Научная статья на тему 'Анализ факторов формирования и развития туристско-рекреационного кластера на территории республики Калмыкия'

Анализ факторов формирования и развития туристско-рекреационного кластера на территории республики Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / РОМБ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манцаева А. А., Деликова Т. Г.

В статье рассмотрены проблемы и перспективы создания туристско-рекреационного кластера на территории Республики Калмыкия. Все факторы развития такого кластера были выявлены и структурированы на основе «ромба конкурентного преимущества» М. Портера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов формирования и развития туристско-рекреационного кластера на территории республики Калмыкия»

МАНЦАЕВА А.А., ДЕЛИКОВА Т.Г.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ

КАЛМЫКИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы и перспективы создания туристско-рекреационного кластера на территории Республики Калмыкия. Все факторы развития такого кластера были выявлены и структурированы на основе «ромба конкурентного преимущества» М. Портера.

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, кластерный подход, факторы развития, ромб конкурентного преимущества, инфраструктура.

Поиски подходов к повышению эффективности туристической деятельности привели к росту популярности кластерного подхода, предполагающего географическую локализацию предприятий туризма, в основном средних и малых, и смежных с ним отраслей и организаций, участвующих в разработке, производстве, продвижении и продаже туристского продукта. В нашей стране кластерообразование в отрасли туризма также находится в стадии активного развития, о чем свидетельствует принятая в 2011 году Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (далее ФЦП)[1].

На сегодняшний день в рамках этой программы уже реализуется 55 инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в различных субъектах РФ, прошедших конкурсный отбор [2]. Стоит сразу уточнить, что в данном исследовании под туристско-рекреационными кластерами мы будем понимать группы географически взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, которые формируют и обслуживают туристические потоки, осуществляют совместную маркетинговую и рекламно-информационную деятельность, используя при этом туристские ресурсы территории, специализированную туристическую инфраструктуру, локальные рынки труда [3].

Республика Калмыкия также участвовала в конкурсе на включение в перечень мероприятий второго этапа (2015-2018 гг.) реализации ФЦП с проектом «Туристско-рекреационный бальнеологический комплекс в Яшалтинском районе Республики Калмыкия», однако не вошла в список «регионов с высоким туристским потенциалом». Среди явных причин, послуживших поводом для отклонения проекта, можно назвать неразвитую инфраструктуру гостеприимства (Таблица 1) и недостаточное маркетинговое продвижение туристского продукта республики на российском и международном рынках. Вместе с тем, для минимизации вероятности подобных отказов и разработки конкурентоспособных проектов в дальнейшем необходимо подробно исследовать и учесть все факторы, влияющие на развитие (или сдерживающие) туристско-рекреационного кластера. Таким образом, целью настоящей статьи является анализ факторов формирования и развития туристско-рекреационного кластера в Республике Калмыкия.

Таблица 1

Сводные статистические данные туристской деятельности _в Республике Калмыкия [15] ___

2010 2011 2012 2013 2014

Число мест в коллективных средствах размещения, тыс. единиц 1,4 1,7 0,7 0,7 0,8

Численность работников турфирм (включая внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам ГПХ), человек 10 16 17 20 22

Среднесписочная численность работников в коллективных средствах размещения (без внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам ГПХ), тыс. человек 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

2010 2011 2012 2013 2014

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания), млн. рублей 0,2 0,1

Объем платных туристских услуг, млн. рублей 48,7 47,1 71,2 74,6 72,3

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. рублей 61,0 67,9 73,9 55,8 60,3

Площадь номерного фонда в коллективных средствах размещения, тыс.кв.м. 20,4 14,7 14,6 14,8 15,1

Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек 13,9 22,5 24,6 35,5 30,0

Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек 2,9 5,8 4,8 4,2 2,6

Для выявления факторов формирования и развития туристско-рекреационного кластера нам представляется возможным использовать «ромб конкурентного преимущества» М. Портера - эффективный инструмент, раскрывающий феномен успешности кластеров [4]. Адаптация его к специфике туристской отрасли позволяет структурировать все детерминанты и предпосылки создания и развития в регионе туристско-рекреационного кластера в единую схему (Рис. 1). Рассмотрим каждую из вершин ромба применительно к Республике Калмыкия.

