Научная статья на тему 'Технология фронтального тестирования студентов по трудно формализуемым дисциплинам (на примере культурологии)'

Технология фронтального тестирования студентов по трудно формализуемым дисциплинам (на примере культурологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Наталья Николаевна, Деньгинова Ирина Гурьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология фронтального тестирования студентов по трудно формализуемым дисциплинам (на примере культурологии)»

ТЕХНОЛОГИЯ ФРОНТАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ТРУДНО ФОРМАЛИЗУЕМЫМ ДИСЦИПЛИНАМ (НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ) Н.Н. Фомина, И.Г. Деньгинова

Понятия "технология", "технология обучения", "новые информационные технологии" применительно к системе образования, особенно высшего, получили широкое распространение в 90-е гг. Это вызвано рядом причин, среди которых следует назвать необходимость замены устаревших форм и методов обучения современными, адекватно отражающими содержание учебного процесса, потребности его участников и новые возможности, которые создавались благодаря расширению сферы применения компьютеров в системе образования. Инновационные процессы включали в себя разработку методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, разработку и применение принципиально новых средств обучения.

Успех применение новых технологий в обучении (образовании), как и в иной сфере, зависит от грамотного подхода к их внедрению. В этом процессе можно выделить несколько стадий или подготовительных этапов: определение целей их применения, содержания обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса и т.п.

Таким образом, технология обучения предполагает управление процессом обучения, что включает в себя две взаимосвязанных составляющих: организация деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.

Формирование новых технологий обучения - достаточно сложный процесс. Он включает в себя ряд последовательных этапов, каждый из которых имеет свою значимость. Среди них можно выделить:

• фундаментальные исследования (определение возможностей, научные разработки и

др.);

• прикладные исследования (эффективность, оценка последствий);

• анализ потребности и спроса среди преподавателей и студентов;

• разработка документации, программных и методических средств;

• обучение пользователей (преподавателей);

• тиражирование и распространение программных средств. (Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России, 1994, № 2, с.36).

Эти этапы были пройдены кафедрой культурологии СПб ГИТМО (ТУ) при создании системы аттестующих и обучающих тестов и фронтального рубежного тестирования студентов по курсу культурологии для контроля качества освоения учебного материала.

Первоначально была поставлена задача - выявить (определить) способы адаптации курса культурологии к применению новых информационных сред - т.е. компьютерных технологий для изучения курса и контроля знаний студентов. Это было вызвано рядом обстоятельств, в первую очередь необходимостью наиболее эффективно использовать учебные часы, отведенные на изучение культурологии. В момент создания кафедры (1995 г.) их было 72 часа, в 2001/2002 учебном году - 54 часа.

Нам хотелось предоставить студентам более широкие возможности в изучении и систематизации своих знаний по теории и истории мировой и отечественной культуры. В гуманитарных вузах наряду с культурологией читается значительное число курсов, освещающих данные проблемы. Для нашего технического университета, как и других вузов данного профиля, культурология - единственная дисциплина, позволяющая вовлечь в учебный процесс не только теоретические проблемы, но и материал

художественной культуры и искусства, что, безусловно, имеет большое воспитательное значение, прививает интерес студентов к высоким духовным ценностям.

На кафедре постепенно был сформирован учебно-методический комплекс, на основе которого разработана оригинальная технология обучения. Он включает в себя три компоненты. Первой из них является систематизированный лекционный курс "Основы теории и истории культуры" (34 часа), который читается по программе, разработанной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по культурологии. Программа была переработана в 2000\01 учебном году в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Этот лекционный курс поддерживается Интернет-технологиями и контролируется поэтапным компьютерным тестированием. Он обеспечен рядом учебно-методических изданий преподавателей кафедры:

• Основы теории и истории культуры. Терминологический словарь - справочник. Ч.1. СПб, ГИТМО, 1997; Ч.2. СПб., ГИТМО, 1998.

• Н.В. Филичева. Художественные стили Западной Европы и России. СПб: СПбГИТМО, 2001.

В настоящее время ведется подготовка к переизданию словаря и лекций по основным проблемам курса. Данные пособия соответствуют в содержательном плане программе и лекционному курсу и тестовым заданиям для аттестации студентов.

