ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________
УДК 314.748
КАСЬЯНОВ Валерий Васильевич, доктор социологических наук
ШАПОВАЛОВ Сергей Николаевич, кандидат исторических наук
ИНОСТРАННАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИЮ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматриваются иностранные трудовые миграции на территорию Краснодарского края, которые детерминированы различными факторами (социальными, экономическими, политическими). Миграции являются важным социальным процессом, оказывающим существенное влияние на жизнедеятельность того или иного региона. Они нуждаются в тщательной регламентации со стороны специализированных органов (по средствам контроля над въездом и выездом, постановки на учет и проведения всех необходимых процедур), а также в пристальном внимании со стороны научного сообщества. Отмечается, что за последнее время в экономике Краснодарского края произошел целый ряд ключевых событий, в числе которых первостепенное значение имеет подготовка зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи. Это, несомненно, оказывает мощнейшее влияние на имидж региона и способствует его экономическому росту. Благодаря этому роль и популярность края как центра притяжения внутренних и внешних трудовых мигрантов существенно возрастает.
Ключевые слова: зимняя Олимпиада 2014 г. в Сочи, инвестиции, иностранная трудовая миграция, квота, Краснодарский край, миграционный поток, патент, рабочее место, регион, трудовая деятельность.
doi: 10.17748/2075-9908.2015.7.2.125-130
KASYANOV Valery Vasilyevich, Doctor of Sociological Sciences
SHAPOVALOV Sergey Nikolaevich, Candidate of Historical Sciences
FOREIGN LABOUR MIGRATION ON THE TERRITORY OF KRASNODAR KRAI: THE CURRENT STATE AND PROSPECTS
The article highlights the issues related to foreign labor migrations on the territory of Krasnodar Krai which are determined by various factors (social, economic, political). Migrations are important social processes having essential impact on this or that region. They need careful regulation from specialized bodies (which control entries and departures, registrate and implement all necessary procedures) and close attention from scientific communities. It is noted that lately there were a number of important events in the economy of Krasnodar Krai the key event of which is preparation for the Winter Olympic Games of 2014 in Sochi. Undoubtedly, it has the most powerful impact on the image of the region and enhances its economic growth. Thanks to it, the role and popularity of Krasnodar Krai as a center of attraction for internal and external labor migrants significantly increases.
Keywords: the Winter Olympic Games of 2014 in Sochi, investments, foreign labor migration, quota, Krasnodar Krai, migratory stream, patent, workplace, region, work.
Исторически так сложилось, что Краснодарский край был и остается реципиентной территорией. В силу региональной специфики он находится в точке пересечения миграционных потоков [1, с. 118]. Регион притягивает население из других субъектов России и зарубежных стран. Ежегодно на долю края приходится порядка 3-4% от общего числа всех мигрантов, прибывающих из СНГ и стран дальнего зарубежья. По некоторым оценкам, за последнее десятилетие на территорию Краснодарского края въехало около 1 млн человек [2, с. 41]. В силу сложившегося положения Краснодарский край входит в число лидеров среди субъектов РФ по численности мигрантов и притоку рабочей силы. В свою очередь это приводит к существенным изменениям этнического состава региона, возникновению новых или более интенсивному функционированию уже сложившихся диаспор, интенсификации межэтнических взаимодействий.
Факторами притяжения мигрантов на территорию Краснодарского края, на наш взгляд, являются: высокий среднестатистический уровень заработной платы (по состоянию на второе полугодие 2014 г. порядка 25,5 тыс. руб.), достаточно низкий уровень безработицы (0,7-0,8% от экономически активного населения), высокие социально-экономические показатели уровня жизни населения, полиэтнический состав региона, функционирование различных диаспор и помощь с их стороны вновь прибывшим мигрантам, интенсификация торговой и коммерческой деятельности, лакуны в сельскохозяйственной и строительной отраслях, относительно спокойная общественно-политическая обстановка и достаточно толерантное отношение со стороны местного населения [3].
