Научная статья на тему 'ИННОВАЦИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ: ТРУДНОСТИ, МИКРОПЛАТЕЖИ, БЛОКЧЕЙН'

ИННОВАЦИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ: ТРУДНОСТИ, МИКРОПЛАТЕЖИ, БЛОКЧЕЙН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / НОВШЕСТВО / НОВВОВЕДЕНИЕ / ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО / РЕКЛАМА / МИКРОПЛАТЕЖИ / БЛОКЧЕЙН / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна

Классификации инноваций учитывают источники инноваций из прошлых лет или пытаются определить, где искать новые инновации в будущем. При этом их разнообразие показывает, что преимущества инноваций не ограничиваются разработкой новых продуктов. Целью работы является определение и использование инноваций в издательском деле. В статье рассмотрены модели классификации, используемые для обсуждения видов инноваций, бизнес-решения в качестве инновационной основы, основные функции издательства с учетом изменений в информационной среде, выбор текстового редактора для инновационного проекта, инновации в работе с авторами и читательской аудиторией, микроплатежи в издательском деле (на примере новостных изданий), трудности, с которыми сталкивается издательский бизнес при внедрении инноваций, блокчейн технологии в издательском деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ: ТРУДНОСТИ, МИКРОПЛАТЕЖИ, БЛОКЧЕЙН»

УДК 330; 336; 655.4/.5

Буркальцева Диана Дмитриевна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита,

Институт экономики и управления (структурное подразделение), профессор кафедры рекламы и издательского дела, Факультет информационно-полиграфических технологий, Таврическая академия (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Burkaltseva Diana Dmitrievna,

Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

Professor of the Department of Advertising and Publishing,

Faculty of Information and Printing Technologies,

Tauride Academy (structural subdivision),

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

ИННОВАЦИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ: ТРУДНОСТИ, МИКРОПЛАТЕЖИ,

БЛОКЧЕЙН

INNOVATION IN PUBLISHING: DIFFICULTIES, MICROPAYMENTS,

BLOCKCHAIN

Классификации инноваций учитывают источники инноваций из прошлых лет или пытаются определить, где искать новые инновации в будущем. При этом их разнообразие показывает, что преимущества инноваций не ограничиваются разработкой новых продуктов.

Целью работы является определение и использование инноваций в издательском деле. В статье рассмотрены модели классификации, используемые для обсуждения видов инноваций, бизнес-решения в качестве инновационной основы, основные функции издательства с учетом изменений в информационной среде, выбор текстового редактора для инновационного проекта, инновации в работе с авторами и читательской аудиторией, микроплатежи в издательском деле (на примере новостных изданий), трудности, с которыми сталкивается издательский бизнес при внедрении инноваций, блокчейн технологии в издательском деле.

Ключевые слова: инновация, новшество, новвоведение, издательское дело, реклама, микроплатежи, блокчейн, инвестиции.

Innovation classifications take into account sources of innovation from past years or try to determine where to look for new innovations in the future. The variety of types of innovation shows that the benefits of innovation are not limited to the development of new products.

The aim of the work is the definition and use of innovation in publishing. The article discusses the classification models used to discuss types of innovations, business solutions as an innovative basis, the main functions of a publisher taking into account changes in the information environment, the choice of a text editor for an innovative proj ect, innovations in working with authors and readership, micropayments in publishing (on the example of news publications), the difficulties faced by the publishing business in introducing innovations, blockchain technology in publishing.

Keywords: innovation, innovation, innovation, publishing, advertising, micropayments, blockchain, investments.

ВВЕДЕНИЕ

Как правило, подходы для классификации инноваций учитывают источники инноваций из прошлых лет или пытаются определить, где искать новые инновации в будущем. Разнообразие видов инноваций показывает, что преимущества инноваций не ограничиваются разработкой новых продуктов.

Категоризация также помогает в измерении инноваций, позволяя сравнивать результаты и выбирать на основе фактических данных, которые могут указывать, где улучшения или достижения могут принести максимальную отдачу для данной инвестиции. Это иногда называют «возвратом к инновациям» [1]. Различные модели классификации, используемые для обсуждения видов инноваций Альтернативные структуры для инноваций приводят к различным видам инноваций, основанных на целях и подходе, присущей структуре.

Вот несколько хорошо известных примеров, которые могут быть полезны при управлении инновациями. В книге Джеффри А. Мура «Работа с Дарвином: как великие компании внедряют инновации на каждом этапе своего развития» инновация рассматривается в контексте жизненного цикла категории, а категория —

96

это термин продукта или услуги, используемый клиентами, которые различают это они покупают. В этом контексте Мур определяет виды инноваций: подрывные; заявка; продукт; платформа; Line-расширение; повышение; маркетинг; эмпирические; Value-инжиниринг; интеграция; процесс; значение-миграции; органическое; получение.

Доблин (член Monitor Group) предлагает виды из отраслевых моделей. К ним относятся инновации в: бизнес модель; сеть; процесс включения; основной процесс; производительность продукта; систему продуктов; обслуживание; канал; марку; опыт клиентов.

