограничения на экспорт (увеличение верхних границ по отраслям угольная, продукты нефтедобычи, продукты газовой промышленности) и импорт (увеличение по отраслям машиностроение, пищевая и легкая промышленность), осуществляемый через ДФО. Таким образом, увеличивается коммерческая составляющая в портах на Дальнем Востоке РФ. Реальными примерамитакого успешного сосуществования оборонной и хозяйственной составляющих в морском хозяйстве могут служить порты Балаклава, Мурманск, Петропавловск-Камчатский и другие.
По нашему предположению такой вариант потребует, в том числе, ввода дополнительных энергетических мощностей на Дальнем Востоке и в Сибири, потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
В результате получено, что с увеличениемоборонной нагрузки и одновременно внешнеторгового оборота с использованием новых мощностей погру-зочно-разгрузочного комплекса Дальнего Востока вектор прироста конечного потребления отрицателен: относительно предыдущего сценария страновой показатель на 2030 г. снизился до 66,164 трлн. руб. Однако к 2035 г. прогнозируется превышение «базового» уровня почти на 1%.
Последующая модификация «хозяйственного» сценария идет в направлении увеличения реального иностранного капитала в инфраструктурных проектах в период с 2016 года: задается дополнительный импорт оборудования и строительно-монтажных работ. В последствие с 2026 года для того, чтобы отдать иностранному инвестору долг (с процентами), стране необходимо получить выручку в валюте, обеспечив дополнительный экспорт по традиционным отраслям. В «Хозяйственном-иностранном» варианте, кроме потерь конечного продукта (оцениваются почти в 60 млрд. руб.), можно отметить следующий важный пространственный аспект: с высокой вероятностью он приведет к усилению сырьевой направленности экономики Сибири и Дальнего Востока. Нехватка кредитных ресурсов на российском финансовом рынке, а также активность азиатских партнеров, делают этот сценарий наиболее реалистичным. Совмещение оборонных интересов с интересами иностранных участников коммерческих портовых проектов потребует более внимательной проработки всех соглашений о совместной деятельности. Разработка институциональных схем реализации проектов требует проектного уровня моделирования согласования интересов при учете полученных народнохозяйственных оценок.
Таким образом, предложен подход и проведена оценка комплексного проекта «Развитие портовых мощностей и погрузочно-разгрузочного комплекса Дальнего
Востока РФ» при учете возможной роли иностранного инвестора в нем, а также интенсификации внешнеторговых связей России со странами АТР.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия -2050 / под ред. П. А. Минакира, В. И. Сергиенко; Рос.акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исследований. Владивосток: Дальнаука, 2011. - 912 с.
2. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf (дата обращения: 5.03.2017)
3. Акимкина Д.А. Прямые иностранные инвестиции в Российской промышленной политике // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 3 (306). - С. 27-37.
4. Хрусталев Е. Ю., Славянов А. С. Проблемы формирования инвестиционной стратегии инновационно-ориентированного экономического роста // Проблемы прогнозирования. -2011. - № 3. - С. 19-30.
5. Глазырина И.П., Калгина И.С., Лавлинский С.М. Проблемы освоения минерально-сырьевой базы Востока России и перспективы модернизации региональной экономики в условиях сотрудничества с КНР // Регион: Экономика и Социология. - 2012. - № 4 (76). -С. 202-220.
6. Алаев А.А., Козлова С.В., Малютин К.М., Перова И.Т. Оценка социально-экономической эффективности инфраструктурных проектов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 4. - С. 41-52.
7. Малов В.Ю., Мелентьев Б.В., Алешина О.В. Комплексная оценка крупных региональных проектов // Регион: экономика и социология. - 2009. - № 3. - С. 116-129.
8. Дружинин П.В. Влияние внешних связей на развитие российских регионов // Региональная экономика. Юг России. - 2015. - № 4 (10). - С. 15-22.
9. Влияние прямых иностранных инвестиций на социально -экономическое развитие Дальнего Востока: аналитический отчет Центра экономических и финансовых исследований и разработок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fiac.ru/pdf/ WP2_KINROSS_Rus_Oct_2013.pdf (дата обращения: 5.03.2017).
10. Внешнеэкономическое сотрудничество Дальневосточного федерального округа : атлас / Д.С. Вишневский, Е.И. Деваева, В.Д. Калашников, Т.Е. Котова, А.В. Харченко, В.Д. Хижняк ; отв. ред. П.А. Минакир ; Рос.акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исследований. - Хабаровск : РИОТИП, 2006. - С. 48.
11. Кулешов В.В., Атанов Н.И., Безруков Л.А., Коржубаев А.Г., Малов В.Ю., Санеев Б.Г., Сысоева Н.М. О некоторых аспектах совершенствования российско-китайского межрегионального сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. - № 6. - С. 62-69.
12. Проект «Угольный морской терминал «Порт Вера»: Инвестиционная карта Дальневосточного федерального округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://map.minvr.ru/#projects/13 (дата обращения: 5.03.2017)
13. Больше угля в Ванино: информационно-аналитическое агентство SeaNews [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.seanews.ru/news/news.asp?newsID=1024298 (дата обращения: 5.03.2017)
14. Самарга Холдинг» к 2026 году построит логистический терминал, порт и железнодорожную ветку в Приморском крае: Издательский Дом «Гудок» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gudok.ru/infrastructure/?ID=1348377 (дата обращения: 5.03.2017)
15. Мелентьев Б.В., Ершов Ю.С., Алимпиева А.А. Методические рекомендации построения межрегионального межотраслевого финансового баланса "Платежи-доходы" / ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2010. - 144 с.
© О. В. Тарасова, Ю. В. Панкова, 2017