Научная статья на тему 'Инновация в образовании и обучении'

Инновация в образовании и обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INNOVATIVE LEARNING / НОВАТОР / INNOVATOR / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / ТВОРЧЕСКИЙ ДУХ / CREATIVE SPIRIT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ФАЗЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / PHASE OF THE INNOVATION PROCESS / НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ / NON-STANDARD LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байсеркеев Аскарбек Эсенович

В статье проанализированы место и роль инновационных процессов в образовании и обучении. Автор особо отмечает, что образование не может пассивно идти вслед за событиями, изменениями в обществе, оно должно ориентировать общество на новые перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновация в образовании и обучении»

• тест должен соответствовать целям тестирования;

• нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

• должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;

• тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания;

• должна соблюдаться репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;

• тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

• содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;

• содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.

Таким образом, построение компьютерных тестов можно осуществлять в следующей последовательности:

■ формализация экспертной целевой модели знаний;

■ нисходящее (или снизу - вверх) проектирование тестового пространства;

■ формирование и наполнение тестовых заданий;

■ формирование полного компьютерного теста;

■ тестовый эксперимент;

■ выбор эффективного теста;

■ анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

Литература

1. Педагогические программные средства: Учебное пособие / Н. Н. Кононова, Р. В. Подколзин, Е. Д. Кузнецова. Воронеж: ВГАУ, 2015. 70 с.

Innovation in education and training Bayserkeev A. Инновация в образовании и обучении Байсеркеев А. Э.

Байсеркеев Аскарбек Эсенович / Bayserkeev Askarbek - кандидат педагогических наук, декан,

факультет гуманитарных знаний, Восточный университет им. Махмуда Кашгари-Барскани, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье проанализированы место и роль инновационных процессов в образовании и обучении. Автор особо отмечает, что образование не может пассивно идти вслед за событиями, изменениями в обществе, оно должно ориентировать общество на новые перспективы.

Abstract: the article analyzes the place and role of innovative processes in education and learning. The author emphasizes that education cannot passively follow the events of changes in society; it should guide the society to new challenges.

Ключевые слова: инновация, инновационное обучение, новатор, творчество, творческий дух, стратегия, фазы инновационного процесса, нестандартные уроки.

Keywords: innovation, innovative learning, innovator, creation, creative spirit, strategy, phase of the innovation process, non-standard lessons.

Инновация в образовании является не только педагогической, но и общественной проблемой. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, для людей, то и в инновациях в этой области должно быть заинтересовано и общество. Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда понималась в контексте и целостности с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер. Впрочем, инновации в образовании имеют ту же цель и то же значение, что и новшества в обществе - они должны способствовать развитию и прогрессу его деятельности. С учетом того, что инновации в обществе носят массовый и

перманентный характер, такой же характер они должны иметь и в образовании, и воспитании. Поэтому образование не может пассивно идти вслед за событиями и изменениями в обществе, оно должно быть в авангарде, ориентировать общество на новые перспективы. Развивая познавательную деятельность учашдхся, учителя одновременно готовят их к открытию нового, неопознанного, укрепляют в них новаторский, творческий дух. Нововведения, как в обществе, так и в воспитании и образовании одновременно являются и результатом, и самым эффективным путем, и средством преобразования общества и образования.

В жизни все преходяще. Без изменений, без постоянного поиска нового, прогрессивного, более совершенного нет прогресса. Это отнюдь не значит, что следует отрицать все, что до сих пор было достигнуто. Напротив, новое необходимо строить на уже существующем, на уже имеющихся положительных достижениях.

Введение новшеств предполагает повышение продуктивности образовательной сферы и более эффективное воспитание учащихся в духе творческой работы, развития новаторского духа и творческого потенциала. От образования требуется не только освоение, но и создание новшеств и через них - воспитание новаторов, т.е. творческая деятельность должна стать составной частью повседневной образовательной работы. К. Маркс говорил о человеке как о творческом и самотворческом существе, существе, которое выдумывает, изобретает, творит. И если сущность человека заключается в творчестве, открытиях, изобретениях, то отсюда вытекает, что основной задачей школы является помощь каждому отдельному человеку, каждому отдельному ученику развивать свою сущность, т.е. свои творческие потенциалы и прежде всего творческое мышление как главное средство познания и изменения мира. По существу школа должна подготовить учащихся к тому, чтобы стать новаторами. В этом контексте, безусловно, незаменима роль учителя. Ему принадлежит главная роль в процессе модернизации и внедрении новшеств в образование и воспитание. Сегодня все больше ощущается, что судьба новаций остается неизвестной, если действуют только внешние силы без полного участия учителей. Хотя и существуют известные, крайние мнения о том, что новые обучающиеся машины вообще вытеснят учителя и заменят его, все же преобладает разумное мнение, что только учителям как самым непосредственным носителям инновационных процессов принадлежит в обучении центральное место. Учитель является самым необходимым и важным элементом совокупного процесса образования и что процесс модернизации и внедрения новшеств не может успешно осуществляться без адекватно мотивированного отношения и участия преподавательских кадров. Учитель - это главный фактор обучения, и от него в огромной степени зависит успех нововведений. Если учитель не воспринимает новшеств, они не могут иметь успех. Это не означает, что учитель должен выполнять все обязанности и требования, предъявляемые современным преподаванием, в котором все чаще применяются информационно-коммуникационные технологии и другие дидактические средства.