В подходе, который учитывает влияние или область изменения, распространенными типами являются: дополнительные инновации; радикальные (или прорывные) инновации; трансформационные (или разрушительные) инновации.

Аналогичным образом, альтернативный подход учитывает влияние на текущий бизнес, что приводит к категоризации инноваций на: разукомплектование изделия; создание рынка; срыв конкурента.

Виды инноваций могут быть определены источником инноваций. Знакомые примеры:

Инновации производителя;

Инновация конечного пользователя (или открытого рынка).

Где сосредоточиться? Что приводит к внутренним инновациям против внешних инноваций? Иногда это может помочь в управлении уровнем необходимых инвестиций.

Пособие Осло, разработанное совместно Евростатом и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), обеспечивает основу для измерения инноваций. В пособии предлагаются инновационные виды: продукт (товар или услуга); процесс; маркетинговые методы; новый организационный метод в деловой практике, организации рабочего места или внешних связях [1].

Также вопросами инноваций и инвестиций в инновации исследуются в научных трудах ученых [2-14]. Но в современных условиях в издательской индустрии актуальным остается выбор инноваций и построение бизнес-модели, учитывая возможности микрофинансирования. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель работы — определение и использование инноваций в издательском деле.

Задачи: рассмотреть модели классификации, используемые для обсуждения видов инноваций, бизнес-решения в качестве инновационной основы, основные функции издательства с учетом изменений в информационной среде, выбор текстового редактора для инновационного проекта, инновации в работе с авторами и читательской аудиторией, микроплатежи в издательском деле (на примере новостных изданий), трудности, с которыми сталкивается издательский бизнес при внедрении инноваций, блокчейн технологии в издательском деле.

В исследовании были использованы методы сравнения, монографический метод, а также методы анализа, синтеза.

РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Использование бизнес-решений в качестве инновационной основы.

Использование сети бизнес-решений в качестве основы для инноваций. Сеть бизнес-решений раскрывает все решения, создающие ценность для бизнеса, позволяя легко увидеть, где инновации могут создавать или повышать ценность для бизнеса. Типы инноваций определяются типом принимаемого решения. Например, целевое рыночное решение будет источником рыночных инновационных возможностей. Аналогичным образом, решение о стратегии бренда приведет к созданию инновационных возможностей для бренда издательства.

Приведенные выше рамки инноваций ориентированы на различные элементы, уже включенные в структуру принятия решений [1 ].

В условиях конкуренции необходимо постоянно обновлять продукты, расширять продуктовые линейки, что позволит в течение длительного времени достигать высоких показателей прибыли, отстаивать лидирующие позиции.

Вот некоторые аспекты инновационного менеджмента:

1. Инновации как объект управления определены в постиндустриальном обществе. На более ранних этапах развития общества инновации не рассматривались как фактор конкурентного успеха.

2. Взаимодействие стратегии и инноваций. В настоящее время взаимодополняющими являются эти области, их необходимо рассматривать комплексно: стратегия ориентирована на инновации, а инновации являются основой результатов стратегического управления.

В настоящее время нет единой терминологии в области инноваций. Ключевыми понятиями являются НТП, нововведения, инновации, которые обычно идентифицируются. Принято считать, что термин «нововведение» является русской версией английского слова «инновация». Дословный перевод с английского означает «инновация». Теоретически, инновация различает 3 основных термина: инновация, новшество, новвоведение (рис. 1) [2].

Рис. 1. Новшество. Нововведение. Инновация [2].

97

Новшество — это результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в любой сфере деятельности, направленных на повышение ее эффективности. Инновация близка к понятию «изобретение», поскольку является конкретным результатом разработки новой научной идеи, имеет форму выборки, которая отличается от ранее использовавшихся качественных характеристик, способных повысить эффективность.

Инновации могут принимать форму: открытий, патентов, товарных знаков, инновационных предложений, документации для нового или улучшенного продукта, технологии, управления или производственного процесса, организационной, производственной или иной структуры, ноу-хау, концепций. Таким образом, новшество — это новый или обновленный продукт чьей-то творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшей трансформации и использования.

Процесс внедрения инноваций на рынке называется процессом коммерциализации [2].

2. Функции издательства с учетом изменений в информационной среде.

Издательство не пишет книг. Издательство не печатает книг. Издательство не продает читателю книг. Издательство выполняет следующие функции: редактура, корректура, верстка; реклама-раскрутка-пиар; индустриализация процесса производства.

Снижения необходимой квалификации работника, его уникальности, незаменимости можно через: разработку методик обучения работников; снижение того минимального уровня качества, который необходим на рынке; разработку новых, поточных способов производства.

Отдельные издательства могут также компенсировать свои действия какими-то общественно полезными шагами, в том числе и попытками продемонстрировать содействие писателям, производящим более качественный продукт. Данные инновации не является частью функций издательства, а происходит на инициативных началах руководства или работников.

