Научная статья на тему 'Инновационный путь развития туризма в Республике Татарстан'

Инновационный путь развития туризма в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИЯ / ТУРИСТСКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПАРК / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпов В. С., Новиков А. В.

В статье анализируются некоторые аспекты развития сферы туризма и рекреации в Республике Татарстан, приведены сведения об основных, событиях произошедших в этой сфере в течение последних трех лет. Рассмотрена реализации республиканской целевой программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы». Отдельное внимание уделено туристско-оздоровительному парку «Камские Поляны». Рассмотрены механизмы управления парком и реализации государственно-частного партнерства на его площадке, изучены возможные источники финансирования этого проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный путь развития туризма в Республике Татарстан»

19 (61) - 2011

Инновации

УДК 332.14

инновационный путь развития туризма в республике татарстан

в. С. ЛАТЫПОВ,

заместитель директора Центра государственно-частного партнерства Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» E-mail: [email protected]

А. В. НОВИКОВ,

аспирант,

младший научный сотрудник кафедры государственного, муниципального управления

и социологии E-mail: [email protected] Казанский государственный технологический университет

В статье анализируются некоторые аспекты развития сферы туризма и рекреации в Республике Татарстан, приведены сведения об основных событиях, произошедших в этой сфере в течение последнихтрехлет. Рассмотрена реализации республиканской целевой программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы». Отдельное внимание уделено туристско-оздорови-тельному парку «Камские Поляны». Рассмотрены механизмы управления парком и реализации государственно-частного партнерства на его площадке, изучены возможные источники финансирования этого проекта.

Ключевые слова: туризм, инновация, инвестиция, туристско-оздоровительный парк, особые экономические зоны, государственно-частное партнерство (ГЧП).

Мировой финансовый кризис показал, что нефинансовые институты развития менее подвержены критическим явлениям, сохраняют качественные характеристики для активизации инвестиционной активности и внедрения инноваций, а также являются в настоящее время по существу основным (если не единственным) экономичес-

ким «приютом» для создания и развития малого бизнеса.

Общеизвестно, что основная задача нефинансовых институтов развития заключается в формировании инфраструктуры предпринимательской деятельности [1]. К нефинансовым институтам развития относятся:

• особые экономические зоны;

• технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы;

• центры: трансфера технологий, субконтрактации, развития дизайна, энергосбережения и др.

В рамках статьи будет рассмотрена только роль особой (или специальной) экономической зоны (ОЭЗ1). ОЭЗ представляет собой географический регион, имеющий более либеральные, чем типичные в стране экономические законы. Термин охватывает широкий круг более конкретных типов

1 В западной литературе чаще используется термин «специальная экономическая зона» — special economic zone, SEZ.

зон: свободной торговли, экспортной переработки, свободные, промышленные, свободные портовые зоны, предприятия городских зон и др. Кроме того, в границах одной ОЭЗ может быть реализовано несколько моделей. Два наиболее ярких примера такого многоцелевого подхода — Subic Bay на Филиппинах и Aqaba Special Economic Zone в Иордании.

Особые экономические зоны обычно рассматриваются как проекты инновационного развития. Это действительно так, однако концептуально схожие с рядом современных, первые прототипы ОЭЗ — свободные торговые зоны — были образованы в Гибралтаре и Сингапуре в 1704 и 1819 гг. соответственно. В современном представлении ОЭЗ — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории (внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических).

Как правило, целью создания ОЭЗ является увеличение иностранных инвестиций. Одна из самых известных особых экономических зон была создана правительством Китайской Народной Республики в начале 1980-х гг. Шэньчжэнь благо-

оценка степени развития

даря приданию статуса ОЭЗ из маленькой деревни превратился в город с населением более 10 млн чел. в течение 20 лет [5]. На фоне успешного китайского опыта особые экономические зоны также были созданы в Белоруссии, Бразилии, Индии, Иордании, Иране, Казахстане, Пакистане, России, в Украине и Филиппинах, в других странах.

Реализация изучаемых проектов оказывает мультипликативный эффект как на промышленное в целом, так и на инновационное развитие в масштабах всей экономики страны или региона. Кроме того, увеличение числа ОЭЗ очень незначительно влияет на экономический рост. Исследования показывают, что повышению темпов роста способствует скорее бульшая либерализация.

Согласно данным Всемирного банка, по состоянию на 2008 г. в 120 странах мира осуществлялось около 3 000 проектов в ОЭЗ. Наибольшая концентрация особых экономических зон наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе (в основном в Китае), Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии, на Дальнем Востоке и в Северной Африке, т. е. преимущественно в странах с переходной развивающейся экономикой, что отражено в табл. 1.