Кроме того, Краснодарский край представляет собой регион с благоприятными для проживания и трудовой деятельности климатическими условиями, развитой транспортной инфраструктурой, крупнейшими морскими портами на побережье Азовского и Черного морей, постоянным притоком инвестиций и различными строительными площадками. Все эти условия в совокупности создают привлекательный образ региона, притягивая различные миграционные потоки.
- 125 -
Науки об обществе
Science of Society
Вместе с тем структура и особенности миграционных потоков на территорию Краснодарского края в течение последних лет значительно изменились. В край направляются мигранты, переезжающие из других регионов страны (Урала, Сибири, Дальнего Востока), а также граждане, возвращающиеся с территории бывших союзных республик. Также значительно возрастает число прибывающих на территорию края временных трудовых мигрантов из других субъектов РФ, а также государств «ближнего» и «дальнего зарубежья». Новые миграционные потоки оказывают существенное влияние на социально-экономическое и социокультурное состояние региона и требуют пристального внимания со стороны специализированных государственных органов и научного сообщества.
Увеличение трудовых миграционных потоков на территорию Краснодарского края в последние годы в значительной мере было обусловлено подготовкой региона к зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи, которая потребовала создания новой современной инфраструктуры и строительства значительного числа спортивных объектов. Выделение финансовых средств на подготовку к зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи оказало серьезное влияние на экономическое развитие Краснодарского края, позволило создать тысячи новых рабочих мест и усилило привлекательность региона для трудовых мигрантов.
Неудивительно, что за последние годы существенно увеличилась трудовая миграция на территорию края, в том числе иностранных работников. По состоянию на 2010 г. численность иностранных трудовых мигрантов в Краснодарском крае составила около 50 тыс. работников. Привлечение такого значительного числа мигрантов позволило удовлетворить основные потребности экономики Краснодарского края в кадрах. Более половины всех иностранных трудовых мигрантов было задействовано в строительстве. Занятость в строительной сфере была, прежде всего, связана с возведением олимпийских объектов в Сочи и модернизацией транспортной инфраструктуры [4, с. 323-324].
По данным управления Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю в 2010 г. иностранные трудовые мигранты были сосредоточены в наиболее перспективных отраслях экономики, в том числе в строительной отрасли - около 63%. Подобное представительство видится нам вполне закономерным, учитывая, что именно в строительстве наблюдалась нехватка трудовых ресурсов, а также резкое увеличение рабочих мест.
На долю крайне важного для края сегмента - сельского хозяйства -пришлось значительно меньше иностранных работников - около 9,5%. Сопоставимые показатели иностранного представительства наблюдались в деятельности, связанной с недвижимым имуществом, -8,5% и в сфере обрабатывающих производств - 7,7%. Еще 4,5 % иностранных работников нашли себе применение в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и других предметов личного пользования. В остальных сферах экономической деятельности было задействовано незначительное число трудовых мигрантов [5, с. 16].
На строительных объектах осуществляли трудовую деятельность прежде всего граждане Турции, некоторых балканских стран (Болгарии, Македонии, Сербии), Узбекистана и Таджикистана. Концентрация иностранных трудовых мигрантов в Краснодарском крае была распределена следующим образом: около 30% иностранных работников осуществляли трудовую деятельность в Краснодаре, столько же - в Сочи, чуть более 6% - в Новороссийске, по 5% - в Анапе и Геленджике. В агропромышленных районах края иностранные трудовые мигранты массово представлены не были [6].
Важно отметить, что приведенные статистические данные относительно численности иностранных трудовых мигрантов в Краснодарском крае, а также их специализации и концентрации касались лишь официально зарегистрированных иностранных работников. Также необходимо иметь в виду тот факт, что общая численность зарубежных мигрантов, осуществлявших трудовую деятельность на территории края, была несколько выше, в силу имевших место незарегистрированных и неучтенных трудовых отношений. По мнению С.В. Рязанцева, «между официальными данными и реальными масштабами трудовой миграции в России существует значительный разрыв. Количество незарегистрированных трудовых мигрантов отличается от численности зарегистрированных в несколько раз, хотя оценки первых весьма приблизительны» [7, с. 144].
