Научная статья на тему 'Дидактическое построение культурологического знания в контексте информационных технологий'

Дидактическое построение культурологического знания в контексте информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Наталья Николаевна, Джалиашвили Зураб Отарович, Борисов Олег Сергеевич, Свечникова Наталья Олеговна, Толстикова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическое построение культурологического знания в контексте информационных технологий»

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Н.Н. Фомина, З.О . Джалиашвили, О.С. Борисов, Н.О. Свечникова, И.И. Толстикова, Н.В. Филичева, И.Г. Деньгинова

Потребность в замене классических форм и методов обучения адекватными современному уровню развития информационных технологий и продиктованными ими новыми принципами образования созрела уже давно. Формализация учебного материала, предлагаемого государственным образовательным стандартом, исходит из дефиниции ключевых понятий, отражающих культурно-исторический процесс, его универсалии, динамику, типологию, формы. Это сложное, многоуровневое знание человечества в многообразных формах своего проявления требует достаточно адекватных форм изложения и находит их в обучении с использовании компьютера. Современные технологии, отвечая этим запросам, позволяют ощутить целостность культурного достояния, как это не парадоксально звучит, не только ноуменально, но и феноменально. Процесс компьютеризации современного образования и культуры в целом становится своеобразным методом организации сознания, который, кроме элитных практик, никогда еще так не охватывал широкие круги масс. Ведь обыкновенно процесс понимания осуществляется через "руку" к сознанию, от телесности к мышлению, что, собственно, и олицетворяет компьютерное обучение: от "мышки" к диалоговому окну; - и от одной операции последовательно к другой. Гай Юлий Цезарь делал несколько дел сразу не потому, что делал их одновременно, а потому, что их последовательная временная развертываемость и быстрота скорости переключения создавала иллюзию одновременности. В нашем случае путешествие по лабиринту операционных возможностей в поисках смысла, задействуя в том числе и визуальные возможности, позволяя всякий раз вернуться к любому сюжету пути благодаря заложенной правильной последовательности (как "нити" клубка, предложенного Ариадной герою Тесею), создает целостность восприятия многообразных феноменов и структурный аналог "путешествия сознания" внутри самого себя, т.е. создает процесс, который можно повторить "рукой", что гораздо проще, чем войти в ту же самую воду потока сознания.

Формирование новых технологий обучения проходит ряд последовательных этапов, каждый из которых имеет свою особую значимость. Среди них можно выделить:

• фундаментальные исследования (определение возможностей, научные разработки и др.);

• прикладные исследования (эффективность, оценка последствий);

• анализ потребности и спроса среди преподавателей и студентов;

• разработка документации, программных и методических средств;

• обучение пользователей (преподавателей);

• тиражирование и распространение программных средств.

Эти этапы были пройдены кафедрой культурологии СПбГИТМО(ТУ) при создании системы обучающих программ и аттестующих тестов для фронтального рубежного контроля качества усвоения студентами лекционного курса "Основы теории и истории культуры". Необходимость разработки этой системы диктовалась рядом обстоятельств и, прежде всего, настоятельной потребностью в максимально эффективном использования учебного времени, отведенного студентам на изучение дисциплины. В 1995-1996 гг. оно составляло 72 часа, в 2001-2002 гг. - только 54.

Место компьютерного тестирования в курсе культурологии

В СПбГИТМО (ТУ) была разработана оригинальная технология преподавания культурологии. Дисциплина изучается студентами дневного отделения в третьем семестре. Курс культурологии состоит из двух составляющих: базового лекционного курса "Основы теории и истории культуры" (34 часа) и лекционно-практических авторских курсов (17 часов).

Чтение обязательного для всех студентов базового курса осуществляется в потоках по тематическим блокам-модулям. Каждый модуль закреплен за конкретным преподавателем в с оответствии с его профессиональными и научными интересами. Содержание лекций соответствует программе курса, разработанной кафедрой в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта второго поколения. Чтение лекции сопровождается демонстрацией опорного конспекта на графопроекторе и телемониторах (через камеру), а также показом слайдов на диапроекторе.

Контроль усвоения студентами базового курса осуществляется на основе данных о прохождении ими трех рубежных компьютерных аттестующих тестов. Студенты проходят фронтальное тестирование во внеучебное время в рамках часов, выделяемых на самостоятельную работу. Первый этап рубежного тестирования начинается на 6 неделе семестра, второй - на 11 неделе и третий - на 15 неделе. Аттестационные тесты разработаны коллективом кафедры на основе оригинальных методик и прошли неоднократную апробацию в учебном процессе.