Вторая часть курса культурологии представляет собой лекционно-практические элективные курсы (5-7 тематически разнообразных 17-часовых авторских курсов), которые позволяют вовлекать студентов в процесс обсуждения избранных ими тем, подготовку докладов, творческих работ, посещения музеев, экскурсий и т.п., что частично решает проблему потребности самовыражения студента. Не скроем, еще одним "методическим" подкреплением является сам Петербург, его историко-культурные ценности.

Третей компонентой курса является компьютерное рубежное тестирование, которое постепенно стало равноценной (наряду с лекциями, семинарами, учебно-методическим обеспечением) составляющей данного учебно-методического комплекса. Аттестационное тестирование позволяет, с одной стороны, решить проблемы контроля самостоятельной работы студентов в течение семестра, с другой - высвобождает время и силы преподавателя для творческого общения со студентами. Это особенно важно в условиях постоянного роста численности учащихся: в 2000\01 учебном году на втором курсе (культурология изучается в СПбГИТМО в третьем семестре) студентов бюджетной и контрактной форм обучения было 950, в 2001\02 - 1200.

Данная технология преподавания курса культурологии начала формироваться с 1995\96 учебного года - даты основания кафедры. За это время в области разработки и внедрения новых информационных технологий в гуманитарное знание и разработки тестовых заданий для рубежной аттестации студентов кафедра прошла рад этапов.

Вначале была сформирована система тестовых заданий, которая применялась в так называемой "бумажной технологии", а затем с успехом была использована и в современных информационных средах. В 1996 году она была адаптирована к диалоговой автоматизированной системе КАТЕХИЗИС - локальной университетской сети, созданной совместными усилиями гуманитарного факультета и Межвузовского центра новых информационных технологий в гуманитарном образовании (МЦНИТГО), работающего на базе нашего университета. Эта система тестовых заданий в течение ряда лет проходила апробацию в дисплейном классе гуманитарного факультета СПб ГИТМО (ТУ), где осуществлялось фронтальное тестирование всех студентов дневного отделения (более 900 человек), изучающих культурологию.

На следующем этапе кафедра приступила к теоретической разработке проблемы использования новых информационных технологий, под которыми, как правило,

понимаются технологии, основанные на применении компьютеров для обучения и контроля знаний студентов в гуманитарном образовании, в частности, создания аттестационных тестов для трудно формализуемых дисциплин, каковой и является культурология. Определенным стимулом в работе стало участие коллектива кафедры с 1998 года в научной программе "Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России" по проекту " Формализация, структурирование и катехизация культурологического знания", название которого отражает этапы нашей теоретической и научно-методической работы.

В ходе научных исследований были разработаны подходы, которые можно достаточно конструктивно использовать при попытке адаптации гуманитарного знания к специфике его восприятия на основе новых информационных технологий с использованием компьютера. Одним из возможных методов решения подобной задачи является формализация культурологического знания с последующим его представлением в диалоговом режиме. Работа осуществляется на основе единства культурологического, философского, системно-структурного и логического научных подходов.

Исследовательский аспект адаптации столь сложного явления, как культура, в формализованном виде заключается в выработке методических приемов, позволяющих при формализации материала избежать его излишней фрагментарности и неполноты, чтобы он в своей совокупности создавал представление о каждом разделе культурологического знания как целостном явлении.

Применение системного похода позволило перевести рассмотрение культурологических проблем на уровень практического применения в образовательной деятельности, а логико-диалоговый метод изложения материала создал предпосылки для использования в обучении новых информационных технологий.

В процессе систематизации и упорядочения материала были выявлены те пласты культурологического знания, которые возможно формализовать, а также некоторые критерии его отбора.

Представляется, что формализация гуманитарного, в данном случае культурологического знания предполагает упрощение сложных, противоречивых, многофакторных процессов, явлений, понятий и сведение их к более простым, однозначным, конкретным, фактографическим. В процессе решения этой проблемы нами в каждом разделе культурологии, являющемся частью единой структуры, были выделены подразделы и составляющие их элементы учебной дисциплины, которые отвечают следующим требованиям:

• отражают типические черты процесса, явления или понятия;

• не являются внутренне противоречивыми;

• не имеют принципиально различных толкований в рамках единого подхода к культурологии;

• дают в своей совокупности цельное представление об определяющих элементах культуры, конкретных исторических этапах культурного развития, направлениях культурологической мысли, художественных стилях и т.д.

Необходимой составляющей научно-методических исследований была работа по усовершенствованию структуры курса культурологии, а впоследствии - и включения в него новых разделов (культура Древнего мира, культура мусульманского мира), что потребовало от преподавателей более тщательного отбора лекционного материал и выбора методов его эффективной подачи.

