Научная статья на тему 'Единая система компьютерного тестирования: состояние и перспективы'

Единая система компьютерного тестирования: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единая система компьютерного тестирования: состояние и перспективы»

ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ В.Н. Васильев, С.К. Стафеев

Развитие сетевой инфраструктуры российской школы и постепенное расширение областей применения компьютерных технологий в реальном учебном процессе уже сегодня являются двумя доминирующими тенденциями, а завтра определят основной вектор развития всей системы образования. Они как нельзя лучше соответствуют провозглашенному курсу на системное формирование единого образовательного пространства: усиление контроля за выполнением требований образовательных стандартов, реализацию постоянного мониторинга учебных заведений, введение унифицированных по содержанию и форме государственных итоговых испытаний.

В этой связи очевидна необходимость создания на федеральном уровне информационной системы, помогающей учащимся и педагогам адаптироваться к предстоящим изменениям, способной оперативно собирать и обрабатывать первичные данные, характеризующие уровни подготовки учащихся, графики выполнения учебных планов, динамику изменения количественных и качественных показателей контингента обучаемых по регионам, типам образовательных учреждений и т.п. Технологической основой такой системы могли бы стать процедуры компьютерного тестирования, реализуемые через федеральную университетскую сеть КЦЫМБТ по стандартным протоколам обмена, не требующим специализированных программно-аппаратных средств.

Известно, что само составление и применение заданий в тестовой форме одобряется далеко не всеми. Можно согласиться как с ограниченностью предметных областей, в которых допустимы закрытые тесты, так и с неоднозначностью выводов, основанных на результатах их применения. Включение в контрольно-измерительные материалы для единого госэкзамена заданий со свободно конструируемым ответом и даже третьей части, предусматривающей "творческое" начало, есть отражение подобных, во многом обоснованных, опасений. Однако здесь уместно привести и доводы противоположного плана, как сформулированные теоретически, так и проверенные на практике:

• во-первых, компьютерное тестирование, в отличие от бланкового, вполне поддается адаптивной алгоритмизации (содержание, уровень сложности и траектория прохождения тестовых заданий зависят от предыдущих ответов ученика). Это достаточно трудоемкие разработки, однако они уже существуют и, безусловно, будут востребованы в дальнейшем;

• во-вторых, все количественные и часть качественных заданий могут и должны формулироваться в открытой форме с использованием математических или семантических анализаторов. Это требование усложняет работу по составлению контрольно-измерительных материалов, но уже сегодня апробированы несколько вариантов программных автоматов, генерирующих банки подобных заданий;

• в-третьих, компьютерные формы предъявления тестовых заданий намного разнообразнее бланковых: здесь и возможности использования богатой, в том числе и анимированной, графики, аудиофайлов для прослушивания элементов тестовых заданий, нетрадиционные классы самих заданий (на соответствия, парные сочетания, списочные альтернативы, установление правильной последовательности и т. п.).

• наконец, в-четвертых, при всех недостатках тестов, по технологичности и единообразию обработки результатов их применения другие системы не могут с ними конкурировать. Характерно, что именно третья (свободная) часть заданий ЕГЭ вызывает

подавляющее количество нареканий в необъективности оценки: трудно ожидать одинакового прочтения этих ответов многочисленными и разнородными комиссиями на местах.

Авторы далеки от мысли абсолютизировать педагогические тесты как средство оценивания уровня подготовки учащихся. Любой практикующий профессор предпочтет длительное личное общение с учеником для выявления всех нюансов его предметной подготовки. Тесты и компьютерные тренажеры не заменят практических навыков, получаемых при выполнении циклов лабораторных работ, семинаров или коллоквиумов. Однако единая сетевая система компьютерного тестирования, необходимость разработки которой здесь обсуждается, и не претендует на полную замену зачетных и экзаменационных испытаний. Она предназначается, как уже отмечалось, для оценки базового уровня (так сказать, теорминимума) освоения материала, сравнительного анализа результатов учебного процесса по группам учащихся, образовательным учреждениям, регионам и т.п. Она позволит заранее и оперативно оценить свои силы по унифицированным для всей страны требованиям, вовремя ликвидировать выявленные пробелы и лакуны. В этом смысле роль тестирования - повышение познавательной мотивации учащихся, стимулирование добросовестных школьников и студентов к дополнительному общению с педагогом или учебной литературой. Единую систему компьютерного тестирования можно будет использовать и для усиления государственно-общественного контроля за качеством образования в том или ином учебном заведении, при необходимости результаты ее применения станут основой своевременной корректировки учебного процесса. Наконец, такая система, функционирующая перманентно в течение учебного года, призвана подготовить учащихся к подобного рода жестким тестовым испытаниям, в которых им еще предстоит неоднократно участвовать в будущей профессиональной деятельности.