Вторая часть курса культурологии представлена лекционно-практическими авторскими курсами. Занятия здесь проводятся не в потоках, а в учебных группах, в непосредственном контакте преподавателя со студентами. Чтение лекций сопровождается демонстрацией иллюстративного материала (слайдов, диапозитивов, художественных альбомов, музыкальных записей и т.п.). Практические занятия проводятся в музеях, на улицах города и в пригородах. Используются следующие формы самостоятельной работы студентов: выступления и доклады на семинарских занятиях, участие в дискуссиях, подготовка и проведение студентами экскурсий в музеях, выполнение письменной творческой работы - написание реферата, текста экскурсии, создание методических и учебных пособий по курсу и т. д.

Экзаменационная оценка по культурологии проставляется студенту по итогам его работы в авторском курсе, но при условии успешного прохождения всех трех этапов рубежного компьютерного тестирования по базовому курсу.

Адаптация культурологического знания к новым информационным технологиям

Начальным этапом работы по использованию в учебном процессе новых информационных технологий стала выработка дидактических принципов (подходов) адаптации к ним культурологического знания. С 1998 г. коллектив кафедры принимал участие в научной программе "Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России" по проекту " Формализация, структурирование и катехизация культурологического знания", название которого отражает этапы проведенной теоретической и научно-методической работы.

В ходе исследований были выделены три подхода к созданию оригинальной технологии обучения студентов по курсу культурологии: формализация и систематизация культурологического знания и на этой основе - катехизация учебного материала, т.е. представление его в диалоговой, вопросно-ответной форме.

Культура как организующая форма сознания должна быть защищена от распада на множество элементов, которые только в своей совокупности и являются культурой. Осмысление культуры как целостного явления - одна из важнейших предметных задач

культурологии. Однако адаптация культуроведческого знания применительно к новым информационным технологиям требует противоположного подхода - расчленения единого поля культуры на множество фрагментов и представление ее в мозаичном виде. Поэтому необходимо было выработать методические приемы, позволяющие при формализации материала избежать его излишней фрагментарности и неполноты, чтобы он в своей совокупности создавал представление о каждом разделе культурологического знания как целостном явлении.

В процессе систематизации и упорядочения культурологического знания были выявлены те его пласты, которые возможно формализовать, а также выработаны критерии отбора материала, поддающегося формализации. Это позволило свести сложные и противоречивые явления культуры к более простым, однозначным, конкретным, фактографическим (отдельным фактам, тенденциям, формам культурной жизни, фиксирующим их терминам и т. п.).

Выделенные в процессе формализации единицы культурологического знания отвечают следующим требованиям:

• отражают типические черты процесса или явления,

• не содержат в себе внутреннего противоречия,

• не имеют принципиально различных толкований в рамках единого культурологического подхода;

• дают в своей совокупности цельное представление об определяющих элементах культуры, конкретных исторических этапах культурного развития, направлениях культурологической мысли, художественных стилях и т.д.

Применение системного похода позволило перевести рассмотрение культурологических проблем на уровень практического применения в образовательной деятельности, а логико-диалоговый метод изложения материала создал предпосылки для использования в обучении новых информационных технологий. Значительная часть выделенных дидактических единиц была представлена в виде элементарного акта диалога, т. е. вопросно-ответной ситуации. На этой основе была создана система контрольных заданий для фронтального тестирования студентов по культурологии.

Параллельно формализации культурологического знания осуществлялась его структурирование. В базовом курсе культурологии были выделены два основных раздела: теория культуры и история культуры. К теории культуры отнесены проблемы понятийно-категориального аппарата, социодинамики и типологии культуры, ее структуры и функций, основные философско-культурологические концепции от античности до наших дней. К истории культуры отнесены характеристики первобытной культуры, культуры античности, древнего Востока и арабо-мусульманского мира, западноевропейской и русской культуры Средневековья и Нового времени, культуры XX века. Заметим, что в современной литературе имеются и иные варианты структурирования культурологического знания, однако, на взгляд авторского коллектива, описанная выше структура является оптимальной для использования в преподавании культурологии студентам технического вуза..

Результаты формализации и структурирования культурологического знания были опубликованы в виде терминологического словаря-справочника "Основы теории и истории культуры" (Ч.1. СПб: ГИТМО(ТУ). 1997; Ч.2. СПб: ГИТМО(ТУ). 1998) и легли в основу создания системы аттестующих тестов и обучающих программ по культурологии.

Обучающие программы и аттестующие тесты в содержательном плане должны соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта второго поколения и разработанной на его основе программе курса "Основы теории и истории культуры", а в техническом - сетевой Интернет-технологии, принципы которой

изложены в техническом задании на создание системы дистанционного обучения СПбГИТМО (ТУ).

При составлении тестов были неукоснительно выдержаны логические и дидактические принципы катехизации учебного материала, такие как корректность, ясность и точность постановки вопросов; информационно-содержательная адекватность вопроса и ответа в рамках элементарного диалогового акта; тематическая преемственность тестовых заданий, отражающая структуру учебного курса. Содержание тестов равномерно и достаточно полно охватывает все основные разделы и темы дисциплины.