Рисунок 1. Факторы формирования и развития туристско-рекреационного кластера

Условия факторов производства

Географические и климатические особенности территории

Республика Калмыкия расположена на юге страны, в низовьях р. Волга. Протяжённость ее территории с севера на юг - 458 км, с запада на восток - 423 км. Наличие приграничных территорий (на юге - Республика Дагестан, на юго-западе - Ставропольский край, на западе - Ростовская область, на северо-западе - Волгоградская область, на востоке -Астраханская область) и трасс федерального значения может служить основой для транзитного и делового туризма.

Территория республики представлена степной, полупустынной и пустынной (на востоке) зонами с резко континентальным, засушливым климатом, что, по сути, является достаточно экзотическим явлением в РФ. При этом разнообразие природно-ландшафтных условий позволяет условно разделить территорию республики на пять зон: северная, северовосточная, восточная, западная, центральная, юго-западная и юго-восточная (Рис 2).

Природно-рекреационные объекты и историко-культурное наследие региона приведены в Таблице 1 в разрезе предложенной схемы зонирования.

Сарпинские озера и заказник федерального значения

Природный парк РК (туристические стоянки в Волго-Ахтубинском междуречьи)

Объекты культуры (храмы, музеи, национальная кухня, спорт, минифермы, «этностоянки»)

оз. Маныч-Гудило (наблюдение за птицами) пеший маршрут с 1 яппепя по 5 мая

Чограйское вдхр., Парк Мира

О Я^иули Побережье

Каспийского моря

(цветение лотосов)

ЧОрНОЮМОПЬСКЮ! р-н / \ 1 н / у! ( \

/ 1 0 п. Кои^омольоли )

«Черные Земли» (наблюдение за сайгаками) пеший маршрут, круглогодичный/20 марта до 15 июня

о

г.Лагамь

Лаганс<ий р-н

Рисунок 2. Потенциал развития туризма в Республике Калмыкия

Таблица 2

Туристские ресурсы Республики Калмыкия в соответствии с зонированием

Зона География/ Районы Природно-рекреационные объекты Историческое и культурное наследие

северная Малодербетовский Октябрьский Сарпинский Кетченеровский Озера Барманцак, Цаца и Сарпа, входящие в систему Сарпинских озер, богаты рыбой (линь, карась, окунь, щука и др.). Озеро Цаган-Нур считается священным и обладающим лечебным действием; Сарпинский заказник (195,5 тыс. га) - территория охраны и восстановления редких степных животных и птиц (сайгак, степной орел, журавль-красавка, стрепет дрофа, канюк-курганник, а также растительные полупустынные сообщества) Музей-заповедник «Хлебниково поле» посвященный деятельности поэта Серебряного века В. Хлебникова; Степные курганы примерно 2000 г. до н.э. эпохи бронзы с погребениями, принадлежащими скифо-сарматской культуре; Ступа Просветления, 1999 г.п.; Статуя Белого Старца (Цаган Аав); Годжуровский хурул; Обелиск на могиле воинов 115 Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии и др.

северовосточная Юстинский Береговая линия р. Волга в п. Цаган-Аман. Национальный природный парк в Волго-Ахтубинском междуречьи занимает 4323 га и богат флорой и фауной. Цаган-Аманский Хурул удивляет как внешним видом -пагода с золотистой крышей и резьбой по дереву, так и внутренним убранством - в алтарной части расположена скульптура Будды Шакъямуни высотой более двух метров. Стены храма увешаны иконами, большей частью привезенными из Тибета и Монголии, с изображениями буддийских божеств. Здесь же находятся великолепные бронзовые скульптуры божеств, выполненные непальскими мастерами.

