КУЛЬТУРОЛОГИЯ - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Н.Н. Фомина, З.О. Джалиашвили
В развитии современной культуры на рубеже ХХ-ХХ1 вв. отчетливо проявляется переход к новым способам передачи информации: от печатных, книжных к экранным, информационным технологиям. Как следствие этого, идет активный процесс перехода от «книжной», основанной на передаче информации в печатной форме, к информационной культуре. Это обстоятельство следует воспринимать не просто как факт иного способа передачи информации, применения иных ее носителей, а ее восприятия, осмысления, структурирования, что явно проявляется в способах и предпочтениях формы организации информации, в частности, учебной информации для студентов. Безусловно, это начало процесса. Привычная для нас передача информации пока остается ведущей, но нельзя не считаться с тем, что для части молодежи предпочтительнее иные методические приемы и формы работы. Особенно это касается студентов технического профиля.
Понимание и осмысление этого явления и послужили причиной нашего интереса к современным компьютерным технологиям обучения, повлияли на организацию учебного процесса по курсу культурологии. Информационные технологии стали использоваться как инструмент в учебном процессе в совокупности с традиционными, устоявшимися формами и методами педагогического процесса. Неоднократно нами отмечалось, что компьютер, во-первых, никогда не заменит человека-педагога, учителя, носителя знания и новых идей, во-вторых, компьютер может воспроизвести только то, что в него заложил преподаватель-методист.
Компьютерная техника и компьютерные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в значительной степени стали определять облик и темпы развития науки, культуры и образования, внесли изменения в возможности и характер коммуникаций, стиль общения, способы передачи и сохранения информации. Эти процессы коренным образом сказались и на деятельности высшей школы. Требуют серьезного переосмысления и изменения методики реализации ее основной задачи - передачи информации от обучающего к обучаемому. Современное молодое поколение - дети экранной, виртуальной, информационной культуры. Они лучше воспринимают визуальный ряд, краткое, емкое изложение теоретического материала. Конечно, в первую очередь это касается студентов технических вузов, но и гуманитарии теперь склонны к такому восприятию - от четких, конкретных положений или выводов - к размышлению, а не наоборот, как традиционно мы представляли учебный материал.
Подготовка специалистов в данной области, применение информационных технологий в процессе обучения студентов технических специальностей, организация их самостоятельной работы, учебно-методическая деятельность кафедр и преподавателей со студентами приобрели новую окраску, иное содержание и динамику. Внедрение информационных технологий коренным образом затронуло и преподавание гуманитарных наук. Новые возможности, которые создавались благодаря расширению сферы применения компьютеров в системе образования, ускорили замену устаревших форм и методов обучения современными, адекватно и в полной мере отражающими содержание учебного процесса и потребности его участников. На этой основе, начиная с 90-х годов ХХ в., развивались инновационные процессы, которые включали в себя два основных компонента:
• разработку и применение принципиально новых средств обучения.
• разработку методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса,
Процесс формирования новых технологий обучения включает в себя ряд последовательных этапов, среди которых можно выделить: фундаментальные исследования; прикладные исследования; анализ потребности и спроса среди
преподавателей и студентов; разработка документации, программных и методических средств; обучение пользователей - преподавателей; тиражирование и распространение программных средств [1].
В ходе освоения информационных технологий кафедра культурологии СПбГУ ИТМО прошла все эти этапы. Первоначально была поставлена задача выявить способы адаптации курса культурологии к применению новых информационных сред, т.е. компьютерных технологий, для изучения курса и контроля знаний студентов. Это было вызвано рядом обстоятельств. Среди них - необходимость наиболее эффективно использовать учебные часы, отведенные на изучение курса. Так, на момент создания кафедры (1995 год) их было 72 часа, а с 2001/2002 учебного года - 54 аудиторных часа (34 часа - лекции, 17 часов - семинары в виде авторских лекционно-практических курсов).
Нам хотелось предоставить студентам более широкие возможности в изучении и систематизации своих знаний по теории и истории мировой и отечественной культуры. Для нашего технического университета, как и других вузов данного профиля, культурология - одна из немногих дисциплин, не только позволяющих вовлечь в учебный процесс теоретические проблемы культуры, но и дающих возможность познакомить студентов с художественной культурой и искусством, историей культуры Санкт-Петербурга, его музеями и архитектурным обликом. Безусловно, это направление деятельности преподавателей кафедры оказывает большое воспитательное значение, прививает интерес студентов к высоким духовным ценностям.