В условиях конкуренции необходимо постоянно обновлять продукты, расширять продуктовые линейки, что позволит в течение длительного времени достигать высоких показателей прибыли, отстаивать лидирующие позиции.

На основе анализа возможных изменений в информационной среде, связанных с формированием и развитием инноваций, можно выделить три основных класса инноваций: ядерные, которые меняют в человеке общую структуру образа мира и представление о соотношении возможного и невозможного; приложения, которые представляют собой новое использование существующих знаний и технологий; «псевдоинновация» (или имитация инноваций) — формирование имиджа инноваций в информационной среде при отсутствии реальных инноваций.

Концепция псевдо-инноваций может быть связана с другим типом инноваций — «ре-инновациями», суть которых состоит в том, чтобы усовершенствовать и улучшить первую версию инновации, чтобы ее более поздние версии имели улучшенные свойства и, соответственно, необходимые конкурентные преимущества. Сформированные на основе успешных новых технологий, продуктов или услуг, реинновации могут быть простым дополнением к ним: новые технические средства, новые компоненты или элементы, новые конфигурации и подструктуры.

В некоторых случаях речь идет о сравнении и сопоставлении концепций постепенных инноваций и повторных инноваций. Например, устройство «коммуникатор» может рассматриваться как реинновация по отношению к мобильному телефону и как дополнительная инновация.

В научной литературе существует ряд критериев, по которым реинновации отличаются от дополнительных инноваций. Во-первых, постепенные инновации в основном основаны на существующих технологиях, в то время как реинновация является результатом использования «прорывных технологических решений». Во-вторых, дополнительные инновации основаны на существующей платформе.

Существует также другой тип инноваций—социальные инновации, которые имеют следующие три значения.

Первое связано с удовлетворением неудовлетворенных социальных потребностей. Такие нововведения направлены на: сокращение бедности, защита интересов наиболее уязвимых, повышение уровня защиты граждан, снятие социальной напряженности, улучшение качества жизни, достижение местных социальных целей, характерных для определенных регионов, регионов и территорий и т. д.

Второе значение связано с инновациями в области взаимодействия индивида и группы, а также между группами разных размеров с разными социально-психологическими и структурными характеристиками.

Третье значение — создать условия для равного доступа к ресурсам и средствам практически для всех членов общества.

Необходимо оценивать эффект не только с точки зрения продавца, но и с точки зрения потребителя, а также учитывать негативные последствия инноваций.

Новый продукт в издательском деле становится успешной инновацией, если он соответствует следующим критериям: новый продукт или услуга должны представлять преимущества, которые потребители воспринимают как существенные; преимущества нового продукта должны восприниматься как уникальные. Если потребители убеждены в том, что существующие продукты имеют те же преимущества, что и новый продукт, вряд ли это похвально; новый продукт может иметь уникальные или важные преимущества, но, если его легко воспроизвести конкуренты, его перспективы завоевания рынка кажутся весьма туманными. Иногда барьерами для конкуренции являются патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами

98

поддержки инноваций являются «драйв» компании на рынке и «сильные» товарные знаки поставщика; компания должна иметь возможность продавать созданный продукт, и для этого он должен быть надежным и эффективным [3, 4, 9, 14].

3. Выбор текстового редактора для инновационного проекта.

Всегда есть необходимость в поиске лучших инструментов для целей разработки. Это могут быть текстовые редакторы, библиотека для управления задачами, платформа для создания вашего следующего инновационного проекта и т. д.

Инструменты упрощают рабочую среду и одновременно повышают производительность.

Среди всех инструментов, когда-либо использовавшихся любым разработчиком, выбор текстового редактора является самым сложным.

Текстовый редактор играет главную роль в любом рабочем пространстве разработчика. Код проекта пишется, отлаживается и выполняется с помощью текстового редактора. Это как гараж для создания инструментов / продуктов для всего мира [15].

Теперь приходит настоящая проблема. Выбор идеального текстового редактора для вашей работы может быть сложной задачей. Это требует умелых экспериментов, личных предпочтений и окончательного суждения. Прежде чем выбрать один текстовый редактор, следует ознакомиться с другими/

Существуют различные виды текстовых редакторов. К таковым можно отнести: Microsoft Word, Google Документы, LibreOffice Writer, iA Writer, Notebooks, Focus Writer, Final Draft, Scrivener, Adobe PageMaker, Visual Studio Code, MicroCap, Sublime Text, Notepad++, Vim, Emacs, Atom, Gedit, Kate, Howl, Spacemacs, Geany, Kakoune [15, 16].

Выбор текстового редактора зависит от сложности работы, привычек верстальщика и возможностей издательства, в т. ч. финансовых.

4. Инновации в работе с авторами и читательской аудиторией

4.1. Микроплатежи в издательском деле (на примере новостных изданий)

На основании имеющейся информации [18-23] экспертов и исследований в области инноваций в работе с авторами и читательской аудиторией составлен далее данный подпункт.

