Научная статья на тему 'Предпосылки готовности педагога к инновационной деятельности'

Предпосылки готовности педагога к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIONS IN PEDAGOGICS / INNOVATIVE POTENTIAL OF THE TEACHER / LEARNING EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурина М. В.

Динамичность развития общества ставит перед образованием задачу формирования личности и специалиста с высоким уровнем профессионализма. Использование инноваций в образовании способно решить многие проблемы, связанные с подготовкой квалифицированных педагогов. Инновационная педагогическая деятельность основывается на личностном подходе, где внешние педагогические воздействия всегда опосредованны, преломляются через свойства личности каждого субъекта инновационного процесса, определяются его активностью. Обеспечением инновационности образования является внедрение в традиционную образовательную программу технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к профессиональной деятельности, личного творческого опыта и самостоятельное получение информации. Чем более творческой становится деятельность преподавателей, тем более инновационной будет образовательная среда. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в современном образовании стоит в одном ряду со становлением таких качеств, как способность личности к непрерывному совершенствованию, творческое мышление, исследовательская активность, профессионализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILLINGNESS FOR INNOVATION AMONG TEACHERS

The author states that dynamic development of society requires the formation of individual and professional. The use of innovation in education can solve many problems associated with training such teachers. Innovative teaching activity is based on personal approach where external factors always affect pupils indirectly through personality of teachers and are determined by their influence. The innovation in education involves the introduction of technological innovations in traditional teaching programs that focus on pupil-oriented development of creative approach, professional and personal experience, and independent access to information. The more creative teachers become, the more innovation will be in the educational environment. Encouraging willingness for innovation in modern education is in line with the development of such qualities as ability to continuous improvement, creative thinking, research activity and professionalism.

Текст научной работы на тему «Предпосылки готовности педагога к инновационной деятельности»

П ЕДАГОГИКА

удк 37.01 М.В. Мазурина

ПРЕДПОСЫЛКИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Динамичность развития общества ставит перед образованием задачу формирования личности и специалиста с высоким уровнем профессионализма. Использование инноваций в образовании способно решить многие проблемы, связанные с подготовкой квалифицированных педагогов. Инновационная педагогическая деятельность основывается на личностном подходе, где внешние педагогические воздействия всегда опосредованны, преломляются через свойства личности каждого субъекта инновационного процесса, определяются его активностью. Обеспечением инновационности образования является внедрение в традиционную образовательную программу технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к профессиональной деятельности, личного творческого опыта и самостоятельное получение информации. Чем более творческой становится деятельность преподавателей, тем более инновационной будет образовательная среда. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в современном образовании стоит в одном ряду со становлением таких качеств, как способность личности к непрерывному совершенствованию, творческое мышление, исследовательская активность, профессионализм.

Ключевые слова: новации в области педагогики, инновационный потенциал педагога, эффективность обучения.

M.V. Mazurina

WILLINGNESS FOR INNOVATION AMONG TEACHERS

The author states that dynamic development of society requires the formation of individual and professional. The use of innovation in education can solve many problems associated with training such teachers. Innovative teaching activity is based on personal approach where external factors always affect pupils indirectly through personality of teachers and are determined by their influence. The innovation in education involves the introduction of technological innovations in traditional teaching programs that focus on pupil-oriented development of creative approach, professional and personal experience, and independent access to information. The more creative teachers become, the more innovation will be in the educational environment. Encouraging willingness for innovation in modern education is in line with the development of such qualities as ability to continuous improvement, creative thinking, research activity and professionalism.

Key words: innovations in pedagogcs, innovative potential of the teacher, learning effectiveness.

Современное состояние теории и практики образования характеризуется множеством подходов, концепций, разнообразием содержания, методов и форм обучения и воспитания, появлением многочисленных инновационных учебных заведений. Изменился и харак-

тер деятельности преподавателя, который является главным действующим лицом инновационных процессов в системе образования. Для повышения эффектив -ности учебно-воспитательного процесса в ходе инновационной деятельности педагогу систематически прихо-

♦----------------------------------------------------

дится обращаться к педагогической науке, призванной оградить педагогическую практику от стихийных и ошибочных преобразований.

Кроме того, внедрение инноваций является одним из определяющих факторов развития учебного заведения. От этого зависит и уровень преподавания, и твор -ческий настрой коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью.