Используемые диалоговые режимы и иллюстративные материалы

При формулировке тестовых заданий (т.е. вопросов, требующих от обучаемого ответа в той или иной форме) были использованы следующие режимы:

• закрытый;

• ограниченный;

• открытый;

• реконструкции последовательности;

• установления соответствия;

• восстановления названия.

Закрытый, альтернативный режим диалога требует от студента лишь подтверждения истинности или ложности предпосылочной информации вопроса.

Пример: "Антитезы "высокое - массовое искусство", "научное - обыденное сознание" не считаются в эстетике модерна актуальными. Характерен ли подобный взгляд и для модернизма?"

Ограниченный режим предусматривает выбор обучаемым правильного ответа на вопрос из предложенного ему набора вариантов.

Пример: "Из предложенного списка выберите имена художников-импрессионистов:

- В. Тициан

- П. Сезанн

- Э. Делакруа

- П. Рубенс

- О. Ренуар".

Открытый диалоговый режим предполагает самостоятельную формулировку и ввод ответа студентом.

Пример: "Назовите имя Великого киевского князя, при котором была крещена Русь ".

Вопрос на реконструкцию последовательности требует от обучаемого восстановления хронологического порядка предложенных ему отдельных событий или целых периодов в истории культуры.

Пример: "Восстановите последовательность становления и развития письменности древних шумеров:

- "предметное письмо"

- пиктограмма

- словесно-слоговое письмо

- клинопись".

Задание на установление соответствия предусматривает умение студента установить соответствие между элементами двух множеств.

Пример: Приведите в соответствие имена древнеримских богов с их древнегреческими аналогами:

Древнеримские боги Древнегреческие боги

Юпитер Гефест

Нептун Гермес

Орк Дионис

Церера Афродита

Веста Деметра

Юнона Гестия

Марс Аполлон

Минерва Артемида

Аполлон Посейдон

Диана Афина

Меркурий Аид

Вулкан Арес

Венера Гера

Вакх Зевс

Вопрос на восстановление названия предлагает обучаемому воссоздать частично утраченное название известного произведения литературы или изобразительного искусства.

Пример: "Допишите название 12-томного собрания житий, поучений, мудрых мыслей и т.д., созданного Макарием в XVI в под руководством митрополита: "Великие..."

При составлении тестов использованы все возможные типы и формы заданий. Всего сформулировано 548 вопроса. Значительное число тестовых заданий сопровождается иллюстративным материалом.

Вопросов в открытой форме (К) - 266, из них вопросов с иллюстративным материалом - 87. Вопросов в закрытой форме (Ь) - 230, из них вопросов с иллюстративным материалом - 45. Вопросов на соответствие (Б) - 38, из них вопросов с иллюстративным материалом - 3. Вопросов на установление правильной последовательности (О) - 8, вопросов с иллюстративным материалом среди них нет. В основном он используется в вопросах открытого типа.

Иллюстративный материал выполняет в тестах разные функции:

• подкрепляет теоретические положения аудио- и видео- иллюстрациями;

• обогащает визуальное восприятие студентом текста;

• наконец, зачастую является главным содержанием вопроса (вопросы на узнавание иллюстративного материала - произведений живописи, архитектуры, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, предметов быта и иных памятников).

Источниками иллюстративного материала являются книги, Интернет-ресурсы, мультимедийные диски и др.

Тестовые задания (более 600) опубликованы при поддержке гранта Министерства образования РФ № 1.2.1.1.(190).149 в издании "Культурология: учебные программы, контрольные вопросы, планы семинарских занятий": Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Фоминой, НО. Свечниковой, ИИ. Толстиковой. СПб: СПБГИТМО(ТУ), 2002. 162 с.

Опыт компьютерного тестирования по культурологии

За время разработки и внедрения в учебный процесс новых информационных технологий (начиная с 1995-96 учебного года) кафедра прошла ряд этапов.

Вначале была сформирована система тестовых заданий, которая применялась в так называемой "бумажной технологии", а затем с успехом была использована и в современных информационных средах.

В 1996 г. она была адаптирована к диалоговой автоматизированной системе КАТЕХИЗИС - локальной сети, созданной совместными усилиями гуманитарного факультета и Межвузовского центра новых информационных технологий в гуманитарном образовании (МЦНИТГО), работающего на базе СПбГИТМО(ТУ). Эта система тестовых заданий в течение ряда лет проходила апробацию в дисплейном классе гуманитарного факультета, где осуществлялось фронтальное тестирование студентов дневного отделения, изучающих культурологию (более 900 человек). Тестовые задания были сгруппированы по трем этапам рубежного контроля (с 4, 8 и 12 недели семестра). Каждый из этапов включил в себя 75 вопросов, распределенных по 5 вариантам, по 15 вопросов в каждом. Общее количество тестовых заданий - 225. Материал лекционного базового курса "Основы теории и истории культуры" равномерно распределен от первого до третьего теста в соответствии с графиком чтения учебных лекций.