Технология учебного процесса кафедры культурологии включает в себя чтение лекционного базового курса, лекцонно-практические занятия на основе авторских курсов и компьютерное фронтальное тестирование, которое обеспечивает проведение в течение семестра трех рубежных аттестаций. Следует отметить еще одну причину интереса кафедры культурологии к применению информационных технологий в учебном процессе. Мы опирались на положительный опыт и традиции, которые были заложены на кафедре всемирной истории нашего университета и совместные работы с Межвузовским центром новых информационных технологий в гуманитарном образовании (МЦНИТГО).
Основные принципы подхода к созданию электронных учебных материалов для контроля знаний студентов: формализация, структурирование и катехизация культурологического знания. Как уже отмечалось, инновационные технологии создаются на перекрестке сочетания практического, экспериментального и научного (прикладного педагогического и фундаментального) методов при организации учебного процесса по курсу культурологии. Рассмотрим некоторые их них.
Фундаментальные исследования проводились научным коллективом кафедры в ходе теоретической разработки проблемы использования новых информационных технологий в процессе участия с 1998 года в научной программе «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России» по проекту «Формализация, структурирование и катехизация культурологического знания», название которого отражает этапы нашей теоретической и научно-методической работы. Следующим этапом в данном направлении стало в 2001 году участие в научно-технической программе Министерства образования Российской Федерации «Создание системы открытого образования» по проекту «Разработка методики и создание на ее основе комплекса аттестующих и обучающих тестов по культурологии для системы дистанционного обучения на основе сетевой Интернет-технологии». В ходе научных исследований были разработаны подходы, которые можно достаточно конструктивно использовать при адаптации гуманитарного знания к специфике его восприятия на основе новых информационных технологий с использованием компьютера. Одним из возможных методов решения подобной задачи является формализация культурологического знания с последующим его представлением в диалоговом режиме - катехизация.
Исследовательский аспект адаптации столь сложного явления, как культура, применительно к изложению в вопросно-ответной форме заключается в выработке
методических приемов, позволяющих при формализации материала избежать его излишней фрагментарности и неполноты, чтобы он в своей совокупности создавал представление о каждом разделе культурологического знания как целостном явлении.
Применение системного похода позволило перевести рассмотрение культурологических проблем на уровень практического использования в образовательной деятельности, а логико-диалоговый метод изложения материала создал предпосылки для использования в обучении новых информационных технологий с моделированием адекватной траектории обучения.
В процессе систематизации и упорядочения материала были выявлены те пласты культурологического знания, которые возможно формализовать, а также некоторые критерии его отбора. Безусловно, далеко не все можно адаптировать к представлению в электронном виде, особенно в тестовом режиме.
Необходимой составляющей научно-методических исследований была работа по усовершенствованию структуры курса культурологии, что потребовало от преподавателей более тщательного отбора лекционного материала и выбора методов его эффективной подачи.
Таким образом, в процессе фундаментальных исследований были выделены три метода или подхода к созданию оригинальной технологии обучения студентов по курсу культурологии: формализация и систематизация культурологического знания и на этой основе катехизация учебного материала, т. е. представление его в диалоговой вопросно-ответной форме. Значительная часть выделенных ранее дидактических единиц была представлена в виде элементарных актов диалога. На этой основе была создана система контрольных заданий для фронтального тестирования студентов по культурологии. Отбор материала для тестовых заданий осуществлялся, как уже отмечалось, в строгом соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и содержанием программы курса «Культурология». Результаты данного исследования были апробированы на научных и научно-практических конференциях и отражены в публикациях научного коллектива. Еще одним важным результатом нашей работы стала подготовка и публикация учебной и учебно-методической литературы [2].
Новые информационные технологии характеризуются средой, в которой они реализуются, и компонентами, которые они содержат, среди которых можно выделить, как минимум, четыре:
• техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач), в данном случае - информационная образовательная среда;
• программная среда (набор программных средств для их реализации); в нашем вузе -система дистанционного обучения СПбГУ ИТМО;
• предметная среда - курс культурологии;
• организационно-методическая среда - разработанные кафедрой методики, памятки, графики, перечень дидактических единиц, программа курса; модули, которые выделяются как самостоятельные, законченные разделы курса и другие информационные материалы.
Основные этапы создания электронных учебно-методических материалов по курсу культурологи. Прикладные исследования и разработка документации, программных и методических средств осуществлялись в процессе создания системы компьютерного рубежного тестирования. Аттестационное тестирование позволяет, с одной стороны, решить проблемы контроля самостоятельной работы студентов в течение семестра, с другой - высвобождает время и силы преподавателя для творческого общения со студентами.