К различным сегментам единой системы компьютерного тестирования (ЕСКТ) с различным уровнем доступа можно будет обращаться по обычным модемным интернет-каналам в нескольких режимах: самоконтроль (низший уровень авторизации, свободный доступ к образцовым предметным банкам, обобщенное протоколирование), самоподготовка (второй уровень авторизации, условно-свободный доступ к банкам тестовых заданий, подсказок и решений, групповое протоколирование), текущая аттестация (третий уровень авторизации, согласованный график доступа, индивидуальное протоколирование с возможностью записи и чтения комментариев преподавателей, система защиты информации) и рубежное тестирование (высший уровень авторизации, регламентируемый порядок доступа, полная статистическая обработка протоколов, автоматический анализ сбоев и подтасовок, идентификация личности, дублированные системы апеллирования и защиты информации).

Конечно, оптимальные пути реализации ЕСКТ, конкретные методические, технические и организационные решения для подобной системы еще не найдены, однако ее контуры уже прослеживаются в существующих отечественных разработках, учитывающих особенности российской системы образования и менталитет общества. Описывая опыт создания русскоязычных серверов тестирования, в том числе и разработанных под руководством авторов, можно последовательно проиллюстрировать как достигнутые положительные эффекты, так и трудности, которые необходимо преодолевать в процессе дальнейшей работы.

Первый уровень ЕСКТ - ресурсы для знакомства с системой

Ознакомительный режим самоконтроля, как уже указывалось, предназначен, в первую очередь, самим учащимся, их родителям и, как вспомогательный инструмент, -педагогам, ведущим предметную подготовку, например, для формирования однородных по начальному уровню групп или классов. Здесь вполне приемлема схема независимого функционирования отдельных предметных серверов по всем основным

дисциплинам школьной программы и, по некоторым, - для вузовской программы (на первом этапе - по ЕН и ГСЭ циклам). Отметим, что важным условием для единства предлагаемой системы является однородный WEB-дизайн всех серверов и унифицированная структура их построения. Навигация такого сервера должна предусматривать не только свободный выбор раздела и даже конкретной темы для пробного тестирования, но и уровня сложности, количества заданий, технологии обмена данными (on-line тестирование с разовой реакцией на введенный ответ или пакетное off-line тестирование, позволяющее минимизировать время работы в сети). Обязательным элементом данного сегмента ЕСКТ должны быть тематические help-системы, содержащие разбор заданий, аналогичных содержащимся в контрольных банках. Их объем не должен превосходить 5-10 % от общего числа заданий, и они не преследуют цели предметного обучения. Роль этих help-файлов - напомнить методику решения, указать на особенности тех или иных типичных примеров, снять определенный психологический стресс перед процедурой компьютерного тестирования (учащийся видит знакомые ему формы "дано-вопрос-решение-ответ", вспоминает обозначения, определения и факты, относящиеся к данной теме). Порядок предъявления тестовых заданий может быть внутри одного уровня сложности случайным, а при переходе с уровня на уровень должен включаться простой адаптивный механизм. Реализация режима самоконтроля не требует заполнения каких-либо входных анкет, запоминания паролей, других методов авторизации. Не ведется, во всяком случае для клиента, протоколирования результатов, отсутствует система защиты информации: сами тесты и, тем более, help-файлы могут быть доступны для прямого перевода в печатные формы.