Результаты проведенного педагогического эксперимента были использованы на последующих этапах работы для совершенствования вопросно-ответных структур компьютерного анализатора и разработки многовариантного тестового пакета.

В дальнейшем усилия разработчиков были сфокусированы на создании сценариев аттестующих тестов и обучающих программ с применением информационных, пояснительных, иллюстративных и рекомендательных материалов в гипертекстовом режиме. Коллектив кафедры культурологии на конкурсной основе участвовал в Целевой комплексной программе "Развитие дистанционного обучения в ИТМО (ЦКП ДО)" (1998-1999 гг.). Обучающие программы (по 11 темам) и аттестующие тесты внедрялись в практику обучения на основе перспективных сетевых Интернет-технологий, обеспечивающих как студентам, так и преподавателям открытый доступ на любом уровне информационных ресурсов - внутривузовском, национальном, мировом (адрес в системе Интернет http:// de.ifmo.ru). Это позволило повысить теоретический, методический и технический уровень разработок. Были предложены новые типовые сценарии тестов, создано новое поколение тестов с использованием иллюстративных материалов. В 2001 г. авторский коллектив принял участие в научно-технической программе Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования" по проекту "Разработка методики и создание на ее основе комплекса аттестующих и обучающих тестов по культурологии для системы дистанционного обучения на основе сетевой Интернет-технологии".

Очередным этапом в совершенствовании предлагаемой технологии обучения стало создание пакета аттестующих тестов по культурологии, охватывающих все основные разделы и темы курса и дидактические единицы, определенные в требованиях государственного образовательного стандарта второго поколения. Для этого полностью переработаны аттестующие тесты, созданные по типу сценария "вариант", и осуществлен переход к типу сценария "группа". Одновременно было значительно увеличено количество тестовых заданий в целом. Аттестующие тесты, задания которых организованны по типу "группа", позволяют быстро пополнять и изменять тестовые задания, группировать их в соответствии с задачами любого курса, адаптировать для применения в разных вузах, имеющих выход в сеть Интернет и договорные отношения с СПбГИТМО (ТУ) - разработчиком оригинальной сетевой Интернет-технологии.

В соответствии с логикой программы курса и графиком чтения лекций аттестующие тестовые задания были сгруппированы в три пакета.

Тест 1: вопросы по теории культуры, истории культурологической мысли, первобытной культуре, культуре античности (Древняя Греция и Древний Рим), культуре древних цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) (Аттестующий тест по культурологии. Авторы: Толстикова И.И., Свечникова Н.О., Борисов О.С. // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 2002 г. 182 тест-кадра. Server: www.de.ifmo.ru).

Тест 2: вопросы по культуре арабо-мусульманского мира, средневековой Западной Европы, культуре эпохи Возрождения, Западной Европы XVII века и эпохи Просвещения; культуре России IX-XVII вв. (Аттестующий тест по культурологии. Авторы: Борисов О.С., Свечникова Н.О., Филичева Н.В., Фомина Н.Н. // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 2002 г. 190 тест-кадров. Server: www.de.ifmo.ru).

Тест 3: вопросы по культуре России XVIII-XIX вв., художественной культуре России в Новое время; русской и западноевропейской культуре рубежа XIX-XX веков, культуре XX века (Аттестующий тест по культурологии. Авторы: Фомина Н.Н, Филичева Н.В., Толстикова И.И. // Система дистанционного обучения. ИТМО. СПб., 2002 г. 160 тест-кадров. Server: www.de.ifmo.ru).

В 2001-2002 и 2002-2003 учебных годах кафедра провела педагогический эксперимент по фронтальному тестированию студентов второго курса дневного отделения СПбГИТМО(ТУ) по трем этапам рубежного контроля.

Итоговые результаты тестирования 2001 года по третьему этапу (первый и второй этапы имеют сходные результаты) характеризуются следующим процентным соотношением:

Группа Сдававших тест Попыток сдать тест "5" % "4" % "3" % "2" % % полож. оценок

Всего 978 1466 112 8 431 29 474 32 449 31 69

Итоговые результаты прохождения первого теста процентное соотношение: в 2002 году имеют следующее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа Сдававших тест Попыток сдать тест "5" % "4" % "3" % "2" % % полож. оценок

Всего 1069 1224 350 29 354 29 271 22 249 20 80

На основании полученных результатов мы видим положительную динамику, одно из проявлений которой выражается в том, что процент положительных оценок увеличился с 69 в 2001 г. до 80 в 2002 г..