Микроплатежи — популярная бизнес-модель распространения загружаемого контента или доступа к предоставляемым услугам по небольшим ценам. Эта модель представляют собой манящее и практичное решение кризиса, с которым сегодня сталкивается индустрия новостных изданий. Единственное, что до сих пор мешало им, это недостаточное количество инновационных технологий и хорошо информированная бизнес-модель, чтобы раскрыть свой потенциал. Проблема, с которой сегодня сталкиваются новостные издательства, заключается в том, что они не получают достаточно доходов, чтобы поддерживать свою работу в журналистике. Сокращение доходов привело к сокращению числа новостных редакций, потере рабочих мест и имело весьма разрушительные последствия для местных газет.

Эта проблема не нова: индустрия новостей находится в упадке последние два десятилетия. Развитие Интернета и массовая оцифровка новостей привели к снижению продаж печатных изданий и росту зависимости от цифровой рекламы как основного источника дохода СМИ. Однако цифровая реклама показала себя неустойчивым источником дохода для издателей: в то время как рынок продолжает расти, доход от рекламы для издателей падает из года в год. Отчасти это может быть связано с электронной дуополией, которую Google и Facebook имеют над цифровыми продажами рекламы, в результате чего эти два гиганта получили около 80% от глобальных расходов на онлайн-рекламу в прошлом году. Неустойчивая зависимость от социальных медиа-платформ для размещения также играет свою роль; на переход к платформенным алгоритмам было возложено обвинение в уменьшении трафика для новостных сайтов. К другим угрозам для доходов издателей относится растущее использование онлайн-блокировщиков рекламы и изменения в законах о передаче данных, снижающие возможность целевой рекламы [21].

Многие издания перешли на использование подписки в дополнение к рекламным доходам, для некоторых из них это оказалось реальным успехом. Но перевод на подписку как минимум нескольких процентов аудитории оказался трудным даже для наиболее успешных изданий.

И, как указывает Эстер Кезия Торп в недавней статье WNIP, микроплатежи не обязательно должны быть такими микро. Они просто должны иметь правильную цену, которая подходит для продукта. С новым поколением микроплатежных систем издатели решают, сколько вложить средств в них. Они получают полный контроль над своим продуктом и не подчиняются навязанным правилам, которые им не подходят — как это часто бывает с агрегаторными и пакетными системами. Пакетные и агрегаторные системы — «Spotify for news» — на самом деле могут накладывать больше ограничений на отрасль, чем прямые (микро)платежные системы. Даже если оставить в стороне фундаментальную проблему, связанную с тем, что экономический жизненный и инвестиционный цикл новостей полностью отличается от музыкального и других медиа, это попросту не является достаточно амбициозной или прибыльной бизнес-моделью. При использовании пакетной системы для издателей всегда будет существовать максимальный лимит потенциального дохода: количество подписчиков, умноженное на максимальную сумму, которую вы можете с них взимать. В мире, где пользователи все чаще готовы расставаться с небольшими суммами денег за медиа, которые для них представляют интерес, с каждой потраченной ими суммой рынок будет немного увеличиваться.

Система Agate является одним из примеров нового поколения микроплатежных услуг, которая работает потому, что отражает потребности читателей и издателей. Пользователям не нужно брать на себя обязательства по регулярным платежам: они платят за каждую прочитанную статью.

99

Если мы сможем добиться того, чтобы контент приносил прибыль, мы сможем восстановить жизненно важную связь между популярностью и доходами, которая когда-то сделала издательство таким прибыльным бизнесом. И когда популярность начинает оплачиваться, мотивы у читателей и издателей совпадают: издатели поощряются к производству контента премиум-класса, за который люди будут платить, а читатели с большей готовностью будут платить за этот высококачественный контент. В ответ рынок будет только расширяться [21].

4.2. Трудности, с которыми сталкивается издательский бизнес при внедрении инноваций:

1. Читательская аудитория развивается.

Некоторые из наиболее новаторских электронных издательских проектов, запущенных в последние годы, считаются «опережающими читателя». Наше понимание, того что читатель ожидает от «книги», постоянно меняется, через год или через десять лет будет сложно судить о том, с чем читатель готов работать сейчас.

В то же время меняются отношения между читателем и писателем. Такие авторы, как Джефф Нортон, экспериментируют c новыми идеями развития повествования, которые предлагают бета-ридерам помочь в создании следующих этапов повествования. Портал Майка Джонса «Развлечения» уже делает иммерсивные повествования, в которых аудитория принимает участие в рассказе. При этом возникает вопрос, как традиционные издатели вписываются в эту гораздо более тесную связь между писателем и между читателем и писателем?

2. Конвергенция средств массовой информации и изменение в связи с этим наших конкурентов.

Повествование есть везде — это основная составляющая телевизионной драмы, кино, видеоигр и рекламы. Эти отрасли уже давно экспериментируют с внедрением сюжетов на других цифровых платформах.

3. Большой риск для бизнеса.