В настоящее время уже функционируют предметные серверы, почти удовлетворяющие сформулированным выше требованиям. Это, прежде всего, интернет-ресурсы, разработанные ведущими университетами России для своих абитуриентов и студентов. Часть этих проектов реализуется отделами дистанционного обучения, подготовительными курсами, инициативными группами предметников при финансовой и организационной поддержке администрации вузов. Часть выполняется в рамках грантов Министерства образования, фонда Сороса, Федерации Интернет-образования, других государственных и общественных структур и фондов. Познакомиться с их содержательным наполнением можно как через официальные сайты соответствующих университетов (МГУ, СПбГУ, МЭСИ, МИЭМ, РУДН, МИФИ, МВТУ, МИРЭА, СПбГТУ, Петрозаводский ГУ, Тверской ГУ и др.), так и через разрабатываемые в настоящее время общероссийские информационно-образовательные порталы. Основной задачей здесь является обоснованный отбор представленных тестов с целью формирования достаточного по объему и структурированного по тематике в соответствии со стандартом банка заданий, оформление предметных серверов в едином достаточно строгом интерфейсе и, в случае отсутствия, разработка help-системы с примерами развернутых ответов на типовые вопросы.

Другая часть образовательных интернет-ресурсов, могущих стать основой данного уровня ЕСКТ - это серверы, разработанные и поддерживаемые организациями и фирмами, давно работающими на рынке дистанционных образовательных услуг. Основной массив наработанной ими компьютерной базы тестирования содержится на CD-носителях, имеет привлекательный товарный вид, но не всегда соответствует действующим стандартам и программам. Сетевые версии, как правило, сильно урезаны, имеют характер рекламно-информационной поддержки и не пригодны для серьезной последовательной работы. Однако эти ресурсы, безусловно, должны рассматриваться как исходный материал для дальнейшего использования в единой системе компьютерного тестирования. В качестве примеров приведем разработки известной образовательной компании ФИЗИКОН (http://physicon.ru), Южно-Уральского филиала РОСУЧПРИБОРа

(http://www.cnit.susu.ac.ru/), фирмы ГИПЕРМЕДИА (http://www.gipermedia.ru/sdo) и других ведущих разработчиков программ контроля знаний.

Рис. 1. Математика для абитуриентов: Интернет-тестирование в СДО МЭСИ

Рис. 2. Демо-версия Интернет-тестирования в СДО фирмы ГИПЕРМЕДИА

Рис. 3. Входная страница сервера QUESTIONMARK.COM

Рис. 4. Пример теста по химии для университетской программы на сервере QUESTIONMARK.COM

Наш опыт создания сервера тестирования по школьному курсу физики (http://phys.runnet.ru/), несомненно, свидетельствует о востребованности подобных интернет-ресурсов. За три года эксплуатации в режиме свободного доступа с компьютерными тестами, разработанными в СПб ГИТМО, познакомились более шестидесяти тысяч учащихся, общее количество попыток решения тестовых заданий и обращений к help-файлам с решениями перевалило за полмиллиона. Составляемые в автоматическом режиме протоколы тестирования не выдаются клиентам и не содержат индивидуальной информации, а используются для оценки валидности заданий и корректировки формулировок вопросов. Статистическая обработка накапливаемых результатов позволяет сравнивать экспертные оценки сложности заданий с индексами решаемости, вести сравнительный учет достижений по различным тематическим

разделам. В данном случае тестовая база разделена на двенадцать стандартных частей курса физики, в каждом из которых 64 теста и 5-6 разобранных примеров. Все задания сопровождаются цветной графикой, построены по принципу закрытого тестирования и доступны в on-line режиме одновременно до полутора тысячам клиентов. Методические материалы сервера могут копироваться в память локального компьютера и трансформироваться в печатные формы. Самостоятельную ценность имеет CD-вариант тестирования со специальными оболочками для ученика и преподавателя (создание и редактирование тестов).

phyfrunnet.ru

система удаленного гестир о в а н и я з и а и и й общий курс физики

Система удаленного тестирования знаний

Общий курс физики

Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет)

Сервер является частью системы дистанционного образования, разработанной под руководством ректора СПбГИТМО(Т^ д.т.н., профессора Васильева В.Н.