Другим важным моментом, актуализирующим проблему инновационной деятельности педагогов-практиков, является формирование новых подходов к подготовке будущего учителя. В концепции модернизации россий-ского образования определялся качественно новый уровень подготовки будущих учителей в образовательных учреждениях. Ее важнейшей задачей было и остается коренное улучшение системы образования и «под -готовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно вла -деющего своейпрофесси ей и ориентированногов смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандар-тов...» [2, с. 27]. Решение этой задачи требует от препо -давателя умения ориентироваться в потоке научной информации, анализировать новые педагогические системы, технологии обучения, альтернативные и вариа -тивные программы, адаптировать эффективный педагогический опыт, который позволил бы обеспечить качественное образование.

Нововведения в образовательном пространстве взаимосвязаны с техническим прогрессом общества; они могут опережать и подготавливать технические изыскания (существуя в виде идей, проектов), а могут являться результатом тех перемен, которые уже произошли в социуме (новые политические, художественные, интел-лектуальные, философские воззрения). На самом деле все духовные или научные нововведения возникают в соответствующей сложной социальной и культурной обстановке. Именно социальная детерминация опреде -ляет судьбу открытий и изобретений, получит ли твор -ческий акт признание или будет обречен на забвение.

В науке неоднократно высказывалась мысль о су -ществовании проблемы интегрирования нововведений с социально-культурной средой. Всякое новшество об -речено на отторжение или лишь временную местную реализацию, если оно не встречает понимания со сто -роны принимающего общества, если отсутствует соци -альный спрос, определяемый как состоянием общества, так и тем, какой слой оказывается наиболее заинтересованным в развитии нового типа деятельности [1, с. 294].

Таким образом, инновации целесообразно рассматривать как один из источников, формирующих и поддерживающих изменения в культурном простран -стве общества. Всякие социальные трансформации не ограничены временными рамками жизни того или иного социума, они - постоянно развивающееся явление, обусловленное многочисленными факторами - социальными, экономическими, психологическими. Современное общество, как известно, характеризуется быст -рыми и глубокими изменениями. Образование как важнейший социальный институт, выполняющий общественно значимые функции, должно не только следовать за изменениями, происходящими в обществе, но и пози-

тивным опережением влиять на сам характер социальных трансформаций.

Сегодня образование все больше и больше квали -фицируется как один из существенных факторов эффективного общественного развития. Исследования показывают, что уровень и развитие образования влияют на экономику стран, способствуют повышению общего уровня жизни, формируют общественные отношения. Поэтому необходимо искать пути, способы и средства совершенствования образования, повышения его эф-фекти вности.

Нововведения считаются самым интенсивным путем и средством повышения эффективности образования, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в образование как можно больше новшеств. Опыт многих стран свидетельствует, что вложения в развитие новшеств многократно окупаются, так как они исключительно рентабельны. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше измеряется количеством нововведений и степенью их применения. Поэтому если раньше общество и система образования могли довольствоваться новшествами, носителями ко -торых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного, а не частного к ним отношения. Внедрени е новшеств в жизнедеятельность социума становится приоритетом в системе социальных ценностей современных государств (например, в странах западной Европы, США, Канаде, Японии и др.)

В истории не было ни одного периода, когда общество было бы довольно своей системой образования. Было время, когда иностранцы высоко оценивали систему образования в России, но трудно вспомнить, что -бы сами россияне были бы ей удовлетворены. И тому есть причины.

Повсюду сейчас говорят о низком качестве образования, особенно школьного. Современная система образования России может быть охарактеризована двояко: с одной стороны, она по-прежнему ориентируется на знаниево-просветительскую парадигму суть которой заключается в передаче знаний от учителя ученику, с другой - налицо стремление вырваться из плена единообразия, режима инструкций и приказов, поиск новых форм и методов обучения, нового содержания образования и управления этими процессами. Снижение интереса к знаниям, ухудшение необходимого информационного потока, нашествие иностранных педагогических технологий (чаще всего непонятных учительству) или модных, но опять-таки непонятных инноваций - такова в общих чертах картина российского образовательного пространства. Отсюда становится понятным критическое отношение ученых к образовательной ситуации в России.

Проблема в том, что образовательный процесс (то, как он действительно организован в школе) в основном остается «конвейерным». Наша школа во многом по-прежнему остается школой тренинга, прагматизма, дрессировки, школой давления на личность ученика (которое только в последние годы слегка смягчилось). Традиционная школа неплохо работает на то, чтобы вооружить ученика готовыми, препарированными знаниями в соответствии с Госстандартом, но для работы, направленной на развитие личности, требуется совершенно другая организация образовательного процес-

са. Не секрет, что обучение в российской школе не имеет выхода в практическую жизнь будущего гражданина, для нее по-прежнему свойственна схоластика, а также насильственное внедрение знаний, порождающее от -чуждение детей от школы и учения, равнодушное и негативное отношение к ним.