Таким образом, в процессе фундаментальных исследований были выделены три метода или подхода создания оригинальной технологии обучения студентов по курсу культурологии: формализация и систематизация культурологического знания, а на этой основе - катехизация учебного материала, т. е. представление его в диалоговой,

вопросно-ответной форме. Значительная часть выделенных ранее дидактических единиц была представлена в виде элементарного акта диалога, т. е. вопросно-ответной ситуации. На этой основе была создана система контрольных заданий для фронтального тестирования студентов по культурологии. Отбор материала для тестовых заданий осуществлялся, как уже отмечалось, в строгом соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и содержанием программы курса "Основы теории и истории культуры".

Новые информационные технологии характеризуются средой, в которой она осуществляется, и компонентами, которые она содержит. Как считает А.Я. Савельев, среди них можно выделить как минимум четыре:

1. техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач); в данном случае - информационная образовательная среда;

2. программная среда (набор программных средств для их реализации); в нашем вузе -система дистанционного обучения СПб ГИТМО (ТУ);

3. предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания) - курс культурологии;

4. методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.) - разработанные кафедрой методики, памятки, графики, перечень дидактических единиц, программа курса; модули, которые выделяются как самостоятельные, законченные разделы курса, и другие информационные материалы. (См.: Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России, 1994, № 2, с.34-35)

При составлении тестов были неукоснительно выдержаны логические и дидактические принципы катехизации учебного материала, такие как корректность, ясность и точность постановки вопросов; информационно-содержательная адекватность вопроса и ответа в рамках элементарного диалогового акта; тематическая преемственность тестовых заданий, отражающая структуру учебного курса. Содержание тестов равномерно и достаточно полно охватывает все основные разделы и темы дисциплины. Тестовые задания были сгруппированы по трем этапам рубежного контроля. Каждый из этапов включил в себя 75 вопросов, распределенных по 5 вариантам, по 15 вопросов в каждом. Общее количество тестовых заданий - 225. Материал лекционного курса "Основы теории и истории культуры" равномерно распределен от первого до третьего теста в соответствии с графиком чтения учебных лекций. Для проведения тестирования был использован тип сценария "вариант", предусматривающий жесткое закрепление вопросов каждого варианта в пределах одного рубежного тестирования.

При разработке тестовых заданий были использованы все возможные формы подачи материала: закрытая форма вопроса, открытая, на сопоставление, на упорядочение, альтернативный ответ (да, нет), вопросы на узнавание иллюстративного материала, один из вариантов открытой формы вопроса - необходимость завершить начатую фразу, определение, название произведения. Подробный анализ методики создания тестовых заданий, их адаптация к применению в информационных средах, формирование анализаторов ответов и т.п. является предметом специального рассмотрения и в данном случае не предполагается.

Проведение компьютерного тестирования позволило решить одну из важнейших учебно-методических задач в условиях сокращения числа аудиторных занятий и постоянного увеличения численности студентов - дало возможность в определенной степени управлять самостоятельной работой студентов по освоению курса культурологии. Одновременно создание тестовой модели рубежной аттестации студентов потребовало от преподавателей сосредоточить свои усилия в области тщательной проработки и структурирования лекционного материала, поиска

корректных формулировок вопросов и возможных вариантов ответов студентов. Положительным результатом этой многолетней деятельности стало повышение педагогического мастерства преподавательского состава и активизация научной работы. Результаты проведенного педагогического эксперимента были использованы на последующих этапах работы для совершенствования вопросно-ответных структур компьютерного анализатора и разработки нового поколения тестов. Она подготовила учебно-методическую базу для применения дистанционного обучения в курсе культурологии.

Дистанционное обучение является важным элементом системы образования. Оно определяется как совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемому основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, предоставление возможности самостоятельной работы, а также оценку полученных знаний и навыков. Инструментальные средства современных информационных технологий существенно расширяют возможности дистанционного обучения и контроля знаний и, как следствие, позволяют обеспечить учебный процесс оперативной обратной связью. Модульный принцип, положенный в основу программ дистанционного обучения, создает возможность наиболее полного отображения предметной области в каждом отдельном курсе-модуле, а рациональный подбор курсов-модулей позволит адаптировать учебные программы к индивидуальным интересам каждого учащегося, что закладывает основы для создания элективных траекторий обучения.