Internet версия разработана группой А.П.Мельничука

на основе тестов(© С.К.Стафеев,1992-98) , разработанных группой

С.К.Стафеева (каф.физики, естественно-научный факультет СПбГИТМО

04)

Рис. 5. Входная страница сервера PHYS.RUNNET.RU Второй уровень ЕСКТ - ресурсы самостоятельной подготовки

Режим самоподготовки требует построения сегмента ЕСКТ на несколько иных принципах, поскольку целевой функцией здесь становится предоставление дополнительных возможностей в освоении тех или иных предметных областей знаний, а также построение системы обратной связи, характеризующей эффективность такой формы компьютерного обучения. Разработку этого уровня ЕСКТ целесообразно начинать с создания основанной на распределенных базах данных структуры диспетчеризации и протоколирования. Помимо обработки входных анкет пользователей (индивидуальных или коллективных), она должна отслеживать частоту и результативность обращения к предметным банкам тестовых заданий, использование подсказок, наводящих вопросов, текстов полных решений. Указанные выше задачи диспетчерской службы, а также формирование и отсылка полных протоколов тестирования, хотя и реализуется в автоматическом режиме, но, как показывает практика, требуют периодического вмешательства специально подготовленных работников. Поэтому, в отличие от предыдущего уровня ЕСКТ, здесь необходимо предусмотреть не только затраты на разработку, но и на поддержание системы.

Процесс заполнения анкеты, получения пароля доступа и сама процедура тестирования на втором уровне ЕСКТ дополнительно не перепроверяется: ведь работа с

Школьный уровень

* Статика

• Ки н е м ати к а

* Динамика

• Колебания и волны

* Работа и энергия

• Геометрическая

и волновая оптика

• Термодинамика

* Электричество

и магнетизм

• Электрический ток

* Электрический ток

в средах

* Атомная физика

Студенческий уровень

* М еха н и к а

О Кинематика

О Динамика

этим сегментом не приводит к каким-либо наказаниям или поощрениям. Учащиеся и педагоги сами должны быть заинтересованы в правильности авторизации и самостоятельности работы, поскольку только в этом случае система может предложить им объективную информацию об уровне подготовки и оптимальную траекторию обучения.

Рис. 6. Пример теста по теме "колебания" для школьников

После заполнения анкеты и получения доступа в систему самоподготовки клиенту предлагается выбрать учебную дисциплину и тематический раздел. В зависимости от получаемых ответов система должна, при необходимости, задействовать банк подсказок, в свою очередь, ранжированных по сложности и последовательности вывода. Если это не помогает, то учащемуся сообщается верный ответ с его полным обоснованием, а также точные ссылки на учебную литературу или интернет-ресурсы, содержащие данный материал. Выбор следующего тестового задания производится с учетом всей предыстории ответов и полученных подсказок (адаптивно). По окончании работы с выбранным тестовым банком (по инициативе обучаемого или по решению системы) формируется и выдается полный протокол результатов на фоне общих статистических данных.

В итоге работы на данном уровне ЕСКТ учащийся оценивает свои текущие возможности при решении тестовых заданий выбранной темы, может сравнить их с результатами товарищей по классу или по школе, позиционировать свой индивидуальный рейтинг внутри гистограммы всех клиентов системы. Использование подсказок, наводящих вопросов, полных решений, а также стимулирование обращений к традиционным учебным материалам, действительно, придают системе некоторые обучающие возможности в режиме самоподготовки. Его эффективность отслеживается при анализе динамики получаемых результатов при повторных обращениях: учащийся

не только должен будет справиться с уже известными ему заданиями, но и получит новые - аналогичные или более сложные.

3 Контур состоит из катушки индуктивностью 0,2 Гн и конденсатора емкостью 10 мкФ. Конденсатор зарядили до напряжения 200 В. Какой будет сила тока в контуре в момент, когда энергия контура окажется распределенной поровну между электрическим и магнитным полями ?

Дано: L = 0,2 Гн

С = 10 мкФ U= 200 В -^ЭЛ = Ем. = 1/2 Ео ■czj Е7 = czj|i

II

При электромагнитных колебаниях энергия распределяется между электрическим полем конденсатора Еэп и р

магнитным полем катушки , причем

си2 и2

Полная энергия колебаний равна сумме энергий обоих полей и, равна начальной энергии конденсатора, заряженного до максимального напряжения Umax:

CU 2 F - F -1- F - maJ:

О ~ -^ЭП +L1I ~ 2

Следовательно:

Рис. 7. Пример help-файла по теме "колебания" для школьников

Коллективная форма использования режима самоподготовки, как показывает практика, позволяет учителям-предметникам использовать компьютерные классы для восполнения дефицита часов аудиторных занятий, снижения голосовой нагрузки, привития навыков самостоятельной работы с использованием современных компьютерных технологий. Групповые протоколы, получаемые учителем, должны помочь ему правильно построить процесс очного обучения, вовремя выявить пробелы в знаниях учеников.