Это положение закономерно, поскольку такие проекты наиболее эффективны именно в экономиках с особенными целями, широким как природ-но-ресурсным, так и человеческим потенциалом (в

Таблица 1

особых экономических зон

Количество зон Уровень занятости, тыс. чел. Экспорт, долл.

Китай 187 Китай 50 000 Китай 145 000

Вьетнам 185 Индонезия 6 000 Малайзия 117 013

Венгрия 160 Мексика 1 300 Гонконг 101 500

Коста-Рика 139 Вьетнам 950 Иран 87 289

Мексика 109 Пакистан 888 Ирландия 82 500

Чехия 92 ОАЭ 552 Чехия 68 626

Филиппины 83 Филиппины 545 Индия 49 000

Доминиканская 58 ЮАР 535 Алжир 39 423

Республика Таиланд 452 Аргентина 36 478

Кения 55 Украина 387 Филиппины 32 030

Египет 53 Малайзия 369 Южная Корея 30 610

Польша 48 Литва 369 Тунис 20 544

Никарагуа 34 Гондурас 354 Бангладеш 11 716

Таиланд 31 Гонконг 336 Литва 11 404

Иордания 27 Тунис 260 Мексика 10 678

ОАЭ 26

Примечание: в исследовании не учитывались зоны стран Организации экономического сотрудничества и развития. Согласно информационной базе Консультативной службы по иностранным инвестициям, в Индии количество окончательно утвержденных зон равно 341, тем не менее доступа к точным операционным данным нет. Согласно данным Всемирной ассоциации свободных экономических зон, доступ к информации об экспорте в зонах затруднителен, что в значительной мере усложняет процесс ранжирования.

Источники: консалтинговая компания ВеапщРот!;, информационная база Международной организации труда, данные Всемирной ассоциации свободных экономических зон, исследование Консультативной службы по иностранным инвестициям.

разных странах, однако, имеющим свои специфику, преимущества и недостатки) и ориентацией как на модернизационное, так и на инновационное развитие.

В России, как представляется, развитие ОЭЗ имеет конкретные перспективы. Остановимся, в частности, на региональном аспекте — создании особой экономической зоны туристско-рекреаци-онного типа в условиях государственно-частного партнерства (на примере Республики Татарстан).

В Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р) одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, признано развитие инфраструктуры отдыха и туризма, включая содействие развитию культурно-познавательного туризма.

Достаточно напомнить, что по оценкам Всемирной туристской организации, культурно-познавательный туризм является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов туристической деятельности в мире [2]. Например, в США доля культурно-познавательного туризма составляет 81 % от общего числа внутренних туров. В странах Евросоюза она меньше — 24 %, но, по экспертным оценкам, через 10 лет достигнет 50 % от общего числа внутренних туров. При этом создается мультипликативный эффект — создание одного рабочего места в инфраструктуре туризма создает три рабочих места в смежных областях, а также в сфере образования (обучение и подготовка персонала).

Задача государства состоит в создании и продвижении на внутреннем и мировом рынках качественного российского туристического продукта. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны или региона. При этом цель — продвижение собственного продукта, в то время как создание благоприятного образа России и ее регионов является исключительно государственной задачей. Использование принципов государственно-частного партнерства подтверждает мировая практика регионального развития.

По динамике развития туристической индустрии России Республика Татарстан занимает одну из ведущих позиций: за последние пять лет сред-

негодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12 %. Даже в кризисный 2009 г. внутренний туризм здесь вырос более чем на 5 % [6]. В Татарстане регулярно проводят свои отпуска 67,4 % респондентов. За последние три года не выезжала в отпуск за пределы республики треть опрошенных. В целом гости республики довольны пребыванием на ее территории, о чем свидетельствует их желание приехать еще раз (88,9 %).

Для формирования на территории республики конкурентоспособной туристической индустрии, обеспечивающей возможности удовлетворения потребностей граждан и гостей в туристско-рекре-ационных услугах кабинет министров Татарстана утвердил в 2008 г. постановлением № 955 республиканскую целевую программу «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009—2011 годы» [4]. Реализация этого проекта предусматривает достижение следующих основных показателей:

1) увеличение внутренних и въездных туристических потоков по пессимистическому сценарию развития отрасли в республике до 1 228,4 тыс. чел. к концу 2011 г.;

2) обеспечение налоговых доходов в федеральный бюджет за весь период действия программы. По оптимистическому сценарию развития туризма в регионе пороговое значение поступлений составит за весь период действия программы 2 977 500,0 тыс. руб.;

3) обеспечение поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Татарстана. Согласно оптимистическому сценарию пороговое значение поступлений составит за весь период действия программы 1 208 400,0 тыс. руб.;

4) обеспечение прироста рабочих мест в сфере туризма республики до уровня 1 500 чел. к концу 2011 г.