Опыт создания и внедрения в учебный процесс компьютерной аттестации по курсу культурологии и наше сотрудничество с Межвузовским центром новых информационных технологий в гуманитарном образовании (МЦНИТГО) и Центром дистанционного
обучения в СПбГУ ИТМО уже был представлен в ряде публикаций [3], поэтому подробнее остановимся на иных аспектах.
Важным достижением стало создание методики представления трудно формализуемых дисциплин, к которым относятся весь социогуманитарный цикл (история, философия, культурология и др.), в текстовой - обучающей и вопросно-ответной формах в целях контроля знаний и обучения студентов. Она была изложена в ряде материалов, в частности, «Методические и технологические аспекты разработки обучающих и аттестующих программ по культурологи» (29 с.), которая была представлена в качестве научного отчета по гранту в 2001 году.
Преподаватели кафедры постепенно овладели современными методиками, а также навыками эффективного использования технической и программной сред, предоставляемой нам Центром дистанционного обучения. Это позволяет максимально использовать при создании аттестационных и обучающих программ по культурологии богатые возможности, заложенные разработчиками программной среды.
В октябре-декабре 2004/2005 учебного года кафедра в очередной раз проводила фронтальное тестирование студентов второго курса дневного отделения по трем этапам рубежного контроля в учебном процессе по курсу культурологии в системе дистанционного обучения СПбГИТМО в информационных обучающих средах открытого образования. Была усовершенствована система аттестационного тестирования: созданы обучающие тесты для тренировки студентов перед аттестующим тестированием. Они включают в себя условия тестирования, перечень тем, примеры тестовых заданий.
Полученные статистические данные по проведенному педагогическому эксперименту позволяют на основе последующей аналитической работы определять адекватность вопросно-ответных структур тестовых заданий и эффективность их применения.
Предоставляемые Центром дистанционного обучения материалы наглядно демонстрируют динамику и качество ответов студентов по каждому тестовому заданию, как по курсу в целом, так и по каждому из модулей.
Опираясь на выработанные теоретические положения и методические разработки по созданию и эксплуатации аттестующих тестов по трудно формализуемым дисциплинам и результаты педагогического эксперимента по аттестации студентов на основании итогов компьютерного тестирования, можно выделить пути совершенствования нашей работы:
• усовершенствовать параметры подведения итогов тестирования, чтобы они позволяли не только предоставлять преподавателям данные о прохождении студентами каждого рубежного теста, но и обобщающую статистику о качестве всех ответов на каждый вопросов. Эти данные позволят преподавателям-методистам вести постоянную коррекцию тестовых заданий: исключить неудачно построенные вопросы или их переформулировать, отсеивать слишком простые или, наоборот, слишком сложные вопросы, ввести коэффициент сложности при оценке положительного ответа и т.д.;
• постоянно совершенствовать вопросно-ответные структуры тестовых заданий и обучающих модулей по результатам обратной связи в процессе проведения педагогического эксперимента;
• усовершенствовать анализаторы ответов, чтобы исключить возможность введения ответа путем поиска верного варианта из множества подобных, случайной ошибки при ответе и т.д.;
• использовать при составлении тестов все возможные формы тестовых заданий.
• разрабатывать различные варианты сценариев тестирования студентов по предлагаемому пакету тестов, которые можно будет использовать для решения различных педагогических задач: рубежной аттестации, итоговой аттестации, выявления остаточных знаний, входного тестирования для определения общекультурного уровня студента, приступающего к изучению культурологи.
Создание конкурентоспособного учебно-методического материала - в данном случае аттестующих тестов по культурологии - является весьма трудоемким, но не конечным, а начальным этапом в работе. Следующее важное направление - усовершенствование технологии фронтального тестирования студентов, которая является неотъемлемой составляющей технологии обучения в целом. В ней должны быть предусмотрены следующие учебно-методические задачи:
• доступность прохождения аттестации для студентов;
• технологичная организация тестирования;
• единство предъявляемых требований;
• быстрое, достаточно полное по параметрам оценок подведение итогов тестирования, которое позволяет преподавателю своевременно осуществлять контроль освоения курса;
• гибкость системы организации работы студентов и возможность ее перестройки, адаптации для разных учебных целей (рубежная аттестация, итоговая аттестация, проверка остаточных знаний студентов, входное тестирование и т. п.);
• постоянная работа преподавателей-методистов над анализом и систематизацией итоговых данных как по качеству прохождения студентами аттестации, так и показателей ответов студентов на каждое тестовое задание.
Опыт работы по созданию тестовых моделей контроля и усвоения знаний студентами на основе компьютерных технологий (в информационных обучающих средах на основе Интернет-технологий) позволяет сделать следующие выводы.