В качестве прототипов методических и программно-аппаратных средств для второго уровня единой системы компьютерного тестирования можно указать, в первую очередь, на разработки Центра тестирования Министерства образования (руководитель -В.А. Хлебников, http://www.rustest.ru/) при проведении репетиционного компьютерного тестирования и на опыт группы профессора А.Г. Шмелева из Московского госуниверситета по созданию системы телетестинга http://www.ht.ru/ и информационной поддержке Единого государственного экзамена http://www.ege.ru/. Созданный в рамках этих общероссийских систем за многие годы банк тестовых заданий, структурированный в соответствии с действующими учебными программами и прошедший жесткую экспертизу, может стать основой режима самоподготовки ЕСКТ после их надлежащего графического оформления и дополнения описанными выше методическими материалами.

В определенной степени прототипом сервера второго уровня может служить функционирующий уже второй год сервер http://rostest.runnet.ru/. Был создан электронный банк цветных иллюстраций к тестам Центра тестирования Министерства образования, конвертированы тексты заданий, подсказок и решений в компьютерные формы, пригодные для предъявления через INTERNET, разработаны специальные оболочки для автоматизации указанной процедуры. Предусмотрены все требуемые формы тестов: с выбором одного или нескольких правильных вариантов, вводом числа,

слова или фразы. Предусмотрены специальные поля для тематического разбиения, коэффициентов сложности заданий, индексов решаемости и времени обдумывания.

На сервере размещены более 450 заданий с комментариями и решениями, свободный доступ реализован в трех режимах: ознакомления (по одному вопросу из выбранной темы), самоконтроля (полное или усеченное прохождение выбранного варианта с получением индивидуального рейтинга на фоне общероссийской выборки) и обучения (чтение подсказок и полных решений). Все режимы функционируют on-line с мгновенной реакцией на выбранный вариант ответа; число одновременно обслуживаемых клиентов -не менее 10000: общее число обращений за два года - около 40 тысяч.

На сервере прошли успешную апробацию программно-аппаратные системы входного анкетирования, защиты информации, протоколирования и статистической обработки результатов, хронометрирования. Авторизованный вход в процедуру тестирования позволил легко формировать протоколы испытаний по регионам, по предметным областям, по результативности и времени обдумывания с учетом скорости доступа в Интернет. За год было отражено не менее 15 хакерских атак, сохранность построенной на принципах CGI-программирования базы тестовых заданий и результатов тестирования гарантирована.

Третий уровень ЕСКТ - ресурсы для текущей аттестации

Начиная с третьего уровня, Единая система компьютерного тестирования должна функционировать по регламенту, утверждаемому федеральными и/или региональными органами образования. Если на первых двух уровнях решение о времени входа в систему и тематике тестирования принимается пользователем самостоятельно, то теперь график контрольно-измерительных процедур заранее разрабатывается и согласовывается с образовательными учреждениями различных ступеней. Функционально интернет-ресурсы данного сегмента ЕСКТ должны обеспечить возможности оперативного и максимально объективизированного мониторинга уровня предметной подготовки учащихся. Это позволит собрать уникальную сравнительную информацию об усвоении минимумов содержания учебных дисциплин по регионам, по типам и формам образовательных программ, по социальным группам и т.п. Основной целью при этом должны быть не репрессивные меры в адрес организаций или должностных лиц, а оказание целевой методической, технической или финансовой помощи.