Основными источниками финансирования проекта предполагаются бюджетные средства (87,7 %), а также средства инвесторов и прочие источники (12,3 % от общей суммы), которые направляются на реализацию намеченных мероприятий, что отражено в табл. 2 [4].

Нужно отметить, что выбраны четыре основные группы развития туристско-рекреационных зон, включающих Казань, Болгар, Свияжск и «Камские Поляны». В данном случае, как представляется, наиболее эффективным методом реализации программы может стать механизм государственно-частного партнерства в рамках туристско-оздоро-вительного парка «Камские Поляны». В развитие этого 25 августа 2008 г. был принят Указ Президента

Таблица 2

Финансирование мероприятий Программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009—2011 годы», тыс. руб.

Источники финансирования Годы

2009 2010 2011 20092011

Средства бюджета РТ 72 950 73 950 76 950 223 850

Местные бюджеты 250 250 250 750

Прочие привлеченные средства 10 500 10 500 10 500 31 500

Всего... 83 700 84 700 87 700 256100

Республики Татарстан № УП-408 «О создании в Республике Татарстан туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны».

Территория туристско-оздоровительного парка расположена в географическом центре республики. Общая площадь территории — 103 015 га. Для развития ее, на взгляд авторов, оптимально использование модели государственно-частного партнерства в виде кооперации. Данная модель предполагает передачу частным инвесторам проектов, в которых они заинтересованы, с предварительным обозначением границ вмешательства государства в их деятельность.

Важным условием успешного взаимодействия государства и бизнеса является изначальный доступ к информации и четкое обозначение условий взаимодействия. Одним из приоритетов данной территории является сохранение экологии и недопущение необратимых изменений уникального природного ландшафта. В связи с этим большинство территории парка необходимо содержать в государственной собственности.

Однако наиболее существенным моментом в формировании особой экономической зоны является создание новых рабочих мест, так как реализация мероприятий программы требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Это отражено в таблице 3 [4].

Инвестиционная привлекательность турист-ско-оздоровительного парка «Камские Поляны» предопределяется рядом факторов, важнейшими среди которых, на взгляд авторов, являются:

Таблица 3

Привлечение дополнительных трудовых ресурсов

на территорию туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны» в 2009—2014 гг.

Наименование 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Количество рабочих мест, чел. 1 900 2 300 2 500 3 000 3 500 3 500

Средняя заработная плата, тыс. руб. 11,2 11,2 13,3 15,8 18,7 22,2

— самобытность территории и ландшафтного дизайна, которые усиливают привлекательность. Территория парка разделена на пять частей, каждой из которых необходимо выявить свои конкурентные преимущества, учитывая сложившиеся исторические, географические и культурные особенности; обрисовать сильные и слабые стороны, а также возникающие возможности и угрозы. Следует определить, какими ресурсами располагают места-конкуренты, и найти способы дифференцирования и позиционирования себя таким образом, чтобы выделяться в сознании своих целевых групп. Государственным органам необходимо следить за соблюдением правил, установленных концепцией;

— инфраструктурная площадка, где нужно создать и поддерживать в рабочем состоянии технологическую инфраструктуру, которая будет совместима с природной средой; осуществлять постоянный мониторинг инфраструктуры, вовремя проводя ее реконструкцию. Особое внимание следует обратить на утилизацию отходов;

— территория как поставщик услуг. Необходимо предоставлять базовые услуги такого качества, которое соответствует потребностям бизнеса и общества. Для этого на территории парка необходимо обеспечить максимальную безопасность как для людей, его посещающих, делающих бизнес, так и для природы; обеспечивать привлечение и обучение специалистов в области экологического туризма; создавать привлекательные условия для привлечения частного бизнеса путем внедрения таких инструментов, как «зеленый коридор», принцип одного окна;

— территория как зона отдыха и развлечения, где важен ряд достопримечательностей для местных жителей и туристов. Нельзя изменить климат, природный рельеф или географическое положение, но можно создать больше достопримечательностей. Территория и окрестности туристско-оздорови-тельного парка «Камские Поляны» кроме экологического потенциала имеет и значительные возможности для развития культурно-познавательного туризма. Авторы считают, что здесь следует развивать культурные и природные достопримечательности, места отдыха и развлечений, спортивных мероприятий, фестивалей и других праздников. Инвестиции в эти сферы являются необходимыми для поддержания необходимого уровня контроля за сохранением окружающей среды.