восточная Яшкульский Черноземельский Озеро Бузга славится чистейшей, прозрачной водой. Состинские озера - место гнездования порядка восьмидесяти разновидностей птиц, среди которых черноголовые журавли, кудрявые пеликаны, савки и другие; Биосферный заповедник «Черные земли» -единственная в Европе антропогенная пустыня и место обитания антилоп-сайгаков В интерьере Яшкульского хурула много старинных буддийских икон - танка, выполненных на ткани, в т.ч. с изображением Бодхисаттвы Авалокитешвары (калм. Арьябала). А в библиотеке хурула хранятся бесценные труды: Ганджур (свод буддийских канонических текстов) и полное собрание трудов ламы Цзонхавы на тибетском языке

западная Яшалтинский Городовиковский Озеро Соленое, Озеро Большое Яшалтинское обладают санаторно-курортным потенциалом благодаря бальнеологическим целебным грязям. В 2016 году в пионерском лагере «Лесная сказка» состоится очередной слет всероссийского молодежного В первом в Европе тантрическом монастыре Владыки Цзонхавы в городе Городовиковске хранится уникальная реликвия - кусочек черепа Ламы Цзонхавы.

форума «Селигер», в связи с чем планируется провести капитальный ремонт детской здравницы

центральная Приютненский Целинный г. Элиста Озеро Маныч-Гудило, на островах которого гнездятся редчайшие виды птиц, занесенные в Красную книгу России: розовый и кудрявый пеликаны, черноголовый хохотун, колпица и другие. Посредине озера Маныч-Гудило находится остров Водный, на котором обитает табун диких лошадей-мустангов В национальном природном парке «Бамб-Цецг» в последние годы проводится фестиваль «Гимн тюльпану». Здесь и практически на всей территории республики испокон веков растут тюльпаны Биберштейна и тюльпаны Шренка самых различных расцветок. Наличие целебных источников (п. Хар-Булук, Ялмта, Арнурский. с. Троицкое) и курганной гряды. Самый большой в Европе хурул (высота 64 м), Хурул Сякюсн-Сюмэ, статуя Будды Шакьямуни, Золотые Ворота Алтн Босх, город шахмат «Сити Чесс», римско-католическая церковь приход Святого Франциска, Казанский кафедральный собор, множество скульптур и памятников, выполненных в восточном стиле и др.

юго-западная Ики-Бурульский Чограйское водохранилище. Климато-кумысная лечебница в п. Лола. Зоологические заказники «Южный» (91,2 тыс. га) и «Зунда» (38,4 тыс. га), организованные на базе охотничьих промысловых участков. Парк Мира и крупнейшая Ступа Просветления в России и Европе в п. Ики-Бурул

юго- восточная Лаганский Территория прибрежной зоны Каспийского моря составляет 1,4 тыс. кв. км. и прекрасно подходит для палаточного отдыха и рыбалки; В дельте р. Волга находится Долина Лотосов - место цветения розовых лотосов, почитаемых всеми буддистами, цветов, обладающих лечебными свойствами. В Лаганском Хуруле хранятся уникальные реликвии -танка с изображением Будды Шакьямуни и гипсовые отпечатки ладоней Его Святейшества Далай-Ламы XIV. Субурган Просветления, Лотосовая ступа

Таблица разработана авторами

Физическая инфраструктура

Транспортная инфраструктура Республики Калмыкия преимущественно представлена сетью автомобильных дорог, важнейшими из которых являются трассы федерального значения М-6 «Каспий» Волгоград - Элиста, Р-216 Астрахань - Элиста - Ставрополь, А-153 Астрахань - Махачкала, Элиста - Арзгир - Минеральные Воды.

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом осуществляется только по направлению «Элиста - Ставрополь - Москва» и обратно с мая 2016 года один раз в три дня. Пока рано говорить о популярности этого рейса, однако стоимость билетов и время пребывания в пути значительно превышают аналогичные показатели автобусных перевозок по тем же маршрутам [5].

Воздушный транспорт в республике представлен столичным аэропортом «Элиста», сотрудничающим только с авиакомпанией «Руслайн». Авиационное сообщение выполняется по маршруту Элиста - Москва - Элиста (рейсы три дня в неделю). При этом стоимость авиабилетов на 30-50% выше, чем в соседних регионах, что обусловлено монопольным положением перевозчика на рынке услуг.

Ценными ресурсами в транспортном комплексе региона являются выходы к р. Волга и Каспийскому морю, однако устаревшая или вовсе отсутствующая инфраструктура (современные порты и причалы) препятствуют использованию водного транспорта.