В дальнейшем усилия разработчиков были сфокусированы на создании сценариев аттестующих тестов и обучающих программ с применением информационных, пояснительных, иллюстративных и рекомендательных материалов в гипертекстовом режиме. Реализация этой задачи связана с открытием в СПб ГИТМО (ТУ) Целевой комплексной программы "Развитие дистанционного обучения в ИТМО (ЦКП ДО)" (1998-1999), на основе которой была создан Центр дистанционного обучения. Коллектив кафедры на конкурсной основе принял в ней участие.

Созданные аттестующие тесты и подготовительные материалы по обучающим тестам должны были отвечать двум основным требованиям: в содержательном плане соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта по культурологии, а в техническом - техническому заданию системы дистанционного обучения ИТМО - сетевой Интернет-технологии. Ее возможности позволяют актуализировать эффективность избранной методики подбора материала на основе оценки результатов экспериментального тестирования и анализа остаточных знаний студентов, а также создают условия для предоставления образовательных услуг вне зависимости от месторасположения потребителя (студента или преподавателя).

Участие коллектива кафедры в ЦКП ДО нашего университета позволило поднять теоретический, методический и технический уровень наших разработок. Аттестующие тесты для контроля знаний студентов по культурологии, как и в предыдущем случае, были организованы на основе типового сценария "вариант". Однако благодаря возможностям программного обеспечения было создано новое поколение тестовых заданий с использованием иллюстративных материалов, что чрезвычайно важно для курса культурологии. Аттестующие тесты были сгруппированные в три пакета для рубежного тестирования.

Применение системы дистанционного обучения в форме контроля над качеством усвоения студентами знаний позволило решить целый ряд научных, научно-методических и учебных задач:

• расширило возможности преподавателей по управлению самостоятельной работой студентов по освоению теоретического курса культурологии;

• повысило мотивацию студентов при посещении лекций, поскольку лекционный материал и методические рекомендации, данные на лекциях, являются содержательной основой при составлении тестовых заданий;

• включение в учебный процесс требования своевременно проходить рубежное аттестационное тестирование поставило студентов перед необходимостью систематически работать над курсом;

• компьютерное тестирование дало более объективное основание для оценки работы студентов;

• использование новых информационных технологий при изучении культурологии в техническом вузе повысило ее престиж у студентов, дало им возможность работать в привычной для них технической среде;

• использование компьютерных технологий для контроля знаний студентов дало преподавателям возможность получения оперативной информации об уровне усвоения учебного материала каждым конкретным студентом и всей группой и на этой основе - корректировки учебно-методической работы;

• анализ итогов тестирования представит еще один критерий теоретического и методического уровня чтения лекций, полноты и доступности изложения материала, направления дальнейшей работы преподавателей над курсом, поможет выявить сложные для понимания студентов проблемы и т. п.

Достаточно успешные результаты проведенного педагогического эксперимента позволили авторскому коллективу кафедры в 2001 г. принять участие в научно-технической программе Министерства образования Российской Федерации "Создание системы открытого образования" по проекту "Разработка методики и создание на ее основе комплекса аттестующих и обучающих тестов по культурологии для системы дистанционного обучения на основе сетевой Интернет-технологии".

Культурология как учебная дисциплина нашла достойное место в системе гуманитарного, социально-экономического образования в высшей школе. Возможность ее представления на основе электронных средств поддержки обучения позволяет обеспечить высокий уровень визуализации материала, подкрепления теоретических положений аудио- и видеоиллюстрациями (живопись, архитектура, скульптура, портреты персоналий, музыкальные фрагменты и т.д.).

Очередным этапом в совершенствовании предлагаемой технологии обучения стало создание пакета аттестующих тестов по культурологии, охватывающих все основные разделы и темы курса и дидактические единицы, определенные в требованиях государственного образовательного стандарта второго поколения.

Предстоит полностью переработать аттестующие тесты, созданные по типу сценария "вариант", и перейти к типу сценария "группа" и одновременно значительно увеличить количество тестовых заданий в целом. Первый тип сценария - "вариант" -был составлен исходя из графика и программы чтения курса культурологии в нашем университете. Сценарий "группа" предполагает разбивку всего курса на самостоятельные модули (разделы курса), включающие в себя неограниченное количество вопросов, которые можно перемещать, наращивать, усложнять, дополнять в зависимости от поставленной учебной задачи. Задача преподавателя-методиста -определить, сколько вопросов данного раздела должно быть включено в каждый вариант, предлагаемый студенту для проверки его знаний. Аттестующие тесты, задания которых организованы по типу "группа", позволят быстро пополнять и изменять тестовые задания, группировать их в соответствии с задачами любого курса, адаптировать для применения в разных вузах, имеющих выход в сеть Интернет и договорные отношения с СПб ГИТМО (ТУ) - разработчика оригинальной сетевой Интернет - технологии.

