УДК 338.48
технопарки туристского профиля как основа инновационного развития
регионов
Ю. в. темный,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов,
директор E-mail: vkfrmat@yandex. ru российская международная академия туризма, Волжско-Камский филиал
Развитие въездного и внутреннего туризма является одним из приоритетных направлений развития ряда регионов России, который способствует росту их конкурентных преимуществ и стабилизации экономических показателей за счет иностранных и отечественных инвестиций. Основой инновационного развития многих регионов постепенно становятся технологические парки туристского профиля. В статье дан анализ сильных и слабых сторон технопарков, определена перспектива их дальнейшего развития.
Ключевые слова: инвестиции, туристский технопарк, кластер, туристская инфраструктура, проект, внутренний туризм, автотуризм, развитие, регион.
Важным инструментом развития туризма в России в настоящее время является федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011—2018 гг., принятая постановлением Правительства РФ от 02.03.2011 № 644 (далее — ФЦП) Принципиальной особенностью этой программы является использование модного сегодня кластерного подхода, применяемого в строительстве, образовании и других видах экономической деятельности (ВЭД).
Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, про-
изводством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.
Успешные технологии, примененные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая ускоренный возврат как государственных, так и частных инвестиций.
Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных видов экономической деятельности для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.
Структурообразующими функциональными элементами ФЦП являются туристско-рекреацион-ные и автотуристские кластеры, в рамках которых
на отдельных территориях регионов, формирующих перспективные туристские направления, будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры. Задачей инфраструктуры является обеспечение интенсивного прироста внутреннего и въездного туристских потоков, оказывающих мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг в смежных секторах национальной экономики.
Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности — коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой.
Автотуристские кластеры объединяют предприятия и организации, представляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов.
Исходя из паспорта ФЦП, предложен и механизм ее реализации, который, по мнению разработчиков, предусматривает использование комплекса организационных и экономических мероприятий, необходимых для достижения целей и решения задач программы. В основу механизма реализации программы заложены следующие принципы, обеспечивающие обоснованный выбор мероприятий, сбалансированное решение основных задач:
1) консолидация средств в целях реализации приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации;
2) комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма с использованием кластерного подхода при отборе проектов, планируемых для реализации в рамках ФЦП;
3) привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;
4) эффективное целевое использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов и показателей ФЦП;
5) приоритетность услуг и работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма;
6) недопустимость дублирования мероприятий, включенных в ФЦП, и мероприятий, реализуемых с
использованием иных финансово-организационных инструментов;
7) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере защиты окружающей среды.
Неотъемлемой составляющей частью механизма реализации ФЦП является формирование и использование современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные инвестиционные проекты для финансирования в рамках программы, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов проводятся на всех стадиях реализации программы и основываются на принципах взаимосвязанности, объективности, компетентности и независимости.
Вместе с тем у данной ФЦП и у других программ, разработанных в области развития туризма органами исполнительной власти субъектов РФ, имеются существенные недостатки. Остановимся лишь на некоторых из них.
Так, следует отметить недостаточно глубокую проработку в программах вопросов управления. Такие общеизвестные функции управления (менеджмента), как организация и мотивация, проработаны очень слабо. В упомянутых программах за редким исключением не затрагиваются организационно-хозяйственные отношения, организационные формы и механизмы их реализации и мотивации. Последний факт, безусловно, скажется на эффективности реализации программ и развитии туризма в целом. А отмеченные достоинства программы могут остаться лишь на бумаге.
Примером в этом отношении может служить опыт Республики Татарстан по развитию туризма, специалисты которой одними из первых в Российской Федерации стали использовать кластерный подход. Однако выделение тех или иных туристских кластеров требовало поиска и новых организационных форм, в рамках которых можно сформировать выделенные туристские кластеры. Такой организационной формой стал созданный в соответствии с Указом Президента Татарстана от 25.08.2008 туристско-оздоровительный парк «Камские поляны».
В настоящее время сформированы границы ту-ристско-оздоровительного парка (ТОП), в которые
РЕгионАльнАя экономика: теория и практика
15
входят территории пяти муниципальных районов республики с центром в Камских полянах. Территория парка общей площадью 103 015 га расположена в географическом центре Республики Татарстан, входит в Камскую туристско-рекреационную зону регионального значения, характеризуется благоприятными природно-климатическими условиями.
Однако, несмотря на использование в проекте кластерного подхода и государственно-частного партнерства, в целом его эффективность с точки зрения развития туризма считается невысокой, выделенные кластеры в большей мере остаются лишь на картах и схемах. Этот парк нельзя назвать и инновационным, ведь техника и технология обслуживания туристов остаются если не старыми, то традиционными. До настоящего времени ни администрация парка, ни специалисты Министерства по делам молодежи, спорта и туризма РТ не могут найти частных инвесторов для инвестирования программ парка из-за низкой мотивации такого участия бизнеса.