Подготовка любого материала должна проводиться на комплексной основе и сочетать все вышеозначенные этапы.
Проведение педагогических экспериментов по организации компьютерного тестирования и создания на этой основе всесторонне разработанных технологий требует многолетних усилий, постоянного совершенствования и высокого профессионального, методического и технического уровня исполнителей.
Создание электронного учебно-методического комплекса по культурологи. Опираясь на опыт в области создания аттестующих тестов, преподаватели кафедры создали в 2002-2003 гг. электронный учебно-методический комплекс, который включает: программу курса, конспекты лекций по всем темам курса, глоссарий, словарь персоналий, иллюстративный материал, обучающие тесты, аттестующие тесты, списки учебной литературы, информационные материалы. Учебно-методический комплекс содержит значительный объем материала, который может использоваться студентами в разном сочетании в зависимости от поставленных задач (рис. 1-4).
Многолетний опыт деятельности коллектива по созданию электронных учебно-методических материалов говорит о том, что необходимо постоянно работать над методикой преподавания в следующих направлениях:
• структурирование материала курса;
• совершенствование планов лекций;
• тщательный отбор учебного материала;
• выработка единых позиций при чтении курса;
• овладение навыками представления материала в формализованном вопросно-ответном виде;
• выработка методики постановки вопросов для компьютерного тестирования;
• возможность обратной связи при анализе динамики ответов студентов на конкретные вопросы и корректировка тестов.
£айл Правка Вид Избранное Сервис Справка -■Назад - ^ - ® й | йПоиск 1ИИзбранное
Адрес: ИНр:/Л^е.11то.1и:8080Л«у|^^ 3 ^Парахвд
С^с Система Дистанционного Обучения Гость: Дударенко Наталия Александровна
Обучение и аттестация
■ Отладка
■ Электроника и микропроцессорная техника
■ Культурология
■ 3 семестр
■ Высшая математика (III семестр)
■ Векторная алгебра
■ Информатика
■ Физика
■ Когерентная и нелинейная оптика
■ Дискретная математика
■ Теория вероятностей и математическая статистика
■ Проектирование оптико-электронных приборов
■ Учебный план Сетевое общение Мониторинг Администрирование
Выход
Содержание электронного курса
■ Теория культуры
■ История культурологической мысли
■ Первобытная культура
■ Культура древних цивилизаций
■ Культура античного мира
■ Арабо-мусульманский тип культуры
■ Культура западноевропейского средневековья
■ Культура русского Средневековья
■ Конспект
■ Основные термины и определения
■ Основные деятели
■ Культура эпохи Возрождения
■ Западноевропейская культура Нового времени ХУН-ХУШ в,
■ Западно-европейская культура XIX в,
■ Культура России в XVIII - XIX вв,
■ Конспект
■ Основные термины и определения
■ Основные деятели
■ Информационные ресурсы
■ Документ. Повесть временных лет
■ Документ. Сказание о Борисе и Глебе
■ Документ. Моление Даниила Заточника
■ Документ. Поучение Владимира Мономаха
■ Документ. Слово о погибели Земли Русской
■ Документ. Повесть о разорении Рязани Батыем
■ Документ. Слово о полку Игореве
■ Документ. Берестяные грамоты
■ Документ. Былины
■ Рекурсивные сказки
■ Литература
ппг
Рис. 1. Учебно-методический комплекс
Рис. 2. Конспект
Рис. 3. Организация ссылок
Adobe Photoshop
Редактирование Изображение Слой Быдепение Фильтр Вид Окно Помощь
'3 СДО I/ Конспект / Икона на Руси MiciosofI Internet Exploiei предоставлен:
Адрес: Hg) http://cde.itmo.rti:808С1Лег vlet/distributedCDЕ /distributedCD Е ?R ule=T В_5 НQ WPAGE &T EXT В 0 0 Kl D =2031 &U NITJ D=31323&LE VELJD=distributedCDE ?R ule=T B_S Hj^J ¿¿Переход
d]_C * | * I Уровень: [On'
Искать: Г"
в В ключевых словах
~BS
Архитектура
Архитектура древнерусская 13 - 16 вв.