Численность иностранных трудовых мигрантов на территории Краснодарского края увеличилась в последующие годы. По данным местных статистических служб в 2012 г. их число составило 122,7 тыс. чел., что в 2,5 раза выше по сравнению с данными за 2011 г. [8]. Качественные показатели сосредоточения иностранных трудовых мигрантов в отраслях экономики
- 126 -
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________
практически не изменились. В строительной отрасли осуществляли трудовую деятельность около 60 %. Представительство в сельском хозяйстве составило порядка 10%. На долю в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и других предметов личного пользования пришлось около 5% [9, с. 17].
Интенсификация потоков иностранной трудовой миграции, на наш взгляд, имеет явные и латентные отрицательные последствия. В городах и районах массовой концентрации иностранных мигрантов происходит увеличение нагрузки на транспортную инфраструктуру. Существенно возрастает воздействие на социальную сферу и систему здравоохранения. Изменяется этническая картина населенных пунктов, и усложняются межэтнические взаимодействия. Создается конкуренция в системе трудовых отношений и на рынке труда с представителями местного сообщества.
В то же время привлечение иностранных трудовых мигрантов позволяет восполнить недостаток трудовых ресурсов в регионе. Они используются при строительстве и возведении высокотехнологичных объектов, где необходимы навыки и умения высококвалифицированных иностранных работников в тех отраслях, которые не получили широкого развития в регионе. Надо отметить и экономию денежных средств в силу разности между финансовыми запросами местных специалистов и зарубежных.
С 2013 г. численность иностранных трудовых мигрантов в Краснодарском крае стала сокращаться (см. рис 1). По отношению к данным за 2012 г. их число уменьшилось и достигло 105,3 тыс. чел. Из них 61,7 тыс. работников осуществляли трудовую деятельность в рамках квот, выделенных Краснодарскому краю. Остальные 43,6 тыс. иностранных граждан работали у физических лиц на основе выданных патентов. При этом общее число квотированных мест сократилось по отношению к показателям за 2012 г. на 10,9 тыс. чел., или на 15,0% [10]. Такое положение было обусловлено различными факторами, в том числе завершением большей части олимпийских объектов и объектов инфраструктуры в Сочи.
Рис. 1. Численность иностранных трудовых мигрантов (в тыс. чел.)
Fig. 1. The number of foreign migrant workers (in thousands. Pers.)
Снижение числа иностранных трудовых мигрантов на территории края происходило и в 2014 г. Общая численность мигрантов достигла показателя в 93,5 тыс. чел. Из них Краснодарскому краю было квотировано 34,3 тыс. чел., что на 27,4 тыс. чел., или на 44,4%, меньше, чем в 2013 г. [11]. Уменьшение реальной и квотированной численности иностранных трудовых мигрантов, прежде всего, было обусловлено завершением работы по подготовке края к зимней Олимпиаде 2014 г. в Сочи.
В 2015 г. Минтрудом России согласована квота на привлечение иностранных трудовых мигрантов для Краснодарского края на 15,9 тыс. чел., что на 54% меньше, чем в 2014 г. Предполагаемое снижение численности иностранных трудовых мигрантов в крае в 2015 г. обусловлено сокращением инвестиций в экономику края. По прогнозу министерства экономики Краснодарского края (в 2014 г. на 17,5% в 2015 г. на 14% в сопоставимых ценах), это прямым образом отразится на количестве введенных рабочих мест и потребности в трудовых ресурсах в 2015 г. [12].
- 127 -
Науки об обществе
Science of Society
Департамент труда и занятости населения Краснодарского края считает, что в связи с усилением мер государственного регулирования, направленных на замещение рабочих мест, занимаемых иностранными работниками, гражданами Российской Федерации, численность иностранной рабочей силы в ближайшей перспективе будет снижаться.