Опыт Татарстана и других регионов РФ по развитию туризма требует более эффективных форм организации. Представляется, что одной из таких форм, помимо свободных туристско-рекреа-ционных зон, могут стать технопарки туристского профиля.
С одной стороны, туристские технопарки, расположенные в уникальных природно-климатических зонах, не могут нанести существенного ущерба их экологии. С другой — опыт функционирования технопарков в Японии, Китае, Индии, да и ряде регионов России (включая Татарстан) свидетельствует о том, что именно в них сегодня создается значительная доля инновационной техники и технологий, которые позволяют проводить реальную модернизацию регионов, становясь, таким образом, основой инновационного развития этих регионов.
Анализ деятельности туристско-оздоровитель-ных парков Канады, США, Европы, Юго-Восточной Азии, арабских государств позволяет сделать вывод о том, что они по своему характеру являются, как правило, монопрофильными, с одним или двумя направлениями развития туризма. С одной стороны, это национальные парки, где развивается экологический, этнокультурный, рекреационный или экстремальный туризм. С другой стороны — это парки развлечений.
В общепринятом понимании технологический парк, технопарк (англ. Industrial park) — новая фор-
ма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий и их подразделений [2].
Создание технопарка преследует цели ускорения разработки и применения научно-технических и технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов, использованию оснащенной производственной, экспериментальной, информационной базы. Преимущества использования основополагающих принципов технопарка в реализации проектов создания туристских технопарков очевидны. Концентрация и взаимная близость большого количества предприятий одной целевой направленности способна создать в технопарке синергетический эффект, обусловленный возможностью постоянного обмена новой информацией, полезными разработками и кадрами. Это удобно и для инвесторов, которым в таких условиях будет легче ориентироваться в поисках интересующего проекта.
Дополнительные преимущества технопарка: любая инновационная компания сможет иметь рядом все необходимые консалтинговые фирмы. Центры коллективного пользования оборудованием, информационными базами помогут решить проблему нехватки техники и доступности информации. Более того, единая концепция и взаимодействие организаций даст участникам-резидентам парка возможность совместного создания новых проектов, обсуждения направлений, по которым следует вести разработки. Немаловажным преимуществом региональных технопарков является возможность получения определенных предпринимательских преференций от местных властей. Создание технопарков подобного рода предполагает формирование системы взаимодействия учреждений науки и образования, инфраструктуры технопарка и предприятий туристско-оздоровительного профиля. Как правило, технопарки создаются при высших учебных заведениях, НИИ на локальной территории, объединяют группы однопрофильных компаний или компаний, ведущих свою деятельность в сопредельных областях науки и техники в рамках единой инфраструктуры. Данные факты подтверждает и соответствующая статистика.
концепция будущих туристских технопарков во многом отличается от общепринятых стандартов, что определяет ее уникальность.
Во-первых, уникальной особенностью, исходя из выделенных кластеров, является его многопро-фильность. Данный технопарк может представлять собой синтез нескольких направлений туристской индустрии, формирующих определенное число своего рода «тематических» элементов или точек роста инновационных бизнесов. Ядром каждого элемента кластера может выступать определенное направление туристско-рекреационной деятельности, как, например, оздоровление и рекреация, экстремальный туризм, экотуризм, этнический туризм и др.
Во-вторых, реализация данной программы может быть построена на основе гибкой системы участия вузов и вузовской науки в функционировании технопарка. Помимо стационарных исследовательских центров и лабораторий технопарк может быть использован в качестве основы для подготовки специалистов как туристского, так и смежных профилей. Специалисты вуза помимо основной деятельности могут принимать участие в системе менеджмента технопарка, компании-участники могут быть задействованы в процессе обучения и консультирования студентов. Кроме того, студенты различных вузов могут быть задействованы в работе технопарка в качестве недорогого обслуживающего персонала в период прохождения всех видов практик и стажировок, а также принимать участие в научных исследованиях, в написании специализированных проектов и работ. Такое сотрудничество имеет не только взаимовыгодную научно-практическую, но и экономическую ценность.
В-третьих, специфической чертой нового туристско-рекреационного технопарка может стать его отдаление от больших населенных центров и вузов, что в мировой практике наблюдается крайне редко. Данный фактор отличает будущий технопарк от классической концепции, в которой технопарки, как правило, располагаются на площадях вузов и используют его инфраструктуру. Это определяет «виртуальность» механизмов сотрудничества науки и предпринимательства. Представляется очевидным, что идея будущего технопарка должна быть построена на принципах так называемых «виртуальных» технопарков, которые интегрируют в единую инновационную инфраструктуру. Система менеджмента данного объекта должна быть построена на базе новейших информационных технологий.
В-четвертых, уникальность будущего технопарка определяется и масштабами его функциони-
рования. Как известно, половина мировых технопарков относится к малым по площади (не более 20 га) и по численности рабочих мест (менее 300), тогда как предполагаемая площадь под строительство технопарка может составлять около 250 га и более и обеспечить более 3 000 рабочих мест.