Опираясь на выработанные теоретические положения и методические разработки по созданию и эксплуатации аттестующих тестов по трудно формализуемым дисциплинам, одной из которых и является культурология, и результаты педагогического эксперимента по аттестации студентов на основании итогов компьютерного тестирования, можно предложить следующие подходы к решению поставленных задач.

Следует усовершенствовать параметры подведения итогов тестирования, чтобы они позволяли предоставлять преподавателям не только данные о прохождении студентами каждого рубежного теста, но и обобщающую статистику о качестве всех ответов на каждый вопрос. Эти данные позволят преподавателям-методистам вести постоянную коррекцию тестовых заданий: исключить неудачно построенные вопросы или их переформулировать, отсеивать слишком простые или, наоборот, слишком сложные вопросы, ввести коэффициент сложности при оценке положительного ответа и т.д.

Постоянно работать над совершенствованием вопросно-ответной структур тестовых заданий и обучающих модулей по результатам обратной связи в процессе проведения педагогического эксперимента.

Усовершенствовать анализаторы ответов, чтобы исключить возможность введения ответа путем поиска верного варианта из множества подобных, случайной ошибки при ответе и т. д.

Использовать при составлении все возможные формы тестовых заданий.

Разработать различные варианты сценариев тестирования студентов по предлагаемому пакету тестов, которые можно будет использовать для решения различных педагогических задач: рубежной аттестации, итоговой аттестации, выявления остаточных знаний, входного тестирования для определения общекультурного уровня студента, приступающего к изучению культурологии.

Таким образом, в процессе работы над созданием учебно-методического комплекса на основе новых технологий обучения, важной составляющей которого стало использование информационных обучающих сред, были последовательно пройдены все необходимые этапы.

Проведены фундаментальные исследования по выработке принципов (подходов) адаптации культурологического знания к новым информационных технологиям.

Созданы методики представления трудно формализуемых дисциплин (социогуманитарный цикл - история, философия и др.), к которым относится и культурология, в текстовой и вопросно-ответной формах в целях контроля знаний и обучения студентов. В рамках работы по программе Минобразования РФ "Создание системы открытого образования" создана методическая разработка "Методические и технологические аспекты разработки обучающих и аттестующих программ по культурологии" (29 с.)

Преподаватели кафедры постепенно овладели предлагаемыми методиками, а также навыками эффективного использования технической и программной сред, предоставляемой нам центром дистанционного обучения. Это позволяет максимально использовать при создании аттестационных и обучающих программ по культурологии богатые возможности, заложенные разработчиками программной среды.

В октябре-декабре 2001/2002 учебного года кафедра проводит педагогический эксперимент по фронтальному тестированию студентов второго курса дневного отделения СПб ГИТМО (ТУ) (более 1100 человек) по пилотному варианту аттестующих тестов по культурологии в учебном процессе в курсе культурологии в системе дистанционного обучения СПб ГИТМО (ТУ) в информационных обучающих средах открытого образования.

Полученные статистических данные по первому этапу педагогического эксперимента позволяют на основе последующей аналитической работы определять

адекватность вопросно-ответных структур тестовых заданий и эффективность их применения.

Предоставляемые Центром дистанционного обучения материалы наглядно демонстрируют динамику и качество ответов студентов по каждому тестовому заданию и в целом по каждому модулю.

По статистическим данным, которые предоставляет центр ДО в виде таблицы, хорошо просматривается, как аттестующиеся отвечают на каждый тест-кадр предлагаемого теста, что позволяет оценивать каждое тестовое задание. Если число правильных ответов по конкретному тестовому заданию не превосходит 30 %, то это говорит о том, что данный вопрос некорректно сформулирован или недостаточно полно освещен в лекциях и требует дальнейшей разработки. Ситуация, когда число правильных ответов на вопрос превосходит 90 %, также требует дальнейшего анализа, т. к. в этом случае вопрос слишком однозначен. В наиболее удачно разработанном сценарии количество верных ответов может варьироваться от 30 до 90 %, что указывает на хорошее усвоение материала и удачную постановку вопросов. Перед кафедрой стоит задача сформулировать критерии оценки качества тестовых заданий.