Управление рисками — сложное дело. Питер Коллингридж написал в блоге FutureBook об управлении рисками в августе 2011 года: «Издательское дело — это креативная индустрия, вступающая в период больших инноваций. А инновации — это управление рисками». Dыгода может быть щедрой и долгосрочной, существует множество возможностей для хорошо выполненных цифровых проектов, которые позволяют снизить риски своих партнеров по печатному бизнесу. Мой совет издателям, которые заинтересованы в цифровых инновациях, является двояким. Во-первых, как можно быстрее и с меньшими затратами узнать максимум возможного обо всем, что они делают, а во-вторых, направить свой значительный творческий потенциал на то, чтобы их маркетинг был настолько же отшлифованным, продуманным и содержательным для их пользователей, как и продукция, которую они создали. Как индустрия, издательское дело не является препятствием для рискованного подхода — на самом деле, можно утверждать, что большинство издателей более чем опытны в рискованных играх. Каждая выплата — это инвестиция в автора, риск, который принесет аванс — так как же мы можем перенести больше этого игрового духа на цифровые инновации».

4. Инвестиции не окупаются.

Проблема с качественными цифровыми издательскими проектами заключается в том, что производственные затраты высоки — иногда очень высоки — и, что особенно важно, издатели привыкли платить из редакционного или маркетингового бюджета. Если добавить к этому страх, что данные проекты не принесут никакой прибыли, то становится гораздо понятнее, почему цифровые инновации не являются для издателей основным направлением деятельности. До сих пор самые хитрые издатели работали в партнерстве с разработчиками и создавали бизнес-модели, основанные на долевой прибыли, чтобы оказаться в числе новаторов в области цифровых технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другая проблема для издателей заключается в том, что как только объявляется о новой концепции цифровых инноваций в издательском деле, она почти сразу же объявляется «мертвой» теми, у кого она не работала. Это безумное предчувствие энтузиазма против презрения к цифровым издательским разработкам только усиливает общее волнение тех, кто принимает решения.

5. Невозможно всё подогнать под один единственный критерий.

Огромной проблемой для издателей является то, что один критерий не подходит всем. Сейчас индустрия уже очень разнообразна, поэтому очевидно, что то, что работает для одного, может не подойти другому. Спросите читателя художественной литературы, предпочитают ли они использовать DRM-бесплатный вариант, и скорее всего вас спросят, что такое DRM. Тем не менее, мы знаем, что литературная аудитория наслаждается цифровым опытом литературы. Однако для издателей, ведущих несколько разнообразных списков, эти различия между различными жанрами — и жанровой аудиторией — делают цифровую стратегию очень сложной.

6. Принадлежность IP.

Издательство до сих пор существовало на сложной системе купли-продажи прав. Добавьте к этому технологию и глобализацию, тогда эта система начнет выглядеть несколько сложнее. Очевидно, это очень помогает продвигать бренд или автора на нескольких платформах, когда вы являетесь владельцем IP. Выступая в сентябре 2011 года, Том Уэлдон из Penguin UK сказал: «Книги не умирают, а приспосабливаются и совершенствуются». Медиа — это уже не формат, а контент, и потребителям нужны бренды и впечатления...» [22].

7. Отсутствие коммуникации.

Существуют некоторые очевидные причины, по которым издатели не обмениваются информацией друг с другом в данный момент — по причине конкуренции, а иногда даже по юридическим причинам. Эта ситуация усугубляется тем, что в общественном доступе мало данных о продажах, прикрепленных к новой цифровой издательской продукции. Проект может получить много внимания от блоггеров и прессы, но издатели на самом деле хотят знать: «Сколько это стоило и какова была ваша отдача от инвестиций». Если бы издатели

100

могли больше обмениваться подобной информацией, то, возможно, это облегчило бы принятие обоснованных решений касательно проектов в области цифровых изданий.

8. Нет смысла конкурировать с технологическими гигантами.

С выходом на издательскую арену Google, Facebook, Amazon и Apple, какая надежда есть у традиционных издателей? Кристоф Мэр (основатель и генеральный директор txtr) подчеркивает, что было бы преждевременно вступать в конкуренцию с крупными игроками, отмечая: «Мир не будет полностью доминировать над Amazon».

9. Создание новых бизнес-моделей — сложный процесс.

Издатели вынуждены вносить радикальные коррективы в свои бизнес-модели. Влияние этих изменений включает в себя не менее радикальные реструктуризации компаний, и эти реструктуризации, естественно, сопряжены со значительными сложностями. Существуют эксперты в области цифрового маркетинга и социальных медиа, а есть специалисты по книгам — кому наилучшим образом удается обнародовать книжные проекты перед внешним миром? Лучше ли быть первым из группы компаний с новой бизнес-моделью, или же лучше потратить некоторое время на то, чтобы обдумать последствия и риск, которые могут оказаться последними на сцене?