В ряде городов России можно отметить несколько уникальных проектов, имеющих туристскую и рекреационную направленность. Так, например, в Иркутске планируется создать экологический технопарк и туристический комплекс на базе Ботанического сада Иркутского государственного университета. Рабочий вариант проекта включает в себя создание на базе Ботанического сада и Кайской рощи ряда этнических и тематических парков: библейского, японского, китайского, французского, немецкого, байкальского, а также учебного зоопарка, аквариума, планетария, сети музеев, заповедника, экологической тропы, оранжерей. В технопарке ученые будут «генерировать» инновационные разработки в области экологического природопользования. Коммерческое наполнение проекта составят туристические услуги. В буферных зонах возможно строительство кафе и отдельных развлекательных объектов, на основной территории разместятся этнические парки, научно-образовательные центры и конференц-залы [1].
Планируемый комплекс «Переславского технопарка», помимо офисных помещений, производственных площадей, складских помещений и жилых домов, включает строительство и туристических объектов — культурно-спортивных, торговых. Основная идея технопарка — развитие инновационно-производственного и туристического направлений [4].
В странах СНГ предлагается создать в Крыму Экологический технопарк — структуру, которая займется внедрением инновационных технологий в области энергосбережения, защиты окружающей среды и будет также являться объектом туристского интереса [3].
Особенно перспективной данная форма организации туристской деятельности может стать на туристском направлении «Юг России» (прежде всего в Краснодарском крае и Республике Адыгея). В данном регионе есть все необходимое для создания любых туристских кластеров. Так, например, на горе Фишт расположен самый западный ледник Кавказа, с которого начинаются «Кавказские Альпы». Здесь на горе Оштен круглогодично можно
заниматься горными лыжами. Для начинающих горнолыжников и детей хорошо подходят склоны гор Большого и Малого Тхачей.
Отметим, что перепад высоты от истока до устья реки Белой больше, чем у реки Терек. Прекрасный объект для туристского кластера — рафтинг, водный туризм.
Этот прекрасный регион словно специально создан для кластеров экологического, оздоровительного, экстремального и иных видов туризма с пешими и конными маршрутами по высокогорным плато и пастбищам Лагонаки и Абаго. В рамках туристского технопарка можно организовать такой подбор туристских кластеров, который может в целом снять сезонность туристской деятельности в рассматриваемом регионе.
Вместе с тем необходимо и создание кластера, связанного с производством товаров для туризма. И это не только производство разнообразных сувениров, карт, схем, буклетов, одежды, снаряжения для туристов. Как правило, представители горских народов не жалуют сферу обслуживания и услуг. Примером тому является Черногория, где черногорцы предпочитают не работать в этой сфере. Такая позиция существует и на Северном Кавказе. Поэтому именно здесь необходимо создавать производство «умных домов» для туристов с центрами НИОКР по изготовлению солнечных батарей для обогрева туристских поселений (в ряде мест в этом районе более 280 солнечных дней в году), а также по производству агрегатов, превращающих энергию ветра и воды в электрическую энергию и др.
Реализация программы создания туристских технопарков требует от государства развития инфраструктуры туризма, а также проведения согласованной бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, амортизационной, валютной и таможенной политики республиканских и муниципальных органов власти, на территории которых будут располагаться технопарки туристского профиля. Отрадно отметить, что вопросы развития туризма находятся в
поле зрения руководства страны. Так, 11.03.2012 на совещании в Краснодаре Д. А. Медведев подчеркнул решающее значение вклада государства в инфраструктурное обеспечение сферы туризма, а также важное значение научного и кадрового обеспечения региональных долгосрочных целевых программ по развитию туризма как необходимое условие повышения качества услуг туристской индустрии. Мультипликатор туристских поступлений (доходов) для различных регионов России колеблется от 1,04 до 4. Для центрального района, например, он составляет 1,2, для района Большого Сочи — 4 [5].
Как представляется, мультипликатор туристских поступлений (доходов) в технопарках туристского профиля может достигнуть 2,5—3. Кроме того, такие технопарки будут способствовать повышению уровня занятости населения в рассматриваемом регионе. От бизнеса реализация программы создания технопарков требует главного: инвестиций в туристские кластеры. Создание туристских технопарков находится в стадии разработок. Однако данное обстоятельство не является существенным препятствием к созданию и реализации подобных проектов.
Список литературы
1. Инновационная инфраструктура: мировой опыт создания технопарков // Теория и практика управления. 2004. № 5.
2. РайзбергБ. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Сергеева Ю. Ботанический технопарк. URL: http://www. baikalarea. ru/irkutsk/greenzones/ botanpark.htm.
4. Тамарова С. В. В Переславле планируют построить технопарк. URL:http://www. pereslavl. info/page-id-1053.html.
5. Темный Ю. В. , Темная Л. Р. Экономика туризма: учебник. М.: Финансы и статистика; ИН-ФРА-М, 2010.