Фактически единственным массовым видом транспорта в регионе является автомобильный. Автобусные перевозки осуществляются как на ближние (внутрирегиональные перевозки, поездки в соседние регионы), так и на дальние расстояния -Москва (1,2 тыс. км), Санкт-Петербург (2,0 тыс. км).

Информационно-коммуникационная инфраструктура республики представлена традиционными элементами связей и коммуникаций, включая провайдеров сотовой связи и сети Интернет.

Уровень распространенности фиксированного широкополосного доступа в Интернет в республике в 2014 году составил 8,5 абонентов на 100 человек населения, что ниже среднероссийского уровня в два раза (17 абонентов на 100 человек населения). По видимости этот недостаток компенсируется услугами мобильного широкополосного доступа в Интернет: число абонентов на 100 человек населения составило 66,6 (в среднем по РФ -64,5). Доля организаций, использовавших Интернет, выше, чем в среднем по РФ и ЮФО: 81,9% против 81,2 и 77,8 % соответственно.

Основным интернет-ресурсом продвижения туристских возможностей Республики Калмыкия является сайт «Калмыкия Тур» http://www.kalmykiatour.com/. На сайте размещена информация о регионе, его столице, достопримечательностях, праздниках, отелях и возможных туристических маршрутах и экскурсиях. О местных святынях и памятниках буддийской религии, истории их создания и национальных праздниках можно узнать на сайте http://khurul.ru/. Федеральные и региональные нормативные правовые акты в сфере развития туризма размещены на официальном сайте Министерства культуры и туризма Республики Калмыкия http://minkult08.ru/. Также много информации можно получить на различных региональных интернет-порталах (всего их порядка двадцати), наиболее значимыми из которых являются http://www.kalmykianews.ru/, http://kalmykia-online.ru/, http://vkalmykii.com/, http://smozaika.ru/ и др.

Инфраструктуру гостеприимства и досуга Республики Калмыкия можно охарактеризовать как слабо развитую. Всего в регионе, по состоянию на конец 2014 года, насчитывалась 21 (прирост на 3 единицы по сравнению с предшествующим годом) действующая гостиница и аналогичные средства коллективного размещения с общим номерным фондом 282 единицы (+32 единицы). При этом категория «Три звезды» присвоена только Сити-отелю «Белый Лотос», остальные средства размещения сертификатов соответствия не имеют.

Количество объектов общественного питания в 2014 году составило 544 единицы, совокупное количество посадочных мест на этих объектах - 26674 единицы.

Трудовые ресурсы

Среднегодовая численность занятых в экономике по виду деятельности «Гостиницы и рестораны» в 2014 году составила 2,5 тыс. человек (2,2% от общего числа занятых). Но стоит учитывать, что в данном секторе экономики очень высок процент работающих неофициально. В целом в республике зафиксирован дефицит квалифицированных кадров, влекущий за собой невысокое качество обслуживания.

Специализированных учреждений по подготовке кадров для сферы туризма в регионе нет. В местном ВУЗе ФГБОУ ВО «КалмГУ им. Б.Б. Городовикова» ведется подготовка бакалавров по специальности «Менеджмент» и курсы повышения квалификации по направлению «Экономика туризма», а в профессиональных лицеях готовят поваров, кондитеров и парикмахеров.

Научно-исследовательские ресурсы

Уровень развития научного потенциала в республике невысок. Так, по данным официальной статистики [6] число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в 2014 году составило 6 единиц с численностью персонала 213 человек, из них специалистов, занимающихся непосредственно научными исследованиями и разработками, -147. Внутренние затраты на научные исследования и разработки составили 75,8 миллионов рублей.

Всего в регионе в 2014 году насчитывалось 62 кандидата и 15 докторов наук, причем ФГБОУ ВО «КалмГУ им. Б.Б. Городовикова» - единственная организация, ведущая подготовку аспирантов и докторантов.

Есть и положительные моменты - это ежегодный рост числа патентных заявок с 2013 года в несколько раз (Таблица 3). К сожалению, только небольшой их процент удовлетворяется Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент). Также в 2014 году зарегистрировано резкое увеличение в использовании передовых производственных технологий (34 против 14 в 2013 году), однако собственные разработки в этом направлении в республике пока не ведутся.