Рис. 2. Прогнозируемая численность иностранных трудовых мигрантов в крае на 2015-2017 гг. (в тыс. чел.) [13]
Fig. 2. The projected number of foreign migrant workers in the province to 2015-2017. (in thousands. pers.) [13]
На наш взгляд, в этой связи следует ожидать существенных изменений в структуре трудовых миграционных потоков и их сосредоточении в отраслях краевой экономики. Кроме того, снижение численного представительства иностранных трудовых мигрантов, по нашему мнению, будет детерминировано сокращением притока инвестиций в регион, усилением контроля со стороны УФМС России по Краснодарскому краю за прибытием иностранных работников, усложнением процедуры получения трудовых патентов. Нельзя также не учитывать происходящие в стране экономические трансформации, вызванные целенаправленной санкционной политикой западных партнеров России, а также объективными макроэкономическими показателями развития мирового финансового и сырьевого рынка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Жихарев С.Г. Проблемы политического регулирования миграционных процессов в современном российском обществе: тенденции и перспективы // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 2.
2. Ладан Е.А. Особенности миграции на Юге России // Теория и практика общественного развития. - 2008. - № 1.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю [Электронный ресурс] // URL: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/standards_of_life/ (дата обращения 15.02. 2015).
4. Парикова Н.В. Структура обеспечения регионального дополнительного спроса на квалифицированные кадры / Социально-трудовая сфера и занятость населения: состояние, проблемы, инновации (региональный аспект) // Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2011.
5. Аналитический обзор миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Краснодарскому краю по реализации государственной политики в сфере миграции в Краснодарском крае по итогам 2010 года // неопубликованные материалы.
6. Там же.
7. Рязанцев С.В. Временная миграция в Россию: формы и оценки масштабов / Миграционные мосты в Евразии // Материалы V международной конференции «Трудовая миграция в Российской Федерации: предотвращение трудовой эксплуатации, стимулирование социально-экономического развития, совершенствование регулиро-
- 128 -
ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №2, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #2, 2015_________________________
вания» и Международной школы для молодых ученых «Междисциплинарные подходы к исследованию миграции населения». - М., 2013.
8. Пояснительная записка к прогнозу баланса трудовых ресурсов Краснодарского края на период до 2016 года [Электронный ресурс] // URL: http://kubstu.ru/data/struct/0582/forecast-job-bal-2016-notes.pdf (дата обращения
15.02. 2015).
9. Аналитический обзор миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Краснодарскому краю по реализации государственной политики в сфере миграции в Краснодарском крае по итогам 2012 года // неопубликованные материалы.
10. Пояснительная записка к прогнозу баланса трудовых ресурсов Краснодарского края на период до 2016 года [Электронный ресурс] // URL: http://kubstu.ru/data/struct/0582/forecast-job-bal-2016-notes.pdf (дата обращения
15.02. 2015).
11. Пояснительная записка к прогнозу баланса трудовых ресурсов Краснодарского края на период до 2017 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.kubzan.ru/Attachment.axd?id=a39bd665-0ead-48f1-b2f9-54ec37b829f8 (дата обращения 15.02. 2015).
12. Там же.
13. Там же.
REFERENCES
1. Zhikharev S.G. Problems of political regulation of migratory processes in modern Russian society: tendencies and prospects [Zhikharev S.G. Problemy politicheskogo regulirovaniya migratsionnykh protsessov v sovremennom ros-siyskom obshchestve: tendentsii i perspektivy]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2012. No 2, pp. 118123. (in Russ.).
2. Ladan E.A. Features of migration in the South of Russia [Ladan E.A. Osobennosti migratsii na Yuge Rossii]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2008. No 1, pp 41-43. (in Russ.).
3. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Krasnodarskomu krayu (Territorial authority of Federal State Statistics Service in Krasnodar Krai). Available at: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/standards_of_life/ (accessed 15 February 2015).
4. Parikova N.V. Structure of ensuring regional additional demand for qualified personnel [Struktura obespecheniya re-gional'nogo dopolnitel'nogo sprosa na kvalifitsirovannye kadry]. Materialy 1 mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii “Sotsial'no-trudovaya sfera i zanyatost' naseleniya: sostoyanie, problemy, innovatsii (regional'nyy aspekt)” (Mat. 1th Int. scientific and practical conference “Social and labor sphere and employment of the population: state, problems, innovations (regional aspect)”). Krasnodar, 2011, pp. 323-327. (in Russ.).
