теории обучения. Поэтому в обучающих программах предшествующих лет существовал уклон в сторону программирования, а не в сторону методики изучения предмета.
Другая крайность при разработке КОП и КП - попытка разработки последних педагогами, слабо владеющими навыками программирования, что также обедняет программы с функциональной точки зрения. Разумеется, желателен союз этих специалистов, и это один из возможных путей решения проблемы.
Оптимальной является организация учебного процесса, в основе которого лежит сочетание автоматизированных и традиционных форм обучения. Перспективной, на наш взгляд, является форма не прерывной подготовки по информатике в вузе и использование последней в профессиональной подготовке специалиста любого профиля, но много проблем возникает из-за игнорирования вопроса необходимости согласованности и преемственности программ обучения «школа - вуз». Необходимо создавать условия для переноса полученных при изучении курса информатики новых знаний и видов деятельности в другие учебные дисциплины с целью углубления изучения последних с использованием компьютера и его дидактических возможностей.
Литература
1. Педагогические программные средства: Учебное пособие / Н. Н. Кононова, Р. В.
Подколзин, Е. Д. Кузнецова. Воронеж: ВГАУ, 2015. 70 с.
The use of modern software in the implementation of current and final control
of knowledge of students Podkolzin R.1, Garshin V.2 Использование современных программных продуктов в осуществлении текущего и итогового контроля знаний студентов Подколзин Р. В.1, Гаршин В. В.2
'Подколзин Роман Вячеславович /Podkolzin Roman — кандидат экономических наук, доцент, кафедра информационного обеспечения и моделирования агроэкономических систем; 2Гаршин Владимир Владимирович / Garshin Vladimir — студент, агроинженерный факультет, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж
Аннотация: в статье детально описываются современные программы, наиболее часто используемые для текущего и итогового контроля знаний обучающихся.
Abstract: the article outlines the details of modern programs, the most frequently used for current and final control of students' knowledge.
Ключевые слова: контроль знаний, программа, педагогические средства, тесты, тестирование, компьютерные технологии.
Keywords: knowledge management, program, and teaching tools, tests, testing, computer technology.
Контролирующие программы специально рассчитаны на проведение текущего или итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накоплению оценок, дают возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала, его характером.
Последние годы в педагогической практике все большее распространение получают компьютерные обучающие программы, разработанные для совершенствования и поддержки учебного процесса. Компьютерные обучающие программы служат учебным пособием преподавателю и студенту, могут не только обучать, но и контролировать знания, выдавать справочную информацию и т.д. [1, 18].
При работе с модулем компьютерных обучающих программ формируется база данных, в которой накапливаются сведения о студентах, прошедших тестирование (фамилия, группа, оценка), т.е. предусмотрена возможность ведения электронного журнала преподавателя.
Использование модуля компьютерных обучающих программ в учебном процессе позволит повысить эффективность учебного процесса (занятия), сократить непроизводительные затраты времени обучаемого, оптимизировать преподавательскую деятельность посредством высвобождения времени для индивидуальной работы со студентами, а также стимулирует студентов к повышению уровня знаний [1, 14].
Предлагаемый модуль компьютерных обучающих программ универсален, т.е. может быть использован и при очном обучении, и в компьютерной библиотеке, и при самостоятельной работе дома.
Тесты бывают двух видов:
• Традиционные. Традиционные тесты представлены в виде системы заданий возрастающей трудности, имеющие специфическую форму, позволяющие качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности студентов. При этом в зависимости от того, по скольким учебным дисциплинам включены в тест задания, традиционные тесты разделяют на гомогенные (проверяющие знания по одному предмету) и гетерогенные (по нескольким предметам).
• Нетрадиционные. Нетрадиционные тесты представлены интегративными, адаптивными и критериально--оценочными тестами: интегративные нацелены на общую итоговую диагностику подготовленности выпускника учебного заведения. В одном тесте предъявляются знания из двух и более учебных дисциплин. Проведение подобного тестирования проводится, как правило, при интегративном обучении. Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи - более легкое. Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие - нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.
Существуют четыре основные формы тестовых заданий:
1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:
a) Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные -неправильные.
b) Выбор нескольких правильных ответов.
c) Выбор одного, наиболее правильного ответа.
2. Задания открытой формы. Они сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.
3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.
4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).
Для компьютерного контроля знаний, осуществляемого в виде тестов, больше всего подходят задания с выбором одного правильного ответа. Среди этих тестов наиболее распространенными в настоящее время являются тесты с возможностью выбора правильного ответа из:
• двух предложенных вариантов ответа;
• трех предложенных вариантов.
Выбор формы зависит от:
• цели тестирования;
• содержания теста;
• технических возможностей;
• уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.
Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.
Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов:
• тест должен соответствовать целям тестирования;
• нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;
• должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;
• тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания;
• должна соблюдаться репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста;
• тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;
• содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;
• содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.
Таким образом, построение компьютерных тестов можно осуществлять в следующей последовательности:
■ формализация экспертной целевой модели знаний;
■ нисходящее (или снизу - вверх) проектирование тестового пространства;
■ формирование и наполнение тестовых заданий;
■ формирование полного компьютерного теста;
■ тестовый эксперимент;
■ выбор эффективного теста;
■ анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.
Литература
1. Педагогические программные средства: Учебное пособие / Н. Н. Кононова, Р. В. Подколзин, Е. Д. Кузнецова. Воронеж: ВГАУ, 2015. 70 с.
Innovation in education and training Bayserkeev A. Инновация в образовании и обучении Байсеркеев А. Э.
Байсеркеев Аскарбек Эсенович / Bayserkeev Askarbek - кандидат педагогических наук, декан,
факультет гуманитарных знаний, Восточный университет им. Махмуда Кашгари-Барскани, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье проанализированы место и роль инновационных процессов в образовании и обучении. Автор особо отмечает, что образование не может пассивно идти вслед за событиями, изменениями в обществе, оно должно ориентировать общество на новые перспективы.
Abstract: the article analyzes the place and role of innovative processes in education and learning. The author emphasizes that education cannot passively follow the events of changes in society; it should guide the society to new challenges.
Ключевые слова: инновация, инновационное обучение, новатор, творчество, творческий дух, стратегия, фазы инновационного процесса, нестандартные уроки.
Keywords: innovation, innovative learning, innovator, creation, creative spirit, strategy, phase of the innovation process, non-standard lessons.
Инновация в образовании является не только педагогической, но и общественной проблемой. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет особый интерес для общества, для людей, то и в инновациях в этой области должно быть заинтересовано и общество. Все это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда понималась в контексте и целостности с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер. Впрочем, инновации в образовании имеют ту же цель и то же значение, что и новшества в обществе - они должны способствовать развитию и прогрессу его деятельности. С учетом того, что инновации в обществе носят массовый и