В 1999 г. был создан первый вариант обучающих компьютерных программ по всем основным разделам и подразделам курса, в которых использованы информационные и иллюстративные материалы, а также вопросы для самоконтроля. Среди них:

1. Теория культуры: Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г., 125 тест-кадров. Server: www.de.ifmo.ru. Автор - доц. Толстикова И.И.

2. Происхождение и ранние формы культуры (культура первобытного общества): Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 93 тест-кадра. Server: www.de.ifmo.ru.. Автор - доц. Свечникова Н.О.

3. Античная культура: культура Древней Греции: Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 141 тест-кадр. Server: www.de.ifmo.ru.. Автор - доц. Свечникова Н.О.

4. Античная культура: культура Древнего Рима: Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 96 тест-кадров. Server: www.de.ifmo.ru. Автор - доц. Свечникова Н.О.

5. Культура Западной Европы: Культура западноевропейского средневековья: Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г., 74 тест-кадра. Server: www.de.ifmo.ru. Автор - доц. Свечникова Н.О.

6. Культура Западной Европы: Культура эпохи Возрождения: Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 175 тест-кадров. Server: www.de.ifmo.ru. Автор - Филичева Н.В.

7. Культура России: Древняя и средневековая культура России: Культура России в период древности и раннего средневековья (IX-XIII в.в.): Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 116 тест-кадров. Server: www.de.ifmo.ru. Автор - доц. Фомина Н.Н.

8. Культура России: Древняя и средневековая культура России: Культура Московской Руси (XIV-XVII вв.): Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 94 тест-кадра. Server: www.de.ifmo.ru. Автор - доц. Фомина Н.Н.

9. Культура России: Культура России в Новое время: Культура России в XVIII-XIX вв.: Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 66 тест-кадра. Server: www.de.ifmo.ru. Автор - доц. Фомина Н.Н.

10. Культура России: Культура России в Новое время: Художественная культура России в XVIII-XIX вв.: Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 190 тест-кадров. Server: www.de.ifmo.ru.. Автор - Филичева Н.В.

11. Культура XX века: Обучающая тестовая программа по культурологии // Система дистанционного обучения ИТМО. СПб, 1999 г. 110 тест-кадров. Server: www.de.ifmo.ru.. Автор - доц. Толстикова И.И.

Роль компьютерного тестирования в учебном процессе

Компьютерное тестирование занимает важное место в технологии преподавания культурологии. Оно позволяет, с одной стороны, решить проблемы контроля самостоятельной работы учащихся в течение семестра, с другой - высвобождает время и силы преподавателей для творческого общения со студентами. Это особенно важно в условиях постоянного роста их численности (если в 2000-2001 г. культурологию в СПбГИТМО(ТУ) изучали 950 второкурсников бюджетной и контрактной форм обучения, то в следующем учебном году их было уже 1200).

Электронный контроль над усвоением курса позволяет решить целый ряд учебно-методических задач:

1. уделять на занятиях больше времени и внимания творческой стороне работы преподавателя, передав ее рутинную сторону - выявление уровня освоения студентами формализованных элементов курса - компьютерной технике;

2. сосредоточить усилия преподавателей на более тщательной проработке и структурировании лекционного материала, поиске корректных формулировок вопросов и возможных вариантов ответов студентов;

3. правильно оценить теоретический и методический уровень чтения лекций, полноту и доступность изложения материала; выявить сложные для понимания студентов проблемы, определить направления дальнейшей работы преподавателей над курсом;

4. сформировать у учащихся мотивацию на систематическое и ритмичное обучение в течение всего семестра, на постоянное посещение лекций (ведь прежде всего лекционный материал является содержательной основой составления тестовых заданий);

5. эффективнее управлять самостоятельной работой студентов по освоению культурологического знания;

6. повысить престиж дисциплины в глазах студентов, дать им возможность работать в привычной для них технической среде;

7. объективнее оценивать работу студентов (ни у кого не вызывает сомнений непредвзятость машинного контроля, поскольку все студенты находятся перед ним в равных условиях);

8. получать текущую информацию о степени усвоения учебного материала каждым конкретным студентом и всей группой в целом, чтобы на этой основе своевременно корректировать свою учебно-методическую работу;

9. активизировать научную работу членов творческого коллектива.

Технология прохождения компьютерного тестирования

Согласно расписанию, которое составляет Центр дистанционного обучения (ЦДО), студенты проходят тестирование в составе своей академической группы.

Вход в систему дистанционного обучения (ДО) СПбГИТМО (ТУ) расположен в разделе "Обучение и аттестация" сайта http://de.ifmo.ru/tests. Сеанс работы начинается после щелчка мышью по картинке "Система тестирования".