Сетевая технология текущей аттестации должна быть основана на типовом графике учебного процесса, вплоть до поурочного планирования. Реперные точки устанавливаются с учетом логически завершенных образовательных модулей так, как это сейчас делается для традиционных форм текущего контроля. Тестовые задания открываются для зарегистрированных в системе пользователей в заданное время, пакетом отсылаются из центрального сервера по подтвержденному запросу, и их выполнение хронометрируется специальной подсистемой. Здесь не требуется применение адаптивных алгоритмов, сам объем одного задания должен быть минимальным (4-5 простых и 2—3 более сложных вопроса на 15-20 минут), не нужны подсказки и наводящие вопросы. Для гарантии индивидуального выполнения заданий необходимо готовить максимально возможное число однородных вариантов (несколько сотен) на каждую контрольную. Частота текущей интернет-аттестации может варьироваться у дисциплин с различным числом учебных часов, но не должна превосходить 8-10 контрольных в год.

Результаты выполнения тестов текущей аттестации центральный сервер системы получает практически мгновенно, однако итоговые протоколы на местах получают с временной задержкой, необходимой, во-первых, для сбора данных от максимального числа пользователей, во-вторых, для их статистической обработки и, в-третьих, для составления квалифицированных комментариев преподавателей-предметников, работающих на постоянной основе в группе экспертов. Эта группа участвует в составлении тестовых

заданий, дежурит в сети по принципу справочной службы и имеет доступ ко всем результатам аттестации по своим дисциплинам. Таким образом, не только органы управления образованием смогут постоянно оценивать по безбумажной технологии выполнение учебных графиков и степень усвоения материала, но и преподаватели, реально участвующие в процессе обучения, получают канал консультационной помощи своих коллег. Кроме того, у пользователей описываемых интернет-ресурсов следует ожидать большей степени упорядоченности учебного графика, поскольку весь учебный процесс будет формироваться вокруг заданного "скелета" системы аттестации.

Рис. 8. Входная страница сервера Центра тестирования Министерства образования

Важной особенностью третьего уровня ЕСКТ должны быть дополнительные программно-аппаратные меры по защите информации. Банки тестовых заданий текущей аттестации, файлы и протоколы результатов тестирования организуются на основе современных реляционных баз данных, доступных по строгой системе авторизации и приоритетных уровней (уровни доступа учителя, завуча, регионального администратора, дежурного экспертной группы, системного программиста и т.п.). В то же время не предусматривается специальных мер по идентификации личности тестируемого, а контроль за прохождением текущей аттестации остается на коллективе учителей: они отслеживают номера и списочный состав классов или учебных групп, участвующих в тестировании.

Отдельно следует сказать о тех учебных заведениях, которые по различным причинам не смогут напрямую воспользоваться этой системой - либо по техническим (отсутствие сетевой инфраструктуры или подготовленного персонала), либо по иным причинам (авторские образовательные программы, специализированные школы и гимназии и т.п.). Ресурсы ознакомительного режима и режима самоподготовки, предоставляемые как коллективно, так и индивидуально, доступны их учащимся наравне с другими. Схема текущей аттестации, организуемой централизованно, для них оказывается временно недоступной, однако само ее существование будет побуждать педагогические коллективы, попечительские советы, родительские комитеты искать возможности включения в единую образовательную среду: корректировать учебные

планы в соответствии с требованиями стандарта, соединяться с глобальной информационной сетью, внедрять новые образовательные технологии, заниматься переподготовкой кадров.

Рис. 9. Страница предметных онлайновых тестов сервера EXAMEN.RU

J http: if тт. teletesting. ги/demo/mat/ttdemo. him

Демо-Телетест. Математика, (с) Агентство "Гуманитарные Технологии" 97-2000

AD перпен0икулярно ВС угол BAD = угол DAE = угол ЕАС BD = 1/2 АВ Найти угол С.

опте номер верного ответа:

Пропустить вопрос

Вернуться к предыдущему

Рис. 10. Демо-версия онлайновых тестов по геометрии на сервере Всероссийской олимпиады "Телетестинг"

Address |ffi http: //www, ht.ru/pages/explorer/links/reve w. html

w

Я m № Центр TECiuposBitifi 'ГумнитарныехеисАогии'

HUMAN TECHNOLOGIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ ЛАЯ ЛЮ ЕИТЕЛЕЙ АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ РУБРИК

НАШИ ССЫЛКИ НА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ САЙТЫ.

Тесты в Интернете (образовательные, психологические, специально-профессиональные) - один из популярных интерактивных ресурсов. Их нередко собирают и размещают только для того, чтобы повысить посещаемость сайтов - то есть, в чисто рекламных целях.