Много говорится о том, что выпускник школы третьего тысячелетия, для того чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней свое место, должен обладать определенными качествами личности:

- гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, уметь самостоятельно добывать необходи -мые ему знания, применять их на практике;

- самостоятельно, критически мыслить, уметь ви -деть проблемы и находить пути рационального их решения; быть способным генерировать новые идеи;

- грамотно работать с информацией (собирать, анализировать, выдвигать гипотезы, обобщать, сопостав -лять, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы);

- быть коммуникабельным, уметь грамотно выхо -дить из конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собствен -ной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В принятии, внедрении и распространении новшеств важную роль играет человеческий фактор, поскольку личность является и создателем, и распространителем новшеств, и их потребителем. Определение основных понятий инноватики не может быть полным без характеристики людей, осуществляющих нововведения. Речь идет о педагогах, которые вносят в педагогическую деятельность конструктивную новизну Творческие способ -ности, индивидуальность учителя не позволяют авто -матически и без изменения тиражировать педагоги -ческий опыт. Субъективный фактор имеет решающее значение и на стадии внедрения и распространения того или иного новшества. Педагог -новатор выступает на этом этапе в роли носителя конкретного новшества и одновременно творца или модификатора его в про -цессе внедрения [3, с. 21].

Иными словами, главное место в реализации и распространении новшеств отводится учителю. Лич -ность учителя может как способствовать эффективно -му внедрению инноваций, так и оказывать противодей-ствие, поскольку каждый субъект по-разному воспри -нимает новшества и имеет разный уровень готовности к их воспроизводству.

Инновационность появляется тогда, когда сам преподаватель учебного заведения дальше не может в рамках традиционных форм (и содержания) решать задачи образования и воспитания. Появляется ситуация востребованности новых технологий, соответствующих новым целям и задачам.

На определенном этапе изменяется ориентация, когда люди начинают понимать, что они дошли «до черты»; тогда они пытаются улучшить свою деятель -ность, привнести в нее что-то другое. Происходит от -каз от старого с одновременным взаимодействием с прошлым. В этот период может проявиться непоследовательное поведение. И только на последней ста -дии периода обновления происходит адаптация к из -меняющимся условиям, человек начинает формиро -вать новое поведение. Значит, освоение инновацион -ной деятельности разными педагогами, находящими -

ся в разных внешних условиях, осуществляется по-разному [3, с. 70].

Таким образом, инновационная педагогическая деятельность основывается на личностном подходе, где внешние педагогические воздействия всегда опосредованы, преломляются через внутренние свойства личности каждого субъекта инновационного процесса, определяются его активностью.

В зарубежных и отечественных исследованиях выделяются отдельные категории людей в соответствии с их восприимчивостью к новшествам. Наиболее широко принята педагогической общественностью классификация К. Роджерса, который подразделяет учителей на 5 основных категорий: 1) новаторы; 2) ранние реализаторы ; 3) раннее большинство; 4) позднее большинство; 5) колеблющиеся. В работе П.И. Третьякова педагоги по степени мотивации к инновации распределяются следующим образом: лидеры, позитивисты, нейтралисты, негативисты [4, с. 37].

Во многом готовность преподавателей к инновационной деятельности, ее мотивация будут зави сеть от того, к какой из указанных категорий можно условно отнести учителя. Анализ исследований показывает, что быстрее всего воспринимают новшества представители 1-й и 2-й категорий предложенных классификаций. Представители 3-й, 4-й, 5-й категорий, как правило, слабо мотивированы на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. Кроме того, как показывает практика, установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности: типа нервной деятельности, степени рефлексии, степени тревожности, креативности, компетентности, самооценки и др. Задача руководителя, управляющего процессом инновационного поиска, - перевести людей из 4-й и 5-й категорий в зону повышенной мотиваци и.

Инновационная деятельность в современных условиях часто ассоциируется с творческой деятельностью, поскольку педагогическая инноватика, как правило, -это новации в области образования, связанные с творчеством, с внедрением и распространением передового опыта.