Создание конкурентоспособного учебно-методического материала, в данном случае - аттестующих тестов по культурологии, является весьма трудоемким, но не конечным, а начальным этапом в работе. Следующее важное направление -усовершенствование технологии фронтального тестирования студентов, которая является неотъемлемой составляющей технологии обучения в целом. В ней должны быть предусмотрены следующие учебно-методические задачи:

• доступность прохождения аттестации для студентов,

• технологичная организации тестирования;

• единство предъявляемых требований;

• быстрое и достаточно полное по параметрам оценок подведение итогов тестирования, которое позволяет преподавателю своевременно осуществлять контроль за освоением курса;

• гибкость системы организации работы студентов и возможность ее перестройки, адаптации для разных учебных целей (рубежная аттестация, итоговая аттестация, проверка остаточных знаний студентов, входное тестирование и т. п.);

• постоянная работа преподавателей-методистов над анализом и систематизацией итоговых данных как по качеству прохождения студентами аттестации, так и по показателям ответов студентов на каждое тестовое задание.

Опыт работы по созданию тестовых моделей контроля и усвоения знаний студентами на основе компьютерных технологий (в информационных обучающих средах на основе Интернет-технологий) позволяет сделать следующие выводы. Подготовка любого материала должна проводиться на комплексной основе и сочетать все вышеобозначенные этапы. Проведение педагогических экспериментов по организации компьютерного тестирования и создание на этой основе всесторонне разработанных технологий требует многолетних усилий, постоянного совершенствования и высокого профессионального, методического и технического уровня исполнителей.

Статья подготовлена при поддержке гранта Минобразования РФ по научно-технической программе "Создание системы открытого образования" по проекту "Разработка методики и создание на ее основе комплекса аттестующих и обучающих тестов по культурологии для системы дистанционного обучения на основе сетевой Интернет - технологии", код проекта:_1.2.1.1.(190). 149.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ PALM-КОМПЬЮТЕРОВ

С.А. Волков, А.П. Мельничук

С 1999 г. образцы измерительных материалов Центра тестирования Министерства образования РФ размещаются в сети Интернет на сайте самого Центра, а также в общероссийской университетской сети RUNNET (rostest.runnet.ru). Недостатком такой on-line подготовки к зачетному тестированию, в первую очередь, является высокая стоимость продолжительной работы в сети Интернет и привязка учащегося по месту и времени к сетевому персональному компьютеру. Анализ итогов интернет-тестирования привел к идее использования для подготовки к централизованному тестированию, а затем и к ЕГЭ, автономного устройства, которое могло бы оперативно обслуживаться через специализированный Интернет - сайт.

С другой стороны, в последние два года бурно развивается рынок карманных или так называемых "наладонных" компьютеров серии Palm Pilot, розничная стоимость которых на сегодня может составлять 100-120 у.е. (простейшие черно-белые модели). Они обладают такими возможностями, как отображение полутоновой графической информации (ЖК-дисплей), связь с РС через COM или ИК-порт, система распознавания рукописного ввода, а также достаточным объемом памяти (2-8 Мб). Разработка специализированных программ и баз данных для Palm-компьютеров является на сегодня одним из наиболее динамичных секторов разработки программного обеспечения.

Исходя из этого, было решено создать контрольно-тестирующий комплекс (КТК) на базе ПК Palm и централизованного сервера с набором КИМов, списками учащихся и электронным журналом. Сервер должен обеспечить централизованное пополнение банков КИМов, хранящихся на ПК Palm, обеспечивать их проверку, поддержку электронного журнала (страницы которого должны иметь печатный вариант) и ведение статистических данных. Учащиеся должны тестироваться на автономных устройствах, пригодных для использования в неподготовленных помещениях. В качестве такого устройства выступает ПК Palm. Обмен данными между ПК Palm и централизованным сервером должен быть краткосрочным, при этом соединение с сервером требуется только в момент обмена данными между сервером и ПК, используемым для синхронизации с ПК Palm - Клиентом.