Таблица 3

Поступление патентных заявок и выдача патентов в Республике Калмыкия [6]

2012 2013 2014

Подано Выдано Подано Выдано Подано Выдано

патентных патентов патентных патентов патентных патентов

заявок заявок заявок

на на на на на на на на на на на на

изобр полез- изобр полез- изобр полез- изобр полез- изобр полез- изобр полез-

е- ные е- ные е- ные е- ные е- ные е- ные

тения модел тения модел тения модел тения модел тения модел тения модел

и и и и и и

5 5 - 3 12 52 3 3 34 4 4 3

Доступность инновационных технологий

Современный туризм невозможно развивать без разработки и внедрения инновационных технологий, направленных на совершенствование обслуживания клиентов и расширения сервисных туристических возможностей. К основным направлениям инновационной деятельности в сфере туризма специалисты относят [7]:

• внедрение новых туристских маршрутов, выпуск нового туристского и

ресторанного продукта, предоставление новых гостиничных услуг и т.д.;

• применение новой техники и технологий;

• использование новых туристских ресурсов;

• применение новых способов и методов организации бизнес-процесса;

• открытие новых направлений и новых рынков сбыта и другое.

Как можно заметить, многие инновации, внедренные в других сферах хозяйствования, могут успешно использоваться в туристской отрасли. Например, разработки в сфере информационных технологий уже давно и широко используются гостиничными предприятиями, туристскими агентствами, транспортными компаниями. Создание туристского продукта, обслуживание туристов, бронирование авиа- и железнодорожных билетов - все эти процессы перешли на качественно новый уровень с внедрением последних разработок в сфере информационных технологий.

Количественный анализ состояния инновационного потенциала в Республике Калмыкия был осуществлен в 2012 году на основе экспертного опроса и оценивался как неудовлетворительный [8]. На сегодняшний день подобных исследований нет, и авторы вынуждены обратиться к официальной статистике, демонстрирующей достаточно скромные показатели (Таблица 4) и преимущественно негативную динамику (в сравнении с 2012 годом).

Тем самым можно сделать вывод, что инновационная активность в регионе не увеличилась, и инновационный потенциал по-прежнему невысок.

Таблица 4

Динамика основных показателей инновационной деятельности в Республике Калмыкия [6]

2012 2013 2014

Инновационная активность организаций в регионе - удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций, в процентах 1,2 4,8 2,4

Затраты на технологические инновации, миллионов рублей 55,6 8,7 15,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем инновационных товаров, работ, услуг, миллионов рублей 17,9 2,5 3,7

Организации, осуществлявшие инновации, обеспечивающие повышение экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг (в процентах от общего числа организаций, осуществляющих экологические инновации соответствующего субъекта Российской Федерации)

Условия стратегического развития и конкуренции

На сегодняшний день в регионе действует «Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года» (далее - Стратегия), ориентированная на кластерообразование в основных отраслях экономики - промышленности, сельском хозяйстве, туризме, а также транспорте и логистике. Сфера туризма регулируется следующими документами:

• Закон «О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия» [9];

• Государственная программа Республики Калмыкия «Развитие культуры и туризма Республики Калмыкия на 2013-2020 годы» от 28 июня 2013 г. № 327 [10];

• Концепция развития этнокультурного туризма в Республике Калмыкия на 20152018 годы от 31 декабря 2014 года № 305 [11].

Однако, несмотря на высокую заинтересованность правительственных институтов в реализации кластерных инициатив в сфере туризма, объективно существуют проблемы нечеткого видения перспектив и способов решения задач. Так, например, в Стратегии отсутствуют основные целевые показатели, мероприятия и механизмы реализации кластерного подхода, не учрежден координационный центр, что свидетельствует о недостатке системности в действиях региональной администрации. Также остается открытым вопрос о необходимых и достаточных условиях формирования конкурентоспособного туристского кластера.

Бизнес-климат в регионе

Как уже было сказано в самом начале статьи, на практике представителями бизнеса в туристско-рекреационном кластере являются преимущественно малые и средние предприятия.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия на 1 января 2016 года на территории республики осуществляют свою деятельность 33 средних предприятия, 169 малых предприятий и 914 микропредприятий, а также 9608 индивидуальных предпринимателя (в том числе главы крестьянско-фермерских хозяйств, частные нотариусы и адвокаты) [12].