«Одним из важных факторов осуществления инновационной деятельности, - отмечают В.А. Сластенин и Л. С. Подымова, - является креативность учителя, которая необходима для создания нового взгляда, программы , учебника, а также для модификации этого нового на уровне внедрения» [3, с. 66].

Многие исследователи рассматривают понятия креативности и инновационности в совокупности, в комплексе, понимая под ними открытость новому когда личностью осознается потребность в изменении . Момент субъективизма проявляется в том, что «учителя "входят" в инновационную деятельность разными путями и по-разному, по -разному же они осваивают эту деятельность и производят в ее ходе разные продукты. "Разность" эта с необходимостью относится и к явлению креативности» [3, с. 70].

Когда мы ведем речь о связи инновационной и творческой деятельности, то уместно обратиться и к такому понятию, как «инновационный потенциал педагога». Чаще всего под ним подразумевают совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, готовность совершенствовать педагогическую

деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов.

По роду своей деятельности учитель в той или иной степени занимается исследованием. К этому его по -буждает сложность, динамичность, диалектичность педагогического процесса. Грамотный педагог в своей практике опирается на достижения науки, использует учебно-программные и методические материалы. Од -нако все научные рекомендации рассчитаны, как пра-вило, на «среднего» ученика. А учителю приходится иметь дело с реальными, конкретными детьми, использовать рекомендации науки в конкретных условиях учеб -ного заведения, в уникальном детском сообществе (классе, группе). В таких условиях невозможно механи -чески выполнять предписания, бездумно работать по трафарету. Все это заставляет учителя готовить каждый урок как оригинальное неповторимое произведение. В этом проявляется педагогическое мастерство, учитель вступает на творческий путь исследования.

Преподаватель-новатор не может состояться без умения анализировать применяемые им методы ра -боты, стремления добиться наибольшего эффекта в своем деле. Он должен знать свой предмет, избранную область знания, педагогическую науку знать историю ее развития, роль в ней выдающихся личностей; уметь накапливать и анализировать научную информацию, обобщать, систематизировать факты, давать им теоретическое объяснение; пользоваться библиотечными каталогами и справочно-информационными изданиями, делать выписки, используя специальные библио -графические методики; уметь формулировать тезисы своего выступления, писать реферат; принимать учас -тие в научных дискуссиях, конференциях, вести экспериментальную работу

Анализ собственного педагогического опыта играет важную роль, поскольку дает представление о сложившейся практике, позволяет выявить ее положительные и отрицательные стороны, определить, в каком направлении двигаться дальше. Обобщение и описание педагогического опыта способствует объективной оценке его эффективности. Преподаватель описывает действительность такой, как она сложилась на момент исследования, опираясь на результаты наблюдения и первичного обобщения педагогического опыта. Результаты такого исследования в педагоги -ке позволяют сделать выводы о таких педагогических фактах, как эффективность и неэффективность тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педа -гогических коллективов и т.п.

На определенном этапе деятельности у преподавателя возникает чувство неудовлетворенности резуль-

татами своей работы. Как правило, это происходит в ходе изучения передового педагогического опыта, знакомства с учебно-методической литературой по альтернативным методическим системам, посещения уроков у учителей, работающих по этим системам. Учитель начинает осознавать ограниченные возможности традиционной методики для достижения задач современного образования, и у него формируется потребность в освоении одной из альтернативных методических систем. А это и есть один из этапов инновационного процесса. Таким образом, происходит переход на иной уровень исследовательской деятельности, который связан с освоением новых идей и их внедрением в учебновоспитательный процесс с целью достижения более высоких результатов.

Современному обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение новых знаний. Разумеется, многое можно сделать также с помощью проблемного обучения. Но ведь и проблемное обучение, и опытно-экспериментальная работа требуют больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно научить этому педагогов и ввести это в систему подготовки педагогических кадров. К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового.

На наш взгляд, нет и не может быть общей (для всех) модели педагога-экспериментатора. Созданный в определенной системе, фактически являясь ее продуктом, он будет транслировать ее «идеологию». Сам принцип инновационной педагогики характеризуется лич-ностно ориентированным подходом. В результате появится больше возможностей для выбора. Тогда как у среднестатистического школьника он в принципе не так уж велик. И, может быть, поэтому именно сейчас необходимо уделить внимание системе инновационной подготовки педагогических кадров как гаранту нашего будущего в образовании.

1. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. № 6.

3. Сластенин В.А, Подымова Л.С. Педагогика: инноваци-онная деятельность. М., 1997.

4. Третьяков П. И. Практика управления современной школой. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.