Наши ссылки указывают на "сливки" психодиагностических сайтов:

1, QueenDom. сот

2, Examen, ru

3, rostest.runnet.ru

4, Уверенность в себе

5, Психодиагностическая лаборатория

6, English.Language

7, Magelan

S. WEB-психолог

9. Сборник Барского

10, Психологический практикум

11, Freetest

12, Virtual A venue

Рис. 11. Обзорная страница тест-ревю сервера HT.RU

Рис. 12. Сетевая версия контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена, представленная на сервере EGE.RU

Рис. 13. Сервер ROSTEST.RUNNET.RU: Интернет-система ознакомления и самоподготовки к абитуриентскому тестированию

Рис. 14. Сервер ROSTEST.RUNNET.RU: тесты по химии. Режим ознакомления

Имеется еще одна возможность расширить круг пользователей режимом текущей аттестации: использование автономных тестирующих устройств, сопрягаемых с интернет-каналами. Этот путь актуален при ограниченных финансовых ресурсах для оснащения компьютерных классов и при затруднениях в организации разветвленной компьютерной сети. Комплект таких устройств (20-30 шт.) вместе с одним персональным компьютером вполне достаточен для реализации в одном образовательном учреждении описанных выше функций ЕСКТ третьего уровня.

Заливка тестовой базы, отсылка результатов тестирования и получение итоговых протоколов на весь контингент обучаемых может осуществляться через один модемный канал в считанные минуты. Весьма перспективным является использование

для этих целей стандартных портативных компьютеров семейства Ра1шРоеке1. Уже сейчас имеются примеры таких разработок и опыт их эксплуатации (http://pa1m.ifmo.ru/), который указывает на быструю и успешную адаптацию учащихся школ и вузов к подобной технологии тестирования.

Рис. 15. Сервер ROSTEST.RUNNET.RU: тесты по истории. Режим

ознакомления

Рис. 16. Сервер ROSTEST.RUNNET.RU: тесты по биологии. Режим обучения

Рис. 17, 18. Система дистанционного обучения СПбГИТМО DE.IFMO.RU

Рис. 19. Головной сервер всероссийской телешколы TELESCOOL.RU

Рис. 20. Специализированный сервер тестирования TELESCOOL.SPB.RU

Address g] hhtp:/l/lpalm.ifmtj.ru^

ВХОД В СИСТЕМУ ►

Добро пожаловать на централизованный сервер тестирования с применением Palm-технологии!

С 1 сентября 2001 года в Институте точной механики и оптики

(ИТМО) ведется потоковое тестирование учащихся с применением наладонных ПК Palm и централизованного сервера обеспечивающего наполнение ПК Palm тестами, их проверку и систематизацию результатов тестирования.

Используемая технология дает возможность избежать установки, размещения и поддержки стационарных компьютерных классов, обеспечить проведение тестирования практически в любом помещении: в лаборатории или в поточной аудитории, позволяет мгновенно получать результаты тестировани и сообщать их студентам и преподавателям в течении нескольких минут,

Тестирование проводится на ПК Palm, производимых в США

Рис. 21. Специализированный сервер тестирования на основе PALM-компьютеров PALM.IFMO.RU

Создание общенациональной системы компьютерной текущей аттестации учащихся является беспрецедентным: в этом смысле аналогов или прототипов такой системы нет. В то же время практически все, кто связан с использованием сетевых технологий в дистанционном обучении (ДО), вынуждены разрабатывать системы обратной связи с элементами текущего тестового контроля, ведением электронных журналов и общением тьюторов с учениками через конференции, форумы, чаты илие-почту. Наиболее масштабными и уверенно работающими системами ДО подобного типа следует признать ...

Наш собственный опыт, который мог бы быть использован при создании третьего уровня ЕСКТ, основан, во-первых, на разработке сетевой системы дистанционного обучения высшего профессионального образования (http://de.ifmo.ru/), а также системы текущего интернет-контроля для всероссийской Телешколы (http://www.teleschool.ru, http://teleschool.spb.ru). Оба этих проекта реализованы на современной технологической основе (базы данных Oracle, CGI-программирование, SQL-сервер) и содержат все функциональные элементы, необходимые для режима текущей интернет-аттестации. Автоматически отслеживается график учебного процесса, ведется подробный электронный журнал с указанием по всем дисциплинам и по каждому учащемуся детальных и обобщенных результатов, хронограммы тестирования, комментариев преподавателей и администрации. Разработана и апробирована система защиты информации и алгоритмы статистической обработки результатов.