В то время как традиционные издательства приспосабливаются к цифровым технологиям, стартапы находятся в преимуществе. Кроме того, иногда наиболее эффективные преобразования в бизнесе не производят большого шума в средствах массовой информации. Метаданные, основанные на передовом опыте, могут вызывать апатию у журналистов, работающих с потребительскими СМИ, но правильное понимание фундаментальных принципов, подобных этой, часто прокладывает путь к более быстрому и эффективному продвижению других инновационных цифровых проектов.

10. Децентрализация может быть разной.

В то время как технологические отрасли хорошо осведомлены о том, как управлять волной децентрализации, мы все еще учимся [22].

4.3. Блокчейн в издательском деле:

С ростом интереса к криптографии и блокчейну многие отрасли промышленности пытаются разобраться в том, какую пользу может принести им блокчейн. Эксперты и специалисты издательского дела занимаются анализом, чтобы лучше понять влияние блокчейна на издательскую деятельность.

На протяжении всей истории человечества люди вводили новшества. Инновации позволяют нам делать вещи лучше. В случае блокчейна в издательском деле, это определенно является инновацией на данный момент. Были приглашены около 50 руководителей отрасли и заинтересованных лиц, чтобы послушать трех лидеров стартапов, обсуждающих потенциал сбоев в работе с блокчейном — Джаррод Дикер (генеральный директор po.et), Дэвид Букспен (соучредитель Amino Pay), и Жюльен Женестоу (генеральный директор и основатель компании Unlock). Эти новаторы используют технологию блокчейн, чтобы изменить то, как многие издатели ведут бизнес сегодня.

Каждый стартап фокусируется на различных компонентах экосистемы:

Po.et: атрибуция контента, разрешение и открытие

Amino Pay: цепочка поставок цифровой рекламы

Unlock: платёжные системы, подписки [23]

Какую проблему каждый из них решает?

Po.et: Отсутствие у создателей контента права собственности и контроля над медиа-активами (синдикация, фальшивые новости).

Amino Pay: потеря дохода и доверие к цепочке поставок цифровой рекламы (рекламное мошенничество)

Unlock: потеря дохода и контроль за абонентскими платежами (плата за шлюз, отсутствие положительных стимулов).

Как они используют блокчейн для решения этих проблем?

Po.et: предоставление создателям способа обеспечить безопасность, управление и проверку их идей.

Amino Pay: проверка просмотров рекламы и мгновенная очистка платежей от брендов к агентствам, пользователям и издателям.

Unlock: протокол децентрализованных платежей, принадлежащий издателю, с токенированными поощрениями пользователей.

Как и в первые дни вышеупомянутых нововведений, каждая из этих компаний обеспечивает ощутимые улучшения в различных сферах издательского бизнеса, которые приведут к увеличению доходов, снижению затрат и/или ослаблению некоторых проблемных моментов. Были рассмотрены и другие области, в которых блокчейн может быть использована для помощи эко-системе. Управление персональными данными, улучшенная аналитика пользователей, улучшенный таргетинг рекламы и атрибуция аффилированных продаж.

В отношении сроков для таких изменений все три участника дискуссии указали на 1 -2-летний срок.

Уже виден потенциал для настоящего сбоя, так как старые привычки уходят, a новые возможности использования открываются.

Тем не менее, участники обсуждения выявили некоторые обоснованные опасения. В то время как в народных высказываниях основное внимание уделяется выгодам от децентрализации и прозрачности, могут возникнуть новые проблемы:

Действительно ли мы хотим полной прозрачности?

Что происходит с вашим правом быть забытым?

101

Как удалить часть контента, если она является неизменяемой?

Что произойдет, если сеть выйдет из строя или будет взломана? [23]

Учитывая представление о текущем состоянии блокчейна в издательском деле, остаются вопросы, на которые пока нет ответа. ВЫВОДЫ

1. Микроплатежи — это бизнес-модель распространения загружаемого контента или доступа к предоставляемым услугам по небольшим ценам. Использование данной бизнес-модели тормозит недостаточное количество инновационных технологий и информированности о ней.

2. Трудности, с которыми сталкивается издательский бизнес при внедрении инноваций: читательская аудитория развивается; конвергенция средств массовой информации и изменение в связи с этим наших конкурентов; большой риск для бизнеса; инвестиции не окупаются; невозможно всё подогнать под один единственный критерий; принадлежность IP; отсутствие коммуникации; нет смысла конкурировать с технологическими гигантами; создание новых бизнес-моделей — сложный процесс; децентрализация может быть разной.

3. Блокчейн в издательском деле является инновацией на данный момент. Но есть вопросы, которые требуют ответов при реализации блокчейн: действительно ли мы хотим полной децентрализации и прозрачности, что происходит с вашим правом быть забытым, как удалить часть контента, если она является неизменяемой, что произойдет, если сеть выйдет из строя или будет взломана.

Дальнейшие исследования необходимо направить на исследование более четкого представления о блок-чейне в издательском деле, положительные и отрицательные практики внедрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Types of innovation — Choosing where to innovate [Electronic resource]. — Access mode: innovation-management.org/ types-of-innovation.html (date of the application: 03-07.02.2020).