Вначале система проводит процедуру идентификации пользователя, которая заключается во вводе уникального логина. Логин и пароль присваиваются пользователю ЦДО. Желаемая роль выбирается из предложенного списка и определяет объем информации и режимы работы, доступные пользователю. Для прохождения тестирования нужно выбрать из списка предложенных ролей роль "Студент".

После заполнения полей "Логин", "Пароль" и выбора желаемой роли по кнопке "Регистр" осуществляется идентификация пользователя. Если пользователь не зарегистрирован, то появляется окно с соответствующим сообщением, и ему будет отказано в работе с системой. При введении верных данных пользователь регистрируется, и система фиксирует начало очередного сеанса работы соответствующей записью в базе данных. В этом случае на экран будет выведена "Панель программ", на которой можно выбрать режим работы системы ДО: Monitor, eTester.

Программа Monitor предназначена для просмотра базы данных системы ДО. При запуске программы на экран выводится таблица, содержащая следующие столбцы: группа; фамилия, имя, отчество пользователя(ей); дисциплины; тема аттестации с оценкой. В столбце "Тема аттестации с оценкой" программа выводит темы только для выбранной дисциплины. Для просмотра протокола конкретной аттестации необходимо два раза щелкнуть мышью на выбранной теме. Откроется окно протокола, где необходимо нажать кнопку "Exec".

Программа eTester осуществляет режимы обучения и аттестации пользователя. Работа программы начинается с вывода регистрационной информации.

Общие требования и условия тестирования

По каждому рубежному тесту студенту предлагается 15 вопросов, которые в своей совокупности отражают содержание включенных в аттестацию тем курса. Вопросы предлагаются на основе случайной выборки. В каждый рубежный тест входят 5-6 тем курса, по 25-30 тестовых заданий на тему. Таким образом, 15 тестовых заданий выбираются из 125-150 вопросов, по 3-4 вопроса из каждой темы. Ежегодно 10-15% тестовых заданий модернизируются или обновляются. На выполнение теста студенту дается 25 минут.

Регистрационная информация

В начале сеанса на экране выводится приглашение к работе, в котором указываются фамилия, имя, отчество пользователя и его текущая роль. Далее работа с системой осуществляется в режиме Мастера (Wizard), когда пользователь последовательно проходит несколько шагов, выбирая режимы работы, предоставляемые системой. При этом перемещение по шагам осуществляется с помощью кнопок "Вперед" и "Назад". По кнопке "Помощь" всегда можно получить контекстно-зависимую подсказку. Завершить работу с системой можно по кнопке " Выход".

На первом шаге пользователь должен выбрать один из двух видов работы с системой: аттестация или обучение. В режиме аттестации в базе данных фиксируются результаты выполнения каждого тестового задания.

При работе в любом из режимов пользователю предоставляется список дисциплин, по которым он в данный момент может выполнить задание. Студент-пользователь должен выбрать культурологию и нажать кнопку "Вперед". После этого система выдает список, состоящий из трех тестов. Студенту нужно выбрать один из них и вновь нажать кнопку " Вперед".

Для допуска в режим аттестации пользователю необходимо ввести два ключа. Ключи сообщаются студенту сотрудником ЦДО, организующим аттестацию, они остаются действительными на ограниченное время.

В момент выбора теста в базу данных заносится время начала работы. В режиме аттестации в базе данных фиксируются результаты выполнения каждого тестового задания. Если во время работы возникла сбойная ситуация, то результаты сеанса аннулируются.

Выполнение тестовых заданий

Интерактивное взаимодействие системы с обучаемым осуществляется посредством тест-кадров, которые представляют собой информацию, отображенную на экране в текстовом (а точнее, в гипертекстовом) и/или графическом виде (рисунки, фотографии, художественные иллюстрации).

Тест-кадры могут быть двух типов:

• тестовое задание (вопрос или задача, требующие от обучаемого ответа в той или иной форме);

• информационный кадр (информация, требующая внимательного изучения).

Тестовые задания могут быть представлены в одной из описанных выше форм: закрытой, ограниченной, открытой, на соответствие и проч. При каждом новом предъявлении тестового задания в закрытой форме альтернативные ответы автоматически переставляются случайным образом.

Во время тестирования студенту следует быть максимально внимательным: прочитать вопрос полностью; убедиться в том, что он понят правильно; при открытой форме вопроса набрать ответ и непременно проверить содержательную и орфографическую правильность его написания.

Подведение итогов тестирования

Если обучаемый не готов к ответу на представленное тестовое задание, то можно нажать кнопку "Пропустить", и тестовое задание будет предъявлено повторно после всех тестовых заданий. По окончании сеанса тестирования студенту может предоставляться его результат, где содержится информация о:

• количестве выполненных заданий;

• числе правильных ответов;

• общем времени работы;

• возможной сумме баллов;

• набранной сумме баллов;

• итоговой оценке.