Четвертый уровень ЕСКТ - ресурсы для рубежного тестирования

Рубежное или итоговое тестирование отличается от текущего, в первую очередь, степенью ответственности и важностью получаемых в результате официальных документов. Этот уровень может быть задействован при проведении разовых проверок и аттестаций учебных заведений, выяснении уровней остаточных знаний, организации региональных и общероссийских предметных олимпиад, наконец, при реализации

федеральных итоговых испытаний (централизованное тестирование, единый госэкзамен) с использованием компьютерных технологий.

При всей актуальности и перспективности перечисленных задач очевидно, что к построению четвертого уровня ЕСКТ можно приступать только на основе уверенного функционирования первых трех уровней. И учащиеся, и педагогические коллективы должны иметь возможности детального знакомства с системой, опыт ее эксплуатации в текущем, менее ответственном режиме и, конечно, дополнительные методические материалы, полезные при решении аналогичных заданий в режиме самоподготовки. Даже при введении единого по стране бланка для письменных ответов требуется значительный период адаптации; что же говорить о компьютерных формах предъявления тестовых заданий! Тем не менее, проектировать и создавать аппаратно-программное обеспечение рубежного компьютерного тестирования, на наш взгляд, необходимо: происходящая революция в информационном обмене делает эти, еще вчера утопические, планы вполне реализуемыми. В случае успеха будут полностью или частично сняты многие проблемы, усложняющие и удорожающие современные процедуры итоговых испытаний (транспортные вопросы, конфиденциальность заданий, оперативность и достоверность обработки, ограниченность полиграфических форм и т.п.).

Реализация рубежного контроля через ЕСКТ потребует технических и организационных усилий для двух разработок, не обязательных для низших уровней: подсистемы идентификации личности тестируемого и корректности проведения испытаний, а также подсистемы апеллирования и проверки сбоев и подтасовок. Обе задачи связаны между собой, они значительно усложняют всю систему и увеличивают сроки разработки, однако только в случае их решения можно серьезно говорить о достоверности получаемых результатов. Общие принципы создания указанных подсистем можно сформулировать уже сегодня: это, во-первых, передача по сетевым каналам в фоновом режиме дополнительной информации о ходе проведения испытаний, во-вторых, получение и фиксация подтверждений правильности входной информации, в-третьих, критериальный статистический анализ результирующих массивов по алгоритмам, позволяющим выявлять недостоверные данные. В этих направлениях уже не первый год работают группы и целые коллективы педагогов, ученых и программистов в высших учебных заведениях, исследовательских центрах и институтах, органах государственного управления, силовых структурах. Анализ применимости существующих разработок к конкретному рассматриваемому случаю или формулировка технических заданий для создания специальных аппаратно-программных средств должны быть проведены на первом этапе построения верхнего уровня ЕСКТ.

Завершая описание предлагаемой единой системы компьютерного тестирования, хотелось бы привести следующее рассуждение. Возможно, предполагаемые затраты и усилия на ее создание могут многим показаться несвоевременными и необязательными на фоне остроты традиционных проблем системы образования. Наша точка зрения состоит в том, что России представляется уникальный шанс: мы вступили в век информационных компьютерных технологий, не растеряв окончательно кадровый потенциал общей и профессиональной школы и, в основном, сохранив единое образовательное пространство. Любые меры, направленные на укрепление этого единства, на передачу богатого методического опыта новым поколениям педагогов во всех регионах являются не только желательными, но, по возможности, экстренными. И то, что наша страна самой природой обречена стать полигоном для отработки именно сетевых - компьютерных, телекоммуникационных - технологических решений, подсказывает направление, которое, возможно, позволит добиться качественного подъема системы образования. Поэтому создание ЕСКТ, наряду с развитием всех прочих форм применения компьютерных технологий в учебном процессе, видится далеко не последней задачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.