В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 году в регионе была утверждена Республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2014-2017 годы». В рамках этой программы запланирован общий объем финансирования в размере 550 000 тыс. рублей за счет средств федерального и республиканского бюджета и оказание государственной поддержки 1710 объектам малого и среднего бизнеса.

Это уже второй подобный документ, ранее государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществлялась в рамках республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009 -2012 годы». За четыре года ее реализации финансовая поддержка была оказана 552 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 123 950 тыс. руб. Автономным учреждением «Центр развития предпринимательства» выдан 481 микрозайм на сумму 301 856,2 тыс. руб., предоставлено 24 поручительства на сумму 74 783,12 тыс. руб.

Несмотря на это, в целом бизнес-климат в регионе можно охарактеризовать как неблагоприятный. Более того, отдельные предприниматели считают, что бизнес в Калмыкии существует не благодаря, а вопреки государству, и достаточно скептически относятся к возможности получения какой-либо поддержки. Среди негативных моментов ведения бизнеса чаще всего называют слабую систему государственной поддержки, недоступность для предпринимателей финансовых ресурсов и квалифицированного персонала, высокий уровень коррупции и кумовства властных структур, высокие тарифы ЖКХ и дефицит (а местами и полное отсутствие) пресной воды, значительная доля теневой экономики и др.

По ряду вопросов, в том числе относительно административных барьеров и всевозможных проверок, мнение предпринимателей расходится, кто-то практически не сталкивается с ними в своей деятельности, кто-то сталкивается, но считает их не слишком обременительными, третьи считают их непомерно тяжким бременем, к которому невозможно приспособиться.

Таким образом, для организации эффективной работы по созданию благоприятного бизнес-климата необходим предварительный серьезный анализ потребностей предпринимателей.

Конкуренция с другими туристскими дестинациями

На сегодняшний день проекты по созданию отраслевых туристских кластеров разработаны и реализуются во многих регионах Российской Федерации [13]. Практически во всех этих субъектах предоставляется грантовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства сферы туризма. В целях продвижения туристских возможностей проводятся различные мероприятия международного и межрегионального уровня - бизнес-форумы, выставки, ярмарки и т.п., проводятся информационные кампании в специализированных средствах массовой информации, разрабатываются и изготавливаются печатные материалы (буклеты, путеводители, каталоги, календари и проч.) об услугах и продуктах туристских организаций региона.

В таблице представлены туристско-рекреационные кластеры в соседних и близлежащих регионах, а также в Республиках Бурятия и Тыва, способных составить

конкуренцию Калмыкии по уникальности восточной культуры и буддистскому вероисповеданию.

Таблица 5

Туристско-рекреационные кластеры в отдельных регионах РФ

Регион Название проекта Ориентация Стоимость Пери Статус Основные результаты

проекта, од проекта Создание Создание Создано Увеличение

(млн. реали обеспечива туристско дополнитель туристского

рублей) зации ющей инфрастру ктуры й инфрастр уктуры ных рабочих мест, (единиц) потока в год, (тыс. человек)

ЮФО

Республика Адыгея Туристско-рекреационный кластер «Ворота Лаго-Наки» Горнолыжный спорт, пешеходные прогулки 1415,31 20142018 Реализуется + + 440 420

Ставропол Туристско-рекреационный Водолечение 3779,3 2012- Реализуется + - >1800 142

ьский край кластер «Эко-курорт Кавминводы» 2018

Волгограде Туристско-рекреационный Культурно- 4487,3 2016- Реализуется + + 1073 664

кая кластер «Территория познавательный 2018

область Побед»

Краснодаре Туристско-рекреационный Пляжный отдых, 3084,85 2013- Завершен + + 1700 53,6

кий край кластер «Абрау-Утриш» санаторно-курортное лечение, детский отдых 2016

Автотуристский кластер Экотуризм, пляжный 2005,9 2015- Реализуется + + 110 7,3

«Можжевеловая роща» отдых, культурно-познавательный 2018

СКФО

Кабардино- Автотуристский кластер Экотуризм, лечебно- 2486,70 2015- Реализуется + + >360 67,3