5. Analiticheskiy obzor migratsionnoy situatsii i deyatel'nosti UFMS Rossii po Krasnodarskomu krayu po realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere migratsii v Krasnodarskom krae po itogam 2010 goda [The state-of-the-art review of a migratory situation and activities of the Office of the Federal Migration Service of Russia for Krasnodar Krai for realization of a state policy in the sphere of migration in Krasnodar Krai following the results of 2010]. No. 2004611198, 2010.
6. Ibid..
7. Ryazantsev S.V. Temporary migration to Russia: forms and estimates of scales [Vremennaya migratsiya v Rossiyu: formy i otsenki masshtabov]. Materialy 5 mezhdunarodnoy konferentsii “Trudovaya migratsiya v Rossiyskoy Feder-atsii: predotvrashchenie trudovoy ekspluatatsii, stimulirovanie sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya, sovershenstvo-vanie regulirovaniya" i “mezhdunarodnoy shkoly dlya molodykh uchenykh “Mezhdistsiplinarnye podkhody k issledo-vaniyu migratsii naseleniya“(Mat. 5th Int. conference "Labor migration in the Russian Federation: prevention of labor operation, stimulation of social and economic development, regulation improvement" and "the international school for young scientists "Interdisciplinary approaches to population shift research"). Moscow, 2013, pp. 143-147. (in Russ; En).
8. Poyasnitel'naya zapiska k prognozu balansa trudovykh resursov Krasnodarskogo kraya na period do 2016 goda (The explanatory note to the forecast of balance of a manpower of Krasnodar Krai for the period till 2016). Available at: http://kubstu.ru/data/struct/0582/forecast-job-bal-2016-notes.pdf (accessed 15 February 2015).
9. Analiticheskiy obzor migratsionnoy situatsii i deyatel'nosti UFMS Rossii po Krasnodarskomu krayu po realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere migratsii v Krasnodarskom krae po itogam 2012 goda [The state-of-the-art review of a migratory situation and activities of the Office of the Federal Migration Service of Russia for Krasnodar Krai for realization of a state policy in the sphere of migration in Krasnodar Krai following the results of 2012]. No. 2004611198, 2012.
- 129 -
Науки об обществе
Science of Society
10. Poyasnitel'naya zapiska k prognozu balansa trudovykh resursov Krasnodarskogo kraya na period do 2016 goda (The explanatory note to the forecast of balance of a manpower of Krasnodar Krai for the period till 2016). Available at: http://kubstu.ru/data/struct/0582/forecast-job-bal-2016-notes.pdf (accessed 15 February 2015).
11. Poyasnitel'naya zapiska k prognozu balansa trudovykh resursov Krasnodarskogo kraya na period do 2017 goda (The explanatory note to the forecast of balance of a manpower of Krasnodar Krai for the period till 2017). Available at: http://www.kubzan.ru/Attachment.axd?id=a39bd665-0ead-48f1-b2f9-54ec37b829f8 (accessed 15 February 2015).
12. Ibid..
13. Ibid.
Информация об авторе Information about the author
Касьянов Валерий Васильевич, доктор социо- Kasyanov Valery Vasilyevich, Doctor of Socio-логических наук, руководитель Северо- logical Sciences, Head of the North Caucasian Кавказского отдела социальных исследований Department for Social Researches Institute of Института социально-политических исследо- Socio-Political Researches of the Russian ваний Российской академии наук, Academy of Sciences,
г. Краснодар, Россия Krasnodar city, Russian Federation
[email protected] [email protected]
Шаповалов Сергей Николаевич, кандидат ис- Shapovalov Sergey Nikolaevich, Candidate of торических наук, младший научный сотрудник Historical Sciences, Junior researcher, the Северо-Кавказского отдела социальных ис- North Caucasian Department of Social Re-следований Института социально- searches, Institute of Socio-Political Researches политических исследований Российской ака- of the Russian Academy of Sciences. демии наук, г. Краснодар, Россия Krasnodar city, Russian Federation
Получена: 07.01.2015 Received: 07.01.2015
- 130 -