Для получения отличной оценки нужно дать не менее 85% правильных ответов (13 вопросов из 15), хорошей - 70% (11 вопросов), удовлетворительной - 50% (8 вопросов). Неудовлетворительная оценка ставится, если правильных ответов менее 50 % (7 и менее правильных ответов).

Контроль прохождения тестирования

Созданная в СПбГИТМО(ТУ) система дистанционного обучения позволяет осуществлять постоянный контроль прохождения студентами компьютерного тестирования. После завершения каждого его этапа преподаватель получает список группы, в котором указаны следующие данные: фамилия, имя и отчество студента, оценка, дата прохождения теста и время тестирования. Например:

Группа 244 Курс Культурология

К/К Фамилия, имя, отчество Оценк а Дата Время

1. Антонова Татьяна Геннадьевна 4 25.10.2001 13:17:32

2. Боярков Илья Викторович 3 25.10.2001 15:52:36

3. Гордеева Наталья Олеговна 5 06.11.2001 11:19:21

4. Егоров Сергей Анатольевич 3 25.10.2001 15:13:14

5. Жукова Наталья Александровна 4 25.10.2001 14:50:55

6. Загрудный Александр Анатольевич 2 26.10.2001 14:50:57

7. Козлова Арина Сергеевна 4 25.10.2001 13:17:41

8. Кондратьева Ирина Михайловна 4 25.10.2001 13:19:30

9. Кроник Вадим Борисович 4 25.10.2001 15:08:36

10. Кудрявов Станислав Анатольевич 3 25.10.2001 13:16:22

11. Лисина Татьяна Андреевна 3 25.10.2001 13:33:47

12. Мурыгин Андрей Владимирович 3 25.10.2001 15:03:34

13. Тищенко Ирина Владимировна 3 25.10.2001 13:16:41

14. Чудиновских Роман Анатольевич 5 25.10.2001 13:33:41

Тестирование позволяет получить объективную оценку знаний в виде сводных статистических таблиц; в звено "обратной связи" включено протоколирование ответов, что позволяет разрешать конфликтные ситуации и корректировать тестовые задания. Все это рационально организует работу преподавательского корпуса и формирует базу для совершенствования методики обучения в целом.

Определение валидности тестовых заданий

Анализ итогов тестирования позволяет определять адекватность вопросно-ответных структур тестовых заданий и эффективность их применения. Выделяют несколько типов валидности тестов, в том числе содержательную и эмпирическую (критериальную).

Результаты тестирования 2001 г. показывают, что положительные оценки составляют 69%. Суммарный процент положительных оценок 2002 г. составляет 80. Это позволяет сделать вывод о том, что тестовые задания в целом удовлетворяют содержательному типу валидности.

Для определения эмпирической валидности тестовых заданий следует рассмотреть статистику по тест-кадрам в пяти различных модулях курса, которая

отражает процент правильных ответов по каждому тест-кадру. Если количество правильных ответов на данный тест-кадр меньше 30%, то он имеет недостаточную валидность. Причиной этого может служить:

• некорректность постановки вопроса тест-кадра;

• неудобное размещение текста вопроса или иллюстративного материала на экране компьютера;

• недостаточное освещение вопроса на лекции;

• сложность вопроса для данного контингента тестируемых.

Недостаточной валидностью обладают и те вопросы тест-кадров, число правильных ответов на которые превышает 90%. В этом случае происходит быстрое насыщение вопроса, что свидетельствует об его излишней простоте для данной аудитории тестируемых.

Анализ вопросов показал, что авторами наиболее часто используется ограниченная форма тестового задания, предусматривающая выбор обучаемым одного или нескольких правильных ответов из предложенного набора и открытая форма тестового задания, предусматривающая самостоятельную формулировку и ввод целого числа, вещественного числа, текстового выражения. Форма тестового задания на соответствие, предусматривающая установление обучаемым правильного соответствия между элементами двух множеств, употребляется значительно реже. _Таблица 1.