Головной частью КТК является централизованный сервер palm.ifmo.ru. На нем размещаются списки учащихся по группам, база данных КИМов, результаты тестирования. Результаты тестирования можно просмотреть через электронный журнал, имеющий версию, предназначенную для вывода на печать. По окончании тестирования по одному или нескольким наборам КИМов может быть сгенерировано несколько сводных таблиц со статистически обработанными результатами.

Сервер предназначен для работы с ним преподавателя или оператора тестирующего комплекса, в связи с чем доступ к нему ограничен встроенной системой безопасности. Для предотвращения взлома тестовых баз на ПК Palm с целью получения набора правильных ответов тесты на ПК Palm передаются без ответов, а проверка задний осуществляется непосредственно на сервере, закрытом от несанкционированного доступа.

Связь ПК Palm с сервером осуществляется через специальный ПК - Клиент. Он связывается с сервером посредством http запросов и с помощью разработанного клиентского ПО получает данные с сервера и отсылает обратно результаты тестирования.

ПК - Клиент может обслуживать достаточно большое количество ПК Palm. Таким образом, тестирование проходит по следующей схеме (рис. 1).

1. Оператор КТК заходит на сервер и выбирает учащихся подлежащих тестированию.

2. С помощью клиентского ПО оператор загружает выбранный список на ПК -Клиент.

3. Оператор производит загрузку набора ПК Palm для выбранного списка учащихся (около 20 - 30 секунд на каждый ПК Palm).

4. Далее идет тестирование учащихся. Каждый учащийся получает свой именной ПК Palm, и только он может пройти тестирование на данном ПК Palm, данные об этом сохраняются на ПК - Клиенте, и всегда есть возможность узнать, какой учащийся тестировался на определенном ПК Palm в заданный момент времени.

5. По окончании тестирования оператор собирает ПК Palm и сбрасывает результаты сначала на ПК - Клиент, а затем и на сервер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Если это необходимо, то оператор может распечатать и выдать учащимся или преподавателю результаты тестирования группы.

Процесс сброса результатов тестирования группы из 20 человек с распечаткой списка группы с результатами требует около 10 минут. Кроме того, возможен просмотр и распечатка подробных результатов по каждому вопросу для каждого учащегося.

Кроме режима тестирования, нами реализован и режим обучения, в котором ПК Palm может использоваться автономно без связи с сервером. При этом на ПК Palm устанавливаются базы данных КИМ по выбранным предметам с правильными ответами и подсказками. Если учащийся затрудняется самостоятельно ответить на вопрос, он может просмотреть подсказку и потом дать правильный ответ на вопрос. При этом результат будет сообщен ему тут же в момент перехода к следующему вопросу. Количество правильных и неправильных ответов, а также запрошенных подсказок регистрируется и заносится в таблицу результатов на ПК Palm.

Таким образом, на базе КТК может быть организовано тестирование и обучение как одной или нескольких групп учащихся, так и отдельных учеников, независимо от их территориального расположения. Сервер может работать одновременно с несколькими ПК - Клиентами, что может обеспечить одновременное тестирование большого числа независимых групп учеников.

Для оценки информативности тестовых процедур, предлагаемых в рамках разрабатываемого контрольно-тестирующего комплекса, было проведено исследование со студентами первого курса, регулярно (раз в месяц) проходящими тестирование с помощью описанной выше Palm-технологии. В рамках учебного расписания в часы лабораторных или практических занятий им предлагались 8-10 тестовых заданий с закрытой и открытой формой ответов. Общая численность тестируемых составила чуть больше тысячи человек. Удалось выделить наиболее сильные и слабые учебные группы, провести ранжирование контингента первокурсников по факультетам, количественно оценить вполне объяснимую разницу между бюджетным и контрактным контингентом. В то же время выявились и довольно неожиданные вещи: в ряде групп бюджетные студенты тестируются хуже контрактных, по мере продвижения по учебной программе абсолютные значения средних баллов и соотношения групповых результатов изменяются, причем динамика регистрируется как положительная, так и отрицательная. Поскольку электронная база студентов, разработанная в рамках контрольно-тестирующего комплекса, позволяет легко отслеживать индивидуальные результаты, то все сказанное справедливо и при анализе текущей успеваемости конкретного студента.

Предлагаемые решения в силу универсальности могут быть использованы полностью или частично при создании учебно-методических комплексов, обучающих систем и систем контроля уровня знаний по различным областям знаний, а также для создания программного обеспечения самого разнообразного назначения для работы в WWW, корпоративных или локальных сетях, а также на отдельных компьютерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.