Балкарская «Загариж» оздоровительный, 2018

Республика культурно-познавательный, экстремальный туризм

Республика Ингушетия Туристско-рекреационный кластер «Всесезонный Горнолыжный спорт, культурно- 2100,00 20142018 Реализуется + + 625 35,1

туристический центр «Ингушетия» познавательный туризм, водолечение

Чеченская Республика Туристско-рекреационный кластер «Кезеной-Ам» Горнолыжный спорт, культурно-познавательный туризм, водолечение 4320,12 20132015 Завершен + 228 65

Республика Дагестан Туристско-рекреационный кластер "Комплекс "Золотые дюны" в с. Крайновка Пляжный отдых 1219,21 20142016 Реализуется + + 150 5

Туристско-рекреационный кластер «Золотые пески» Пляжный отдых 464,4 20162017 Реализуется Транспортн ая инфраструк тура + 60 7,5

Сибирский федеральный округ

Республика Бурятия Автотуристский кластер «Байкальский» Культурно- познавательный, этно- конфессиональный, экотуризм, конный туризм 2182,00 20122017 Реализуется + >1200 400

Республика Тыва Туристский кластер «Сокровища Тувы», в том числе этнокультурный туристский комплекс «Алдын-Булак» Культурно- познавательный, этно- конфессиональный, экотуризм, грязелечение 1264,23 20152019 Завершен + + >280 24,6

Таблица разработана авторами

Условия спроса:

Наличие/отсутствие уникальных потребностей у туристов, как на российском, так и на мировом рынках;

Как следует из данных, представленных в Таблице 2, регион имеет ярко выраженный буддистский колорит, использование которого в полной мере способно удовлетворить потребности внутреннего и въездного туризма этно-конфессионального профиля. Причем Республика Калмыкия является единственным буддистским регионом, расположенным в густонаселенной европейской части страны, что определяет ее преимущество в транспортной доступности, по сравнению, например, с Бурятией или Тувой. По результатам социологического опроса жителей Центральной России центральный буддистский храм Калмыкии известен им в большей степени, чем другие объекты буддистской культуры в России [14].

Историческое наследие и культура местных жителей интересны и благоприятны для развития познавательного туризма, а уникальность флоры и фауны является источником спроса на охоту и рыбалку, эко и сельский туризм. Также республика располагает возможностями для развития сети домов отдыха и санаториев, чему способствует уникальная природа и наличие природных целебных источников, способствующих лечению кожных заболеваний.

Все это обеспечивало республике достаточно стабильный поток российских туристов и иностранных паломников. Однако в 2014 году в целом по России и, как следствие, в Калмыкии было отмечено резкое снижение числа иностранных туристов с 4188 (в 2013 году) до 2642 человек. Возможной причиной стала политическая нестабильность в России.

В том же году было зафиксировано уменьшение численности российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения с 34263 до 29268 человек. Вообще говоря, экономический кризис 2014 года, сопровождавшийся резким падением рубля в декабре, спровоцировал массовое банкротство российских туроператоров, но в то же время привлек значительный объем государственных и частных инвестиций в развитие внутреннего туризма [15].

Инвестиционная привлекательность Республики Калмыкия, по мнению известных рейтинговых агентств, остается одной из самых низких в России. Так «Национальное рейтинговое агентство» последние три года (2013-2015 гг.) оценивает ее (инвестиционную привлекательность) как умеренную и присваивает республике третий уровень [16]. А крупнейшее в России международное рейтинговое агентство «Эксперт РА» присваивает республике рейтинг «3С2 - незначительный потенциал - высокий риск» в аналогичный период времени [17].

Профильные и вспомогательные отрасли

Туризм является высокодоходной и быстрорастущей отраслью экономики, обеспечивающей высокий мультипликативный эффект, который достигается в связанных с туризмом отраслях производства, таких как транспорт, связь, торговля, строительство, общественное питание и др. Позитивное влияние туризм оказывает и на отрасли социальной сферы, поскольку сопровождается высокими требованиями к отраслям ЖКХ, образования, здравоохранения и культуры.