2. Арутюнова Д.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Д.В. Арутюнова. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. — 152 с.

3. Вовк Е.В. Инновационный характер развития издательского дела на современном этапе / Е.В. Вовк, Л.В. Савченко [Электронный ресурс] // Экономические исследования и разработки. — 2018. — 17 сентября. — Режим доступа: edrj.ru/ article/03-09-2018 (дата обращения: 03-07.02.2020).

4. Яголковский С .Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы: монография / С.Р. Яголковский. — М.: НИУ ВШЭ, 2011. — 272 с.

5. Чорная О.М. Особенности стремительных инноваций компании // О.М. Чорная, М.А. Кравченко // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2010. — № 3 (8). — С. 69-73.

6. Подсолонко В.А. Управление инновациями и трансфером технологий для повышения эффективности экономики / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко, А.С. Слепокуров // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 2 (47). — С. 136-151.

7. Борщ Л.М. Инновации предприятий: теоретико-методологический аспект / Л.М. Борщ // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 4 (49). — С. 45-57.

8. Степанов А.А. Теория и практика управления эффективностью инновационной деятельности / А.А. Степанов, М.Н. Дудин. — М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2019. — 158 с.

9. Савченко Л.В., Буркальцева Д.Д., Гук О.А. Функции издательского дела / Л.В. Савченко, Д.Д. Буркальцева, О.А. Гук // V научная конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых «Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского», октябрь 2019 г. — Симферополь: КФУ им. Вернадского, 2019.

10. Воробьева Е.И. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия / Е.И. Воробьева, В.И. Бантурова, О.Г. Блажевич // Бюллетень науки и практики. — 2016. — № 6 (7). — С. 217-224.

11. Сметанко А.В. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере инвестиционной деятельности в Республике Крым / А.В. Сметанко, Е.Л. Кулякина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 4 (41). — С. 119-127.

12. Буркальцева Д.Д. Инвестиции в обеспечении эффективной деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства в условиях трансформации конкурентной среды / Д.Д. Буркальцева, В.А. Верников, О.А. Гук, А.С. Тюлин // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 3 (48). — С. 70-81.

13. Балан А.С. Фазы и стадии инвестиционного проекта / А.С. Балан, И.А. Шерепера // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 2 (27). — С. 93-101.

14. LiveJournal [Electronic resource]. — Access mode: livejournal.livejournal.com/ (date of the application: 03-07.02.2020).

15. 10+ Best Text Editors For Programming 2016/2017 [Electronic resource]. — Access mode: blog.education-ecosystem.com/ 10-best-text-editors-programming-2016/ (date of the application: 03-07.02.2020).

16. 8 отличных текстовых редакторов для разных платформ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: lifehacker.ru/ tekstovye-redaktory/ (дата обращения: 03-07.02.2020).

17. What are the best text editors? [Electronic resource]. — Access mode: www.slant.co/topics/12572/~text-editors (date of the application: 03-07.02.2020).

18. Innovation in Publishing whitepaper: Are you ready to embrace failure [Electronic resource]. — Access mode: whatsnewinpublishing.com/innovation-are-you-ready-to-embrace-failure (date of the application: 03-07.02.2020).

19. How to innovate in a fast-changing publishing world [Electronic resource]. — Access mode: whatsnewinpublishing.com/ how-to-innovate-in-a-fast-changing-publishing-world (date of the application: 03-07.02.2020).

20. How innovative technology could further the potential for micropayments [Electronic resource]. — Access mode: whatsnewinpublishing.com/how-innovative-technology-could-further-the-potential-for-micropayments (date of the application: 03-07.02.2020).

102

21. How The Publishing Industry Has Changed With The Advent Of The Internet [Electronic resource]. — Access mode: www.thecuriousreader.in/features/innovation-in-publishing/ (date of the application: 03-07.02.2020).

22. Ten Challenges to Innovation in Publishing. [Electronic resource]. — Access mode: theliteraryplatform.com/news/2012/ 07/ten-challenges-to-innovation-in-publishing/ (date of the application: 03-07.02.2020).

23. Blockchain In Publishing: Innovation Or Disruption? [Electronic resource]. — Access mode: www.forbes.com/sites/ forbesproductgroup/2018/05/03/blockchain-in-publishing-innovation-or-disruption/#fdaabfc54569 (date of the application: 0307.02.2020).

SPISOK LITERATURY

1. Types of innovation — Choosing where to innovate [Electronic resource]. — Access mode: innovation-management.org/ types-of-innovation.html (date of the application: 03-07.02.2020).

2. Arutyunova D.V. Innovatsionnyy menedzhment: Uchebnoye posobiye / D.V. Arutyunova. — Rostov-na-Donu: Izd-vo YUFU, 2014. — 152 s.