№ темы % правильных ответов Ь Ь% N №/о Б

11 до 30% 2 8 1 4 1 4

11 от 30% до 60% 7 28 3 12 - -

11 от 60% до 90% 2 8 6 24 1 4

11 выше 90% 1 4 1 4 - -

12 до 30% 1 4 2 8 - -

12 от 30% до 60% 3 12 6 24 - -

12 от 60% до 90% 6 24 6 24 - -

12 выше 90% 1 4 - - - -

13 до 30% 1 4 - - - -

13 от 30% до 60% 3 12 11 45 - -

13 от 60% до 90% 3 12 6 25 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 выше 90% - - - - - -

14 до 30% - - - - - -

14 от 30% до 60% 2 8 2 8 1 4

14 от 60% до 90% 13 52 4 16 3 12

14 выше 90% - - - - - -

15 до 30% - - - - - -

15 от 30% до 60% - - 3 12 1 4

15 от 60% до 90% 13 52 8 32 - -

15 выше 90% - - - - - -

Ь - количество тестовых заданий закрытой формы с правильными ответами тестируемых;

Ь% - процентное содержание тестовых заданий закрытой формы с правильными ответами тестируемых в данной тема;

N - количество тестовых заданий открытой формы с правильными ответами тестируемых;

N% - процентное содержание тестовых заданий открытой формы с правильными ответами тестируемых в данной тема;

Б - количество тестовых заданий на соответствие с правильными ответами тестируемых;

Б% - процентное содержание тестовых заданий на соответствие с правильными ответами тестируемых в данной тема.

Таблица 2.

№ темы Б

11 тема 76%

12 тема 84%

13 тема 94%

14 тема 100%

15 тема 100%

Б - суммарный процент тест-кадров с правильными ответами, находящихся в диапазоне от 30% до 90%.

Из табл. 2 видно, что суммарный процент тест-кадров по трем используемым типам вопросов с правильными ответами, находящийся в диапазоне от 30% до 90% превосходит в каждом модуле 70. Это позволяет сделать вывод о достаточной эмпирической валидности каждого из модулей.

Направления работы по совершенствованию системы тестирования

Опираясь на теоретические и методические разработки по созданию и эксплуатации аттестующих тестов по культурологии, с одной стороны, и на результаты педагогического эксперимента по компьютерному тестированию студентов, с другой, можно сформулировать следующие задачи дальнейшей работы:

1. совершенствование параметров подведения итогов тестирования, чтобы они предоставляли преподавателям не только данные о прохождении студентами каждого рубежного теста, но и обобщающую статистику о качестве всех ответов на каждый вопрос; эти данные позволят преподавателям-методистам вести постоянную коррекцию тестовых заданий: исключить или переформулировать неудачные вопросы, отсеивать слишком простые или, наоборот, слишком сложные вопросы, ввести коэффициент сложности при оценке положительного ответа и т.д.;

2. совершенствование вопросно-ответных структур тестовых заданий и обучающих модулей по результатам обратной связи в процессе проведения педагогического эксперимента;

3. совершенствование анализаторов ответов, чтобы исключить возможность введения ответа путем поиска верного варианта из множества подобных, случайной ошибки при ответе и т. д.;

4. использование всех возможных форм тестовых заданий;

5. разработка разных вариантов сценариев тестирования студентов по предлагаемому пакету тестов, которые можно будет использовать для решения различных педагогических задач: рубежной аттестации, итоговой аттестации, выявления остаточных знаний, входного тестирования для определения общекультурного уровня студента, приступающего к изучению культурологии.

Создание конкурентоспособных аттестующих тестов по культурологии является весьма трудоемким, но не конечным, а начальным этапом в работе. Следующее важное направление - усовершенствование технологии фронтального тестирования студентов, которая является неотъемлемой составляющей технологии обучения в целом. В ней должно быть предусмотрено решение следующих учебно-методические задач:

• доступность прохождения аттестации;

• технологичность организации тестирования;

• единство предъявляемых требований;

• своевременное и достаточно полное подведение итогов тестирования;

• гибкость системы организации работы студентов и возможность ее перестройки, адаптации применительно к различным учебным целям (рубежная аттестация, итоговая аттестация, проверка остаточных знаний студентов, входное тестирование и т.п.);

• постоянная работа преподавателей-методистов над анализом и систематизацией итоговых данных как по качеству прохождения студентами аттестации в целом, так и по показателям ответов студентов на каждое конкретное тестовое задание.

Заключение

Проведение педагогических экспериментов по организации компьютерного тестирования и создание на этой основе всесторонне разработанных технологий требует многолетних усилий, постоянного совершенствования и высокого профессионального, методического и технического уровня исполнителей.

Созданная на кафедре культурологии СПбГИТМО(ТУ) технология учебного процесса отвечает всем современным требованиям к образованию. Она сочетает в содержании курса обязательные и элективные разделы культурологического знания; обеспечивает единство требований к студентам; открывает возможности активного применения новых информационных технологий; позволяет студентам проявить творческие способности и раскрыть свою индивидуальность; способствует проявлению у обучаемых интереса к отечественной и зарубежной культуре, помогает им разобраться в сложных культурных процессах современного мира.

Такая организация учебного процесса может быть распространена и на сертификацию знаний в форме экстерната.

Публикация подготовлена при поддержке гранта Министерства образования РФ в НТП "Создание системы открытого образования" № 1.2.1.1.(190).149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.