Механизм управления деятельностью турист-ско-оздоровительного парка «Камские Поляны» наглядно представлен на рисунке.

Инициатором проекта является Кабинет министров Республики Татарстан. Правительство осуществляет мониторинг и контроль за реализацией программы «Развитее сферы туризма в Республике Татарстан на 2009—2011годы», согласно которой ответственным за реализацию проекта назначено республиканское министерство по делам молодежи, спорту и туризму (МСТ).

Задачей министерства является формирование благоприятных условий для развития туризма в регионе, в том числе совершенствование нормативно-правовой базы и системы госрегулирования сферы туризма, создание благоприятного инвестиционного и налогового климата, развитие предпринимательства, выделение бюджетных ассигнований.

Министерство регулярно проводит совещания, рассматривая вопросы предоставления земель потенциальным инвесторам, возможности посещения туристами особых природоохранных территорий. Тесное сотрудничество с министерством экономического развития республики позволяет планомерно привлекать средства регионального и федерального бюджетов. Совместно с Татин-вестгражданпроектом МСТ провело зонирование территории парка.

Для отечественной практики формирования региональных ОЭЗ туристско-рекреационного типа на условиях государственно-частного партнерства важное значение имеет Федеральный закон от 25.12.2009 № 340-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поправки которого коснулись и деятельности особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Основные положения этого закона применительно к рассматриваемому случаю таковы [3]:

— возможно создание ОЭЗ без проведения конкурса в особых случаях, среди которых — наличие «проблемного» моногорода. Это дает возможность получить туристско-оздоровительному парку «Камские Поляны» статус ОЭЗ туристско-рекреационного типа;

— возможность передачи полномочий управления зонами на региональный уровень либо управляющим компаниям. Это, на взгляд авторов, позволит ускорить принятие решения по таким вопросам, как утверждение резидентов, распоряжение земельными ресурсами;

— появилась возможность финансирования ОЭЗ не только из федерального, регионального и местного бюджетов, но и из внебюджетных источников, что позволит привлекать такие источники финансирования, как инвестиционные фонды, средства целевых программ и внебюджетных фондов.

В рамках рассматриваемой программы могут возникать два вида бюджетных эффектов: прирост налоговых поступлений и инвестиционный доход.

Прирост налоговых поступлений может быть достигнут за счет увеличения туристского потока. На основании прогноза республиканского министерства по делам молодежи, спорту и туризму предполагается получить за период действия программы 1 110 300,0 тыс. руб. налогов и сборов в бюджетную систему Татарстана по пессимистическому сценарию развития туризма в регионе или 1 208 400,0 тыс. руб. — по оптимистическому.

При этом индексы доходности при различных сценариях будут принимать следующие положительные значения:

— пессимистический сценарий: 1 110 300,0 тыс. руб. / 256 100,0 тыс. руб. = 4,3. Это показывает высокую экономическую значимость и эффективность программы при оценке ее в краткосрочной перспективе (2009—2011 гг.).

— оптимистический сценарий: 1 208 400,0 тыс. руб. / 256 100,0 тыс. руб. = 4,7. Эффективность программы еще выше [6].

Таким образом, существенным моментом в развитии инвестиционной активности и внедрении инноваций в регионах страны выступают особые экономические зоны различного типа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инструментарий государственно-частного партнерства является возможным и наиболее эффективным вариантом комплексного развития туризма в регионах России, совмещающим усилия и средства государства и частных предпринимателей. Последним будет создан привлекательный инвестиционный климат в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, которая, в свою очередь, образует положительный эффект для бюджета региона и начинает формирование самодостаточной отрасли туризма в регионе.

Список литературы

1. Кабашкин В. А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. М., ООО «МИЦ», 2010.

2. Латыпов В. С. Государственно-частное партнерство в развитие культуно-познавательного туризма // Финансовая аналитика: проблемы и решения», № 3 (27), 2010.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25.12.2009 № 340-Ф3.

4. Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009—2011 годы: постановление Кабинета министров республики Татарстан от 31.12.2008.

5. Островский А. Китай. Особые экономические зоны— удачный социально-экономический проект // Человек и труд. 2004. № 6. URL: http://www.chelt. ru/2004/6-04/ostrovski_6-04.html.

6. Официальный сайт Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. URL: http://www.mdmst.tatar. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.