3. Vovk Ye.V. Innovatsionnyy kharakter razvitiya izdatel'skogo dela na sovremennom etape / Ye.V. Vovk, L.V. Savchenko [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskiye issledovaniya i razrabotki. — 2018. — 17 sentyabrya. — Rezhim dostupa: edrj.ru/ article/03-09-2018 (data obrashcheniya: 03-07.02.2020).

4. Yagolkovskiy S.R. Psikhologiya innovatsiy: podkhody, modeli, protsessy: monografiya / S.R. Yagolkovskiy. — M.: NIU VSHE, 2011. — 272 s.

5. Chornaya O.M. Osobennosti stremitel'nykh innovatsiy kompanii // O.M. Chornaya, M.A. Kravchenko // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2010. — № 3 (8). — S. 69-73.

6. Podsolonko V.A. Upravleniye innovatsiyami i transferom tekhnologiy dlya povysheniya effektivnosti ekonomiki / V.A. Podsolonko, Ye.A. Podsolonko, A.S. Slepokurov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 2 (47). — S. 136-151.

7. Borshch L.M. Innovatsii predpriyatiy: teoretiko-metodologicheskiy aspekt / L.M. Borshch // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 45-57.

8. Stepanov A.A. Teoriya i praktika upravleniya effektivnost'yu innovatsionnoy deyatel'nosti / A.A. Stepanov, M.N. Dudin. — M.: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Rusayns», 2019. — 158 s.

9. Savchenko L.V., Burkal'tseva D.D., Guk O.A. Funktsii izdatel'skogo dela / L.V. Savchenko, D.D. Burkal'tseva, O.A. Guk // V nauchnaya konferentsiya professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, studentov i molodykh uchenykh «Dni nauki KFU im. V.I. Vernadskogo», oktyabr' 2019 g. — Simferopol': KFU im. Vernadskogo, 2019.

10. Vorobyоva E.I. Teoreticheskiye osnovy otsenki investitsionnoy privlekatel'nosti predpriyatiya / E.I. Vorobyоva, V.I. Banturova, O.G. Blazhevich // Byulleten' nauki i praktiki. — 2016. — № 6 (7). — S. 217-224.

11. Smetanko A.V. Sovershenstvovaniye normativno-pravovogo regulirovaniya otnosheniy v sfere investitsionnoy deyatel'nosti v Respublike Krym / A.V. Smetanko, Ye.L. Kulyakina // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 4 (41). — S. 119-127.

12. Burkal'tseva D.D. Investitsii v obespechenii effektivnoy deyatel'nosti predpriyatiy malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviyakh transformatsii konkurentnoy sredy / D.D. Burkal'tseva, V.A. Vernikov, O.A. Guk, A.S. Tyulin // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 3 (48). — S. 70-81.

13. Balan A.S. Fazy i stadii investitsionnogo proyekta / A.S. Balan, I.A. Sherepera // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2014. — № 2 (27). — S. 93-101.

14. LiveJournal [Electronic resource]. — Access mode: livejournal.livejournal.com/ (date of the application: 03-07.02.2020).

15. 10+ Best Text Editors For Programming 2016/2017 [Electronic resource]. —Access mode: blog.education-ecosystem.com/ 10-best-text-editors-programming-2016/ (date of the application: 03-07.02.2020).

16. 8 отличных текстовых редакторов для разных платформ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: lifehacker.ru/ tekstovye-redaktory/ (дата обращения: 03-07.02.2020).

17. What are the best text editors? [Electronic resource]. — Access mode: www.slant.co/topics/12572/~text-editors (date of the application: 03-07.02.2020).

18. Innovation in Publishing whitepaper: Are you ready to embrace failure [Electronic resource]. — Access mode: whatsnewinpublishing.com/innovation-are-you-ready-to-embrace-failure (date of the application: 03-07.02.2020).

19. How to innovate in a fast-changing publishing world [Electronic resource]. —Access mode: whatsnewinpublishing.com/ how-to-innovate-in-a-fast-changing-publishing-world (date of the application: 03-07.02.2020).

20. How innovative technology could further the potential for micropayments [Electronic resource]. — Access mode: whatsnewinpublishing.com/how-innovative-technology-could-further-the-potential-for-micropayments (date of the application: 03-07.02.2020).

21. How The Publishing Industry Has Changed With The Advent Of The Internet [Electronic resource]. — Access mode: www.thecuriousreader.in/features/innovation-in-publishing/ (date of the application: 03-07.02.2020).

22. Ten Challenges to Innovation in Publishing. [Electronic resource]. — Access mode: theliteraryplatform.com/news/2012/ 07/ten-challenges-to-innovation-in-publishing/ (date of the application: 03-07.02.2020).

23. Blockchain In Publishing: Innovation Or Disruption? [Electronic resource]. — Access mode: www.forbes.com/sites/ forbesproductgroup/2018/05/03/blockchain-in-publishing-innovation-or-disruption/#fdaabfc54569 (date of the application: 0307.02.2020).

Статья поступила в редакцию 25 февраля 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.