Архитектура русская XVII в, Берестяные грамоты Библиотеки на Руси Былины Былички
Великие Четьи-Минеи Владимиро-суздальская архитектурная школа Волхвы (кудесники) Восточные славяне (расселение; этногенез) Грех
Двоеверие
Двунадесятые праздники
Деисус
Домострой
Духовенство
Духовность
Евразийство
Живопись
Живопись монументальная на Руси
Жилище на Руси
Жития
Загадка
Заговор
Заклинание
Западничество
Збручский идол
Икона на Руси
Иконопись на Руси
ы_
Икона на Руси - (от греч. е1коп - изображение, образ) - в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, Икона рассматривается церковью не как тождественное изображение божества, но как cимвoлJ таинственно с ним связанный, а потому дающий духовное приобщение к "оригиналу", Вследствии этого иконопись обладает своим особым живописным языком, иконопись приобрела чрезвычайно важное значение в системе православного культа, В Византии к XI - XII вв, сформировался т.н. иконописный канон (от греч, капоп - норма, правило) - совокупность правил и норм, регламентировавших творчество живописца. В каноне закреплялись те особенности иконописных изображений, которые отделяли "горний" (божественный) мир от мира "дольнего" (земного). Условность письма должна была подчеркнуть в й облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность, Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными; использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива) и
||сь любое явление, вырванное из
3 СДО И Hint / Кадр - Microsoft Internet Explorer предоставлен: e-Gloryon BED
iec: http: yVcde. ilmo. ru: SÜBfVservlet/distributedCD E ¿distributedCD E П ереход
Система Дистанционного Обучения
Иконопись на Руси. Первые иконы "греческого письма" появились на Руси с принятием христианства. Однако в XI в. с греками уже работали местные мастера, рождались иконописные русские школы: новгородская; псковская; владимиро-суздальская, тверская, московская и т.д. Своеобразие русских икон проявилось в несколько иной трактовке образов, понимании цвета, отражении реальных исторических событий, создании пантеона русских национальных святых.
Подробнее,,,
ый от звмли и ее физических законов. В 1И они были покрыты тончайшей паутиной ественный свет. Все изображение на Царстве Вожием их нет. Сверху е основы иконы были определены на VII Что слово сообщает через слух, то ь по человеческому виду потому, что переход из мира дольнего в мир горний эцающий И. человек; находящийся в к-ром сосредоточен основной сюжет И. и т.д.), открывал за этим изображением (ипа обратной (перевернутой) |ужит зрительным подтверждением амой (как языческому фетишу, почитания; без него икона "дерево
(!Ёт Местная интрасеть
¡Цг Местная интрасеть
]l_ECT3.D...| gCflD^... | Adobe Р... | ^Г] СДР И... | СДО /... iSDW&Ejjji
_J Готово
яп»с.| I & а © Si
а]Система.. ||{P\}-Fai | g|(U VI
Рис. 4. Глоссарий
Активное использование информационных технологий создает новые возможности для динамичного совершенствования учебного процесса по гуманитарным дисциплинам. Среди возможных сфер их применения следует отметить:
• компьютерные аттестующие и обучающие тесты;
• обучающие тесты - программы, которые позволяют моделировать диалог студента и преподавателя. В этом случае материал выглядит следующим образом: информация -вопрос - ответ - реакция преподавателя на правильный или неправильный ответ -очередной вопрос;
• создание электронных версий учебников и учебных пособий;
• использование технических знаний студентов для создания электронных версий творческих работ по культурологии;
• применение компьютерных технологий при чтении лекций, сопровождаемых презентациями;
• общение со студентами в дистанционном режиме (электронная почта, Интернет) в процессе их самостоятельной работы.
Это перечисление можно продолжить, однако проблема состоит не в том, чтобы найти еще более оригинальное применение информационных технологий в процессе изучения культурологии или иной гуманитарной дисциплины. Главное - изменить психологию преподавателя и студента, создать условия для обмена информацией, научить студентов и освоить самим основные принципы использования новых технологий, сделать информационные технологии своим помощником в освоении и создании современных методов обучения специалистов.
Литература
1. Подробнее см.: Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 36.
2. Основы теории и истории культуры. Терминологический словарь-справочник. - СПб, Ч.1, 1997; ч.2, 1998; Культурология: учебные программы, контрольные вопросы, планы семинарских занятий. СПб, 2002; Филичева Н.В. Художественные стили Западной Европы и России. СПб, 2001. (Пособие сопровождается СБ, иллюстрирующим текст пособия); Борисов О.С. и Свечникова Н.О. Культура древного мира. СПб, 2002; Культурология в конспективном изложении. СПб, 2003.
3. Фомина Н.Н., Джалиашвили З.О., Борисов О.С., Свечникова Н.О., Толстикова И.И., Филичева Н.В., Деньгинова И.Г. Дидактическое построение культурологического знания в контексте информационных технологий. // Научно-технический вестник. Вып.8. Проблемы гуманитарных дисциплин. СПб.:
СПб ГИТМО (ТУ), 2003. С. 160-173.