Новшества, применяемые в школе, в образовательной работе, тесно взаимосвязаны, и их успех зависит от нововведений в обществе, в котором находится школа, и наоборот.

«В образовании можно отметить три фазы инновационного процесса: фаза индивидуальной активности новаторов-пионеров; фаза плановой совместной работы единомышленников; фаза плановой и систематической работы общества.

В первой фазе отдельные энтузиасты индивидуально работают над нововведениями в образовании. Они могут раньше других дойти до новых знаний, которые успевают реализовать на практике. Эти нововведения носят полностью индивидуальный характер и их передача другим зависит от самого творца (индивид является и творцом, автором, и передатчиком, и самым крупным потребителем-пользователем новшеств).

Во второй фазе имеет место сотрудничество между единомышленниками. Они на основе собственных оригинальных замыслов вместе ищут пути по созданию новых форм и методов. Так происходит создание новых отдельных педагогических систем, таких, как система Монтессори и другие системы. Характерным является то, что все эти системы существуют относительно изолированно.

Третья фаза - новшества становятся интересом, потребностью и заботой общества. Учитывая значение образования для развития материального производства и для совокупного общественного развития, необходимо сделать все, чтобы нововведения не зависели от энтузиазма, интересов, желаний и работы отдельных лиц или групп, а приняли организованно-систематический и плановый характер, о чем должно беспокоиться общество, т.е. государство» [1, с. 25].

Исходным положением инновационного обучение является принцип о том, что в процессе обучения воспитывает не педагог, а учебно-познавательная деятельность учащегося, организовать которую задача педагога.

В инновационном обучении необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения к деятельному развивающему. Важными становятся не только усвоенные знание, но и способы усвоение мышление и учебной деятельности, развитие познавательные способности и творческого потенциала учащегося. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения воспитанников, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и учащимися.

Стратегия инновационного обучения основана на осознанной и системной организации управления учебно-воспитательным процессом. Главное в этой стратегии совместная продуктивная деятельность педагога с учеником и учеников между собой.

Инновационное обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил - пересказал» - к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами - осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни».

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, предъявляя все более высокие требования к подрастающему поколению: высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность и креативность. Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими, быть полезным обществу, быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Задача современной школы - давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии. Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Урок - форма организации учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся (с классом) по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических и воспитательных целей, определяемых учебной программой. Урок - это взаимодействие и общение учителя и учащихся.

Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. Но в настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и современного уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания, почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя. Именно эти вопросы заинтересовали и нас и определяют для нас актуальность дальнейших наших исследований.

Можно дать такое определение нестандартного урока: нестандартные уроки - это импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную структуру. Анализ педагогической литературы [2, 3, 4, 5, 6] позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторые представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков: уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.; уроки основанные на формах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, рецензия и т.п.; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок - «дублер» и т.п.; уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, панорама, телепередача, телемост, диалог и т.п.; уроки, опирающиеся на фантазию: урок -творчество, урок изобретательства, урок - творческий отчет, комплексно-творческий отчет,

урок - выставка, урок - «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок - рассказ об ученых, урок - бенефис и т.п.; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: патентное бюро, Ученый совет, урок - экскурсия и т.п.; перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», диспут, «клуб знатоков» и т.п.; интегрированные уроки; трансформация традиционных способов организации урока: лекция - парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок - зачет, урок -консультация, телеурок без телевидения и т.д.

Литература

1. Кресте Ангеловски. Учителя и инновации. М.: Просвещение, 1991. 159 с.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2006. 192 с.

3. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюционирования? // Педагогика, 1997. № 3. С. 14-17.

4. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления, 2001. № 5. С. 57-61.

5. СластенинВ. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.

6. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.