Выводы

Проведенный анализ существующих в Республике Калмыкия условий наглядно демонстрирует, что создание полноценного туристско-рекреационного кластера на территории республики сдерживается многими факторами. Прежде всего, это неразвитость в регионе транспортной и специализированной инфраструктуры, отсутствие единой стратегии и координационного центра формирования кластера, недостаточная активность властных структур в области продвижения туристских услуг региона, низкая инвестиционная привлекательность.

Более того, без комплексного взаимодействия компаний взаимодополняющих отраслей, органов государственного управления, учебных, информационных, маркетинговых

и других организаций невозможно создание конкурентоспособного туристского продукта, удовлетворяющего высоким требованиям потребителя. В целом при целенаправленной и ресурсообеспеченной региональной политике, требующей системных административных и экономических действий со стороны государства можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристического потенциала территории.

1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»: постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г., № 644 (ред. от 11.06.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/ (дата обращения: 02.02.2016 г.).

2. Изменения в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс] URL: http://www.nia-rf.ru/news/economy/26037 (дата обращения: 09.07.2016 г.).

3. Ferreira J., Estevro C. Regional Competitiveness of Tourism Cluster: А. Conceptual Model Proposal // MPRA Paper № 14853. Posted 25. April 2009.

4. Портер, М. Конкуренция: исправленное издание / пер. с англ. О. Л. Пелявского, А. П. Уриханяна, Е. Л. Усенко, И. А. Шишкиной. М.: Вильямс, 2005. 602 с.

5. [Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом по направлению «Элиста-Ставрополь-Москва»...] // Приложение к письму Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 02.06.2016 № 2092.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free doc/doc 2015/region/reg-pok15.pdf (дата обращения: 02.03.2016).

7. Чабанюк О. В. Инновационный менеджмент в туристской дестинации «Московский регион»: монография. М.: Логос, 2014. 207, [1] с.

8. Деликова, Т. Г. Анализ и оценка инновационного потенциала Республики Калмыкия на основе применения инструментария экспертного опроса / Т. Г.Деликова, Н. В. Ходыкова // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2012. Т.1. № 1 (24). С. 5-11.

9. Республика Калмыкия. Законы. О государственной поддержке туристской деятельности в Республике Калмыкия: закон Респ. Калмыкия от 17.02. 2006 г., № 257-Ш-З [принят постановлением Народного Хурала (Парламента) РК 16.02.2006 г., № 808--Ш]. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru/content/regional/22/206806 (дата обращения: 12.07.2016).

10. Государственная программа Республики Калмыкия «Развитие культуры и туризма Республики Калмыкия на 2013-2020 годы»: постановление Правительства Респ. Калмыкия от 28 июня 2013 г., № 327 (в ред. от 22.06.2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.pravo.ru/document/view/44993188/?not_paid_redirect=1(дата обращения: 12.07.2016).

11. Концепция развития этнокультурного туризма в Республике Калмыкия на 2015 - 2018 годы: приказ Мин-ва культуры и туризма Респ. Калмыкия от 31 дек. 2014 года, № 305 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/430562242 (дата обращения: 12.07.2016).

12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия / [Электронный ресурс]: URL: http://statrk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/statrk/ru/statistics/organizations/ (дата обращения 02.03.2016).

13. Федеральное агентство по туризму: офиц. сайт Мин-ва культуры РФ [Электронный ресурс]: URL: http://www.russiatourism.ru/content/8/section/81/detail/4124/ (дата обращения 12.07.2016).

14. Царьков, П. Е. Теория и методология прогнозирования религиозного туризма в буддистских регионах России // Новые исследования Тувы. 2015. № 4 (28) С. 14-25.

15. ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 к Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 г. № 534) [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/media/files/543XR6TAjd7NGQAWZJhIu0op7j5UhSZk.pdf (дата обращения: 12.07.2016).

16. Национальное рейтинговое агентство / [Электронный ресурс]: URL: http://www.ra-national.ru/ru/node/54760?field=field rat qual invest reg dist (дата обращения: 12.07.2016).

17. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/ratings/regions/2014/ (дата обращения: 12.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.